varandej: (Default)
[personal profile] varandej



Затерянный в горах промышленный город Майлуу-Суу, или Майли-Сай (22 тыс. жителей), куда мы с [livejournal.com profile] d_a_r_k_i_y_a ездили из Джалал-Абада - пожалуй, самое мрачное место Киргизии. Основанный в 1946 году на первых в СССР урановых рудниках, позднее известный на весь Союз своим электроламповым заводом, ныне это столь знакомое по постсоветским странам спившееся русскоязычное захолустье. Тем не менее, рассказ о Майлуу-Суу будет аж из двух частей - про жилую часть города и собственно урановые рудники.

Из областного центра в Майли-Сай несколько в день ходит маршрутка, причём идёт она практически пустой, то есть явно за муниципальные деньги. Впрочем, всё остальное время можно доехать на частниках по заполнению с пересадкой в Кочкор-Ате - и этот посёлок с последним перед горами базаром, и отворот на Майли-Сай от самой узбекской границы я показывал в позапрошлом посте. Ближайшим крупным городом в советское время был Андижан. ныне отрезанный границей. От Джалал-Абада досюда километров 80, из которых последние 25 - вверх по долине среди выжженных гор и пыльных обрывов:

2.


Майлуу-Суу - значит, "масляная вода": в здешних скалах есть залежи нефти: её обнаружили в 1903 году, а в 1909-14 действовало даже "Ферганское нефтепромышленное общество", впрочем бесславно загнувшееся на фоне Баку. Однако, на нижних окраинах Майли-Сая ещё можно видеть действующие "качалки", заставившие меня вспомнить карпатский Борислав. У этих двух городов правда немало общего: прошлое с добычей стратегического сырья, планировка в виде узкой "кишки" по долине, быстрая петляющая речка в овраге и - общая печать упадка.

3.


Но в общем-то, стория нынешнего Майлуу-Суу началась в Хиросиме: где-то читал, что Сталин был потрясён её разрушением немногим меньше, чем японцы, ведь появление атомной бомбы практически обесценивало всю вооружённую по последнему слову техники и закалённую тяжелейшей войной Красную Армию, и выход оставался в общем один - создавать свою атомную бомбу, а значит - где-то искать уран. В горах вокруг Ферганской долины ещё до Первой Мировой войны добывали радиобариты (которые покупала Германия), ну а конкретно Майли-Сайское месторождение открыл в 1929 году сам великий академик Александр Ферсман. И всего через год после взрыва над Хиросимой СССР уже добывал уран в низкогорных районах Тянь-Шаня - например, Каджи-Сай на Иссык-Куле или Янгиабад в Узбекистане. В общем-то, я даже не уверен, что Майли-Сай был среди действительно первым - но точно был самым крупным и развитым. По воспоминаниям старожилов, здесь сложилась совершенно особая многонациональная среда из пришлых специалистов и реабилитировавшихся депортантов, самыми влиятельными из которых оказались немцы и крымские татары. Зарисовки о жизни тогдашнего Малйуу-Суу ходят по интернету на вольном выгуле без явного первоисточника, но по ним складывается впечатлением, что в этом режимном "отдельно взятом городе" в годы расцвета урановых рудников таки построили коммунизм.

4.


Рудник закрылся в 1968 году, успев изрядно отравить долину радиоактивной пылью - собственно, впервые я узнал про Майли-Сай из какого-то "рейтинга самых загрязнённых городов мира", где он фигурировал вместе с Чернобылем и Норильском. Однако с "островком специалистов" среди пастбищ и диких гор надо было что-то делать, и на замену урановым рудникам в 1966-68 годах здесь построили крупнейший в СССР Майли-Сайский электроламповый завод, на котором в лучшие времена трудилось до 8000 человек. В принципе, киргизы мне намекали, что делались тут как бы и не только лампочки, а какая-то оборонная продукция. Что удивительно, завод жив и сейчас, несмотря на то, что в начале "нулевых" его пытались утопить конкуренты, а в 2009 Россия отказалась от ламп накаливания. Развешанные по городу рекламные щиты МСЭЛЗ выглядят жизнеутверждающе...  но глядя на остальной город, понимаешь, что в середине 1960-х его надо было просто закрыть и расселить, а завод построить где-нибудь поближе к цивилизации:

5.


На кадре выше виден местный "автовокзал" у советской стеллы видимо на старом въезде - то есть, лежбище маршруток и частников. Пятиэтажки за ними построены в 1970-80-е: вытянутый на добрых двадцать километров город зажат горами полосой максимум километровой ширины, "сверху" упирающейся урановые рудники, поэтому единственное направление роста - "вниз", в сторону Ферганской долины, ну а мы соответственно пойдём в обратную сторону, всё дальше в прошлое. От автостанции видны цеха лампового завода, на момент постройки замыкавшие город:

6.


Завод действительно работает - в бетонных корпусах слышен шум, над трубой клубится едва заметный дымок, в воздухе ощущается неприятный металлический запах. Жара за 30, к которой в октябре мы оказались морально не готовы, напряжённая тишина, яркое Солнце - в общем, атмосфера своеобразная и довольно гнетущая.

6а.


Быстрая речка Майлуу-Суу, по-русски было бы Маслянка. Чем-то это всё напоминает Град Обреченный из одноимённого романа Стругацких. Знать бы, что за одинокая гора маячит в перспективе - по карте там несколько вершин около 3500м.

7.


Заводоуправление МСЭЛЗ. Вдвойне странно, что город в таком упадке при работающем заводе! Вот уж точно - "разруха в головах", причём скорее всего не местных жителей, а бишкекских и джалал-абадских чиновников.

8.


Идём по улице Ленина. Прохожие - в основном киргизы, но речь вокруг звучит почти исключительно русская без акцента. Майли-Сай - едва ли не самый русскоязычный город Киргизии, по крайне мере Бишкек оставляет далеко позади.

9.


Магазинчик с деревянными украшениями - наверное, позднесоветской постройки. В соседнем киоске разливают какую-то местную минералку:

10.


Жара, малолюдие, запущенность:

11.


Слева дома, видимо построенные одновременно с ламповым заводом и мудрёно встроенные в узкую долину:

12.


Справа - по-киргизски простая мечеть, чуть ли не единственная новостройка во всём городе. Но религия у заводчан не в цене:

13.


Парк. А ведь на фотографиях Майли-Сай даже не так уж плох, по крайней мере пока:

14.


Главная площадь с рынком:

15.


В одном из дворов по соседству - ни то бювет, ни то насосная станция:

16.


По майли-сайским меркам тут столпотворение:

17.


А дальше начинается жилгородок, явно построенный в 1940-50-е для работников уранового рудника, и его первые от площади кварталы довольно оживлённые, дома здесь отличаются обилием пристроек со всякой торговлей:

18.


Оконные решётки в виде национального символа - очень красивая идея:

19.


Двор - вид совсем не киргизский, такой легко представить где-нибудь под Тулой:

20.


Что-то учебное:

21.


А запущенности добавляется с каждым кварталом, что опять же роднит Майли-Сай с Градом Обреченным:

22.


На высшей точке жилгородка - площадь с внушительных размеров кинотеатром сталинской эпохи:

23.


Напротив которого начинается сквер, спускающийся несколькими террасами к площади Ленина. На первой - ухоженный памятник Великой Отечественной. Учитывая, что построен Малйи-Сай был после её окончания, какие-либо эпитафии на нём отсутствуют, и от того он как-то очень похож на алтарь.

24.


Ниже ещё более ухоженный памятник некоему Максату Бостонбаеву - "революционеру" (как написано на постаменте), погибшему в 2010 году при штурме бишкекского Белого дома. Людей там полегло примерно столько же, сколько недавно на Майдане, но терминов вроде Тенгри-Жуз площади Ала-Тоо киргизы почему-то так и не придумали.

25.


А чуть ниже огромных размеров ДК, существенно превосходящий размером своего собрата в Джалал-Абаде. По здешней архитектуре легко подумать, что в 1950-е годы Майли-Сай был в КирССР городом №2 после Фрунзе.

26.


26а.


А площадь Ленина с памятником оному выглядит так, будто город заброшен:

27.


28.


29.


Улица выше площади совсем уж беспросветно мрачны и безлюдны:

30.


Ветхость, умирание, зарастание... Как бы из-за поворота не вышел громовой походкой ходячий памятник, но впрочем это значит, что где-то впереди нас, как Андрея Воронина с Изей Кацманом, ждёт Хрустальный дворец и возвращение на Землю.

31.


Однако здесь обнаружилась церковь, перестроенная из жилого дома:

32.


Такими однотипными малоэтажками застроена вся улица:

33.


Ещё характерны такие вот дома видимо начала 1960-х с угловыми верандами - нигде больше, даже в других городах Южной Киргизии, я таких не видел.

34.


А вот стадион на фоне опалёных гор вполне себе ухожен - всё-таки киргизы народ спортивный:

35.


Старый ЦПКиО - самая верхняя точка этой прогулки, за ним начнётся частный сектор, а дальше собственно район рудников и хвостохранилищ:

36.


Улица, по которой мы шли, под устрым углом сливается с улицей Ленина, и хотя ещё какие-то сталинки тянулись и дальше, мы решили идти обратно к базару и там поискать такси до урановых рудников. Мне было здесь некомфортно, мы явно привлекали слишком много внимания, за время этой прогулки успев трижды поговорить с не самым культурным людом. Добавьте сюда жару, пыль и едкий воздух - желание поскорее уехать становилось всё отчётливее.

37.


Нонсенс для Средней Азии - заброшенный рынок! Потребности города удовлетворяет базарчи, пооказанный в начале поста, а для более серьёзных покупок можно съездить в Кочкор-Ату.

38.


И в общем, если вам кажется, что этот пейзаж недостаточно мрачен - то лишь потому, что я ещё не показал его жителей. В принципе очень характерная деталь - гопонадпись на русском языке:

39а.


Среднестатические майли-сайцы выглядят примерно так - не алкаши, не люмпены, а просто угрюмые работяги, внешность которых словно и не изменился с 1970-х годов. В нынешнем городе 76% населения - киргизы, 10% - русские, 7% - узбеки, 4% - татары, но "на глаз" кажется, что русских, татар и всяких пришлых типа армян или немцев существенно больше.

39.


А этот вот нетрезвый дядька бродил в торговом квартале близ базара, ко всем приставая поговорить. Нам он даже спозировал, но отделаться от него мы потом не могли ещё минут 10 - шёл за нами несколько кварталов, лез с непонятными расспросами, хватал меня за руки ("Погоди, брат, послушай!") и наконец отвлёкся на каких-то девушек, шедших нам навстречу.

40.


На обратном пути нам повезло - он компостировал мозги каким-то людям на автобусной остановке. Но чёрт возьми, есть в его лице какая-то странная гордость - наверное, память о том, что с полвека назад он был одним из самых зажиточных и социально-защищенных рабочих тогдашнего мира.

41.


Как часто бывает, одни в тяжёлых условиях деградируют, другие - напротив, изо всех сил сохраняют лицо. Поэтому попадаются тут, напротив, неестественно интеллигентные типажи в старомодой одежде:

42.


Хотя в их руках зачастую сельхозинструмент. Есть в Майлуу-Суу и свой "кумтор", жуткое место, куда мы не доехали - но о нём кратко расскажу в следующей части.

43.


И в общем лицом Майли-Сая для меня стала вот эта женщина, приставшая к нам на безлюдной площади Ленина. От неё  пахло перегаром, но вглядитесь в это лицо - ведь в прошлом она явно была не продавщицей и не пескоструйщицей, а наверное каким-нибудь инженером. Я не запомнил, что она нам рассказывала, кроме того, что было это очень печально, но запомнил её имя - Аня Гейман.

44.


И какая у всего этого мораль? Если бы я был популярным блоггером, то передо мной значилось бы два варианта:
А. Киргизы угнетают русских и Путину надо ввести войска не в Крым, а в Ферганскую долину, но он этого не сделает, потому что ненавидит славян.
Б. Русские суть рабское быдло, стоящие на ступень эволюции ниже не только латышей и украинцев (как каждый добропорядочный человек знает с детства), но даже киргизов и узбеков, которым не так повезло с Трубой.

Но я блоггер не слишком популярный, потому сказал бы, что всё несколько сложнее, и феномен "депрессивного пролетарского города в странах Ближнего Зарубежья" вообще не имеет этнической природы. Просто все эти города строились на чужой земле, и их жители с Москвой и Ленинградом были связаны крепче, чем с окрестными хуторами, сёлами, кишлаками или джайлоо. Их жизнь вертилась у завода, на балансе которого были и школы, больницы, дома культуры, стадионы, библиотеки, автобусы, ЖКХ.... Распад СССР ударил по таким городам с удвоенной силой: деградация предприятий и инфраструктуры и отрыв от родины с её знакомой и понятной средой. Уровень их деградации пропорционален не доле русского населения, а уровню деградации всей страны - и какой-нибудь Даугавпилс лучше Майли-Сая ровно настолько. насколько Латвия богаче Киргизии. То есть - где-то в 10 раз.

В следующей части - на урановые рудники!

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Аракёль. Окрестности Кочкорки.
Дорогами нарынского Тянь-Шаня.
Нарын. Город на двух километрах.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Джалал-Абадская область.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Ошская область
Базары Южной Киргизии.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2014-03-10 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] Евгений Романов (from livejournal.com)
У нас в Воркуте очень много киргизов. Настоящих. Работают на рынках.
так вот, коспода, киргизы...
Вы ведь так не хотели жить вместе с русскими. Вы говорили, что русские - оккупанты, что они изувечили вашу древнюю великую культуру, что они эксплуатируют вас и выкачивают ресурсы из вашей богатейшей земли. Вы не хотели учить русский язык, язык захватчиков. Вы говорили русским: уезжайте, убирайтесь с нашей земли! Без вас мы будем жить богато и счастливо! Без русского сапога у нас тут будет высокая национальная цивилизация и демократия. И золотые унитазы.

Русские уехали. И что же вы? Не справились? Где ваши золотые унитазы, где спорт, культура, язык, где всё то, чему мешали русские оккупанты? Или русские оккупанты мешали только байству, рабству, бандитизму, разрухе и наркотрафику? Этого-то добра у вас теперь много. Вот она оказалась какая, ваша цивилизация.

Ну и ладно. Оно же всё теперь ваше, как вы хотели! Что же вы теперь сюда приперлись, за нами, за русскими? В наших туалетах за нами чистить наше дерьмо. Почему? Как так получилось?

Где же ваша национальная гордость, где ваша независимость, ведь всего этого было выше крыши, когда вы нас, русских, выгоняли со «своих» земель? Куда всё делось? Может, теперь признаетесь: да, русский брат, мы не справились. Мы не доросли до того, чтобы сами в своём государстве жить. Пожалуйста, прими нас обратно в свою семью. Может, русские вас и примут.

Но вы же не так, вы же лезете в дом к русским с чёрного хода! А может, я теперь не хочу вас у себя видеть? Ни гостями, ни слугами. Ни в каком качестве, просто не хочу, и всё.

Молитесь за русских. Не потому, что русские - господа, требующие себе особых почестей и уважения. А потому, что без русских - все погибнете. И 1/6 часть суши превратится в настоящее царство Мордора, уничтожаемое нищетой, разрухой и кровавыми междоусобицами.

Молитесь за великий русский народ. За то, чтобы он воскрес. За то, чтобы он был силен и крепок. Ибо сила и крепость русского народа - это сила и крепость Добра и Любви. Которая и вас всех защитит и обережет от любой угрозы и нужды.

Молитесь за русских. Потому что русские - это жизнь."

Date: 2014-03-10 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] haydamak.livejournal.com
Заменить в этом посту киргизов на кого-нибудь еще - и можно им этот же текст засылать

(no subject)

From: [identity profile] michael antonov - Date: 2014-03-16 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] poulsam.livejournal.com - Date: 2016-06-08 07:14 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-10 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Я не думаю, чтобы быть популярным, нужно быть ангажированным. Хотя, я например, из "популярных" читаю только жж Акунина - потому что он пишет интересно (блог намного интереснее его прозы). А из трэвелогов - Вас, Яровинда и Дохлый журнал Георгия griрhon275 (про который узнал от Вас). Причем Яровинда читать стал совсем недавно. Ну ещё уральского этнографа Илью Абрамова и вятского краеведа Константина Андреева.
Хороший рассказ, хоть и безрадостный.

Date: 2014-03-10 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Популярный - значит, с неколебимой уверенностью дающий предельно простые и примитивные ответы. Ибо более сложный ответ 10 000 читателей понятен не будет :(

Хорошие журналы.

(no subject)

From: [identity profile] yarowind.livejournal.com - Date: 2014-03-11 03:36 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-10 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] oladuh1.livejournal.com
Даугавпилс строился на чужой земле ради заводов? Хороший рассказ, интересный, а вот концовка вообще непонятная

Date: 2014-03-10 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну мне рижане объясняли феномен Даугавпилса примерно так: когда восстанавливали город после войны, туда для строительства заводов и работы на них свезли людей со всего СССР, и большинство тамошних русских - не коренные, а пришлые.

(no subject)

From: [identity profile] oladuh1.livejournal.com - Date: 2014-03-10 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] conrad.livejournal.com - Date: 2014-03-10 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oladuh1.livejournal.com - Date: 2014-03-10 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2014-03-11 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] phobos-ocean.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2014-03-11 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shimoff.livejournal.com - Date: 2014-03-11 01:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-10 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] noctu-vigilus.livejournal.com
Спасибо за посты.

Date: 2014-03-10 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
Иногда память выдаёт кульбиты в виде запоминания совсем каких-то посторонних вещей. Вот до сих пор помню документальный фильм по советскому телевидению (где-то начало 80-х) про главного архитектора города Майли-сай. Совсем молоденькую девушку, русскую немку. Фильм разумеется в духе "советские женщины самые женщины в мире". Помню как трогательно она рассказывала про свой город. Где она сейчас... Скорее всего в Германии...

Date: 2014-03-11 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] phobos-ocean.livejournal.com
Слава богу, если так

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Отличный рассказ - то, за что я люблю твой журнал! У тебя отлично получается описывать затерянные уголки бывшего СССР, до которых вообще никто не добирается, и это, кстати, отличная фишка. Как будто сам побывал в этом Майли-Суу, люблю такой трэш. А лампочки МСЭЛЗа и у меня дома когда-то были, я думал, эта аббревиатура означает какой-то Минский завод, если честно...

Date: 2014-03-11 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо!
Кстати да, лампочки да аббревиатура на "м" - ассоциации с Минском или в крайнем случае Могилёвом :)

Date: 2014-03-11 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
потрясающе написал, Илья. Молодец! :)

Date: 2014-03-11 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] nemtschin.livejournal.com
Очень интересно, спасибо!

Date: 2014-03-11 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Какие интересные дома! К сожалению, серию не удалось опознать.

Date: 2014-03-11 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Может, специально для Майли-Сая разработаны?

(no subject)

From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] chat-de-mer.livejournal.com
бывал там в конце 80х. визуально - мало что изменилось. точнее, вообще ничего. город начал умирать не после распада ссср, а гораздо раньше, когда кончился уран. добыча переехала на новые места, а люди остались. таких мест немало в киргизии, да и в других местах и странах. здесь, слава всевышнему, имеется ещё мощная подпитка - элз, в других местах, типа минкуша, и того нет.
помню поселок лесозаготовителей на байкале. лес вырубили, леспромхоз уехал, остались старики. электричество три часа в день, магазин приезжает раз в неделю. еду, например, хлеб - продают только местным жителям по паспорту, два батона в одни руки.

Date: 2014-03-11 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но вот честно, я видел немало мест, где завод давно сдох, а население наполовину разъехалось - однако вид гораздо приличнее.

Date: 2014-03-11 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com
Если судить по фото, очень живописный посёлок.

Date: 2014-03-11 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Особенно жители с последних кадров?

(no subject)

From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com - Date: 2014-03-11 03:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] kirill-moiseev.livejournal.com
Спасибо вам за ваши экспедиции и открытия мира для нас !

Date: 2014-03-11 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Так вот откуда лампочки с надписью "Made in Kirgyzstan", попадавшиеся мне в областных магазинах стройматериалов года четыре назад...

Date: 2014-03-11 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] shimoff.livejournal.com
Для коллекции вам нужно побывать еще в несостоявшемся городе атомщиков Щелкино в Крыму, тоже мрачнейшее и колоритнейшее место. Хотя теперь вот думаю: может, РФ возродит проект Крымской АЭС?

Date: 2014-03-11 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] Евгений Романов (from livejournal.com)
Думаю, шо таки да. Да и при помощи АЭС можно также решить проблему воды в Крыму.

(no subject)

From: [identity profile] phobos-ocean.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] albinos76.livejournal.com
Для того чтобы найти такой град,можно и не выезжать за границы РФ...
Печальный такой репортаж получился,но странно,что я бы наверное не отказался жить в таком городе.

Date: 2014-03-11 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не выезжая за пределы РФ можно найти практически что угодно :)
Если серьёзно, то подобную разруху можно встретить на Крайнем Севере, где некоторые города практически опустели. Но в более густонаселённых местах даже какой-нибудь Петровск-Забайкальский намного, намного приличнее. Поверьте уж на слово, это не пропаганда.

(no subject)

From: [identity profile] albinos76.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2014-03-11 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albinos76.livejournal.com - Date: 2014-03-11 03:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-11 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com
Спасибо, очень интересно. Разок бывал в этом городке в детстве, очень давно. Городок почти близнец узбекского Янги-Абада. Оба города - родственники таджикского Чкаловска, из урана, произведенного там, и была сделана первая советская бомба и запитан первый советский реактор (Википедия). И таких городков еще немало в Средней Азии. Скажем, Красногорск в Узбекистане, или Табошар в Таджикистане.

Date: 2014-03-11 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Большая тема, судя по всему. Когда соберусь в Ферганскую долину основательно - надо будет проработать "урановый маршрут" по ней.

Date: 2014-03-11 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] тат алекс (from livejournal.com)
выводы вааще непонятны?????????????

Date: 2014-03-20 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] zamorovo.livejournal.com
Да. Надо было держать паузу до конца.

Date: 2014-03-20 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] cuvka-burka.livejournal.com
Грустно,есля датая пожилая Аня Гейман,в прошлом молоденькая гл.архитектор города.
Город на фото атмосферный.Жить можно.

Date: 2014-03-21 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] suertudo-n.livejournal.com
Я сам родился и вырос в Майлисае (нынешнем Майлуу-Суу). Со своей стороны могу сказать следующее:
1) Насчет оборонной продукции на ЭЛЗ - конечно полная фигня. Мой дед был шахтером, сам я работал на этом заводе, и уверен, что никакой оборонной промышленности там никогда не было. Что касается по вашим словам местных киргизов, их там в помине не было когда открывался завод. В основном были немцы ( потомки военнопленных) и "шестилетники" ( это советские люди, которые волей или неволей побывали в концлагерях фашистов, и которых И. В. Сталин отправлял без разбору в Сибирь или в Среднюю Азию), кстати мой дед был одним из них.
2) Вы на фото подписали "Главная площадь с рынком". Это не так это не площадь и никогда ее не была. Площадь находится возле ДК.
А в остальном полностью поддерживаю автора описал жизнь города на 100 % (как бы это печально не было).

Date: 2014-05-17 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Ткаченко Валерий (from livejournal.com)
Сухо и скудно, проще сказать: Галопом по европам, с претензией на основательность, здравость, объективность и научность. Более того - касание уязвимой национальной темы с мудренным лукавством расставить все на свои места со своей колокольни. Я жил, учился и работал в этом городе в 1979 году. Этот город тогда уже имел особый статус, выгодно отличавший его от многих других азиатских городов. Национальные проблемы были уже тогда. Я помню противостояние киргизов и узбеков в общежитии ТУ-2, где жил я ( Техническое училище я закончил с отличием и работал на практике в стекольном цехе электролампового завода) . Ваш очерк - это очерк постороннего , сидящего в автобусе и проезжающего стороной пассажира по каким-то своим делам и оставившего неприятный след относительно живущих в нем жителей. Скажем так - оценка сделанная в торопях, дала повод рассуждениям на вроде о киргизах в Воркуте, которые не хотели жить с русскими. Конечно это не так.

Date: 2015-10-03 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] Любовь Истомина (from livejournal.com)
Совершенно согласна с Вами! Я написала первый раз, но убрали мою писанину.Второй комментарий пока сохранился.Спасибо,Вам за память о нашем городе.

Date: 2014-05-30 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] Ирма Панарина (from livejournal.com)
Да что не так.Все правда. Киргизы (не все конечно) не могли дождаться когда мы все от туда уедем. Очень жаль, что наш родной и многими ЛЮБИМЫЙ (БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ) город постигла такая участь. прошло уже больше 20 лет, но до сих пор ностальгия по прошлому в нашем прекрасном и чудесном уголке.

Date: 2015-04-14 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bonnder.livejournal.com
а сарказма то, а сарказма, что же вы злой то такой(?), аж не добрый :((

Date: 2015-04-24 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] cuvka-burka.livejournal.com
Заново-поглядел,интересно!
Солнце,дома,типажи...

Date: 2015-10-03 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] Любовь Истомина (from livejournal.com)
Что - же мой комментарий убрали?!

Date: 2015-10-03 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] Любовь Истомина (from livejournal.com)

Автор утверждает, что город - это "спившееся русскоязычное захолустье." По двум алкашам встретившимся Вам,вы очерняете всех горожан.
Вы гуляли по городу, когда народ весь на работе и встретив двух пьяниц очернили всех горожан.А спившуюся женщину сделали символом города.
Больно и стыдно читать такие публикации.
Совершенно согласна с вашим утверждением:"где-то читал" действительно. где-то,что-то...вы даже не знает,что в 1945 году в городе были американцы.
Мой отец застал ещё 1945 году в городе (тогда закрытом назывался почтовый ящик 200)американцев , которые
заставляли собирать урановые камни и на ишаках возить за боны (такие бумаги вместо денег, на которые давали продукты в своём магазине.)
Прежде чем писать о городе, хотя бы прочтите,что о нём написано другими людьми...

Вы пишите, что" в 2009 Россия отказалась от ламп накаливания" Называется слыхали звон, да не знали где он...

Сегодня, из производимых 229 млн. штук электроламп, завод поставляет свою продукцию: 20 % - в города Кыргызстана,
а 80 % электроламп экспортируется в страны ближнего и Дальнего зарубежья: в 20 областей России, в Азербайджан, Узбекистан,
Таджикистан, Казахстан, Туркмению, Украину, Грузию, Германию, Румынию, Болгарию, Голландию, Словению, Испанию, Чехию, Иран,
Афганистан и Китай.

Речку "Маслянкой"-никто никогда не называл, называли Майлисайкой..."
"Среднестатические майли-сайцы выглядят примерно так - не алкаши, не люмпены, а просто угрюмые работяги, внешность которых словно и не изменился с 1970-х годов."(Слова автора)
Жаль невозможно выставить фото на этой страничке.Зайдите на сайт "Одноклассники", там у меня есть альбом " Майли-Сай в лица" -
посмотрите какие люди живут и работаю в городе.Рисуют картины, пишут стихи,любят свой город.

Рубаи о Родине

Есть на свете такая, родная земля,
Где растут до небес вдоль дорог тополя.
Ничего нет милее, и нет мне дороже,
Чем у дома цветущая ветвь миндаля.

На фото женщина с сельхоз. инструментом - учительница Софья Кулигина и идёт она не на "Кумтор".как вы назвали, а на кладбище ухаживать за могилками,
хотя если бы она шла копать морковку,то и в этом ни чего страшного не было.
На другом фото, кстати низкого качества, по вашим словам встречаются:"неестественно интеллигентные типажи в старомодной одежде" и -
это учительница Клавдия Александровна с внуком...

Автор прошёлся и по по поводу религии, не увидев молящихся рядом с мечетью...
Поразили ваши слова:
"Киргизы угнетают русских и Путину надо ввести войска не в Крым, а в Ферганскую долину, но он этого не сделает, потому что ненавидит славян."
Нам такие защитники не нужны, которые сеют межнациональную рознь и провоцируют на погромы.И с чего вдруг такое резюме, что Путин ненавидит славян?!
А вы их любите ?Утверждая, что:"Русские суть рабское быдло, стоящие на ступень эволюции ниже не только латышей и украинцев
(как каждый добропорядочный человек знает с детства), но даже киргизов и узбеков, которым не так повезло с Трубой. " (слова автора)

"И какая у всего этого мораль?"- это ваши слова.Мораль такова - писать надо честно и объективно, показывая и тёмные и светлые стороны!
Кстати очень хотелось бы узнать: в каком городе живёт автор, не поленилась бы поехала.Нашла бы фото и алкашей, и помойки и ободранные здания.Уверяю вас.

Date: 2016-05-03 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] Лариса Коржова (from livejournal.com)
Браво, землячка!

(no subject)

From: [identity profile] chamanka.livejournal.com - Date: 2016-06-07 07:02 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 07:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios