varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В первой части с главными площадями и главными достопримечательностями я попытался опровергнуть тезис о Луганске как самом неинтересном областном городе Украины. Во второй же части пройдёмся в стремительно сгущающихся сумерках по Старому городу до вокзала.

Начнём поход буквально там же, где остановились в прошлой части - у памятника Борцам Революции (1936), которому принадлежит красная стенка слева. Название магазинов впечатлило - "джва года жду такой магазин" (с).



Каскад заканчивается на маленькой запущенной Почтовой площади - последней из четырёх. Вперёд уходят улицы Ленина и Маркса, на которых стоит большая часть Старого города.



А за спиной начинается завод имени Ленина - прямой потомок Луганского завода Карла Гаскойна с 200-летней историей. Официально - станкостроительный, но при Советах в первую очередь производил патроны. Отсюда и памятник "Ковавшим Победу". А за заводом Ленина начинается гораздо более крупный "Лугансктепловоз".



Сам "Лугансктепловоз" нам толком увидеть не удалось, но именно он стал в ХХ веке градообразующим предприятием Луганска. Крупнейший производитель магистральных тепловозов бывшего СССР был основан в 1896 году немецким промышленником Густавом Гартманом, и при Советах носил гордое название ВЗОР - Ворошиловоградский завод имени Октябрьской революции. Ныне заводом владеет Россия, так как многие его машины "Российским железным дорогам" заменить попросту нечем, а его продукцию (например, такую) хоть раз видел почти каждый, кому случалось ездить по России на поезде.
В общем, район "Лугансктепловоза" - самый большой наш пробел в осмотре Луганска. К слову, сохранился даже дом Гартмана в Длинном проезде за заводом - как и дом Юза в Донецке, в руинах. Увы, никаких шансов успеть туда у нас не было. Пойдём в Старый город, мимо художественного музея на той же площади:



В сущности, весь старый город, центр уездного Лугаска - три улицы под горой: уже упомянутые Маркса и Ленина и совсем глухая улица Даля. Как и во многих городах Донбасса (Мариуполь, Енакиево, Донецк), это не центр, а практически гетто с пыльными и безлюдными улицами.





Здесь попадаются отдельные неплохие дома 1880-1910-х годов, когда посёлок Луганский Завод стал уездным гороом:









Дворики на краю промзоны:



Замечательные артефакты. Помните эту моду на восточные единоборства времён Перестройки?



Перпендикулярные переулки ведут к улице Шевченко, которая и служит границей "цивильного" центра:



На улице Шевченко стоит дом Васнёва (1900) - самый внушительный в Старом Луганске, сгоревший видимо совсем недавно:



Напротив него на добрых 600 метров тянется дом "китайская стена", вдоль которой лежит кратчайший путь к вокзалу:



Перспектива улицы в сторону площади Борцов Революции. Обратите внимание на трамвайные пути - трамваи тут отличаются радикальной раздолбанностью, и ходят, поднимая за собой пыльные шлейфы. Но ходят при этом часто:



Над улицей нависает сквер, опять же представляющий собой небольшой "каскад", который завершает красивая сталинка (1952), больше всего похожая на вокзал:



На самом деле... Всё написано на фасаде, и что было, и что ныне. Дом Техники - видимо, такое прото-ЭКСПО, ведь Луганск был преимущественно машиностроительным городом:



В сквере людно, преобладающий контингент - мамы с детьми, так что может и не зря тут культуре учат. Очень впечатляют скульптурные группы по обе стороны крыльца, поставленные уже в эпоху независимости вместо сталеваров и токарей:



Нависая над Старым городом за квартал от его границы, Дом Техники является здесь если не доминантой, то ориентиром - его шпиль виден за домами почти отовсюду. Место действительно что надо - ранее здесь стоял Никольский собор (1841) - типичная заводская церковь на холме, благословляющая завод у реки. Таких много на Урале.



Теперь спустимся на две "ступеньки" - между улицами Маркса и Ленина расположилась площадь Революции, ныне ещё один довольно уютный сквер:



На каменной "сцене" - один из двух увиденных нами луганский Ильич, более старый. Внизу - целая скульптурная группа, посвящённая революционеру Александру Пархоменко. На заднем плане - новое здание Филармонии. Качество обеих фоток не ахти, согласен - были уже конкретные сумерки, до поезда оставалось полчаса, а снимал я с руки на ходу:



Наконец, в самом низу, и приречной промзоне - ещё один памятник. Это Владимир Даль, великий лингвист, составитель первого в России толкового словаря (1860-е). На памятнике он отрекомендован как Казак Луганский - это не сословное определение, а псевдоним, под которым учёный по молодости публиковал стихи. За спиной Даля - один из двух домов эпохи расцвета Луганского Завода (начала 19в.), где в 1918 году находился штаб Клима Ворошилова, а в 1927 обосновалась водолечебница (ныне то ли поликлиника, то ли санэпидстанция).



По соседству - музей Даля в доме, где он родился. А так как родился он в 1801 году в семье главного лекаря Луганского Завода датчанина Йохана Кристиана фон Даля, можно предположить, что этот дом - ровесник города, построенный Гаскойном вместе с заводом.



Дома по улице Даля - самой пустынной и самой запущенной.





В конце - вот такой странный функционалистический дом неопределённого возраста, напоминающий функционализм 1920-30-х годов ни то в Японии, ни то в Скандинавии.



Ну а левее - едва ли не самая впечатляющая постройка Луганска, и уж точно самая оригинальная: гостиница "Украина". На неё мы ещё посмотрим с фасада:



Улица упирается в приземистый и незыблемый ДК Железнодорожников:



Вокзал совсем рядом, но мы пока пойдём наверх. В здании справа какое-то ещё железнодорожное ведомство - в кузнице тепловозов железная дорога в почёте:



Что же касается гостиницы "Украина" (в прошлом "Октябрь"), то построена она была 1944-57 годах. 



Архитектура настолько нетипична для послевоенного СССР, что во многих источниках всерьёз утверждается, что автором проекта был какой-нибудь пленный немец. Барельеф на фронтоне напоминает об изначальном названии "Москва".



На самом деле её автором был киевский архитектор Иосиф Каракис, построивший и до, и после войны немало оригинальных построек. Гостиница стала его шедевром, за который он был обвинён в украинском нациоанлизме и космополитизме, но отделался увольнением. Ныне гостиница используется по назначению, и мне представляется этаким восточно-украинским аналогом Черновицкого университета.



На той же площади - местный гипрошахт (возможно, бывший):



Наверху - домики улица Карла Маркса и "китайская стена" на улице Шевченко:



Отсюда, уже в темноте, мы шли на вокзал по каким-то задворкам. Многие характеризуют Луганск как заповедник гопников, но нам было почему-то совершенно не страшно.



Вот и вокзал впереди показался. Перед ним - эстакада с кольцом, размером достойным хорошей площади. Больше это место напоминает аэропорт:



Высветленный и тем самым зашумленный вид на город - "китайская стена" во всю длину и эстакада. В её конце стоит конный памятник Климу Ворошилову (1981), ставший символом советского Ворошиловграда:



Само же вокзальное здание (1980) - одно из самых нетривиальных, что я когда-либо видел. Знаю, что на некоторых станциях вокзалами служат металлические ангары-времянки, здесь видимо обыгрывается этот мотив. Очень необычно, но внутри, говорят, зимой адский холод, а летом не менее адская жара:



Внутри двухэтажный ангар не менее эффектен, чем снаружи:



Кстати, железная дорога была электрифицирована уже в период независимости (2005-2006), чем очень гордится "Укрзализница". Неподалёку есть ещё и Старый вокзал 1880-х годов, который я увидел лишь из окна поезда:


(фотографий из Википедии).

А поезд шёл на другой конец промышленной Восточной Украины - в Кривой Рог, до которого с бесконечными остановками мы ехали более 15 часов в грязном разбитом вагоне. Между Донецком (Ясиноватой) и Днепропетровском вагон был переполнен, а первые часы после Луганска и последние перед Кривым Рогом практически пуст. Мы заснули через пару часов после выезда, за станцией Алчевск, где над путями нависают монструозные трубы и домны металлургического комбината с белёсыми факелами в проёмах и огненным светом в мутных окнах. Алиска потом призналась, что этот вид был самым сильным из промышленных образов нашей поездки.
И надо заметить, в пейзаже Луганска как-то остро ощущается нехватка доменных печей! В общем, красивый, тихий и довольно приятный город, который всё равно так и останется украинской "терра инкогнита" - слишком уж на отшибе он расположен...

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-06-17 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Забавные разноцветные домики. И гостиница непривычная, не помню, чтобы где-нибудь у нас такое видала.
Дороги не очень, мне показалось.

Date: 2011-06-17 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Дороги там почти везде не очень, а Луганская область вообще едва ли не самая депрессивная в стране.

Date: 2011-06-17 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vnick.livejournal.com
Спасибо за возможность взглянуть на свежие фотографии родного города.

К третьему фото. Промзона "Лугансктепловоза" начинается примерно в километре за вашей спиной. А по правую руку, в самом низу площади, находится проходная завода им. Ленина - при поздней советской власти он официально был станкостроительным, но выпускал еще и патроны. А в самом начале это был чугунолитейный завод, тот самый, который основал Гаскойн и который стал градообразующим предприятием.

Скульптурные группы перед Домом техники - новодел. Раньше там стояли железобетонные сталевары, шахтеры и инженеры, выдержанные в стилистике здания.

Date: 2011-06-17 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, сейчас исправлю.

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-06-17 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vnick.livejournal.com - Date: 2011-06-17 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-06-17 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vnick.livejournal.com - Date: 2011-06-18 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] werwolf-lg.livejournal.com - Date: 2011-06-19 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] werwolf-lg.livejournal.com - Date: 2011-06-19 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] t-igor.livejournal.com - Date: 2011-06-22 12:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-17 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Город нетривиальный, но слишком в неудобном месте он расположен...

Date: 2011-06-17 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
А получше гост. "Украина" никак не снять? А то все фрагментами.

Date: 2011-06-17 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
От млин... Я забыл поставить фотографию с её общим видом. Ну, лучше поздно, чем никогда - исправил!

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-06-17 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-06-18 03:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-17 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Здание Каракиса - это то, что меня туда особенно манит. Он ведь далеко не единсвенный сов. архитектор, обыгравший укр. барокко. Но, этот его дом - ярчайший представитель такой архитектуры. И в Луганске.

Date: 2011-06-18 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Насколько я знаю, и в Харькове его работы есть.

(no subject)

From: [identity profile] lexrom.livejournal.com - Date: 2011-06-18 04:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-18 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
>монструозные трубы и домны металлургического комбината с белёсыми факелами в проёмах и огненным светом в мутных окнах.

А фотка где? :) Эх...

Date: 2011-06-18 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну пусть сфоткает какой-нибудь неунылый мэтр :)

(no subject)

From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com - Date: 2011-06-19 08:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-18 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] second-human.livejournal.com
так пусто-пусто там...

Date: 2011-06-18 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, в Старом городе пустовато, но в центре (который показан в прошлой части) вполне нормально.

Date: 2011-06-18 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Никогда не была в Луганске, спасибо за возможность немного познакомиться!

Date: 2011-06-18 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про Луганск вообще очень мало вменяемой информации.

Вокзал

Date: 2011-06-18 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Вот, кстати, что писал про вокзал один из его соавторов В. Батырев в Архитектуре СССР:
«Использование арки, как формы, в вокзальном строительстве приём не новый и в какой-то мере он идёт от литературного образа: вокзал - ворота города. Но в Ворошиловоградском вокзале, по мнению авторов, арочный силуэт в сочетании с другими элементами вокзала и конструкцией эстакады придаёт вполне самостоятельную архитектурную характеристику всему сооружению.»
(Арх. СССР - 1982 - №2 - стр. 27)

Date: 2011-06-18 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] na-vek.livejournal.com
ваш журнал, как магнит)
я вечно залипаю по полдня на нём))

Date: 2011-06-18 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Вот благодаря таким комментариям я всё-таки не бросаю ЖЖ :)
На второй коммент отвечу здесь же - конечно, используйте материал, со ссылкой на источник. И мне пришлите ссылку, что получилось.

Date: 2011-06-18 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Вокзал эффектный, но какой-то неуютный. Похож на склад, причём пустой.

Date: 2011-06-18 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Есть такое... К тому же, очень тускло освещается.

Date: 2011-06-18 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sergant76.livejournal.com
C Вашего позволения, небольшие уточнения

"Замечательные артефакты. Помните эту моду на восточные единоборства времён Перестройки?"

Клуб Айкидо там действует всего 3-4 года

Красное здание по ул. Карла Маркса это музей истории и культуры г. Луганска и музей Ворошилова.

Трамваи по ул. Шевченко ходят часто так-как по ней проходитт большинство трамвайных маршрутов. А так трамвай как транспорт в городе изживается властями в угоду маршруткам.

Ул. Даля скорее тихая и уютная. То Вы не видели запущенных улиц Луганска в Камброде или в промзоне в районе автовокзала :))

Date: 2011-06-18 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Про айкидо - я и не говорил, что он действует со времён Перестройки. Но в те годы по крайней мере в России это было очень распространённое явление, даже наружный дизайн.

Date: 2011-06-18 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] yozh-w-tumane.livejournal.com
Гостиница шикарная!

Date: 2011-06-19 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Спасибо за посты о Луганске. Об этом городе мало пишут, поэтому материалы имеют ценность. На мой взгляд, интересно было бы вторично побывать там, чуть дополнив отчет, и заодно охватить Алчевск, Северодонецк, Стаханов, Харцызск. "Украинская терра инкогнита. Уголок России на отшибе Украины" - интересный мог бы выйти цикл, и, главное, редкий, мало кто пишет в рунете об этих городах.

Date: 2011-06-19 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] majorua.livejournal.com
все места пройдены не один раз и фоток этих мест не один десяток, а все равно интересно взгляд так сказать со стороны
спасибо

Date: 2011-06-19 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-soyka.livejournal.com
Завод Октябрьской Революции, до которого не дошли
Image (http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/69850)
(http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/69850) (http://fotki.yandex.ru/)
Image (http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/69851)
(http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/69851) (http://fotki.yandex.ru/)
Image (http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/166606)
(http://fotki.yandex.ru/users/vadim-prikhodko/tags/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/view/166606) (http://fotki.yandex.ru/)

Date: 2011-06-20 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] oldboyscout.livejournal.com
Взгляд со стороны бывалого путешественника было интересно прочитать, спасибо )

Date: 2011-06-20 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] capricios.livejournal.com
очень интересно!
А всего в 20 минутах езды от выезда из Луганска есть Станица Луганская, станица, где лет 300 назад пересекались Земли Войска Донского и запорожских казаков. там оч красивые краевиды, простор, природа яркая, никакой промышленности, музей казачества интересный...

А дальше за Станицей - настоящие барханы. Пески, на которых только при Хрущеве высадили сосны. А то в Луганске были даже пылевые бури. Степь.


(no subject)

From: [identity profile] oldboyscout.livejournal.com - Date: 2011-06-20 10:06 am (UTC) - Expand

Date: 2011-06-20 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] chronograph.livejournal.com
Был проездом пару лет назад, спасибо!

Date: 2011-06-20 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] misto13.livejournal.com
да, интересно так со стороны мнение и взгляд увидеть.

Date: 2011-06-21 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] dira-d.livejournal.com
Гипрошахт работает еще, хоть и пытаются развалить его.

Date: 2011-06-21 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] chornogora.livejournal.com
Что же. по сравнению с первым постом уже нет того количества неточностей.

Но все же:

за заводом Ленина НЕ начинается гораздо более крупный "Лугансктепловоз".

Date: 2011-06-22 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
Бывал в Луганске проездом много раз.
Иногда бывал почти по целому дню, но сейчас узнал много нового.
Оказывается я не видел самого интересного: узорную гостиницу и танки.

И ещё оказывается я был там очень давно — когда эстакада ещё не доходила до вокзала и с неё к вокзалу спускалась лестница.

Кстати, ездить из Донецка приходилось сатанинским поездом №666 «Симферополь-Ворошиловград».

Date: 2011-06-22 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bazilio-lg.livejournal.com
Спасибо за незамутнённый привычками обзор моего родного города! Мне-то уже кажется что у нас вообще ничего интересного нет :)

Date: 2011-08-05 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] city-fairy-tale.livejournal.com
Спасибо))) Посмеялась над постом, что моего города не существует) А Ваши фото - приятная экскурсия по моему родному городу)) И мне самой захотелось погулять с камерой по улицам)

Date: 2011-11-15 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rude00boy.livejournal.com
луганск... учился там несколько лет, каждый уголок знаю. но вот Камброд, все же опасное в плане гопоты место.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 30th, 2025 03:10 am
Powered by Dreamwidth Studios