varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Хотя Горловка - четвёртый по величине город Донбасса (260 тыс. жителей, было 340 тысяч), по площади сравнимый с Донецком, сказать о ней особенно нечего. Конгломерат посёлков длиной 25-30 километров, возникших независимо от друга (старейший - казачья слобода Байрак, 1757) и объединённый в 1925 году вокруг собственно Горловки - посёлка при Корсунской шахте (она же Кочегарка), которую начал разрабатывать в 1867-71 году инженер Пётр Горлов. Микрорайоны, промзоны, частный сектор, сталинский соцгород на двух проспектах - вот и вся Горловка.

В прошлых двух частях (первая, вторая) мы прошлись по промзонам на дальней окраине Горловки. Ехать туда из центра около получаса - почти как до Донецка. На обратном пути немного поснимал из окна автобуса. На километры тянутся вот такие вот серые микрорайоны без единой новостройки и частный сектор за высокими заборами:



Самодельная церковь:



Базарчик:



На горизонте - леса коптящих труб и хребты терриконов. В Горловке работает десяток шахт и крупнейший на Украине химический завод "Стирол", действительно гигантский. Вот этот кадр снят немного в другой части города, но виды один в один те же:



Канал Северский Донец - Донбасс, снабжающий водой собственно Донецк. Стоящую на водоразделе Горловку он пересекает по трубам, которые в одном месте проходят даже над железной дорогой (см. прошлую часть). Если за городом трубы покрашены, здесь они беспросветно ржавые.



А ехали, созерцая всё это, мы на примерно таком автобусе - автопарк Горловки отличается обилием раритетов:



И вышли на площади Ленина с администрацией и автодорожный институтом:



Напротив - местная "китайская стена" то ли конца 1980-х, то ли середины 1990-х:



Мы на проспекте Победы - одной из двух параллельных осей, на которых стоит центр Горловки. Пойдём в сторону, противоположную той, в которую были сняты два кадра выше.



Здесь преобладают хрущовки и ободранные сталинки, а едва ли не самым впечатляющим элементом мне показались каменные лавочки, в каждом квартале оформленные индивидуально:



В подъезде слева - Музей Миниатюрной книги, в индустриальной глубинке кажущийся чудом. Коллекцию ещё в советское время начал собирать местный инженер Венеамин Розумов, а в 1996 году коллекция стала государственным музеем. Здесь хранится около 8000 книг, ни одна из не крупнее 10 сантиметров, а некоторые размером с маковое зерно.  Мне в это поверить трудно, а своими глазами не видел - музей в воскресение оказался закрыт. Есть в Горловке и ещё несколько музеев, местный художественный едва ли не лучше, чем в Донецке.



Дальше - круглый сквер, судя по всему являющийся и главным городским променадом. Орден Победы, квадратный фейс Януковича - эх, что ж мой журнал не читает [livejournal.com profile] maxdz ?!



В скверике был снят и вводный кадр поста. А здесь я вообще-то лавочку фотографировал, сгонять с неё девочек показалось неудобно. Ладно, думаю, девочки симпатичные, и не обидятся на появление своей фотки в интернете:



Дома вокруг сквера:



И уходящий дальше проспект Победы, превращающийся в мощный сталинский ансамбль:



Хотя, справедливости ради, сталинская Горловка меня не впечатлила. Нет-нет, я люблю сталинскую архитектуру и немало постов в этом ЖЖ посвящены её ансамблям, но в Горловке какое-то оно всё... обычное, что ли? В общем, среди сталинских соцгород это типичный "крепкий середняк":











К тому же, весь ансамбль - одна улица, за красной линией начинается частный сектор:



Артефакты:



Раритетный автопарк:



Памятник самому Петру Горлову - сразу видно, что горный инженер на службе буржуазии:



Первомайская улица ведёт к автовокзалу, откуда мы собирались ехать в Енакиево. Но я подумал, что раз уже в музей миниатюрной книги всё равно не попали - лучше ещё погулять по Горловке, и мы пошли в противоположную сторону (налево по ходу нашего движения):



Первомайская - типичный пейзаж вне двух главных проспектов:





Закопчённые домики, частный сектор с палисадниками... Можно и так - параллельная улица Изотова. В одной из пятиэтажек находится музей поэта Василя Стуса, умершего в Перми-36.



На Первомайской же запомнилась больница - скульптура перед её входом понравилась мня в центре Горловки, наверное, сильнее всего:



В конце улицы - Центральный рынок с главным корпусом в сталинском здании. В современной Горловке, стоящей на перекрёстке дорог - не менее важное предприятие, чем "Стирол". Вокруг базара на несколько кварталов тянется несусветный гадюшник:



Проспект Ленина в целом похож на проспект Победы, только ещё и с трамвайными путями. Здесь находится самое внушительное здание Горловки - бывший ДК бывшей шахты "Кочегарка":





Дальше мы сели на автобус и поехали в Енакиево, таким образом в итоге преодолев всю длиннющую Горловку из конца в конец. Из окна маршрутки, тем более когда едешь стоя, а на тебя все пялятся много заснять не удалось. Но всё-таки поймал террикон "Кочегарки" - оплывший, ступенчатый, покрытый лесом и в общем являющийся уже историческим памятником. Сама Кочегарка закрылась в 2001 году. Вдалеке краешком виден "Стирол". Вообще, об этой части города есть хороший репортаж griphon_275, включащий также виды с террикона и общение с местными шахтёрами-неформалами (а думали, так не бывает?).



Сидевший у окна дяденька спросил:
-Ты часом не шпион американский?
За меня ответил [livejournal.com profile] frankensstein :
-Русский!
Я объяснил:
-Да на ходу таким фотиком ничего полезного шпионажу снять нельзя.
-Ну тогда ты наверное зелёный!
Хотя в целом разговор проходил весьма миролюбиво, может быть потому, что со мной были обаятельная Алиска и очевидно местный Франкенштейн. В итоге убедил окружающих, что пишу книгу о старопромышленных районах, и мне наперебой начали советовать съездить в Мариуполь, Луганск, Святогорск и далее по списку...
И всё же невероятно, но факт: в Восточной Украине многие боятся шпионов, причём непременно американских. Кадр с тётенькой в автобусе, читающей "доктрину Даллеса", я уже приводил. Что ж, видимо это человеческое свойство - бояться кого-то Чужого, будь то террористы, шпионы, русские оккупанты или ещё кто-нибудь.



Между Горловкой и Енакиево пристроился ещё и посёлок Карло-Марксово (11 тыс. жителей), известный с 1783 года и до 1924 года называвшийся Софиевкой. Здешняя шахта имени Карла Маркса (изначально Софиевская) - чуть ли не старейшая сохранившаяся в Донбассе: основана в 1858 году. Показательно, что до отмены крепостного права и постройки железных дорог чугунолитейный завод и шахту на своих землях основала помещица София Раевская.



Карло-Марксово считается частью Енакиева, а фактически все три города образуют единое целое с непрерывное застройкой. Да и не три, а больше. Горловскую агломерацию также иногда называют Старый Донбасс - это сердце угольного края. Ну а Енакиево - это даже не квинтэссенция Донбасса, а Донбасс в квадрате. Его в следующей части и осмотрим.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Date: 2011-06-07 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
В Горловке довольно неплохой художественный музей, по собранию не хуже, чем в Донецке.

Date: 2011-06-07 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, я об этом слышал. Внесу что ли в пост, чтобы опять не закидали тухлыми помидорами как "московского сноба".

Date: 2011-06-07 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
люди хорошие)

Date: 2011-06-07 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] vnick.livejournal.com
Спасибо.

Не могу только понять, где в вашем повествовании о шпионах заканчиваются реальные ощущения и начинается стеб (или наоборот) :)

Date: 2011-06-07 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Честно говоря, сам не знаю. Про доктрину Даллеса - точно стёб, про "людям надо кого-то бояться" - точно реальные ощущения.

Date: 2011-06-07 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] vnick.livejournal.com
Вспомнился старый советский анекдот, о том как забросили на Украину американского шпиона, обученного-переобученного. И вот заходит он в село, видит, дед сидит на завалинке. Подходит к деду:
- Доброго дня, діду!
- Здоровеньки були, американський шпигуне.
- То який я американський шпигун? Я ж щирий українець. От в мене і вишиванка, і вуса...
- Та ти ж негр.

Так что кто знает, вы вполне могли в глазах туземцев выглядеть таким вот негром :)

Date: 2011-06-07 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Знаю я этот анекдот. Ещё из той же области:
Поймали грузины карманника, спрашивают:
-Ты щто своих грабишь?
-Ну извини, дарагой, тут негры не ездят!

Но вообще, естественно, что я непохож на местных в подавляющем большинстве мест, где мне случалось бывать, кроме больших городов. И то, что меня принимают часто за злоумышленника - привычное дело. Я уже "был" террористом, шпионом, милицейским стукачом, грабитилем церквей, педофилом и кем только не был. В шпионы меня записывали не только на Восточной Украине, но там как-то особенно часто.

Date: 2011-06-07 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] waterkot.livejournal.com
Трубы канала ржавые не сами по себе. Они покрыты листами железа, под железом-стекловата.

Нашли куда идти, район рынка... этот гадюшник действительно хуже иной промзоны :(

Автобус на маршруте №2 хоть и старый, но в хорошем состоянии. Вроде как считается самый "лучший" маршрут города. Вы на шахту Изотова не на 25-м маршруте ехали? Там ПАЗики ваще древние :)

Сталинские дома (с молниеотводами) со слов мамы раньше назывались дом "А" и дом "Б", вокруг ничего не было.

Насчёт боязни шпионов-первый раз слышу.

Если бы прошли 400 метров от 21-го фото, увидели бы еще древний артефакт, кто-то мне говорил, что в том доме жил поэт Диденко-Черный. Интересный домик был, сейчас полуразрушен(фото с собой нет, увы).

Date: 2011-06-07 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Уныленько, надо сказать...

PS. А про Макса - не жалей. Если он у тебя вдруг всерьез поселится - то каждый второй пост станет аттракционом :)

Date: 2011-06-07 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Пожалуй, ты прав. Я всё-таки с подобными существами обращать не слишком умею.
И если поселится - довольно быстро его отсюда просто вышвырну следом за Галицким Философом.

Date: 2011-06-07 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
Ну и умная же у тебя голова!
Жаль только что дурачку досталась )

Date: 2011-06-07 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Поселяйтесь что ли Вы здесь :) Место шута свободно!

Date: 2011-06-07 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] waterkot.livejournal.com
Насколько я знаю, первая шахта города называлась Корсуньская Копь.

Date: 2011-06-07 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Копь, рудник, шахта - практически синонимы.
По другим пунктам...
Ну, без базара (в смысле без этого района) всё-таки впечатление о Горловке как торговом узле было бы неполным.
Да, старые автобусы действительно в на удивление хорошем состоянии, получше многих новых. А какими маршрутами ездил к Никитовку и с шахты Изотова - уже не помню.

Date: 2011-06-08 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] waterkot.livejournal.com
Копь, рудник, шахта - синонимы, согласен. Но название есть нарицательным, а значит Корсуньская Копь :)

Насчет рынка. Тогда надо было бы на оптовый зайти, там тоже бардак :)

Date: 2011-06-07 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] tanyacher.livejournal.com
В Горловке есть иняз. Причина его возникновения в этом чудном городе осталась для меня загадкой навсегда.

Date: 2011-06-07 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
Версия (моя, ни на что не претендующая). Мама рассказывала, что именно в Горловке после войны поселили множество семей украинских эмигрантов из Северной и Южной Америки и Европы, решивших вернуться.Планировалось, что они будут работать на восстановлении шахт. Но среди них было немало образованных людей, владевших иностранными языками как родным. Возможно, наличие такого количества "иноговорящих" решили использовать. Правда, приехав и оглядевшись, некоторые всеми правдами и неправдами уехали обратно.

Date: 2011-06-07 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Так этот иняз вполне соответствовал уровню Горловки и выпускал раньше школьных учителей, то есть по сути был пединститутом. Его закончили мои родители и ему я обязан появлением на свет.

Date: 2011-06-07 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
В этом чудесном городке однажды чуть не отстал от поезда. Вышел на перрон, гуляю. Мимо меня начинает движение поезд, и где-то на предпоследнем вагоне я спохватываюсь, что это таки-мой состав. Удалось вспорхнуть на ступеньку. Было бы прикольно, если бы это был не мой поезд, но он был моим, московским. И вот поэтому Горловку запомнил. Кстати, с поезда она тоже выглядела дыра дырой.

Date: 2011-06-07 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У меня немного похожая история была в Бузулуке. Вышел я погулять, значится, на перрон - и тут понял, что потерял паспорт. К счастью, "потерял" я его в плацкарте и прибежав обратно, нашёл. А так было бы очень весело...

Date: 2011-06-07 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Кстати, горловский инъяз считается чуть не вторым на Украине после киевского, поэтому город имеет славу студенческого центра. Плюс его положение на перекрестке ЖД делает город более торговым и рыночным, в общем, это едва ли не единственный кроме Донецка город Донбаса, в котором не все крутится вокруг крупных промышленных производств и шахт, там больше всего частных предпринимателей, да и на выборах чуть более разнообразно голосуют, чем, в целом, по области.

В Горловке должна была изначально учиться и моя последняя любовь, родом из Мариуполя. Но поступила в Киев, и переехала. Смотрю этот репортаж, и понимаю, что более справедливо ей было бы остаться в Горловке! :))

Date: 2011-06-07 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vvtrofimov.livejournal.com
а я в Горловке родился
но через некоторое время после рождения поступил в Казанский авиационный
так неожданно стал гражданином России в 91 году вроде )
китайская стена построена в начале 80-х
элитное жилье было по тем временам

Date: 2011-06-07 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне архитектура и запущенность в Горловке напомнили мою малую родину - пермский Судозавод.

Date: 2011-06-07 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Знаки направления движения по полосам висят, а разметки на дороге нет. Совсем как у нас :)

Date: 2011-06-07 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но всё-таки в среднем по Уралу порядка побольше. Есть конечно дыры вроде Алапаевска или Ирбита, но они и здесь есть.

Date: 2011-06-07 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Мрачновато там, судя по фото...

Date: 2011-06-07 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Есть такое, хотя в Горловке ещё и погода роль сыграла.
Сейчас Енакиево выложу - там ещё мрачнее.

Date: 2011-06-07 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] don-serhio.livejournal.com
ННда депресняк еще тот, относительный конечно

Date: 2011-06-07 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Мля, такое чтение в автобусах я у нас видел лет 15 назад. Да и то в России больше были популярны "Протоколы Сионских мудрецов" и нацистские сочинения.

Date: 2011-06-07 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nordprod.livejournal.com
Меня в Новгороде-Северском в шпионаже заподозрили.
Сказал, что из "Штази" :)

Date: 2011-06-07 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
А донбасские девушки выше всяких похвал! Даже пресловутые ростовчанки менее симпатичней.

Date: 2011-06-07 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Очень жаль, что такое унылое впечатление у Вас от Горловки! У меня в памяти - лето, каникулы, бабушка... Как раз между Никитовкой и Горловкой в совхозе жили, и на Байраке не раз бывала...

Date: 2011-06-10 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] quinn-mellory.livejournal.com
Начало канала:
http://wikimapia.org/#lat=48.4061367&lon=37.9483008&z=17&l=0&m=b&v=8

Date: 2012-02-24 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] shimoff.livejournal.com
Хех, город детства. Удивило почти полное отсутствие украиноязычных вывесок - даже в Крыму их сейчас хватает.

Date: 2013-03-18 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] vashdrugavto.livejournal.com
Что удивило в вашем репортаже, так это отсутствие комментариев по поводу знаменитых горловских дорог... Или в 2011-м все было еще не так трагично? Летом 2012 г. действительно боялись оставить там все колеса...

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 8th, 2026 04:34 am
Powered by Dreamwidth Studios