varandej: (Default)
[personal profile] varandej


...Когда-то давно, возвращаясь с севера, я наблюдал пару пассажиров - русского старика и старушку-азиатку, которые ехали из Воркуты в Караганду. Им предстояло около недели пути с пересадкой в Москве, но что за история стояла за их знакомством? Ведь в сущности Воркута и Караганда - почти родные сёстры, только одна в тундре, а другая - в степи: шахтёрские столицы, выросшие из ГУЛАГовских "островов". Много общего у Караганды и с Донецком - пролетарский русскоязычный город с сильными антиказахскими и прокоммунистическими настроениями, который вполне мог бы стать центром сепаратизма, кабы не твёрдая рука Нурсултана - думаю, не последняя причина появления Астаны в том, что новая столица обязательно должна была быть севернее Караганды. Второй по значению город Советского Казахстана (517 жителей в 1989 году), в 1990-е Караганда потеряла около 20% населения, потом слегка восстановилась за счёт казахов, и ныне здесь живёт 470 тысяч человек - она уступает не только Алма-Ате и Астане, но и среднеазиатскому Чимкенту.

С точки зрения путешественника же Караганда оказалась неожиданно крупной и интересной, и что ещё удивительнее - богатой и благоустроенной. Мой рассказ о Караганде будет из двух частей: во второй осмотрим достопримечательности окраин (в первую очередь храмы), а в первой пройдёмся по бывшему Советскому проспекту, главной оси Нового города 1950-х годов.

Центр в Караганде, если ехать с севера, начинается очень резко. Минут за 20 до расчетного прибытия на автовокзал начинаешь замечать по сторонам дымящие трубы и шахтные копры, а потом ВНЕЗАПНО понимаешь, что ты уже в самом центре города. Вот на этом кадре видно, как парадный сталинский ансамбль проспекта вдруг обрывается:

2.


Перекрёсток - улица Ленина, также примечательная сталинской архитектурой, но я туда уже не пошёл. До вокзала отсюда около получаса быстрым шагом, с остановками же я шёл час или полтора. Ещё на этом же перекрёстке находится Маслихат - то есть региональный парламент с памятником самому Бухару Калкаманулы, то есть Бухар-жырау, в честь которого и называется ныне проспект.

3.


Жырау - не имя собственное, так называли устных поэтов-сказителей (от "жыр" - эпических стихов-песен, были ещё "жырши" - в отличие от жырау, не авторы, а только исполнители), и как считает современная наука, жырау произошли от шаманов, поэтому средневековые казахи верили в их способность предвидеть будущее и влиять на судьбу, дружбой с лучшими жырау дорожили ханы - так, Бухар был советником, воспевателем и критиком самого Абылая, с которым мы уже знакомы по Петропавловску. Почему Бухар-жырау решили увековечить именно в Караганде (а в Казахстане принцип - по герою на область) - точно не знаю, родился он под Баянаулом.

4.


...Карагандинский уголь впервые был найден то ли в 1835 году пастухом Аппаком Байжановым, то ли в 1840-е годы купцом Никоном Ушаковым, основавшим в 1857 году Спасский медеплавильный завод, работавший на угле. Само чрезвычайно звучное название происходит всего лишь от кустарника карагана (жёлтой акции), но при этом "кара ганда" можно перевести и как "чёрная кровь" - якобы, издавна найденные здесь кусочки угля кочевники принимали за сгустки спёкшейся крови. К 1917 году здесь был уже полноценный промышленный комплекс, в 1904 году купленный англичанами - завод и несколько обслуживавших его небольших шахт, но как и в других местах азиатского СССР, всерьёз за здешние ресурсы взялись лишь в 1930-е годы - с помощью заключённых началось строительство капитальных шахт, в 1932 году образовалась Карагандинская область с центром в Петропавловске (то есть представьте, докуда она простиралась), сам же посёлок Караганда получил статус города лишь в 1934-м, а областного центра - в 1936-м. До 1959 года город стоял посреди Карлага - гигантского массива сталинский лагерей в степи, где содержалось до 60 тысяч человек. Среди заключённых Карлага были Лев Гумилев, Александр Чижевский, Давид Выгодский и многие другие люди, обогатившие впоследствии мировую науку, но к концу сталинской эпохи Карлаг был населён почти исключительно уголовниками, и расфомирован одним из последних. Центром Карлага был посёлок Долинское в 45км от Караганды, однако здание местной госбезопасности, думаю, ещё помнит те времена и имеет к ним прямое отношение:

5.


Ещё один дом на проспекте, вроде бы какой-то вуз, которых в Караганде развелось в последнее время немерено:

6.


Налево отходит бульвар Мира, который я уже в конце дня наблюдал из окна автобуса - широкий бульвар, ведущий к акимату мимо Русского драмтеатра в довольно невзрачном позднесоветском здании (UPD: во второй приезд в апреле-2012 я всё-таки прошёл по бульвару и отснял его).

7.


Бульвар открывают очень красивые пилоны. Один я сфотографировал ультразумом, и лишь дома обнаружил, что именно тот, где надпись по-казахски! Впрочем, из цифры "1934" вполне понятно, что имелось в виду.

8.


Кадры №7 и №8 был снят с крыльца Казахского драмтеатра имени Сакена Сейфуллина (а это уже полноценный писатель ХХ века) - на мой взгляд, один из лучших театров-новостроек на постсоветском пространстве:

9.


10.


11.


И не удивлюсь, если самый большой в Казахстане:

12.


Задней стороной театр упирается в довольно обширный парк. Обратите внимание на трубопровод - как и в большинстве шахтёрских городов, грань между парадным центром и промышленной изнанкой тут очень размыта.

13.


Идём дальше по проспекту. Сталинская архитекетура Караганды очень узнаваемая - сдержанная, но с национальными мотивами. Как уже говорилось в одной из прошлых частей, Казахстан очень беден раннесоветской архитектурой, в большинстве областных центров даже послевоенный сталианс представлен в лучшем случае парой-тройкой отдельных зданий, довоенных построек не видел вообще, а столь привычные нам сталинские ансамбли наблюдал только в угольной Караганде и нефтяном Атырау:

14.


Мы пришли на площадь, которая, рискну предположить, при советах называлась площадью Шахтёров. Её правую (по ходу нашего движения) сторону украшает символ города - монумент Шахтёрская Слава (1974), действительно на удивление удачный представитель своего жанра и своей эпохи. В народе же памятник прозвали "Как русский казаха обманул" - думаю, понятно, почему:

15.


На этой же площади два самых красивых здания в Караганде (1952-53). Справа - Почтамт:

16.


А слева - роскошный Дворец Горняков:

17.


Сталианс с азиатскими мотивами смотрится здорово - как будто бы реально освобождённые горняки теперь ходят во дворец свергнутого хана:

18.


19.


Да и не только горняки, а все - от солдата до кюйши с домброй:

20.


С обратной стороны к ДК Горняков в 1973 году прилепился Театр Музыкальной комедии, фасадом глядящий во двор:

21.


22.


Ещё через квартал от площади Шахтёров - ещё одна, более крупная площадь, где у новенькой стелы Независимости как раз собирались праздновать День Независимости:

23.


Новенькая она потому что до 2010 года здесь стоял памятник Ленину, как считалось, последний уцелевший в крупных городах Казахстана (впрочем, как я убедился позже - это не так). Его пытались снести в декабре 2000 года, но этому помешали сами местные жители - это к вопросу о карагандинской ментальности и потенциальном на тот момент очаге сепаратизма. Впрочем, спустя 10 лет памятник всё-таки убрали - но по словам местных, которых я спрашивал об этом, всё же не уничтожили, а перенесли на улицу Ленина к кинотеатру, куда я дошёл лишь (UPD) во второй приезд.

24.

(из википедии)

За стелой - бывший Угольный департамент КазССР, а ныне штаб-квартира казахстанского отделения "Арселлор-Миттал", владеющей комбинатом в Темиртау. Собственно, и в Караганде уцелели в первую очередь коксовые шахты, обеспечивающие "Казахскую Магнитку".

25.


Другая сторона площади примечательна несколькими общественными зданиями 1960-70-х годов (в одном из них обитает Экомузей, также посещенный лишь полгода спустя), на которых запоминаются в первую очередь мозаики:

26.


27.


28.


Интересный артефакт, судя по всему сохранённый специально - по крайней "забыть" о нём в таком месте сложно:

29.


А каскад фонтанов спускается в непарадную часть города. Там дальше есть парк, в котором находятся Детская железная дорога, памятник погибшим на шахтах и озеро в затопленном карьере. Но я и туда не пошёл - в "светлое" время года дня на Караганду могло бы хватить, а в декабре - нет.

30.


Дальше - ещё одна площадь, правую сторону которой образуют два банка (один переделан из советской гостиницы):

31.


31.


А левую - огромный ТЦ "Абзал". Вообще, как можно было убедиться, карагандинские новостройки не так уж и плохи - без лишней вычурности, но с некоторой долей фантазии:

32.


У входа - композиция в астанинском стиле:

33.


Наискось от "Абзала" - Дом Быта. Позднесовесткая архитектура в Караганде тоже хороша:

34.


У подножья последнего - небольшой Дворец Спорта имени Абдирова (1957):

35.


Напротив которого - довольно экспрессивный памятник лётчику Нуркену Абдирову, в 1942 году направившему свой подбитый самолёт на колонну фашистских танков.

36.


Проспект Абдирова и ещё один неплохой образец позднесоветского зодчества:

37.


Наконец, ещё одно здание в этом квартале - цирк (1983) нетипового проекта. Девушка на шаре появилась уже в последние годы, и у неё явно азиатское лицо.

38.


Сам этот район отличается исключительной оживлённостью, не покидает ощущение, что где-то здесь находится спуск в метро (коего в Караганде, разумеется, нет и не планировалось, а вот трамвай 1950-97 годах ходил).

39.


Интересно, что до вокзала сталинский ансамбль не доходит. Описание того, как выглядела эта местность в те годы, оставил Солженицын: "Едва ли не главной столицей ссыльной стороны, во всяком случае из её жемчужин, была Караганда. … У въезда в этот голодный тогда город, близ клопяного барака-вокзала, куда не подходили близко трамваи (чтоб не провалиться в выкопанные под землёй штреки), стоял при трамвайном круге вполне символический кирпичный дом, стена которого была подпёрта деревянными искосами, дабы не рухнула. В центре Нового города насечено было камнем по каменной стене: «Уголь — это хлеб» (для промышленности). И правда, чёрный печёный хлеб каждый день продавался здесь в магазинах — и в этом была льготность городской ссылки. И работа чёрная, и не только чёрная, всегда была здесь. А в остальном продуктовые магазины были пустоваты. А базарные прилавки — неприступны, с умонепостижимыми ценами. Если не три четверти города, то две трети жило тогда без паспортов и отмечались в комендатурах; на улице меня то и дело окликали и узнавали бывшие зэки, особенно экибастузские…"
Сейчас те же места выглядят так:

40.


Проспект Бухар-жырау взбирается на эстакаду и уходит в южную часть города:

41.


В скверике - памятник Канышу Сатпаеву, о котором я уже упоминал в Темиртау: геолог, специалист по металлам и рудам, он считается отцом-основателем казахской науки. Впрочем, рудознатцы тут водились и в Средние века - ведь и в Караганде, и в Экибастузе уголь находили ещё местные жители.

42.


Каныш Сатпаев глядит на вокзал, левее которого проходит уже упомянутая эстакада. Вокзалы-сталинки в Казахстане также явление довольно редкое, даже в этом жанре позднесоветская архитектура здесь безусловно господствует. Этот вокзал на месте "клопяного барака" построили, видимо, почти сразу после отъезда Солженицына. Во второй приезд я подробнее заснял саму станцию и её окрестности.

43.


Более того, карагандинский вокзал примечателен не только экстерьером, но и интереьрами, а если точнее - рельефными панно под потолком. Снимал я их тут крайне осторожно (за такое ведь огрести можно даже в демократической Украине, что уж говорить про Казахстан), поэтому кадры не ахти - но сами панно впечатляют.

44.


45.


46.


А в кассовом зале тут, кстати, электронная очередь. Ещё ни разу такого не видел на вокзалах постсоветского пространства, и у КТЖ это совершенно органично сочетается с убитейшими вагонами. В таких противоречиях весь Казахстан.

В следующей части - так называемый Старый город и юго-восточные окраины: на мой взгляд, самые интересные впечатления Караганды находятся вне сталинского Нового города.

P.S.
По традиции, раз уж в начале поста упоминул сходство Караганды с Воркутой и Донецком - ссылки на мои репортажи об этих городах.
Воркута. Городской портрет. || Дома и улицы. || Заброшенный район Рудник. || Воркутинское кольцо.
Донецк. Вечерий город. || Улица Артёма. || Старая Юзовка.

ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Центр.
Караганда. Не центр.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр и Полковничий остров.
Семипалатинск. Татарский край.
Семипалатинск. Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.

Date: 2011-12-28 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] kot-maslow.livejournal.com
Шахтерская Слава впечатляет и ДК тоже.

Date: 2011-12-28 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
так, банк, переделанный из гостиницы - похоже, тоже оно, что я собираю. Утаскиваю к себе :)

Date: 2011-12-28 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да пожалуйста :)

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2011-12-31 10:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2012-01-01 03:50 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] verass.livejournal.com
Моя Родина!)) давно я там не была(( спасибо!!

Date: 2011-12-28 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_dengerous_/
+1 :) Я жил на той самой улице Ленина, а вы?

(no subject)

From: [identity profile] verass.livejournal.com - Date: 2012-01-02 06:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] airebis.livejournal.com
Караганда интересно выглядит.

Date: 2011-12-28 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Красивый город.

Date: 2011-12-28 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
везет же людям - снег, а у нас в вОронеже одни дожди...
з.ы.попамятникам все ясно - казахи тихо, но верно зачищают русское культурное пространство везде и во всем

Date: 2011-12-28 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Было бы странно, если бы они этого не делали. Как и любой постколониальный народ в Азии.
Другой вопрос - КАК они это делают: осторожно, медленно, без шумных провокаций, как Украина, и без вандализма, как Грузия.

(no subject)

From: [identity profile] manul-a.livejournal.com - Date: 2011-12-28 08:19 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Сталианс с азиатскими мотивами смотрится здорово - как будто бы реально освобождённые горняки теперь ходят во дворец свергнутого хана

Очень оригинальный образец сталианса. Вот такого я не видел.
Интересно, что там остались (на домах) ещё, видимо, советские лозунги (фото 40).

Date: 2011-12-28 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Казахстане довольно распространённое явление, что-то похожее ведь и в моих прошлых постах проскальзывало, хотя согласен, что карагандинский ДК Горняков - едва ли не лучший образец этого поджанра.

Кстати, советские лозунги на домах в Казахстане не редкость, равно как и таблички, и прочие артефакты.

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2011-12-31 10:08 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2011-12-28 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Согласен.

Date: 2011-12-28 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Город нетривиальный, довольно благополучный и несколько суровый.

А троллейбус там точно так же угробили, как и трамвай в своё время?

Date: 2011-12-28 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, причём, как оказалось, уже в 2010 году.

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-12-28 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2011-12-31 10:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] mordornizator.livejournal.com
Служил срочную в этом славном городе, мы думали, Караганда переводится как чёрная дыра.В начале 80-ых казахи занимали четвёртое место по численности,после немцев.

Date: 2011-12-28 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сейчас 36%, русские 44%. В общем, там "казахизация" особенно интенсивная.
А второе кто?

(no subject)

From: [identity profile] mordornizator.livejournal.com - Date: 2011-12-28 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] generalferz.livejournal.com - Date: 2011-12-28 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-12-28 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 07:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnikk.livejournal.com - Date: 2012-11-19 11:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Причины переноса столицы в Акмолу прозаичнее: Назарбаев, в отличие от Кунаева - из северных стрел, в Алма-Ате у его клики шансов удержаться не было бы, так мне сами казахи объясняли, настолько сильны внутриказахские противоречия. Не приходилось эти темы с населением затрагивать?
Пресловутые языковые различия между севером и югом, кстати, заметны даже по вывескам на однотипных учреждениях и магазинах.

Date: 2011-12-28 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я думаю, там был комплекс причин, как собственно и у большинства исторических событий. Тем не менее, Караганда в Казахстане вполне могла бы стать примерно тем же, чем на Украине стал Донбасс.

С населением не затрагивал, но различия по крайней мере между Младшим и Средним жузами (где я бывал) видны невооружённым глазом - в городском пейзаже, ментальности и даже внешности.

(no subject)

From: [identity profile] homalegens.livejournal.com - Date: 2011-12-29 07:04 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Напоминает что-то донбасское, особенно в сочетании с жовто-блакитными флагами.

Date: 2011-12-28 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А угольные районы как-то вообще похожи по всему бывшему СССР. Я даже новый тэг ввёл по такому случаю - "шахтёрское".
http://varandej.livejournal.com/tag/%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Date: 2011-12-28 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Репортажи пишут профессионалы, блоггеры пишут посты)

Про город. Если бы не детали, не сказал бы, что это Казахстан. Какая-нить Пензенская область на первый взгляд.
Edited Date: 2011-12-28 10:52 am (UTC)

Date: 2011-12-28 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Ну и, если позволите, немного оффтоповой теории.

Репортаж - это движуха, оперативность, в нём всегда присуствуют люди. Как пример - всем надоевшие митинги.
Если бродить по городу с камерой, то больше тянет на стрит)

Просто для кругозора)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cr2.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cr2.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cr2.livejournal.com - Date: 2011-12-28 11:28 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
Интересно.
Попутно посмотрел про Воркуту, в своё пропустил эти посты.
Вообще путешествовать пешком зимой это удивительно.

Кстати в посте о Донецке «Вечерний город» какой-то ЖЖ-глюк: показывает только то, что до «lj-cut». Никакой сменой стилей посмотреть пост целиком не удалось.

Date: 2011-12-28 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, спасибо, восстановил!
Фактически, долбаный СУП со своими реформами и перестановками уничтожил мне написанный полгода назад пост! Если бы не кэш яндекса - пиши пропало. Это называется "я в шоке".

(no subject)

From: [identity profile] t-igor.livejournal.com - Date: 2011-12-28 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-12-28 02:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dr-tchuky.livejournal.com
Веет от этого всего какой-то безысходностью. Кажется, что это все очень временно, и в то же время вечно в своем непостоянстве, что ли. Города-острова среди степи, возникшие либо для освоения месторождений (что с ними будет, когда месторождения иссякнут?), либо по очередной прихоти правителя. Глядя на фото городов Казахстана нетрудно себе их представить покинутыми и отданными степи, включая Астану. Слишком уж они островные, оторванные от глобального контекста. Несмотря на некоторую историческую схожесть Донбасса (Донецка) и Караганды, мне кажется, что Донецк не временное явление и его не заметут пески истории, даже после закрытия всех шахт. А вот Караганда, по-моему, обречена. Казахстан, в целом, будет вечен, но города и столицы, как мне кажется, будут перемещаться.

Date: 2011-12-28 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, в Караганде очень ощущается эта необжитость, временность. Как и во всех городах Казахстана, основанных в советское время, как будто они так и остались палаточными городками в степи. Но всё же пока за Караганду можно быть спокойным: шахты она уже в основном потеряла, и её благополучие держится на областном статусе, так как ей подчинены Темиртау (чёрная металлургия), Балхаш и Жезказган (цветная металлургия). Более актуален Ваш комментарий был бы для Экибастуза, про который я тоже скоро расскажу.

А в целом даже не знаю, с чем связано это чувство временности городов - то ли с экстремальным климатом (на Крайнем Севере так же), то ли с менталитетом кочевников.

Date: 2011-12-28 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nordprod.livejournal.com
Электронная очередь в Питере еще в 90-е была

Date: 2011-12-28 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dikiy-m.livejournal.com
Хороший материал, спасибо.
Названия у площади с Шахтёрской славой вроде бы никогда и не было, но на ней изначально был памятник Сталину. А саму Шахтёрскую славу в Караганде называли "Как русский обманул казаха", т.к. шахтёр славянской наружности держит уголь одной рукой, тогда как казах - двумя. А на пилонах у бульвара Мира раньше была доска почёта.

Date: 2011-12-28 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Про памятник внёс в пост. Ещё и выражения лиц вполне соответствующие :)

(no subject)

From: [identity profile] pycm.livejournal.com - Date: 2011-12-31 10:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] denis-ok1.livejournal.com
Супер! Очень интересно. А про Павлодар рассказ впереди?

Date: 2011-12-29 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Спасибо, интересно! Действительно, на Донецк похоже! Театр очень понравился - оригинальное архитектурное решение и азиатский декор!

Date: 2012-05-22 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] spiritus-winnie.livejournal.com
Едем дальше.

Легенда про Аппака Байжанова - ещё одна из "городских легенд" , родившихся в тридцатые годы 20-го века. Уголь здесь целенаправленно искал , нашел и застолбил, выкупив долину у Игилик-бая, купец Никон Ушаков, это единственный исторически засвидетельствованный факт. Прочее - фантазии разных времен.

"какой-то вуз" - от снятого здания слева. Других вузов в радиусе километра нет.

Улица Мира с момента её закладки всегда называлась "бульвар Мира"

"очень красивые пилоны" - до 90-х на них располагалась городская доска почета.

"два банка" - это не два банка, это два здания, одно и которых (левое) и новооттсроенное в 2001-м , было зданием банка , а левое было куплено той же банковской группой у прогоравшей в то время центральной городской гостиницы "Казахстан" и в 2002-м реконструировано под иные подразделения этой (ныне не существующей) группы. Оттого имеем единый стиль.

Девушка с домброй, согласно неафишируемой корпоративной легенде, слеплена с юношеских фото жены директора банковской группы.

Рудознатцев в средние века тут не водилось, ибо ремесла, в частности железноделательное, кочевникам нового времени были в общем неведомы. В отличие от бывших до того и после того культур.

Современное здание карагандинского вокзала построено в 1955-м

Date: 2012-05-22 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, внёс в пост.
Кстати, в посте-2012 некоторые из указанных Вами ошибок уже отсутствуют (например, про бульвар Мира).

(no subject)

From: [identity profile] spiritus-winnie.livejournal.com - Date: 2012-05-22 09:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] avokmuzar.livejournal.com
«Да и не только горняки, а все - от солдата до кюйши (музыкант, играющие на национальном инструменте кюй)»
Уважаемый, Вы здесь домкрат уронили, причём стремительный. Кюй — не инструмент, а жанр. Небольшая инструментальная пьеса. А в руках гипсового кюйши — разумеется, домбра :-)
А в целом — большущее спасибо за Ваш рассказ о моей малой родине.

Date: 2012-05-24 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надо же, у меня в памяти как-то отложилось, что кюй - это и жанр, и инструмент (разновидность домбры) для исполнения. Исправил. На самом деле тоже поймите правильно: работаю с огромным объёмом материала, мелкие факты периодически ускользают.

Date: 2012-11-19 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] finnikk.livejournal.com
насчет "аппака байжанова" - может конечно и вправду советская выдумка - хотя кто мешал ему найти кусок угля, если пласты и вправду выходили наверх

я помню как в детстве ходил в школу мимо тогдашнего "летнего театра" (который сейчас театр сейфулина) напротив сквера бульвара мира и досок почета, и там стоял гранитный камень с надписью "здесь будет установлен памятник аппаку байжанову ...", это было году в 83-84-м, но его так и не установили

скульптор, котоый должен был его делать имел ателье между нашим и соседним домами на ул.воинов-интернационалистов (тогда "ул. связи");
мы в детстве бегали к нему за глиной и у него было множество макетов памятника аппаку байжанову;
он же лепил монумент шахтеров и ленина, и сейчас живет в германии:

http://www.g-hummel.eu/G-Hummel/Gunther_Hummel.html

Date: 2013-07-31 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bakany.livejournal.com

"очень красивые пилоны" - до 90-х на них располагалась городская доска почета.
А за ними........................
В 70-х место от пилонов до диетстоловой с одной стороны и 1-й школой с другой называлось "бродвей" и было местом где каждый вечер тусили хиппи, меломаны и пр. неформалы.

Date: 2016-02-04 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg balanetski (from livejournal.com)
Легенду про то, что уголь Караганды нашел пастух Аппак Байжанов придумал в конце 1930-х годов один русский журналист. В Караганде отбывал ссылку поэт Наум Коржавин. Позже он же учился в Горном Техникуме. Этот техникум тоже представляет из себя позднесталинское строение. А за почтамтом красивое и интересное здание, кажется бывший горком партии. В целом Караганда один из самых «разбросанных» городов бывшего СССР. Что-то вроде Волгограда. Едешь-едешь, начинается город, потом вдруг заканчивается и начинаются обширные пустыри и отвалы породы, потом вдруг опять город. Караганда, в принципе, состоит из 5-6 таких частей…

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 10:53 am
Powered by Dreamwidth Studios