varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Услышав слоган "шахтёрская столица" о Донецке, Кемерове, Караганде - не верьте. Всё это пусть и большие города, но глухая провинция шахтёрской цивилизации. Свою настоящую столицу горняки запрятали надёжно - у подножья Кузнецкого Алатау, между реками Томь и Уса, по дороге из Новокузнецка в Абакан. Да и живут там немногочисленные избранные - всего около 100 тысяч человек. Однако если не знать, что в Междуреченске добывают уголь - можно подумать, что здесь добывают нефть.
Междуреченск - не только самый богатый из шахтёрских городов, но и самый верный себе: в 1989 году именно здесь началась Всесоюзная забастовка шахтёров, ставшая не последней причиной окончательной гибели СССР; в 2010, после катастрофы на шахте Распадская, здесь случился бунт, который вполне мог перерасти в рабочие волнения по всей стране.

Увы, я в Междуреченске провёл всего часа три и так не успел побывать ни у Распадской, ни даже на том переезде, где шахтёрская молодёжь дала бой ОМОНу. Но меня и не это интересовало - хотелось увидеть феномен этого города своими глазами.

От Новокузнецка до Междуреченска всего 60 километров, но автобус преодолевает их 2 часа с двумя десятиминутными стоянками - почти весь путь проходит по перенаселенной местности, включая город Мыски с Томь-Усинской ГРЭС и обогатительной фабрикой "Сибирь". В середине дня билет на автобус мне удалось купить только за час до отправления (при том, что ходят они в это время каждые 20-30 минут), в то время как вечером автобус шёл назад полупустым.
Радует лишь то, что стоит только выехать из Новокузнецка - как слева по курсу встаёт золотистая стена Кузнецкого Алатау. Автобус едет вдоль Томи, которая и служит границей гор. Горы - неотъемлемая часть Междуреченска, который сам при этом плоский, как доска:



Но чистота, современность, обилие машин, рекламы и общепита впечатляет здесь сразу. Здесь карбоноренессанс достигает своего апогея, оставляя далеко позади и Беларусь, и Башкирию, и югорские нефтеграды.



Железнодорожный вокзал линии Новокузнецк-Абакан стоит почти на окраине, автобус проходит мимо него и к автовокзалу едет ещё минут 10 вдоль бесконечных многоэтажек. Автовокзал - почти в центре города, только железную дорогу пересечь:



Логотип на эстакаде не случаен - это и есть подъездной путь Распадской и ещё нескольких шахт в горах за Усой. За эстакадой открывается вот такой вид:



Это Коммунистический проспект, в радиусе квартала от которого и находится исторический центр. В архитектурном плане Междуреченск довольно уныл, так как в Кузбассе это ещё и один из самых молодых городов: хотя Томусинский район открыт в 1914 году, за его разработку взялись лишь в 1943. До 1955 года это был посёлок Ольжерас (по реке, впадающей в Усу напротив нынешнего города), затем получивший городской статус и нынешнее название. Небольшой соцгород, видимо, построили чуть раньше и сдали "под ключ":



Но вместо того, чтобы сразу пойти по Коммунистическому проспекту, я направился к берегу Усы - за рекой манили горы.



Я выбрался на насыпь железной дороги - впереди обнаружился мост довольно сложной конструкции:



И вот они - горы!



Кузнецкий Алатау - это не Алтай, и не Саян, а отдельное нагорье между Кемеровской областью и Хакасией, от Алтая (Горная Шория) отделенное Кузнецкой котловиной. Эти горы достаточно высоки (до 2211м на плато Старая Крепость), безлюдны и живописны - особенно известен хребет Подбнебесные Зубья в сотне километров отсюда. Эти сопки имеют высоты 581м (ближняя) и 485м (дальняя), то есть над городом поднимаются метров на триста.



Обратите внимание, как чиста в Усе вода, да и воздух в Междуреченске неплохой. Восточнее Междуреченска обитаемая земля прерывается, это тупик автодороги, в Хакасию можно проехать только на поезде.



Вдалеке просматриваются вершины, опознать которые я не смог - но километров за 30-40 отсюда начинается уже Абаканский хребет с высотами около полутора километров. Судя по тому, что эти две вершины покрыты лесом - это ещё не он, а сопки пониже и поближе:



Золотая осень в Сибири - одно из самых красивых зрелищ, что я видел. Особенно на закате. Междуреченску повезло и с природой, в отличие от того же Прокопьевска.



Перейдя мост, я вышел к Томусинской шахте - ближайшей к центру города. Шахты и разрезы находятся дальше, в этих самых горах, до Распадской от центра 8 километров. Мне очень хотелось съездить к ней, но я понимал, что могу не успеть, тем более как сказали местные, помимо шахты интересен и сам посёлок Распад.



А над Томусинской непонятно откуда возникла вдруг радуга, спускающаяся прямо к разработкам. Местные таким редким явлением были впечатлены не меньше, чем я.



Что же касается Распадской, то знаменита она не только катастрофой 8-9 мая 2010 года, когда два взрыва метана убили 91 человека (шахтёров и спустившихся после первого взрыва горноспасателей), но и тем, что это крупнейшая шахта России - здесь добывается 8 миллионов тонн угля в год (во всём Междуреченске - 25 миллионов, во всей России - около 300). Подчёркиваю: добывается, а не добывалось, так как после катастрофы шахта была полностью восстановлена. Взрыв на ней произошёл не от износа, а (о чём не раз писали СМИ) потому что стремясь добыть как можно больше, люди трудились при недопустимой концентрации метана, "ослепляя" газовые датчики. Но СМИ и тут сказали лишь половину правды: шахта изначально, в 1970-е годы, построена с нарушениями, взрывы на ней бывали и раньше, и скорее всего погибшие в мае-2010 - не последние её жертвы.



Вернувшись в город, я пошёл по набережной Усы, роль которой здесь выполняет защитная дамба:



Слева - каменистый пляж, лавочки и беседки; справа - парк, по центру - аллея. Спокойно, уютно, гуляют в основном парочки, мамы с колясками, иногда велосипедисты проедут. Конечно, шахтёрский край есть шахтёрский край - в парке на лавочках я замечал компании, отбивавшие всякой желание спускаться, но непосредственно на дамбе - тишь да благодать. И безумно красивые виды на томь и закатные горы.



Детский парк ближе к концу дамбы:



Я спустился, увидев обелиск Победы - дело в том, что искал я здесь тоже монумент, но немного другой.



Дорогу к нему я спросил вон у той женщины на площадке, и она мне сразу всё объяснила (до цели оставалось метров сто), но при этом переменившись в лице. Мемориал, который искал я - памяти погибших на Распадской:



Он построен неожиданно быстро, учитывая, что катастрофа случилась год назад - но на удивление качественно: особенно стенка-"террикон" и встроенная в неё часовня со скульптурой Богородицы.



И видно, что рана той катастрофы, унёсшей жизни каждого 1000-го междуреченца, ещё не зажила и заживёт нескоро:



В часовне играли в салочки первоклассницы, а к подножью памятника на моих глазах подошла молодая женщина с ребёнком, постояла минут пять, склонив голову, и пошла дальше. Кто знает, кого у неё забрали недра - мужа, отца, брата, друга.... или просто здесь нет непричастных?



...Что было после катастрофы, наверное, все ещё помнят из новостей. Люди вышли на митинг с требованием улучшить условия труда: если верить СМИ (спросить сам я постеснялся) проблема заключалась в том, что нормы выработки были заведомо невыполнимы, и работая по правилам техники безопасности, шахтёры стабильно оставались без премии, получая в 2-2,5 раза меньше своей официально полагавшейся зарплаты (поправьте, если я ошибаюсь). Получив вполне ожидаемый в нашей стране отказ, около 200 человек пошли на проверенный 1990-ми годами шаг - перекрыли железную дорогу, отказавшись покидать её мирно. Вмешался ОМОН, произошла знаменитая ночная "битва за переезд", полтора часа длившаяся с попеременным успехом (см. например, здесь)... Я за теми событиями следил внимательно, так как двумя неделями ранее вернулся с Урала, и ещё свежи были воспоминания о горняцкой глубинке там. На очень многих российских шахтах напряжение между рабочими и владельцами вплотную подошло к критической точке, и беспорядки, подобные междуреченским, вполне могли начаться по всей стране. Но повторить 1989 года междуреченцам не удалось... Теперь очень жалею, что не спросил, какая ситуация на шахтах сейчас - но факт в том, что активнее всего лучшей жизни требуют в и без того самом зажиточном из шахтёрских городов: ещё более страшная катастрофа на шахте "Ульяновская" под Новокузнецком (110 погибших) в 2007 году ни к чему подобному не привела.



От мемориала я вышел на Коммунистический проспект, и почти сразу забыл о политике:



Коммунистический - это местный арбат, и смею заверить, он даст фору арбатам во многих областных центрах. Прямая пешеходная улица длиной около 1,5 километров на востоке начинается ДК "Распадской" (в квартале от мемориала), а на западе в его перспективе маячит телевышка, под которой и стоит автовокзал. По пути - несколько улиц и площадей:



Первая - круглая площадь Согласия, где по разные стороны фонтана стоят штаб-квартира "Распадской":



И неожиданно огромная прокуратура (вероятно, в том же здании обитает УВД и прочие подобные ведомства). По бокам - хрущобы с мозаичными панно на торцах.



А посредине - гуляет народ. Журчит фонтан, играет музыка, обнимаются парочки, бегают детишки, атмосфера предельно расслабленная и доброжелательная:



Немного не доходя площади на первом этаже хрущобы обнаружил малюсенькую кафешку с выпечкой. Купил открытый пирог с рыбой и сметаной довольно приличного размера за 40 рублей, думал унести с собой, но не удержался и попробовал... в итоге не смог заставить себя уйти из кафе, пока не доел, хотя на счету была уже каждая минута. Вообще, на Коммунистической много всего - и кафешки, и суши-бары, и магазины самой разной направленности:



Через квартал от площади Согласия хрущобы как-то незаметно сменились сталинками. На перпендикулярной улице Чехова со стороны Томи обнаружилась реновированная администрация города:



А  со стороны Усы - кинотеатр "Кузбасс". Закат догорел, горы помрачнели:



Вид того же места с дамбы:



Здесь начинается самая фотогеничная часть "арбата" со сталинскими зданиями. Казалось бы, что может быть проще - покрасить дома в два цвета? А как здорово смотрится перспектива!



Немного архитектуры:



И много-много декоративных элементов:







Хорошо видно, что главный променад - в районе площади Согласия, а здесь поменьше и людей, и магазинов/кафешек, и уже не столь идеальная чистота. На лавочках появляются компании гопников - а что гопники в шахтёрских городах свирепые, думаю ни для кого не секрет. Глядя на гопников в Междуреченске, не могу отделаться от мысли, что ведь каждый из них мог участвовать в той драке за переезд. Уважая шахтёров за их адовый труд, расслабляться тоже не стоит. Не каждый представитель рабочей молодёжи - гопник, и тем более не каждый гопник работает на шахте, но всё же зона пересечения немала.



Вот я и вышел к "воротам", откуда до автовокзала рукой подать. Взгляд назад, по всей длине проспекта:



Уже затемно я покинул Междуреченск и вернулся в Новокузнецк, где меня ждал поезд до Барнаула. Так завершилось моё знакомство с Кузбассом. Я был впечатлён самобытностью этого региона, его закрытостью и кипением жизни, но всё-таки Кузбасс - из тех мест, где История в самом разгаре. Интересны архитектурой и достопримечательностями тут, пожалуй, всего два места - Новокузнецк и Томская писаница под Кемеровом (где я был в апреле-2009), но повседневность шахтёрского края впечатляет гораздо сильнее.

Далее - основная часть экспедиции, Рудный Алтай.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай.
Барнаул. Проспект Ленина.
Барнаул. Старый город.
Барнаул. Завод и его музей.
Алтайский край. Пейзажи и история.
Змеиногорск. У забытых рудников.
Горная Колывань. Город камнерезов.
Горный Алтай.
.

Date: 2011-10-12 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zverok-ala.livejournal.com
очень красиво, спасибо

Date: 2011-10-12 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Да, очень неплохо. Пожалуй, лучшее, что можно увидеть в угольных городах. Но до Сургута и Салехарда еще далеко.

Date: 2011-10-12 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сургут и Ханты-Мансийск я видел зимой, когда они смотрится блестяще. Слышал, летом они несколько блекнут.

Date: 2011-10-12 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Не Ханты летом тоже отлично. С углем не сравнить.

Хотя у меня есть знакомый француз который прожил в Кемерово несколько лет, вполне неплохо отзывался о нем. Он был личным поваром Тулеева. Поднял пельмени и бефстроганофф на новую высоту (вполне серьезно, я считаю что он изобрел на основе наших пельмень новое и лучшее).

Date: 2011-10-12 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да, Арбат неожиданно хорош.

Date: 2011-10-12 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] macos.livejournal.com
Город симпатичный, судя по всему. Жаль что опять не старался, делая фотографии. Его можно было бы очень круто снять, залезть на крышу попробовать, например. Тем более что и с погодой повезло - вон закат какой красивый.

Date: 2011-10-12 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Зачем на крышу, если есть горы? На гору я бы непременно влез, но у меня было слишком мало времени. К Распадской и то не успел.

Date: 2011-10-12 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] macos.livejournal.com
Горы обычно в отдалении, улицы города не снять.

Город интереснее показывать так:

Image

чем так:

Image

Date: 2011-10-12 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
На вкус и цвет конечно товарищей нет, но фотка с двуцветным будьваром например очень приличная, а эти две с видами сверху - унылое г-но (и первая не лучше второй).

Date: 2011-10-12 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] macos.livejournal.com
Конечно, простите меня, что вторгся в журнал великого фотоГуру.

Date: 2011-10-12 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
человек никогда не претендовал на звание фотогуру. вы кажется претендуете?

Date: 2011-10-12 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] macos.livejournal.com
Нет. Я говорю о том, что нужно хотя бы статься развиваться в этом направлении, а не вешать откровенный трэш. Это хотя бы минимальное уважение к читателям.

Date: 2011-10-12 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Вопрос в том что можно снять в Междуреченске (Прокопьевске, Кузне, Сранске, Наб Челнах, итд итп). Все видовое что там можно снять - трэш. Можно конечно снять этот трэш со штативом и залезая на крыши. Можно потом долго отбирать фотографии. Можно пофотошопить. Суть не поменяется. Какая то американка или шведка сняла недавно Россию на айфон в основном из под полы, вышло на порядок интереснее чем 99% содержания rutowns, но она правда бытовуху снимала. Бытовухи в таких местах можно и вправду снять очень много и совершенно восхитительной, но это уже другой жанр, в котором город это М или П или К или С не имеет никакого значения (кстати не из К ли тот знаменитый наш пляжный фотограф Бахарев?).

Варандей ИМХО подкупает тем что постит трэш с просторов Родины, без особого отбора и манипуляций. И текст без особых манипуляций и прикрас (иногда правда загибает в политику или какие то публичные самотерзания и самобичевания), но при этом поездки тематически структурированы. Честная и выдержанная концепция. Смотреть у него фототворчество не буду, но посмотреть как выглядит город Междуреченск или Прокопьевск у него лучше чем у среднего фотографа со штативом.

Все ИМХО сугубо.

Date: 2011-10-12 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] samuraikin.livejournal.com
Суровая красота.

Date: 2011-10-12 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Я никогда кстати не понял что и почему произошло на Распадской, кому сколько платили и кто в чем виноват. Интересно будет если кто из жителей города здесь откликнется.

Date: 2011-10-12 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надо было мне самому расспросить.
Когда была трагедия, я тщательно следил и за сообществом, которое организовали междуреченцы, и за официальными СМИ. Я могу ошибаться или просто неверно понять, но картина примерно такая: официально зарплата шахтёра 50-70 тысяч, но 2/3 её составляет премия, без которой шахтёр получал тысяч 25. Нормы выработки устанавливались такие, что без нарушений ТБ их выполнить было на грани возможного. Поэтому рабочие регулярно шли на нарушение ТБ, в первую очередь набрасывая тряпки на газовые датчики, чтобы те реагировали на чуть большую концентрацию метана, чем надо. Шахтёры тоже не самоубийцы, и видимо им казалось, что они знаю меру, но в какой-то момент видимо не рассчитали - и произошло то, что произошло.
И как я понял, после катастрофы основным требованием митингующих было прекратить эту ситуацию, так как всем было ясно, что именно привело к взрыву.

Очень жаль, что не расспросил "на месте", хотя ведь мог. Но просто побоялся.

Опять же, не уверен, что описываю ситуацию верно, это может быть моя ошибка.

Date: 2011-10-12 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
я не специалист, но там колоссальный взрыв был, вся шахта была уничтожена фактически. пожар год не могли потушить. как то не укладывается что такое можно получить накидывая тряпки на датчики. еще тот факт что Распадку никто не купил у Евраза (а у нас достаточно производителей стали с нехваткой кокса)... ИМХО означает что люди подозревают что там конструктивные проблемы какие то в самой шахте, а не тупо нарушение т.б.

Date: 2011-10-12 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее всего, одно наложилось на другое, непосредственной причиной взрыва стали ослеплённые датчики, но если бы не дефекты - не было бы такой катастрофы. Причём о проблемах конструкции шахтёры вряд ли знали.
Но тут уж простые люди вряд ли смогут что-то рассказать, только специалисты.
В чём был дефект "той" Распадской теперь уже вряд ли можно установить, ведь шахту восстановили, а после такого взрыва значит - сделали заново. И очень уж быстро...

Ну и ещё тот факт, что тремя годами ранее так же взорвалась Ульяновская. Обе катастрофы ведь не имели аналогов в истории России по числу жертв, обе произошли в Кузбассе, в начале ХХ века. Не одна ли контора обустраивала обе шахты?

Date: 2011-10-14 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] Сергей Петров (from livejournal.com)
Шахта "Распадская" была построена с двумя отступлениями от первоначального проекта:
Т. к. она вне внекатегорийная по метану изначально собирались её строить
а) гидрошахтой, а затем пожалели деньги на водовод от реки Уса до шахты длиной около 10 км.
в) шахта должна была быть не единой горной системой, а рядом изолированных блоков, не связанных между собой под землёй, для предотвращения скопления критического количества метана.
Однако, коммунистам показалось это дорого и они построили как подешевле. Первый взрыв был в 1980 году, тогда погибло 15 человек.
Из-за её изначальной порочности, там невозможно не только увеличить добычу угля, но и невозможно сохранить тот уровень добычи, который существовал во второй половине первого десятилетия 21 века. Для того, что бы регулярно через каждый полгода, после выхода на уровень добычи, который был в начале 2010 года шахта не взрывалась, нужно добычу уменьшить хотя бы на треть.
Вам нужна такая шахта?

Date: 2011-10-14 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Ну надо сказать что я в чем то понимаю мысл процесс сов власти. Проблема Кузбасса в том что он в жопе мира транспортные издержки оттуда огромные. Поэтому это не место где целесообразны сложные и дорогостоящие конструктивные решения. Другое дело если дорого то не надо было строить вообще а не делать из людей камикадзе.

Спасибо за информацию.

Date: 2011-10-14 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В данном случае, думаю, как раз целесообразно, ведь Распадская - крупнейшая шахта России. То есть не тот объект, который каждые 10-15 лет можно восстанавливать из руин.

Date: 2011-10-14 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Добавил ссылку на Ваш комментарий в пост. Очень важная информация.
А о ситуации с ослеплением датчиков и заведомо невыполнимых нормах на премию - это правда?

Date: 2011-10-14 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] Сергей Петров (from livejournal.com)
Это правда.
Ослепление датчиков для выполнения заведомо невыполнимых норм это рутинная практика на каждой шахте.

Date: 2011-10-12 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] halina.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно и очень красиво.

Date: 2011-10-12 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Настоящая шахтёрская столица. И на редкость приличный город - впрочем, по словам знакомого уроженца Прокопьевска он таким был и в 90-е годы, когда давал чуть ли не половину угля Кузбасса.

Сталинский центр прекрасный, масштаб архитектуры достоин областного центра. А состояние домов отменное, хотя бы и внешне. Телевышка там тоже относительно старая - проект 50-х годов, но такие строили вплоть до 1971 года.

Date: 2011-10-12 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если город не бедствовал в 1990-е, это всегда видно с первого взгляда - сюда же Тольятти, Сургут, Нефтеюганск, Стерлитамак.
Архитектура мне наоборот показалась если и достойна областного центра, то только этажностью.

Date: 2011-10-12 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, здесь как мне кажется, тоже такой случай.

А про телевышку ещё интересную информацию нашёл - она введена в эксплуатацию в 1972 году, став последней по времени постройки типовой телебашней проекта 3803-КМ, принятого ещё в 1954 году. Высота башен этого проекта - 180 м.

Date: 2011-10-12 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да уж, действительно... У всего есть своя история.

Date: 2011-10-12 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
C большим интересом читаю Ваши репортажи! Не довелось побывать в этих краях, а у Вас, как всегда, очень здорово все показано. Фотографии завораживают. Такое впечатление, что воздух искрится!

Date: 2011-10-12 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
А я всё ждал, когда, наконец, начнут докапываться до постов. По содержанию пока вроде ничего нет, а вот критика формы уже пошла :) Надо и тебе спонсора искать, тогда тоже сможешь постить фотки с вертолёта.

Date: 2011-10-12 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
По содержанию я предельно осторожен, так как знаю обидчивость жителей промышленных районов.
Хотя (возвращаясь к давнему разговору) Восточная Украина реально оказалась "полюсом хамства" - мне за ту серию хамские и уничижительные комментарии до сих пор приходят 2-3 раза в месяц.
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
в очередной раз пересматривая , обратил внимание на заборчик - чистый позитив !!!
Видать любят свой город люди, у нас такие заборы редко встретишь...

Date: 2011-10-12 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, и там не с вертолёта кадр, а с Грозный-Сити - это башня высотой с ваш "Антей-3", рядом ещё четыре башни пониже. Никогда не разделял идею "Почему на Кавказ тратится столько наших кровных?!" - но этот проект покоробил даже меня. Хотя, может их частный инвестор строил, фиг знает, но маловероятно.

Date: 2011-10-12 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
По Междуреченску. Судя по всему, Коммунистический проспект самая приличная улица города.

Date: 2011-10-12 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] vartumashvili.livejournal.com
Первая фотка очень напоминает родной Норильск, и перспектива и то, как покрашены здания. Только у нас совсем кислотные красный и желтый цвета, что называется "вырви глаз". Через два-три года ядовитых осадков они будут выгледить как раз так, как на этих снимках.

Date: 2011-10-12 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кислотные тона - это в Прокопьевск, его облагородили как раз в последние месяцы :)

Re: vartumashvili

Date: 2011-10-13 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
а Вы Норильск не выкладывали,
окрестности Норильска...?

Date: 2011-10-12 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Спасибо! Очень интересный рассказ.

Date: 2011-10-12 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] myheyka-spb.livejournal.com
Спасибо. Город на удивление симпатичен. Нету свойственного таким промцентрам "уныния". По-крайней мере, судя по немногим фото.

Date: 2011-10-14 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
По впечатлениям - тем более. Да и просто видно, что здесь люди живут довольно зажиточно.
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
отличный репортаж! золотая осень, горы, речка... что-то очень захотелось поплавать в пресной воде , в речке

Date: 2011-12-23 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] sharpat-1975.livejournal.com
У нас классный город.А ещё в этом городе жили и похоронены родители Валерия Золотухина.По сей день у нас живёт старший брат Валерия.Одно время у нас жила популярная ведущая канала Россия,Татьяна Худобина.Жил и работал Член Союза писателей СССР,Виктор Чугунов.Также в этом городе жила Мастер спорта международного класса по горнолыжному спорту Елена Панченко,погибшая при трагических обстоятельствах в Австрии.Каждый год у нас проводится мемориал на горе Югусе,памяти Лены.Также в городе на горе Югус есть группа трамплинов,по прыжкам на лыжах.Что кстати редкость не только в Кузбассе,но и в России.Каждый год проводятся Чемпионаты и Кубки России по этому виду спорта.В общем приезжайте к нам.Милости просим!!!!!

Date: 2012-08-05 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] виталя никитин (from livejournal.com)
фотографии красочные ну уж очень надоел этот лже патриотизм....город в котором добрую половину занимает помойная яма не назовешь жемчуженой Кузбасса...весь город то всего Коммунистический проспекта по ту сторону линни сплошные гаражи и грязь от сыркашинской горы до Притомска..ну а забастовку которая привела к развалу СССР пора уже причислить к позорному явлению где из за куска мыла начали кипишь каторый кончился переделом собственности где горняки из роли хозчев перешли в наемную силу..стали батраками

Date: 2012-08-05 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] виталя никитин (from livejournal.com)
и в догоночку...что то обошел стороной твой обьектив и не щелкнул затвор фотика в Алжерасе с красивым видом на срытые горы и обоготительную фабрику...не запечатлил он берега реки Альжерас за ш.Ленина вода которой грязней мазута и не удосужился запечатлить Нахаловку и Притомск иль скажем берег реки Томь за Томусинской автобазой где в 50 метрах от берега шламоотстойник...иль это не Междуреченск???...

Date: 2014-06-03 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] Людмила Пузикова (from livejournal.com)
Нечаянно наткнулась на этот репортаж, мне очень понравилось. Да, наш город еще называли "Колыбелью революции" за забастовки в 1989 году. Междуреченск хоть и небольшой, но он третий по доходам после Кемерово и Новокузнецка. Есть и плюсы, и минусы. Я живу в посёлке Притомском, где хоть в резиновых сапогах ходи, после дождей размывает. Раньше Курью чистили (в советское "застойное" время), а сейчас это просто болото. Мусорные бочки стоят не везде, так что мусор выкидывается где попало. Но я все равно люблю свой город, зря написали, что приличный только проспект Коммунистический, все проспекты у нас красивые. Еще бы побольше уделяли внимания так называемым "посёлкам", которые считаются чертой города.

Date: 2014-10-21 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] Ксения Черкасова (from livejournal.com)
Мемориал погибшим шахтёрам построили не в 2010 году, а значительно раньше - в начале двухтысячных. То есть, он не посвящён конкретному происшествию. А вот часовня Святой великомученицы Варвары, напротив входа в городской парк, на пр. 50 лет Комсомола, появилась уже после аварии. Собственно, авария и послужила поводом её строительства.

Date: 2015-07-21 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] swbkka.livejournal.com
Красивый город, и в тоже время чуть угнетающий, потому что горы вокруг. Я была там в 93 году...Были на слянии, по городу ходили...Спасибо!

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 02:02 am
Powered by Dreamwidth Studios