varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Многие со мной не согласятся, но Нижняя Онега - самый насыщенный деревянным шедеврами угол Русского Севера. Почему не согласятся? Потому что и масштабы утрат тут были катастрофическими - кажется, в ХХ веке край потерял 9/10 своего культурного наследия. Но во-первых и в других местах - Карелии, Каргополье, Мезени  - утраты были сопоставимы, а во-вторых даже то, что сохранилось - исключительно. В деревнях Поонежья ещё остались десятки деревянных церквей и часовен, три погоста-тройника (а их на всю Россию десяток не наберётся), огромное количество всяких изб, амбаров и прочего. И к тому же Нижняя Онега совсем не освоена массовым туризмом.

Второй день на Онеге занял автостопный бросок по деревням вдоль реки. Автостопный - потому что дальше станции Вонгуда автобус ходит не каждый день. Вообще, Вонгуда и её железная дорога - это как бы граница миров. До Вонгуды - "наш" мир, за Вонгудой - глухой заповедный Север. По этой линии я и разобью рассказ об онежской глубинке на две части.

В первую очередь Нижняя Онега известна потрясающе красивыми деревянными храмами, состояние которых тут отличается катастрофичностью даже на фоне прочего Севера. Ближайший из них - в селе Подпорожье (ударение на первый слог!), всего-то в 15 километрах от Онеги.



Владимирская церковь (1757), яркий образец кубоватого многопридельного храма, характерного для этих краёв. Всё бы ничего - вот только он стоит на другом берегу.



А в этом специфика Нижней Онеги - сквозная дорога здесь есть только по правому берегу, и ведёт она в Плесецк (столицу Средней Онеги) и далее в Каргополь (это уже столица Верхней Онеги). Деревни левого берега вынуждены довольствоваться переправами к своим более удачливым соседям. У Подпорожья такой сосед - Камениха:



Типичная онежская деревня, не сильно отличающаяся от деревень Каргополья. Центр жизни - почта и магазин (обратите внимание на режим работы). Почтовые ящики общие - так что письмо "На деревню дедушке", если точно указать деревню - не такой уж и абсурд.



Избы. В каждой исторической области Русского Севера они немного отличаются. На Нижней Онеге - в основном небольшие, двускатные, без светёлок, но зато со "звездою во лбу":



Вообще, неинтересных деревень на Русском Севере не бывает - в каждой найдётся хоть что-то. Здесь, например - полусгнивший вездеход ГАЗ-47, межу прочим первый советский вездеход серийного производства (1954-64). Такая машина спокойно идёт по болоту или по рыхлому снегу, и в глухом онежском левобережье он был когда-то, наверное, незаменим.



Однако от основной цели - храма на том берегу - меня отделяла река. Теоретически, в Подпорожье можно дойти лесными тропами от полустанка Грибаниха - но это совсем не так просто, как кажется. В Каменихе же нужно искать лодочника, готового перевезти на тот берег и (что даже важнее!) вывезти оттуда обратно. Насколько реально договориться "на месте" - не знаю, но у Алексея Петровича (см. "Кий-остров" и Онега. Река") и тут всё схвачено - ещё перед отъездом он дал мне телефон местного жителя Александра Степановича. Я созвонился с ним, договорились, во сколько приеду, а в Каменихе просто зашёл к нему во двор, где мне встретились его дочка лет тридцати и маленькая внучка. Сам Александр Степанович оказался очень спокойным и доброжелательным человеком типично поморской внешности, а спуск к реке начинался прямо за домом.



Сели, поехали. Урчание "Ветерка-8" я узнаю где угодно - моё детство прошло на Каме, и звуки старых советских моторов я помню наизусть. Впрочем, в детство возвращал не только мотор - пейзажи Нижней Онеги, особенно в такую жару, поразительно похожи на пейзажи Пермского Прикамья.



Обогнули цепочку островков и вышли к старой дамбе, сложенной из валунов, по словам Александра Степаныча, ещё в советское время - чтобы при лесосплаве брёвна не уносило в протоку. Из-за дамбы протока заиливается, и Степаныч поделился мыслью, что мечтает когда-нибудь её разобрать - ведь ныне лесосплав запрещён, и она тут уже не нужна.



Название "Подпорожье" тоже отнюдь не случайно - рядом с дамбой находится довольно обширный порог. На моторе проходится без особых проблем, а вот на вёслах я бы с ним намучился. Увы, заснять волны порога адекватно мне не удалось, а этот кадр и вовсе сквозь тихую отмель с кубышками. Холм, увенчанный церковью, имеет и своё название - Жеребцова Гора.



Вот я и в Подпорожье. Договорились, что Александр Степанович меня заберёт через час, и он почти сразу отправился домой - обедать. Теперь за рекой уже Камениха:



Подпорожье же выглядит так - изменилось ли в его пейзаже что-то, кроме металлических лодок, за сотню лет?



Село окружают некошенные луга, за лугами - лес, и сквозь лес не видно никаких дорог. Здесь есть лодки, но не замечено автомобилей. Церковь стоит на краю, среди лугов:



И сквозь эти луга нет дороги к храму - лишь едва заметная тропка, по которой ходят, может быть, и не каждый день:



Церковь кажется совершенно заброшенной - удивляешься тому, как она до сих пор не рухнула:



Как всегда, поражает ландшафтность - хотя церковь абсолютно симметрична, с каждой точки выглядит совершенно по-своему, и по мере приближения словно раскладывается и раскрывается.



Ещё в Онеге тот же Петрович дал мне ключ, которым я отворил амбарный замок на ржавой двери:



И оказался один в огромном, пустом, почти заброшенном деревянном храме:



Камень на полу - видимо, жернов. Зачем он тут - не ясно:



Церковь представляет собой лабиринт приделов, ведущий в главный зал с разобранным полом. Иконостаса не сохранилось:



Зато на потолке - деревянное небо. "Небеса", то есть расписные потолки деревянных храмов - одно из чудес Русского Севера, и особенно их много на Онеге. Я уже видел небо в Архангело и Красной Ляге под Каргополем, а в ещё несколько церквей, сохранивших "небеса", мне просто не удалось войти.



Небо Владимирской церкви маленькое, но до чего красивы на нём ангелы!



Алтарь с неразличимыми уже остатками росписей на потолке:



В привторе у входа - церковный журнал, где каждый может оставить запись. Высказался там и я - и предыдущая запись датирована февралём! Я сфотографировал первую страницу журнала:



И не надо говорить, что спасти этот храм невозможно, потому что он В Этой Стране, а вот в Норвегии-то... Сколько церквей на Севере уже спасены не государством, не профессиональными пильщиками (причём отнюдь не древесины), а просто неравнодушными людьми, энтузиастами. Сейчас вполне возможно и организовать сбор средств, и договориться с местными властями, и найти людей, которые будут рады провести лето в северной деревне, реставрируя заброшенный храм. В деталях мог бы помочь тот же самый Петрович с его знанием местности и связями. Вот почему Лично Я не в состоянии взять  - и организовать спасение Владимирской церкви? Пусть каждый спросит себя об этом...



Час в Подпорожье пролетел незаметно, и я даже успел пожалеть, что не договорился ехать сюда на два часа. Вскоре подошла лодка, Степаныч повёз меня назад в Камениху - причём уже не через порог, а по такой вот "дорожке" сквозь отмель: по его словам, этот канал еще до Революции прокопали монахи с Кожозера.



За всё Александр взял с меня 200 рублей, а потом позвал на чай, к которому прилагалась тарелка вкуснейшего наваристого супа. Разговорились.
Александр рассказывал, как мелеют реки и уходит рыба - всему виной лесосплав, покрывающие речное дно сплошным слоем и гниющие там топляки. Сто лет назад в северных реках водились жемчужницы, праздничные наряды крестьянок расшивались жемчугом - теперь же вода этих рек такая же, как и во всей стране. Люди вырубили леса, осушили болота - глазами этот ущерб не виден, но экосистема нарушена, и реки заполняются песком и илом. О мелеющих реках и пропадающей рыбе я слышал по всему Северу - хоть на Онеге, хоть на Мезени, хоть на Сухоне, хоть на Терском берегу. Но вот на жизнь Александр Степанович совсем не жаловался: говорит, что ему тут спокойно - пенсии, огорода, рыбалки и подработки на перевозе хватает на всё, что ему нужно, а вот лишнего напряжения нет. Перевозит туристов он регулярно - архангельских, московских, питерских, изредка даже иностранных, хотя конечно бывают они тут совсем не каждый день. Вид из окна его дома:



От Александра Степановича я пошёл обратно на трассу - дальше предстояло двигаться только попутками. Теоретически, в тот день был вечерний автобус в самое дальнее в районе село Городок (120км от Онеги), годившийся в качестве подстраховки, чтоб не застрять. На выезде из Вонгуды я простоял минут 20 - машины проезжали в среднем раз в 5-7 минут, и увезла меня, кажется, третья - на 10 километров до Вонгуды. Недалеко от въезда в село трасса пересекает железную дорогу, и за переездом стоит вот такой камень - тихо и страшно:



Въезд в Вонгуду. За моей спиной развилка: налево - в Архангельск, направо - к железнодорожной станции, которая и служит воротами Онеги. Моя же дорога уходит прямо, и по ней ходит от силы каждая десятая машина из Онеги:



Несколько зарисовок из Вонгуды. Ржавый то ли автобус, то ли мотриса в траве:



Слегка инопланетного вида стога:



Жарой здесь измучен не только я:



Сама же Вонгуда - село древнее, в прошлом славившееся своими гончарами, и о былом богатстве напоминает каменная Вознесенская церковь (1815-24), одна из двух на всю Нижнюю Онегу (не считая города и Кий-острова):



Здесь немного отклонюсь от маршрута и покажу станцию Вонгуда, посёлок которой находится в трёх километрах от села:



Нынешняя Вонгуда - это ворота Нижней Онеги. Этот край может похвастаться тем, чего нет ни в Каргополье, ни на Мезени - железной дорогой. Ветка Обозерская-Беломорск, построенная в 1941 году параллельно морскому берегу, соединила две главные магистрали Русского Севера - Мурманскую и Архангельскую, и сыграла неоценимую роль в годы войны. Здесь активно грузовое движение, есть даже электрификация, но пассажирский поезд всего один: Мурманск-Вологда. На нём я уже проезжал по этим краям в полярную ночь 2009 года.



В Вонгуду он прибывает около 4 часов... только если ехать с запада на восток - 4 часов вечера, а если с востока на запад - 4 часов утра. Я ехал из Архангельска, и далее в Беломорск, поэтому побывал в Вонгуде дважды, и оба раза - глубокой ночью, которая здесь выглядит так - Солнце за горизонтом, но и оттуда светит исправно:



Из Онеги в это время ходит автобус, ждущий в Вонгуде пассажиров с поезда - поднялся на холм, и вот он! Но обратно на станцию уехать было сложнее... Я покинул гостевой дом около 2 часов ночи, пошёл по пустынному городу на автовокзал, который оказался пуст и заперт. Я подумал - так и должно быть, стал ждать, но в поле зрения начала собираться пьяная компания. Я пошёл по проспекту Ленина, решил ждать на какой-нибудь остановке, постепенно смещаясь к центру. Когда время отправления уже подошло (3:20), я был на грани паники - телефон такси записать забыл, на улице их фиг поймаешь, а если я опоздаю на поезд - развалится вся последующая поездка... Наконец, в перспективе проспекта возникает ПАЗик, едет навстречу и - оп! - поворачивает. Я - в ближайший переулок, бегом, ему наперерез. На Октябрьском проспекте у перекрестка дрыхла свора собак, а до остановки было ещё метров 300. Автобус шёл навстречу, и я понял - если не притормозит и я за ним побегу, собаки побегут за мной! Автобус притормозил. Водитель отругал меня "Ну ты чо ваще? Остановки ж есть!". Я честно объяснил, что турист и не знаю, как надо.
В общем, вывода два:
1. Ночной автобус ЕСТЬ.
2. Он не заезжает на автовокзал и собирает пассажиров по Октябрьскому, а не Ленинскому, проспекту.
А можно не заморачиваться и уехать на станцию в 22 с чем-то - тут есть вокзал с круглосуточно открытым маленьким залом ожидания:



Ещё по железной дороге ходят пригородные поезда в Обозерскую (на Архангельской магистрали) и Малошуйку чуть дальше в сторону Беломорска. Сама Малошуйка - довольно внушительный ПГТ, но в 2км от неё, в деревне Абрамовская, сохранился настоящий погост-тройник. Ещё километрах в 15 среди болот затерялась деревня Нименьга, где тоже есть деревянный храм и колокольня. Но в те края ехать, тем более что расписание транспорта ужасающе неудобное, я поленился. Так что пока вернёмся на трассу:



В Вонгуде, на холме у Вознесенской церкви, я остановил первую же машину и отправился вглубь Русского Севера. О скитаниях по деревням - в следующей части. Скажу пока лишь, что посетить удалось гораздо больше, чем планировал.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

Date: 2011-07-17 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Традиционно захватывающе и интересно :)

Насчёт "на деревню дедушке" - несколько лет назад работал в телемагазине и довольно часто отправляли посылки по адресу вида именно такого :) Деревня такая-то Марии Ивановне, скажем. Сначала парился, потом перестал - всё доходило :)

Date: 2011-07-17 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Интересно, что из телемагазина заказывают Марьивановны?

Date: 2011-07-17 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] troitsa1.livejournal.com
Фантастически красиво... И страшно.

Date: 2011-07-17 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Тут ещё не страшно :) Вот в следующей части будет страшнее. И красивее.

Date: 2011-07-17 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Большое Вам спасибо.

Date: 2011-07-17 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
Относительно, энтузиазма в спасении храмов - не будет этого. Потому как, в нынешней России анриал.

Приоритет российского общества, ещё с совковых времён другой: изгадить землю, воздух и воду, для строительства "нового мира", который совки видели в виде непригодной для жизни клоаки с кучей убогой индустрии, для военки и вооружений.

Отсюда и разрушенные храмы, уничтоженные деревни, груды хлама повсюду, стоки заводов/предприятий в реки/озёра, атомные станции, засерающие всё вокруг себя радиацией (даже в обычном, неаварийном состоянии), потребительское отношение совкового общества к природе, лишь как к расходному материалу для клепания военного говна.

Строительство "нового мира" накрылось медным тазом, а людишки остались. Потому, все эти попытки редких умных людей, что-либо спасать в России - не спасут, но лишь немного оттянут неизбежный конец.

Date: 2011-07-17 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Согласен только в том, что прыжок выше головы не удался, а вот выводы из этого сделал бы всё-таки другие. Если говорить о конкретной проблеме - реставрации деревянных храмов, то всё не столь однозначно. Не далее как днём позже я посетил село Ворзогоры, где группа энтузиастов восстанавливает деревянный "тройник", работа реально идёт. Мой взаимный друг kopanga (часто бывает в комментариях) лично организовал и руководит спасением деревянного терема в Костромской области. Не далее как вчера во френд-ленте попался репортаж о реставрации группой энтузиастов храма в селе Гридинское, куда даже автобус не ходит. В Варзуге, где я побывал в ту же самую поездку, целый храмовый "тройник" восстанавливается опять же энтузиастами под руководством местного батюшки. В тех же краях я ночевал на так называемой "тоне Тетрина" - человек, опять же энтузиаст, восстановил старинное рыбацкое становище и сделал там небольшой скансен, а по совместительству турбазу.

Короче, полно примеров - это я привожу только навскидку.
Меньше, чем хотелось бы: одни храмы гибнут от бесхозности (как например здесь), другие - от "распила средств" на реставрацию. Количество положительных примеров пока маловато для всеобъемлющей тенденции. Но уже достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать - это НЕ АНРИАЛ.

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-07-17 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] fesma94.livejournal.com
Cпасибо,очень интересно!
"Но вот на жизнь Александр Степанович совсем не жаловался: говорит, что ему тут спокойно - пенсии, огорода, рыбалки и подработки на перевозе хватает на всё, что ему нужно"
Ну пенсионеру неплохо бы иметь под боком какой нибудь медпункт,все ж время здоровья не добавляет.

Date: 2011-07-17 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Отсюда в принципе до города 10-15 километров, асфальтовая дорога. Дальше по Онеге хуже.

Date: 2011-07-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kassx.livejournal.com
@Вот почему Лично Я не в состоянии взять - и организовать спасение Владимирской церкви? Пусть каждый спросит себя об этом...@
А вы себе этот вопрос задали?

"И не надо говорить, что спасти этот храм невозможно, потому что он В Этой Стране,..."
наверно вы правы, если все так поступают как вы.
Приехали. сфотографировали, с интернете запостили. ВСЕ. РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ НЕТ.

страна... любопытно... я всегда считала, что страна это люди. Вы -часть страны.
Ругаться на отсутствие энтузиазма ... вы из себя должны выбивать иллюзии и начинать реально работать.

Как давно написано и правильно подмечено:
"Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти
баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь.(Лицо Филиппа Филипповича
перекосило так, что тяпнутый открыл рот).Клянусь вам, мне смешно! Это
означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он
вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим
делом, - разруха исчезнет сама собой."

Date: 2011-07-17 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
"страна... любопытно... я всегда считала, что страна это люди. Вы -часть страны."
Упрёк, извините, не по адресу.
http://varandej.livejournal.com/384701.html

А ругаться нехорошо. Я хотя бы сфотографировал и рассказал здесь (а у меня суточная посещаемость 2-5 тыс.), потом ещё напишу в "Афиша-Мир", где работаю. То есть, о данной конкретной проблема узнает чуть больше людей. А Вы что сделали?

(no subject)

From: [identity profile] kassx.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baleron.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baleron.livejournal.com - Date: 2011-07-17 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baleron.livejournal.com - Date: 2011-07-17 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 09:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-07-17 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Мда, комменты нажористы...
А пост хороший.

Date: 2011-07-17 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо!
То ли у меня запас Северного Спокойствия ещё не исчерпался, то ли комменты НАСТОЛЬКО нажористые, но даже я нахожу, что это прикольно :)

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-07-18 07:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-07-17 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Отличный пост но какие звездные комментарии! Приятно читать :).

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-07-17 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com - Date: 2011-07-18 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-07-17 04:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-07-17 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Снимки чудесные. Рассказ - хорош. По поводу комментов - "собака лает, караван идёт" - лучшее отношение.
И - с днём этнографа! :)

Date: 2011-07-17 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] second-human.livejournal.com
деревянная церковь красивая очень и самобытная. Понравилась!

Date: 2011-07-17 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] seann.livejournal.com
Чудесный край.
Офисной плесени не понять.

Date: 2011-07-17 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kotoff-vasiliy.livejournal.com
ЗдОрово как!

Date: 2011-07-17 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] longlink.livejournal.com
Выскажусь про "так что письмо "На деревню дедушке", если точно указать деревню - не такой уж и абсурд."
Когда в детстве читал Чеховского Ваньку Жукова - возникало ощущение отчаяния и безысходности. Вот, мол, письмо не дойдет до дедушки и дедушка не приедет. Однако пришлось мне работать по составлению базы данных жителей, и я узнал, что в России адрес "деревня такая-то, Иванов И.И." - очень распространен, и это в конце XX века! Во многих деревнях нет ни улиц, ни номеров домов, а почта доходит до адресата.
Так что я уверен - дошло письмо Ваньки Жукова до дедушки. :)

Date: 2011-07-17 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Храм с небом - просто потрясает! И вокруг такое спокойствие! Как я понимаю Александра Степановича...

Date: 2011-07-17 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] p-a-t-o-l-o-g.livejournal.com
Skajite, tam kakoe-to svoe narechie ili je obychnyi russkii jazyk ?

Date: 2011-07-18 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] jonie-wallker.livejournal.com
почему то сначала подумал про Онежское озеро.
Это моя родина, и все такое родное
Подпорожье очень близко от родного пос. Вознесенье.
Думал может будут фото оттуда, но потом увидел предварительное расписание и растроился((

фото класс, продолжайте в том же духе, понравилось!

Date: 2011-07-20 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] naina-gorynych.livejournal.com
Хотите фото вознесенского парома? :) Заходите ко мне в гости - http://naina-gorynych.livejournal.com/6751.html

Date: 2011-07-18 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] naina-gorynych.livejournal.com
Я видела три каменных храма на Нижней Онеге. А Вы какой вторым числите?

Date: 2011-07-19 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Строго говоря, на реке Онеге два - Прошково и Порог. Еще два в стороне - Вонгуда и Кожеезерский монастырь.

(no subject)

From: [identity profile] naina-gorynych.livejournal.com - Date: 2011-07-20 10:38 am (UTC) - Expand

Date: 2011-07-18 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Места там запредельно красивые. А автобус в траве - КаВЗ-685, точнее его кустарная грузопассажирская модификация. Не такая уж и редкость в нашей провинции.

Date: 2013-03-13 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Гм я собрался глянуть, пока не рухнула. Каждой весной есть риск.

Проблема с организацией спасения деревяшек в следующем - одним человеком или Общим Делом ничего не сделать, можно только дров наломать. Нужен бюджет, не очень на самом деле большой, можно в 40 миллионов рублей уложиться в этом случае. В масштабе России - копейки. Сразу впрочем встают вопросы. Если частное лицо даст эти деньги - его освободят к примеру от уплаты налогов на эту сумму? Пожмет ли ему губернатор руку и скажет какой он молодец? Что будет с церковью дальше? Кто будет следить за ней? В Онеге нет ведь нац парка, нет ниакой организации которая могла бы на себя церковь взять. РПЦ она походу тоже не нужна. Может ее приватизировать можно и сделать частный музей? Нельзя, это церковь и федеральный памятник. А как насчет дороги? Да тоже никак.

Вообщем когда ты начинаешь говорить с властями на эти темы, то сразу становится ясно, что им это на хрен не нужно, и что максимум на что они готовы это чтобы человек (по видимому лох полный) дал деньги на которые их организация перевезет церковь в Малые Корелы.

Вообщем я на полном серьезе - найти деньги гораздо меньшая проблема, чем решить все остальные вопросы. Я бы сказал 25% проблемы деньги, 75% бюрократия, а саму реставрацию я даже и не рассматриваю еще пока, мы все пока на уровне бумажек находимся.

Бл**кое государство должно наконец самоустраниться и не мешать людям делами заниматься, если само не может ничего сделать.


Ладно - практический вопрос - в Ворзогорах не знаешь где переночевать можно? Координаты такси в Онеге не остались?

Date: 2013-03-13 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Переночевать там, по-моему, негде. А телефон такси в этом посте есть:
http://varandej.livejournal.com/390814.html
8-911-55-777-62, Пётр.

А про государство... За всеми этими рассуждениями всё равно стоит вера в Доброго Царя. Что типа вот - сковырнём Злого Царя Владимира, и придёт Добрый Царь, который самоустранится от благих начинаний.
Надо думать, как пробивать этот барьер в существующих условиях. Я в Доброго Царя в принципе не верю.

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2013-03-13 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2013-03-13 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-03-13 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2013-03-13 05:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-03-13 05:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-11-12 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] karel500.livejournal.com
Никогда не видел фото Подпорожья, где родился мой дед в 1895. Какое интересное место и собор. Мой дед разобрал там свой дом и перевез его в Онегу в 1924 где поставил на углу ул. Гоголя и Набережной в честь его, АП Попова. Спасибо за столь интересные фото и описание.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 06:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios