varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Ну, хватит про "сталинский город-монстр", пора бы уделить внимание и "милому довоенному Минску". Надо сказать, что я его в оба приезда осмотрел весьма плохо: в феврале-2008 всё как-то ходил мимо, а в декабре-2010 увлёкся прогулкой по Проспекту, а там и сумерки наползли. В сущности, ничего нового большинство читателей из этого поста не узнают, но тем не менее покажу здесь Верхний город, Немигу, Троицкое предместье и опять же советский Оперный театр.

Хотя капиталистический взлёт 19 века, война и сталинская реконструкция почти стёрли польско-литовский Минск, не стоит забывать, что в 15-17 веках он занимал достойное место в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Сейчас сложно его сравнить с другими городами, так как в 19-20 веках все они, включая Гродно, понесли большие утраты, но видимо Старый Минск не уступал Витебску или Могилёву. Его остатки в устье бывшей речки Немиги начинаются в одном квартале от Проспекта, между площадями Октябрьской и Независимости. Сворачивайте на улицу Ленина, которая опознаётся по "Макдональдсу"...


(2008)

И придёте почти в самую середину. На площади Свободы - гостиница "Европейская" (новодел под модерн):


(2008)

Реплика Минской ратуши конца 18 века, разрушенной в 1851 году по указу Николая Первого и воссозданной в 2003:


(2008)

И бывший иезуитский, а ныне архикафедральный (то есть главный в Белоруссии) костёл Девы Марии (1700-10), зажатый между двух советских зданий. В какой еще стране возможен такой ракурс?



А на противоположной стороне площади - некогда бернардинский, а ныне православный Собор Святого Духа (1642-87), тоже главный в стране. В совокупности же это место называется площадь Свободы и занимает большую часть того, что осталось от Верхнего города:


(2008)

Вообще, от Старого Минска сохранилось три исторических района. Верхний город "верхний" конечно очень условно, но действительно стоит на холме. У подножья того же холма - бывшее Раковское предместье, которое чаще называют просто Немига по главной улице:


(2008)

Свислочь с широким прудом...



...Отделяет от Немиги Троицкое предместье - образцово-показательный район Старого Минска:


(2008)

Осмотрим их по очереди, и начнём с Верхнего города. 



В площади Свободы, которую окружают с разных сторон пять бывших монастырей (иезуитов, бернардинцев, бернардинок, базилиан, базилианок), несложно узнать бывшую Рыночную площадь. Так она и называлась в прошлом - Верхний рынок. Впечатляющее модерновое здание в самом ее центре - ни что иное, как Гостиный двор:



Это целый комплекс зданий, создававший почти полтора века (начиная с 1790-х годов), и говоря современным языком, это был деловой центр - торговые ряды, магазины, рестораны и даже гостиница с купеческим клубом (которой и принадлежит крупный модерновый корпус). В первые годы после Революции именно здесь находился Городской совет. Ныне Гостиный двор снова отдан под кафе и магазины. Вот только самый эффектный его фасад со стороны улицы Ленина я забыл заснять и в 2008, и в 2010.



Свято-Духов собор, некогда принадлежавший монастырю бернардинок - как уже говорилось, главный православный храм Белоруссии. Самый заметный на площади, но как мне показалось, наименее красивый.


(2008)

Рядом (левее относительно верхнего кадра) строятся новые постройки митрополии в более идеологически правильном стиле.



Из-за бывшего собора бернардинок застенчиво выглядывает костел Святого Иосифа (1644-52), некогда принадлежавший монастырю бернардинцев, ныне занятый архивом:


(2008)

А рядышком по соседству еще и монастыри базилиан и базилианок начала 17 века, разделенные улицей:


(2008)

Вот так эта улица выглядела в 2008 году - почти готический пейзаж, и уж точно очень староевропейский. Слева - изящный корпус женского монастыря в стиле маньеризма, справа сильное перестроенный в русское время корпус монастыря мужского. На заднем плане - Октябрьская площадь, с площадью Свободы почти соприкасающаяся углами.



Сейчас этого ракурса уже нет: строительный кран над Верхним городом, которые можно было видеть на нескольких кадрах, стоит именно здесь. Воссоздается церковь Святого Духа - один из ценнейших памятников белорусского зодчества, одна из нескольких церквей с "внешним иконостасом" - расписными нишами на фасаде. Такие церкви сохранились еще в Орше и Могилеве, но минская была старше их, и к тому же те православные, а здесь чуть ли не единственный образец в униатском зодчестве. В совокупности же два монастыря и храм были и городской крепостью. Утрачено всё это было еще в середине 19 века: большую часть комплекса перестроили, из Духовской церкви сделали унылую "муравьёвку", а при Советах и вовсе снесли.
Похожую историю повторил Доминиканский монастырь, на месте корпусов которого ныне стоит дворец Республики (справа), а один из красивейших в Белоруссии барочных собор, костел Фомы Аквинского, располагался вот на этом месте:


(2008)

Около площади Свободы сохранилось и еще несколько старых кварталов. Типичные уз-кри-улочки:



Не хуже, чем Львов:



Только вот очень мало их, этих улочек. Все можно обойти минут за 20.



Вот, например, дом Ваньковичей (конец 18 века). Здесь теперь музей Валентина Ваньковича, одного из самых ярких художников в истории Беларуси. Только ни одной его картины там, как и вообще в стране, нет - все в музеях Кракова,  Петербурга,  Вильнюса,  Парижа...



Много здесь и новоделов, в том числе деревянных домов - но надо сказать, весьма неплохих:



Подворотня в никуда:



На этом и закончим с Верхним городом и спустимся на Немигу. Так теперь называется улица на месте бывшей речки, в прошлом отделявшей Верхний город от Раковского предместья:


(2008)

Еще в 1960-е годы здесь были старые кварталы с кривыми улочками и ломанным скайлайном крыш. Теперь их место занимает сооружение, известное как "дом-монстр", "дом-сюр" или "дом Мусинского" - гигантский долгострой 1980-х годов, жилой дом с универмагом. Это сооружение давно уже имеет титул "самого уродливого здания Минска", но для меня это достопримечательность.


(2008)

Да, он погрёб под собой половину Раковского предместья. Но не отменяет того, что само здание впечатляет своим масштабом и сюрреалистическим до безумия обликом. Плавный изгиб крыши с зубцами разделительных стен и лифтовых шахт, глухая башня с явным намёком на ратушу, круглые окна-"глаза" на балконах, да еще и арка прямо под башней - а в арку видна еще одна башня и домики Раковского предместья:


(2008)

Кто бы что ни говорил, а без "дома-монстра" уже нельзя представить пейзаж современного Минска. С костёлами Верхнего города он образует своего рода диалектику, "единство и борьбу противоположностей", белорусский (то есть литвинско-советский) "инь-янь". У подножья - изначально православная Петропавловская церковь (1620-е, в 1795-41 - Екатерининская), старейшее сохранившееся здание Минска:



Напротив совсем недавно выстроили еще и "единую фасаду" в истинно агроренессансном духе: первый этаж (с паркингом) - бетонный, второй - под старину. Старины ведь мало, но её все любят. Так какие проблемы? Построим!


(2008)

Это один из главных вопросов, которые ставит перед путешественником современная Беларусь: можно ли построить историю?


(2008)

По Раковскому предместью я немного гулял в 2008 году, но почему-то почти не фотографировал. За "дом-сюр" я не ходил, но материалов об этой части Минска в Сети очень много. Например, репортаж yarowind. Еще здесь есть Хоральная синагога (1901), перестроенная в театр - помню, даже то, о чём в 2008 году, проходя мимо неё, говорил своим минским знакомым - но сфотографировать забыл! Зато почему-то не забыл сфотографировать "Пищаловский замок" (1825), а попросту тюрьму (среди ее узников был до революции Якуб Колас).


(2008)

Перейдём Свислочь:



К Троицкому предместью. Как уже говорилось, это такой образцово-показательный уголок Старого Минска, на 2/3 воссозданный. Впрочем, есть и аутентичные дома 19 века, как например дом Вигдорчика:


(2008)

И хотя обязательным ритуалом при посещении Минска является "инттелигенсткое фи" Троицкому предместью, мне оно нравится. Особенно после своего прошлого (февраль-2008) поста о Немиге, где за то, что я не сказал это самое "фи!", господа с чувством прекрасного устроили мне первый за время существования этого блога срач и обозвали "неучем".


(2008)

В Троицком предместье есть довольно колоритные закоулки:





Есть Китаевская синагога (1874), ныне занята музеем природы:



Есть явные новоделы, даже этого не скрывающие:



Но главное даже не это, а общее впечатление. Маленький кусочек Европы, со всех сторон зажатый Советским Союзом и постсоветским пространством:





Совсем рядом, на Свислочи - дико длинный дом (о нём еще будет в другом посте), а на пруду можно увидеть Остров Слёз:



Это мемориал воинам-интернационалистам, в первую очередь "афганцам". Сделан очень сильно - один из лучших "афганских" мемориалов вообще. Я почему-то не стал фотографировать в часовне, но очень хорошо об этом месте рассказал denisov-dnevnik (в конце поста, там же и обо всём прочем показанном мной здесь).



На Острове Слёз совершенно непередаваемая аура. Он будто находится в некоем параллельном мире, откуда прекрасно видны Верхний город, Троицкое предместье, советские кварталы за Свислочью, но всё это словно отделено непреодолимой стеной, находится по ту сторону экрана. На краю мемориала - Голый Ангел. Мне он запомнился по тем временам, когда я не путешествовал, но графоманил на "Самиздате", где в тот момент все обсуждали сборник новелл одного минского писателя-"афганца", где был рассказ и с таким названием. Еще бы только 83% населения (это в Беларуси синоним "толпа", "как все", о происхождении оборота догадаться нетрудно) не терли скульптуре причинное место!



Дальняя сторона Троицкого предместья, на заднем плане многоэтажки Немиги:



Добро пожаловать обратно в советский Минск:





Две показанные выше улицы ограничивают парк, в глубине которого стоит одно из интереснейших зданий Минска - Оперный театр (1934-38), построенный уже известным нам по прошлым частям Иосифом Лангбардом:



Отношение к этой постройке очень противоречивое, одних она ужасает, другим кажется шедевром. Я скорее из вторых. На ее месте могло быть менее эффектное, но более уникальное здание в конструктивистском стиле - редчайший пример в театральной архитектуре, тем более оперной (хотя конструктивистский драмтеатр есть в Ростове-на-Дону). То, что получилось, с фасада напоминает мне недостроенную Вавилонскую башню. Или уменьшенные раз в 5 первые ярусы несостоявшегося московского Дворца Советов. А сбоку какую-то фантастическую машину - скажем, спайсовый комбайн из "Дюны":



Вообще, про Белоруссию писать реально тяжело. Почти под каждой хрущобой внезапно обнаруживает утраченный шедевр. Ведь утраты минского масштаба постигли и десятки других городов. Гродно, Пинск, Полоцк, Витебск, Могилев еще легко отделались, Минск и Брест получили новую уникальность взамен утраченной, а например Лида, Слуцк, Орша, Борисов и многие другие просто утратили лицо. Показательно, что "под Россией" такая участь постигла две культуры: Литовскую Русь и Золотую Орду. Польша, "балтская" Литва и Латгалия, Латвия и Эстония, православная Украина, татарское Крымское ханство, мусульманские периферии - все они потеряли несоизмеримо меньше. Не говоря уж о том, что в отличие от многих других регионов империи, Белоруссия в 19-20 веках почти ничего не получила взамен.



Если бы я осмотрел Раковское предместье подробнее, сделал бы не один пост, а два, только поменьше. Впрочем, не последний раз в Минске, надеюсь. В следующей части попробую изложить свои впечатления от минских окраин и покажу довольно нетривиальное, но почему-то относительно малоизвестное место - Музей Камней под открытым небом.

МИНСК
От вокзала до проспекта.
Проспект.
Немига и Верхний город.
Окраины и музей валунов.
Национальная библиотека.
Строчица. Музей народной архитектуры.
Заславль. Древнерусский пригород.
.

Date: 2011-01-12 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com
А что! Мне нравится Минск! То, что лучше нынешней Москвы - это явно!

Date: 2011-01-12 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Думаю, что это кому что ближе.
Однозначно, что Москва, Минск, Питер и Киев лучше, чем Лагос или Карачи. Однозначно, хуже чем Нью-Йорк или Париж. А между собой - кому как. Мне по душе Москва, хотя Питер нравится больше.

Date: 2011-01-12 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com
Питер среди больших городов вне конкуренции!

Date: 2011-01-12 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Эти все города несравнимы, они слишком разные. По ряду характеристик Москва или СПБ будут сильнее Нью-Йорка, кстати.

Date: 2011-01-12 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
По каким характеристикам, интересно?
Я просто в западных мегаполисах не был.

Date: 2011-01-12 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Буду говорить о Нью-Йорке (Манхэттене), так как в Париже не был.

Любая из наших четырех столиц реально красивее по архитектуре. Питер и Минск тут вообще вне конкуренции, в Нью-Йорке нет красивой комплексной исторической застройки. С Москвой еще можно как-то сравнить, но в Москве помимо немалого пласта исторических зданий, есть просто образчики различной архитектуры, тогда как в Нью-Йорке все преимущественно функциональное, дома или малоэтажные и довольно обычные с пожарной лестницей на фасаде, или высотные, напоминающие сталинский стиль, только без украшательства и без монументальности, в Москве все гораздо масштабнее, богаче, в Нью-Йорке вся масштабность направлена вверх и только.

В Нью-Йорке по нашим меркам достаточно узкие улицы, не более 5 полос, поэтому почти все они односторонние. Озеленения на улицах по сравнению с Киевом или даже Москвой там нету, кроме Центрального парка и пары маленьких парков больше ничего зеленого на Манхэттене не найдешь. Поэтому на некоторых улицах с высотной застройкой солнце реально полусветит, падая вниз только когда оно в зените. Красивых видов с окон там также очень мало, кроме нескольких смотровых площадок на крышах небоскребов, город ровный, много высотных домов, оттого мало классных ракурсов. Еще что интересно, на Манхэттене отсутствует понятие двора в нашем понимании, дома там пристыковываются друг к другу стенка к стенке, машины паркуются в подземных гаражах.

Метро там мелкого залегания, по сути это подвалы улиц, поэтому на первых этажах домов бывает отлично слышно, когда проходят поезда, что не добавляет комфортности. Само метро сугубо функциональное, никакой красоты или стильности, очень грязное, и довольно опасное, особенно ночью. Канализация нередко издает дурной запах, такого ни в Москве, ни в Киеве, ни в Питере я не замечал.

Тут можно много чего еще писать, но общий итог один - Нью-Йорк как город не особо красив, более функционален, местами помпезен, хотя в этом уступает Москве. Это не город-музей как Питер или Минск, он лишен панорамных видов и модернистского очарования Киева. Это город больших денег и возможностей, он хорош в плане выбора товаров и услуг. Для потребителя с деньгами он хорош, для ценителя красоты, достопримечательностей, старины - вообще никакой. Там даже достопримечательности - скорее являются таковыми исторически, не производя особого впечатления сами по себе, это просто места, где надо побывать, если ты был в Нью-Йорке.

Date: 2011-01-12 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Про метро и зелёные насаждения согласен, даже не побывав там. А еще радует, что в Москве и других постсоветских пока не сформировались "национальные" кварталы, и уровень опасности примерно одинаков по всему городу. Впрочем, возможно на Западе эта проблема сильно преувеличена.

Date: 2011-01-12 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Не везде в мире есть эта проблема "национальных" кварталов, скажем, в Польше, Германии, северной Европе, Италии и ряде других европейских стран она скорее преувеличена, но в Америке вообще принято разделение на районы исходя из этнического происхождения и благосостояния. Нью-Йорка как бы не самый бедный город в США, и не самый криминальный, но в негритянские районы белому заходить немного не комфортно, если мягко выразиться. И есть такие районы, где реально бывает опасно. Кстати, почти все, что я в кино видел, и считал художественным преувеличением, реально правда. Негры в штатах бывают такие колоритные, обвешанные золотом, с золотыми зубами, цепями, в мехах, с волосами крашенными в невероятный цвет, ну чисто что наши братки какие-то родом из 90-х. И предпочитают BMW из автомобилей, между прочим! :)

Date: 2011-01-14 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
Петербург однозначно хуже, чем Нью-Йорк... Очень спорное утверждение. По-моему, в Нью-Йорке вообще не на что смотреть. Не был, но сужу по гугл стрит вью.
Если же сравнивать Петербург с Парижем, то здесь тоже все не однозначно. Мне, например, Петербург больше нравится. Городская среда Парижа создавалась при бароне Османе. И, такое впечатление, что в большой спешке. Прямые улицы застроены с двух сторон совершенно одинаковыми зданиями. Можно пройти километры, а пейзаж не изменится. Одинаковый цвет, одна и та же мансарда, одинаковые балконы. Я поначалу хотел обойти центр Парижа пешком, но потом решил всё таки передвигаться от одной достопримечательности до другой на метро. Пейзаж оживляется только при приближении к Сене. Хотя, невские пейзажи мне показались намного интереснее.
Ансамблевость, на мой взгляд, это очень хорошо. Но, в Париже с этим явный перебор. Даже нелепый центр Помпиду смотрится чем-то живым на фоне этого однообразия.

Date: 2011-01-14 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Нет-нет, я не архитектуру имел в виду! А реалии. Ну, чтобы "всё-качественно-дешёво-доступно-и-люди-все-добрые-добрые-а-чиновники-не-воруют" и прочие стереотипы.

Date: 2011-01-12 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
мне Троицкое тоже понравилось - там еще памятник симпатичный был "девочка с совой"...

Date: 2011-01-12 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я его даже сфотографировал, но в пост не поставил - и так слишком много материала.

Date: 2011-01-12 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
"можно ли построить историю?"

Будучи в Витебске обратите внимание на памятные доски у входов в воссозданные Воскресенский и Успенский храмы. Они там проходят как "памятники архитектуры XVIII века". Так что, можно!))

Date: 2011-01-12 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, воссоздание всё-таки другое дело.

Date: 2011-01-12 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
То-то и оно ;)

Date: 2011-01-12 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Можно ! Германии, Беларуси, Польше, Украине - МОЖНО! Я на полном серьезе! Это единственные страны, которым при реновации, реконструкции или просто отстраивании с нуля по старым чертежам( в некоторых случаях даже без них)зданий, международными конвенциями в области охраны культурного наследия, автоматически присваивается охранный статус, как памятнику исторического наследия !

Date: 2011-01-13 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Спасибо за интересную информацию! Думал, что это чисто белорусское решение. А ссылку на официальный документ не подскажете?

Date: 2011-01-14 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Если наткнусь на оф.документ, то напишу. Просто приходилось часто встречаться с этим в литературе.
Поэтому, можем смело отстраивать все наши замки, дворцы, старую застройку и не боятся, что это странно и кому-то не понравится за границей. Главное все грамотно и комплексно делать. Я бы вместо этих столетникомуненужных ледовых дворцов, отстраивал бы порушенные войнами центры малых перспективных с туристической точки зрения городов. За одну чижовку-арену, можно спокойно отстроить весь старый Новогрудок и поднять все замки и дворцы в районе...

Date: 2011-01-12 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
А мне минский оперный очень напоминает реактор атомной станции. Особенно сильным это это ощущение летом 2008,когда его реконструировали и он был серого, бетонного цвета.

Date: 2011-01-12 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В любом случае нечто техногенно-футуристическое.
Но всё-таки не будем забывать, что такой облик считается плохим только сейчас, да и то не всеми. В эпоху Ренессанса уродством считалась готика (само это название было придумано тогда и значило примерно "варваризм", "азиатчина"), а вплоть до середины ХХ века деревянное зодчество в любом виде.

Date: 2011-01-12 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Гостиница "Европейская" - отстроенное, уничтоженное в войну здание.

Справа на фотографии Костела Девы Марии здание лишь имеет советски фасад, на самом деле здание более чем старое.http://www.radzima.org/be/image_preview/25963.html

"...Отделяет от Немиги Троицкое предместье - образцово-показательный район Старого Минска, в значительной мере новодельный" - Троицкое предместье в значительное мере НЕ новодельный ! Это старый район Минска, хорошо отремонтированный, с большой долей стилизации фасадов, но ни как не новодельный!

"Похожую историю повторил и красивейший Доминиканский монастырь, на месте которого ныне стоит дворец Республики."- Сами корпуса монастыря действительно, похоронены под дворцом республики, но сам доминиканский костел, стоял на ныне свободном питачке, который Вы засняли, или вот http://www.radzima.org/be/image_preview/30125.html , поэтому здание это, я надеюсь в будущем буде отстроено в своем первоначальном облике.




Date: 2011-01-12 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Про гостиницу - вроде бы при "восстановлении" ее нарастили несколькими этажами.
Про здание у костёла я знаю - но всё-таки сейчас в нём старину признать трудно.
С Троицким предместьем - не уверен. Когда я его принял за аутентичное и написал об этом в ЖЖ, столкнулся с откровенным хамством в свой адрес.
Про Доминиканский костел - исправил.

Date: 2011-01-12 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Гостиницу нарастили всего одним этажом, что в принципе не страшно. А вот с троицким я уверен на 100%, что это старый, а не новый район. Все эти здания просто обновленные, с достроенными фронтонами, карнизами и т.д, но это по сути все те старые здания. То, что это район "новый", "новодельный", не более чем миф, которым любят хвастать всякие умники, которые хотят показать свою образованность и эрудицию не понимая, что сами себе оказывают медвежью услугу, коверкая в представлении своих граждан и туристов историю этого интересного, во всех смыслах этого слова, места. Так что у Вас в предыдущих постах все было правильно.
Вот здесь подробнее http://www.minsk-old-new.com/minsk-2866.htm
Спасибо Вам за интересную прогулку. Сам я живу в Новогрудке и с большим удовольствием почитал Ваш пост о своем городе.

Date: 2011-01-12 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Как бы то ни было, мне Троицкое предместье очень нравится.
А Новогрудок - один из моих любимых городов Беларуси. Мне вообще нравятся в РБ именно малые города. Пока самыми сильным впечатлениями были Новогрудок, Туров и Ивье.

Date: 2011-01-14 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lisergid.livejournal.com
не "Европейская", в "Европа" все-таки

Date: 2011-01-14 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Да, правда. Я даже не заметил)

Date: 2011-01-15 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] lisergid.livejournal.com
:) бывает)

Date: 2011-01-12 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
интересно)

Date: 2011-01-12 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] odin-naldine.livejournal.com
Не говоря уж о том, что в отличие от многих других регионов империи, Белоруссия в 19-20 веках почти ничего не получила взамен.

Не согласен с вами по этому вопросу. Белоруссия много что в плане архитектуры получила в 20 веке, в послевоенный период в основном.
А прогулка интересная, тем более район этот Минска я хорошо знаю. И район интересный сам по себе, но все таки сталинский Минск куда более впечатляет.
А вы на Автозавод не ездили? Там любопытные кварталы есть

Date: 2011-01-12 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Нет, кое-что получила. Особенно в ХХ веке, как ни странно.
Абстрагируясь от того, что было на тех же самых местах, сказал бы, что "под Россией" Беларусь получила: сталинские ансамбли Минска и Могилёва, крепости в Бресте, Гродно и Бобруйске, много дворянских усадеб (в первую очередь Гомель), Августовский канал, ну и наверное еще что-то - однако всё это не идёт ни в какое сравнение с тем, сколько Россия создала в Новоросии, Поволжье, Крыму, Прибалтике, не говоря уж о глухих местах типа Урала и Сибири.

Автозавод и Тракторозавод я бы тоже хотел посетить, но не случилось ни в этот раз, ни в прошлый. Когда буду делать пост об окраинах, дам ссылки на посты Перископа - он посетил оба соцгорода.

Date: 2011-01-12 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] byrins.livejournal.com
Спасибо! Вспомнил свою поездку в Минск.
Горд замечательный, ухоженный, очень чистый. Москва нервно курит в стороне.

Date: 2011-01-12 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кому что ближе...

Date: 2011-01-12 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] antonsm.livejournal.com
На снимке перед оперным театром - не советский Минск ;-)
Это перестроенное здание духовной семинарии середины 19в.

Date: 2011-01-12 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Знаю. Но облик у него абсолютно сталинский.
Кстати, что скажете о Троицком предместье? Я был уверен, что оно в значительной мере новодельное, но в комментариях выше сказали, что это заблуждение, и квартал вполне аутентичен. Чему верить?

Date: 2011-01-12 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] antonsm.livejournal.com
Я бы сказал 50 на 50. Его слишком переделали, чтобы назвать полностью аутентичным, но и исторических зданий хватает. Верхний город выглядит более аутентично (впрочем многие здания там тоже выстроены заново по образу и подобию снесенных первоначальных)

Date: 2011-01-12 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Я балдею от Пищаловского замка. Самое интересное здание города :)

У него кстати недавно одна башня обрушилась, на фото правая.

Date: 2011-01-12 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Нижнем Новгороде почти такой же, пребывает в состоянии затяжной музеефикации.
Жалко. И не восстановили?

Date: 2011-01-12 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Нет, вроде пока так и осталась. Там непонятна принадлежность, тюремщиков из него выселить хотят но новый изолятор не построили.

Date: 2011-01-13 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Напротив совсем недавно выстроили еще и "единую фасаду" в истинно агроренессансном духе: первый этаж (с паркингом) - бетонный, второй - под старину.

Каждое утро еду мимо этого фасада и думаю: ну нафига они под модерн косят? И надо же: озвучил не кто-нибудь, а мой блоговраг Варандей! Кстати, рядом ещё точно такой же квартал строится, и второй этаж из каких-то песчаных кирпичей выкладывают.

Ещё на моей первой работе коллеги-архитекторы учили, что хороший город должен быть соразмерен человеку. Минск в этом отношении просто монстр: гигантские открытые пространства площадей, помпезные здания власти, жилые дома длиной в километр, мегапроспекты необъятной ширины и протяжённости и при этом неплотная сеть городского транспорта. Мой критерий соразмерности очень простой: возможность ездить на работу велосипедом на регулярной основе. В Питере это было осуществимо, а вот в Минске - даже подумать страшно. -100 короче.

Date: 2011-01-17 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Странно. На фоне Питера, Москвы и Киева Минск чудовищно компактен, иногда даже хочется просторов.

Date: 2011-01-17 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
К сожалению, по объективным критериям компактность сравнить не могу, т.к. нет данных о площади и форме урбанизированных ареалов. А вот субъективно отмечу, что при поиске работы многие места пришлось отвергнуть ввиду их абсолютной недостижимости общественным транспортом. В остальных городах такой проблемы не возникало.
Невский проходится пешком за полчаса, Тверская тоже, Крещатик - и того меньше. А вот автору целого светового дня не хватило, чтобы главный проспект Минска прошагать хотя б наполовину :)

Date: 2011-01-17 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Посмотрите на карту - сколько пустых мест (по объективным причинам - рельеф) в том же Киеве. Крещатик недлинен, да, но попробуйте пройти по этой улице и ее продолжению - до кольцевой!
В Минске я за 40 минут доезжаю от центра города до окраины - это с двумя пересадками. Попробуйте так в Москве!

Date: 2011-01-18 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Не скажу за Киев, а в Москве пробовал - 45 минут хватало :) Радиус Минска 12 км, Москвы - 17. К тому же, в последней везде есть метро.
Все эти города (кроме Питера) человеку несоразмерны, к сожалению.

Date: 2011-01-18 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Радиус Минска 12 км, Москвы - 17
Вряд ли. Минская кольцевая вдвое короче московской (56 км против 109). В Москве от гостиницы "Спутник" до Белорусского вокзала ехать всего с одной пересадкой 40 минут. А ведь обе точки - далеко не окраина. Что уж говорить о тех микрорайонах, куда метро не дотянулось - таких пока еще очень много.

Date: 2011-01-15 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] rupar-epohi.livejournal.com
да, приятно осознать, что ты за свои 27 годиков замылил глаз. вот шерлок говорил, что выезжать и путешествовать не имеет смысла, поскольку все, что нужно (ему) находится в итак под рукой. мне, для того, чтобы это понять, оказывается, нужно было ознакомиться со впечатлениями человека, который к путешествиям относится иначе). Короче говоря, иногда очень важно посмотреть на свой город чужими глазами, чтобы, так сказать, обновить слегка забронзовевшие чувства)Ткаим образом, - спасибо))
А первопечатник первый, восточнославянский - Скарына (пардон, это к другому разделу вашего поста). Вы полностью правы. С нами согласно и ЮНЕСКО, кстати говоря, которое праздновало 500 лет со дня его гипотетического рождения.

Date: 2011-01-17 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
И снова спасибо, и снова несколько комментариев.
разрушенной в 1851 году по указу Николая Первого Указ подписан в 1851Ю разрушена чуть позже, в 1857.

костёл Девы Марии (1700-10), зажатый между двух советских зданий. Зданию слева 200 лет, бывшая резиденция губернатора. Другое дело, что перестроено оно до неузнаваемости.

Воссоздается церковь Святого Духа Только будет в ней не храм, а Детская филармония.

музей Валентина Ваньковича Валентий он.

спустимся на Немигу. Так теперь называется улица "Теперь" - в том смысле, что раньше она была Немигской?

Добро пожаловать обратно в советский Минск: На первом снимке виден кусочек консруктивизма тридцатых. Суворовское училище (на втором) вообще дореволюционное, хотя опять же перестроенное.

Date: 2011-05-16 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] glos-1.livejournal.com
в Беларусь всегда хочется приезжать-душа лежит

Date: 2015-02-11 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] incopolis.livejournal.com
Ваньковича на самом деле звали не Валентин, а Валентий.

Date: 2017-01-17 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] chebice.livejournal.com
Image
Напишу не в тему: образ конструктивизма - Театр оперы и балета в Чебоксарах

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 04:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios