varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В прошлой части я показал Нижний Тагил с Лисьей горки - виды оттуда вполне дают представление о его устройстве. Теперь же прогуляемся по центру, от вокзала до Высокой горы. Пока - минуя Демидовский завод и заводоуправление, о которых речь пойдёт в третьей части.

Вокзал в Нижнем Тагиле вплотную прилегает в металлургическому комбинату. А может быть, к коксохимическому заводу или заводу огнеупоров - они образуют с НТМК единое целое. Само здание вокзала я не сфотографировал - но в общем это типовой сталинский проект. Вокзал крупный, довольно чистый, в комнатах отдыха я провёл вечер - гулять в это время по городу я опасался (может зря), а поезд на Североуральск уходил в полночь.
Вот такой из комнат отдыха открывался вид:



В темноте стали видны еще и два факела. Во всех постройках комбината чувствуется архаичность - даже трубы, судя по форме, строились до войны, когда еще никто не знал слова "экология". По этой причине НТМК намного зрелищнее, чем, к примеру, Магнитка (в чём можно убедиться по видам с Лисьей горки). Он больше похож на металлургические заводы Восточной Украины, только существенно больше любого из них.



Говорят, мне просто не повезло и ветер дул в сторону города, что бывает нечасто. Впрочем, в феврале-2004 мне не повезло здесь точно так же. Воздух в Тагиле очень тяжёлый, по всему городу явственно чувствуется запах окалины.



От вокзала на рассвете я отправился в город. Хотя железная дорога пришла сюда еще в 1870-е годы (так называемая Горнозаводская линия, соединившая Пермь и Екатеринбург, и до 1890-х изолированная от других железных дорог), к вокзалу примыкает сталинский центр города:



Это такой общетагильский соцгород - свои соцгорода есть еще и при каждому из главных тагильских заводов (в первую очередь Соцгород НТМК и Соцгород Вагонзавода), причём по архитектуре, если судить по чужим фото, они не уступают центральному. Я туда не доехал - отчасти не успел, отчасти устал.



Главные улицы в центре Тагила - ведущие от вокзала проспект Строителей и проспект Ленина, почти параллельные друг другу. На проспекте Ленина - трамваи (причём ходят они по расписанию, и на некоторые ветки заезжают всего по 2 раза в день) и весьма достойная архитектура:



Однако самое эффектное в нём - это перспектива в обратную сторону, на рассвете выглядящая как натуральные Врата Ада:



Боковые улочки. Сталинская архитектура в Нижнем Тагиле, за исключением нескольких зданий, существенно проще и тривиальнее, чем в Магнитогорске.



Проспект Ленина выводит на главную площадь:



Справа Драмтеатр, на заднем плане конструктивистское здание городской администрации. За моей спиной, в скверике - металлургический техникум в здании конца 19 века:



Основанный де Генинном в 1732 году как цифирная школа (одна из многих на Урале, по сути это и был такой прототехникум), он старше, чем МГУ! Дата на фасаде - основание цифирной школы в Невьянске, откуда её позднее и перевели в Тагил. 
Напротив театра - ворота проспекта Строителей, гораздо более тривиального по архитектуре:



Собственно Драмтеатр - в общем-то типовой (могу припомнить театр в Петрозаводске и ДК Профосюзов в Минске), но всё же театры этого семейства - одни из самых эффектных сталинок вообще:



Особенно понравилось оформление фасада:



Отсюда недалеко до пруда, но подробно останавливаться на нём не буду - всё то же самое видно с Лисьей горки, и намного эффектнее.



Хотя всё же отсюда стоит полюбоваться церковью Александра Невского на Гальянке (1866-72), стоящей точно напротив центра:



За площадью - еще несколько советских кварталов, довольно скучных и тривиальных (хотя раньше именно там стоял Входоирусалимский собор 18 века), а затем начинается старый центр Тагила:



Маленькие купеческие домики, как в уездном городке - здесь легко забыть, что ты в индустриальном гиганте:





Ниже параллельно улице Ленина проходит улица Уральская, сохранившая облик демидовского Тагила почти в чистом виде:



В перспективе - корпус Провиантских складов, а справа виднеется стеклянная кровля. Это Художественная галерея, в которой находится уникальный экспонат - Тагильская Мадонна:



Эта картина была обнаружена в 1924 году на чердаке одного из домов, в ужасном состоянии, реставрировалась в мастерских И.Э. Грабаря. На картине сохранился автограф "Рафаэль Урбинас, 1509", и установлено, что это действительно подлинная картина начала 16 века. Был ли её автором Рафаэль - сказать сложнее, но вероятность этого также очень высока. Как картина попала в Тагил? Анатолий Демидов (1812-1870), бывший известным меценатом и большую часть жизни проживший в Европе, в 1841 году женился на племяннице Наполеона Матильде и купил княжество Сан-Донато близ Флоренции. После этого в России он был графом Демидовым, в Европе - князем Сан-Донато, а железнодорожная станция с таким названием по сей день есть неподалеку от Тагила по пути в Верхотурье. Скорее всего, Тагильская Мадонна попала в Россию через него.
...Мне её увидеть не удалось - в дни моего приезда она была на выставке в Саранске.

Вернёмся на улице Ленина. Чёрная башня в её перспективе - труба Демидовского завода. За ней просматривается колокольня Троицкой церкви (1870-е), а слева - заводоуправление:



Но о заводе и заводоуправлении - в следующей части. К ним же вплотную примыкает и Лисья горка. А мы поворачиваем от пруда:



На площади перед заводоуправлением стоит интересный памятник. Я бы его назвал Глобальный Ленин, поставлен он в 1925 году, а та эпоха дала много нетривиальных памятников Вождю Пролетариата:



Несколько дальше - чугунный мостик через речку Тагил, проходящий прямо над дальними цехами Демидовского завода (виды с мостика - позже):



Официальное его название - мост Металлургов, в народе - Горбатый мостик. В нынешнем виде построен в 1944 году, несмотря на архаичность облика:



Дома за мостиком:



Районы за Тагилом мало изменились с демидовской эпохи. Типичный пейзаж горнозаводского города:



Характерные уральские городские избы:





В 5 минутах ходьбы от Горбатого мостика направо (по улице Тагильской) - так называемый Господский дом начала 19 века, построеный Авророй Дерябиной, купчихой и вдовой заводовладельца. На самом деле таких особняков, совершенно неожиданных для дальней России, в Тагиле несколько. Этот выделяется идеальным состоянии и тем, что его занимает этнографический музей:



Советую не пожалеть времени и осмотреть этот музей подробно - по в общем-то обычным крестьянским вещам видна специфика горнозаводского края. Мне особенно понравился зал тагильских сундуков, промысел изготовления которых был тут долгое время распространён. По соседству - деревянный дом Василия Худоярова (воссоздан в облике начала 19 века), художника из числа демидовских крепостных:



Здесь размещается экспозиция тагильских подносов. Думаю, что такое тагильский поднос, представляют почти все - характерные  металлические подносы с орнаментами и даже картинами на металле. Здесь воссоздана подносная мастерская и выставлены наиболее интересные подносы 18-21 веков, многие из которых - настоящие картины.

В этой части Нижнего Тагила почти отовсюду видна Троицкая церковь (1877-85), построенная изначально единоверцами, принадлежавшая позднее старообрядцам, а сейчас - Екатеринбургской епархии. Пропорции церкви не слишком удачны, но в целом она весьма эффектна:



Недалеко от неё раньше проходила Висимо-Уткинская УЖД, располагалась её начальная станция Кедун-Быково. Над местностью доминирует бывшая Высокая гора, где издавна добывалась руда для тагильских заводов. За почти 300 лет из Высокой гора стала Плоской, на ней находится старый Высокогорский рудник, из которого хотят сделать карьер-музей в дополнение к заводу-музею... Обратите внимание на цвет песка - красный оттенок придают ему соли железа:



Здесь же - Рудянская часовенка, упомянутая мной еще в посте о Лисьей горке. Под ней похоронен старец-старовер Иов, и в прошлом часовня была местом паломничества - считалось, что мощи Иова излечивают "кликушество", то есть припадки. Одна из причин врожденных болезней нервной системы - тяжелые металлы, так что паломников тут в прошлом было много:



А с другой стороны - Лисья горка:



У её подножья - Демидовский завод, рядом с ним и Заводоуправление - интереснейший архитектурно-музейный комплекс. О них - в третьей части.


УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Североуральский промышленный узел.
Краснотурьинск.
Североуральск.
Екатеринбург.

Date: 2010-05-03 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Такой уральский Мордор в миниатюре.

Date: 2010-05-07 11:35 am (UTC)

Date: 2010-05-04 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] glubaster.livejournal.com
Ужастный город если так подумать,в таком городе только бухать можно - полнейшая безнадёга

Date: 2010-05-04 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да нет, Тагил на Урале далеко не худший город. Здесь конечно ужасная экология, но зато достаточно хорошо с рабочими местами и зарплатами. Реально полная безнадёга - это мелкие заводские городки.
Нам в столицах сложно понять рабочих. В большинстве своём самим фактом того, что они работают на заводах, рабочие очень гордятся и не мыслят для себя иной судьбы. В то же время, они хотят достойной оплаты и условий (зарплата металлурга - около 16-17 тыс.), но на тех же самых заводах и шахтах.

Date: 2010-05-06 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] glubaster.livejournal.com
Ну дай то бог, чтобы они были довольны.

Date: 2010-05-04 03:41 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Фотографии с заводом напоминают твою украинскую серию. Днепродзержинск?

Date: 2010-05-04 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, есть много общего. Инфернального вида цеха в перспективе проспекта.
Но в Днепродзержинске комбинат намного грязнее, хотя и уступает НТМК по объёмам производства в 2-3 раза.

Date: 2010-05-04 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ничего город, не хуже Карабаша :)

Date: 2010-05-04 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну так перед Карабашем все равны :)
А в целом Магнитогорск намного приятнее.

Date: 2010-05-04 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Жил в Тагиле неделю (в командировке). Город, конечно, очень впечатляет.

Трамваи все ходят по расписанию (http://tagiltram.ru/schedule/), на некоторые ветки заходят очень редко. На ВМЗ только дежурный вагон ночью и один вагон рано утром.

Интересная достопримечательность есть на Пырловке - районе к северу от Выйского пруда. Улица, полностью мощёная брусчаткой переходит в такую же загородную дорогу.

Date: 2010-05-04 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да. Именно впечатляет.
Про трамваи по расписанию - очень интересно. Сейчас внесу в пост.
А по дороге, мощенной брусчаткой, я ехал из Перми-36 в Чусовой - автобус идёт не по трассе, а через деревни, и километров 5 по брусчатке! Как мне объяснили, мостовая делалась из отходов металлургического производства, прессованного шлака - поэтому на Урале явление не редкое.
http://varandej.livejournal.com/270259.html

Date: 2012-10-31 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] Таня Салаева (from livejournal.com)
Улица, полностью мощёная брусчаткой, есть не только там. Но еще на Старой Гальянке и Лебяжке.

Date: 2010-05-04 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Вокзал в Тагиле не сталинский, а дореволюционный (как и в Ёбурге, кстати), просто при Советской власти сильно реконструирован. И если в Ёбурге старый вид еще можно разглядеть за позднейшими надстройками, или хотя бы представить, то Тагильский вокзал изменился до неузнаваемости.
"1708" - год основания цифирной школы в Невьянске. В Тагиле в 40-х годах 18 века был открыт её филиал, а позднее школа из Невьянска была переведена полностью. Дата на фасаде - дань нынешней моде вести свое происхождение "от Авраама", т.е. от благословенной России, которую мы потеряли (с). Иногда это действительно восстановление прерваной связи, иногда выглядить смешно. В Ёбурге на трубе Уралтрасмаша есть огромная надпись "Основан в 1807 году", хотя всякому здравомыслящему человеку ясно, что нынешний Трансмаш - это по сути эвакуированный в 1941 году из Москвы завод № 37, а к основанной в 1807 году золотопромывальной фабрике имеет только то отношение, что часть цехов располагалась на её территории.

Date: 2010-05-04 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, про техникум внесу в пост.
Вообще, установить родословную чего-то в России часто бывает очень трудно. Если многие города по 2-3 раза разорялись и возникали на новом месте, что уж говорить про менее крупные единицы.
Меня в этом смысле особенно впечатлила Тамань - по разным оценкам, ей от 220 (станица Тамань кубанских казаков) до 2400 (греческая Гермонасса) лет.

о вокзале

Date: 2010-05-04 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Image
Первое здание тагильского вокзала - двухэтажное
деревянное, с богатой резьбой, было построено в
1876 году к пуску этого направления. За свою почти
90-летнюю жизнь вокзал стал свидетелем многих
бурных событий XX века: революционных волнений,
прихода "красных" и "белых", одинаково
встречаемых по-русски "хлебом-солью",
выступлений посещавших город государственных и
партийных деятелей, проводов на фронт и целину.
Современное здание вокзала было возведено по
типовому проекту и торжественно открыто в
феврале 1966 года.

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Значит, всё-таки не перестроенный.
Вообще же, сталинка в эпоху Брежнева - это нечто! Хотя на Урале вообще, как оказалось, много сталинок начала 1960-х.

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Старожилы еще помнят Тагил деревянный, утопающий в сирени.

Image

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А районы у Высокой горы по-прежнему выглядят почти так же.
Только что меня озадачило - выходит, по крайней мере один из боковых корпусов заводоуправления сталинский?

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Почему сталинский?

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну так на этом фото видно, что корпус Заводоуправления, обращенный к заводу выглядит совсем иначе, чем теперь. А еще вижу что-то явно похожее на крепостной вал.

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
На фото вид конца 19века. Небольшая перестройка была, в том числе и в наше время, но ничего там сталинского не строили. По недостоверным данным, одноэтажное знание обращенное к заводу, и ближайшее к пруду - было городской тюрьмой. Ее снесли уже в наше время (ее остатки я еще помню).

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Судя по всему, боковой корпус был надстроен, если сравнивать старые и новые фотографии.

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Да кстати, на месте этого замечательного собора, в советское время построили торговый техникум, что символично.

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Оба храма безумно жалко - и Входоиерусалимский, и Выйско-Никольский. Я надеюсь, что их когда-нибудь воссоздадут, хотя могилы Демидовых работы лучших мастеров Европы вряд ли можно создать заново...

Re: о вокзале

Date: 2010-05-04 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Пока только время утрат. Мой город упорно уродуют год за годом.

Date: 2010-05-04 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
До мелочей похоже на Днепродзержинск.
Только больше.

Date: 2010-05-04 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сравнение Тагила и Днепродзержинска - вообще интересная тема, так как оба города индустриальные гиганты с богатой историей.
Во-первых, действительно, металлургический комбинат в Тагиле крупнее. Но всякие прочий индастриал в Днепродыме наверное помасштабнее.
Во-вторых, в Тагиле много памятников начала 19 и даже 18 века, когда Днепродзержинска вообще не было. Зато в Днепродзержинске есть Верхняя Колония - в Тагиле настолько цельных дореволюционных районов не сохранилось.

В целом, Тагил - самый яркий представитель Горнозаводского Урала, Днепродзержинск - самый яркий представитель Донецко-Криворожского промышленного района эпохи капитализма.

Date: 2010-05-04 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
По поводу тагильской мадонны. На чердаке была найдена только часть доски, вторая служила мостиком через канаву на Демидовском заводе!

И вообще, для провинциальной галереи живопись довольно сильная, не только Рафаэль и Брюлов.

Сундуки и сундучки тагильские славились по всей Руси. У меня нас на даче один такой разписной живет ))

Date: 2010-05-04 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Ильича на глобусе видел?

Date: 2010-05-04 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так ведь в посте фотография есть :)
Правда, с проводами. Уж насколько я к памятникам равнодушен, а мимо пройти не смог.

Date: 2010-05-04 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Ой, сразу не увидел.

Вот он без проводов
Image

ЛИАЗ-677 (их в Тагиле в 2008 было много). Заречная улица, мощёная брусчаткой
Image

И её продолжение, - дорога на дом отдыха "Сосновый Бор"
Image

(Если ты против чужих фоток в своём посте, комментарий удалю)

Date: 2010-05-04 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Ильича с этого шарика роняли лихие люди, не так давно, но власти водворили его обратно.

Date: 2010-05-07 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не против, и даже за. Спасибо!

Date: 2010-05-07 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Тебе спасибо за интереснейшие посты.

С наступающим!

Date: 2010-05-05 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Похоже на Мариуполь.

Date: 2010-05-07 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] suavitas-jul.livejournal.com
Драмтеатр напоминает сочинский, и очень сильно :))

Date: 2010-05-07 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Довольно распространённый проект, отличающийся деталями. Я помню такие еще в Минске и Петрозаводске. Но сам проект очень эффектный, а здесь еще и с деталями хорошо.

Date: 2010-05-07 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tipa-ya.livejournal.com
"Думаю, что такое тагильский поднос, представляют почти все" - чаще "все" представляют не тагильские, а жостовские подносы. Тагильские появились ранее и лишь тогда, когда стали очень популярны в России появился 20 лет спустя и жостовский промысел. В советский период тагильский промысел захирел, а вторичный жостовский остался, но сейчас в Тагиле с 80-х гг. возродили его снова. Тагильская роспись несколько отличается от жостовской по приемам и колориту.

Date: 2010-05-07 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tipa-ya.livejournal.com
Первые русские металлические изделия с лаковой росписью, прежде всего подносы, появились в середине XVIII века на Нижнетагильском заводе Демидовых.
Активное развитие небольших частных «лакерных» мастерских инициировали владельцы завода, заинтересованных в сбыте бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых це­лей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.
Самые ранние тагильские подносы были громоздкими и тяжелыми, прямоугольной формы, с приклепанными с оборотной стороны перекрещивающимися металлическими прутами. Изготовленный отдельно просечный борт, украшенный рядом металлических шариков (так называемых "бусин") приделывался к днищу. С торцов подносы имели большие кованые ручки. Внешне такой поднос напоминал сто­лешницу чайного столика и собственно таковым часто в быту и являлся.
Роспись этих вещей часто повторяла картины и гравюры разных художников и отличалась высоким художественным уровнем исполнения. Фактически лаковая живопись на металлической вещи стала аналогом живописи на холсте, и для состоятельного заказчика любой такой предмет имел не только практическую, но и эстетическую ценность. Причина профессионализма и как следствие популярности в том, что крепостные Демидовых, занимавшиеся росписью подносов, специально подбирались из семей потомственных иконописцев.

Date: 2010-05-07 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Тем не менее, даже жостовские подносы в обиходе обычно называют "тагильскими".

Date: 2010-05-07 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mimohodec.livejournal.com
Классическое напомнило:

"Однажды швейцарец со шведом
Приехали в Нижний Тагил,
И город рабочий к обеду
Приезжих уже хоронил.
Швейцарец со шведом дышали
Всего восемнадцать минут.
Вообще-то у нас на Урале
Железные люди живут!"

Date: 2010-05-07 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
О, спасибо! Я первые две строчки слышал еще в школе, но даже не знал о продолжении. Они у меня в голове крутились всё время прогулки по городу.

Date: 2010-05-07 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mimohodec.livejournal.com
Да не за что. Кстати, аффтар - Леонид Сергеев

Date: 2010-05-09 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] horstwessel.livejournal.com
страна победившего путинизма

Date: 2010-05-09 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если Вы ничего другого увидеть не в состоянии - сочувствую...

Date: 2013-01-05 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
С наступившим Новым Годом, Илья!

Да, рассказ о Нижнем Тагиле, как иллюстрации к книге "Каменный Пояс" о Демидовых.

И небольшое уточнение, Аврора, вдова одного из Демидовых, купчихой не была. Она из аристократок, была одной из самых красивых женщин Петербурга (в середине 19 века), и прожила почти 100 лет.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 03:40 am
Powered by Dreamwidth Studios