varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Пермский край - это давняя "республика зеков", в особенности его северная часть. Именно в Пермской области в 1929 году были созданы первые трудовые лагеря ГУЛАГа, и именно в Пермской области был закрыт в 1988 году последний. Точнее, собственно ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, поселений и мест заключения) был упразднён еще в 1960 году, но всё же Пермь-36 был прямым его "наследником" - трудовым лагерем для политзаключённых.
А в 1994 году в полуразрушенном лагере началось создание музея.

...Я ездил в Пермь-36 в предпоследний день уральского путешествия, после возвращения из Свердловской области. В этот день погода резко испортилась, пошёл мокрый снег, пейзаж стал совершенно ноябрьским... Но я считаю, что мне повезло: такая погода лишь подчёркивает дух этого мрачного места.

Пермь-36 находится в деревне Кучино Чусовского района - это примерно 2 часа пути из Перми на восток, примерно 20км не доезжая Чусового. Дороги в Пермском крае - явно одни из худших в России, мне они показались хуже знаменитых кировских дорог - разбитый асфальт, колдобины по 3-5 сантиметров глубиной - ездить по ним невыносимо. Само Кучино находится в 2,5км от трассы, а на самой трассе расположена деревня Махнутино. Если вы едете на машине - то на трассе есть указатель, а если на автобусе - то остановка в 10-15 минутах после Верхнечусовских Городков.



Махнутино - маленькая деревенька из десятка дворов, ныне полностью заброшена. Мёртвая деревня - хорошее начало дороги к лагерю.



До Кучина отсюда минут 10-20 ходьбы, через луга и мостик, по грейдерное дороге. Само Кучино внешне почти не отличается от Махнутина - только покрупнее и окна в избах не заколочены.



Люди в селе попадаются в основном кривые и уродливые. Дело в том, что помимо Перми-36 в Кучине расположена психбольница, и её обитатели свободно гуляют по селу: перекошенные, грязные, с гнилыми зубами, выпученными глазами... Говорят, они безобидные - но мне не хотелось это проверять. Живут тут, конечно, и нормальные люди, и их даже большинство - но всё же помешанные заметнее, и довершают атмосферу проклятого места.



Вот и он, Пермь-36 - последний политический лагерь Советского Союза:



Здание с башней - администрация. Вход:



Проходная:



Только справа за стеклом теперь сидят не вахтёры, а музейный кассир. В отличие от большинства подобных музеев Урала, Пермь-36 доступен для одиночного посещения. Билет - 50р., фотосъёмка - еще 50, а также 10р. просмотр фильма об истории лагеря (рекомендуется, хотя можно и без этого). Сотрудники очень доброжелательные.

За проходной сразу наваливается гнетущий тюремный дух:





Посетителям дают сопровождающего, и вот эта женщина в сером пальто будет присутствовать и на многих других моих кадрах:



Мимо барака 1946 года (то есть еще ГУЛаговский) мы идём к нынешнему административному зданию. Берёзовая аллея была посажена в 1954 году, то есть эти берёзы помнят заключённых:



Сооружения по дороге - медсанчасть:



И аутентичный, пардон, туалет:



Одно из двух административных зданий музея - бывшая столовая-кинозал:



Внутри ныне опять же столовая (музейная) и опять же кинозал. Интерьеры его не лагерные, хотя на какой-нибудь актовый зал для лагерных сотрудников вполне потянет:



За портретами вождей - экран, и здесь посетителю демонстрируют 15-минутный фильм об истории ГУЛага и конкретно Перми-36. И прежде, чем перейти к истории лагеря, скажу немного об идеологической составляющей этого музея.

Идеологический "месседж" Перми-36 оказался просто на удивление взвешенным и корректным. Скажем так - я не коммунист, но и не либерал-демократ. Так вот: мои патриотические чувства здесь не укололи ни разу. Никакого отторжения России в целом, никаких посягательств на русскую историю или на современность. Более того, даже касательно советского времени всё, о чём здесь говорит - это только собственно политические репрессии. Никаких посягательств на Победу, на советскую науку, на освоение космоса, на внешнюю политику СССР, на коммунистическую идеологию, на историческую роль СССР в мире или на Ленина. Не было и пафосной ностальгии по царской эпохе. Может быть, конечно, это только мне так повезло... Но всё же я, кажется, ВПЕРВЫЕ вижу русскую антитоталитарную организацию, которая развенчивает ТОЛЬКО политические репрессии, а не национальные символы или Россию как цивилизацию.
Думается, если бы наши демократы действовали по тому же принципу, слово "демократия" не стало бы в России ругательным.



Ну а теперь о собственно Перми-36. В 1946 году здесь была создана обычная зона для уголовников (а говоря о 10 миллионах сталинских з/к, мы обычно забываем, что уголовники тоже входили в эту цифру, и было их в те голодные годы очень немало!), при Хрущеве реорганизованную в зону для бывших сотрудников МВД (именно тогда и были посажены берёзы на аллее). Политическим лагерем Пермь-36 стал только в 1972 году, и через него прошли многие видные диссиденты того времени: например, украинский поэт Василь Стус (здесь же умерший) или небезызвестный в современной политике Владимир Буковский.



Наиболее интересная постройка Перми-36 - барак на 250 з/к, единственный уцелевший из четырёх. Он был построен в 1946 году, и являлся типовым бараком ГУЛага. Именно в таких бараках разворачивались события "Одного дня Иван Денисовича",  "Колымских рассказов" и другой лагерной прозы.



В бараке находились 4 жилых комнаты на 60 мест. В трёх из них ныне экспозиции, четвёртая воссоздана.
В первой - об истории Перми-36 и его постройках. Ведь лагерь состоял из двух независимых друг от друга зон - строгого и особого режима. Зона особого режима находятся несколько дальше, о ней речь пойдёт отдельно. В той же комнате - предметы обихода на подоконниках:



Вторая комната - об истории ГУЛага в целом. Тут много по-настоящему жутких экспонатов, а сама комната оформлена в стиле плакатов Перестройки:



В третьей комнате - фотовыставка из Колымской экспедиции: ведь в тех краях сохранилось множество заброшенных лагерей Дальстроя.

Наконец, обстановка жилой комнаты - нары, нары, нары...



Около барака, за отдельным трёхметровым забором - штрафной изолятор (ШИЗО), то есть внутрилагерная тюрьма:



Здание ШИЗО - почему-то кирпичное. Впрочем, оно и построено было существенно позже барака:



Двери камер:





Камера ШИЗО:



Душ:



В одной из камер за моей спиной случайно захлопнулась дверь. И мне стало не по себе... 

Ближе к проходной находится производственная зона, куда з/к водили на работу. У входа - "шмональня" (то есть КПП), но он воссоздан недавно, дерево еще свежее, поэтому воспринимается как чужеродный элемент, так что показывать его не буду. А вот так промзона выглядит с вышки:



На переднем плане - административное здание, за ним виднеется производственный корпус. Слева за забором - водонапорная башня, за ней сталинский барак.
На промзоне разруха - бурьян, куча угля, глубокие лужи, всякий мусор. Это место больше напоминает заброшенную тюрьму, чем музей.



Остатки кузницы. Здание планируется воссоздать:



Кочегарка. В полуподвальном помещении сидел мужик, явно из местных, и вероятно отсидевший, поглядывал на меня недобро:



А над дверью кочегарки почему-то крест:



Пилорама. Два фрагмента железной дороги, один из которых узкоколейный:



И всюду видны вышки, трудно отделаться от чувства, что за тобой тут следят. Вблизи вышки похожи на каких-то членистоногих тварей. На них можно подняться: лесенки крутые, сами вышки от ходьбы и ветра ощутимо качаются - и в общем (не только о вышках речь, а вообще) лагерным надзирателям тоже не позавидуешь.



По лагеря я бродил в одиночку, только иногда мимо ходили рабочие, издали похожие на зеков. Потом вдруг появились трое туристов-датчан с гидом-переводчиком. Сопровождавшая меня женщина сказала, что иностранцы тут бывают нередко - около 6% всех посещений. Вероятно, путешествуя по Транссибу и делая остановку в Перми, они едут именно сюда. Интересно, что они чувствуют, видя этот музей? Русские - не люди? Или всё-таки сочувствие к народу, пережившему великую трагедию? Мне почему-то кажется - второе, первая эмоция больше свойственна нашим псевдоинтеллигентам.

До автобуса оставалось еще много времени, я спросил, где можно погреться, и меня отвели в музейную столовую, накормили щами и напоили чаем, за что я заплатил 20р. (не опечатка - 20, а не 200). Символично, что самый гостеприимный музей Урала - бывшая тюрьма.
Далее я вышел в деревню и отправился к лагерю особого режима, мимо уже упомянутой психбольницы (бывшие солдатские казармы):



Между двумя лагерями - луг с редкими ёлочками. Он выполнен в виде карты СССР с "островами" ГУЛага. Но с земли, а тем более в такое время, этого не видно.

Особый режим  - самая строгая форма лишения свободы в позднем СССР. Попадали сюда дважды "особо опасные" - ".... государственные преступники" и "... рецидивисты". То есть те, кто повторно обвинялся по политическим статьям. Суть "особого режима" (помимо запрета на переписку и свидания) заключалась в том, что человека содержали в закрытой тюремной камере (прогулка раз в день в "мешке" по 45 минут), но при этом он был обязан работать. То же ШИЗО - но сразу на 10 лет. А роль штрафного изолятора на особом режиме выполнял карцер.



Толком осмотреть лагерь особого режима сейчас нельзя - зимой там случился пожар (вроде бы не поджог), и сейчас его восстанавливают. Всем бы нашим музеям такую оперативность! Но Пермь-36 существует в том числе на деньги зарубежных фондов, и числится как памятник под угрозой уничтожения. Почему под угрозой? А потому что Ходорковского посадили!

Всё-таки я заглянул в дверь лагеря, думал попросить разрешения, но в итоге лагерь оказался пуст, и я осмотрел его, не спрашивая.
КПП, вид прямо от входа:



На территории лагеря:



Грузовик ГАЗ 1970-х годов - но здесь ассоциируется с теми машинами с надписью "Хлеб", о которых писал Солженицын:



Периметр с двумя рядами колючей проволоки:



Административное здание:



И собственно барак, перестроенный из лесопилки:



От всего этого остаётся очень тягостное впечатление. И общее чувство скорее Великой Трагедии, чем Великих Злодеяний.  Собственно, именно как трагедию я всегда воспринимал те события. Но поляризация в обществе нарастает, и в наше время принято воспринимать Россию, СССР и Сталина как некий монолит, и если ты патриот - будь добр отрицай репрессии, а если либерал - будь добр ненавидь Россию за то, что ей пришлось пережить. Но ведь история намного, намного сложнее, и подобные схемы к ней не применимы.
Бесполезно отрицать, что "Сталин принял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием" (хотя это и не Черчилль сказал).
Бесполезно отрицать и то, что миллионы людей были на стройках сталинизма лишь топливом, и не более.
Как относиться к Сталину? На каждый аргумент в любую сторону найдётся контраргумент с другой. Кто и когда сможет разобраться в проклятом ХХ веке?



Вид от деревни Кучино на Чусовую - вторую по значению реку Пермского края (после Камы), берущую начало за Уралом (то есть она служила естественным путём в Сибирь).



В 30км отсюда находится город Чусовой, выросший из села Камасино в 1870-е годы, когда здесь появилась одна из главных станций Горнозаводской железной дороги с локомотивным депо, а следом и металлургический завод - не вододействующий и не крепостнический, в отличие от большинства заводов Урала. 
Автобус из Кучина в Чусовой ходит 4 раза в день, причём идёт не по трассе, а через деревни вдоль реки, почти не отличимые от Русского Севера своей разрухой и добротными чёрными избами. Около 5км перед въездом в Чусовой автобус едет по брусчатке, происхождение которой я не знаю:



Сам Чусовой - город при металлургическом заводе, однако он красиво расположен среди увалов. Здесь есть неплохой соцгород с отдельными дореволюционными домами, живописная станция Чусовская у берега реки, электровоз-памятник ВЛ-19 (такой я уже видел в Златоусте), деревянная церковь Рождества Богородицы (1775) в бывшем селе Камасино и даже небольшой АЭМ "Этнографический парк реки Чусовая", созданный местным энтузиастом Леонардом Постниковым в 1980-е годы на окраине города.
Однако было невыносимо холодно и сыро, пейзаж стал серым и некрасивым, да и общее настроение после Перми-36 не располагало - так что я в Чусовом только провёл полчаса на автовокзале, чтобы уехать в Пермь.

На этом с пермской частью путешествия закончим. Впереди - рассказ о Екатеринбурге в нескольких частях и о других городах Горнозаводского Урала.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36.
Екатеринбург.
Горнозаводские города.

P.S. Сама тема ГУЛага, в любом виде - это уже готовый El Nabros. Тем более что я не удержался от выражения своей позиции, которая обычно злит и коммунистов, и либералов. Поэтому одна просьба - без истерик. Излишне истерические и тем более хамские комменты буду удалять. Надеюсь на взаимопонимание.
P.P.S. Мне в комментах уже несколько раз написали, что многие военные части выглядят примерно так же - колючая проволока, вышки, облезлые стены, разруха. Я верю на слово, поэтому больше об этом здесь прошу не писать.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2010-05-01 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nonameshadow.livejournal.com
Очень интересный пост. И крест там очень даже к месту...

Date: 2010-05-02 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, к месту. И это как-то пугающе.
(deleted comment)

Date: 2010-05-02 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вы обо мне случайно не через Ваню Митина узнали? Мне вот кажется, что ему этот пост будет смешон, потому что он повидал много действующих тюрем. Но думаю, это не значит, что выкладывать этот материал не стоило :)

А революции в современной России быть не может. Вы будете смеяться, но причина тому - уровень жизни. Большинству людей у нас есть, что терять. Пускай и немного - но есть. То есть известного условия "народу нечего терять, кроме своих цепей" нет.
В России начала ХХ века уровень жизни примерно соответствовал современной Африке (а в Европе и США - современному Китаю). Ежегодная смертность от голода составляла около 200 тыс. человек по всей Империи. Условия труда на фабриках были пострашнее ГУЛага - например, люди без масок работали с белым фосфором и свинцом, а рабочий день повсеместно был не меньше 12 часов. Даже жили рабочие многих фабрик не в казармах, а прямо в цехах. Но шли на фабрики добровольно, так как в деревне было еще хуже. Вот цитата из "Чевенгура" Андрея Платонова: "Через четыре года в пятый случался неурожай; дети умирали, а взрослые разделялись на две колонны, и одна шла на шахты в Луганск, а другая побираться на большак к Киеву" (цитата не совсем точная по форме, но смысл верен).
Мы знаем о тех временах по воспоминаниям дворянства, интеллигенции, в крайнем случае мещан и купцов. Поэтому не можем оценить всей степени тогдашней нищеты.

Плюс демографический взрыв. В России (в границах всей Империи, а не РФ) в 1897 жило 128 миллионов человек, в 1907 - 148 миллионов, в 1913 - 171 миллион. 80% населения составляла к 1917 году молодёжь. Российскую империю, да и весь старый мир, просто разнесло этим демографическим взрывом.

Нет условий для революции, хорошо это или плохо.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-02 07:03 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-02 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
га таких грузовиках уже не было надписи "ХЛЕБ", это современный автозак на шасси ГАЗ-53 1970-х годов.

Date: 2010-05-02 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, сейчас исправлю. Тем не менее, смотрится очень органично.

Date: 2010-05-02 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] stubb.livejournal.com
Ну и местечко... Причём деревни кажутся мрачнее лагеря.

Date: 2010-05-02 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, одно другого стоит. Проклятое место.
Еще и с погодой повезло.

Date: 2010-05-02 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] ellisatis.livejournal.com
Спасибо за пост.

Date: 2010-05-02 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
На Урале и в ЗапСибе таких мест немало, более того - виды мне кажутся привычными и обыденными (военные казармы выглядят так же), и это ужасно. Мне кажется, тема стоит подробного обсуждения, слишком уж много наросло мифов о ГУЛаге.

ЗЫ
Брусчатка делается из шлака, переработанные отходы металлургического производства.

Date: 2010-05-02 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
После майских, как народ вернётся из разъездов и с дач, буду постить серию в Russiatowns. Вот тогда наверное обсуждение и получится. Хотя скорее срач.

О проивводстве брусчатки не знал. Но почему там такой длинный её участок? Нигде раньше такого не видел.

(no subject)

From: [identity profile] da-het.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] da-het.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] da-het.livejournal.com - Date: 2010-05-02 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2010-05-06 06:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-02 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] i-plombir.livejournal.com
Интересный пост! Перепост возможен на сайт?Со ссыокой у казанием авторства естесвенно? Просто сами темой ГУЛАГа занимаемся

Date: 2010-05-02 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Конечно. Только мне ссылку на готовый вариант пришлите.

(no subject)

From: [identity profile] i-plombir.livejournal.com - Date: 2010-06-12 11:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:56 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-02 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Музей, судя по комментариям - прямая противоположность музею СЛОНа на Соловках в период его расцвета (1999-2005 годы). Тогда на Соловках ругали "треклятых коммуняк" риторикой Новодворской и говорили, как при царе и Керенском хорошо жилось.

Date: 2010-05-02 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На Соловках я с лагерной историей сталкивался только на Секирке. Это был 2007 год.
Тогда ничего особенно новодворского там не увидел, хотя может быть плохо смотрел.
Вот про ужасы Секирки (не СЛОНа/СТОНа в целом) рассказывали много и красочно - про "комариков" и "жердочки", лестницу, таскание воды в ладонях из проруби на гору.

Более вероятно, что оба музея смягчили риторику примерно в одно время, а в начале 2000-х Пермь-36 мог быть даже и агрессивнее.

(no subject)

From: [identity profile] merry1978.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rabid-worg.livejournal.com - Date: 2010-05-06 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rabid-worg.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-04 03:56 am (UTC)
From: [identity profile] alexjourba.livejournal.com
Спасибо, интересно.
Кадр с крестом на кочегарке впечатляет.
И да - многие военные части выглядят не лучше этого лагеря.

Date: 2010-05-04 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо.
Последнюю строчку я внесу в пост. А то чувствую, как пост в сообщество выложу - мне её еще раз напомнят.

Date: 2010-05-04 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] evighet.livejournal.com
Давно хочу туда съездить.

Date: 2010-05-04 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если с погодой повезёт, советую еще Чусовой осмотреть.
Из Перми вполне можно обернуться за день, оба места. Особо продвинутые ездят в Чусовой из Кунгура - получается такая "кругосветка" вдоль Сылвы и Чусовой.

Date: 2010-05-04 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
хороший пост.
Только к Сталинй Пермь-36 все таки немного отношения имеет... Это уже было время когда смерть отдельного человека была трагедией а не статистикой.

Date: 2010-05-04 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Как сказали музейщики, Пермь-36 близок к сталинским лагерям по устройству и планировке, а барак 1946 года - типовой для ГУЛага.
Про Сталина - это скорее так, к слову. Как создателя этой системы.

(no subject)

From: [identity profile] ussr-man.livejournal.com - Date: 2010-05-04 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-04 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ussr-man.livejournal.com - Date: 2010-05-04 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2010-05-04 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikhail-kuzm.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] osya1962.livejournal.com - Date: 2010-05-06 08:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] osya1962.livejournal.com - Date: 2010-05-06 08:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-06 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] ziurkenas.livejournal.com
Спасибо за пост!
Он очень содержательным оказался. И наличие в нём личного отношения к теме делает его лишь более интересным. А то, что у некоторых есть свой/другой взгляд на вещи - так это обычное дело. Пусть...
Чесговоря надоели уже в сообществе посты с 50-тью фото и описанием того где обедали и во сколько проснулись. Важно писать о том, что видел и что почувствовал. Тогда пост живым получается.

Date: 2010-05-06 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо :)

Date: 2010-05-06 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] merry1978.livejournal.com
Спасибо за пост. Он впечатляющий и сдержанный одновременно.

Date: 2010-05-06 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Об исторических трагедиях только так писать и можно. Рад, если мне это удалось.

Date: 2010-05-06 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Берёзовая аллея была высажена в "элитный" период существования лагеря, когда, начиная с 1954 г., сюда направлялись мотать срок работники правоохранительных органов. Кстати, именно поэтому здесь применялась уникальная (значительно "круче" обычной) охранная система. Сергей Адамович Ковалёв, который сидел здесь как политзек, рассказывал, что заключенные называли березовую аллею "аллеей свободы".
Экскурсоводы музея - местные жительницы, которые сами для себя "открыли" эту страницу нашей истории. Они, очень далёкие от политики, просто пришли в ужас от прочитанного и, возможно, поэтому, их экскурсии более непосредственны и "человечны".
Не думаю, что стоит делить современное общество на патриотов и либералов, обвиняя и тех, и других в кромешном идиотизме.

Date: 2010-05-06 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, по музейным работникам видно, что они не равнодушны ко всему этому. Кто знает - не работали ли их отцы и матери в обеспечении лагеря.
Про аллею внесу в пост, спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] nantik7.livejournal.com - Date: 2010-05-06 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nantik7.livejournal.com - Date: 2010-05-06 06:20 pm (UTC) - Expand

Щас, разбежались!

From: [identity profile] sigurd-1971.livejournal.com - Date: 2010-05-09 11:23 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-06 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] plastic-bullet.livejournal.com
Спасибо за ваш пост. Летом собираемся в Верхнечусовские Городки, это родина бабушки, прославились как место, где впервые в Поволжье была найдена нефть, как раз в те же 1946-48 гг. Не знал, что рядом есть этот музей. Обязательно заедем.

Date: 2010-05-06 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] osya1962.livejournal.com
Да, грустный очень пост. Интересно, что эти бедные бараки и хляби замотанные колючей проволокой привели вас снова к мыслям о "Великих Трагедиях и Великих Злодеяниях" в "проклятом ХХ веке". Да, накуролесили истории - никому не понять- зачем, за что,но атомное оружие имеем как у людей. Наверное лучше одному такие путешествия совершать - помолчать можно, посмотреть вдаль и на реку спокойно.

Date: 2010-05-06 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Проблему отношения к Сталину в последние 20 лет я вижу вот в чём.
Как-то так сложилось, в первую очередь стараниями демократов, что Россия-СССР-Сталин воспринимаются как монолит. Сталинизм подаётся как нечто такое, после чего Россию остаётся только кастрировать, как Германию после войны. Аргумент "но зато у них уровень жизни и демократия" я считаю софизмом - уровень жизни в Германии был очень высок и 100, и 200, и 500 лет назад (относительно других стран того времени), а по отношению к этническим немцам масштабных репрессий не было даже при Гитлере. Точно так же и в России от тех же самых процедур лучше не станет. Они вообще никак не повлияют на уровень жизни. Германия могла бы быть такой же богатой и демократической, но при этом оставаться субъектом, а не объектом геополитики. Могла бы быть чем-то вроде "США №2".

И постановка вопроса "Есть ли Россия после Сталина?" неизменно будет вызывать противодействие в виде реабилитации сталинизма.

Свою историю надо оставить в покое, принять как есть, и смотреть вперёд.

(no subject)

From: [identity profile] osya1962.livejournal.com - Date: 2010-05-06 08:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2010-05-06 09:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-07 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] gudea.livejournal.com
Великолепный пост!!! Большое спасибо!

Где-то читал, кстати, что в Перми-36 работает кем-то по хозчасти
бывший тамошний "вертухай". Вот это по нашему...

Date: 2010-05-07 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Весьма вероятно. Может быть, он на меня и пялился из кочегарки - очень уж у человека взгляд был неприятный. Да и в принципе, если он житель этой деревни, то почему нет?

Date: 2010-05-07 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] 8d9.livejournal.com
Репортаж получился сверхпознавательный и интересный. С погодой повезло, мне кажется. Если бы светило солнце, сущность места раскрылась бы не полностью. Одним словом -спасибо!
Единственно с чем не могу согласиться, так это с "лапотной Россией". В мире, до сих пор нас узнают по тому, что было создано до лениных-сталиных, а нынешнее умирание - результат их экспериментов.

Date: 2010-05-07 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Ну, а как же космос, атомная энергетика, русское оружие? Конечно, это далеко не всё, чем славится Россия - но очень немалая часть!

Date: 2010-05-07 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com
> Точнее, собственно ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, поселений и мест заключения) был упразднён еще в 1960 году, но всё же Пермь-36 был прямым его "наследником" - трудовым лагерем для политзаключённых.

C подачи Солженицына слово "ГУЛАГ" стало нарицательным и представляется как некая ужасная репрессивная машина, уничтожавшая полтитческих заключенных. Между тем, это просто название тюремного ведомства, сущестовавшего в России (под разными названиями) всегда и существующего и поныне. Сейчас это Федеральная служба исполнения наказаний. Задача указанных учреждений - не бороться с инакомыслием, а исполнять наказания по приговору суда.

Date: 2010-05-07 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Согласен.
Аналогично: нынешний Папа Римский - инквизитор. В смысле, выходец из организации, которая называлась когда-то инквизицией.

Но я в данном случае имел в виду ГУЛаг как символ.

Date: 2010-05-10 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] intensio.livejournal.com
Очень интересно читать ваши размышления о трагической русской истории ХХ века.
Мне кажется, вам удаётся сохранить трезвомыслие и не скатиться ни в одну из крайностей.
Только не забывайте, что спектр мнений крайностями не исчерпывается.

>если ты патриот - будь добр отрицай репрессии, а если либерал - будь добр ненавидь Россию за то, что ей пришлось пережить

Что-то в этом роде имеет место, но всё-таки вполне можно быть патриотом, признавать роль Сталина в организации государственной машины и военной экономики, и при этом однозначно осуждать учинённый им террор. Вполне можно быть сторонником демократии и при этом понимать, что действующую демократию в России создать будет очень непросто. Можно быть русским патриотом, ценить свою историю - и при этом ощущать себя европейцем, а Россию частью европейской цивилизации.

maps.livejournal.com

Date: 2011-01-09 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ljonmap.livejournal.com
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/58.263174181365,57.429678440094//18897

Date: 2012-05-21 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] guriny.livejournal.com
Очень хороший пост. Спасибо. Каждый год езжу мимо этого места и никак не могу заехать туда. Теперь хоть знаю, что там. А брусчатка - это отходы металлургического производства. Раньше половина улиц Тагила была покрыта подобной брусчаткой.

Date: 2012-05-30 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
про ужасные пермские дороги - это я согласный. После дорог Свердловской (да и наших тоже) области контраст поразительный!

Date: 2013-03-15 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] gulagskind.livejournal.com
Странно, почему тема закрыта? Я провел около лагеря в Кучино,пока отец сидел, с 1955 по 1958. Скинул фото, но они не приняты?
Edited Date: 2013-03-15 11:53 am (UTC)

Date: 2014-01-05 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] Юрий Котов (from livejournal.com)
Ржавый автомобиль ГАЗ с будкой это самый настоящий "Черный воронок" 70-80 годов социализма. А дорога из брусчатки была выложена скорее всего пленными немцами. Такие дороги из брусчатки протянулись на многие километры на севере Пермского края, но они как правило уже закатаны в асфальт.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 07:09 am
Powered by Dreamwidth Studios