varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Приозерск - небольшой (18 тыс. жителей) городок в Ленинградской области, на Ладожском озере в трёх часах пути от Петербурга. За свою историю он успел сменить 4 названия: древнее Корела, шведское Кексгольм ("Пряничный замок"), финское Кякисалми ("Кукушкин пролив"), советское Приозерск. По легенде, именно здесь погиб в 879 году Рюрик во время похода на Карелию, однако старейшее достоверное упоминание связано с нападениием шведов на город Корела (Кексгольм) в 1294 году, через год после основания Выборга. Город много раз переходил из рук в руки, в том числе шведы правили здесь в 1581-95 и 1611-1710 годах. На протяжении всей истории Корела была крепостью - карельской, шведской, русской...
О Приозерске будет один крупный пост - заключительный в Старофинляндской серии.

Приозерск вполне оправдывает своё название - расположен у озера. Точнее, у нескольких озёр сразу: здесь в Ладогу впадает река Вуокса - одна из самых странных рек России. Вуокса (по-новгородски Узерва) - это даже не река, а сложная система озёр и проток со множеством русел, охватывающая север Карельского перешейка. Начало она берёт на озере Сайма в Финляндии, чуть ниже образует водопад Иматра (ныне на нём ГЭС), а до 17 века Вуокса имела два устье на Балтике и Ладоге: в первом стоял Выборг, во втором Кексгольм. Позднее выборгское русло пересохло, и его функции выполняет арендуемый Финляндией у России Сайменский канал, прорытый в 1854 году межд Лаппеэрантой и Выборгом.

Прямо на берегу озера Вуокса находится железнодорожная станция:



Здесь еще есть электрификация, а севернее (начиная от станции Кузнечное) тянется однопутная, дизельная, крайне живописная Западно-Карельская магистраль. На станции Приозерск - деревянный вокзал, один из самых красивых в Старофинляндии в стиле национального романтизма:



Особенно интересно его внутреннее убранство в духе варяжских чертогов:



С привокзальной площади отходят и пригородные ПАЗики, и автобусы на Петербург (в среднем раз в 40 минут, расписание на остановке, оплата при посадке):



Отсюда недалеко до центра города - Рыночной площади, ансамбль которой сложился в межвоенный период.
Надо сказать, что Приозерск - город очень размытый, напрочь лишённый цельности. Мне он представляется как несколько совершенно несвязанных между собой ансамблей - вокзал, Рыночная площадь, крепость, кладбище, соцгород ЦБК. Все они хороши по отдельности, но находятся на некотором удалении друг от друга и никак внешне между собой не связаны.

Путь к Рыночной площади от станции - через кварталы двухэтажных сталинок, хотя кое-где попадаются финские дома:



Площадь представляет собой прямоугольник с функционалистическими постройками по краям и пустым пространством в центре. Со стороны вокзала Рыночную площадь открывает собор Рождества Богородицы (1847):



Интересная архитектура, переходная от классицизма к русско-византийскому стилю:



Дома по периметру площади:



Модерновый банк Северных стран (1925), на заднем плане башня кирхи:







Общий вид площади: Ленин и Собор:



Между ними когда-то располагался рынок, ныне это место для прогулок, а рынок находится по соседству, около очень живописного пожарного депо (1930-е):



На самой верхушке которого укреплена ёлка:



В другую сторону от площади (налево, если идти со стороны вокзала) хорошо видна романтическая валунная башня Лютеранской кирхи:



Очень хочется думать, что это аутентичный шведский храм века эдак 14-го... но всё как всегда прозаичнее: это стилизация 1930-х годов. Однако очень красивая и средневековая. Внешне кирха вроде бы в хорошем состоянии (еще бы, что таким стенам сделается?), а изнутри разрушена пожаром в 2002 году:



Отсюда, мимо этого дома,



можно минут за 15 дойти через частный сектор и хрущёвки к городскому кладбищу:



Само кладбище очень тихое, уединённое и пустынное под соснами. А на кладбище стоят две церкви: эклектическая Всех Святых (1890-92):



И современная церковь Рождества Христова (2006-2007) необычной композиции - такая "псевдобазилика":



В Приозерске находятся подворья сразу двух "монашеских республик" Ладожского озера. В соборе Рождества Богородицы - Коневец, в церкви Рождества Христова - Валаам.

В основном Приозерск вот такой: пятиэтажки и финские домики. Видно, что при финнах это был совсем небольшой городок, не чета Выборгу и Сортавале.



Практически случайно я забрёл в соцгород лесоперерабатывающего завода, куда ведёт улица Ленина (на которую "нанизана" Рыночная площадь):



Послевоенные сталинки, которые в шутку еще называют стилем "пленные немцы".
Понравились школа:



И дом культуры:



Вдалеке видны трубы лесозавода - очень высокие, так как идти до них далеко. Там находится ансамбль финских административных зданий, но я не пошёл.



Вообще, Приозерск занимает значительно большую площадь, чем надо бы с 18 тысячами населения. И хаотичен - например, финское здание интерната стоит где-то между Рыночной площадью и соцгородом, а вокруг больше ничего примечательного и нет:



Кстати, это последний памятник функционализма в этой серии. На четвёртый день к таким домам привыкаешь и они уже не кажутся красивыми или оригинальными.

Ну и наконец главная достопримечательность Приозерска - крепость Корела, расположенная несколько правее (если стоять спиной к вокзалу) Рыночной площади, у берега Вуоксы:



Точнее, тут находятся сразу две крепости, разделённые протокой: шведская Старая крепость (в основном конец 16 века) и русская Новая крепость (1770-е, работами руководил Суворов). Между ними импровизированный танковый музейчик - тяжелый танк ИС-2 (ближе) и самоходное орудие СУ-152 (дальше), а также противотанковые надолбы (так называемые "зубы дракона"), полностью скрытые под снегом:



Когда была заложена крепость Корела, точно не известно, а в нынешнем виде она была построена в конце 16 века. В Ливонскую войну шведы в очередной раз захватили Корелу, и за 12 лет (1581-95) владычества успели отстроить крепость в камне, по новейшим технологиям с использованием куртин и бастионов. Потом шведы ушли, но и русские "подарком" пользовались недолго: в 1611 году Корела (переименованная шведами в Кексгольм) была утрачена еще на 99 лет.



В наше время Корела уникальна тем, что это одна из двух средневековых крепостей "основной" России, построенных европейским государством (помимо замка и укреплений Выборга). Еще отдельные шведские элементы есть в Ивангороде и Шлиссельбурге, но Корела представляет собой почти не нарушенный ансамбль шведских построек. Более того, это старейшая крепость бастионного типа в России - конец 16 века! То есть она старше Смоленской крепостной стены. В России эти технологии стали осваивать только при Петре Первом, и старейшая наша бастионная крепость - Новодвинская в Архангельске, моложе этой на 110 лет.

Куртины, Трубная и Круглая башни:



Крепостные ворота. Оцените ширину куртин - то есть укреплённых камнем земляных валов, расчитанных на использование артиллерии.



Вид из ворот - охвачен почти весь двор крепости. Слева направо: Круглая башня (1582-95), Старый Арсенал (1582-91), Пороховой погреб, или Трубная башня (1592), Новый Арсенал (1792-96, построен по приказу Суворова):



Как видите, крепость очень маленькая и простая. Общая протяженность её стен - думаю, метров 300. Она существенно меньше, чем Копорье или Изборск. Внутри крепости видимо всю зиму не убирали снег, и кое-где сугробы были в высоту куртин.

Круглая башня - самое яркое сооружение в крепости. Еще её называют башня Ларса Торстенссона (строитель крепости) и Пугачёвская башня, так как в ней держали в заточении семью Емельяна Пугачёва - двух жён и трёх детей от первого брака. С одной стороны - жестоко, с другой Пугачёв ведь объявил себя "чудом выжившим" Петром Третьим, а стало быть, его дети могли претендовать на роль новых "мужицких царей". Но никого не казнили, узники были освобождены Александром Первым.



Рядом с башней - Старый Арсенал, ныне занятый сувенирным магазином. Зато возможно посмотреть его изнутри:



Трубная башня использовалась как Пороховой погреб, ныне довольно невзрачна. Был ли на ней шатёр, как на Круглой - не знаю.



Новый Арсенал, будучи моложе на 200 лет, резко выделяется на фоне других крепостных построек:



У входа деревянные муляжи пушек, а сам Новый Арсенал занят музеем (очень маленький, но довольно интересный):



Куртины и порожистая Вуокса, уже вскрывшаяся от льда:



И валунная кладка крепости, очень живописная:







Напротив - Новая крепость, построенная в конце 18 - начале 19 века под надзором Суворова и Кутузова, перед последней русско-шведской войной, закончившейся присоединением Финляндии. Однако Новая крепость ныне занята военным санаторием, и вход на её территорию только по пропускам:



Однако преимущество зимы - отсутствие листвы, поэтому можно хотя бы немного увидеть Новую крепость с куртин Старой.

То ли сталинская постройка санатория, то ли какой-нибудь дом коменданта. Впрочем, скорее сталинка - для крепости слишком большой и заметный:



Какое-то здание:



Ворота:



В общем, невозможность осмотреть Новую крепость - для обычного путешественника, не увлекающегося фортификацией, не слишком большая потеря. Если Корела не имеет аналогов в России, то крепостей, подобных Новой - десятки.
И в целом, Приозерск вызвал у меня весьма смешанные чувства. Он одновременно и понравился, и разочаровал - очень приятный и достаточно интересный городок, но я ожидал большего.

Из Приозерска я уехал на автобусе в Петербург, а оттуда домой, в Москву. Всё путешествие по бывшей Выборгской губернии заняло 4 дня в довольно расслабленном темпе. Аналог Старофинляндии в России есть только один - Восточная Пруссия, то есть Калининградская область. Но это отдельная и гораздо более сложная тема.
.

Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).

Date: 2010-03-19 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
спасибо, Илья! Как будто сам побывал! Вокзал, я понимаю, еще финский?

Date: 2010-03-19 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Конечно, причём еще дореволюционный.
Тебе спасибо. Потому что на самом деле настолько неудачной в плане отклика серии у меня еще не было...

Date: 2010-03-19 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
"а разгадка проста": архитектура первой половины века (модерн-югендштиль-функционализм-конструктивизм) - моя слабость :)

Date: 2010-03-19 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В смысле?
Имеешь в виду, серия действительно неудачная в плане рассказа и фото, а тебе понравилось только в силу модерна-функционализма?

Date: 2010-03-19 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
нет, ты не понял - она мне особенно понравилась в силу модернизма-функционализма, но она не хуже прочих!

Date: 2010-03-19 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А, ну тогда хорошо :)

Date: 2010-03-19 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com
Неудачная? С чего это Вы взяли? По-моему, очень всё интересно. :-)

Date: 2010-03-19 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
На основании непривычно для меня малого количества комментариев и зафрендов. Я, конечно, не за комменты и рейтинг это всё выкладывал, а в своё удовольствие, но всё-таки...

Date: 2010-03-19 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com
Вы учитывайте всегда, что многие никогда не комментируют, а только смотрят. Вот и я хотел только полюбоваться. Но, увидев Ваше уныние, счел своим долгом развеять Ваши сомнения. :-)
Вопрос к Вам, раз уж начали разговор. Дороги вдоль Финляндии все открыты, или там где-то существует недоступная погранзона?

Date: 2010-03-19 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, я сравнивал только с тем, какой отклик бывает обычно.
Дорога свободна везде. До Выборга и Приозерска включительно вообще никакой погранзоны нет, а Сортавала и Лахденпохья в нестрогой погранзоне, то есть там усилены проверки, но въезд свободный. У меня в посте о ходе путешествия (второй в оглавлении) подробно описана история, которая произошла со мной.
Но, кстати, Вы ведь вроде бы за границей живёте? Дело в том, что в нестрогой погранзоне можно свободно находиться только гражданам России. А как быть в иных случаях - увы, не знаю... Но опять же, финских туристов в Сортавале не протолкнуться.

Date: 2010-03-19 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com
Спасибо! Я ездил на поезде в Никель, но это было очень давно, в начале 80-х. Нас пограничники проверяли.
Я хоть и живу здесь, но гражданство у меня одно, российское.
Я что-то пропустил в Ваших записях, пойду смотреть.

Date: 2010-03-19 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] crustaceae.livejournal.com
Я например просто на одном дыхании ваши отчеты просмотрел и прочел. Сам из Питера родом и частично атмосфера этих мест мне неплохо знакома. В свое время очень интересовался финно-угорской тематикой. Так что спасибо огромное.

Date: 2010-03-20 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо :)

Date: 2010-03-19 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Возможно, она просто длинная.

Date: 2010-03-19 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну может быть... Хотя вроде бы и длиннее серии постил.

Date: 2010-03-19 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Кладбищенские церкви очень... странные.

Date: 2010-03-19 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага. Какие-то нерусские. Видимо, Финляндия сказывается.
Причём новая церковь мне показалась интереснее, чем старая.

Date: 2010-03-19 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Ну старая постройка - это такая фантазия в рамках.

Но новая!? И не протестанты и не евангелисты а вообще черти что.

Судя по фото там по всем четырем углам башенки + еще вход ими оформлен?

Date: 2010-03-19 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Еще интереснее: четыре башенки по углам и две посредине. А весь основной объём одинаковой высоты. Что-то похожее на Владимирский собор в Киеве, только там так расположены главки. Я бы это назвал "псевдо-базилика".

Date: 2010-03-19 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да, а вот мне почему-то сразу Костел Святого Людвига в Москве вспомнился.

http://image.otdihinfo.ru:8125/WWW/images/9668.jpg

Именно. Основной объем одинаковой высоты.

Date: 2010-03-19 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Прочла дискуссию выше. Могу честно ответить. Я комментировала бы намного больше, тем более что этот регион мне очень интересен, но хотелось бы, чтобы комментировали и меня. Игра в одни ворота со временем, сами понимаете... И даже несмотря на это обстоятельство, я даю на Вас ссылки на своем ресурсе, а это показатель определенного качества.
Так что все в Ваших руках.

Date: 2010-03-20 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Тут дело в том, что я другие журналы тоже обычно довольно редко комментирую, за исключение нескольких. И не все темы читаю. Извините, не знал, что для Вас это принципиально, так что впредь постараюсь и у Вас комментить почаще.

А где Вы на меня давали ссылки? На сайте?

Date: 2010-03-20 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Спасибо! На самом деле это обычное явление в ЖЖ, как я замечаю.
8 ссылок в нижней части здесь: http://www.offtop.ru/castles/v8_256869_4_.php - это одна из тем раздела о замках и других укрепленных сооружениях там.

Date: 2010-03-20 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] shift333.livejournal.com
и мне все очень понравилось как на яву!

Date: 2011-03-15 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] plojhar.livejournal.com
Спасибо!
Это город моего детства. Вернее - летних месяцев моего детства. А зимою я там был только однажды и мало что запомнил. Так что увидеть знакомые места под таким слоем снега было очень необычно.
У Вас совершенно замечательный ЖЖ. И совершенно удивительное чувство Родины. Я давно уже живу заграницей и, даже приезжая в Россию, не выезжаю дальше ближнего Подмосковья. А почитав, хочется бросить все и оказаться - там. Где-нибудь на дороге в Мезень...

Date: 2013-01-21 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] i-l-d.livejournal.com
>>Аналог Старофинляндии в России есть только один - Восточная Пруссия, то есть Калининградская область.

А может ещё Сахалин?
Edited Date: 2013-01-21 10:42 pm (UTC)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 01:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios