varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Псковскую область можно условно разделить на две части: "туристическую" (Псков с окрестностями, Печорский район, Пушкинские Горы) и "нетуристическую", включающую прочие города и веси. Отличаются они довольно сильно, в том числе и уровнем благоустройства - "нетуристические" города и веси намного мрачнее. Однако в "нетуристической Псковщине" тоже много интересного.
Городок Остров (25 тыс. жителей) - наверное, самый примечательный (наряду с Порховом) из "нетуристических" городов Псковщины: здесь сохранился довольно целостный старый город, церковь 16 века и уникальные цепные мосты 1850-х годов.
Рассказ об этом городе будет состояться из двух частей: соответственно, о самом центре города и о других улицах.

Расположен Остров очень удобно. Во-первых, это один из немногих райцентров Псковской области, откуда не проблема уехать в областной центр: много и местных, и проходящих автобусов - почти всё, что идёт из Пскова на юг, заезжает сюда, в пути около часа. Во-вторых, Остров стоит у развилки трёх дорог, на полпупти в Пыталово, Опочку и знаменитые Пушкинские Горы. В общем, даже странно, почему Остров обойдён вниманием туристов. Ведь по крайней мере остановки по пути в Пушкиногорье он стоит безусловно.
И автовокзал, и вокзал в Острове очень далеко от центра города, а центром являются расположенные у Великой Городище и площадь Клавы Назаровой.



Остров был основан в 1371 году как крепость на южных рубежах Псковской республики. Название своё Островская крепость получила от того, что стояла на небольшом островке между двух рукавов Великой. Этот остров существует и поныне, хотя крепости на нём уже нет. Здесь его называют Городище, и он расположен около площади Назаровой, с которой соединён старинным цепным мостом.



Площадь Клавы Назаровой названа в честь партизанки, расстрелянной немцами, и в центре площади стоит памятник ей. От площади расходятся три наиболее интересные улицы Острова - 25 Октября (направо), Освобождения (налево) и Назаровой (прямо), по которым мы пройдём в следующей части.



На этой же площади возвышается Троицкий собор (1786-90), у апсиды которого находится основной узел городских автобусов, а у крыльца - основная стоянка такси. Слышал, что в советское время Троицкий собор использовался как автовокзал, и это не случайно: в Острове к нему ведут все дороги:





То ли памятный крест, то ли безымянная могила у собора:



Еще на площади Назаровой примечательны торговые ряды, около которых постоянно много народу - вообще, городок при видимой нищете весьма оживлённый:



Ну а около апсиды собора начинается путь на Городище, самая необычная достопримечательность Острова - цепные мосты инженера Краснопольского:



Два моста через рукава Великой были построены в 1853 году, и с тех пор практически не изменились внешне. Даже несмотря на то, что в войну мосты были сильно повреждены, восстановлены они были в первоначальном виде. Ныне они пешеходные, и на этих мостах словно остановилось время. Здесь отчётливо понимаешь, почему писатели прошлых эпох так любили сцены на мостах.









Каждый мост имеет 4 пилона, а образуют они единую линию-перспективу, которая смотрится потрясающе. Длина каждого моста - около 150 метров, еще примерно столько же между ними.
Виды вдоль "ближнего" моста на остров:





Между мостами, на острове:



Вот так остров выглядит издалека - когда-то на нём стояла крепость:



Построенная в 15-16 веках, эта крепость простояла до ХХ века - еще на дореволюционных снимках можно видеть руины её стен на южной стороне.



(взяты из репортажа об Острове renatar).

Конечно, стены к тому времени сохранились уже очень плохо - как и многие другие крепости, после упразднения Островская крепость разбиралась жителями на камень. Однако ведь даже Псковский кремль был к тому времени в таком состоянии, а его нынешний облик - результат грандиозной реставрации.
Но до наших дней Островская крепость не сохранилось. Что стало с ней за сто лет, точно не знаю - наиболее вероятно, её стены были окончательно разрушены в войну.
Уцелела только Никольская церковь, построенная в 1543 году на месте более старой, при очередной реконструкции Островской крепости:



Характерный псковский храм - таких много и в самом Пскове, и по городам и весям Псковщины. Колокольня была пристроена в 18 веке. Интересна надпись на барабане (я её разобрать не смог), а еще то, что алтарь церкви направлен не на восток, а на север (это хорошо видно на кадрах выше, снятых через реку). Причины такого расположения до сих пор не установлены. По одному варианту, алтарь ориентирован на Псков, по другому это просто приспособление к рельефу.
Напротив церкви - очень красивый дом неизвестного возраста:



И больше ничего на Городище уже нет. С северного берега открываются хорошие виды на центр Острова:





Пойдём дальше по южному мосту:











За мостами исторический центр заканчиваются, начинаются кварталы частного сектора:



Характерные для Псковщины деревянные дома:



Вдалеке - Симанский монастырь, о котором подробнее в следующей части:



Виды с берега. Мост общим планом, во всей красе:



Остров между мостами, виден уцелевший фрагмент крепостной стены:



Пойдём теперь обратно. Не наснимать тут несколько десятков кадров, кажется, просто невозможно! Мосты затмевают даже 450-летнюю Никольскую церковь.



Вернёмся на площадь Назаровой и осмотрим напоследок её северную часть - ведь за торговыми рядами находится чрезвычайно колоритный сквер, где на детской площадке стоят военные машины.



Техника "для обеспечения боевой готовности РВСН":



И штурмовик Су-25 - самолёт 1980-х годов, всё еще стоящий на вооружений многих стран.



Относиться к присутствию оружия на детской площадке можно как угодно, выводы можно делать всякие - но я думаю, дети очень рады полазить по боевому самолёту.



Сталинки на дальней стороне площади Назаровой.



В следующей части пройдём по трём главным улицам Острова.

Date: 2010-02-20 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Спасибо!
На экскурсии в Псков экскурсовод отозвался об Острове как о месте практически безнедёжном.

Date: 2010-02-20 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В общем так и есть: нищета жуткая. Один из самых мрачных райцентров, которые я видел. Хотя Пыталово намного хуже.

Date: 2010-02-20 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
И почему же Остров не включат в число "туристических" городов? Потенциал-то есть. А нищета, как я понимаю, как раз от невостребованности.

Date: 2010-02-20 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не только потенциал, но и расположение - по дороге в Пушкинские Горы. Не знаю, чего им не хватает.
Проблемы Острова развитие туризма бы, конечно, не решило. Но хотя бы визуально привели бы город в порядок, как Печоры. Ну и лишние несколько сотен рабочих мест, конечно, 25-тысячному городку бы не повредили. Хотя всё равно общее состояние туризмом не вылечить.

Date: 2010-02-20 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
Кыштым мне напомнило - хотя тот вовсе не нищебродский :)

Date: 2010-02-20 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Интересно...
Кстати, самолёт я правильно указал?

Date: 2010-02-20 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
да, это Су-25. Только все-таки истребителем его называть не надо, это штурмовик

Date: 2010-02-20 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так я вроде бы его как штурмовик и указал. Где именно я его истребителем обозвал, даже не сразу нашёл :)

Date: 2010-02-20 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] alexjourba.livejournal.com
Спасибо!
Город интересный, мосты и храм замечательные, если в ту сторону поеду - постараюсь заехать!

Date: 2010-02-20 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Там и еще достопримечательности есть. Сегодня вечером вторую часть постараюсь выложить. Вообще, красивый город. Если бы уцелела крепость - наверняка был бы туристическим городом. Хотя, в то же время Порхову наличие крепости мало помогает в этом плане...

Date: 2010-02-20 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Порхов расположен неудачно, до него не доедешь.

Date: 2010-02-20 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати, если ехать летом из Москвы, то всё даже очень просто. В пол-седьмого сошёл там с поезда, в 9 электричка на Псков. Когда светает рано - как раз самое то, чтобы в спокойных условиях осмотреть крепость и остатки центра. У меня это пока не получалось потому, что на Псковщину всё как-то в тёмное время года попадаю.

Date: 2010-02-20 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
2,5 часа - не мало ли? И что там за поезд, кстати, через Порхов проходит?

Date: 2010-02-22 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] benzotriazol.livejournal.com
Ну, в Порхове останавливаются поезда Москва-Псков, а так же Питер-Великие Луки. А от Порхова до Пскова можно доехать не только пригородным поездом, но и автобусом. Есть ещё автобус Питер-Порхов, проходящий через Новгород, если что.

Date: 2010-02-22 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Ага, спасибо. Значит "скобарем" можно.

Date: 2010-02-22 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] benzotriazol.livejournal.com
Да. Или на 298 (прибывает в Порхов в 7-10).

Крепость открыта, вроде, с 10 до 18.

Date: 2010-02-20 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] gudea.livejournal.com
Мосты великолепны!
И "домик напротив церкви" тоже.
Слаётся мне, кстати, что он советских времён...

Date: 2010-02-20 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне тоже так сдаётся. Но не уверен.

Date: 2010-02-20 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marja-marishka.livejournal.com
Мосты поразили воображение. Нечто ажурное, хоть опоры и каменные глыбы.
Восторг.
Дом с балконами тоже весьма впечатлил. Хотелось бы жить в таком.
Спасибо вам за интересную экскурсию.
Полезла в сеть, на предмет найти информацию дополнительную о мостах и наткнулась на фотографии этого местечка летом, может будет вам тоже интересно посмотреть.
http://one-in.livejournal.com/36682.html

Date: 2010-02-20 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, по ссылке репортаж хороший. Летом там, конечно, гораздо красивее (как и везде) - но на лето у меня и так большие планы, а зимой дома сидеть сил нет.
Сейчас вторую часть пишу.

Date: 2010-02-20 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marja-marishka.livejournal.com
Хочу сказать вам, что вы большой подвижник.
Всё ж, срываться из тёплого домашнего, мониторного в такую погоду, бог весть куда - не каждый сдюжит. Да и опасно ныне одному с камерой бродить по глухим провинциальным городкам.
Но, оно того стоит. Осмысление времени, истории. Размышления о себе и былых поколениях. Как этого не хватает сегодня.

Ваш дневник - открытие для меня.
Спасибо.

Date: 2010-02-20 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо. Очень приятные слова)
Просто иногда даже в тепле сидеть в комнате бывает невыносимо, и проще уехать далеко-далеко.
Кстати, по глухим городам как раз с камерой бродить относительно безопасно. Потому что для жителей это диковинка, настолько выпадающая из их системы координат, что даже напасть в голову не приходит. Большие города в этом смысле опаснее.

Date: 2010-02-20 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bugaz.livejournal.com
мост потрясающий, как будто питерский какой-то.. И церковь на первой фотке - такая очень псковская, древняя-благородная))

Date: 2010-02-20 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да. Причём не совсем понятно, почему мосты были построены именно там. Ведь других уездных городов на крупных дорогах было много. Но такие мосты и в 19 веке строились редко (не говоря уж о том, что большинство их не уцелело).

Date: 2010-02-20 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Остров между мостами, виден уцелевший фрагмент крепостной стены
Можно немного полюбопытствовать - сами заметили или сопоставили с моим фото? ;-)

Вообще летом Остров оставляет более приятное впечатление о себе, конечно.

Date: 2010-02-20 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Сопоставил с архивными фото из вашего поста, поняв, где стена должна быть.
А на местности я этот фрагмент принял за скалу, ведь на Великой есть скальные выходы.

Летом вообще большинство городов приятнее, чем зимой. Но на лето у меня более дальние планы, по Уралу и Русскому Северу...

Date: 2010-02-20 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Бедно ли местное население воспринимается со стороны? :)

Date: 2010-02-20 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Достаточно. Не так, как в Пыталове - но всё же бедность жителей видна невооруженным глазом.

Date: 2010-02-20 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Мы осенью проезжали Остров!
Хоть и под дождем его осматривали, но он нам очень понравился:)

Date: 2010-02-20 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Идея с самолетом во дворе - великолепна. Но опять же (извини, читать про Остров начал со 2-й части)отсутствие полутонов и деталей на снегу и на небе режет глаз.

Date: 2010-02-20 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я не фотохудожник, основная цель моих фотографий - информативная. А с такой погодой работать я действительно до сих пор не научился - когда серое небо и много снега.

Вообще же, обсуждать качество моих фотографий я не хочу, потому что опять же для меня фотография является не художественным произведением, а носителем информации.

Date: 2010-02-20 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
К счастью, я тоже не фотохудожник))). Но когда месяц назад "изменил" Кэнону, контрастные картинки без полутонов стали нравиться меньше.

А теперь по технике съемки.
В фотоаппарате есть брекетинг (возможность делать три кадра с разной экспозицией, чтобы выбрать лучший)?
Есть мультиточечный экспозамер (или общий оценочный)? Если все это наличествует, попробуй воспользоваться.

Если нет, то экспокоррекцию в -1/3 хотя бы (хотя местами просится больше).

Творческих удач!

Date: 2010-02-21 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com
Информация у Вас на очень хорошем уровне подается. Спасибо.
Несмотря на "скорбные комментарии", город вызывает положительные эмоции. Храмы и мосты чего стоят! :-)

Date: 2010-02-21 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] lord-fame.livejournal.com
Грач Су-25 на удивление в неплохом состоянии. Как -то делал репортаж о ЯК-28Р, стоящем возле школы, так у него даже крыло сломали..

Date: 2010-02-21 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
спасибо большое!

maps.livejournal.com

Date: 2011-01-10 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] ljonmap.livejournal.com
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/57.347721,28.36417//18951

Date: 2013-09-04 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] igordok2.livejournal.com
Слышал, что в советское время Троицкий собор использовался как автовокзал
Троицкий собор в Советские времена использовался как музей. А автопавильон располагался рядом, в фургоне.

Date: 2015-09-08 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] berez-mak.livejournal.com
вот что они сделали из красивого домика Image

-руки оторвать

Date: 2016-01-24 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy morozov (from livejournal.com)
А я в Острове служил. И песня у нас была строевая:

Идёт солдат по Острову
По Фестивальной улице..

Слава РВСН и спасибо за рассказ! :)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 01:04 am
Powered by Dreamwidth Studios