varandej: (Default)
[personal profile] varandej


"В Намангане народ специфический", - с ухмылкой говорили мне узбеки в других городах. И хотя настоящего, на самом деле весьма оскорбительного смысла этой фразы я тогда не знал, с её буквальным, то есть совершенно нейтральным прочтением, сложно не согласиться. Наманган - областной центр на севере Ферганской долины, в предгорьях Тянь-Шаня, точно напротив показанной в прошлых частях Ферганы, в Узбекистане спорит с Самаркандом и Андижаном за звание второго по величине города страны (475 тыс. жителей). Но на карте туристических маршрутов Наманган - белое пятно; из десятка наманганцев дай бог если один владеет русским языком, а в 1990-х город слыл главным в Средней Азии оплотом ваххабитов. Наманганцы действительно живут на очень уж своей волне...

Но в плане достопримечательностей Наманган стал для меня открытием. Это действительно интересный город, но из тех, где дня на осмотр - мало, а больше дня выдержать - сложно. И если Маргилан и Фергана - два разных города, то в Намангане, Андижане, Коканде русский и азиатский исторические центры находятся по соседству, поэтому обо всех оставшихся городах Долины будет стандартная разбивка частей "Новый город" и "Старый город". В рассказе про Наманган - без третьей части.

Если ехать со стороны Ферганы, Наманган буквально выпрыгивает из кишлаков. Сначала в монотонном пейзаже сёл, хлопковый полей, арыков, пирамидальных тополей, придорожных чайхан из дымки проступает пологий склон, на котором виднеется большой город:

2.


А затем сам не успеваешь понять, как оказываешься на его главной площади, и мощный трафик по сигналу светофора возвещает, что вокруг - полноценный полумилионник:

3.


На кадре выше слева ЦУМ, справа ещё какое-то учреждение с весьма впечатляющей мозаикой:

3а.


Напротив них мы и покинули коллективное такси, оказавшись у ворот центрального парка, который при Советах был парком Пушкина, а ныне стал парком Бабура. Парк - это и есть композиционный центр Намангана: он был разбит в 1880-х годах на месте срытого Арка (цитадели) как сад генеральского дома, на границе Нового (север и запад) и Старого (юг и восток) городов, и ныне с разных сторон к нему сходится целых 12 улиц, по которым в радиусе 2-3 кварталов разбросана большая часть "пятаков" - лежбищ коллективных такси в другие города Долины.

4.


Едва ли не единственная фотография дореволюционного Намангана, которую я смог найти - видимо, тот самый Дом уездного начальника, при котором и был разбит сад.

4а.


Наманган - город по среднеазиатским меркам молодой, и название его переводят то как Соляная копь, то как Новое место. Первые упоминания о нём относятся к концу 15 века, и в последующие полтора столетия сюда планомерно перетекала жизнь из древнего Ахсикента - тогдашней столицы Ферганской долины. В 1620 году Ахсикент окончательно добило землетрясение, и выжившие, включая знать, переселились в Наманган, на несколько десятилетий ставший центром подчинённого в те времна Бухаре Ферганистана. Когда же бухарская власть пошатнулась, здесь старейшины избрали ханом Ашуркула Минга, вскоре погибшего в боях с братом Пазиль-Аталыком за Риштан, а затем - его сына Шахруха, перенёсшего ханскую ставку Коканд. О колыбели ханства Намангане, однако, не забывали, и в 1819-21 годаж даже провели туда сложнейший для своего времени канал Янгиарык. Покорённый в 1875 году Михаилом Скобелевым, два года спустя он стал уездным городом Ферганской области, но - одним из крупнейших уездных городов всей Российской империи: на 1897 год здесь жило 62 тысячи человек, впрочем уступая соседнему Коканду. Однако лишь в 1912 году сюда протянули из Коканда железную дорогу, и её появление вызвало натурально взрывной рост - если в 1910 население Намангана оценивалось в 75 тысяч жителей, то к 1916 году он выбился в стотытячники и стал вторым по величине после Ташкента городом всего Русского Туркестана, оставив позади и соседей по Долине, и губернский Самарканд, и эмирскую Бухару. У царского Намангана был очень впечатляющий герб: Три Червя с продолжением в виде Трёх Бабочек - само собой, имелся в виду шелкопряд.

4б.


В Наманганский уезд входил заштатный Чуст - между прочим, единственный в империи город, где по переписи 1897 года вообще не было русских. При Советах половина уезда, малолюдные горы Тянь-Шаня, отошли Киргизии, а в 1941 году была создана вдвое меньшая по площади Наманганская область, охватывающая северо-западный угол Долины и предгорья, в том числе Камчикский перевал, связующий Долину с Ташкентом. Важнейший её город после Намангана ныне - Пап (25 тыс. жителей), железнодорожные ворота Ферганы, а в 1980-е годы очаг "Хлопкового дела" - его важнейший фигурант Ахмаджан Адылов с 1960-х годов руководил "папским" агропромышленным комплексом. Сам же Наманган развивался при Советах в первую очередь как центр сельскохозяйственной округи, город текстильных и шёлковых фабрик, разве что из-за несоответствия эпохи не прозванный Туркестанским Манчестером. К постсоветской же истории Намангана вернёмся позже.
Центр Намангана имеет довольно сложную, но очень чёткую структуру, которую не изложить на словах, поэтому дам карту. Красный круг - место, куда мы прибыли в начале поста, а большая часть Старого города остаётся до следующей части:

5.


От оконечности парка пойдём по улице Навои на северо-восток. У края парка, в прямой видимости друг от друга - кинотеатр:

6.


И городской Дом культуры с парой барельефов от древних монархов до мирного атома:

7.


Наманган, как видите, по среднеазиатским меркам весьма богат сталинской архитектурой, наиболее концентрированной как раз в этом районе, прикрывая "фасад" Старого города. Дома на "внешней" стороне улицы Навои:

8.


А что народ здесь особенный - видно невооружённым глазом: даже на фоне остальной долины Наманган выделяется патриархальностью. Большинство женщин здесь ходят в одноцветных длинных платьях и длинных белых платках:

9.


Дом неясного возраста севернее парка - на самом деле уделанное в не столь давние времена дореволюционное здание Русско-Азиатского банка, считавшееся красивейшим в "русском" Намангане:

10.


Примерно там, где когда-то была резиденция уездного начальника, ныне целый городок хокимиятов и других органов областной областной и городской власти. Причём в Намангане нет ярко выраженной главной площади - все они стоят посреди скверов и лужаек:

11.


Здесь же внушительных размеров дореволюционный дом, наверное и строившийся как магазин какого-нибудь текстильного товарищества. На викимапии он значится "Гастрономом на Советской":

12.


На самом деле это даже не дом, а кусочек "единой фасады" из минимум трёх разных домов. Куда делась остальная улица - точно не знаю, скорее всего была разрушена землетрясением в 1926 году. По некоторым данным, это даже и не дореволюционка, а сталинки, причём построенные не до, и не после, а во время войны. Третья секция так наверняка:

13.


Детали. Увы, об исторических памятниках Намангана информации крайне мало, и даже в добротном советском путеводителе по Ферганской долине говорится лишь то, что уездная архитектура Намангана очень провинциальна, без описания конкретных её образцов.

13а.


От этих домов виден Наманганский музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, одна из самых внушительных сталинок во всём Узбекистане:

14.


Он был основан в 1931 году, а здание, судя по архитектуре - конца 1950-х:

15.


И улица Навои здесь - ни что иное, как граница Старого города, в который пока что зайдём самым краешком - на огромный базар Чорсу, куда от театра можно пройти по забитому, словно сельский "ПАЗик" рано утром, подземному переходу:

16.


Чорсу-базар есть и в Ташкенте, но это, как и Регистан, не имя собственное: дословно - "четыре потока", что в прямом смысле может означать узел арыков (а в таких местах базары и создавались обычно), а в переносном - просто Стечение. У наманганского Чорсу нет таких роскошных корпусов, как у ташкентского, но колориту здесь уж точно не меньше:

17.


Не пугайтесь, если вам навстречу из пёстрой толпы вывалится мужик с топором:

18.


Наманган - город белых платков:

19.


Самые красивые на Чорсу, конечно же, ремеселнные ряды с резными колыбельками, золотым шитьём, аккуратно сложенными плотными чапанами ("халатами") и блестящей на солнце кожаной обувью:

20.


Последней традиционно славится Чуст, но здесь возможно тоже делают. Вот комментарий [livejournal.com profile] sherzodbek83: Блестящяя кожаная обувь – сапоги махсы. Женская блестит, ее делали раньше из импортной кожи под звучным названием Американка, что в народе превратилось в «Амрикон-махсы». Мужская неблестящая, более жесткая, зато очень удобная и теплая обувь для зимы. Надевают с калошами либо «калиш» - разновидность твердой обуви под эти сапоги. Сей продукт изготавливают по всей Ферганской долине, но наманганские считаются самыми красивыми, поскольку с обильными украшениями. Есть даже варианты за звонкую валюту.

21.


От базара улочки уводят в дебри махаллей, куда мы углубимся лишь в следующей части:

22.


А над базаром, как восточная цитадель, нависает глухими кирпичными стенами известнейший исторический памятник Намангана - медресе Мулло-Киргиз, фасадом выходящее на прибазарную площадь, за которой виднеется фасад центральной гостиницы:

23.


-А что это за мулло? Он правда киргиз был?
-Почему это киргиз? Просто звали его так!
Ну а легенда гласит, что Киргиз (думаю, таки действительно спустившийся сюда с гор Тянь-Шаня) был странствующим богомольцам и строителем-каменщиком, исходил весь Туркестан, а в Намангане, где впервые вышел в люди и приобщился к исламу, мечтал построить медресе. Участок земли у базара тогда держал богатый купец Дадибай, и мулла посватался к его дочери, чтобы потом убедить тестя отдать землю под богоугодное дело. Было это не в какие-то стародавние времена, а в 1910-14 годах:

24.


И если издалека Мулло-Киргиз выглядит вполне типично для среднеазиатской архитектуры...

25.


...то вблизи хорошо понимашь, что перед тобой образец только-только оформлявшегося накануне революции "туркестанского модерна":

26.


Несколько его образцов я уже когда-то показывал в Бухаре, Хиве и Самарканде, но самые завершённые примеры такой архитектуры - именно в Намангане:

27.


Жёлтый "николаевский", а в те времена "солдатский" кирпич Киргиз закупал у русских:

27а.


В публикациях прессы Мулло-Киргиз начала 1990-х часто выглядит этаким наманганским Аламутом, крепостью исламских радикалов, только не ассасинов, а куда более привычных в наше время вахабитов. Первой исламистской организацией в городе был "Адолат", или "Партъсезд-9", по своим методам более близкий к нашему РНЕ или украинским националистам - если верить публикациям, крепкие бородатые молодчики оттуда ходили по городу да боролись с тем, что считали безнравственностью. Их разгромили ещё в 1992-м, но на сцену вскоре вышли уже настоящие террористы под руковдством независимых друг от друга Тахира Юлдашева (местное крыло небезызвестного "Хизбут-Тахрир") и Джумабая Ходжиева (организация "Тауба") по прозвищу Джума Намангани . Год спустя оба они бежали от разгрома силовиками сначала в охваченный гражданской войной Таджикистан, в оплот повстанцев Курган-Тюбе,, а затем, подобно басмачам - в Афганистан, где в 1996 году объедились между собой и с другими подобными группировками в Исламское движение Узбекистана (ныне ячейка ИГИЛа, то есть, организация, запрещённая в России) со штаб-квартирой в пуштунском Кандагаре. Но в патриархальной Ферганской долине у них оставалось много сторонников, и всерьёз наманганские исламисты заявили о себе в 1999 году: в феврале - серией терактов в Ташкенте, а осенью того же года нападением с территории Таджикистана на киргизский Баткен. Позже был ещё кровавый мятеж в Андижане, но за ним стояли уже другие, исходно андижанские, силы. Намангаских исламистов же в итоге обезглавили "наши уважаемые партнёры": Джума Намангани погиб в 2001 при обороне Кундуза, а Тахира Юлдашева убил в 2009 году где-то в Пакистане американский беспилотник.
Медресе Мулло-Киргиз ещё в начале 1990-х было закрыто вновь, и ныне его кельи занимают, как часто бывает в Узбекистане, всякие мастерские да лавки. О том, что четверть века назад здесь был замок джихада - не напоминает совсем ничего:

28.


Впрочем, иногда в некоторых публикациях встречается формулировка "мечеть Мулло Киргиз (Атауллахан)", авторы которой видимо не знают, что это разные объекты. Атауллаханова мечеть расположена парой километров дальше по той же улице, и как пояснил мне в комментариях [livejournal.com profile] sherzodbek83, на самом деле гнездом вахабитов была именно она. Но роднит её с медресе Мулло-Киргиза не только мрачная репутация, но и архитектура - судя по всему, у них был один архитектор, и на мой взгляд Атауллахан - самый яркий, я бы даже сказал единственный завершённый образец туркестанского модерна, не развившегося дальше лишь потому, что эта мечеть была построена в 1915 году, за год до крушения старых укладов:

29.


Больше всего впечатляет, конечно же, ребристый купол - его высота 19 метров, ширина 13 метров. В мечети идёт реставрация, и зайдя в ворота, я был окликнут пившими чай работягами, тут же пригласившими меня присоединиться. И я был бы рад, но заезжал сюда на такси, ждавшем меня снаружи.

30.


При ближайшем рассмотрении самая эффектная деталь мечети - кирпичная паутина в михрабе:

31.


По дороге от Мулла-Киргиза к Атауллахану - очень странный мост через канал да 4-лепестковая башня то ли чайханы, то ли торгового центра при базаре, а за ними - девственная сельва махаллей...

32.


Улица, на которой стоят Мулла-Киргиз и Атауллахан-Тура - часть главной городской оси, пересекающей Наманган с запада на восток. Здесь она прорублена сквозь махалли Старого города, но Старый город, как уже говорилось, я оставлю на вторую часть. Так что пока что перенесёмся... хочется сказать, "на другой конец города", но город слишком огромен, километров 15 в поперечнике с любой стороны, так что всего-то на западную сторону наманганского центра по отмеченному на моей карте проспекту Тимура.

33.


Сделать это, надо заметить, не так-то просто: если в большинстве среднеазиатских городов не проблема уехать с того места, на котором стоишь, просто вытянув руку и поймав бомбилу за несколько тысяч сумов (десятков рублей) по городу, то в Намангане это не так-то просто - бывало, что мы по полчаса стояли у бордюров, и останавливались нам в лучшем случае идущие не по тем маршрутам "Дамасики", а то и они не спешили подбирать подозрительных белых людей. С чем это связано - для меня так и осталось загадкой, но даже остановив машину, в Намангане надо быть готовым к тому, что водитель:
1. Не владеет русским языком.
2. Не знает города.
3. А если знает и владеет, то не поймёт, что вы имеете в виду, так как все ориентиры называет совсем не так, как написано в интернетах и отмечено на картах. И я даже не уверен, что сесть этих народных названий едина для всего Намангана.
Словом, перемещаться по Намангану очень тяжело, а логистика отнимает до неприятного много времени.

33а.


Мы же приехали на вокзал, неприметно вписанный в единый фасад всяческих автосервисов, магазинов и офисов. Сейчас, может быть, он уже заменён на что-нибудь в голубым порталом, но прошлой осенью ещё представлял собой образец позднесовтской вокзальной архитектуры - как уже не раз говорилось, узбеки зачем-то обновляют большую часть вокзалов страны раз в поколение. Ходил отсюда тогда лишь дизель до Андижана раз в сутки. К 2019 году планируется реконструировать линии на севере Ферганской долины, пустив через Наманган часть поездов, курсирующих ныне через Коканд и Маргилан, но пока что Наманган - крупнейший в постсоветских странах город без дальнего железнодорого сообщения, и ездят сюда в основном через Пап.

34.


Как уже говорилось, частную железную дорогу сюда протянули из Коканда в 1912 году, а когда Наманган соединили с Андижаном, охватив Ферганскую долину железнодорожным кольцом, я так и не разобрался - возможно, в 1930-е годы. Фотографий изначального вокзала вроде бы не осталось в природе, а вот таким он был при Советах:

34а.


И приехав к вокзалу, я знал, что где-то здесь нужно искать остатки Русского Намангана. Под Россией город рос от будущего парка Бабура в две стороны: на восток - узбекские махалли, на запад - сначала кварталы уездного города, к которым и подошла железная дорога, а при Советах - и вовсе Микрорайоны, образующие мощный массив на западной оконечности города, заканчиваясь у аэропорта. До микрорайонов я не доехал, хотя уверен, что в Намангане колоритны и они. И хотя русских там явно осталось немного, на весь Наманган дай бог если пара процентов населения, всё же в западной половине города их ещё можно иногда увидеть, да и узбеки здесь не столь патриархальны:

35.


Где же искать остатки русского города - я не знал даже примерно, и единственным известным мне ориентиром оставалась церковь Михаила Архангела на улице Железнодорожной, 50. Но и её надо было как-то найти, а как, если 9/10 наманганцев не говорит по-русски, а 9/10 оставшихся не знают ни такой улицы, ни церкви? Сначала мы долго ловили машину на дороге; потом нас окликнули поздороваться ребята из авторсервиса, и старший долго звонил сначала своей русской знакомой, потом кому-нибудь, у кого на ходу машина, но русская знакомая в упор не понимала, о какой церкви речь (их в Намангане, мол, много - наверное, со всякими протестантами да сектантами), а товарищ с машиной никак не ехал... Мы перешли на другую сторону улицы, и там неожиданно остановилось такси, повёзшее нас по проспекту Тимура назад в сторону центра. По дороге попался маленький, но очень симпатичный уездный домик, ныне занятый Музеем Победы:

36.


И какие-то ещё длинные приземистые дома, в которых можно предположить русскую дореволюционку. На 1897 год русских в 60-тысячном Намангане было около 1000 человек, с поляками, немцами, евреями и татарами - 1500, причём с огромной (от 3:1 до 20:1 у разных народов из перечисленных) диспропорцией в пользу мужчин.

37.


Между тем, поиски церкви становились всё более странными. Водитель доехал до центра, подобрал и довёз куда-то ещё двух пассажиров, и всё это время не переставая звонил своими знакомому, возможно русскому или татарину с въедливым голосом настойчивого вузовского преподавателя. В итоге описав ещё круг, доехав до вокзала, водитель углубился в одну из махаллей, чтобы найти там школу и спросить дорогу у своего учителя - при том, что школу дядька явно закончил не вчера. Учитель на велосипеде попался ему на одной из улочек, и поговорив с ним минут пять, видимо выдержав все формальности вежливых вопросов и ответов, водитель повёз нас обратно в сторону центра. Мне это начало надоедать, и когда мы заехали в какую-то узкую улочку у железной дороги, а водитель вновь пошёл расспрашивать прохожих, у нас лопнуло терпение - почти не сговариваясь мы покинули машину и поспешили к оживлённой улице. Водитель догнал нас и принялся доказывать, что он нас привёз куда надо, только пройти метров 100; я, зная моральный облик среднеазиатских таксистов, говорил, что он нас обманывает, катал кругами по городу и завёз в какую-то махаллю, где церкви точно не может быть. Интеллигентный человек в телефоне и вовсе возмутился: "Можете не заплатить, но это будет на вашей совести!". В итоге мы сунули водителю 5000 сумов, но на всякий случай всё-таки пошли обратно в махаллю. И сделанное действительно осталось на нашей совести: дед, выгуливавший на поводке барана, сказал, что церковь тут совсем рядом, вдоль канала пройти и спуститься, да и от изначальной точки до сюда даже за вычетом всех круголей было вовсе не полкилометра, как нам показалось, а километра три. В общем, зря мы обидели водителя - он действительно искал то, что нам надо и на самом деле нашёл. Как часто бывает, я отыгрался за все подставы среднеазиатских таксистов на самом дружелюбном и сговорчивом из них...

38.


Железная дорога - та самая линия на Андижан, из которой планируется сделать магистраль. Над махаллями - мутный Северо-Ферганский канал, прорытый накануне войны от Нарына - левого истока Сырдарьи. И если вниз от канала спускаются мелкие арыки, то верхний его берег весь в широких чигирях, переливающих воду в трубы:

39.


Но вокруг нас - махалли-махалли. Какая уж тут русская церковь?

40.


И тем не менее она в этих махаллях действительно есть, притаилась в низинке во дворике за высоченным забором:

41.


Приход Михаила Архангела был основан в Намангане в 1877 году, и каменная церковь 1894 года постройки замыкала со стороны парка Кауфманский проспект - рискну предположить, ныне и ставший проспектом Тимура. Она была разрушена в 1930-м году:

41а.


Новый приход у железной дороги под тем же названием появился в 1952 году, а махалля вокруг выросла позже, так что никто из прихожан не живёт рядом, и община планирует построить другой храм в микрорайонах. У наманганского храма есть свой достаточно подробный сайт.

42.


Всё-таки удивительная страна Узбекистан, где большинство церквей строились при Советах!

42а.


В приходском доме нас встречали как родных, с девушкой из церковной лавки мы обменялись адресами сайтов, и нам предалагали остаться на службу, а после неё и на трапезу, но мы отказались - дотемна я ещё мог бы успеть что-то увидеть в городе. Обратите внимание на то, как девушка из церковной лавки (от меня справа) одета - здесь нет столь характерной для наших краёв воцерковлённой субкультуры, а храмы зачастую объединяют просто русских людей, да и другие далёкие от местных традиций народы от немцев до корейцев и армян. Что и немудренно, когда кругом густые махалли.

43.


44.


Вниз от церкви мы пошли по прямой и шумной улице Ибрата, разумеется, тут же прозвав её улицей "ай, брат!", хотя вообще-то Исхокхон Ибрат был местным просветителем, основавшем типографию в соседнем Туракургане. Дома ниже железной дороги похожи на дореволюционку:

45.


46.


Но даты на них попадаются совсем из другой эпохи:

46а.


На карте этот район отмечен как Рабочий городок, но узнать его истории мне так и не удалось. В наличии, однако, и явно дореволюционные промышленные постройки, какие-нибудь мельницы, шелкомотальни или хлопкозаводы:

47.


И бетонные корпуса советских фабрик. Эта, например, обувная, ныне совместная с Пакистаном:

48.


Кадр выше снят с моста через тот самый Янгиарык, проходящий параллельно Северо-Ферганскому каналу. А ещё ниже что-то ДК-образное (на самом деле Дом политпросвещения) и строительный кран на месте сущности, обозначенной на карте как "химический завод".

49.


Это уже улица Боборахима Машраба, ограничвающаяся смыкающийся к парком район хокимиятов. За ней по той же улице Ибрат - старый кирпичный банк, в 1920-м году служивший штабом Михаила Фрунзе. Следующий дом, кстати, тоже на самом деле дореволюционный, и в нём красный командир квартировал:

50.


Ну а дальше улица упирается в парк Бабура, который и будем снова обходить против часовой стрелки - теперь по западной стороне. Напротив парка - медшкола с тяжёлыми резными дверями:

51.


Загадочная "Ёлочка" по соседству - и вот и думай в забывшем русский язык городе, это правда ёлочка или что-то по-узбекски:

51а.


Музей напротив угла парка, под вечер конечно уже закрытый, но судя по размеру здания - вполне достойный посещения:

52.


Явно современный мавзолей Нодима Намангани - узбекского поэта 19 века, коими славилось Кокандское ханство:

53.


Здесь мы замкнули круг, и пройдя парк насквозь, на другой его стороне близ театр поймали маршрутку до Маргиланского пятака на проспекте Бабура, уходящем на юго-восток. До микрорайонов я, как уже говорилось, не доехал, а вот такие вот многоэтажки здесь:

54.


Но они - лишь фасад махаллей:

55.


Выезжали кружным путём, и напоследок я успел кое-как заснять мозаичные фасады огромной шелкоткацкой фабрики на окраине:

56.


Но по ходу повествования с Наманганам пока не прощаемся - в следующей части углубимся в дебри его Старого города.
Там же расскажу и о том, что за шутки у узбеков про "специфический народ".

ФЕРГАНИСТАН-2016
Обзор поездки, а так же оглавление и другие посты о Долине.

Date: 2017-05-24 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] taren-omothan.livejournal.com
Да, "Туркестанский модерн" действительно интересен и об отсутствии его развития остается только жалеть

Date: 2017-05-24 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Прямо нагнетаешь напряжение уже несколько постов :)

Date: 2017-05-24 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Увы, да, малость переиграл :(

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2017-05-24 02:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-24 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hatchinson.livejournal.com
Извините за нескромный вопрос, а Вы с мамой путешествуете?

Date: 2017-05-24 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Нет. А вообще у меня разные напарники и напарницы бывают.

Date: 2017-05-24 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com
Такое ощущение, что хокимияты выполняют роль Арков в узбекских городах)). Сложно определить по фотографиям, но похоже это новые комплексы зданий, а не перестроенные советские обкомы и райкомы?

Date: 2017-05-24 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Почему? Вполне советские. Не припомню даже, где я видел чисто новодельный хокимият. В некоторых городах (Бухара, Самарканд, Навои, Термез) они и вовсе высотки.

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-05-30 11:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-24 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] garpoon.livejournal.com
хорошо
отдельное хорошо за *девственная сельва махаллей*

Date: 2017-05-24 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com
Проспект Бабура при СССР был центральной магистралью города и естественно назывался проспектом Ленина. Сначала он представлял собой две асфальтовые полосы, разделённые пешеходной аллеей со скамейками и фонтанами, а в семидесятые его перестроили, убрав аллею и соединив проезжую часть в единое широкое пространство. Тогда по нему как и по всему Намангану ходили троллейбусы, в постсоветское время ликвидированные как класс. Если ехать по нему от центра, то с правой стороны стоит весьма приличный по размерам хлебозавод. Завод и сейчас работает. В примыкающем к нему дворе из трёх сталинских двухэтажек я обитал в пионерском возрасте. За нашим двором следующим по Ленина стоял т.н. обкомовский дом... Ну а в самом конце был автовокзал Лола. Сейчас там неслабых размеров базар.
В парке Пушкина был да и сейчас есть пруд с островом, где исторически была отличная чайхана. На пруду можно было рассекать на вёсельных лодках и была моторка, покачаться на волнах от которой для нас пацанов было истинным удовольствием. Море цветов, кусты постриженные в форме слонов и прочей живности. По праздникам ревели карнаи, а на натянутых канатах демонстрировали своё умение ребята-канатоходцы. Ну а как апофеоз мальчишеских достижений стояла парашютная вышка, с которой мне полулегально удалось спрыгнуть в 12 лет. Гордость распирала, ибо такую мелочь пускать на вышку было запрещено, а свидетелями прыжка было почти всё мальчишеское поголовье нашего двора. Этот прыжок долго работал на мой авторитет. С ровесниками-узбеками мы контачили мало, в заводских домах их практически не было и они в основном обитали в махалле, не слишком открывая дверь в свою жизнь. Поэтому в дворовой нашей компании были в основном русские, татары, несколько еврейских пацанов и два корейца.
Мда... Сорок лет уже как прошло с той поры, а некоторые моменты помнятся так как будто это было сегодня утром.
Купаться на велосипедах ездили на Комсомольское озеро, в августе мотались в горы собирать фисташки... В общем жизнь была без интернетов и гаджетов, но полудикая, привольная и какая-то настоящая. Но не буду томить никому не интересными воспоминаниями.
Спасибо за пост!
С нетерпением жду второй части рассказа о Намангане.

Date: 2017-05-24 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Вот уж не подумал бы, что проспект Бабура был в городе главным. Сейчас выглядит просто большой дорогой за город.

(no subject)

From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com - Date: 2017-05-24 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-05-25 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com - Date: 2017-05-25 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com - Date: 2017-05-26 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lance-oliver koistinen - Date: 2017-05-27 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Райков - Date: 2017-05-28 04:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Димбас Димбасов - Date: 2017-05-28 12:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-05-30 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com - Date: 2017-05-31 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-05-31 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com - Date: 2017-05-31 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-05-31 08:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-24 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Как всегда очень интересно и познавательно, а еще увлекательно, с колоритными приключениями. Спасибо!

Date: 2017-05-24 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Разве ж это приключения...

Date: 2017-05-24 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Райков (from livejournal.com)
Асака - Шахрихан построена в 1931 году, насчёт остальных долинных веток сам не смог разузнать.

На штабе Михаила Фрунзе написано "Центр одно окно" - гм, такого и в Ташкенте не видел...

Насчёт таксистов - я давно хотел сказать тебе, что фразами типа "В случае гражданской войны в Средней Азии перво-наперво начнут резать таксистов" ты откровенно сгущаешь краски. Мне вообще не кажется, что таксистов у нас держат за более хитрый и аморальный люд, чем представителей других профессий, связанных с торгом. Ну где-то перехитрят, да, где-то и внаглую обставят - кто не без греха, когда речь идёт о частном заработке? А вот где-то и приятно удивят соотношением цены и качества. А если умеешь по-восточному торговаться, отстаивать в переговорах свои интересы и распознавать обман, не теряя вежливой фабулы - так тем более ОК. Другой вопрос, что этого и мне недостаёт, а тебе, видать и подавно. Ну и плюс с извозом путешественник наиболее остронасущно сталкивается из всего частного сектора.
Edited Date: 2017-05-24 07:05 pm (UTC)

Date: 2017-05-24 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про таксистов - это, конечно, гипербола. Но - задрали в ту поездку конкретно!

Date: 2017-05-24 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] c-a-l-e-c-h-e.livejournal.com
Спасибо.
Ваши репортажи-истории, для меня как путешествие в прошлое, такое далекое и благодаря вам близкое.
15. Узнала Наманганский Театр, куда мы приезжали на гастроли с ферганской труппой несколько раз. Там все то же, и ничего не изменилось по прошествии 25 - 30 лет.
Мангалочный дворик, базары, уездные домики, минареты и вокзалы, виноградники и топчаны во дворах - далекая и близкая экзотика.

Кстати, сейчас вспомнила, как моя подруга уехавшая из Ферганы в Америку в 1988-мом, по прошествии стольких лет, недавно специально ездила в Бухару, к мастерам резного дерева и за большие деньги делала заказ резной двери. Повесила у себя в особняке эту диковину вместо картины.)

История о том, как вы искали церковь удивительно достоверная, все так - там и могло и может произойти и быть.)

Date: 2017-05-24 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com
Интересно, если подавляющее население русским не владеет, то нафига им в этом городе мединститут? Потому что профессиональной медицине на узбекском выучить не возможно. А если и возможно - то не выше уровня сельского фельдшера. Потому что узбекский язык для современной архисложной медицины не приспособлен. Как и казахский и любой аналогичный - это отсталые языки. Представляю какой ужас они там преподают. Наверное как по картинкам, которые Кротов в 2000 году в Эфиопии сфотал.

Фото 51. Появление слова "Ёлочка" мало конечно удивляет. Культурный шлейф такое слово имеет, а значит обладает некой экстралингвистической привлекательностью. Это для примера примерно как очень слабый аналог фразы Merry Christmas, рассштампованной массовой культурой и расклеенной по всему Китаю, хотя 98 процентов населения того же Китая вообще не понимает смысла этой фразы и не являются христианами вообще.

Date: 2017-05-25 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com
Вся медицинская терминология на узбекском, разумеется, идентична русскому и хотя бы здесь даже в 1990-е годы никому не приходило в голову заниматься словоизобретательством. Если речь не о лексике, а о синтаксических конструкциях более высокого порядка - здесь сказать затрудняюсь, есть ли проблема и как её устраняют.

Но у высшего образования в Узбекистане такое количество гораздо более убийственных проблем, что трудновыразимость каких-то сложных мыслей на языке, право, смешна на их фоне.

Из первых уст знаю историю, как после выхода Кабминовского указа "Полностью обновить систему высшего образования, отказаться от устаревших педагогических методик и проч. высокопарное бла-бла в том же духе без конкретики" в Ташкентском пед.университете спустили установку "Чтобы через 3 дня у Вас в программах не осталось ни одной советской книги, а докучи и российской - будем ориентироваться на мировые стандарты. Найдите за 3 дня западный учебник по своей дисциплине и используйте только его". Надо сказать, большинство преподавателей там знает английский на уровне "У меня есть пять... забыл слово "пять", нет, четыре яблока", да и релевантных учебников именно по той дисциплине, как она сформулирована в программе Узбекистана, может просто не быть, поэтому занимались лихорадочным поиском в Интернете чего попало, далее закидывая в гугл.транслейт. После этого позвонил то ли другой важный дядя, внезапно вспомнимвший про авторские права и сказал, что без официального разрешения на пересдачу так делать незаконно, так что сверх переведённого текста пересказывайте (либо даже не звонил, но таков уровень проактивной самоцензуры у запуганного всем на свете педсостава).

А из других первых уст знаю историю, как в Ташкентском финансовом директор однажды спустил всем указку: "Давайте лекции только целиком под запись, чтоб выходило не менее 4-5 листов. Лично буду проверять у студентов".

А Вы тут о трудностях перевода...

(no subject)

From: [identity profile] bardsplav.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Райков - Date: 2017-05-25 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com - Date: 2017-05-25 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Райков - Date: 2017-05-28 04:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Райков - Date: 2017-05-28 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-05-30 11:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Михаил Антонов - Date: 2017-06-30 03:43 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-24 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] c-a-l-e-c-h-e.livejournal.com
На фото 43. 44. у всех очень красивые лица.)

Date: 2017-05-25 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] stan-egovtsev.livejournal.com
Красивая девушка, а юбка выше колен конечно немного странно для церкви смотрится

Date: 2017-05-25 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] alex nikol (from livejournal.com)
Спасибо, интересно.

Только что то долго вы церковь искали, она на яндекс картах есть.

Date: 2017-05-25 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На яндекс-карта я тогда посмотреть не догадался. А вот на викимапии с тех пор появилось много полезного, чего тогда не было.

Date: 2017-05-26 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] q-tactics.livejournal.com
интересно, а какая степень знания и использования русскими узбекского языка в Ферганской долине?

Date: 2017-05-30 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com
Довольно низка. В целом владеют на бытовом уровне, или хотя бы могут на русско-узбекском суржике объяснить, но уж какой либо научный текст вряд ли смогут одолеть. Хотя попадались отдельные экземпляры, владеющие узбекским лучше узбеков, как правило, либо выросшие в махаллях, либо по профессии востоковеды либо что то связанное с языком.

Date: 2017-05-27 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] io rostov (from livejournal.com)
Оу, карты-схемы просто очень помогают, спасибо за пост и за появившуюся схему!!

Date: 2017-05-30 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com
Хороший пост, но довольно много мелких ошибок. Здание с мозаикой не Дом печати, а если не ошибаюсь, здание геодезической экспедиции, по совместительству областного налогового управления. Дом печати слева по дороге, через желтое здание, кусочек которого виден на фотографии.
Северо-восточная часть города тоже входит в старый город. Там и родился Бабарахим Машраб, поэт-мистик 17 века. Вы там были в мечети Мулла Бозор Ахунд, как раз таки за мечетью и жил Машраб. Мулла Бозор Ахунд был его духовным наставником. Кстати, мечеть не главная в городе, но одна из самых крупных, то есть, жума-мечеть - пятничная мечеть.
Дом неясного возраста – изуродованное здание банка царских времен, если не ошибаюсь Русско-Азиатский банк.
Резиденция уездного начальника была напротив местного музея на другом конце парка. А парк был при резиденции уездного начальника и при нем был построен островок в центре озера.
Здание гастронома вроде времен войны, а не дореволюционное.
Блестящяя кожаная обувь – сапоги махсы. Женская блестит, ее делали раньше из импортной кожи под звучным названием Американка, что в народе превратилось в «Амрикон-махсы». Мужская неблестящая, более жесткая, зато очень удобная и теплая обувь для зимы. Надевают с калошами либо «калиш» - разновидность твердой обуви под эти сапоги. Сей продукт изготавливают по всей Ферганской долине, но наманганские считаются самыми красивыми, поскольку с обильными украшениями. Есть даже варианты за звонкую валюту.

Медресе Мулла Киргиз не имеет ничего общего с радикализмом тех времен, оно было действительно в Ата-Валихон Туре. В советские времена вроде было простое медресе.

Мост не заброшен, внутри приводы гидротехнических устройств, а под мостом шлюзы и небольшое падение высоты русла речки.

Современное здание вокзала не постсоветское, а позднесоветское, вроде времен перестройки.

Русских в Намангане все таки много, в основной массе в Микрорайоне, районе улиц Чехова и Навои, то бишь, к северу и западу от парка. Но и в махаллях раньше было много русских.

Церковь находится как раз таки в гуще махалли, где почти нет русских. Она единственная православная, остальные если и есть, то действительно какие нибудь сектантские течения христианства.
Чуть повыше церкви так называемая Кавказская махалля, где жило много турков-месхетинцев и представителей дагестанских народов. Турков и сейчас в городе немало, а дагестанские семьи практически все переехали на Кавказ.
Кстати, а вы видели настоятеля храма? Такой очень интересный молодой дядька с косичкой и повадками профессионального десантника, доброго, я бы сказал, десантника, не имеющего ничего общего с теми бугаями, купающимися в фонтанах.
Edited Date: 2017-05-30 11:55 pm (UTC)

Date: 2017-05-30 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com
Уездный домик – Музей Победы. Времени построения не знаю, к сожалению.
Приземистые дома стоят напротив бывшего хлопкозавода, и в большей части этих домов жили рабочие. В целом был рабочий городок, хотя под названием «Рабочий городок» понимают квартал позади через речку, этого бывшего хлопкозавода. На месте хлопкозавода сейчас молодежный парк с мини-зоопарком.

Исхокхон Ибрат – создатель частной типографии в Туракургане, был активным сторонником развития народного просвещения в Туркестане. Ибрат – скорее всего псевдоним, переводится как «пример», «показатель».

Дома ниже железной дороги – тоже рабочие городки, там был маслозавод, хлопкозавод, и еще какие то промышленные объекты, в советское время перестроившиеся в целый промышленный квартал в центре города. В годы войны еще добавился химзавод, в юго-восточном углу квартала, через дорогу от здания с краном в кадре.

Бетонное здание – это бывшая обувная фабрика, а не текстильная. Сейчас вроде узбекско-пакистанское совместное предприятие по выпуску кожи.

Здание на кадре с краном – бывший дом Политпросвещения, ныне штаб регионального отделения Народно-демократической партии, и по совместительству несколько офисов различных фирм.

Здание действительно служило штабом Фрунзе, там даже есть мемориальная табличка с тех времен. А в здании ниже Фрунзе жил, она была гостиницей, ныне здание то ли Водстроя, то ли Гидростроя.

Это не мединститут, а медицинская школа. По всей Ферганской долине мединститут есть только в Андижане, и вроде бы филиал факультета стоматологии ТашМедакадемии в Фергане.

Мавзолей поэта Намангани действительно новодел, в советские годы могила была затеряна в гуще махалли и макаронной фабрики на этом месте. Затем махаллю и фабрику снесли и над могилой построили мавзолей.

Последнее фото с мозаичным панно – корпус шелкоткацкой фабрики.

И напоследок - насчет названия «Ферганистан» – очень странно употреблять такое название, ни один узбек так не скажет. Правильно все таки будет Ферганская долина. Это все равно, что Россию на арабский манер называть «Русия».
Edited Date: 2017-05-30 11:56 pm (UTC)

Date: 2017-05-30 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com
Image

Вот тот самый снесенный храм, который был на территории парка.

Date: 2017-05-31 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Огромное спасибо за эти правки! Сами понимаете, большинство ошибок - от недостатка информации, по крайней мере на понятных мне языках.

Что касается Ферганистана - то я под этим термином понимаю не только Долину, но и окрестные горы, в основном в Киргизии и Таджикистане.
Россия и Русь - кстати тоже понятия не полностью тождественные.

Date: 2017-06-30 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
Получается, что Чорсу-базар - это как бы Перекресток (торговая сеть).

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 04:36 am
Powered by Dreamwidth Studios