varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Курган-Тюбе - третий по величине (106 тыс. жителей) город Таджикистана, центр южной Хатлонской области, о колорите (Шаартуз) и древностях (Аджина-Тепе) которой я рассказывал в двух прошлых частях. Курган-Тюбе был главным очагом гражданской войны 1990-х, последним из крупных городов вернулся под контроль правительственных сил, и потому имеет репутацию оплота "вовчиков", по-нашему говоря джихаддистов. На самом деле всё намного сложнее: в царские (вернее, эмирские) времена здесь жили немногочисленные таджики и арабы, вокруг которых кочевали узбеки-локайцы; в советское время на здешние поля, где земли было больше, чем способных её обрабатывать рук, докинули ещё узбеков-земледельцев из Согда и горячих набожных таджиков из Каратегина да 201-ю дивизию советской, а ныне российской армии. Так в городе возникла гремучая смесь (говорят подобное нередко встречается на Ближнем Востоке) совершенно не комплиментарных и живших обособленными кварталами народов, вспыхнувшая от первого же потрясения. Нет, Курган-Тюбе - не оплот вахабизма, всё сложнее - это город, где никогда нельзя быть уверенным, каких народов и вер тот или иной прохожий.

Среднеазиатские города всегда возникают внезапно: вот едешь ты по зелёным полям озаиса, по кишлакам с длинными фасадами стоящих вплотную широких домов-каре вдоль дорог, и вдруг невесть откуда впереди возникают многоэтажки, а ты и не помнишь момент, когда вместо кишлаков за окном потянулись городские махалли. Так же и в Курган-Тюбе мы въехали практически внезапно после двух часов пути (из которых полчаса водитель метался по двум заправкам близ Шаартуза, мучаясь выбором, где дешевле). Сойдя близ базара, первым делом я увидел донельзя арабистого старика, похожего на джинна, и поднеся ему монетку (я всегда подаю нищим, которых сфотографировал), с удивлением понял, что класть её некуда - он просто здесь сидит, может быть кого-то ожидая:

2.


Я пошёл вглубь базара, чтобы найти машину на Аджина-Тепе, и увидел девушку в красивом одеянии и с закрытым до глаз лицом. Недолго думая, я сфотографировал её на ходу и тут же забыв об этом, пошёл дальше. Потыкавшись туда-сюда в толчее прилегающей к базару улицы, я взялся фотографировать вот этот дом, когда ко мне подошёл человек и сказал "Вас женщина какая-то искала!". Я пожал было плечами, сразу поняв, о ком речь, но тут и сама сфотографированная возникла невесть откуда и обратилась ко мне на чистейшем, без акцента, русском:
-Вот вы где! Вы меня сфотографировали!?
-Эээээ, - сначала я решил сыграть дурачка, - нет!
-Я же видела! А ну давайте сюда фотоаппарат! - она попыталась схватить меня за фотосумку, и я понял, что дело серьёзно.
-Ладно, успокойтесь. Да, сфотографировал. У вас одежда интересная, у нас так не одеваются...
-Удалите немедленно! Вы не понимаете? У меня же муж, у меня же дети! Как вы могли так со мной поступить?!
-Ладно-ладно, сейчас удалю фотографию, - я вынул фотоаппарат из сумки, и женщина сразу потянулась к нему дрожащими руками, - успокойтесь, если вы будете мне мешать, я ничего не смогу удалить!
-Удаляйте, быстро удаляйте! Понимаете, - решимость и агрессия в её речи сменились страхом и обидой, она говорила сбивчиво и еле сдерживая слёзы, - у меня муж, у меня двое детей! Понимаете? Если кто-то увидит... Вы представляете, что со мной будет?! Понимаете, у меня дети!
Я удалил фотографию, детально показав ей процесс, и она, не сказав спасибо, развернулась и быстро ушла, продолжая что-то повторять про детей и мужа.

3.


Я же в состоянии лёгкого культурного шока зашёл в ближайшую ашхану и заказал себе пару палочек шашлыка и чайник зелёного чаю. Вот так вот шёл себе по улице, увидел женщину да её обесчестил! У меня родилось определение "раскрепощённая и вновь закрепощённая женщина Востока", позже всплывавшее в среднеазиатском путешествии не раз. Поев, я таки нашёл машину на Аджина-Тепе, а там, в развалинах буддийского монастыря, почувствовал какую-то неясную дурноту, словно простужен. Из Аджина-Тепе я приехал к базару с другой стороны, к дому с впечатляющими решётками перед фасадом. Драндулетики на переднем плане возят грузы на базар, и другого их применения я в Средней Азии не видел:

4.


Рядом со странным домом обнаружился русский храм, куда более капитальный и вычурный, чем в подавляющем большинстве городов Средней Азии... но явно не достроенный и даже не строящийся:

5.


Я зашёл на его неухоженный двор, где из конуры лаяла собака, но уходить не хотелось - горячее дыхание чужбины и непонятных мне нравов обдало так, что больше всего мне сейчас хотелось чего-то родного. Наконец, я нашёл дверь и спустился в тесное полуподземное помещение, где обнаружил столь характерных для среднеазиатских храмов расстерянных и интеллигентных пожилых русских женщин. Меня сразу усадили за стол в тесной полуподземной комнате и налили мне чаю, а я выспрсил историю  церкви. Безымянная подпольная молельня образовалась в Курган-Тюбе в 1932 году одновременно с городом, к 1954 году легализовалась как храм Михаила Архангела и отстроила здание из сырца и самана. Оно развалилось от ветхости в 2015 году, но  ещё в 2008 на средства "Россельхозбанка" и с помощью военных 201-й дивизии в столице Хатлона начали строить капитальную церковь. Освящать её приезжал митрополит из Ташкента, а проектировал Виктор Канаев из Стерлитамака - последний главный архитектор советского Душанбе, покинушвий Таджикистан в гражданскую войну. Но когда церковь начинала строиться, в России были ещё тучные годы, да и с Таджикистаном отношения были получше. Дальше банк-спонсор затянул поясок, а военная база изрядно ужалась в размерах, и храм так и остался недостроенным. Русских и вообще православных (и такое бывает - крещённые таджики) здесь осталось очень мало, и на достройку прихожане уже не питают надежд - не закрыли пока что, и на том спасибо!
Собираясь уходить, я спросил дорогу к некоторым интересовавшим меня объектам, а храмовые люди, та же пара старушек да зашедший молодой трудник, вдруг начали меня уговаривать полежать-отдохнуть - мол, лица на мне нет. И хотя чувствовал я себя правда неважно, я ответил, что это нормально и мне всегда аклиматизация тяжело даётся, и выпив напоследок ещё водички, отправился дальше по городу.

6.


В основном я шёл почти по прямой с юга на север. В квартале от базара обнаружилась главная площадь. На её углу ко мне подошёл полноватый милиционер с напарницей, минут пять изучал мой паспорт, потом велел показать фотографии, и увидев кадр ниже, возмутился:
-С какой целью сфотографировали здание мэрии? Это правительственный объект, его запрещено снимать!
-Да ладно! Я сейчас с Аджина-Тепе ехал, так на въезде в город фотографии висят, и в том числе это здание! Если уж администрация сама его фотографирует, то почему же мне нельзя? Это ж как бы достопримечательность выходит!
Милиционер не нашёлся, что мне на это ответить, и отпустил меня с миром. Здание, фото которого ему не понравилось - мэрия, в основе кстати честная сталинка:

7.


Ещё на площади есть памятник Бободжану Гафурову, которого беглым взглядом я принял бы за Мао Цзэдуна с цитатником:

8.


И кинотеатр "Ватан" ("Родина") 1950-х годов:

9.


От него начинается главная улица - проспект Вахдат (Согласия), по которой с минимальным отклонениями и пойдём вплоть до конца поста:

10.


В основном город довольно невзрачен, и лишь иногда попадаются примечательные советские здания. Это, наверное, был какой-нибудь ЦУМ:

11.


Здесь что-то административное, и так и не сказать - сталинка или новодел:

12.


В ухоженности Кургану-Тюбе не откажешь, и в этом смысле он вплотную прибилижается к областным центрам соседнего Узбекистана. Традиционная фишка советской архитектуры Таджикистана - орнаменты балконных решёток и мозаики на торцах:

13.


На широкой площади у подножья доминирующей над всем центром многоэтажки - новый Хатлонский областной музыкально-драматический театр, то ли ожидавший открытия, то ли открывшийся накануне моей поездки. Удивительно, но архитекторы обошлись без восточных элементов, соорудив подобие сталинки с необычным "ступенчатым" планом:

14.


Рядом - уже настоящая сталинка с характерным театральным "горбом", возможно старое здание театра:

15.


А напротив - отделение милиции за высоким забором и кустами. Там сидят, скорее всего, "варяги" из Куляба, которые знают, что в городе у них немало врагов. Не исключаю (хотя и не ручаюсь), что в основном кулябские живут и в многоэтажке с двух прошлых кадров - очень уж она выделяется на фоне остального города:

16.


На перекрёстке с улицей Айни - кольцо и пара одинаковых почти конструктивистских домов совершенно неясного возраста:

17.


На канале от Вахша (до реки отсюда порядка 5 километров) гостиница "Рамз" (в её тёзке я ночевал в Термезе, но что это название значит - не знаю) и маленький обелиск Великой Отечественной:

18.


За какой-то карикатурный памятник Исмаилу Самани - словно про этого правителя средневековой таджикской державы сняли рисованный американский мультфильм, которым и вдохновлялся скульптор.

19.


А напротив памятника - сердце Кургана-Тюбе. Как следует из названия, это курган, который русские жители ласково именовали просто Курганчик:

20.


От других, мрачных и лысых пыльных городищ Средней Азии, его отличают зелёные склоны да ведущий к вершине каскад. Скульптуры оленей напоминают о Тигровой балке - массиве поймённых лесов близ устья Вахша, ещё в 1938 году ставших заповедником. Туранский тигр, правда, там вымер к 1950-м годам (и устье Вахша спорит с устьем Амударьи за звание места, где этого хищника видели в последний раз), поэтому теперь его символ - бухарский олень:.

21.


Странное здание на вершине Курганчика - музей, построенный в 1982 году, как судя по всему и каскад с оленями. Его экспозиция, скажем прямо, довольно бедна, но интересно устроена - единственный круглый зал с двумя рядами витрин нужно обходить по спирали:

22.


На кадре выше виден макет увенчанного крепостью кургана и план древнего города - только так и не ясно, в какой период: ко многим витринам нет подписей, да и те, что есть - на таджикском без перевода. Но огненные краски локайских сюзане в подписи не нуждаются:

23.


...Как ни пытался я, а так и не сумел найти хоть сколько-нибудь непротиворечивого пересказа истории Кургана-Тюбе. Самое его название, означающее примерно Замковый холм, говорит о том, что кишлак, непрерывная история которого прослеживается с 17 века, вырос у подножья давно забытого городища - как я понимаю, этого самого Курганчика. Археология отождеставляет его с Левакендом, одним из городов древнего Тохаристана, основанного в 4 веке и разрушенного монголами. Как бы то ни было, в Бухарском эмирате Курган-Тюбе уже играл свою роль, на холме стояла крепость, бывшая одним из центром Гиссарского бекства, а легенду люди сочинил новую - якобы, бухарский эмир велел каждому, кто здесь проезжает, высыпать тюбетейку земли, и на получившемся таким образом холме построил новую крепость. Дальше, рискну предположить, она обветшала от захолустья и была окончательно разрушена в 1920-х годах в войне с басмачами. Когда в 1925 году в составе Таджикской АССР был образован Курган-Тюбинский вилаят (уезд), центром его был посёлок Джилинкуль у моста через Вахш на полпути до Шаартуза. Как бы то ни было, город возник не на пустом месте - вот например народный сход у явно не новой каменной мечети в 1941-м году:

23а.


На высокой башне над музеем - смотровая площадка, или вернее целая галерея, по которой я ходил, пероидически спугивая милующуюся парочку, при виде которой мне странно было вспоминать ту обеспечещенную моим фото женщину с базара.
Взгляд назад, на пройденные районы. Маковка церкви Михаила Архангела едва виднеется над розовым домом по центру, но обратите внимание, что в панораме города не видно ни одной мечети:

24.


Нынешний Курган-Тюбе - город целиком советский, порождённый освоением пустынного Хатлона, где при Бухарском эмирате народу и было-то немного, а ещё десятки тысяч человек ушли от безбожников в Афганистан следом за басмачами. Советская власть, пришедшая в здешнюю девственную Азию, со свойственным ей размахом взялась рыть каналы, строить дороги, поднимать медицину и грамотность, и по мере разрастания ирригационной зоны - переселять сюда людей из не столь плодородных краёв. Курган-Тюбе с самого начала рос как город переселенцев... об этом, впрочем, я рассказывал в самом начале. И только не нашёл дат, когда Курган-Тюбе получил статус города, но в храме упоминали в 1932-й как год возникновения общины, в 1939-м сюда пришла из Душанбе узкоколейка, а в 1944 была впервые создана Курган-Тюбинская область (позже упразднявшаяся в 1947-77 и 1988-91 и 1992 годах).

25.


На кадре выше вдали виден Вахшский хребет и "ворота" Вахша, который не пересекает горной гряды, а течёт как бы внутри неё, и высота горы слева, буквально довлеющей над всей долиной Вахша - не менее 2 километров. Справа на кадре выше видна администрация Хатлонской области в советском здании обкома, близко к которой я так и не подходил:

26.


Самыми заметным переселенцами в низовьях Вахша были, безусловно, каратегинцы. На востоке нынешних Районов республиканского подчинения в 1939-55 годах существовала отдельная Гармская область, очень бедная и очень патриархальная, но сумевшая дать свой политический клан, довольно быстро полностью вытесненный из политической борьбы. Но как говорили мне в том же Гарме, "половина наших в Курган-Тюбе теперь". На здешней плодородной равнине каратегинцы растили овощи и фрукты, а их бедные гармские родственники ездили по всему Союзу этим урожаем торговать, и так Каратегин занял свою нишу - мелкую торговлю. В традиционной иерархии "Ленинабад правит, Куляб охраняет, Памир танцует, Каратегин торгует" они были низшей кастой, и уже в 1970-х годах на фоне этой нищеты среди них начал распространяться радикальный ислам, вполне возможно попавший туда из Хатлона, где ещё не забыли басмачей и ушедшую с ними родню. Ещё быстрее этот процесс пошёл с началом Афганской войны, откуда идеи джихада привозили домой иные отслужившие каратегинцы. И вот, наконец, с распадом СССР, что называется - прорвало: гармцы и памирцы попытались взять власть, свергнув ненавистых ленинабадских чиновников и кулябских силовиков, и бородатые фанатики, всей опасности которых тогда не могли оценить ни братавшиеся с ними юные демократы, ни власть, стали в этой борьбе ударной силой. Вскоре процесс вышел из под контроля, и страну охватила гражданская война. Я уже показывал столичные площади Озоди и Шахидон, где она начиналась, но те народные волнения закончились вроде бы миром и все разошлись по домам... а вскоре в Курган-Тюбе вспыхнуло новое восстание, охватившее в основном долины Вахша и Кафирнигана. Тут могу порекомендовать вот этот текст, но предупреждаю - там описано много зверств: десятилетиями мирно уживавшиеся, но не доверявшие друг другу народы, племена, роды и неофициальные касты прялись уничтожать друг друга без пощады. "Юрчики" (светские силы Народного фронта из Куляба, Ленинабада и Гиссара) и "вовчики" (ваххабиты из Каратегина и Курган-Тюбе) здесь в общем стоили друг друга, вырезая целые семьи и опустошая целые кишлаки. Одни безжалостнее убивали, другие безнаказаннее грабили, у одних был клич "Аллах акбар!", а у других - ненависть к восставшим. Во всём этом кошмаре держала формальный нейтралитет, а фактически поддерживала "юрчиков" и с потерями отбивалась от "вовчиков" российская армия, а активно воевала зашедшая под видом узбеков 15-я бригада спецназа ГРУ под руководством небезызвестного Владимира Квачкова. Курган-Тюбе несколько раз переходил из рук в руки, и то "вовчики" громили узбекские кварталы и осажадали российские воинские части, то "юрчики" вязли в боях по окрестностями, сами не гнушаясь грабежами и расправами, а потом возвращались "вовчики" и резали беженцев...

27.


В конца сентября 1992 года город наконец заняли "юрчики", которым помог узбек Махмуд Худойбердыев, кадровый военный 201-й дивизии, но уроженец Курган-Тюбе. Возможно не без согласия командования он подстроил угон военной техники Народным фронтом, и эти танки и орудия изменили баланс сил не в пользу исламистов. Но ценой этой победы стало то, что Курган-Тюбе превратился в военную узбекскую республику Худойбердыева, не подчинявшуюся Душанбе и строившую свои отношения с Узбекистаном и Афганистаном. Зимой 1995-96 года Махмуд поднял открытое восстание, в 1997 году его люди заняли промышленный Турсунзаде, создав угрозу столице, а в 1998 и вовсе ненадолго захватили далёкий Худжанд. 27 июня 1997 года гражданская война закончилась официально, кулябец Эмомали Рахмонов и представители оппозиции подписывали договор в Кремле, но лишь в 1998 году правительственные войска вернули контроль над Курганом-Тюбе - теперь окончательно. Худойбердыев же сгинул в 2001-м, хотя по сей день ходят слухи, что его видели живым и позже в какой-то воинской части Узбекистана...

Но в нынешнем Курган-Тюбе обо всём этом не напоминает ничего. То есть реально, я бы просто не догадался, что здесь меньше 20 лет назад закончилась жесточайшая война, унёсшая десятки тысяч жизней. Недалеко от Курганчика я повстречал двух русских девушек, столь удивишись им, что даже не сфотографировал с лица. Не факт, что они местные - может быть приехали на побывку к пока ещё стоящим в этом городе российским военным.

28.


Дальше по проспекту Вахдат:

29.


30.


"60 лет" - не знаю точно, чему. Области, городу, советской власти?

31.


Здесь небольшой Детский парк, за которым памятник Рудаки и кинотеатр имени Лахути. Близ них я засел в чайхане выпить ещё зелёного чаю - вроде и немного прошёл, но идти было всё тяжелее, дурнота не отпускала, и мне было не то что жарко, а просто неуютно в своём теле. От этой жары закрываются поры, кожа абсолютно сухая, и начинаешь вариться изнутри, а чтобы полегчало - нужно пить горячий чай. Выпив чайник, я пошёл дальше, хотя и чувствовал, что это не очень-то помогло:

32.


К следующему объекту мне подсказал дорогу интеллигентный пожилой местный житель, сначала долго и пристально смотревший за мной из тенька. И свернув в одну из боковых улиц, я увидел высокую башню типа кампаниллы:

33.


Парадоксы этого странного города достигают апогея - в Курган-Тюбе есть католический костёл Святого Роха! Здесь каким-то образом после всех ужасов гражданской войны осталось порядка 30 католических семей, и на пожертвования их уехавшией в Европу родственни и был построен этот храм, ну а дальше включилась уже католическая глобальность, и священник, например, сюда прилетел из Аргентины. Над костёльной башней нет креста, вокруг здания высокий забор - если к русским тут даже у ваххабитов сохраняется хоть минимальное уважение, то храм совсем уж чуждой веры периодически пытаются то обокрасть, то закидать камнями. Увы, костёл оказался закрыт. Его фотографии, а так же фотографии "старой" саманной церкви смотрите, например, здесь.

34.


Сами же махалли вокруг костёла выглядят удивительно опрятно и интеллигентно. Не знаю, какой народ тут живёт, но дробность города очень заметна:

35.


Совсем иначе выглядят пятиэтажки по соседству, с гирляндами белья на верёвках и горящими тандырами у подъездов:

36.


37.


38.


Проспект Вахдат узким треугольником сходится с улицей Космонавтов. На его конце - сквер, и памятник, судя по форме символизирующий то самое Согласие. Если это так, то именно здесь он не случайно - через этот район Народный фронт входил в город, здесь велись самые жестокие бои.

39.


Напротив - трактор на постаменте, напоминающий о том, что Курган-Тюбе родился как столица колхозов... Поселенная вместе дружная семья народов перессорилась да подожгла в пылу драки свою коммуналку, и хотя следов пожара больше нет, каждый помнит вину соседа.

40.


Проспект Вахдат приводит на автовокзал, который в Курган-Тюбе гораздо красивее вокзала. Последний я уже показывал - он расположен за городом, ближе к городку Сарбанд (бывший Калининабад) с заброшенным химическим заводом, и был при Советах узлом 5 направлений - узкоколеек на Душанбе, Нижний Пяндж и Куляб и линии широкой колеи на Яван и Термез. Сейчас там 3 направления - на Куляб, Душанбе (через тот же Яван по новой дороге) и Шаартуз в сторону Термеза. А на автовокзале я быстро нашёл коллективное такси до Куляба, в очередной раз заметив, что в нетуристическом городе никто не пытался заломить цену или впарить мне индивидуальный транспорт:

41.


И признаться, я был рад покинуть Курган-Тюбе - в чём и осталась тут гражданская война, так это в общей атмосфере тихого, но всепроникающего страха. Вроде здесь солнечно, чисто и улыбчиво, да только всё равно Курган-Тюбе запомнился мне одним из самых мрачных городов, что я видел.

42.


Последний взгляд на долину Вахша:

43.


Спустившись с перевала, мы проехали мимо "президентской" Дангары. Я сошёл не в Кулябе, а в селе Курбаншахид у древней крепость Хульбук и пошёл осматривать её руины. Но там меня стала крыть какае-то непонятная слабость, пару раз я просто садился на камни и сидел минут по 15, не в силах встать. Затем увидел туалет для реставрировавших крепость рабочих - колыхающиеся ветром ширмы без крыши, и понял, что мне надо туда: ещё с утра мне говорили в церкви, что на мне лица нет, а над выгребной ямой меня начало тошнить. Выбрался из крепости я лишь с одним желанием - приехать в Куляб и там залечь в гостинице с бутылкой минералки, и до сих пор не знаю, что это было - отравление, солнечный удар, просто трудности акклиматизации. На трассе меня подобрала первая же увиденная машина....

Но о Кулябе, где я провёл из-за этого сбоя в системе целых два дня - в следующей части.

ТАДЖИКИСТАН-2016
Обзор путешествия и оглавление серии.
Перелёт Москва - Душанбе и получение регистрации.
Таджикистан в общем. География и реалии.
Таджикистан в общем. Быт и колорит.
Гиссарская долина (Районы республиканского подчинения).
Душанбе. В общем.
Душанбе. Юг центра.
Душанбе. Проспект Рудаки.
Душанбе. За Душанбинкой.
Душанбе. Северные окраины.
Гиссар и его крепость.
Турсунзаде и Ширкентское ущелье. К следам динозавров.
Хатлонская область
Железная дорога Душанбе - Шаартуз.
Шаартуз и окрестности.
Аджина-Тепе и древности Юга.
Курган-Тюбе.
Куляб.
Окрестности Куляба. Муминабад и горы Чильдухтарон.
Окрестности Куляба. Восе, Хульбук и гора Ходжа-Мумин.
Нурек. Город несбывшейся мечты.
Согдийская область - посты будут.
Памир - посты будут.
Западная Фергана - посты будут в серии о Ферганской долине.
Узбекистан-2016. Обзор и оглавление.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2017-02-09 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
Очень большое спасибо.
Читаю ваш журнал с большим интересом.
Я выросла в Ташкенте, но давно, в 60- годы там жила.

Date: 2017-02-09 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra ponomarenko (from livejournal.com)
Да, страсти там творились на уровне Донбасса.

Date: 2017-02-09 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я бы сказал, что намного хуже, чем в Донбассе, там было. Убитых существенно больше (по Донбассу минимальная оценка 9 тыс., по Таджикистану - 60 тыс.), причём большая часть потерь пришлась на первые полгода войны (август-декабрь 1992). В Донбассе больше тяжелого оружия, в Таджикистане было больше средневековой жестокости.

(no subject)

From: [identity profile] Виктор Хлесткин - Date: 2017-02-14 05:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Виктор Хлесткин - Date: 2017-02-15 01:00 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dennism.livejournal.com
Интересно, чего же так сфотографированная дама испугалась? Кто её на снимке узнает, с закрытым-то лицом?

Date: 2017-02-09 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Восток - дело тонкое, что называется...

(no subject)

From: [identity profile] dennism.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lance-oliver koistinen - Date: 2017-02-11 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-12 03:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lance-oliver koistinen - Date: 2017-02-12 08:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-12 02:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-12 02:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] fiksabulta.livejournal.com
На кой вы этой азиатчиной увлеклись - ума не приложу. Ей-богу, единственная эмоция, что могу вынести из гигантских объемов просмотренного последних лет - Как хорошо, что там были вы, а не я. Полные тоски пейзажи, грязь, убогий быт и нравы населения, застрявшего в религиозном мракобесии. Оставьте их в покое, нужны им только ваши деньги, пусть ходят кругами с мешками на головах вокруг своих правительственных объектов, наслаждаясь отсутствием фотоаппаратов, наводящих порчу и сглаз на всё это УГ.

Date: 2017-02-09 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Хотя бы потому, что полезно знать, как это бывает. Деколонизация во всей красе, и пусть каждый решает, зло она или благо.

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2017-02-09 10:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] heilnull.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-09 10:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2017-02-13 09:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2017-02-13 09:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2017-02-13 09:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stalinetz-s65.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-alla.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lance-oliver koistinen - Date: 2017-02-11 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trocepins.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Виктор Хлесткин - Date: 2017-02-14 06:01 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ruyatkin.livejournal.com

Такой же трактор, как рассказывают - с неффтяным двигателем мощностью в несколько лошадиных сил - стоит у краеведческого музея в чимкенте 

Date: 2017-02-09 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kirill-moiseev.livejournal.com
бросается в глаза ещё обилие спутниковых тарелок

Date: 2017-02-09 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Даже по меркам Средней Азии...

(no subject)

From: [identity profile] 4458t.livejournal.com - Date: 2017-04-25 04:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vtv.livejournal.com
Мой комментарий к предыдущему сообщению, которое комментировать почему-то нельзя. Так вот, оценивать качество поста по комментариям это не очень корректно. Я вот практически не пишу комментариев, но читаю через подписки (feedly).

Date: 2017-02-09 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати, насчёт подписок - я ведь некоторые правки вношу в уже отправленный пост, так что даже с подписок лучше их читать непосредственно в блоге. Просто не знаю, как это работает :)

(no subject)

From: [identity profile] vtv.livejournal.com - Date: 2017-02-10 03:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] horasio1975.livejournal.com
Спасибо за всю серию постов о Таджикистане!
Уехали из Душанбе в начале 91-го.
С удовольствием читаем всей семьёй!

Date: 2017-02-09 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо на добром слове... Вовремя уехали. Мы вот с Камчатки уехали в 1990-м, и это тоже повезло.

(no subject)

From: [identity profile] horasio1975.livejournal.com - Date: 2017-02-09 08:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karbunkul-lug.livejournal.com - Date: 2017-02-10 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-02-13 10:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-14 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherzodbek83.livejournal.com - Date: 2017-02-14 09:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] pachem.livejournal.com
Если Куляб древнее и влиятельнее , то странно, что столицей объдинённой области стал Курган-Тюбе...

Date: 2017-02-09 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне это тоже показалось странным, но возможно цель - таким образом размыть здешнюю среду, ведь управлять-то областью всё равно кулябские будут. А может быть, это было условие оппозиции, которое власть согласилась принять для заключения мира.

(no subject)

From: [identity profile] Виктор Хлесткин - Date: 2017-02-14 06:06 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] skupperfild.livejournal.com
Больше всего понравилась вот эта ваша фраза: "Поселенная вместе дружная семья народов перессорилась да подожгла в пылу драки свою коммуналку, и хотя следов пожара больше нет, каждый помнит вину соседа".
Очень точно подмечено.

Date: 2017-02-09 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Таджикистане вообще многие постсоветские противоречия как-то особенно заметны и химически чисты.
Я бы сказал, Таджикистан и Украина - самые поучительные из постсоветских стран, только в чуть разных областях.

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 09:23 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com
Вот хорошо что в Таджикистане ещё канает такая отмазка, что официальные же фотографии здания публичны, почему мне нельзя повторить?

В Узбекистане не проканало бы сто пудов, в книгах и газетах, разумеется полно фотографий и ГЭС, ТЭС, и заводов во всей их красе, Аксарай в последнем издании энциклопедии был (разумеется, когда там ещё сиживал Каримов, сейчас-то и дорогу мимо открыли, и дворец музеем сделали), но поди ты создай свою копию на глазах власти. Причём когда я однажды толкнул эту тему в фб, какой-то сторонник идеи "Всё у нас в стране правильно" начал объяснять, что у каждого промобъекта-де есть ДОТы, ДЗОТы и ещё бог весть что замаскированное в этом роде, и вот только их прячут, а ты по неведению же снимком зацепишь.

Рамз означает "символ" или "загадка". Причём по-узбекски это даже мужское имя.

Date: 2017-02-09 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну с туповатым ППСником может быть и в Узбекистане прокатило бы...
В Аксарае теперь музей? Интересно...

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-02-10 04:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turgenskiy.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:42 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Понимаю, что вы и так не будете обращать внимание на тролля, но я балдею именно от среднеазиатских пейзажей.
Странно, что вам так тяжело дался город, а по снимкам это не заметно. Обычно настроение снимающего отражается на фото.
И да, историю с девушкой постоянно вспоминала, снимая марокканцев. Обошлось :)

Date: 2017-02-09 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я плохой фотограф, настроение плохо передаю. Сколько бы ни ругали того же Варламова, а у него эта тревожная атмосфера сквозила бы весь пост...

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2017-02-10 05:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:51 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] taira-koremochi.livejournal.com
Жестко как-то получилось.

Date: 2017-02-09 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Как уж есть...
Edited Date: 2017-02-09 10:04 pm (UTC)

Date: 2017-02-09 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Хороший рассказ! Серия о Таджикистане, на мой взгляд (за исключением обзорного поста), получается теплее, чем украинская. И хороший пост про Пуэрто. А то что, на краеведческие посты вяло реагируют - примите как данность.

Date: 2017-02-09 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В каком смысле теплее, и чем был плохо обзорный?

(no subject)

From: [identity profile] Антон Уманский - Date: 2017-02-10 06:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] york-shambles.livejournal.com
Илья, как комментарий к предыдущей заметке. Зря вы так по коментам определяете значимость постов.
Вы же пишете детально, объемно, длинно - хорошо. С удовольствием читаю ваши заметки циклами - на выходных или в отпуске. Особенно интересны ваши обобщающие соображения (открывающие серию посты), я вам доверяю. Однако в сегодняшнем ритме жизни тяжело найти время для моментальной реакции, объять репортаж о путешествии и сразу строчить коменты. Я - читаю ваши посты! но позже. Таджикистан вообще отложил пока для более внимательного изучения.
Спасибо за блог!

Date: 2017-02-09 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Что касается того поста.... Ну скажем так, есть некий уровень комментируемости, к которому я привыкаю. Сейчас в среднем 20 комментариев за первые сутки, включая мои ответы. 10 - мало, но тоже ничего. 3 - значит, "что-то пошло не так". То есть просто мне стало обидно за конкретный пост, выбившийся вниз из средних значений, при том что труда на него потрачено больше среднего. При этом я знал, что большие подробные историко-этнографические посты с музейной фактурой - самые низкокоментируемые, но 3 комментария - даже для этого мало. Там мне объяснили, что не так - заглавная картинка.

То есть дело именно в соотношении значений. Средняя комментируемость меня сейчас вполне устраивает, больше тяжело, меньше скучно.
Edited Date: 2017-02-09 10:18 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2017-02-10 03:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:26 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-10 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] eugene katyukhin (from livejournal.com)
Был я в советские времена в Высоком Алае в верховьях Соха и вокруг, там много руин стояло. Спросил у пастухов, что это было. Они сказали, что до 50х тут жило много народу, советская власть сюда практически не добралась. Но потом пришли военные, с вертолетами и прочим, и в несколько дней всех выселили вниз, в долины, обрабатывать земли вдоль новых каналов. Никто не вернулся... Как раз в это время в Средней Азии внезапно "изчезли" согдийские языки, уцелевшие с доисламских времен - небось, как раз с этими людьми. В Курган-Тюбе их потомки возможно и живут сегодня.

Date: 2017-02-10 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, из высокогорных долин переселяли зачастую насильственно.
А разве там были носители согдийского языка, кроме ягноби? Ягнобцев переселили в своё время в Зафарабадский район на севере страны, но в 1990-х многие вернулись в свою долину, я там кстати побывал и ещё об этом напишу.

Date: 2017-02-10 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com
А вот интересно, если там такая жестокая война была, то как они смогли убрать все следы разрушений, ладно бы на административных зданиях, но на простых жилых? Это же не Чечня, страна нищая.

Date: 2017-02-10 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
вот-вот. В Абхазии вон сколько этих следов. Одно объяснение - таджики куда трудолюбивее :)

(no subject)

From: [identity profile] stalinetz-s65.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soullaway.livejournal.com - Date: 2017-02-10 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:38 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-10 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
А насколько заметны российские военные в городе?

Date: 2017-02-10 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще не заметны. Может быть я просто не там ходил, а может быть их осталось там очень мало.
Но вот девушки с фото №28 к ним, возможно, имеют какое-то отношение.

Date: 2017-02-10 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Возможно, самый интересный город в Таджикистане (из увиденных в этой твоей серии). Современная архитектура порадовала разумностью.
Сочетание церкви с бетонными кружевами брежневских балконов - очень хороший ракурс. Облик самой церкви нетривиален. Есть в ней что-то от облика сторожевых башен то ли Симонова монастыря, то ли вообще крепостной стены Смоленска. Что, наверное, и логично, учитывая, что в городе стоит российский гарнизон: церковь - форпост.
Костел порадовал, прежде всего, выбором святого, которому он посвящен. С намеком? Нет ли поблизости природных резервуаров чумы? Облик его потрясающ свое провинциальностью, которая в данном случае перетекла в откровенную нелепость. Интересно, что послужило прообразом для архитектора? Пожарные каланчи в Риге начала ХХ века, что ли?! :-)
Что касается напряженности - то я ее их твоих фоток не почувствовал. А вот ощущение бесконечной чуждости (не такой, как в "афганском" посте - да, есть. Вроде, и архитектура понятна, но один "джин" (я уверен, это настоящий родственник Хоттабыча!) при первой встрече настраивает на определенный лад.

Date: 2017-02-10 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com
Природные резервуары в Туркестане есть, в пустынях (дикие грызуны). В Кызылкуме точно. Насчёт конкретного Курган-тюбе не скажу, но ведь он примыкает к пустынной зоне?

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2017-02-10 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2017-02-10 08:50 am (UTC) - Expand

Date: 2017-02-10 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] svetlana yakovleva (from livejournal.com)
Если женщина смогла подойти к незнакомцу и потребовать удалить фотографию, то не такая уж и "закрепощенная". И "спасибо" она не должна была говорить, а скорее-ожидать извинений, это же фото было сделано без ее разрешения.
И старичок не кажется похожим на араба, такое наивно- простодушное выражение лица, вполне как в русской глубинке у дедушек).

Date: 2017-02-10 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В данном случае, увы, это не раскрепощённость. Это как прыжок с 10-го этажа горящего дома, потому что боязнь высоты слабее боязни огня.

(no subject)

From: [identity profile] svetlana yakovleva - Date: 2017-02-10 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svetlana yakovleva - Date: 2017-02-10 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-10 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svetlana yakovleva - Date: 2017-02-10 10:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-02-10 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] svetlana yakovleva (from livejournal.com)
И кстати, про "чуждость", про которую вы пишете, вспоминается фильм про таджиков, обосновавшихся в глухой русской деревне, так там возникает такого рода ощущение, когда разносится их музыка в русской природе.
ps вспомнила, как фильм назывался -"Старухи", нашла конец этого фильма с музыкой

Edited Date: 2017-02-10 10:45 am (UTC)

Date: 2017-02-11 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] forestguard05.livejournal.com
очень интересно!!!!!!!!

интересно все эти группы сильно отличаются этнографически. по языку культуре.

Date: 2017-02-11 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
-Да ладно! Я сейчас с Аджина-Тепе ехал, так на въезде в город фотографии висят, и в том числе это здание! Если уж администрация сама его фотографирует, то почему же мне нельзя? Это ж как бы достопримечательность выходит!
Судя по реплике, ты уже довольно далеко ушёл от "джунгарского" уровня общения с тамошними силовиками :)

А вообще, язык поста в первой его половине - вполне "книжный". Говорю же, надо переходить в новое качество - и как минимум, думать об этом :)

Date: 2017-02-11 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com
я Вас читаю обычно на выходных, как приключенческий роман и этнографические очерки, очень нравится, и стиль и Ваше умение анализировать, внимание к деталям.

уже писала, что он среднеазиатсткого цикла в восторге, надеюсь, доедете и до Туркмении.:) но иногда мне просто нечего сказать, т.к. Ваши посты очень информативны, а писать под каждым постом, что очень нравится цикл и манера подачи, слог не будешь же. Ещё раз спасибо за Ваш труд. :)

Date: 2017-02-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com
да, хотела у Вас спросить а почему одна из противоборствующих сторон - "юрчики" вдохновились Андроповым? Андропов вроде никогда особым образом с Таджикистаном связан не был, в чём же причина, чем он их так привлёк?

Date: 2017-02-11 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Во-первых, спасибо на добром слове.
А что касается Андропова, то как я понимаю, в определённых кругах есть мнение, что он навёл бы в СССР настоящий порядок, если бы не умер так быстро. То есть такой несостоявшийся Сталин-2 (само собой, Сталина в этих кругах считают персонажем сугубо положительным).

(no subject)

From: [identity profile] nyuta-summer.livejournal.com - Date: 2017-02-11 10:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2017-02-12 02:51 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:18 am
Powered by Dreamwidth Studios