varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Нынешняя Бухара - средних размеров (273 тыс. жителей) областной центр в 600 километрах от Ташкента, и это для неё не характерно: на протяжении даже не веков, а тысячелетий Бухара была городом №1 в Средней Азии (не зря же одно из её названий - Великая Бухария!), лишь в некоторые периоды оттеснявшимся с этого места Самаркандом: соперничество двух центров Согда-Мавверанахра-Туркестана сродни соперничеству двух российских столиц, только раз в десять подольше. Но если Самарканд называли Римом Востока, то Бухара - это скорее Восточные Афины, город купцов, мастеров, поэтов, учёных и святых, оставивший след на всём человечестве.

О Бухаре в узком смысле я расскажу в 8 частях, о Бухаре в широком смысле (включая показанный в двух прошлых частях русский город-спутник Каган) - и вовсе в 12. В первой части, традиционно, общее: история, колорит, люди и бесчисленные местные ремёсла.

Окрестности Бухары поражают количеством городищ, представляющих собой, как и всюду, такие вот глиняные лепёхи. Название Бухара изначально относилось ко всему этому огромному оазису в низовьях Зерафшана, и восходит то ли к санскритскому "вихара" ("обитель"), то ли к согдийскому "бухарак" ("удачное место"), словом - "место для жизни". Развитая цивилизация существует здесь уже порядка двух с половиной тысяч лет, и начиналась как союз городов-государств с сельскими округами, "нанизанных" на Великий Шёлковый путь:

2.


Нынешняя Бухара поначалу была лишь одним из них и называлась тогда Нумижкет, а центром Бухарии были расположенные юго-западнее нынешнего города на краю пустыни Пайкенд и Варахша. Последняя служила резиденцей правителей, называвшихся Бухар-худаты - я так и не понял, был это титул или династия, правившая много веков. В остатках их грандиозного дворца археологи откопали несколько уникальных фресок - самая известная, со сценой охоты царя на гепардов (или гепардов на царя?), ныне хранится в Эрмитаже, а вот фреска 6 века с просто гепардом в музее бухарского Арка:

2а.


Но настоящим центром Бухарии, страны купцов, а не воинов, большую часть её истории был Пайкенд, известный хронистам тех лет как Медный город, и по одной из версий, в его Храме Огня была впервые записана "Авеста". Его положение действительно было уникально: близ устья Зерафшана, где сходились пути на запад из Китая (Зерафшан) и Индии (Амударья). Археологами там найдены остатки уникальных для Средней Азии по своей мощи укреплений, и даже в мусульманский период Пайкенд построил минарет заметно крупнее бухарского Каляна... увы, ныне всё это стало глиной, вот лишь отдельные фрагменты былого, наполнившие все бухарские музеи:

3.


Само собой, как и все очаги среднеазиатской цивилизации, периодически Бухарию кто-то захватывал: в 5-6 веках это были эфталиты (они же "белые гунны", в те времена несториане, предки нынешних пуштунов), в 567 году - тюрки, против которых было несколько кровавых восстаний, а в 709 году - арабы под командованием легендарного Кутейбы ибн Муслима. Но даже покорившие пол-мира воины Халифата были поражены богатством Медного города, роскошью захваченной добычи и объёмами выкупов, которые предлагали за себя люди. Арабы пришли сюда не просто так: с 6 века бухар-худатами были правители Нумижкета, борошвиеся за власть с правителями Вардана, и за помощью к Куйтебе обратился бухар-худат Тугшада, пообещавший принять ислам. И хотя последнего бухар-худата арабский наместник казнил в 783 году за поддержку очередного восстания, все остальные князьки лишились влияния ещё раньше, и где-то в 8 веке мусульманский Нумижкет как единственная вотчина бухар-худатов стал называться Бухара. Какое-то время она сосуществовала с Пайкендом, но как чаще всего и бывало, его погубили не войны, а природа - к 11 веку, по мере роста населения, разобранный на арыки Зерафшан оскудел и перестал достигать Амударьи, поэтому жизнь сместилась выше по реке, и Бухара стала единственным центром оазиса.

3а.


Сердцем Бухары при всех правителях был Арк - укреплённый холм в центре города, то ли останец, то ли насыпь (по легенде, его построил святой богатырь Сиявуш), то ли просто наросший за века культурный слой. Арк здесь - что в Москве кремль, в Лондоне Тауэр, в Пекине Запретный город, и даже больше - ни в одной из перечисленных столиц крепость не была центром так долго, потеряв эту роль лишь в ХХ веке. Арк, средоточие власти бухар-худатов, вали, ханов, эмиров и их военной силы, существовал как бы вне торгового города, высоко нависая над ним. В музеях Арка были сняты и три прошлых кадра:

4.


Вершиной бухарской истории был рубеж тысячелетий, когда вся персидская культура переживала свой Ренессанс. Халифат к тому времени порядком ослабел, и реальной властью на его перифериях обладали формально остававшиеся вассалами династии местных мусульман - так, Бухарой в 821-73 годах правили Тахириды, первые мусульманские правители Ирана. В Самарканде же примерно в эти годы росло могущество Саманидов - опять же персоязычной династии, к которой возводят свою историю нынешние таджики. В 875 году Наср ибн Ахмад был назначен наместником Самарканда, после чего послал халифа куда подальше и провозгласил свою империю, первое независимое мусульманское государство в Средней Азии, включавшее Маверанахр и Хорасан по разные стороны Амударьи. В 892 его брат Исмаил Самани перенёс столицу в Бухару - так и наступил её расцвет, и его не смогло прервать даже падение Саманидов, которых в 999 году покорили уже не только мусульмане, но и тюрки Караханиды (см. пост про их столицу Баласагун в Киргизии). Более того, именно в период этого перелома через Бухару прошли такие светила восточной мысли, как "король врачей" Авиценна (980-1037, родился близ Бухары, был придворным врачом Саманидов, затем Хорезмшахов и наконец правителей Исфахана), основоположник персидский поэзии Рудаки (был придворным поэтом Саманидов в начале 10 века), известнейший персидский поэт, а также астроном и математик Омар Хайям (жил в Бухаре в 1068-78 годах, с 20 до 30 лет) и многие другие, чья слава за тысячу лет померкла до удела знатоков.
Мавзолей Саманидов (892-907) - старейшее здание Бухары, а то и всего Узбекистана:

5.


Также саманидской считается мечеть Магоки-Атари в яме культурых слоёв, хотя перестраивалась она в 10-15 веках многократно, и как я понимаю, с тех времён остался лишь боковой портал. По легенде, мавзолей Саманидов был построен на месте зороастрийского храма Солнца, а мечеть Магоки-Атари - на месте Храма Луны, и более древний фундамент под ней правда есть:

6.


Хотя с падением Саманидии Бухара утратила роль столицы на полтысячи лет, всё равно она оставалась центром среднеазиатской торговли и мысли. Власть Караханидов продлилась до 1206 года, затем Бухару захватил Хорезм, а в 1220 году Среднюю Азию постиг свой локальный Конец Света - сюда пришёл Чингисхан.
Надо заметить, злейшим врагом монголов были именно мусульмане, вершиной монгольских войн стало разрушение Багдада чингизидом Хулагу в 1270-е годы. Чингисхан утопил Среднюю Азию в крови так, как Руси (кроме принявшей первый удар Рязани, который как известно "больше нет!") и в кошмарах не снилось: большинство здешних городов были действительно полностью разрушены и отстраивались, как тот же Самарканд, с нуля на новом месте. У Бухары, однако, было удивительное свойство договариваться - в 8 веке с арабами, а в 13 веке и с монголами. Сопротивление Чингисхану оказал только Арк, за что был разграблен и вырезан, бухарцам "на земле" же, по преданию, Чингисхан толкал речь с вот этой вот мечети Намазгох (1119-20), построенной для праздничных богослужений под открытым небом. Потрясатель Вселенной сказал тогда: "А не погрязли бы вы в пороках, послало бы вам Небо такую напасть, как я?".

7.


Домонгольских построек в Средней Азии сохранилось даже меньше, чем на Руси (при том, что уровень развития её на момент нашествия был явно на голову выше), и в Бухаре их целых 4 - три показанных выше, но в первую очередь - Великий минарет Калян (1127) высотой то ли 45, то ли 48 метров. Такие гигантские минареты, маяки Ислама, накрывавшие своим азаном весь город, строиолись именно в те времена (потом, видать, города стали слишком велики и маленькие минареты в махаллях оказались практичнее). Калян - это самая настоящая Ось Бухары, он виден практически со всего города, на него замкнуты перспективы даже советских проспектов.

8.


...Одним из тех, кто показывал мне Бухару, был человек по имени Султан-хаджи, и из этого имени следует, что он бывал в Мекке. По его словам, Бухару во всём исламском мире знают и чтут, в том числе и те, кто спрашивали Султана "а что за страна такая - Узбекистан". Бухара была первым мусульманским городом Средней Азии, откуда это учение разошлось по всему краю, но главное даже не это. Рассказывая светскую историю Бухары, я не упомянул жившего в 8 веке (то есть ещё до Саманидов, на излёте Халифата в Средней Азии) Мухаммеда аль-Бухари, создавшего "Сахих" - вторую после Корана книгу мусульман-суннитов. Собственно, Сунна - это совокупности хадисов, священных преданий о жизни Пророка, следование жизненному пути которого - долг правоверного суннита (в отличие от шиита, для которого это скорее рекомендация). Первые века хадисы передавались в устной форме, попытки их записывать были и до Мухаммеда Бухарского, но аль-Бухари опросил более тысячи шейхов, проработал более 800 тысяч (!) хадисов, отобрал из них 7275 самых достоверных (так как каждый хадис имел "родословную" - цепочку, по которой передавался из поколения в поколение), и среди 6 канонических сборников его "Сахих" стал первым и крупнейшим.

9.


Третьим вкладом Бухары в исламскую цивилизацию стал суфизм, мистическое течение ислама, и Бухара конечно не была его родиной даже в Средней Азии, но в 13-15 веках стала одним из его мировых центров. Суфизм в полуязыческом краю вообще хорошо прижился, впитывая местные традиции, и из 12 тарикатов (если очень упрощённо, это мусульманский аналог христианских религиозных орденов) здесь зародились три - хорезмийская Кубравия, степная Ясавия и бухарская Накшбандия, ставшая с 15 века едва ли не самой влиятельной ветвью суфизма, сильно повлияв на Среднюю Азию, Индию, Турцию и Кавказ. В Бухаре и её окрестностях находятся Семь пиров (то есть священных мест) - если мне не изменяет память, это сама Бухара, Кулял, Бахауддин, Чор-Бакр, Гиждуван, Шафиркан и Ромитан. Бахауддин - так звали самого Накшбанди - это место его мавзолея, а Кулял (на фото ниже) - место упокоение его учителя. Обратите внимание на шест с треугольным флагом - такими отмечены все пиры:

10.


Становление бухарского суфизма пришлось на тяжёлые времена бесконечных чингизидских междоусобиц и антимонгольских восстаний. В державе Тимуридов Бухара оставалась духовной и торговой столицей, но всё равно была в тени Самарканда с его великими стройками во славу Тамерлана. Но в 16 веке последний Тимурид Бабур бежал в Индию и возродил там свою династию как Великих Моголов, а Самарканд занял узбек-чингизид Махмуд Шейбани, чей племянник Убайдулла в 1533 году перенёс столицу в Бухару, с этого времени вновь ставшую главным городом Туркестана. Шейбаниды правили недолго, вершины могущества достигли при Абдалла-хане II, однако его потомки погибли в заговорах и войнах, и в 1601 году власть в Бухаре взяла Астраханская династия (даром что их вотчину к тому времени обживали урусы), с которой в общем-то и связан расцвет Бухарского ханства. Из трёх узбекских ханств оно было самым иранизированным (даже официальным языком считался персидский), самым теократическим, но - самым многолюдным и самым богатым. В 1753 году пресеклись и Аштарханиды: Мухаммед Рахим-бий из племени мангытов, ставленник персидского Надир-шаха, в васалитет которому фактически попала Бухара, очень аккуратно совершил дворцовый переворот, заняв трон сначала как аталык (регент), а с 1756 года и официальный правитель, но уже не хан (так как не был чингизидом), а эмир, при этом потеряв Хорасан. Ну а финал истории Бухарского эмирата - война с Россией, потеря Самарканда и признание царского протектората, и наконец уничтожение большевиками во главе с Михаилом Фрунзе - я рассказывал в прошлой части. Фрунзе стал третьим в истории чужеземцем (после Кутейбы и Чингисхана), который покорил Бухару.
Ну а нынешний "вес" Бухары, среди городов Узбекистана делящей 5-е место с жалким Нукусом, пожалуй наименьший за всю её историю.

10а. флаг Бухарского эмирата.


Теперь поговорим о том, что от этой истории осталось, так как её непрерывность породила впечатляющую материальную культуру, где зодчество - лишь вершина айсберга. Надо сказать, архитектура разных частей Средней Азии вроде и похожа, а вроде и отличается - думаю, глубина различий примерно та же, что между средневековым зодчеством Киева, Владимира, Пскова и Новгорода. Вот тут есть очень удобный обзор важнейших зданий Бухары по историческим эпохам, а тут - об особенностях бухарской архитектуры. Самые характерные памятники Бухары, как и всюду в Средней Азии - медресе, самый бухарский ансамбль (хотя встречается он и не только здесь) - кош, два здания фасадами друг к другу строго на одной линии. Так же обратите внимание на гулдасты - углоые башни без завершений. Менее очевидна разница пропорций, которая в среднеазиатской архитектуре обычно считалась от ширины главного портала: в Бухаре она обычно равнялась половине высоты и 1/5 ширины здания.

11.


Ещё одна особенность: в других местах вход через портал обычно ведёт сразу во двор, фойе если и есть - то по бокам, а здесь наоборот - вход упирается в стену, которую огибает изогнутыми галереями с двух сторон. Вот тут справа - выход на улицу, а впереди и позади - проходы вовнутрь:

12.


И конечно - орнаменты из глазурованной плитки, и если к самаркандским я применял эпитет "танцующие", то бухарские - скорее "искрящиеся", до невольно возникающего треска фейерверков в ушах... человека и животных изображать, говорите, мусульманам нельзя? Однако же изображали, возможно из-за близости Персии, где этот запрет не прижился и вообще победил шиизм.

12а.


В обычных же домах - резные деревянные двери. Саман и сырцовый кирпич недолговечны, во всей Средней Азии нет жилищ старше конца 19 века, но перестраивая дом, хозяева сохраняли его деревянный "скелет". Поэтому двери зачастую старше стен: по словам местных, им может быть и 300-400 лет (чаще порядка 200), а их узоры словно непрерывно продолжают традицию домонгольского зодчества, в котором они были каменными:

13.


Вот ещё бухарская "фишка", которой я в других городах не видел - гендерная дифферинциация звонков: деревянный стук кольца о дверь адресован женщинам в доме, металлический стук палки-колотушки о бляшку - мужчинам. Так сказать, во избежание конфузов. И да, тут действительно свастика, на Востоке это древний и не запятнаный символ.

13а.


Образцы деревянной резьбы, в том числе решётка и асо - посох странствующего суфия:

14.


И в общем, Бухара просто поражает обилием своих народных ремёсел, которое можно оценить не только в музеях, но и на сувенирных развалах. Тут, конечно, должен предупредить, что я в этой теме далеко не спец, и не готов оказался разобраться не только во всех тонкостях региональных школ, но и не всегда могу отличить подлинник (пусть даже и массовый) от подделки. Последняя - то есть дешёвая штамповка, особенно многочисленная в ювелиреке и тканях - тут в основном из Индии, но в этом тоже что-то есть: индийскими товарами Бухара славилась испокон веков. Много, однако, на здешних и развалах и такого, что просто приглядевшись к одинаковым вещам, можно заметить на них мелкие и явно не специальные различия, оставленные живой рукой - особенно это касается ковки, чеканки, резьбы. Конечно, и это будут не творения мастеров из старых династий, не традиционное искусство (которое тут тоже есть, но его надо искать и в нём надо разбираться), но для сувениров уровень таких вещиц очень высок:

15.


Вот например "бухарская миниатюра" - это искусство, продолжающее персидские традиции, вывез Махмуд Шейбани из Герата, "второй столицы" Тимуридов, которой стремился овладеть и таки сделал это всего на 3 года, прежде чем погибнуть в своей войне. Здесь было большое число миниатюристов, самые выдающиеся были  Шайх-зада, Махмуд Музаххиб, Абдулла. Бухарский стиль миниатюры был лаконичный, за счет укрупнения деталей, уменьшения количества персонажей и симметричной композиции (отсюда). С окончанием эпохи Шейбанидов бухарская миниатюра пришла в упадок и возродилась уже в наше время, не знаю, насколько близко к изначальному. Один из любимых сюжетов - "караван":

16.


На заднем плане видны миниатюры и расписные шкатулки - их древнюю традицию возрождали с опорой на современность, на основе русского Палеха, но с восточными сюжетами:

17.


А на переднем плане и кадра выше, и кадра ниже - характерные пеналы, которыми Бухара просто завалена. Где-то расписные, где-то резные - про их историю я толком ничего не нашёл. Но в принципе народ тут был по средневековым меркам образованный, так что не удивительно:

18.


Тут кажется просто антиквариат, но книги напоминают о местной каллиграфии (коей больше славился Самарканд). Раскрытая книга (дополнение [livejournal.com profile] czerjoszyn) напечатана персидским каллиграфическим шрифтом Несталлик, была не набрана в типографии, а сперва написана от руки, а затем размножена литографическим способом. Если печатный арабский шрифт Насх поддаётся типографскому набору, то текст шрифтом Несталлик набрать практически невозможно. По этой причине в Пакистане книги писались от руки, а затем размножались литографическим способом вплоть до возникновения компьютерного книгоиздания. Кстати, где-то в Индии до сих пор издаётся газета шрифтом Несталлик, текст которой полностью пишется от руки.

19.


В лавке с пряностями продают ещё чикичи ("печати" со штырями для нанесения узоров на тесто будущей лепёшки) и коробочки из сушёной тыквы, которые можно носить на поясе, а набивать, к примеру, насваем (местные к нему привычны и он действует на них как просто крепкий табак, а не наркотик, как для нас):

20.


Ткани. Самые известные - плотный "радужный" икат (также известен как хан-атлас, но так его называют в главном центре этого ремесла - ферганском Маргилане, где он существенно лучше) и прозрачный невесомый шёлк. Последний, впрочем, именно бухарской спецификой не был, а в наше время значительная его часть на развалах и вовсе из Индии.

21.


Более "бухарскими" изделями из тканей можно считать сюзане - расшитые покрывала на кровать или стену из хлопка и шёлка в разных комбинациях. Шьют их в принципе по всему Узбекистану, но Бухара - один из главных центров, и более того - своя традиция тут в каждом из окружающих Бухару старинных городов: Вабкент, Гиждуван, Шафиркан и другие, так что "бухарское сюзане" - понятие в принципе очень растяжимое. Самая характерная деталь - стилизованные цветочные розетки красных и бордовых тонов как центральный элемент композиций. Другая особенность - схематичные изображения животных (каждое из которых что-то олицетворяет), "зашифрованные" в растительный орнамнет. Те сюзане, что можно видеть в Бухаре чаще всего - в основном на светлом фоне, довольно просторные и с очень сложными, не всегда симметричными композициями. В целом, на первый взгляд бухарские сюзане легко перепутать с нуратинскими:

22.


Правильные бухарские сюзане крупным планом:

22а. фото Olga Arnautova


Куклы в бухарских народных тканях. Тоже, кстати, древний промысел, который пытаются возрождать:

23а.


Вообще, говорим "бухарец" - подразумеваем "человек в халате". Сейчас их носят разве что в глухих горных кишлаках Кашкадарь и и Сурхандарьи поверх рубашек и брюк. Халаты состоятельных бухарцев (или просто праздничные) в музеях:

23.


Бухарская обувь от ичиг (высокие сапоги) до тапочек:

24.


И так как было в городе и много знати, даже в самые трудные времена утопавшей в роскоши, и богатых купцов, хаживавших от Европы до Китая, портные и сапожники порою создавали тут произведения искусства:

25.


Один из символов Бухары - золотое шитьё, существовавшее тут видимо испокон веков: старейшие предметы датируются 15 веком, но даже во фресках Пайкенда и Варахши есть изображения людей в расшитой золотом одежде. Старый знатный узбек в раззолочёных тюбетейке, сапогах да халате шёлка и иката - очень узнаваемый образ.

26.


А вот вещица на стыке двух искусств, по происхождению кузнечная, а по применению как раз-таки швейная - хитро изогнутые ножницы для вырезания кружев. Сами ножницы-птицы, с хохолком мужские, а без него женские мне запомнились одним из самых ярких символов Бухары:

27.


На бухарских улицах немало лавок-кузниц, а по словам [livejournal.com profile] polikliet, и лучшие пчаки (характерные местные ножи) после уйгурских - именно бухарские и ташкентские, проигрывающие чустовским известностью просто потому, что делается их намного меньше.

28.


Металлическая посуда, будь то блюда или кумганы (кувшины с носиками для омовения) - это уже по части чеканщиков:

29.


Вообще, по металлу работало около 40 разных видов усто, среди которых были даже медики, лечившие посеребрёной водой или прикосновениями горячего металла.

30.


Почему-то толком не сфотографировал, а может даже и не видел ни разу настоящую бухарскую ювелирку, хотя и тут традиция богатейшая, древнейшая и в самых разных видах: "тилла-кош" (венец невесты), "мохитилло" и "каджак" (височные подвески), "зеби-гардан" и "нози-гардан" (нагрудные украшения), серьги "барг" (лепесток), "кундалсоз", "халка" и другие, браслеты, декорированные прорезной ажурной резьбой в стиле ислими, пояса для знати с крупными серебряными пряжками и многое другое. Как я понимаю, это колечко индийское, так как бухарцы специализируются на "кружевных" украшениях:

30а. фото Алины Литвиновой.


Правильные бухарские украшения выглядят примерно так:

30б. фото Olga Arnautova


Но самыми "бухарскими", наряду разве что с золотым шитьём, считаются два промысла - керамика и ковры, коим посвящены даже свои музей. Керамика занимает старую ханаку (суфискую обитель) Надир-Диванбеги (1619-20), глядящую фасадом на Ляби-хауз:

31.


Делать керамику бухарцам почти в прямом смысле "сам Бог велел" - ведь даже Кулял, наставник Бахауддина Накшбанди на рубеже 13-14 веков, был гончаром. Бухарская керамика пришла буквально "из тьмы веков" - вот например тарелочки из Пайкенда:

31а.


Чашки, пиалы и лампы домонгольских времён. Из такой примерно Алладдин вызывал джинна, а учитывая, что был он из Китая, а Китаем называли не страну Хань, а её тюркскую ойкумену (от кочевников-киданей), потомки Алладдина вполне могут быть среди узбеков, таджиков и уйгур.

32.


Вот уже новое время - на заднем плане тарелка, на переднем - глиняные игрушки. Тут процитирую комментарий Olga Arnautova. Это, скорее всего, игрушки знаменитой Хамро Рахимовой из гиждуванского кишлака Уба. Они считаются каноническими, их истоки тянутся к зороастризму и связаны они с праздником Навруз в том числе. Сейчас единственная, кто их делает - ее ученица Кубаро Бабаева или Кубаро-опа, как все ее называют. Она тоже оттуда, очень старенькая уже, но регулярно приезжает в Ташкент на выставки. Кстати, игрушки из глины всегда лепили только женщины или старики, которым уже тяжело было крутить гончарный круг. И именно на этих игрушках можно увидеть влияние раннего ислама: это когда на некоторых под шеей видны надрезы, что символизирует уже неживое существо, тем самым обходя запрет на изображение живых существ.

33.


Нынешняя бухарская керамика - это в первую очередь Гиждуван, династия Нарзуллаевых, о чём я ещё расскажу отдельно, и канонические образцы её выглядят так:

34.


Хотя улицы Бухары просто завалены самой разной керамикой, большая часть которой - ферганская (Риштан), там она самая дешёвая и самая массовая:

35.


36.


37.


Что же до бухарских ковров, то их музей обитает в уже знакомой нам древней мечети Магоки-Атари. Тут надо понимать, что Бухара и Самарканд делают ковры абсолютно по-разному, и даже более того - бухарский ковёр с тёплой гаммой и геометрическими орнаментами более известен миру в качестве туркменского ковра. Кто его изобрёл - бухарцы или туркмены - спорят по обе стороны границы:

38.


Честно говоря, и здесь не разобрался во всех направлениях, но сходу узнал киргизский ковёр на полу, знакомый мне по Кочкорке. Если верить музейному стенду, в Узбекистане бухарские ковры характерны для Кашкадарьи, Сурхандарьи, а также для среднеазиатских арабов - с этим народом, в отличие от среднеазиатских персов, мне пообщаться не довелось.

39.


Самаркандские и персидские ковры - в них господствуют не геометрический, а растительный орнамент:

40.


А это, кажется, собственно туркменские ковры, то есть по местной классификации - бухарские из Туркмении (поправьте, если ошибаюсь):

41.


Коврами и торгуют по всему городу. Мои попутчики приводили такой диалог с лавочником:
-Э, брат, возьми ковёр!
-А как я его домой повезу?!
-Да ничего, брат! Ты возьми, а мы его бесплатно в любую точку мира доставим!

42.


Геометрические фигурки людей и животных - тоже "фишка" бухарских ковров.

42а.


Ремёсла дополняет достойная их гастрономия. Почему-то я так и не попробовал бухарских сладостей... вообще, 2 дня было преступно мало, я много не успел, в том числе и сходить на базар, как делал это в Самарканде, где был вдвое дольше. Бухара и Самарканд спорят за звание не только ремесленной, но и кулинарной столицы, и даже по тому немногому, что я тут отведал, предпочтение я бы отдал Бухаре. В центре города много кафе и ресторанов с пышными "восточными" интерьерами:

43.


Но Султан-хаджи возил нас в проверенные места на окраинах, где его самого знают и уважают (то есть плохого не дадут!), и куда лучше, чем в этих "дворцах" Старого города кормят в таких вот заведениях "для своих" с клеёнчатыми скатертями и ламинированными меню. Султан-хаджи ещё и показал нам кухни - вот например казан 19 века с надписью по ободку:

44.


Чай из характерных для всего Узбекистана фарфоровых чайников с "хлопковым" узором, опять же всеузбекистанская сюзьма (тягучая сметана, кислая, как айран) и бухарский плов. В принципе последний - понятие очень растяжимое, мне например до поездки при этом словосочетании представлялся сладкий плов с курагой, изюмом и другими фруктами, а на самом деле там множество видов и комбинаций. Бухарский плов считается самым вычурным и сложным, и - очень сытным: как бы ни было вкусно, а эту тарелку я так и не осилил:

45.


Главным же впечатлением бухарской гастрономии стала халиса. Это мясо, которое с вечера закладывают в казан и томят до утра или до полудня, на выходе получая натурально мясную кашу. Местные едят её ещё и с сахаром, нам же хватила и овощей:

46.


Даже сибирская кошка на самом деле слегка проапргрейженная бухарская кошка. Ведь Бухара очень активно торговала с Сибирским ханством и даже пыталась его осваивать: тот же Кучум был ставленник Шейбанидов, родичем Абдалла-хана II, неприятие которого сибирскими татарами и дало один из поводов послать туда Ермака. Бухарцы привезли с собой и кошек, на новой родине ставших ещё крупнее и пушистее, а вот в самой Бухере порода исчезла в Гражданскую войну - её золотой фонд, сто кошек эмира, разбежались из сгоревшего Арка и дожили свой век поодиночке в домах простых бухарцев. Нечто отдалённо похожее, но больное да облезлое мне встретилось в Хиве:

47.


А вот людскую свою породу бухарцы сумели сберечь: за полторы тысячи лет она так и не стала тюркской, лишь согдийцы (чей язык иранской группы был очень отдалённо похож на осетинский) сменились персами, которые с принятием в Персии шиизма стали таджиками. Но не удивлюсь, если в жилах многих бухарцев по сей день течёт ещё согдийская крвоь с тюркской, персидской, арабской примесью. В отличие от Самарканда, стоящего у границы Таджикистана, Бухара была и остаётся "островом" - уже в ближайших кишлаках народ говорит по-узбекски. Власти официально записывают местных таджиков "персоязычными узбеками", сами же себя они не считают ни теми, ни другими. Бухарец - сам себе национальность, общность места тут сильнее общности нации. Дальше, напоследок - фотографии бухарцев и многочисленных гостей древнего города:

48.


Пожалуй, самая точная характеристика бухарских типажей - индоевропейские, тут так вообще похоже, что таджик или перс играет с узбеком в шеш-беш (нарды, если по-нашему):

49.


50.


51.


Возможно, бухарский еврей, их тут осталось несколько сотен, и о них ещё будет отдельный пост:

52.


Возможно (учитывая близость базара) - гости из кишлаков:

53.


Я прицельно выбирал самые колоритные "азиатские" типажи, которых в Бухаре правда больше, чем в любом другом областном центре. Но так-то ничего современного бухарцам не чуждо:

54.


А вот туристы откуда-то с других областей Узбекистана, но уже частью в местных костюмах:

55.


Неповторимая атмосфера Бухары затягивает. Она какая-то очень мягкая, тёплая, даже сладкая, так непохожая на чинный и хитрый Ташкент, грозный Самарканд и сумрачно-мистический Хорезм. В следующих частях погуляем по отдельным районам Бухары, начав с Ляби-хауза.

СРЕДНИЙ ЗАПАД УЗБЕКИСТАНА.
Обзор поездки и оглавление серии.
Бухарская область
Каган. Центр и церковь.
Каган. Окраины.
Бухара. История, люди и ремёсла.
Бухара. Ляби-Хауз.
Бухара. Торговые купола.
Бухара. Пои-Калян.
Бухара. Арк.
Бухара. Парк Саманидов и внешние укрепления.
Бухара. Еврейский квартал.
Бухара. Новый город.
Бухара. Ситораи-Мохи-Хоса.
Окрестности Бухары. Бахауддин и Чор-Бакр.
Бухара вне Бухары. Наследие эмира в России.
Вабкент и Гиждуван.
Навоийская область
Маликрабат и Хазора.
Навои старый и новый.
Нурата.
См. также:
Ташкент и окрестности - см. оглавление.
Хорезм, Самарканд, Южный Узбекистан - в последующих сериях.
Незнакомые слова и не понятные ситуции - см. по ссылкам ниже.

Date: 2015-11-29 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ural1967.livejournal.com
А мне плов в Самарканде понравился больше, чем бухарский...

Date: 2015-11-29 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне пожалуй тоже. Самаркандский в конце концов самый канонический. Бухарский слишком навороченный, хивинский слишком простой.

Date: 2015-11-29 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ural1967.livejournal.com
Тем более, что в Бухаре ели в пафосном ресторане напротив Арка, а в Самарканде - в сайдинговом ангаре "для своих", забитом в обеденное время работягами и полицейскими.

Date: 2015-11-29 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] haritonoff.livejournal.com
Игра с виду обычные нарды.

Date: 2015-11-29 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] Роман Руденко (from livejournal.com)
Богатая история, ничего не скажешь. А глиняные игрушки чем-то напоминают наши филимоновские

Date: 2015-11-29 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне и расшитые золотом халаты царские одеяния напомнили.

Date: 2015-11-29 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egor65g.livejournal.com
Получаю огромное удовольствие от каждого вашего поста, спасибо)
перечницы из каких-то грушевидных плодов-вполне возможно определённый вид тыквы. Сушёная и выделанная-она подвешивается к поясному платку и используется для хранения насвая.
похоже, что таджик или перс играет с узбеком (что за игра - не знаю)-тривиальный "шеш-беш" или нарды.

Date: 2015-11-29 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, сейчас исправлю. А их только для насвая используют?

Date: 2015-11-29 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egor65g.livejournal.com
Я видел их только в таком качестве. Следующий раз, связавшись с мамой, постараюсь выяснить-самому стало интересно)

Date: 2015-11-29 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
Да,здорово. А ценник на тарелочки велик? Или не интересовался? Вообще любопытно Узбекистан сильно дороже Киргизии?

Date: 2015-11-29 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
То, что на фото у Ильи-дешевый и недолговечный ширпотреб, в Риштане за 2-5 долларов возьмете, в зависимости от изделия. От династийных мастеров, настоящие авторские и долговечные-от 50 долларов.

Date: 2015-11-29 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
Спасибо за ответ.

Date: 2015-11-29 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Любимая Бухара...Она действительно завораживает с первого взгляда и уже не отпускает. Вот, кстати, очень интересная статья про нее, почитайте, Илья, я сама узнала много нового и про языки, и культуру, да и про саму сущность бухарцев, это, действительно, отдельная национальность:)) http://muslem.ru/%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B8/
Теперь по порядку)) В лавке специй "грушевидные плоды"-это вид декоративных тыкв, из которых делают такие хранилища для тех же специй, табака или очень красиво расписывает один дедушка на сувениры (не знаю, видели его или нет, он под 2-м куполом сидит). Хозяина этой лавки хорошо знаю-это друг семьи моих бухарских друзей и большая чайхана "Шелковый путь" напротив этой лавки тоже его. Он, вроде как, имеет иранские корни, женщины его семьи работают в этой чайхане, а одна из его "фишек", которую предлагают и в чайхане-это потрясающий имбирно-пряный чай, просто живительная вещь для наших осени и зимы. Стоит недешево: 8 долларов за пакетик, но хватает надолго и у всех, кому бы я его не дарила, вызывает восторг. К нему я уже хожу со своими бухарскими, поэтому, отдает подешевле, но все равно, торговаться, как они, мало у кого из нас получится-это тоже у бухарцев в крови.
Керамика вся-дешевый фабричный риштан, а хорезмскую Вы даже в Хиве не увидите, т.к. единственный продолжатель знаменитой хорезмской фамилии Одилбек Матчанов делает керамические изразцы-они более востребованы рынком, помимо реставрационных работ их применяют для украшения домов и дворов, кто может себе позволить, конечно. Кстати, их всех керамик Узбекистана хорезмская самая хрупкая, т.к. глина тех мест содержит много солей. Фото гиждуванской керамики из музея-это знаменитые на весь мир Нарзуллаевы, тоже династия. А еще в Бухаре есть один достаточно молодой мастер Абдувахид, вот он делает керамику по образу и подобию тех древних образцов. которые выставлены в музеях, с сурами из Корана. Вещи просто космические, что по восприятию. что по цене)) Я Вам накидаю фото, какие у меня есть, посмотрите.
Ткани ни в коем случае не бухарские, по крайней мере, их так называть неправильно. Все они делаются в Долине, в основном, в Маргилане. Хан-атлас (хон-атлас по-узбекски) -это тот же самый икат, только высшего качества. В туристических местах, где снимались эти фото, хороших и не очень дорогих тканей не найти, я хожу со своей подругой за ними на базар и там, в каких-то потаенных лабиринтах, есть пара магазинов с маргиланскими тканями. Ухожу оттуда всегда с многометровыми отрезами, а потом в Москве мне все завидуют, глядя на одежду европейского покроя, но из этих сумасшедших солнечных тканей))
Бухарская ювелирка-это нечто филигранно-кружевное, тоже фото своих украшений позже выложу, с другого компа. Кстати, в Бухаре есть знаменитый Золотой базар: бесконечные ряды различных тетушек всевозможных возрастов и комплекций, а перед ними лежат "сокровища Агры")) Конечно, практически все там из низкопробного золота и камни, в основном, искусственные, но впечатляет. Невестам на свадьбе принято дарить много золота и этот базар-основной поставщик подарков)) Но качественные вещи надо заказывать на дому, у известных мастеров, которые также сдают их на реализацию под 3-й Купол ювелиров. Кстати,там очень много индийских изделий, смешанных в кучу с бухарскими, но кто понимает, сразу отличит. То же самое и платками: судя по рисунку, у Вас тоже изделие индийских мастеров, но утверждать не буду))
Жаль, что не попробовали бухарские сладости, а также еще одну их "фишку"-соленые косточки. Это обжаренные с мелкой солью косточки урюка, наполовину открытые. Если начинаешь есть, то не оторвешься, пока все не съешь, особенно под пиво)) И лучшими во всем Узбекистане считаются именно бухарские-они мелкие и очень вкусные.

Date: 2015-11-29 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Не влез весь коммент-"цензура" не пустила)) Последний абзац из него.
Но не менее всех этих красок-вкусов впечатляют люди Бухары, особенно своими типажами, Вы правильно подметили. Я никогда не забуду двух светло-русых девушек, европеек на вид, но заговоривших в лавке тканей по-таджикски, семью натуральных на вид индусов в паспортном столе, там же-высокого красивого, с почти европейской внешностью молодого человека с пронзительными светло-зелеными глазами. У моих друзей в семье старшая дочь и сын-смуглые и кареглазые, а младшая-белокожая светлоглазая, больше похожая на чеченку. И таких примеров много, я там очень люблю именно за типажами наблюдать. Бухара она такая...Навсегда в моем сердце.

Date: 2015-11-29 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, внёс в пост! Сколько я оказывается не видел. В следующий приезд обязательно постараюсь ещё раз в Бухару приехать. Настоящей бухарской ювелирки я, получается, вообще не видел.

Индийские вещи - в этом есть какая-то преемственность, ведь за индийскими товарами в Бухару хаживали издавна. Главное что не китайская штамповка.

Насчёт типажей: из Кагана когда в город ехал, в маршрутке рядом сидели двое таких удалых деревенских ребят, но вылитые наши, белобрысые, голубоглазые и море по колено. Только говорили по-таджицки.

В целом, конечно слабоват я в этой теме, поэтому и в отдельный пост её выносить не стал.
Но у Нарзуллаевых в Гиждуване был!
Edited Date: 2015-11-29 03:30 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Знаю)) Вы когда только анонсировали узбекскую серию, упоминали, что в Гиждуване заходили в дом гончара, я сразу сказала, что это Нарзуллаевы. Алишер-ака, самый старший и титулованный, глава клана-очень приятный интеллигентный человек, он то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году стал победителем самого престижного мирового конкурса гончаров.
Индийские украшения там та же самая дешевая штамповка, Индия уже давно лидирует по дешевизне ограночного бизнеса и недорогой ювелирки. Есть неплохие вещи, но ушлые бухарские торговцы ставят на них космический ценник, накручивая процентов 200-300))
По каганскому памятнику мои бухарцы обещали узнать, т.к. соседку в Ашхабад увезли оттуда еще ребенком, в 60-е. Если они выяснят, напишу там.

Date: 2015-11-29 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну что сказать... Я видимо сел в лужу. Что хотя бы в посте можно исправить, кроме уже вышесказанного?
Вступление о ремёслах и сувенирах перед фото №15 я заметно переделал, так ближе к истине стало?
Edited Date: 2015-11-29 04:34 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Не переживайте! Я в свой первый приезд тоже вместе с бухарским филигранным браслетом купила у одного продавца индийское колье из низкопробного серебра за безумные для него 300 долларов, умом понимая, что это не бухарская школа. Но не жалею-это плата за урок, да и подходит оно хорошо к некоторым нарядам. Вот колечко Вы уже правильно определили, что это Индия)) Со временем тоже разбираться будете, все ведь не охватишь сразу. Даже расшитые наволочки для подушек там есть индийские, но их я сразу вижу по определенному рисунку, чем вызываю уважение у торговцев))
Да, нормально. Только я бы уточнила насчет шелка. Узбекский он совсем другой по тактильным ощущениям, нежели китайский или индийский. Если шарфик из прозрачного газового шелка, воздушный, да еще окрашеный в технике батик- это точно маргиланский. А вот тот палантин, который у Вас да бесчисленные пашмины шелк-шерсть на развалах-это наверняка будет Индия, на Вашем один из распространенных мотивов-рисунок "пейсли" (индийский огурец). Узбеки так ткань не красят.
Кстати, забыла добавить про глиняные игрушки, фото которых Вы сняли в музее. Это, скорее всего, игрушки знаменитой Хамро Рахимовой из гиждуванского кишлака Уба. Они считаются каноническими, их истоки тянутся к зороастризму и связаны они с праздником Навруз в том числе. Сейчас единственная, кто их делает- ее ученица Кубаро Бабаева или Кубаро-опа, как все ее называют. Она тоже оттуда, очень старенькая уже, но регулярно приезжает в Ташкент на выставки. У меня есть одна, очень интересная, большая и необычная: вроде монстрик-дракон, но очень притягательный, сфотаю для наглядности. Кстати, игрушки из глины всегда лепили только женщины или старики, которым уже тяжело было крутить гончарный круг. И именно на этих игрушках можно увидеть влияние раннего ислама: это когда на некоторых под шеей видны надрезы, что символизирует уже неживое существо, тем самым обходя запрет на изображение живых существ.
Да, а кот на фото шикарен, даже в таком непотребном виде. Порода чувствуется)
Edited Date: 2015-11-29 06:17 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про игрушки сейчас внес этот абзац в пост целиком.
Кстати, к одному из следующих постов вопрос - вы знаете музыканта и торговца музыкальными инструментами в куполе Заргарон, который у Пои-Каляна? Я напрочь забыл, как его зовут, а про него может быть и больше рассказать можно.

Date: 2015-11-29 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Нет, к сожалению, не знаю, музыкальные инструменты не моя тема. Илья, не пойму, как вставлять здесь фото, я их в личку Вам кину.

Date: 2015-11-29 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] vovak57.livejournal.com
Одно уточнение. Солёные косточки не урюка, а миндаля.

Date: 2015-11-29 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Вы думаете, я миндаль от урюка не отличаю?)) Косточки потому, что и продают их именно не ядрами, а целыми: обжаренными, солеными, в слегка приоткрытой скорлупе, которую руками бывает достаточно сложно снять.
Edited Date: 2015-11-29 10:47 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] shykar.livejournal.com

Очень интересно, спасибо.
Были в Бухаре тоже два дня, даже полтора. Это мало.
Ваш рассказ очень подробный, поэтому узнала много нового.

Date: 2015-11-29 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На Хиву полутора дней вполне хватило, а на Самарканд я 4 дня закладывал и тоже, и думаю, на Бухару надо было столько же. В общем, видимо ещё туда приеду.

Date: 2015-11-29 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] shykar.livejournal.com
Мы в Самарканде тоже полтора дня были, что совершенно не достаточно.

Date: 2015-11-29 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kofeman.livejournal.com
А меня интересует, "скатывается" ли Средняя Азия, и Бухара - в частности, в Средневековье?

Date: 2015-11-29 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У меня об этом есть отдельные посты, ссылки на них в конце этого поста (картинками).

Date: 2015-11-29 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kofeman.livejournal.com
Спасибо! Прошу прощения за невнимательность.

Date: 2015-11-29 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Традиционный "хэштег чорнаязависть"...
Реально завидую тебя: мало побывать в тех краях, вот увидеть как ты...Это талант и невероятно здорово, что ты делишься им.
Просмотрел пока только картинки, глубоко в текст не всматривался, буду растягивать удовольствие. Особенно понравились двери - живое средневековье, будто порталы во времени.
Спасибо - и жду продолжения.

Date: 2015-11-29 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот кстати мне Старая Бухара чем-то неуловимо напоминает Старый Таллин. Вернее, не вся, а только на туристических улицах и площадях.
Про двери - точно подмечено! Я это ещё вверну в пост о Еврейском квартале (она там самый хорошо сохранившийся из непарадных).

А с текстом правильно повременил - я в него вот сейчас пару важных дополнений внёс.
Edited Date: 2015-11-29 10:19 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 09:39 pm (UTC)

Date: 2015-11-29 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] drunkdick.livejournal.com
Бухару ждал, ибо в Узбекистане этот город понравился более всего.
Где-то на окраинах в кафе кушал тухум-барак (грубо говоря пельмени с яйцом), работники утверждали что бухарское блюдо, интернет говорит что хорезмское, а знающие люди говорят что ныне наиболее распространены как раз в Хиве и Бухаре.
Поддерживаю Ольгу Арнаутову, в том что соленые косточки это кайф!

Date: 2015-11-29 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Тухум-бёрёки я вкушал как раз-таки в Хиве, и там мне тоже говорили, что это хорезмское блюдо. Впрочем, я и про халису слышал, что в Самарканде она тоже есть. Ну в конце концов сейчас от города до города не месяц пути караваном по пустыне, отстреливаясь от разбойников, взаимопроникновение усилилось.

Date: 2015-11-29 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Оно и в Хорезме, и в Бухаре своим считается, а также является традиционным во время "келин-салом", т.е. дословно "приветствия невесты"-это когда через неделю после основного дня свадьбы где-нибудь в ресторане, на которой сидят и мужчины и женщины вместе, сторона невесты собирает гостей у себя и там уже разделение на мужскую и женскую половины, хотя танцевать выходят в общий круг. И также во время танцев, как и на Кавказе, женщину осыпают деньгами или дают в руки. Лично получала))

Date: 2015-11-30 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] yu-mon.livejournal.com
Интересно, красиво и информативно, - как и всегда у Вас! Спасибо.)

Date: 2015-11-30 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Спасибо! Мне кажется кошка не больная, а боевая. Один взгляд чего стоит. Наверное, в яростном бою ей кто-то выдрал кусок шкурки. В Исламе хорошее отношение к кошкам, так как существует предание о почитании кошек пророком Мухаммедом и кошка единственное животное, которому позволено заходить в мечеть.

Date: 2015-11-30 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
На Кипре тоже почитают кошек. В прошлом году, когда мы ездили на экскурсию в монастырь Киккос в горах, гид пояснил нам причину. Первые путешественники не смогли высадиться на остров, так как он кишел ядовитыми змеями. Тогда они собрали тысячу кошек, приучили их к змеиному мясу и выпустили на остров. Через некоторое время остров стал доступным. Улыбнувшись, он добавил, что сейчас кипрские кошки змей не едят.

Date: 2015-11-30 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] olga arnautova (from livejournal.com)
Мне тоже так показалось, что это боец☺ Но в Узбекистане, по сравнению с другой мусульманской страной- Турцией, отношение к кошкам да и бездомным собакам оставляет желать лучшего.

Date: 2015-12-19 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
Интересно, что и в Православии, если собака забредает в церковь, ее надо переосвящать. (А вот после кошки не надо.)

Date: 2015-11-30 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] maximus101.livejournal.com
Фрески Красного зала из Варахши в Эрмитаже пребывают.

Date: 2015-11-30 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это отлично! Надо будет зайти, как буду в Питере.

Date: 2015-12-01 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] czerjoszyn.livejournal.com
Вот ведь как история закручена: одна и та же личность для одной нации может быть героем, а для другой — преступником. Чингисхан для Монголии — это национальный герой. много сделавший для становления монгольской государственности. Но для узбека. таджика, перса, афганца Чингисхан — однозначно военный преступник, уничтоживший Азиатское Возрождение (которое уже было готово вот-вот слиться с европейским). Зато в Центральной Азии с большим уважением относятся к Александру Македонскому: он хоть и тоже завоеватель, однако завоеватель просвещённый, приобщивший Ближний и Средний Восток к эллинистической цивилизации.

Кстати, раскрытая книга на одном из снимков, напечатанная персидским каллиграфическим шрифтом Несталлик, была не набрана в типографии, а сперва написана от руки, а затем размножена литографическим способом. Если печатный арабский шрифт Насх поддаётся типографскому набору, то текст шрифтом Несталлик набрать практически невозможно. По этой причине в Пакистане книги писались от руки, а затем размножались литографическим способом вплоть до возникновения компьютерного книгоиздания. Кстати, где-то в Индии до сих пор издаётся газета шрифтом Несталлик, текст которой полностью пишется от руки.

Date: 2015-12-01 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Чингисхан, на мой взгляд, однозначно злодей. Другое дело, что сам масштаб его злодеяний столь грандиозен, что этим сложно не восхищаться - "гений разрушения", "потрясатель Вселенной" и т.д. Хотя всё равно худшее в монгольских войнах - разрушение Багдада и вообще Мессапотамии - на совести чингизида Хулагу.

Знаком с этим эффектом. Первый раз с этим столкнулся, когда с одним белорусом-змгаром обсуждал Суворова. Там он известен как кровожадный подавитель польско-литовского восстания, у нас же он известен в первую очередь блестящими с точки зрения военного искусства взятием Измаила и Альпийским походом, а польско-литовские событие - абсолютно в его биографии "проходные". Ещё интересный момент - как отличается восприятие того, как в той или иной стране воспринимают исторических личностей. Вот на Западе, как я понимаю, многие думают, что вся Россия вплоть до официоза боготворит Сталина, хотя на самом деле однозначного отношения в обществе к нему как не было никогда, так и сейчас нет, на бытовом уровне есть весь спектр мнений от "отца нации" до "людоеда", распределяющийся примерно равномерно.
Но возвращаясь к среднеазиатской теме - к Тамерлану русская историография явно несправедлива. У нас помнят, что он сжёг Рязань и Коломну и чуть не разрушил Москву, но каким-то чудом в последний момент ушёл. Но не помнят, что он разрушил Золотую Орду, став решающей предпосылкой освобождения Московской Руси от Ига.

Про шрифты - спасибо, очень интересное дополнение. Сейчас внесу в пост.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 12:26 am
Powered by Dreamwidth Studios