Узбекистан. Люди и реалии.
Oct. 25th, 2015 09:32 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Выезжая из Узбекистана в Казахстан, я не мог отделаться от ощущения, что я уже в России. Жизнь там совсем другая по своей сути, и порой кажется, что состоит она из одних только нюансов, громоздящихся друг на друге. Нюансы эти я разбирал в глоссариях теоретическом (история, культура, народы) и практическом (с чем иметь дело туристу), рассказывал о жизни в махаллях и об исправно развивающихся Узбекистанских железных дорогах. Так что традиционный для каждой посещённой страны пост о реалиях - не целостный обзор, а скорее то, что не попало в прошлые части по ссылкам.
! Дисклеймер !
Автор не претендует на роль рассказчика ПРАВДЫ(тм): в Узбекистане я был как турист, провёл около месяца, и хотя говорил с сотнями людей, не имел как таковой "встречающей стороны", у кого можно было бы расспросить о жизни глубоко и откровенно. Если где-то увидите БРЕД(тм) - это не со зла, а по ошибке. Замечания и исправления приветствуются и будут вноситься, но только если без хамства, ёрничания и снобизма.
...Гражданская война здесь началась на год раньше, чем в России, с Великого Туркестанского восстания - поводом стали попытки мобилизовать местных на фронты Первой Мировой, следом ненависть перекинулась на заполонивших оазисы русских переселенцев, и наконец - на чиновников, солдат и казаков. Из всего этого выросли басмачи: так в Средней Азии называли любых разбойников, но это были ни кто иные, как моджахеды, объявившие джихад белым неверным и красным безбожникам. В 1918 году они убили последнего хана Хивы, место которого занял их лидер - туркмен Джунаид. Бухарский эмир от басмачей всячески открещивался и поначалу красные преподчитали его не трогать, имея врагов поважнее, в том числе - основанную казахами Туркестанскую автономию со столицей в Коканде и русскую Крестьянскую армию Ферганы, в 1919 году перешедшую на сторону "белых" с командиром со звучной фамилией Монстров. Лишь в 1920 году Красная армия покорила древние города при поддержке немногочисленных местных коммунистов и более влиятельных младобухарцев и младохивинцев. Свергнутый эмир до 1945 года прожил в Афганистане, Джунаид басмачил в степях до 1938 года, а на месте монархий возникли Хорезмская и Бухарская Народные Советские республики. Затянувшемуся средневековью Туркестана приходил конец.
Флаги и гербы БНСР
1а. пожары в Бухаре во время штурма.
Советская власть сделала тут очень много - от ликбеза до раскрепощения женщин. Вот лишь один пример: испокон веков бичом Туркестана была ришта - глист, попадающий в тело с дафниями и поселяющийся в подкожной клетчатке, откуда его извлекали делая надрез и медленно-медленно (чтоб не порвался) выкручивая палочкой; советская власть осушила веками не спускавшиеся хаузы, от чего погибла целая популяция дафний, унеся ришту в небытие. Но менялась и сама структура региона, переходившего от феодальных монархий к национальным государствам. В Европе этот процесс длился веками, здесь же его пытались сделать быстро и из кабинетов. Усложняла задачу система племён, не совпадавшей с системой народов (то есть одно и то же племя могло включать и узбеков, и казахов, и даже каких-нибудь монголов за тридевять земель) - узбеки состояли из 92 кочевых родов и населявших оазисы сартов, которые могли быть ещё и таджиками. Добавляло интриги соседство кочевых и оседлых народов - например, узбекская Хива была "островом" в кочевьях туркмен и каракалпаков. Первоначальная карта Советской Средней Азии не имела с нынешней почти ничего общего, и лишь в 1924 году начала приобретать современные формы. Границы стран нынешней Средней Азии пугающе сложны и извилисты, с обилием анклавов и полуанклавов, как официальных (таких несколько в Ферганской долине), так и фактических - например, таджикские Бухара и Самарканд в окружении узбекских кишлаков или узбекские Узген и Сайрам в Киргизии и Казахстане.
2а.
В послевоенные десятилетия УзССР стабильно была 3-й по населению республикой Союза, а крупнейшим городом всей его азиатской части оставался Ташкент (2,1 миллиона жителей в 1989 году). Главной специализацией Узбекистана оставался хлопок (хотя было тут всё от самолётов до урановой руды), а спецификой - мудрёнейшая азиатская коррупция, прекрасно встроившаяся в советскую систему управления.
2.
После распада Союза, как мне сказали про Узбекистан в соседнем Казахстане, "там очень быстро навели порядок". Это, пожалуй, правда было впечатляюще: когда в Москве штурмовали Белый дом, под Андижаном запускали новый автозавод корейской компании "Дэу" на 250 тысяч машин в год; когда в России шла Вторая Чеченская война, здесь заканчивали 700-километровую железную дорогу через Кызылкумы. Но автозавод так и никогда и не достиг проектной мощности, а с "нулевых" годов Узбекистан вновь начал отставать, регулярно попадая в списки самых несвободных и коррумпированных стран. И то, и другое было следствием, пожалуй что, одной причины: не раз доводилось слышать, что Узбекистан - самая малоизменившаяся страна бывшего СССР.
3.
В прошлых частях я уже писал о потрясающем разнообразии узбекистанцев - одни типажи легко представить на улицах мегаполисов, другие словно пришли из Средневековья.
4.
5.
Нынешний Узбекистан состоит из 12 областей ("велаятов", делятся на районы-"тумани"), республики Каракалпакстан (что-то вроде Крыма при Украине) и "города центрального подчинения" Ташкента. Размеры их варьируются от 4,2 тысяч кв. км. (Андижанская область) до 165 тысяч (Каракалпакия), в сотни раз отличается и плотность населения - область может занимать один оазис, а может - огромное пространство пустынь. В стране 119 городов (51% населения), крупнейшие - Ташкент (2,3 млн.), Самарканд (509 тыс.), Наманган (475 тыс.), Андижан (403 тыс.), крупнее 200 тысяч ещё Нукус, Бухара, Фергана, Карши, Коканд и Маргилан. А вот ПГТ ("шахарча") - больше тысячи, и 4/5 из них получили этот статус единовременно в 2009 году. Администрация города или области - хокимият, и областные хокимияты обычно располагаются в таких вот небоскрёбиках, довлея над махаллями:
6.
У длинной страны с тонкими "отростками" есть ярко выраженное "тело" - бывшая Согдиана, куда ныне входят Ташкентская, Сырдарьинская (Гулистан), Джизакская и Самаркандская области, а с натяжкой и "средний запад" - Навоийская, Бухарская и Кашкадарьинская (Карши). Это Узбекистан по умолчанию, край зелёных кишлаков и крупных городов с какой-никакой индустрией.
Важнейший "отросток" - Ферганская долина, в которой был пока только с киргизской её стороны. Мне кажется, она заслуживает отдельного путешествия, ну а многие мне говорили, что настоящий Узбекистан остался только там. Маленькая и чрезвычайно плодородная, Долина включает менее 5% площади Узбекистана и почти треть его населения (9 миллионов человек из 30). Вид ферганской земли с территории Киргизии:
7.
На западе лежат Кызылкумы - Красные пески, вторая по величине из среднеазиатских пустынь. Здесь места безлюдные, а крупнейшие города - построенные для добычи руд Учкудук и Зерафшан. За пустыней же - Хорезм, включающий в нынешнем Узбекистане огромную Каракалпакия на правом берегу Амударьи и крошечную Хорезмскую область с Хивой и Ургенчем на левом. Древнее название в ходу, и даже пункт пропуска в ургенчском аэропорту называется "Хорезм". Местами своим безлюдием и неухоженными городами да отношением с "большой землёй" Хорезм похож на Крайний Север, только вместо морозов - безводье и солёная пыль Арала.
8.
Но самая глухая из периферий - Сурхандарьинская область, которая делит с юго-западом Таджикистана Гиссарскую долину, от центральных область отделённую горами Памиро-Алая, а от Афганистана - лишь Амударьёй. Тут гораздо жарче, во многих кишлаках живут таджики, а вид самих кишлаков и их обитателей порой совсем средневеков; нигде, кроме больших городов, не ловит мобильная связь и все ездят на газу - если в Хорезме бензин вдвое дороже, чем в центре, в Сурхандарье его попросту нет.
9.
И в каждой области - свой клан, с 1920-30-х годов ведущий большие игры в Ташкенте и держащий какую-то часть жизни страны. Самым влиятельным последние полвека слывёт джизакско-самаркандский, из которого были и советский руководитель Шараф Рашидов, и Ислам Каримов - нынешний президент, старейший в бывшего СССР (77 лет) и второй (на 1 день уступая Назарбаеву) по времени у власти. Особняком стоит Авлод - общность таджиков и персов, испокон веков и несмотря на все размежевания по-прежнему исключительно влиятельных в местной элите. Большинство "шишек" Авлода по паспорту те же узбеки, но своего происхождения не забывают, и в общем узбекистанская политика - продукт отношений Авлода с узбекскими кланами.
10.
А вот с Таджикистаном, равно как и с большинством соседних стран, отношения Узбекистана очень сложные. С киргизами - давняя вражда на их территории, где до сих пор можно видеть сгоревшие дома, оставшиеся с погромов 2010 года, в Оше дважды возникала резня с сотнями, а то и тысячами погибших... при этом узбеки в Киргизии всё равно живут, а вот киргизов в Узбекистане почти нет. С казахами у узбеков давний спор за господство в регионе, даже в быту друг о друге они отзываются не очень-то лестно: "казахи уж очень обманывать любят" - говорил мне в Ташкенте узбек, "мы люди гордые, а у узбеков вся жизнь - подхалимство" - говорил мне в Ташкенте казах. А вот с Таджикистаном и Туркменией причины для вражды географические - это Амударья:
11.
Река размером с Северную Двину, текущая сквозь безводные пустыни была стержнем Средней Азии всю её историю. На поверхностный взгляд гостя, в Узбекистане никак не ощущается дефицита воды... но он есть: Амударья питает бесчисленные ирригационные каналы, сеть которых порядком разрослась при Советах, создав новые оазисы. Заплатить, правда, пришлось страшную цену - пересохшее Аральское море:
12.
Истоки Амударьи - Вахш и Пяндж на Памире - обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом. Таджикистан с помощью России строит на них крупные ГЭС, что грозит Узбекистану и Туркмении засухой. Туркмены же всё грозятся повернуть Амударью в озеро Сарыкамыш, оставив без воды большую часть Каракалпакии.
13.
Наверное, как-то это можно было бы решить дипломатически, но тут вполне может быть "двойное дно" клановых интриг. С глазу на глаз же узбеки не раз говорили мне одну и ту же фразу: "Наш президент - баран, ни с кем договориться не может!". При этом у Узбекистана самая многочисленная в регионе, хорошо обученная и отмотивированная армия, и я не раз слышал, что в Средней Азии давно могла бы случиться война с предсказуемым, но от того не менее кровавым исходом, если бы Киргизию и Таджикистан не поддерживала Россия. По этой же причине Узбекистан - самая недружественная к России страна лояльной в целом Средней Азии. Но от России узбекам никуда не деться, и думаю, причина этого ясна.
14.
Гастрбайтеры - первое, с чем ассоциируется Средней Азии у россиян, и хочу сказать, с обратной стороны всё это видится ещё масштабнее! Мужчин, ни разу не работавших в России я встречал за месяц в Узбекистане буквально несколько раз (в основном невыездных военных), да и женщин на заработках бывало немало. Не вполне очевидно, что в основном узбеки едут на заводы и фермы, и куда реже мне попадались более заметные в России строители, шофёры и торговцы. Большая часть гастрбайтеров уезжает на лето, и масштаб их исхода столь массов, что весной в Узбекистане курсы валют обычно выгоднее, чем осенью (но не в этом году - по той же причине сум падает вслед за рублём). Очередь на выезд в Казахстан:
15.
Я спрашивал узбеков и о том, как к ним в России относятся. В большнстве своём не жаловались, и даже о пресловутых ментах говорили, что да, проверяют часто, но деньги вымогают только если что-нибудь не так (да и свои менты узбекистанцев что ли не унижают?). Об отношении простых россиян спрашивать постеснялся, да и тут наверняка ответили бы, что всё хорошо - не в восточных традициях резать правду-матку гостью! Помимо России узбеки ездят в Казахстан (он ближе во всех смыслах, но произвола там больше), Турцию (ближе по языку и больше платят, но чаще обманывают и завербовать могут куда не надо; вот зарисовка об узбеках в Турции от

А на фото узбек (или скорее каракалпак) в моём доме. Меняет трубы по "собянинской" программе капремонта:
16.
Ещё в Узбекистане очень заметно, что в России поменяли миграционное законодательство, из-за которого многих гастрбайтерлв, прошлых законов не нарушавших, депортировали, и я говорил с такими, для кого это стало личной катастрофой. Многие узбеки завидуют теперь киргизам и таджикам, что тех взяли в Таможенный союз (хотя Таджикистан туда на самом деле даже и не взяли), в случившемся винят своего президента, а с Россией связывают своё будущее и явно хотели бы видеть Узбекистан ближе к нам. Не редкость вот такие объявления:
16а.
Другим ударом стало падение рубля, за которым последовало ещё более глубокое падение сума - иначе рублёвые заработки с долларовыми переводами стали бы невыгодными. Но при всей массовости гастрбайтерства, 30 миллионов человек живут не только им. Работа в Узбекистане есть (в отличие от той же Киргизии), но очень маленькие зарплаты (даже в Ташкенте норма - 3-7 тысяч в месяц на рубли), и поэтому в каждой семье кто-то должен "бегать" (как они это называют), как правило поочерёдно.
17.
Узбеки вообще народ рукастый, по-азиатски трудолюбивый. Нигде я не видел такого количество всякого рода кустарных производств - будь то древние ремёсла, всякие мастерские типа лесопилок или камнетёсок...
18.
И даже соляные шахты в горах Гиссара:
19.
На окраинах городов есть стихийные "биржи труда", где народ (из кишлаков?) стоит в ожидании заказчика какой-нибудь работёнки на день - этакое "внутреннее гастрбайтерство":
20.
Есть и тут крупное сельское хозяйство, и живая индустрия (Навои, где перерабатывают руды со всех Кызылкумов, города-заводы вокруг Ташкента, Андижан).
21.
На типично азиатские трудолюбие и неприхотливость узбекских рабочих, путь "Азиатского тигра", и надеялись здесь в 1990-х. И даже создали целую отрасль, которой не было в УзССР - автомобилестроение, и хотя оно здесь уступает в 100 раз Китаю и в 6 раз России (247 тысяч машин в 2014 году), всё же на узбекской "Нексии" даже я совершал одно из своих путешествий, а помимо бывшего СССР эти дешёвые машинки заполонили, говорят, ещё и Пакистан. Легковушки (под брендом уже не "Дэу", а "Шевроле" - ими обеими владеет "Дженерал-Моторс") делают в Асаке под Андижаном (1993) и на Хорезмском автозаводе (2014) в городке Питнак. Ещё есть Самаркандский автозавод (1996), клепающй грузовики и автобусы "Исузу" и "Форд", причём ныне он в Самарканде уже не единственный - в 2009 году на другом конце города появился завод грузовиков "МАН", планируется наладить производство "Лендроверов". Самаркандский автобус на улице родного города:
22.
Но в итоге Узбекистан стал "тигром в клетке". Может, его подвела коррупция и клановость; может, гастрбайтерство - узбек не будет работать за вьетнамскую зарплату на родине, предпочтя податься в Россию; может, география - в отличие от "тигов" Узбекистан - самая континентальная страна мира: к морю не имеет выхода даже никто из его соседей! Логистику по местному обычаю подкрепили бюрократией - на ввоз многих товаров большие пошлины и куча волокиты начиная с обязанности декларировать фотоаппарат на таможне. Это хорошо видно рафинированно однообразному автопарку - сплошь белый цвет да изделия бывшей "Дэу":
23.
На дорогах попадается всякая удивительная советская архаика:
24.
А полях частенько можно видеть такие вот странные трёхколёсные трактора:
25.
И даже на многочисленных стройках работают старые советские краны, коих я в России не видел с детства:
26.
А строят в Узбекистане несмотря на всё перечисленное много, и с прямо-таки китайским размахом, за несколько лет обновляя центры городов - такую глобальную реконструкцию явно уже прошли Самарканд и Бухара, в процессе Ургенч (на фото ниже) и Термез (на фото выше) и готовятся Хива с Шахрисабзом.
27.
"Каримовский стиль" с непременными орнаментами очень узнаваем, и если его образчики в Ташкенте (где он начинался) откровенно безвкусны, то вид совсем новых зданий довольно приятен. А кое-где и явный отход от канонов - вот например Ургуту попытались сделать "уездный" центр:
28.
Типичная "каримовка" в Ургенче - керамопанели, деревянные колонны и бело-голубые орнаменты. "Дехкон-базар" - очень характерное название, в переводе Крестьянский (или Колхозный) рынок:
29.
Великая стройка в Шахрисабзе. Как я понимаю, это "хашар" - пришедший из махаллей опыт коллективных работ за общее благо, по нашему говоря субботник. В восторге ли от такой практики сами жители и платят ли им хоть сколько-нибудь - не знаю, а например встреченные туристы рассказывали, что во время их посещения Шахрисабза пол-субботника составляли врачи местной поликлиники в белых халатах. Но масштаб работ, ведущихся одновременно на площади в 3 километра на полкилометра, впечатляет.
30.
Ещё по всей стране попадаются вот такие вот кварталы в кишлаках и на окраинах городов. Вроде бы это социальное жильё, и всех деталей я уже не помню, но местные стабильно ругают и сами эти домики, и условия их получения.
31.
Всякие социальные объекты тут очень активно если не строят, то капитально реновируют, и в каком-нибудь богом забытом кишлаке быстро перестаёт удивлять зрелище новенькой школы, поликлиники или дома культуры. Особенно активно государство поддерживает среднее профессиональное образование, во многих городках и кишлаках самое роскошное здание - колледж, и колледжи эти неизменно полны молодёжью. Это вот, например, в маленьком городке Элик-Кала на краю Кызылкумов:
32.
Из плакатов напрашивается следующая момент - идеология, её визуальная часть.
В Узбекистане бросается в глаза полное отсутствие советских памятников - так тотально их не зачищали, кажется, даже в Прибалтике. Искоренили тут не только Ильичей,не только всяческие революционные монументы (в том числе эпохи авангарда!), и даже не только большинство памятников Великой Отечественной (хотя эти ещё попадаются иногда вдоль дорог как привидения)...
33.
...но и многие памятники деятелям узбекской культуры - например, памятник Джами и Навои в Самарканде. Такое ощущение, что соображения тут не столько идеологическое, сколько эстетические. Вместо многих снесённых мемориалов Победы уже построены новые, только вместо Солдата-Освободителя в центре Скорбящая Мать, чьи сыновья не вернулись с далёкого фронта. Рядом обычно резной айван с книгами памяти по кишлакам и районам (а в махаллях День победы по-прежнему очень чтим, особенно аксакалы-ветераны):
34.
А например "афганские" памятники, несмотря на ключевую среди 15 республик роль Узбекистана в той войне, я не видел ни разу. Что же касается памятников отдельным личностям от Улугбека до Шарафа Рашидова, то кажется, у властей подход "одного достаточно" - допустим, в Самарканде памятник Навои исчез, а в Ташкенте стоит как стоял. Но все они как-то очень скромны - вот например неопознанный памятник в Ургуте:
35.
Главное исключение - конечно же Амир Тимур (более привычным нам Тамерланом его тут никогда не называют). Ему я видел минимум три памятника: конный - в Ташкенте, тронный - в Самарканде и стоящий - в Шахрисбазе. Не припомню, есть ли кроме этого хоть один конный памятник в стране. Не имея возможности вывести преемственность от любого из Трёх Узбекских ханств, нынешний Узбекистан считает себя преемником империи Тимуридов, с которой был связан пик могущества среднеазиатских тюрок.
36.
Самый же частый памятник и вовсе мифическая птица Хумо, восточный феникс, самое доброе существо на Земле, чья тень, упав на человека, дарует ему счастье и благоденствие. Местные идеологи назначили Хумо ни больше ни меньше "птицей-государством" и отдали ей герб УзССР (обратите внимание - на последнем не серп, а урак). А слово "ватан" в переводе - "родина":
37.
Тотемы Птицы-государства особенно впечатляют на фоне вопросов религии. До поездки я представлял узбеков народом набожным и куда более ортодоксальным, чем казахи или киргизы с их обилием языческих пережитков. Но оказалось, что господствует здесь всё тот же "тюркский народный ислам" с культом святых мест и мазаров да специфический местный суфизм. Здесь есть очень верующие, обычно пожилые люди, совершающие намаз 5 раз в день и делавшие хадж в Мекку, но ни разу не встречал знакомых мне по Казахстану и Киргизии молодых и от того горячих новообращённых. Как мне показалось, "материковые" узбеки по сравнению с узбеками соседних стран даже более с(о?)ветские, и не последняя тому причина - политика государства, понимающего, что главный враг - не русские, американцы или таджики, а радикальные исламисты.
38.
Здесь запрещено ношение хиджабов, и я видел, как на въезде из Казахстана женщины снимают их с лица и повязывают на волосы платком и как двух забывших это сделать девиц проверяли полицейские в подземном переходе у остановки маршруток к границе в Ташкенте. С древних минаретов не услышать азан - храмам запрещено подавать звуковые сигналы (скорее всего, с благовидным предлогом типа "охраны покоя трудящихся"), и даже в ташкентском костёле ксендз несколько лет добивался разрешения повесить колокол. Новых мечетей, столь характерных для Казахстана (где они малочисленны и огромны) и Киргизии (где их тысячи маленьких), в Узбекистане я видел буквально единицы, и даже в Ташкенте Центральная мечеть (на фото выше) построена лишь в 2013 году. А в старых городах многие закрытые при Советах мечети до сих пор не возвращены прихожанам, оставаясь музеями. Правильна ли эта политика - покажет время. Вот местный сюжет - восточные танцы в медресе:
39.
Основные названия улиц - Тимура, Навои, Улугбека, Независимости (Мустакиллик), Дружбы Народов (Халклар-Дустлиги), Биюк Ипак Йули (Великий Шёлковый путь) - в общем, довольно нейтральны. В отличие от Казахстана или той же Украины, узбекский пейзаж не выглядит слишком наидеологизированным. Не видно и особого культа личности Каримова (скажем так, Назарбаев в пейзаже Казахстана куда заметнее). В основном просто тут и там попадаются какие-то лозунги, и кажется, тут все мировые идеи - исламизм, коммунизм, вестернизм - считаются одинаково вредными.
40.
...Но это не значит, конечно, что Узбекистан - свободная страна. Не буду пускаться в рассуждения о правах человека (видел данные, что политзаключённых тут существенно больше, чем во всех остальных постсоветских странах, вместе взятых), но впечатляют даже просто законы... Здесь уголовная за "бачабазство" (гомосексуализм), в паспортах указана национальность (и "точик" - конечно, не "озбек"), действует система выездных виз ("стикер разрешителной записи" в паспорте, дающий право свободно выезжать из страны на два года, выдаётся в ОВИРе), для девушек ещё и разрешение от комитета махалли (а для замужних женщин - от мужа), и для всех по возвращении анализы на всякие инфекции. Регистарция, которую так не любят туристы, касается и самих узбеков, причём даже в большей степени: в Ташкенте им прописаться сложнее, чем в Москве, а граждан из провинции милиция трясёт как у нас в 2000-х. Я слышал местные выпуски новостей, напоминающие выдержки из советских газет про растущие урожаи, посещение мероприятий уважаемым президентом и открытие мемориальной доски ветерану в Нукусе. Но больше всего меня впечатлил простой диалог с уличным продавцом:
-Скажите, а почему там улица перекрыта? Празднуют что-то?
-Ооооо... - продавец заулыбался, - разве вы не знаете, чем славится Узбекистан?
-Ну, много чем...
-По какому показателю мы в бывшем Союзе первые?
-Ну... - варианты напрашивались самые разные.
-Как же вы не знаете? Узбекистан на первом месте по числу счастливых людей! У нас нету бедных, нету бездомных...
Тут и Лиды не выдержали нервы и она перебила продавца возмущённым "Да конечно!", после чего он поджал губы и явно потерял желание с нами общаться. И в общем похожие диалоги - рассуждения о том, что "наша замечательная жизнь стала ещё лучше" в ответ на какой-нибудь невинный вопрос (например, о происхождении кранов с фото №26), - случались ещё не раз.
Но большую часть времени нет никакого ощущения, что находишься в тоталитарной стране, тут нет. Солнечные улицы, дружелюбные люди с открытыми лицами, резвящаяся детвора, переполненные кафе... Жизнь идёт своим чередом.
41.
Что же до хвалёной узбекской коррупции, то я о ней, конечно, знаю только по наслышке. Но судя по тому, что слышал - она там действительная страшная. Вот такую, например, историю мне рассказывал один выходец оттуда про свою сестру: молодая и энергичная, она преуспел настолько, что была приглашена работать в Испанию, где и сама не бедствовала, и денег вдосталь посылала родным. В какой-то момент ей понадобилось вернуться на родину по каким-то бюрократическим делам (возможно, продлить выездной стикер), где местные чинуши весьма прозрачно намекнули ей, что неплохо бы заработанным поделиться. От здешних порядков она, видимо, отвыкла, и ей играюче сломали карьеру: чинуши мало того что "потеряли" паспорт и восстанавливали достаточно долго, чтобы испанская фирма её уволила, так ещё и новый сделали с "ошибкой", приписав ей 10 лет возраста. Эта история, впрочем, мне была рассказана уже за пределами Узбекистана, а внутри страны мне лишь порой раз с глазу на глаз говорили, что "у нас тут беспредел на самом деле", сути особо не раскрывая.
42.
А вообще, по-моим впечатлениям, простые узбеки за порядок в стране горой. И если спросить узбекского мусульманина об отношениях религии и государства, он скорее всего пустится в пространные рассуждения о том, что самое главное - мир и порядок. Весной меня ещё постоянно с подозрением спрашивали, не с Украины ли я, не принёс ли им сюда смуту какую. Птица Хумо - это та же Святая Стабильность, но только в квадрате, если не в кубе.
43.
И тем странее в этом совершенно чуждом мире махаллей и дувалов, неписанных правил для жизни, работы и карьеры, видеть осколки Русского мира. В противоположность до сих пор не открытым мечетям, многие православные церкви Узбекистана построены ещё в СССР, что конечно бывает и в других местах, но нигде - в такой концентрации.
44.
Русских в Узбекистане никогда не было много: 15% в 1959-м году (и это был пик, может быть не считая Большой Эвакуации в войну), 9% в 1989-м, 1,5% - сейчас, меньше чем таджиков (4,5%) и даже казахов (2,5%). Более того, община тает буквально на глазах - ещё в 2005 тут жило порядка 850 тысяч русских, сейчас - около 580 тысяч. Да и из тех 4/5 в Ташкенте, по-прежнему составляя в нём немалые 20% населения. Ещё русские заметны в Самарканде и далёком Термезе, а на большей части страны - как инопланетяне, в основном это доживающие век старики, и даже в церквях основные прихожане корейцы. Типажи в общем те же, что и в Казахстане - рослые, статные, в основном белые и голубоглазые, с литературным "городским" языком, но только если "казахстанцы" мне запомнились жёсткими и резковатыми, то "узбекистанцы" - наоборот, мягкими, тихими и вежливыми. Но - то же самое расщипление мира: те, кто уехал, расскажут такого, что волосы дыбом встанут (вплоть до "резали нас по ночам"), а те, кто остался - скажут, что всё хорошо: "с узбекам мы один плов едим, одну водку пьём". Хотя и среди эмигрантов немало таких, которые вспоминают "жизнь в махаллях" с теплотой - мол, там люди человечнее и отзывчивее.
Скорее всего, дело просто в том, что жизнь здесь слишком другая, и восприятие зависит от того, насколько она человеку близка.
45.
У меня сложилось впечатление, что в Ташкенте и Самарканде есть крепкая русскоязычная культурная среда со своими писателями, музыкантами, путешественниками (сделавшими, кстати, отличный сайт про Узбекистан) и просто неформального вида ребятами... но только среда полностью откололась от российской и зажила своей жизнью. В конце концов слишком по-разному русские "здесь" и "там" прожили последнюю четверть века - им будет сложно друг друга понять.
Включает эта среда, конечно, и русскоязычных узбеков. Тут процитирую комментарий

Последнее тоже важно: в местной клановости и безработице дискриминации не избежать: узбек скорее даст зелёный свет узбеку, особенно если это брат-сват-зять-однокашник-сослуживец.
46.
В Ташкенте, меж тем, есть Музей памяти жертв политических репрессий, куда я сходить не успел, но рекомендовали мне его как классический Музей оккупации как в странах Западного пояса. Простые люди, как мне показалось, на это не ведутся: отношение к общему прошлому мне попадалось неизменно тёплое - сытая жизнь в СССР, ощущение общей родины, "вы вытащили нас из средневековья", "как русские ушли - так начался бардак" и даже "я верю, что однажды русские вернутся"... правда, последнее я слышал больше от таджиков и персов.
47.
Подводя итог, скажу странну вещь: по моим впечатлением, люди живут здесь не так уж и плохо. Примерно на уровне Западной Украины, которую Узбекистан (опять же как ни странно!) местами очень напоминает: край, откуда потомки земледельцев массово ездят зарабатывать деньги на чужбину, а по возвращении неплохо в общем обустраивают родину; где в почёте малый бизнес и кустарные ремёсла, а плановой экономике - фига в кармане; где сильна низовая самоорганизация, общинность, умение строить жизнь параллельно государству, но нет культуры взаимодействия с государством... с той лишь разницей, что у украинцев вечный бунт, а узбеков слепая покорность. У меня вообще заочно (ибо дальше не бывал) складывается ощущение, что бывший Русский Туркестан цивилизованнее большинства постколониальных стран Азии.
P.S.
За непонятными терминалами отсылаю в два глоссария, да и картина реалий без постов по ссылкам ниже останется неполной.
no subject
Date: 2015-10-25 06:49 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 08:42 pm (UTC)Про самаркандский клан и таджикский Авлод я тоже написал, перед фото №10.
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 06:53 pm (UTC)Наоборот.
no subject
Date: 2015-10-25 08:42 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 07:07 pm (UTC)Лучше всех русским языком владеют - киргизы.
Второе место по знанию языка - узбеки
Третье - таджики.
Казахи, вообще, говорят как и в России все, но только акцент есть у самих казахов.
Кстати, буквально месяца 1,5 назад столкнулся с русскими из узбекистана в г.Рязань, занимаются деревообработкой.
no subject
Date: 2015-10-25 08:45 pm (UTC)А так... надо было из Москвы приехать в Ташкент, чтобы увидеть русского водителя "Газели" :)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 07:18 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 08:46 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 07:28 pm (UTC)Таджикистан не входит в Таможенный Союз, и, честно говоря, даже о планах вхождения этой страны в Союз я не слышал.
Спасибо за интересный рассказ. Сам бываю в Узбекистане не так часто (раз 5-6 за 7 лет), максимальное пребывание - 2 недели, но мои поездки связаны с работой, потому особо вникать в этот мир у меня не было возможности. Да и видеть особо ничего не видел (только Самарканд - все, что успел посмотреть за один день, да Ташкент с Навои, буквально на несколько часов посещал Зарафшан и Учкудук). Но все равно удивлен Вашей оценкой того, что Узбекистан - самая недружественная страна по отношению к России. Я, конечно, во всех среднеазиатских странах не был (только Казахстан, Киргизия и Узбекистан), да и в Узбекистане общался с достаточно ограниченным кругом лиц, но тем не менее ничего такого не заметил.
Относительно русских с Вами согласен. Пробыв в Навои пару-тройку дней, поехал буквально туда-обратно в Учкудук на одно из упомянутовых Вами предприятий - так необычно и я бы даже сказал непривычно было встретить здесь русских (двоих!). Причем каждый из них, несмотря на то, что видели меня впервые, старались помочь мне каждый чем может (в рабочих вопросах). Кстати, один из них через свое предприятие оформил мне регистрацию на месяц - соответствующий штамп обосновался у меня в паспорте. Раньше у меня были лишь гостиничные регистрации на их визитных карточках. Не знаю, по этой причине или нет, но на этот раз при выезде из Узбекистана меня не стали отдельно досматривать (до этого всегда был досмотр, и, по моим наблюдениям, мужчин-граждан других стран всегда досматривают в аэропорту).
И раньше как-то не задумывался, но полностью соглашусь: даже выезжая из Узбекистана в Казахстан, ощущение, будто ты уже в России. Все равно атмосфера в этих двух странах совершенно разная.
no subject
Date: 2015-10-25 08:50 pm (UTC)На низовом уровне Узбекистан вполне дружественный, а вот политика государства... ну, скажем так, он всё равно гораздо лояльнее, чем любая (кроме Беларуси и Армении) постсоветская страна вне Средней Азии, но по сравнению с Таджикистаном и Киргизией, которые просто российские протектораты, всё же не особо. Не входит в ОДКБ, ТС, заигрывает с американцами на предмет военной базы, российских военных в нём вроде бы тоже не стоит.
А со стороны местных русских как-то особого отношения к себе не замечал. Но я и не по работе был.
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 07:53 pm (UTC)Никогда не был в Узбекистане и не много слышал о нем сегодняшнем, хотя есть хорошие знакомые родом из Ташкента: есть татарин, русские, казахи... Все они сейчас живут в России. Хотя нет, татарин уже в Канаде) А твой рассказ прямо создает целосный образ этой очень интересной страны.
Единственное суждение, с которым не могу согласиться, это что "советский строй боролся не с конкретными нациями, а с самим институтом нации". Все-таки на мой взгляд "советский народ" мыслился именно как над-национальное объединение, и Союз не боролся с нациями,а строил их и формировал - в итоге, как оказалось, в изрядной мере - на свою да и на нашу нынешнюю голову... хотя может быть в будущем из этого и вырастет плюс, перекрывающий все сегодняшние минусы. Именно собирание народов из множества племен, развитие национальной культуры, литературного языка, национальной интеллигенции, обязательное участие национальных кадров в управлении регионами - все это и было таким строительством наций. Если бы не это национальное строительство, ИМХО, сейчас никакой Белорусии не было бы вовсе, от Украины была бы только западная часть и не факт, что самостоятельная, а в Средней Азии были бы десятки народностей и жузов, а не казахи, узбеки, таджики и киргизы.
no subject
Date: 2015-10-25 08:56 pm (UTC)Да, про национальности пожалуй уберу эту фразу, я не совсем это имел в виду, но расписывать долго.
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 07:53 pm (UTC)Да и вообще, это "Центральный колхозный рынок" ))
Пожалуй, и в самом деле "самая малоизменившаяся страна бывшего СССР"...
no subject
Date: 2015-10-25 08:59 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 08:29 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 09:00 pm (UTC)Но думаю, реконструкция Шахрисабза (и других городов, но я наблюдал в Шахрисабзе) по такому же принципу делается.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 08:31 pm (UTC)плохо конечно, когда президент баран
no subject
Date: 2015-10-25 09:00 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 08:37 pm (UTC)Это как-то объясняется в идеологии или зачистили "молча"?
скажем так, Назарбаев и Лукашенко в пейзажах своих стран куда заметнее
Где и когда ты в Белоруссиии видел Лукашенко? Покажи хоть одну фотку?
Я много раз там был, но как раз таки Лукашенко незаметен, его нет нигде на плакатах.
С исламом и ношением хиджабов, конечно, интересная фишка. Похоже на кемализм-лайт :)
В Ташкенте, меж тем, есть Музей памяти жертв политических репрессий, куда я сходить не успел
Очень жаль. Интересно было бы посмотреть интерпретации претензий)
no subject
Date: 2015-10-25 09:06 pm (UTC)Да, с Лукашенко ошибся. Убрал. Давно в Беларуси по-серьёзному не бывал (летний слёт в лесу у самой границы под Кричевом не в счёт)...
Музеи оккупации я и в Прибалтике толком не посетил. Про ташкентский красочно написано у Сапунова. Говорит, что там даже "Хлопковое дело" подаётся как подавление самостоятельности; всякие особо кровожадные и вырванные из контекста цитаты военачальников времён покорения Туркестана и т.д. И на контрасте - образы нынешнего процветания в лучших традициях позднего соцреализма. Но это всё с чужих слов, у Сапунова всё-таки восприятие реальности своеобразное.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 08:56 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-26 03:12 pm (UTC)Но оно даже и к лучше. Ислам такая религия, что лучше её не поощрять. Я считаю исламизация вообще станет важнейшей глобальной угрозой в текущем веке. И с этим надо что-то делать.
no subject
Date: 2015-10-25 09:01 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 09:03 pm (UTC)Кстати, даже не знал про узбекскую систему выездных виз и тому подобных вещей.
Касаемо гастарбайтеров: узбеки любят (у нас) выпить, несмотря на всё своё трудолюбие. Зато с наркотой не дружат, да и процент осуждённых по знаменитой 228 статье у граждан Узбекистана на удивление невысокий.
no subject
Date: 2015-10-25 10:31 pm (UTC)Выпить узбеки и на родине любят, причём только водку, пиво-вино не катит.
Что касается наркоты, то такое впечатление, что значение афганского канала сильно преувеличено, вернее он хорошо прижат. В волго-уральских городах, со слов жителей, в 2000-е годы обстановка с наркоманией существенно улучшилась. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке всё так же плохо, то есть видимо сейчас основной наркотрафик идёт из Китая?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-25 09:56 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-25 10:28 pm (UTC)http://varandej.livejournal.com/757164.html
Совсем новые - да, как на 26-27.
no subject
Date: 2015-10-25 10:03 pm (UTC)Помимо выездных виз для "свободных женщин Востока" есть еще один жесткий пункт: все незамужние или одинокие женщины до 38 лет (недавно было до 35 лет) обязаны получить разрешение на выезд от махаллинского комитета, а замужние, даже если она едет с ребенком, должна принести такое же разрешение от мужа. Во как! И еще введено обязательное правило: у всех, кто возвращается из-за рубежа, особенно если с заработков, берут анализы на предмет всяких "нехороших болезней". Кто-то воспринимает это как ущемление личной жизни, но большинство-как профилактику нации-"мало ли чем они там занимались и что могут привезти". Сведения о прибывших моментально сливаются в поликлиники и с утра на пороге уже ожидает медсестра с "повесткой".
С религией там без фанатизма совсем. Я больше "замотанок" в Москве вижу, чем там. Исключение-Долина, как наиболее религиозный район. И слышали ли Вы о таком обычае, как "мульжал"? Это что-то уже из зороастризма, кстати, он распространен и в Казахстане, но не везде, в Алматы точно есть. Каждые 12 лет, когда согласно Восточному гороскопу наступает очередной цикл твоего года, он отмечается тем, что человек должен купить новую одежду (если средства не позволяют полностью обновить гардероб, то хотя бы белье) и "накрыть поляну" для родных и друзей, кто богатый делает это в ресторане с помпой. Особенно важно это сделать в первый раз, когда ребенку исполняется 12 лет. Широко распространен в Бухаре, в Самарканде и Ташкенте поменьше.
Летом все носят национальную одежду, но осень-зима-весна - это нечто: все в черном с головы до ног-не принято выделяться. Хотя форма на школьницах очень красивая, по типу советской, только платья нежно-голубого цвета.
Поразило, насколько там развита и поддерживается система среднего профессионально-технического образования, почти убитая у нас. Если видишь дворец, а перед ним очень много молодежи-это колледж. Причем, эти дворцы-колледжи по всей стране, даже в захолустье и полны студентами, тяга к знаниям у молодежи там очень большая. В Ташкенте самым престижным и трудным для поступления считается филиал МГУ, у моей подруги дочь поступила со 2-го раза, весь год проходив к репетиторам. Ну и всяких Вестминстерских университетов полно-Запад не жалеет деньги на этом этапе вкладываясь туда. Кому позволяют средства отправляют детей учиться в Россию, причем, на такие необходимые профессии, как ветеринар. Как-то моей попутчицей в поезде оказалась завуч школы из Бухары, ее старшие сыновья держат птицефабрики, а младшего отправили учиться на ветврача в Саратов ( в Мск изначально не планировали-много соблазнов, ребенок не будет учиться). В Узбекистане этому учат плохо, с ее слов, а им нужен хороший спец для семейного бизнеса. Платят за учебу 2 тыс долларов в год или за семестр, не помню точно.
no subject
Date: 2015-10-25 10:53 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 06:41 am (UTC)А кто считал-то в 2005м и сейчас? Никакой официальной статистики с 89 года же нет.
И еще одну ошибочку заметил в тексте - Таджикистан, в отличие от Киргизии, в ЕАЭС (и Таможенный союз соответственно) никто не брал. Так что таджики в этом вопросе с узбеками в одной лодке, хотя у их бабайки отношения с Россией чуть получше. Несколько раз были енсайды, что их вот прям щас позовут и сразу возьмут в ЕАЭС, но на практике этого нет. Да и нафиг оно надо?
no subject
Date: 2015-10-26 07:40 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 06:44 am (UTC)===========
Больше похоже на отчизну. Ватан - батя.
no subject
Date: 2015-10-26 07:57 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 06:47 am (UTC)Каракалпаки на своем трекают?
no subject
Date: 2015-10-26 07:57 am (UTC)http://varandej.livejournal.com/756660.html
Не уверен, что так хорошо различаю языки на слух. Но надписей по-каракалпакски там много.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 12:12 pm (UTC)нет никакого ощущения, что находишься в тоталитарной стране, тут нет. Солнечные улицы, дружелюбные люди с открытыми лицами, резвящаяся детвора, переполненные кафе... Жизнь идёт своим чередом.
У Вайля "В карте Родины" очень схожие впечатления от Ашхабада. Думаю, что угрюмые люди с хмурыми лицами, присущи, скорее, периоду революционной анархии, а при тоталитаризме все понятно, все объяснимо, все предсказуемо - играй по правилам и будешь беззаботен.
no subject
Date: 2015-10-26 01:19 pm (UTC)Может быть... На советских фотографиях у людей тоже светлые лица, ощущение какой-то понятности и простоты жизненного уклада.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 12:14 pm (UTC)Тыщщщу лет таких кранов не видел.
no subject
Date: 2015-10-26 12:47 pm (UTC)Узбекская Дэу Нексия конца 1990-х гг. – это отличная машина для российских дорог. К сожалению, сборка конца 2000-х ни в какое сравнение уже не шла. Даже странно, насколько быстро всё менялось в тамошнем автопроме.
no subject
Date: 2015-10-26 01:02 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 05:05 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-26 09:03 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-26 08:05 pm (UTC)Офф топ. Не надо следовать советам Пуэрто по облегчению и упрощению статей.
Гонка за количеством посещенных стран, фактические ошибки и невосприяние критики- путь в тупик.
no subject
Date: 2015-10-26 09:02 pm (UTC)Другое дело, что я пишу как умею, и опроститься не смогу при всём желании.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-10-26 08:37 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-28 10:38 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-27 02:01 am (UTC)Главное, наверное, удивление - от отношения к религии: мне почему-то казалось, что вся Средняя Азия в разы круче той же Чечни в этом плане...