varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Продолжаю рассказ о странах Западного пояса, а вернее о том, чем мне запомнилась каждая из них. Прошлая часть о Прибалтике здесь. Фактически это один пост, просто не проходит по объёму.

! Дисклеймер !
Местами темы весьма конфликтогенны, поэтому я немного опускаю планку допустимого: запрещены любые оскорбления, коверкание имён и названий, анально-генитальные метафоры и эпитеты, мат в любом контексте. Комментарий, содержащий подобные сущности, будет удаляться независимо от содержания, несколько таких комментариев от одного автора закончатся баном.

В Западной Руси страны несравнимо крупнее, чем в Прибалтике, совсем другой размах, а Немецкий мир уступает место Польскому...

Беларусь:

Площадь: 207 тыс. кв. км.
Население: 9,5 млн. чел.
Столица: Минск
Соседи: Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия
Под чьей властью были: Древняя Русь, Великое княжество Литовское (сооснователи), Речь Посполитая, Россия, СССР
Соотношение титульной нации и русского населения: 83/8%
Мои посещения: январь-2007 (1 день), январь-2008 (4 дня), август-2008 (3 дня), декабрь-2010 (5 дней), январь-2011 (4 дня), май-2013 (2 дня). Все посты здесь.
Устройство: 6 областей (Минская, Витебская, Могилёвская, Гомельская, Брестская, Гродненская), а также ряд субобластных центров упразднённых в 1970-е годы областей - Полоцк, Бобруйск, Мозырь, Пинск, Барановичи, Молодечно. Исторически: Белая Русь (северо-восточная часть с центром в давно уже не самом крупном Полоцке, вдоль Западной Двины), Чёрная Русь (северо-запад с центром в Гродно; главная река - Неман), Полесье (южная часть, в первую очередь долина Припяти), а также юго-западный угол с Брестом и Каменцем - я его называю Беловежье, но в принципе это можно считать с белорусской Волынью, и белорусским Подляшьем. Минск - на стыке Чёрной и Белой Руси.

2.


А. Агроренессанс.
Белоруссия, как и Пруссия, в Западном поясе явный разрыв. Вернее, с исторической точки зрения-то тут всё в порядке - это славянская половина двойственного ядра Великого княжества Литовского, край барочных костёлов, магнатских замков, забытых синагог и повозок в деревнях. Но с точки зрения современности Беларусь глядит на восток, и её ближайший аналог - Казахстан. Да, это некрасиво, не по-европейски, и не стоит слезинки ребёнка (как вариант любая другая цитата из Бибилии, Оруэлла или Летова), но главный ресурс Беларуси отнюдь не в "привычке не гадить", а именно в этом: страна с населением 10 миллионов человек работает на 200-миллионый рынок сбыта. Похожим образом в своё время расцвела Финляндия - капстрана в прекрасных отношениях с СССР. Причём я даже не уверен, что так уж велика заслуга лично Батьки - совершенно нетипичного в Западно поясе пожизненного правителя-"вождя"; не исключаю, что распорядиться возможностями работы на российский рынок (а белорусских товаров по крайней мере в Москве немерено) можно и ещё лучше. Совокупность белорусских реалий в шутку называют "агроренессанс", смеются над нелепейшей современной архитектурой и полным отсутствием чувства вкуса в реновации зданий, но чистота и благоустроенность давно уже стали первой белорусской ассоциацией.

3. Сморгонь.


Б. Облик костёлов.
При этом историческая среда Беларуси довольно "западная", католический элемент тут гораздо заметнее, чем на большей части Украины. И хотя самый характерный стиль тут называется "виленским барокко", на самом деле оно скорее "витебское". Неизменно белые двухбашенные костёлы с минимальным декором и удивительной пластикой стен - первая белорусская асоциация для меня. Мне нравится бывать в Беларуси зимой: белый снег, белое небо, белые храмы, чёрные деревья, да названия двух главных её исторических областей - графическая Чёрно-Белая Русь.

4. Слоним.


В. Количество утрат.
При этом в сравнении с Прибалтикой или Западной Украиной белорусский пейзаж необычайно скуден, как бы выхолощен. Страны, присоединённые в 1939-41 годах, почему-то почти избежали советской "культурной революции", целенаправленно в целях борьбы с религией и пережитками прошлого там было снесено очень немного. Беларусь же, наоборот, поражает масштабами утрат даже по советским меркам, причём в 1960-е годы здесь было уничтожено едва ли не больше, чем в 1930-е и много как нигде в СССР. Вот например Николаевский монастырь в Могилёве - "последний из магикан" целого архитектурного пласта православных церквей с "внешними иконостасами" и характерной композицией:

5.


Г. Советская архитектура.
А вот советская архитектура Беларуси мне (хотя и грех великий писати тако), напротив, нравится. Причём не только сталианс, но и вполне себе позднесоветсая. Она тут как минимум интересна, что конечно не оправдывает уничтожения того, на месте чего она строилась.

6. Минск - крупнейший город Западного пояса (1,8 миллионов жителей).


Д. Камни.
И ещё одна белорусская особенность - Культ Камней. Камни всякого пошиба, вылезающие по весне из полей и выкорчёвываемые испокон веков крестьянами, в здешнем пейзаже заметны. Это и древнерусские Борисовы камни, и Туровский крест, растущий на кладбище словно деревце, и древнее кладбище в деревеньке Бабцы, и минский Музей Валунов. Вокруг одного из них - камня Дед на окраине Минска - до конца 19 века действовало последнее настоящее (родноверы не в счёт) капище.

7.


В целом, в Беларуси есть то же ощущение "разрыва истории" (начавшейся в том же 1945-м), что и в Калининградской области. Но корни этого явления, мне кажется, глубже - в 19 веке, политике генерал-губернатора Михаила Муравьёва-Виленского, который для литовцев и поляков злодей едва ли не хуже Сталина.  Им есть, за что его не любить, но хотя там его называю Муравьёв-Вешатель, его деятельность была эффективнее любых казней: исходя из того, что шляхтичи - чужие, а простолюдины - свои, он по сути разрушил культурную среду бывшего Великого княжества Литовского, вбив последний гвозь в крышку его гроба. Как писал работавший при нём попечитель Виленкского образовательного округа Иван Корнилов: "Белорус мало-помалу перестаёт быть быдлом, работающим безответно на пана и жида. Русский язык и русская вера перестают называться холопскими; русского языка не стыдятся как прежде, а польским не щеголяют. Русское образование сильнее русского штыка". Вот только и русскими литвинскик крестьянк так и не стали, просто политтехнологии склонны давать неожиданный эффект.... Как результат, история ВКЛ уже вроде и не история беларусов, для которых ключевым событием так и осталась война. При этом далеко не все в Беларуси придёрживаются такого мнения - небольшая, но очень активная просйлока литвинских шляхтичей (ака "змгары") всё более и более заметна... Мой прогноз на её счёт не слишком оптимистичен: думаю, рано или поздно змгары победят, и хотя гражданская война белорусам вряд ли грозит, превращение в истеричную пародию на Речь Посполитую, где сносятся памятники партизанам и героизируются те, кто воевал "не за Гитлера, а против краснорылых", вряд ли сделает жизнь в ней хоть чуточку лучше.

А в целом, всё же Беларусь - не моя страна и знаю я её из Западного пояса хуже всего.

Западная Украина

Площадь: 187,6 тыс. кв. км.
Население: 13,6 млн. чел.
Столица: Киев (государства), Львов (главный город в этой его части)
Соседи: Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия + Россия (граничит с остальной Украиной).
Под чьей властью были: Древняя Русь (кроме Закарпатья и Буковины), Золотая Орда (Подолия), Великое княжество Литовское (Волынь, Подолия), Польша (Галиция, Подолия, Волынь), Венгрия (Закарпатье, Галиция), Молдавия (Буковина), Османская империя (Подолия), Австрия/Австро-Венгрия (Закарпатье, Галиция, Буковина), Россия (Волынь, Подолия), Польша (Галиция, Волынь), Румыния (Буковина), Чехословакия (Закарпатье), СССР.
Соотношение титульной нации и русского населения: 9/1
Мои посещения: сентябрь-2010 (8 дней), октябрь-2010 (8 дней), ноябрь-2011 (11 дней), июнь-июль-2012 (17 дней), ноябрь-2012 (два часа). Все посты здесь.
Устройство: по разным версиям, от 5 до 10 областей, я беру по самому максимуму; несколько исторических регионов, сопоставимых по масштабу с большинством стран этого обзора: Галиция (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области), Волынь (Волынская, Ровенская, Житомирская), Подолия (Хмельницкая, Винницкая), Буковина (Черновицкая), Закарпатье (Закарпатская), которое в свою очередь делится на непохожие друг на друга комитаты (венгерский аналог уездов) Унг, Берег, Угоча и Мараморош. Всё это, кроме Закарпатья, также известно как Червонная Русь, а Закарпатье и галицкое Прикарпатье иногда называют Карпатской Русью. "Вкрапления" - во-первых, регионы местных горцев гуцульщина и бойковщина, во-вторых венгерские и румынские города и сёла Закарпатья (Берегово, Солотвино и др.), в-третьих - староверческие селения Буковины (Белая Криница) и Подолии.

8.


Насчёт границ... извините, провести их так, чтобы никого не обидеть, невозможно. Одни скажут: "Варандей, зачем ты отдал бендерам Винницу, там ведь живут наши люди?!", другие скажут "Ну у тебя и мусор в голове, все мозги ватой засраны, конечно это жидобандеровцы кровь младенцев пьют. Ну приходите со своим рузским миром, освободите уже нас тут в Днепропетровске, да только х*й вам п*зды получите".

Также просьба не спрашивать, почему я рассматриваю в Западном поясе только Западную Украину и не трогаю сейчас Среднюю Украину с Киевом. Это, если угодно, мой субъективизм, хотя на самом деле пока что я просто не могу сформулировать своего понимания того, чем они отличаются, кроме самого наглядного (культурный ладндшафт Средней Украины - без замков, почти без сельских костёлов, с пятиглвыми церквями и одноэтажными домиками в стиле элклектики), но реально отличия явно где-то глубже.

9.


А. Масштаб и разнообразие.
Ну вот мы и подошли к самому сложному по всем пунктам региону Западного пояса. По масштабу, разнообразию, количеству достопримечательностей Западная Украина соотносима со всей Прибалтикой, а клубок противоречий, выпслеснувшихся теперь во внешний мир, сложен как мало где на Земле. О сходствах и различиях её исторических областей я подробно писал в 2012-м году, и хотя тогда мой прогноз был слишком уж оптимистичен, всё же не считаю сказанное там ошибочным или противоречащим нынешней ситуации. Впрочем, всё равно многое тут верно лишь на 2012-13 годы, которые уже другая эпоха...

10.


Б. Обилие идеологии.
Первое, что бросается в глаза на Украине после Прибалтики - это обилие идеологии. Надо сказать, и в Прибалтике она неуклонно нарастает с севера на юг, но всё же от Литвы до Украины её график делает крутую гиперболу. Памятники различным героям и "героям" от Сечевых стрельцов до дивизи СС "Галичина", жертвам политических репрессий, голода 1930-х годов (в местной терминологии Голодомор), могилы с крестами и флагами, национальная символика и крашенные в сине-жёлтый цвет поверхности и неизменные памятники Шевченко вида "Зачем Володька усы отрастил?" - всё это буквально пронизывает украинский пейзаж. Говорят, сейчас там красят в цвета национального флага даже бордюры и мусорки, но и в мирном 2013-м национальной идеологии там было очень много. Более того, большая часть этой идеологии уже тогда (до всех Киселёвых и Крымов) была направлена против России, и уже в 2013-м, после поездок в Прибалтику, я осознал, что в тех же Латвии и Литве идеологической русофобии гораздо меньше. Скажем так: если бы в Латвии она была такой же, как на Украине - поджёг рижского Собора Святого Петра отступавшими большевиками был бы аксиомой, не придерживаться которой - стыдно. Более того, все те несколько лет моих путешествий градус этого только нарастал, и если в 2010 украинские националисты казались мне безобидным фольклорным ансамблем, а в 2012-м я старательно искал коробившим меня вещам оправдание или хотя бы объяснение, в 2014-м всё это наконец "выстрелило". Впрочем, пока в моём обзоре - только внешняя сторона, а что за этим стоит (как я это вижу) - в одной из следующих частей. Вот один из ростков на фоне Почаевской лавры (ноябрь-2011):

11.


В. Пышность сёл.
Не менее заметная особенность - облик западно-украинского села. На неподготовленного человека эти сёла с огромными каменными домами, похожими как минимум на дачу "обеспеченного москвича", а часто и на "дворец крутого бизнесмена",  действуют гипнотически. Приглядевшись, можно увидеть во дворах "особняков" кур на плиточке и античном крыльце, колодец с ручной лебёдкой, припаркованный "Запорожец", а то и повозку - в общем, явно не атрибуты богатейского дворца. Внутри таких домов я ни разу не был, но по словам местных, не редкость ситуация, когда хозяин не в состоянии оплачивать такому дому отопление. Нет, это не богатство, а иная культура: тут не принято выставлять нищету напоказ, и даже напротив - хата должна быть хоть на полсмантиметра выше, чем у соседа.

12.


Но в принципе огромные, цветастые и шумные западно-украинские сёла с трафиком машин и повозок, с совершенно городскими магазинами (причём немногим реже продуктов продают стройматериалы), с непрестанной работой в тучных полях (а в Западной Украине я впервые оказался как раз по осени, когда убирали урожай), с переполненными людом церквями, с обилием флагов и памятников производят неизгладимое впечатление. Крепкая, НАСТОЯЩАЯ деревня, выстоявшая перед коллективизацией и упорно сопротивляющаяся урбанизации. Более того, на многих из этих коттеджей можно увидеть советские даты - судя по всему, такой эта деревня была и в 1960-80-х годах. Ну а нынешний локомотив её развития хорошо известен - зробитчане, проще говоря, гастрбайтеры, в которых тут ходит чуть ли не треть населения.

13.


Под стать сёлам и кладбища - каменные, пышные, ухоженные, всегда на видном месте:

14.


Г. Религиозность.
Западная Украина буквально пронизана духом религии - ещё в советское время на неё приходилось треть всех действующих храмов Союза, и даже сейчас Украина (в целом) по числу приходов уступает России лишь на треть, в то время как по населению более чем втрое. Здесь целых пять христианских кофессий: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь (эти две ни одним патриархатом в мире не признаны), Украинская греко-католическая церковь, Русинская греко-католическая церковь (в Закарпатье), а также немного римо-католиков, немного лютеран, кальвинистов (венгры в Закарпатье), баптистов и всяких более редких протестантов. При этом хотя самой многочисленной остаётся УПЦ МП, союз УГКЦ-УПЦ КП-УАПЦ намного активнее и заметнее. Религия здесь - не что-то особенное, а просто часть повседневной жизни, без разделения на "верующих" и "неверующих". Но это важно: ведь на службе рядом могут стоять большой начальник и его подчинённый. Это объединяет и мобилизует.

15.


Но едва ли не больше, чем храмы, впечатляют всякие малые формы - бесчисленные кресты и каплички, не слишком выдающиеся внешне, но ухоженные и востребованные. Причём - и греко-католические, и православные (на последние особенно богата Буковина).

16.


В общем, Западная Украина - потрясающе "атмосферный" регион. Если Прибалтика как наваждение, почти что без запаха, то здесь ты находишься словно в большом старом шумном доме с кучей ништяков в каждом углу и не всегда понимающими друг друга, но вдоску своими обитателями. Здесь по руинам замков бродят куры, крестьяне пашут поля, не зарастают тропы к храмам и могилами местных героев, и в общем как кто-то верно заметил, Западная Украина - это идеальная Европа 1930-х годов.

17.


18.


Е. Австро-Венгерщина
И уже куда меньше, чем все эти культурные нюансы впечатляет историческое наследие, даже несмотря на то, что оно здесь очень богатое и - главное - концентрированное. В прошлой части я уже говорил: Западная Украина примерно соответствует любым двум республикам Прибалтики из трёх, но только сравнительно с Прибалтикой её красота куда более разнообразна и - в силу бедности - подлинна. Впрочем, бедность бедностью, а города здешние весьма ухожены, средний райцентр Западенщины смотрится симпатичнее среднего райцентра России или остальной Украины (хотя с обеих сторон бывают отклонения), но не дотягивает до уровня Беларуси и Прибалтики: "мы народ путешественников, хотя и путешествуем мы поневоле, на заработки, но мы видим, как они там в Европе живут и пытаемся у себя сделать так же".

19.


Из достопримечательностей же уникален для бывшего СССР пласт Австро-Венгрии - уже третьей в Западном поясе империи (после России и Германии) со своими нюансами от железных дорог до фривольных по меркам своей эпохи скульптур. Впечатление от двух германских империй, надо сказать, хорошо характеризует анекдот времён Первой Мировой: "Положение серьёзное, но не безнадёжное - говорит немец; положение безнадёжное, но не серьёзное - говорит австриец". Строгая и несгибаемая Германия в Калининградской области и слащавая, пирующая во время чумы Австрия в Галиции, Буковине и Закарпатье...

20.


Впрочем, на австрийщине я бы тоже не коцентрировался, и одно из сильнейших впечатлений Западной Украины - то, СКОЛЬКО стран и народов в ней оставили свои следы.

21.


22.


В общем, Западная Украина - это целый мирок, красивый, своеобразный и сложный. В нынешней ситуации я бы не переоценивал роль галичан - да, они принесли идеологию, но продвигали её уже совсем другие силы из русскоязычной среды промышленного Востока. А сам феномен зародившейся здесь идеи, Альтернативной Руси, которая при сугубо гипотетическом и в реальности невозможном условии неограниченного распространения вполне могла бы овладеть умами не только украинцев, а всех восточных славян, я попробую описать в одной из следующих частей.

23.


Молдавия (без Приднестровья):

Площадь: 29,4 тыс. кв. км.
Население: 2,9 млн. чел.
Столица: Кишинёв
Соседи: Румыния, Украина, Приднестровье
Под чьей властью были: Молдавское княжество, Османская империя (вассал), Россия, Румыния, СССР
Соотношение титульной нации и русского населения: 75/6% + 8% украинцы и 5% гагаузы.
Мои посещения: ноябрь-2012 (10 дней). Все посты здесь.
Устройство: вся Молдова - историческая область Бессарабия, но скорее природными особенностями делится на Северную Молдову, Оргеевщину, Кодры и Южную Молдову (продолжающуюся в украинский Буджак); за Днестром и в Бендерах - непризнанное государство Приднестровье. Вкрапления - цыганские города Атаки и Сорока, тюркоязычная Гагаузия, болгарские сёла Южной Молдовы.

24.


А. Инаковость.
И совсем уж особняком в Западном поясе стоит Молдова - дело в том, что она выпадает из некоторых принципиальных черт сходства. Молдаване никогда не были в прямом подчинении другого народа - ведь и Османской империи Молдавия была лишь вассалом, а не прямым владением, и правили тут не бароны, а бояре, говорившие на том же языке, что и их крестьяне. Здесь нет какой-то особой релиозной мозаики: Молдавия - целиком православный регион, где редко-редко встретишь синагогу, кирху и ещё реже - костёл. Здесь совершенно иная природа с очень высокими, но очень пологими холмами, между которых открываются самолётные панорамы, и скалами речных долин почти как в настоящих горах.

25.


Б. Тут даже пьют не пиво, а вино:

26.


27.


В. Но сёла своим колоритом превосходят даже Западную Украину, а лошадь местами попадается чаще машины:

28.


Г. Всякие сельские малые формы вроде необычайно капитальных и богато украшенных колодцев или вычурных крестов, которые тут называют "троицы", роднит Молдавию с Литвой - только тут всё южное и цветастое.

29.


Д. Как и в Эстонии, в Молдавии есть свой "национальный камень" - белый котелец, из которого построено пол-страны и есть целые "сёла камнетёсов" как например Бранешты. Вот только сохранности Средневековья это не помогло, потому что больших средневековых построек в Бессарабии толком и не было, кроме Сорокской крепости и церкви в Кэприянах (а также крепостей Хотина и Аккермана, ныне на территории Украины).

30.


Е. Ещё в Молдавии живут совершенно особенные цыгане - они здесь оседлые, причём оседлые очень давно, чуть ли не со времён Стефана Великого (современник Ивана Третьего). Город Сорока считается чем-то вроде "столицы" православных цыган бывшего СССР. Одеты они, конечно, странновато на взгляд нецыгана - но опрятны и чистоплотны. За спиной у них на этом кадре как раз стена из блоков котельца:

31.


А Гагаузия - полноценная окраина тюркского мира:

32.


В современных реалиях Молдавии же отдельный фактор - Румыния. Молдаване в этом смысле классические "небратья", румынами тут многие хотят считать себя не больше, чем украинцы - считать себя русскими. Расположение между двумя полюсами не притяжения, а отталкивания - пожалуй, главный феномен молдавской современности. Так и существует непрекаянной, оторванной неоконченной войной и зажившей своей жизнью частью целого.

33. "Бессарабия - это НЕ Румыния".


И в целом веет от всего этого уже какой-то Азией. За Молдавией - Буджак, "угол мира" вообще и Одесской области в частности. Я не был в Грузии и Армении, но есть у меня ощущение, что у Молдавии с ними общего больше, чем с Украиной или тем более Литвой. Тем не менее, противопложности сходятся, и Молдавия, наряду с Эстонией, мне понравилась из Западного пояса более всего.

34.


Приднестровье

Площадь: 4,1 тыс. кв. км.
Население: 505 тыс. чел.
Столица: Тирасполь
Соседи: Молдавия, Украина
Под чьей властью были: Древняя Русь, Золотая Орда, Речь Посполитая, Османская империя, Россия, СССР, Молдавия.
Соотношение титульной нации и русского населения: молдаване-русские-украинцы 32-30-29%
Мои посещения: ноябрь-2012 (3 дня). Все посты здесь.
Устройство: южная часть с Тирасполем - историческая Новороссия, северная с Рыбницей - историческая Подолия, Бендеры и Кицканы - на "молдавском" берегу Днестра. Сложные пограничные коллизии типа села Варница.

35.


А.
Первое и главное впечатление Приднестровья - быт непризнанного государства. Бедного, но - почти полноценного: это не осаждённая крепость, не оплот милитаризма, и по многим показателям ПМР если не превосходит саму Молдову, то по крайней мере не уступает ей - тут лучше дороги, выше пенсии, больше работы, меньше милиции на улицах, что-то строится (например, спорткомплекс "Шериф" на окраине Тирасполя); периодический обмен экономическими ударами, не ловит GSM, паспорта, валюта и марки не действительно нигде за пределами; каждый имеет второе гражданство какой-нибудь признанной страны, а у мостов стоят российские миротворцы. У меня от Приднестровья осталось ощущение напряжённого ожидания, как будто бы сидишь в длинной очереди за документом, разрешающим жить, и не знаешь, когда очередь подойдёт и дадут ли его там вообще.

36.


А вообще тут есть не только политика, но и свои достопримечательности - например, турецкая крепость в Бендерах или красивейшее село Рашково в днестровском ущелье.

Б. Размер.
Приднестровье невероятно маленькое, по сравнению с ним даже Молдавия кажется просто гигантской. Причём мало того что маленькое - ещё и узкое, поэтому шаг влево шаг вправо - и что-то типа того:

37.


В. Отношения с Молдавией.
Хотя Молдавия и не признаёт ПМР, граница между ними открыта, и приднестровцы ездят в Кишинёв работать и отдыхать, а молдаване - например, купить в Тирасполе коньяк завода "Квинт". Честно говоря, не понятно, зачем вообще цепляться за его непризнание? По-моему государство, исправно функцирующее в таких условиях четверть века (смену поколений), имеет полное право быть признанным как доказавшее свою состоятельность. И в то же время многие молдаване искренне благодарны российскому генералу Лебедю, пригрозившему пустить в ход свои войска - да, потеряли индустриальный регион, но зато сберегли тысячи людей.

38.


Ну а о том, что же у перечисленных стран общего и почему я говорю о некоем целостном Западном поясе - в следующей части.


Итоги Западного пояса (2010-14).
Рейтинги достопримечательностей.
Пять стран, два региона. Особенности: Прибалтика.
Пять стран, два региона. Особенности: Западная Русь и Молдаыия.
Пять стран, два региона. Что между ними общего?
...а также межвоенка, Идишланд, русофобия и многое другое.

Хельсинки-2014
Таллин-Хельсинки. Переправа на пароме.
Первое впечатление о Европе и персональные санкции.
Городской пейзаж.
Транспорт Хельсинки.
Ампирный Гельсингфорс.
Остров Катаянокка.
Вокзал и проспект Маннергейма.
Южная часть центра.
Тёёлё, Камппи и дорога в Россию.
Дополнительно. Обзор путешествия (Эстония и Финляндия) и оглавление.

Date: 2015-03-20 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Нынешнее областное деление Беларуси - продукт раннехрущёвской эпохи: в 1955-56 упразднили области поменьше, в 1960 руки дошли до Молодечненской области. Чёрная Русь ещё и отличается тем, что там почти половина населения католики.

Галичина, кстати - единственный восточнославянский регион (кроме Москвы естественно), где рождаемость всегда превышала смертность после 1991 года. Несмотря на нищету, галичане рожали и вдалбливали своим детям идеологию с молока. Даже в том же Закарпатье высокий естественный прирост был почти исключительно за счёт румынского и цыганского нацменьшиств. Ну и про русинов ты забыл упомянуть - то ли ярко выраженный украинский субэтнос, то ли четвёртый восточнославянский народ. Зато нижний флаг на 11 фотке у нас теперь приравнен к изображению свастики со всеми вытекающими.

По поводу Приднестровья - у меня сложилось впечатление, что так (в плане менталитета, а не быта) жили в межвоенной Европе. Интересно, что у них три государственных языка, причём при поступлении на госслужбу требуется небольшой экзамен по всем трём.

Date: 2015-03-21 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А в Москве разве рождаемость (не миграционный прирост) превышала смертность?
Русины - специфика конкретно Закарпатья, а про каждую историческую область писать - у меня отдельный пост есть, на который я в этом обзоре сослался.

У меня как раз с межвоенной Европой больше Галичина ассоциируется. Хотя наверное что-то такое есть во всём Западном поясе, по крайней мере его южной (показанной в этом посте) половине.

(no subject)

From: [identity profile] pachem.livejournal.com - Date: 2015-03-21 08:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-21 10:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pachem.livejournal.com - Date: 2015-03-21 10:58 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] kybaman.livejournal.com
Мучас грасиас!!! Скоро люди перестанут путешествовать и будут часами залипать в ЖЖ.
Edited Date: 2015-03-21 01:39 am (UTC)

Date: 2015-03-22 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
Вы хотите сказать: перестанут путешествовать ногами и колесами, станут мгновенно переноситься на экранах со скоростью мысли?
Да, прогресс идет безостановочно.

Date: 2015-03-21 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] rolliks.livejournal.com
Пришла пора всё в книгу объединить.

Date: 2015-03-21 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] agrodel.livejournal.com
Вам бы в Гагаузии поболее побывать, а не совершив однодневный вояж, писать затем не совсем правдоподобное. Да и фото вообще не характеризует Гагаузию. Кстати на фото строение такого типа это не дань какой-либо традиции, а элементарная экономия строй материала.

Image
Image
Image

Date: 2015-03-21 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На приведённых вами фото очень мало специфического, то есть я бы, конечно, с трудом разглядел бы в них признаки Гагаузии или Буджака, но не бывавший там человек бы вряд ли понял, о чём речь. Это вечная проблема: бедные дома, которых местные жители стыдятся, часто наиболее колоритны и этнографичны.

(no subject)

From: [identity profile] agrodel.livejournal.com - Date: 2015-03-21 10:33 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] zolea.livejournal.com
Поправьте численность населения Молдовы - по последней переписи 2,9 млн.

Date: 2015-03-21 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Что-то мало. Можно ссылку на источник?

(no subject)

From: [identity profile] zolea.livejournal.com - Date: 2015-03-21 06:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-21 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolea.livejournal.com - Date: 2015-03-21 06:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-21 06:18 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] prsts.livejournal.com
оч интересно!

Date: 2015-03-21 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] kvas777.livejournal.com
Очень интересно, спасибо.

Date: 2015-03-21 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com
Спасибо, очень интересный отчёт.

Date: 2015-03-21 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] mrmurmur22.livejournal.com
Не соглашусь с вами на счет "змагаров" в Белоруссии. Лично моими ощущениями от общения с экскурсоводами, да и простыми людьми было скрещение в их головах "литвинского" и "советского", может-быть в разных пропорциях, но такая тенденция просматривалась чётко. Причем видно, что это именно целенаправленная государственная политика. А вот какой элемент окажется сильнее - уже интересный вопрос.

Date: 2015-03-21 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] nordlight-spb.livejournal.com
Спасибо,очень интересно почитать было)

Date: 2015-03-21 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Отличное продолжение к прибалтийскому началу. Правда, с Белоруссией я по части замечаний не соглашусь, особенно по перспективам. Не твой это регион, это лет пять назад ещё было заметно :)
Сейчас перечитал твой сравнительный пост по Зап. Украине 2-летней давности - в принципе, так оно и есть. Особо придраться не к чему.

PS. Минск подбирается к 2 млн., он уже больше Варшавы и заметно больше Харькова (40 лет был в полтора раза меньше последнего). Сейчас там 1,94 млн.
Edited Date: 2015-03-21 12:11 pm (UTC)

Date: 2015-03-21 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] pachem.livejournal.com
Минск по населеню теперь равен всей Латвии...

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-22 07:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2015-03-22 03:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ulya-borodulina.livejournal.com
Илья, большое спасибо за рассказы, особенно за Зап. Украину, Молдавию и Приднестровье - для меня это совсем незнакомые страны, было интересно)

Date: 2015-03-21 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] roosich.livejournal.com
В Белоруссии большая часть была разрушена во время Великой отечественной войны, а не при РИ или Хрущёве с Брежневым.

Date: 2015-03-22 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Увы, это неправда. Вот навскидку:
Фара Витовта (Гродно) - 1961
Петропавловский храм в Березвечье (Глубокое) - 1970.
Костёл Святого Стефана в Полоцке - 1964
Успенский собор в Витебске - 1936
Благовещенская церковь в Витебске и окружающий её ансамбль костёлов и синагоги - 1960-е.
и так далее

Это речь именно о знаковых памятниках. В войну были уничтожены скорее гражданские застройки городов.

(no subject)

From: [identity profile] ingaret.livejournal.com - Date: 2015-03-22 05:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sarmatskij.livejournal.com
Я вижу дисклеймер, однако сколько знаю что Чёрная Русь в таком понятии которое чаще всего встречается сейчас - это новодел эпохи романтизма. Правильно или ошибаюсь?

Date: 2015-03-21 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
В общем, да. Причём, часто Чёрной Русью считали не только Новогрудок-Гродно, но и Слуцк-Мозырь-Речицу. То есть, она проходила по диагонали совр. терр. Беларуси.
Варандей ещё пропускает (видимо, относит к Чёрной Руси) регион Восточная Литва, это белорусская часть исторической Виленщины, где преобладают католики, ославяненные балты.

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-22 07:13 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-21 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] alexshv16.livejournal.com
Вот очень точно ты сказал о Республике Беларусь. У меня точно такие же впечатления от посещения этой страны. Несколько раз путешествовал на машине с сыном - все так и есть.

Date: 2015-03-21 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Вот вся эта сторона — для меня вообще непочатый край. С Украиной теперь не знаю, как и когда, а вот Беларусь буду навёрстывать.

На фото 23 можно увидеть в углу плакат с Януковичем :)

Date: 2015-03-22 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Обилие плакатов с участниками бесконечных выборов тоже на Украине очень бросалось в глаза.

Date: 2015-03-21 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] shimoff.livejournal.com
Высказывание про русскую школу и штык, приписываемое Муравьеву - фейк. Оригинальное высказывание принадлежит попечителю Виленского учебного округа И.П. Корнилову и выглядит так: ""Русская пропаганда, действующая через школы, церкви, администрацию, делает своё дело; она возбуждает в массах ясное сознание и убеждение, что здешний край − исконно русский, что здесь колыбель русского государства и Православия, что если губернии около Москвы называются Великой Россией, то здешние губернии имеют полное право называться первоначальною древнею Россией… Поэтому все меры, клонящиеся к восстановлению древнего Православия, к восстановлению в народе сознания о его русском происхождении и коренном Православии, конечно, сильнее, прочнее и действительнее всяких мер полицейских и военных… Белорус мало-помалу перестаёт быть быдлом, работающим безответно на пана и жида. Русский язык и русская вера перестают называться холопскими; русского языка не стыдятся как прежде, а польским не щеголяют. Русское образование сильнее русского штыка" (Корнилов И.П. Русское дело в Северо-Западном крае: Материалы для истории Виленского учебного округа преимущественно в Муравьёвскую эпоху / И. П. Корнилов. 2-е изд. Вып. первый. СПб., 1908 г.)
Edited Date: 2015-03-21 08:36 pm (UTC)

Date: 2015-03-22 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, сейчас исправлю.

(no subject)

From: [identity profile] pavel no - Date: 2015-03-22 10:02 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-22 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] paukrus.livejournal.com
Как всё прелестно.

Кстати, Туровский крест не один. Их целых три. В местной церкви есть крест, который приплыл по реке из Киева. Против течения.

И крест на кладбище не 10 лет назад появился. В 1990 году он был.

Date: 2015-03-22 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это я знаю, просто не стал перегружать пост, тем более фото тех 2 крестов у меня нет (церковь была заперта).

Date: 2015-03-22 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
У меня от Приднестровья осталось ощущение напряжённого ожидания, как будто бы сидишь в длинной очереди за документом, разрешающим жить, и не знаешь, когда очередь подойдёт и дадут ли его там вообще.

Получается, регион - воплощение кафкинского "Замка".

Date: 2015-03-22 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Только замок в данном случае - то ли правительственный квартал Кишинёва, то ли штаб-квартира ООН.

Date: 2015-03-22 01:54 am (UTC)
From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com
Молдаване в этом смысле классические "небратья", румынами тут многие хотят считать себя не больше, чем украинцы - считать себя русскими (c) [livejournal.com profile] varandej

Аналогия явно притянутая за уши - на самом деле Молдова vs Румыния похожи на ru.wikipedia.org/wiki/ЗУНР vs ru.wikipedia.org/wiki/УНР (вплоть до того, что в одном году 1918-19 объединились и в одном году 1939-40 разъединились/опять_объединились, да и первоначальное разделение с разницей лишь в 17ть лет произошло: 1795й и 1812й).

Но хотел я сказать вот о чём, молдавский (без ПМР и Гагаузии) опрос февраля 2014го показал, что за объединение Молдовы и Румынии - 52% (среди молодых, среди образованных и среди кишинёвцев процент ещё больше) http://www.mediafax.ro/externe/sondaj-in-republica-moldova-privind-unirea-cu-romania-un-cetatean-din-cinci-este-sigur-ca-se-va-face-unirea-12344256 и результат этого опроса похож и на более ранние.

Date: 2015-03-22 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
Объединение с Румынией для них сейчас единственная возможность попасть в евросоюз. А это деньги на развитие отсталых территорий. А с деньгами у Молдовы очень плохо. Так что не удивлюсь если они в ближайшее время они забудут все эти "братья - небратья".

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-22 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2015-03-22 08:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2015-03-22 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com - Date: 2015-03-22 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-md.livejournal.com - Date: 2015-04-08 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com - Date: 2015-04-08 08:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-md.livejournal.com - Date: 2015-04-08 09:05 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-22 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] pavel no (from livejournal.com)
По поводу исторических областей.
Полагаю что на территоиии Беларуси и нынешней "Литвы" нет такого чёткого деления на исторические области, как западнее и южнее.
Т.е. не вся территория может быть поделена на исторические области и их границы размыты.
Т.е. что такое Белая Русь, Литва, Жемайтия, Подляшье - понятно, и то плавает. Остальные - смутно.
А всякие Дзукии, Аукштайтии, Сувалкии - это вообще не исторические области, а этнографические регионы.

Мне кажется эта карта может дать наиболее точное представление по ист. областям (насколько это возможно):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Polen_in_den_Grenzen_vor_1660.jpg
(видел в сети неоднократно)

По крайней мере здесь видно, что такое Литва, а что такое Белая Русь.
Чёрная Русь тоже есть, но странно выглядит. Как будто так обозвали нераспределённные земли, которые не знали куда отнести.

Date: 2016-07-13 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] alexsx06.livejournal.com
Ну Великое кнчжетсво Литовское не совсем государство, как страна может быть продана Шведским королем российскому царю, так что прав на Белоруссию у них нет

Date: 2015-03-22 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ingaret.livejournal.com
небольшая, но очень активная просйлока литвинских шляхтичей (ака "змгары") всё более и более заметна...

Загадочное высказывание.

Date: 2016-11-02 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vitaliian.livejournal.com
очень точное понимание Западной Украины, от Восточной Украины в первую очередь её отличает язык - западное наречие украинского языка характерно особой ритмикой ударений и специфическими "поющим" сочетаниями согласных букв (пример слово "Дзидзьо") возможно эти отличия неуловимы для жителя России. Второе важное отличие - историческая ориентация на Запад (без осознанной поддержки тех или иных политических режимов). Часто встречается ностальгия по довоенному порядку (на Западной Украине не было голодомора 30х годов). Западенцы исторически любят всё европейское, от одежды до авто, там встречаются даже продуктовые магазины, торгующие исключительно продуктами питания из Европы (немного странный, но яркий и честный апофеоз менталитета). Я не удивлюсь если после всех экономических (и политических) потрясений Западная Украина перейдёт на евро (как перешла Черногория не являясь членом ЕС). Пусть читающим станет понятно, что "евроинтеграция" это та пружина, которую сжимали полвека, которая закономерно выстрелила. Со времен майдана 2014 года Западная Украина стала тем "локомотивом" который сейчас полностью меняет ментальность Восточной Украины... Это может кому то нравится, другим - не нравиться, но факт остаётся фактом.

Date: 2016-11-02 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vitaliian.livejournal.com
очень точное понимание Западной Украины, от Восточной Украины в первую очередь её отличает язык - западное наречие украинского языка характерно особой ритмикой ударений и специфическими "поющим" сочетаниями согласных букв (пример слово "Дзидзьо") возможно эти отличия неуловимы для жителя России. Второе важное отличие - историческая ориентация на Запад (без осознанной поддержки тех или иных политических режимов). Часто встречается ностальгия по довоенному порядку (на Западной Украине не было голодомора 30х годов). Западенцы исторически любят всё европейское, от одежды до авто, там встречаются даже продуктовые магазины, торгующие исключительно продуктами питания из Европы (немного странный, но яркий и честный апофеоз менталитета). Я не удивлюсь если после всех экономических (и политических) потрясений Западная Украина перейдёт на евро (как перешла Черногория не являясь членом ЕС). Пусть читающим станет понятно, что "евроинтеграция" это та пружина, которую сжимали полвека, которая закономерно выстрелила. Со времен майдана 2014 года Западная Украина стала тем "локомотивом" который сейчас полностью меняет ментальность Восточной Украины... Это может кому то нравится, другим - не нравиться, но факт остаётся фактом.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 10:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios