varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Эстония представляет собой фактически полуостров - со всех сторон, кроме южной, её окружает вода, но только на востоке это не Балтийское море, а огромное и пресное Чудское озеро. А прилегающая к нему земля за показанным в прошлых частях Тарту называется Причудье, и само это название звучит почти что как "страна чудес" - в ней немало удивительных "медвежьих углов", о которых и пойдёт речь в ближайших нескольких постах. Для начала отправимся к староверам - небольшой их анклав, такой эстонский филиал Латгалии, расположен северо-западнее Тарту, и включает полтора десятка деревень.. В силу своей "безлошадности" и дефицита времени я выбрал для поездки не самые интересные места (например, остров Пийрисаар в проливе между Чудским и Псковским озёрами), а самые доступные - городки Муствеэ (1,4 тыс. жителей) и Калласте (около 700 жителей) в 40 километрах от Тарту и в 20 друг от друга, до революции - местечки Чёрный берег и Красные Горы на берегу открытого Чудского озера.

В принципе, историю староверов Прибалтики я уже рассказывал в посте про Латгалию: в здешние леса они уходили практически с момента Раскола, и уходили в основном из Новгорода, бывшего центром беспоповства - более радикальной ветви старообрядчества, считавшей "никониан" столь глубокими еретиками, что принимать их в свою веру можно было только через повторное Крещение. При этом староверы были верны христианским правилам, и если крестить людей в экстренных случаях (к коим безусловно относится приход Антихриста, чем беспоповцы считали Раскол) дозволялось и мирянам, то вот рукополагать священников абы кто не имел права. И в отличие от умеренных старообрядцев, принимавших "никониан" (в том числе и усомнившихся священников) через миропомазание, радикальные староверы вскоре остались совсем без священников. У них, при этом, есть свои батюшки и даже подобие монашества - но первые фактически являются лишь наставниками, выбираемыми из числа самых образованных и праведных мирян, а вторые хотя и ведут монашеский образ жизни, формально также остаются просто общиной со строгим уставом. Но и сами эти ветви делились на множество других ветвей, и среди беспоповцев одним из камней преткновения стал брак - ведь его мог заключать только священник, а как вне брака род продолжать?! В итоге менее радикальные поморцы с конца 18 века доверили этот обряд мирянам, а радикальные из радикальных федосеевцы пошли кружным путём: вместо брака - грешное сожительство, а в старости - покаяние, эпитимия и усердные молитвы. Вообще, мир беспоповцев мне видится очень страшным - это мы-то, наивные, верим в победу Добра над Злом, а у них Зло УЖЕ победило, и сами они - такие "партизаны духа", молчаливо хранящие веру в глухих углах Антихристова царства...

2.


И как уже говорилось, центром беспововства стала принадлежавшая Речи Посполитой Латгалия. Но здесь всё может быть сложнее... Есть гипотеза, я бы сказал, весьма правдоподобная, что эстонские староверы не были раскольниками - то ли бежавшие от московской власти новгородцы и псковичи, то ли остатки русского населения, перебравшегося сюда в Ливонскую войну (когда Россия владела Причудье около 20 лет, срок жизни поколения), оторванного от процессов, происходивших в России (в том числе реформ Никона) и сумевшего в глухих углах сохранить православную веру, какой она была в 16 веке - и лишь потом на неё легло федосейство и поморство... Первым собственно старообрядческим центром в Эстонии была расположенная несколько южнее Ряпина, где беспоповцы поселились на одной из мыз, то есть возможно за ними стоял какой-нибудь местный барон. На кладбище Ряпинской общины похоронили и самого Феодосия Васильева, основоположника Федосеевского согласия, в 1711 году казнённого в Новгороде. Впрочем, в отличие от Латгалии, здесь Россия нагнала староверов довольно быстро, и в 1718-22 годах Ряпинская община была разгромлена. Староверы, однако, никонианства всё равно не приняли и разбрелись по лесам вокруг Чудского озера, а частью (в основном те, кто с купеческой жилкой) в Ревель и Дерпт. Расцвет здешнего староверия выпал на рубеж 19-20 веков, самым выдающимся наставником был Гавриил Фролов (1854-1930), к тому же талантливый иконописец, создавший собственную иконописную школу. В нынешней Эстонии живёт около 15 тысяч потомков староверов, действует в 11 общин - в основном поморских, и лишь в двух деревнях - федосеевских. Моленную в Таллине я как-то уже показывал, а вот в Тарту - так и не нашёл.

3.


И в целом, если в Латвии староверы - важная часть истории, без которой сложно представить облик Риги и тем более латгальской глубинки, то в Эстонии они просто есть - скромное меньшинство. И там, и там серьёзный удар по старообрядчеству нанесла I республика... но не так, как можно подумать: просто религиозная свобода здесь длилась не 12 лет (между первой и третьей революциями), как в Российской империи, а все 35, и выросло целое поколение староверов, не знавших угнетения. И как часто бывает, общность, существующая под сильным внешним давлением, с его ослаблением начинает "плыть", и если у более многочисоенных и самодостаточных латгальцев запаса прочности ещё хватило, то в Эстонии старообрядчество ныне умирает. Прихожанами общин числятся немногим более 2,5 тысяч человек, и как я понимаю, в основном старики. Типичный ответ местного жителя на мой интерес к староверию: "Ну да, были, были... У меня, например, бабушка платок носит, в моленную ходит каждый день, а родители уже к этому как-то спокойно относятся". Молодые среди староверов тоже есть, но их мало, и почти все знают друг друга в лицо. И тем не менее, даже забывая старую веру, эти люди остаются русскими людьми - в Муствеэ соотношение русских с эстонцами 57% и 40%, в Калласте - так и вовсе 79% и 15%, что для Южной Эстонии невероятно. Подробный текст об истории и современности здешних староверов есть, например, здесь.

4.


Что же до Муствеэ, то этот крошечный городок вырос из деревни Чорна, известной едва ли не с 1493 года. Первую моленную основал лишь в 1802 году купец Иоаким Горюшкин, и к середине века село разрослось настолько, что именовалось уже Чёрным посадом, а в 1923 году стало городом, чьё эстонской название можно перевести как Черноводье (как тут не вспомнить старообрядческую легенду о Беловодье - оно явно где-то не здесь). Высшей точкой истории городка были 1950-59 годы, когда в нём жило 2,5 тысячи человек и существовал Муствеэсский район. Ныне это пусть и по-эстонски ухоженная и оснащённая супермаркетом, но - глухомань:

5.


Все прошлые кадры сняты в окрестностях автостанции - собственно, на кадре выше люди ждут автобуса. Вернее, как таковой автостанции тут и нет - расписание висит у дверей супермаркета (правее кадра выше), в его фойе стоит пара скамеек в качестве "зала ожидания". Рядом торгуют с рук - кто ягодами, кто цветами, кто самодельными ковриками. Напротив - небольшой ДК непонятного возраста:

6.


За ним протекает Чёрная речка (собственно Муствеэ), через которую перекинуто несколько подвесных мостиков:

7.


В основном её берега выглядят так. Выше по течению виден шпиль кирхи, до которой я так и не успел дойти... да впрочем, мало ли в Прибалтике кирх 19 века?

8.


Зато от ДК до устья - ухоженная евронабережная, и конечно же первое, куда я пошёл - берег Чудского озера:

9.


Четвёртое по величине (после Ладожского и Онежского и, что менее очевидно, шведского Венерн) озеро Европы (3,5 тысячи квадратных километров) с таким красивым и загадочным названием (чудью на Руси называли северные финно-угорские народы) образует границу России и Эстонии. В Европе оно известно как озеро Пейпус - от эстонского Пейпсиярв, но что это название значит - единого мнения нет до сих пор. Удивительнее то, насколько чудские берега безлюдны: с российской стороны близ озера стоит Гдов (4 тыс. жителей), на эстонском Муствеэ и Калласте также единственные города, а по населению в совокупности меньше крошечного Гдова. Но эстонский берег безусловно гораздо доступнее: тут и автобусы ходят чаще пары раз в день, и дороги хорошие, и самое главное - нет этой идиотской погранзоны, надёжно обороняющей от туристов что Гдов, что Ивангород. В общем, Чудское озеро я впервые увидел именно с этой стороны, в устье Чёрной речки. Российского берега не видать - Муствеэ стоит почти напротив Гдова, даже чуть севернее, но здесь самое широкое место на озере - почти полсотни километров по прямой:

10.


Вообще, по-научному всё это называется Чудско-Псковской озёрной системой, так как на самом деле от устья Великой до истока Наровы тянется цепочка из трёх озёр - Псковского, Тёплого (больше похожего на пролив) и собственно Чудского, занимающего 2/3 системы. А Нарова, как и Нева - не столько река, сколько короткая и мощная протока, связующая озеро с морем. Пейпус неглубок - в среднем около 7 метров, самое большее 15 (но рыцарей утопить в Ледовом побоище - вполне хватило!), летом прогревается чуть ли не до 25 градусов, а зимой хорошо замерзает. В общем, чудская вода совсем не морская:

11.


Какие-то постройки на берегу:

12.


Правее устья, по дороге в Калласте неподалёку от старообрядческой церкви - скромный, но очень пронзительный воинский памятник (1972):

13.


На левом берегу, практически близ устья - памятник снесённому храму Всех Скорбящих Радости (1839), причём не старообрядческому:

14.


Да и просто здесь - небольшой центр Черного посада:

15.


16.


Розовый домик за пожарным депо ныне занят Муствеэсским Староверческим музеем, который начали собирать в 1980-81 годах ученики расположенной по соседству школы. Собственно, и вход в музей - со двора, в полусотне метров от школьных дверей, а валун перед ним также непрост - по легенде, это один из снарядов пращи Калевипоэга:

17.


Музей, прямо сказать, разочаровал. Слово "староверческий" в названии - в общем-то всего лишь эксплуатация бренда, а по сути обыкновенный краеведческий музей, коих немало и в нашей глубинке: пыльные залы, довольно беспорядочные экспонаты (что нашли - то и представим), скучающий смотритель... но при этом у нас в подобные музеи вход 20-30 рублей, а тут - 2-3 евро. Хотя может быть в этом и есть "фишка", которую мне как россиянину не понять - вся эта экспозиция типично русских вещей вроде самоваров, народных костюмов, икон, кружев, абсолютно обыденная на той стороне Чудского озера, на этой стороне - эксклюзив и экзотика?

18.


19.


Есть тут, конечно, и работы местного резчика по дереву Павла Варунина (он же председатель староверческих общин Эстонии), и подлинные лестовки (что-то вроде чёток), и впечатляющая коллекция старинных банкнот, но в общем прямо сказать - ничего принципиально нового гостю из России тут не увидеть.

20.


21.


По соседству - Троицкая единоверческая церковь. Точно не знаю, когда она была построена, но единоверцы (старообрядцы, но не староверы, так как окормлялись официальной церковью) появились тут в 1848 году не по своей воле - первым был наставник Кирилл Гринкин, которого царские агенты поймали на антицерковной речи в храме и вынудили перейти в единоверие под угрозой тюрьмы. Ныне это обычная церковь Московского патриархата, и как я понимаю, располагается она примерно там, где была моленная Горюшкина:

22.


Вторая православная церковь - Никольская (1860-61) стоит близ автостанции, чуть выше по Чёрной речке, и принадлежит Константинопольскому патриархату. Всего до войны в крошечном городке было 7 церквей (включая кирху), из-за чего Муствеэ в путеводителях называли не иначе как "Город колокольного звона".

23.


До кирхи я, как уже говорилось, не дошёл, а вот по соседству с Никольской церковью стоит баптистская церковь с водонапорной башней вместо колокольни. Баптисты тут появились в 2005-м году:

24.


Ещё пара зарисовок из центра Муствеэ - опрятная и уютная, при том русскоязычная глухомань:

25.


26.


Но всё же главный храм здесь находится у окраины (насколько это слово уместно в крошечном городке), на правом берегу Чёрной речки и немного в стороне от озера: Троице-Введенско-Никольская моленная (1927-30) с характерным для прибалтийских староверов множественным названием. По сути дела это часовня (ведь не было священников, а стало быть и алтарей), но в отличие от латгальских моленных, хотя бы внешне она пытается казаться полноценным храмом с апсидой на восток. Я бы сказал, это ни что иное, как памятник прекращению гонений, и при довольно скромных размерах, остаётся крупнейшим старообрядческим храмом Эстонии. При этом внутри она деревянная, лишь обшита оштукатуренными досками, но внутрь я не попал - дверь была наглухо заперта, а беспокоить поновлявших штукатурку трудников я постеснялся:

27.


Дальше к Муствеэ примыкает деревня Рая (бывшие Раюши) с одной из двух в Эстонии федосеевской общиной - в принципе, отсюда всего пара километров пешком до их моленной, похожей больше на деревянную сельскую школу с отдельно стоящей звонницей: это там жил Гавриил Фролов и писались иконы для всего Причудья... но всё-таки староверие раскрывается постороннему человеку очень неохотно, и Раюши я как-то упустил при подготовке. Почти в точности такой же конфуз был у меня и в латвийском Резекне... Впрочем, подлинный храм Гавриила Фролова вместе с лучшими из его икон сгорел в 1944-м.

28.


Да и просто в Муствеэ меня сильно поджимало время - надо было успеть на автобус в Калласте... опоздавший, однако, на 15 минут, за которые я вполне мог бы успеть сбегать от автостанции к кирхе. Дальше (начиная с кадра выше) виды по дороге - глухие рыбацкие хутора у чудского берега:

29.


Какая-то мелкая мыза с руинами мельницы:

30.


Кирха (1771) в Кодавере - это уже фактически предместье Калласте, как Рая у Муствеэ, только наоборот:

31.


А то, что Калласте непохож на Муствеэ, прекрасно ощущается уже на автовокзале:

32.


Калласте, известный с 1582 года как село Красные Горы, а к концу 19 века Красный посад, городом стал лишь в 1938-м, и его эстонское название не совпадает с русским и значит попросту "Берег", Прибрежный. Его звёздый час также выпал на 1950-59 годы, когда тут жило 1,6 тысяч человек и существовал Калластинский район. Ныне - самый маленький город Эстонии (около 700 жителей, что почти вдвое меньше, чем было в конце 19 века), сдающий с огромной скоростью - в 2010-м тут ещё было больше тысячи жителей. Но главное - даже не крошечный размер, а атмосфера: полное ощущение, что мы уже по ту сторону Чудского озера.

33.


Городок абсолютно русскоязычен (причём говор у людей тут довольно своеобразный, мелодичный, но жестковатый, и как считается - ближе всего к старому псковскому), по-русски живописно запущен, и в общем от какого-нибудь ПГТ в Псковской области его отличает разве что наличие туринфоцентра (который местная пацанва использует как компьютерный клуб) и чуть более приличный магазин. А с интернетом тут явно неважно - детей на улице бегает что в годы моего детства...

34.


Особенно этот анклав впечатляет в Южной Эстонии, где очень быстро переходишь на английский:

35.


Главная площадь у берега. Знать бы, чему принадлежала такая высокая труба? Народ тут всегда, что при царе, что ныне, жил рыбалкой и огородничеством, поставляя лук и огурцы в Петербург, но для этого вряд ли надо было строить фабрики. Возможно, кирпичный завод, сырьё для которого мы ещё увидим:

36.


То ли школа, то ли управа на другой стороне площади:

37.


У берега - один из самых странных памятников, что я когда-либо видел: "Ах, извините, мистер калека - теперь вы просто пол-человека!", да ещё и эти странные плавки... Но в то же время за ним видишь мерзость и ужас войны, так что может быть так и было задумано? Местные, как видите, своего калеку любят:

38.


Первая от озера улица с остатками застройки Красного посада:

39.


Неизменный атрибут рыбацкой глубинки - лодки во дворах. А вот вкусить чудской рыбы тут негде - местные или ловят сами, или берут друг у друга, и сами, понятное дело, готовят (upd: как поправили меня в комментах, в кадре как раз-таки рыбная лавка или кафе... так что минус к карме туринфоцентру, где мне про него не сподобились рассказать, хотя я спрашивал).

40.


Зато можно спуститься на берег с теми самым "красными горами", то есть выходами глины. У потёртых советских лодок старые моторы типа "Вихря" - я хорошо помню такие по своему детству на Каме, и был удивлён, обнаружив, что в России даже в глухих углах Севера они с тех пор перевелись. А здесь - ничего, живут. Такие русские анклавы часто становятся бОльшей Россией, чем сама Россия:

41.


Сырой и ветреный берег, запах пресной воды и рыбьих чешуек...

42.


Чудские берега, конечно, скромнее ладожских и онежских, и всё же дух озера Пейпус - свой:

43.


Деревянная лесенка (с неё был снят и вводный кадр) ведёт к обширному православному кладбищу, не по-русски пышному и ухоженному - может быть, и старообрядческому:

44.


А за кладбище лужайка с парой лавочек над обрывом. Сиди да гляди в озёрное пространство, за которым не видно России. Калласте уже чуть южнее Гдова, но до того берега ещё 35 километров:

45.


Последний взгляд на озеро - моё пребывание на его берегах было недолгим:

46.


Ещё немного видов калластинских улиц:

47.


47а. "Войду - выйду"


48.


49.


Успенская моленная (1865) с колоколенкой (1913) оказалась заперта. Увы, живого староверия в Эстонии (в отличие от Латвии и многих других мест) найти мне не удалось.

50.


Осталось только идти на автовокзал и ехать из этой глубинки обратно в Тарту:

51.


Но есть в эстонском Причудье и другие медвежьи углы. Например, Королевство Сето, куда я съездил в очень удачный день, и потому о нём - в следующих двух частях.

ЮЖНАЯ ЭСТОНИЯ
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Тарту. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Край Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.

Описание поездки и оглавление серии.

Date: 2014-12-15 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
В 2005-м Муствеэ запомнился огромным процентом советских и даже новых российских машин. А так очень тихий русскоязычный город, в котором довелось даже карту Тарту купить. Причем эстонка в киоске отметила, что у меня "русский язык не такой, как здесь или в Нарве".

Впрочем, Муствеэ стоит всего в 2 км от границы Ида-Вирумаа; так что относить его к Южной Эстонии не вполне корректно.

Date: 2014-12-15 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Очень красивый и познавательный пост.
Про староверскую молодёжь... Насчёт Эстонии ничего не могу сказать, а вот в Каунасе есть друг у меня Олег из этих самых, так вот в церкви он был в первый и последний раз в жизни в возрасте 12 лет на собственном крещении, сейчас ему чуть за 20, впрочем, не верит ни в бога, ни в чорта, веган, фриган и стрэйтэджер, играет на барабанах в краст-панк банде DEFINSECT, в общем, совершенно объевропеившийся молодой чумадан, даже кириллица на компе не установлена.

Date: 2014-12-15 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да, я смотрю, как и в случае Красноярска, название более чем оправдано. Горы натурально красные.

Date: 2014-12-15 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надо же, а я и не знал, что оно в Красноярске оправдано!

Date: 2014-12-15 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Не совсем удачное фото, но Караульная гора над городом - таки красная.

Date: 2014-12-15 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Вот какой он, эстонский берег Чудского озера :) А в Гдове, кстати, погранзона лишь формальная. Тем более, что по новым правилам россияне даже формально имеют право посещать Гдов без пропуска (поскольку он находится дальше 5 километров от границы).

Date: 2014-12-15 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] stellardome.livejournal.com
А на берег - ни-ни? Помню, лет восемь назад были в Гдове с отцом, спокойно доехали до прибрежных деревень, искупались.

Date: 2014-12-15 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
И берег тоже.

Пропуск по-прежнему нужен, например, в деревни на берегу р. Нарова. Ну и в тот же Ивангород до сих пор нужен.

Date: 2014-12-15 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я слышал истории о том, как людей в Гдове заворачивали прямо на автовокзале. И к тому же, сколь я знаю, там очень плохо с транспортом, чуть ли не 2 рейса во внешний мир в сутки с вечерним прибытием и утренним отправлением.

Если погранзону правда отменили дальше 5км от границы - это здорово. Теперь осталось её отменить вообще...

Date: 2014-12-15 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Её не то чтобы отменили, там всё довольно странно. В январе 2013 года граждане РФ получили право посещать погранзону без пропуска, за исключением приграничной 5-километровой полосы, включая 5 километров вдоль берега пограничного водоёма (то есть гражданин РФ получил возможность ездить без пропуска, к примеру, дальше погранпоста за Выборгом, но не ближе, чем на 5 км к границе; в Гдов пропуск был по-прежнему нужен, так как Чудское озеро — пограничный водоём, и отсчёт пяти километров вёлся от его берега; также по-прежнему нужен был пропуск и на арктический берег России, то есть в места типа Амдермы или Диксона, но уже не нужен в Новый Уренгой). В 2014 году для граждан России стало возможным посещать без пропуска погранзону, кроме 5-километровой полосы только вдоль сухопутной границы (водоёмы уже не в счёт), то есть в Гдов теперь можно, равно как и на Диксон или Певек. А вот для граждан других стран пропуска по-прежнему нужны абсолютно во всю погранзону. Но в целом, учитывая последние тенденции, могу предположить, что в обозримом будущем от такого бюрократического маразма, как погранзоны, Россия может и вовсе избавиться. Хотелось бы, чтобы так и было.

Date: 2014-12-15 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это хорошая тенденция. Дай Бог! Нам много от чего надо избавляться...

Date: 2014-12-15 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mu-pankratov.livejournal.com
Наконец то про наших! ))) Спаси Христос дорогой, очень красиво.
***Есть тут, конечно, и работы местного резчика по дереву*** - жаль вот не дал контактов моего учителя по резьбе... кхе,кхе... он кстати Председатель староверов всей Естонии и как раз там обретается.)))
Мне конечно не судить, но русская культура потихоньку умирает, так что ето последний выдох наверное... ( Пал Григорич! ежели прочтешь, не ругайси!)
Кстати, вот его последняя работа-


если антиресно, то вот его страничка по резьбе- https://www.facebook.com/groups/353258934726010/

Date: 2014-12-15 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, имя и должность резчика в посте указал.
Увы, про ваших в Эстонии мало, это не Латвия и не Молдавия.

Date: 2014-12-15 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mu-pankratov.livejournal.com
Благодарствую, что про наших помните.)))

Date: 2014-12-15 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sarmatskij.livejournal.com
Варандей, старообрядцы эстонского Причудья имеют куда более древнюю и сложную историю. Оно никак не связано с историей старообрядцев Латгалии. Старообрядцы Латгалии это беженцы от преследования в Речь Посполиту, же новейшие исследование про эстонское Причудье доказывают что здесь русские живут со времени Ливонской войны. Потом, жили при шведах и сумели сохранить православную христианскую веру когда при шведах оно было запрещено! Так как были в недосягаемости реформ Никона соответственно вера сохранила дореформенную форму, и лишь в начале 19 века под действием старообрядческих проповедников перешли в "официальное" старообрядчество. Вся студия: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/015online/savikhin_kasikov_vasilchenko2.pdf (709 КБ)

Date: 2014-12-15 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
жили при шведах и сумели сохранить православную христианскую веру когда при шведах оно было запрещено!

Вот с этим у мен лично тоже возникает несостыковка.
С одно стороны, Швеция периода великодержавия - государство, кичащееся тем, что у них самая чистая вера, они на 100% лютеране и единственный католик, которому разрешили приехать и поселиться в Стокгольме - старина Декарт.
С другой стороны - в шведском (и агресивно-лютеранском) Ревеле существует Никольская церковь, ее то закрывают, то открывают, но цари, начиная с Годунова, как минимум, дарят ей то паникадила, то иконы...
Кроме того, в состав шведской Ингерманландии входят территории с православным населением. Их пытаются лютеранизировать, но насколько успешно? Плюс, да, староверы Причудья - их, похоже, даже лютеранизировать толком не пытались.
Очень интересный вопрос, но, увы, толком, имхо, не исследованный.

Date: 2014-12-15 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sarmatskij.livejournal.com
В студии объяснено: православие в Ингерманландии было разрешено - такое было условие Столбовского мира от 1617 года. Же в Эстляндии и Лифляндии, как в нерусских краях - нет. Мне тоже не всё ясно, я знаю, что, например, в Карелии православие преследовалось, от того карелы бежали в глубь России, ну это совсем другие края. Видимо все зависело от настойчивости шведского губернатора в конкретной провинции.
Edited Date: 2014-12-15 09:41 pm (UTC)

Date: 2014-12-17 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] vasin666.livejournal.com
состав шведской Ингерманландии входят территории с православным населением. Их пытаются лютеранизировать, но насколько успешно?
До такой степени успешно, что северная Ингерманландия (Карельский перешеек) практически лишается всего православного населения(эпическое переселение православных в Новгородские земли, начало тверских карел). Южная часть Ингерманландии лишается значительной части населения как славянской, так и карельской(её остатки это народ ижора и вожане). Для исправления катастрофической демографической ситуации на обезлюдевшие земли в два этапа переселяются финны из центральной и западной Финляндии(будущие ингерманландские финны).
На западном берегу Чудского озера также происходят значительные гонения на православных, по берегам Оможвы(Эмайги) их частью уничтожают, частью изгоняют безвозвратно. По берегам Чудского озера "православный вопрос" не был решён окончательно, в духе фюрера, но последствия мы видим и сегодня. Из абсолютно численно преобладавшего населения они превратились в реликтовую малочисленную группу.

Date: 2014-12-15 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Вскользь я эту версию упоминал как одну из гипотез, но сейчас расширил и внёс в пост эту ссылку.

Date: 2014-12-15 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Ну, что я могу сказать: вот и начлась Эстония, которую я знаю очень и очень слабо, практически только по книгам и газетам...Из деревнь Причудья бывал только в Колкья в качестве корреспондента. Запомнился абсолютно российский строй домов в три окна вдоль главной улицы и какая-то остзейская ухоженность. Потом нам подали настойку на калгане и я чуток окосел. Увы.

Date: 2014-12-15 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну мне не впервой открывать глубинку тех или иных стран для жителей их столиц :)

Date: 2014-12-16 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Это еще и от глубинки зависит. Бебняки вроде Абья-Палуоя или Ридала мне известны, а вот Причудье - увы :-(

Date: 2014-12-15 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] sekutor.livejournal.com
Гдов-то все-таки на само озеро не выходит. Судя по карте, от него до берега пара-тройка километров.

Date: 2014-12-15 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В любом случае пешая досягаемость.

Date: 2014-12-16 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] Илья Тихонов (from livejournal.com)
Спасибо за пост!
Муствеэ мне запомнился курьёзом...Ехал из Эльвы на жутко раздолбанном ЛАЗе..в Нарву..В Муствеэ была остановка минут на 10..У бабки купил пакет груш и про них забыл..Они потекли и залили мой паспорт, который я получил до этого недавно..Пришлось менять потом..
Ну а в Калласте ездил на автобусе из тарту с нашими знакомыми..Причём автобус шёл туда окружным путём,заезжая в старообрядческие сёла Колкья,Варнья и Казеппя..Сразу обращал внимание. что из ворот выходили степенные бабушки в платках, всюду в огородах были высокие грядки с луком, а дома стояли торцом к улице, как в средней полосе России..
В Калласте обратил внимание, что ещё сохранялись деревянные дома с высокими заборами и воротами, на окнах были занавесочки с геранью..
На главной площади стоял мини-Ленин и серое здание общаги...
лет десять назад, я по аське болтал с одной девушкой..Она была жительницей Тарту,но из Калласте.Она была староверкой...И я спросил к какому течению относится старая вера..Поповскому или беспоповскому..Она обиделась на само сочетание поп..И сказала.что ходит в моленную, и у них там батюшка..А центр находится в Риге..

Date: 2014-12-16 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] kase74.livejournal.com
"Неизменный атрибут рыбацкой глубинки - лодки во дворах. А вот вкусить чудской рыбы тут негде - местные или ловят сами, или берут друг у друга, и сами, понятное дело, готовят."

Не верь глазам своим или прямо под этой надписью, на фото 40, у обочины дома стоит указатель в виде рыбы, с надписью "Копченая рыба" (suitsu kala) :)
Местные торгуют этой рыбой (пойманной зимой сетями и замороженной до лета) буквально в каждом доме ... только почему-то в этом анклаве "большем чем Россия", ее "реклама"
только на эстонском языке.

Date: 2014-12-16 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Все вопросы к туринфоцентру, где мне этого не смогли объяснить, хотя я приехал голодный и про рыбу спрашивал. Эстонским, извините, не владею.

P.S.
Задрали обитатели соседних стран обижаться на сравнения с Россией. Не нравится - не торчите в рунете.

Date: 2014-12-16 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Честно говоря, не увидел у тебя тут никакого сравнения с Россией...

Date: 2014-12-17 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] vasin666.livejournal.com
Задрали обитатели соседних стран обижаться на сравнения с Россией.
Ткните пожалуйста пальцем в то место где "обитатели соседних стран" на данной странице комментариев сравнивает что либо с Россией. Никто тут, кроме Вас самого, этим пока не отметился.

Date: 2014-12-17 02:04 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Извините, несколько раз перечитал фразу, но так и не понял, почему уже второй человек её понимает как указание на то, что кто-то другой занимается сравнением чего-то с Россией. По крайней в "российском русском" всё чётко: я - сравниваю, местные - обижаются, а мне это надоело. Ну да, я понимаю, что для местных такое сравнение - как пощёчина, как сравнение с трущобами Лагоса и мракобесием ИГИЛа, да нет, хуже - как сравнение с чем-нибудь нецинзорным анально-генитальным... Но мне кажется, это нормально - сравнивать со своей страной показавшиеся похожими явления в других странах. Поэтому советую всем недовольным идти в английский или немецкий интернет, где путешественнику буду сравнивать свою страну с Англией/Америкой или Германией.
Edited Date: 2014-12-17 02:05 am (UTC)

Date: 2014-12-16 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2014-12-16 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Хотя может быть в этом и есть "фишка", которую мне как россиянину не понять - вся эта экспозиция типично русских вещей вроде самоваров, народных костюмов, икон, кружев, абсолютно обыденная на той стороне Чудского озера, на этой стороне - эксклюзив и экзотика?

Пожалуй. Типа, мини-музея народности сету на российской стороне (не помню уже точно, в какой деревне или пгт он расположен).

Date: 2014-12-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] frosya-hod.livejournal.com
Деревня Сигово.

Date: 2014-12-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] frosya-hod.livejournal.com
Периодически навещаем Гдов и причудские деревни, ни разу не встретили погранконтроля. Но это не значит, что его нет вообще, может, просто везло. Гдовщина - вообще один из любимых районов Псковской области, симпатичные исторические деревушки на берегу, одна Доможирка чего стоит!

Date: 2014-12-16 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
На фото 38, видимо, памятник « Самовару». Самоваром называется инвалид, у которого по самый корень нет рук и ног. Один из немногих секретных госпиталей, изолированный от мира для «самоваров», давно уже не числившихся в живых был на Соловках в монастыре, где сменил бывший лагерь для заключенных. Первые массовые акции, когда искалеченных ветеранов забирали в интернаты чуть ли не с городских улиц, прошли в конце 1940-х, без вины, без суда и следствия, чтобы они своим видом не "смущали" граждан. Было около 100–200 тысяч советских солдат, которых фактически обрекли на жизнь в суровых условиях неволи — как зэков! — лишь за то, что в бою с врагом их не убило, а «всего лишь» искалечило!..
«...Недавно боевые мужики —
кому печаль поведают обрубки?
И что сказать сумеют языки,
когда ни ноги не в строю, ни руки?
...Да, Валаам — вторые Соловки.
Они страданий столько повидали! —
Здесь мигом вымирали старики,
которым тридцать стукнуло едва ли...»

Андрей Логвинов
Протоиерей

Date: 2014-12-16 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Как – то случайно попалась книга М. Веллера «Самовар», дочитала до половины. Книга скандальная и философическая. В начале книги есть предупреждение: « Не влезай – убьет. Это очень неприличная книга. В ней много неприличных слов, неприличных сцен, а главное – неприличных мыслей. Нельзя читать детям и людям с неустойчивой психикой. Возможно, лучше и вам ее не читать. Возможно, ее вообще писать – то не следовало». Свое мнение о книге даже не могу выразить, была в шоке, но вот одно из мнений: « …Это
стресс. Это шок. Это скандал. Это жизнь. Это нужно знать. Это сделает Вашу жизнь информационно наполненной….».

Date: 2014-12-17 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
...чтобы они своим видом не "смущали" граждан...

Распространенное мнение.
Мне же представляется более правдоподобным: чтобы они не смущали граждан своим асоциальным поведением (пропойцы и попрошайки).

Date: 2014-12-16 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Про европейских староверов. У нас на кафедре работает гражданка Литвы. Вполне современный светский человек. Является прихожанкой Древлеправославной общины в Клайпеде. Один зять - старообрядец, другой - православный. Соответственно - внучка - православная, двое внуков - православные.

№ 38

Date: 2014-12-17 02:11 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Антонов (from livejournal.com)
Похоже, автор вдохновлялся американским фильмом "Венера в ящике".

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2025 10:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios