varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Дубна - подмосковный город (76 тыс. жителей) на Волге, где великая река ближе всего подходит к Москве. Больше всего она известна как ядерный наукоград, где приростает таблица Менделеева, но есть у Дубны и другие ипостаси: начало Канала имени Москвы и Волжско-Камского каскада ГЭС, производство крылатых ракет, древнерусская Дубна (1134-1238) да помещичьи усадьбы окрестностей... И в совокупности - просто очень приятный город с ухоженными улицами, культурными людьми и высокими технологиями. Островок "России, в которой мы хотели бы жить".

Ездил я сюда в прошлое воскресение (7 сентября) при поддержке фонда "Наследие" и лично Фёдора [livejournal.com profile] dubna_petrov, директора местного историко-археологического музея. Город мне показали очень основательно, так что и материала набралось аж на три поста, по числу исторических центров Дубны (Большая Волга, Левый берег и Институтская часть). Про Институтскую будет в третьей части, про канал Москва-Волга и Левый берег - во второй, ну а сейчас - своего рода введение: железная дорога и исторический бэкграунд в виде двух музеев и старинного села Ратмино.

Для начала - карта, переснятая в историко-археологическом музее. Станции на ней не отмечены, но в Дубне их две - Большая Волга между точками 13 и 14 и собственно Дубна между точками 6 и 5.

2.


Добираются в Дубну обычно электричкой - ходят таковые каждые час-полтора с Савёловского вокзала, сворачивая на запад в Вербилках за Дмитровом. Часть поездов называются экспрессами, они дороже (350р. против 250) и быстрее (2 часа против 2,5), а отличаются ли комфортом. Автобусы от того же Савёловского вокзала тоже ходят, и они популярнее всего у жителей Левого берега, где нет железной дороги. Ну а я ехал обычной электричкой... впрочем, новой и очень чистой. От Вербилок до Дубны - какая-то глухомань, более похожая на Тверскую область, чем на даже дальнее Подмосковье, не считая высоких платформ. Названия у станций попадаются чудные - Темпы, Соревнование - это наследство строительства канала имени Москвы, который собственно и дублирует эта ветка, пущенная в 1935 году.

3.


Вот собственно и Большая Волга. За вокзалом - Дмитровское шоссе (автомобильный въезд), а за шоссе и леском - канал имени Москвы. Там очень интересно, но оставим для следующей части:

4.


Что же до станции Большая Волга, то не спешите возмущаться, увидев старый заброшенный вокзал, а просто посмотрите на другую сторону путей. Нынешний вокзал с необычайно широким перроном построен в 2004 году, и расположен куда удобнее старого - ведь город с этой стороны дороги:

5.


С обратной стороны - круглая площадь у начала проспекта Николая Боголюбова, названного в честь одного из важнейших учёных Объединённого Института Ядерных Исследований и его директора в 1965-88 годах, то есть в период расцвета. Основная станция в Дубне - именно Большая Волга, расположенная между двух крупнейших районов... но когда нет электрички, здесь тихо и сонно.

6.


На кольце - паровоз-памятник, при виде которого гарантированно поплохеет любому знатоку железных дорог: Во-первых, где Дубна, а где Транссиб? Во-вторых, это маневрорвый паровоз 9П, выпускавшийся в 1935-57 годах, последний советский паровоз стандартной колеи, то есть двуглавого орла на нём быть не могло ну никак. В-третьих, он довольно сильно переделан (бросаться словами типа "варварски изурдован" я не стану, но железнодорожные любители это называют по меньшей мере так). В общем, Дубна - город не железнодорожный, думаю если бы тут стоял теплоходик с канала или какая-нибудь ядерная установка - таких курьёзов бы не было.

7.


Большая Волга - район в Дубне едва ли не самый крупный и самый активно строящийся, но - самый неисторический. Тут были какие-то деревни, попадается очень невзрачная довоенка, с единственным более-менее интересным сооружением - Большеволжская баней - кадр у меня не вышел, поэтому вот фото из викимапии (автор - если я не ошибаюсь, [livejournal.com profile] gril_avp). Цвет сейчас, правда другой. По соседству школа №2, основанная в 1941 году и в войну бывшая госпиталем.

8а.


Но в основном Большая Волга выглядит как-то так, и листая в электричке путеводитель по Финляндии, я, выглянув в окно, сперва удивился, почему же надписи по-русски. Нет, конечно же нефинляндию сразу выдаёт высокий забор - но в целом вид у этих районов очень приятный.

8.


9.


10.


На прошлых кадрах - Парк Семейного отдыха, сфотографированный из окна электрички. Обычные улицы Большой Волги скорее такие. Конечно, до окраин Хельсинки Дубне далеко, но лучшим окраинам Таллина и Вильнюса. не говоря уж про Ригу, ничем не уступает:

11.


Ещё одна черта, заставляющая в Дубне вспомнить Прибалтику - обилие граффити, есть тут и свой "бэнкси" Боб Макар. Эта вот очаровательная штуковина видна с электкрички:

12.


Но промышленные объекты в Дубне чаще выглядят как-то так. Дубна - это не только ядерные исследования и оборонка, но и вполне себе гражданские высокие технологии. Например, тут делают медицинскую технику для мембранного плазмафереза и каскадной фильтрации плазмы. Или промышленные лазеры для обработки металла. Или различные системы безопасности от периметра охраняемых зданий до радиационной защиты... увы, большинство этих тем от меня далеки. Всё это не гиганты индустрии или науки, а в основном небольшие заводики, но продукция их идёт по всей стране, а кое-где (те же плазмаферезные мембраны) и на экспорт. Причём есть как несколько ещё советских заводов (например, "Тензор", начавший оживать лишь совсем недавно), так и всякие новые и постоянно открывающиеся производства особой экономической зоны "Дубна".

13.


Между тем, едем дальше. На последнем перегоне - от Большой Волги до тупиковой станции Дубна - линия электрички больше напоминает никогда не существовавший Дубненский трамвай - такое ощущение, что тут и габариты приближенных строений совсем не железнодорожные. За Большой Волгой есть ещё район Чёрная Речка, какие-то прошлые кадры могли быть сняты именно здесь. Он в Дубне отвечает за торговлю - здесь расположены крупнейшие супермаркеты. Слева проплывает штурмовик Ил-2 на постаменте - его нашли в 2004 году в болоте, подняли да восстановили:

14.


Собственно, штурмовик - уже в Институтской части, за деревьями просматривается 3-й корпус гостиницы "Дубна". Но границей района служит улица Сахарова, а пути - на другой её стороне. Там, где линия входит в Институтскую часть - свой въездной знак с советским гербом Дубны:

15.


Нынешний герб дубненцы не любят и называют в шутку "радиоактивный дуб плывёт по реке", тем более что название реки Дубны и города с дубами не связано и имеет балтские корни - "глубокая":

15а.


Котельная и производственные цеха Объединеннного Института Ядерных Исследований (ОИЯИ - дубненцы эту аббревиатуру всегда произносят слегка нараспев) - значительная часть его оборудования им же самим и построена, и даже в знаменитом Большом Адронном коллайдере были местные детали и устройства.

16.


Проезжаем мимо старой типографии - вид из окна электрички совсем как из окна трамвая, разве что чуть повыше. Электричка, обратите внимание, то ли новая, то ли полностью отреновированная внутри:

17.


А здание, которое видно из окон, помимо одного из творений Боба Макара, примечательно ещё и обитающим внутри музеем... главное, не уподобляйтесь тем туристам, которые звонят в краеведческий музей и спрашивают, "А где у вас тут замок?!" - за Дубненским замком ехать придётся аж в Ровенскую область Украины, а тут музей не зАмка, а замкА:

18.


Что ж, без музея какого-нибудь народного промысла с салоном-магазином при нём в современном Подмосковье никуда. Внутри всего одна комнатка, и я даже не знаю, где кончается экспозиция и начинается антикварная лавка:

19.


Самое, конечно, интересное - витрина древнерусских ключей и замкОв (увы, зАмков древнерусских не сохранилось, хотя ведь они были). И вопреки расхожему мнению, что де наши девние предки жили в мире и согласии и замков на дверях не вешали, а воровать их научили то ли евреи, то ли татары, в Древней Руси толк в замках знали - русские мастера делали в совокупности 12 разных типов замка, особенно ими славились Новгород и Рязань (ну, в принципе если предположить, что в Новгороде всё время что-то воровали немчины, а в Рязани - степняки...), и в 9-12 веках русские замки даже экспортировались в Европу. Очень странно, что прежде я никогда их не видел, но стенд очень интересный:

20.


Здесь же отличный информационный стенд с историей замков и всякими интересными фактами. Грубо говоря, замок существует столько же, сколько существует человеческая собственность, то есть как минимум со времён Древнего Египта, и столько же существуют воры и взломщики. К замкам современного типа вплотную подошли ещё римляне, но окончательно они сформировались в 18 веке - "французский" и "английский" замки, различия между которыми я не совсем понял.

21.


А вообще тут много и других симпатичных предметов старины:

22.


23.


24.


А чуть дальше - конечная станция Дубна с единственным путём и единственной высокой платформой:

25.


Вокзальчик:

26.


А многоэтажка с позапрошлого кадра скрывает на первом этаже историко-археологический музей буквально из пары комнат. Вот в кадре слева - археологические находки, а справа - фрагмент какого-то оружия и бетонная учёбная авиабомба времён Великой Отечественной, впереди же предметы сельской старины:

27.


Часть экспонатов я покажу чуть позже - не в контексте самого музея, а в контексте места, где их нашли. Из истории ХХ века же самые интересные стенды музея - посвящённые каналу Москва-Волга, о котором я подробнее расскажу в следующей части. Вот, например, инструменты "заключённых каналоармейцев" (от этой аббревиатуры пошло понятное в России каждому слово "зек").

28.


А вот из более старой истории - заводик стоял на другом берегу Волги. На такие жетоны рабочие могли что-то приобрести в специализированной лавке при заводе, таким образом возвращая часть своего жалования промышленнику.

29.


А вот - несколько непарадных видов музея. Кабинет сотрудников:

30.


Выставочный зал в процессе обустройства выставки "Энциклопедия русского быта. Часть 1":

31.


С тех пор её успели доделать - сравните картинки:

32.


Музейные запасники:

33.


В которых Фёдор показал мне вот такую вещь - серебрянные монетки, лежавшие давным-давно в мешочке в закромах старого дома и сплавившиеся в комок при пожаре, как у Некрасова в "Кому на Руси жить хорошо":

33а.


Напоследок съездим за Институтскую часть - в бывшую деревню Ратмино на стрелке Волги и Дубны. По дороге - конюшни спортивного клуба ОИЯИ (ныне частный конный клуб):

34.


Дальше слева от дороги коттеджи городских тузов (не фотографировал), справа - Ратминский бор:

35.


Едва ли не единственный старый дом бывшем в селе - с 1956 года оно числится улицей Ратмино в составе Дубны, жильё здесь было упразднено в 1980-е годы, и ныне это скорее дачный посёлок:

36.


А между тем, здесь начиналась Дубна, о чём свидетельствует поставленный фондом "Наследие" камень с надписью "Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким", почему-то не на шутку раздражающая некоторую часть институтской общественности - фофудья де и мракобесие, неуместные в наукограде!

37.


Собственно, Дубну действительно основал в 12 веке Юрий Долгорукий на границе с новгородскими владениями, впервые она упоминается в летописях под 1134 в связи с набегом новгородского князя Всеволода, и была в общем торгово-ремесленным городом средней руки на Волге. Разрушили Дубну в 1238 году монголы, и она уже не смогла восстановиться, исчезнув как город на семь с лишним веков. Макет Дубненского кремля в музее:

38.


Находки (на этом фото в основном украшения) из городища, постепенно подмываемого рекой - в том числе (внизу) Рюрикова тамга, которую дорисовывают то до пикирующего сокола, то до тризуба.

39.


С тех пор в устье Дубны осталось село Городище, неподалёку от которого находилась деревенька Ратмино - название его сейчас возводят к древнерусскому имени Ратмир, то есть возможно она была ровесником древнего города. В 1744 году Городище упоминается как владение Грязновых, с 1751 - Татищевых, а в 1806 его (вместе с Ратмином и заволжским Пекуновым, где тот самый винокуренный завод) получил как приданное к невесте Елизавете Татищевой Сергей Вяземский. В конце 1850-х, готовясь к отмене крепостного права, Вяземские решили перегруппировать свои земли, и среди прочего переселили ратминских крестьян в новую деревню Александровку, бывшее Ратмино же окончательно слилось с Городищем и передало последнему своё более редкое и звучное название.

40.


Увы, сама по себе усадьба не пережила советских времён - остался лишь парк, занятый профилакторием, да фудаменты в нём - подробно история рассказана здесь.

41.


А ещё уцелела церковь Похвалы Богородице (1824), довольно скромная внешне... но это единственное каменное дореволюционное здание Дубны:

42.


Колокольня перестроена в 1910-м году - до этого была существенно ниже и меньше:

43.


За церковью небольшое кладбище с очень старыми надгробиями:

44.


И дуб, который церковные бабушки сделали объектом языческого культа - после службы ходят его обнимать, "заряжаясь энергией" (привет дубу с герба!):

45.


А за храмом - стрелка Дубны и Волги, водяной простор, чрезвычайно уютное место. Удивительно думать, что вот это или вот это - тоже на Волге. Здесь - та её часть, где по Гребенщикову, "барышни глядят с берега".

46.


А реку Дубну я люблю потому, что на ней проходили весенние сходы Академии Вольных Путешествий, и несколькими десятками километров выше по течению были лучшие в моей жизни купания. В прошлом году по весне речка была мощной и быстрой, как в горах, а в этом июне - напротив, тихой и мелкой, словно бассейн.

В следующей части - о канале имени Москвы и Левом берегу.

Date: 2014-09-18 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Когда прочла заголовок, думала, что сейчас буду привередливо занудничать, наподобие местных жителей, на которых вы неоднократно жаловались, что они вцепляются в мелкие ошибки. Но... всерьез зацепиться не за что. Это следствие и того, что материал хорошо проработан и того, что в последние годы, увы, бываю в Дубне в среднем раз в год. Многое уже поменялось...
Тем не менее, зануде есть что сказать (ну зануда я...)
"Добираются в Дубну обычно электричкой" - спорно. Автобусы пользуются популярностью, особенно для левого берега, где нет электрички. А местные жители предпочитают экспресс (нумерованные места, удобнее, несильно дороже, быстрее идет) обычной электричке. Причем экспресс электричкой не называют. Я уже не говорю про личный автотранспорт.
"Основная станция в Дубне - именно Большая Волга," - опять же спорно. Основания для суждения - многолетний личный опыт поездок от станции Дубна с наблюдением штурма на Большой Волге. Моя оценка - примерно одинаковый пассажиропоток.
"Дубна - город не железнодорожный" - это так, но где еще вы найдете немаленький город, где ничем не огороженные пути идут прямо через центр, и самое обычное дело - переходить через них, отправляясь на прогулку? А застройка, как верно отмечено, идет вплотную к железной дороге. В моей практике аналогов Дубне в этом плане нет.
Edited Date: 2014-09-18 02:10 pm (UTC)

Date: 2014-09-18 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, про экспрессы и автобусы внёс в пост.
Комментарии, скорее всего, будут на тему того, насколько тут не Финляндия, из серии "заводы стоят, никаких высоких технологий тут нет, о чём вы вообще, скорая помощь не приезжает, чиновники воруют, менты беспредельничают, а тебя за твои 85 рублей ни в один настоящей двор, со времён Хрущёва не видевший ремонта, никто бы не повёл".

Date: 2014-09-18 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Посмотрим!
Во всяком случае, с моей кочки зрения Дубна подобные комментарии заслужила меньше, чем подавляющее большинство городов России.
Ну а что Скорая помощь едет, к сожалению, проверено на личном опыте.

Date: 2014-09-18 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
О-о-о-о-о, там достаточно проехать считанные километры до Кимр (а это уже Тверская область), чтоб понять - насколько большой контраст одной России с другой Россией. Разительнейший контраст!

Date: 2014-09-19 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] yazaika.livejournal.com
Кимры - наркопрофилакторий.... А восточная часть Тверской области вообще АДъ....

Date: 2014-09-19 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Тверская область, на мой взгляд, вообще одна из самых упадочных в России, хуже наверное только Псковская.

Date: 2014-12-27 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>> Моя оценка - примерно одинаковый пассажиропоток.

Да ну? БВ это ВЕСЬ Левый Берег, опять же район Большая Волга (высотки), и район Черная Речка.
А станция Дубна это только Институтская Часть (в основном трехэтажная застройка), да и то на отшибе района.
В разы меньше на Дубне.

Date: 2014-12-28 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Насчет "в разы меньше" я бы точно поспорила. И насчет того, что Черная речка ездит только на БВ тоже. Часть ЧР ближе к вокзалу Дубна, а часть - примерно посередине. Имея основную базу в Дубне именно на ЧР почти всегда на поезде ездили через вокзал Дубна.
Хотя сейчас бываю в Дубне редко, и возможно пассажиропоток действительно сместился к БВ после того. как там вокзал построили и много новых домов появилось.

Date: 2014-12-27 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>>>> Автобусы пользуются популярностью

Учитывая, что Дмитровка пожалуй САМОЕ пробочное шоссе в Подмосковье, электрички явно выглядят выигрышнее.

Date: 2014-12-28 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ой, не надо насчет самого пробочного! Вполне неплохое для Москвы направление.
Примерно 80% поездок в Дубну - на автобусе. если едешь не в пиковое время (пятница вечер, суббота утро из Москвы) воскресенье вечер из Дубны), то автобус получается чуть быстрее экспресса.

Date: 2014-12-28 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>>> но где еще вы найдете немаленький город, где ничем не огороженные пути идут прямо через центр, и самое обычное дело - переходить через них, отправляясь на прогулку?

Дело в том, что с 1930-х несколько десятилетий конечной была БВ, а дальнейшая линия по городу была всего лишь неэлектрифицированной служебной веткой на ОИЯИ (с соответствующей частотой и соответствующей скоростью). И только в 1969 году её электрифицировали и построили вторую станцию. А в 2000-е и второй вокзал (интересно, самый ли маленький город России с двумя вокзалами?). Получился такой нонсенс для наших широт, как электричка прямо в городе, как трамвай, без этих ужасных полос отчуждения, заборов, насыпей, выемок и т.д. Хотя мило.

Но из-за большого количества автомобильных переездов будущее линии за Большой Волгой небезоблачно. Её в последнее время нередко предлагается закрыть. Мол, мешает автомобилям.

Date: 2014-09-18 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Электрички, как на фото 17, и у нас на выборгском и московском направлениях ездят.
Кстати, дальше Дубны ведь находится Савёлово, за которым начинается небезызвестная в среде путешественников "Савёловская глухомань" — второстепенный железнодорожный ход от Москвы до Питера.

Date: 2014-09-18 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Савёлово не за Дубной - в Вербилках линия раздваивается, и Дубна стоит в тупике. А про "Савёловскую глухомань" наслышан.

Date: 2014-09-18 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
А, точно, раздваивается. Это я немного попутал.

Date: 2014-09-18 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] maximus101.livejournal.com
Рюрикова тамга какого века, не знаете случаем?
Явно поздняя, если в Дубне нашли. А ведь чистый хазарский двузубец.

Date: 2014-09-18 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я могу в чём-то ошибаться. Фёдор dubna-petrov обещал на ваш коммент завтра ответить.

Date: 2014-09-24 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
На фотографии изображена хранящаяся в нашем музее свинцовая вислая печать середины XII века, она принадлежит новгородскому посаднику, предположительно – Нежате Твердятичу. Тамга на печати является тамгой новгородского князя Святослава Мстиславича. Найдена эта печать на селище у деревни Топорок на левом берегу Волги, в Кимрском районе Тверской области.

Что касается ранних этапов развития родового знака – «тамги» или «эмблемы» у рюриковичей – можно посмотреть небольшую, но ёмкую работу Сергея Васильевича Белецкого «О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв» - http://arheologi.livejournal.com/117385.html

Тема возможной связи этого знака с хазарскими родовыми знаками мне в научной литературе пока не встречалась. Возможно, такая связь и может быть прослежена… Фотография подвески с изображением «хазарской тамги», которую сейчас часто приводят на разных сайтах – на мой взгляд это практически на 100% новодел.

Date: 2014-09-25 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] maximus101.livejournal.com
Ага, спасибо)
По поводу хазарского происхождения рюриковой тамги можно посмотреть у того же Белецкого, он главный специалист в этом вопросе. Например, вот здесь можно почитать более обширную его статью. http://svitoc.ru/index.php?showtopic=862
Это в заключении:
"Зарождение древнейшей русской геральдики относится к концу IX в., когда о трезубце — знаке вторичном по отношению к двузубцу — речи еще не было. Следовательно, искать корни древнерусской геральдики следует в знаковых системах IX в., основанных на фигуре двузубца. Однако ни в Скандинавии, ни в Западной Европе знаковые системы VIII–IX вв., в основе которых находилась бы фигура двузубца, мне неизвестны. Таким образом, социально престижный изобразительный символ в виде двузубца не был принесен первым династом из-за моря, а появился уже в Восточной Европе.
Поиски истоков двузубца Рюриковичей среди знаков Боспорского царства первой четверти I тысячелетия и знаков на подвесках середины I тысячелетия представляются мне некорректными по хронологическим причинам: те и другие бытовали на несколько столетий раньше знаков Рюриковичей, и связующие звенья между ними отсутствуют. По хронологическим же причинам представляются некорректными поиски истоков для древнейшей русской геральдики среди золотоордынских тамгообразных знаков: тамги Чингизидов становятся известны на Руси на несколько столетий позднее появления знаков Рюриковичей. Таким образом, большинство известных знаковых систем Восточной Европы нельзя рассматривать в качестве исходных для системы социально престижных изобразительных символов князей Рюрикова дома.
Единственным исключением остается Хазарский каганат. Среди граффити Хазарии VIII–IX вв. серийно представлены простые двузубцы, сходные с древнейшими русскими княжескими знаками (Флерова 1997: 155, табл. XXI). Поэтому я не исключаю, что тип социально престижного изобразительного символа в форме двузубца был заимствован Рюриком именно от Хазарского каганата. В свете давно отмеченного (Коновалова 2001: 108–135; здесь же основная историография) заимствования Русью от хазар титула правителя («хакан») в таком предположении нет ничего невероятного. Правда, титул «хакан» известен у «росов» с конца 830-х гг. (Древняя Русь 1999: 288–290), так что заимствование титула и социально престижного изобразительного символа вряд ли произошли одновременно: первое из этих заимствований по крайней мере на четверть века опередило второе."

Date: 2014-09-29 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Какая шикарная статья! Я ее раньше не видел. Спасибо огромное!

Да, вполне убедительно.

Date: 2014-09-18 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
эх, не доехал я в позапрошлом году до Дубны,а ведь Фёдор звал...
Edited Date: 2014-09-18 03:42 pm (UTC)

Date: 2014-09-18 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это я ещё малоэтажки институтские и левобережные не выложил :)

Date: 2014-09-18 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
вот, это было бы неплохо

Date: 2014-09-24 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
И сейчас зову! Был бы очень рад!

Date: 2014-09-18 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Ну, скажем прямо - в плане даже не благоустройства, а "умности вписаности" в лаедшафт с Хельсинки, наверное, ни один город не сравнится: даже в люто котируемом мной Стокгольме есть мрачнейшие кварталы с социальным жильем. Прибалтика там очень в стороне стоит: хотя, отдельные приятные места и у нас в спальниках отыскать можно. А если на что Дубна и похожа - наверное, на лучшие спальники Риги (Хотя в целом они там самые суровые в регионе, увы). Не на Вильнюс и не на Таллинн - масштаб куда как крупнее.
Мне они на этих фото очень напомнили томский "академгородок" (условно называю так квартал новостроек, где находимлась университетская гостиница, в которой останавливалась таллиннская делегация). Действительно Россия, в которой хотелось бы жить. Чувствуется, что город с головой. Научный уют, так бы выразился.
Edited Date: 2014-09-18 06:48 pm (UTC)

Date: 2014-09-18 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Паровоз, конечно, вызвал НЕНАВИСТЬ, а вот старое здание Большой Волги - восхищение. Только бы его не снесли. А в идеале - отреставрировали бы научно: это же, фактический, такое советское "ар-деко" железнодорожное.

Date: 2014-09-19 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Там вся линия в таких вокзалах, ещё один на фото №3. Думаю, вряд ли их кто-то сносить будет.

Date: 2014-09-19 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
На ярославском ходу только в "Заветах Ильича" и слхранился вокзальчик этой серии...

Date: 2014-09-18 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Наверное, самый своеобразный город Подмосковья - Волга, Большая Наука и некая обособленость от остальной области. Достаточно сказать, что городские автобусы не принадлежат "Мострансавто".

А электрички-экспрессы впервые тогда ещё в СССР пустили именно по маршруту Москва - Дубна, в начале 80-х...

Из нетранспортного - посвящение церкви Похвалы Богородицы достаточно редкое, в старой Москве была всего одна такая церковь - у Храма Христа Спасителя (разделившая, увы, его участь). А храм в Ратмино вернули верующим ещё в 1989 году, одним из первых в Подмосковье.
Edited Date: 2014-09-18 07:30 pm (UTC)

Date: 2014-09-18 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Интересно ознакомиться с подмосковной Дубной. Во второй половине 70-х годов занималась программированием на БЭСМ-6 в системе «Дубна», созданной коллективом сотрудников ОИЯИ г. Дубна. Много воды утекло с тех пор…
Красивый успокаивающий вид на фото 46. Вспомнилась стрелка Волги и Которосли, где удалось побывать

Date: 2014-09-19 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] yazaika.livejournal.com
Большое спасибо.
Раньше в Дубне были ну очень внимательные гаишники... Меня однажды по пути из Москвы в Мышкин остановили на пути туда на възде и выезде, и так же обратно. Просто документы посмотреть.
А вокзал на Большой Волге давно стоит. Мы от него на велосипедах в Углич ездили уже прилично лет назад.
Ленин на месте?

Date: 2014-09-19 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Конечно, куда ж он денется? Младоевропейцы сюда не доскачут :)

Date: 2014-09-19 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] yazaika.livejournal.com
Ой, и ты про них. Бетонную стену вокруг них и визовый режим. Достали они уже.

Date: 2014-09-19 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Верной дорогой идете, товарищи (ц)

Date: 2014-09-19 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Младоевропейцы сюда не доскачут :)

"Кто не прыгает, тот хач" (тм), как известно :-( Все остальное - лишь унылый коопипаст.
Что там младоевропейские скакуны - в РФ свои, державно-евразийские прыгуны Ленина ("Ульянова-Бланка" по их терминологии) ничуть не выше котируют.... ;-)
И, с точки зрения какой-либо ценности массовых гипсово-люминевых Лукичей, они, увы, правы. (Это не относится к авторским памятникам, вроде того, что в Питере на Финбане стоит. Думаю, это единственный широкоизвестный памятник вождю, который еще во ве учебники по талантливой монументальной пропаганде заслуженно войдет).

Date: 2014-10-31 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] phobos-ocean.livejournal.com
Не очень понятно, какая связь между ленинопадом, художественной ценностью этих памятников, и мнением двинутых маргиналов (на которое вообще всем насрать).

В Харькове Ленина повалили не потому, что памятник якобы не имел ценности (хотя он имел).

Date: 2014-09-19 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] 13lad.livejournal.com
Большое спасибо.
Всегда интересно посмотреть на своё обиталище другими глазами)))

Date: 2014-09-23 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Что за дебилы ТАК странно разукрасили 9П?

Date: 2014-09-24 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Будем их переубеждать и добиваться восстановления аутентичного облика памятника. :-)

Date: 2014-09-24 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Варандей, спасибо огромное за интересные посты! Прошу прощения что по объективным причинам несколкьо дней не был в Сети и сильно запоздал с некоторыми обещанными комментариями.

Очень интересный, очень доброжелательный и внимательный взгляд на наш город - это очень дорогого стоит. Спасибо!!!

Date: 2014-12-27 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
>>>> Во-первых, где Дубна, а где Транссиб?

У вас на этой фотке надпись на таблице вообще не читается. Соотв. читатель, который табличку прочесть не сможет и в Дубне не был, и не поймет при чем тут Транссиб. Тут либо в тексте упомянуть про табличку, либо фото с крупным планом дать.

А столетие строительства Транссиба действительно не имеет отношения к Дубне ни географически, ни во временным рамкам.

Date: 2015-12-17 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] townsman.livejournal.com
Спасибо! Один из моих любимых городов. Много раз был в Дубне, а вот в Ратмино всего один раз добрался.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 14th, 2026 05:25 am
Powered by Dreamwidth Studios