varandej: (Default)
[personal profile] varandej


О Новом городе Каунаса я уже много рассказал в постах о "литовском стиле" в искусстве и каунасского колорите. При всех красотах Старого города, всё же именно Новый город, сложившийся когда он был столицей Первой Литовской республики, делает Каунас неповторимым. По нему теперь и погуляем с минимумом рассуждений - лишь штрихи к уже написанному портрету.

...Как уже говорилось, в 1795 году Каунас достался России в глубоком упадке, опустошённый войнами, кризисами и эпидемиями. Если в 16 веке он был сравним с Вильнюсом и превосходил Ригу, к 19 веку тут жило всего 2 тысячи человек, а в тех городах - 58 и 26 тысяч соответственно. Но постепенно город начал оживать: в 1842 году он стал центром губернии, включавшей историческую Жемайтию; в 1862 году через него прошла железная дорога, соединившая Петербург с Кёнигсбергом и далее с Западной Европой. И хотя на рубеже 19-20 веков рост города сильно сдерживался Ковенской крепостью, сто лет назад тут жило 70-90 тысяч человек - немного, но и не мало. Но второй "звёздный час" Каунаса настал после Гражданской войны: с утратой Вильнюса именно Каунас сделался столицей, а что бывает в таких случаях с заурядным городом - можно наглядно оценить, например, в Астане. Тут масштабы конечно были иные - и время другое, и страна маленькая, но всё же, судя по современному облику, в 1920-30-е годы центр Каунаса представлял собой одну большую стройплощадку. При этом к 1939 году Каунас по-прежнему уступал Вильнюсу населением (154 тысяч против 209), но существенно превосходил его в развитии.. [livejournal.com profile] vyrud показал нам его первую "новостройку" (1923) на углу улиц Гедимина и Донелайтиса:

2.


Вскоре столица обзавелась новыми зданиями государственных органов, которым в "губернских" постройках явно стало тесно. Крупнейшие из них построены в 1925-28 годах - Сейм и Национальный банк. Бывший парламент теперь занимает филармония, и честно говоря, я бы его не назвал архитектурным шедевром - похож на довольно посредственную сталинку:

3.


А вот Национальный банк шоколадного цвета уже куда как внушительнее.

4.


Особенно в деталях:

5.


6.


Скульптурная группа с рабочим людом - наглядное свидетельство того, что когда это здание проектировалось - у руля стоял не антикоммунист Смятона, а левак Стульгинскис:

6а.


А вот куда более лаконичные, но при этом и более самобытные здания типа Департамента госбезопасности (1932-34, у начала Лайсвис-аллеи):

7.


Или Дворца промышленности и торговли (1938, ныне библиотека) - уже наследство режима Смятоны (смятонианс?):

8.


Тогда же сложился и второй (после Лайсвис-аллеи) композиционный центр Нового города - Площадь Единства, верхнюю сторону которой образует Военный музей. Вообще, я давно уже заметил, что о самовосприятии страны может много рассказать её официальный Музей №1, и противопоставление Военного музея I Литовской республики с современными музеями оккупации говорит о многом.
Рядом с музейным зданием - колокольная Башня Свободы, на которой звонарём работает старый хиппи, в 16:00-16:30 по выходным вызванивающий чуть ли не джаз и олдскульный рок-н-ролл (по крайней мере так сказал [livejournal.com profile] glebo_lj, а саму мелодию я, увы, не узнал).

9.


На площади Единства - памятники различным государственным деятелям и героям Литвы. Единство - это видимо воссоединение Вильнюса и Каунаса, а также прусской Малой Литвы, которая никогда не входила даже в состав ВКЛ.

10.


Сделано очень красиво. Обелиск (1921) - памятник неизвестному солдату, сложенный из камней с полей важнейших сражений литовской истории. За ним - традиционные резные кресты из 7 существоваших тогда уездов, перед ним - вечный огонь. Советский воинский мемориал в Каунасе тоже есть - на Зелёной горе, но я его видел лишь мельком с машины.

11.


На обратной стороне сквера - памятник Свободе (1928), очень похожий на уменьшенный вариант монумента в Риге. Оба памятника - реплики 1989 года: оригиналы разрушены в 1947 году, а на их месте до Перестройки стояли памятники Дзержинскому и Ленину соответственно.

12.


А с обратной стороны, почти напротив Музея Чертей на улице Ожешко, к Военному музею пристроен Музей Чюрлёниса - вот туда мы как раз сходили.

13.


Что ещё в Новом городе, кроме показанных зданий и ансамбля Лайсвис-аллеи, выделяется на общем фоне? Ну, во-первых Хоральная синагога (1871-72) - как и в Вильнюсе, единственная действующая.

14.


15.


Во дворе - памятник свитку торы:

16.


Новый город, в отличие от Старого, небогат на культовую архитектуру. Лишь экс-православный Михайловский костёл на Лайсвис-аллее, синагога да вот эта вот заброшенная кальвинистская церковь 1920-х годов - уменьшенная копия Радиокостёла на горе. В советское время её передали полицейской школе, с которой теперь делит здание небольшая протестантская община.

17.


Всякий промарх в Каунасе, наоборот, лучше представлен в предместьях, которые я покажу в следующих частях. Но и здесь, в начале проспекта Добровольцев, есть действующий пивзавод "Кауно Алус", основанный в 1866 году Александром Блюменталем как "Рагутис". О том, что Литва "пивная держава" и здесь отличное пиво, я упоминал не раз, в Каунасе пивзаводов несколько, и современные цеха "Рагутиса" находятся у вокзала.

18.


Ну а далее я не вижу надобности в пояснениях к фотографиям. Просто пейзажи и атмосфера Каунаса, совсем в сущности маленького по столичным меркам - но его пейзаж не спутаешь ни с чем:

19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.

И всегда довольно старнное чувство, когда среди этих стильных зданий, среди функционализма и северного модерна вдруг мелькнёт такое вот напоминание о губернском прошлом:

28.


Ближе к краю Нового города попадаются и деревянные дома - скорее всего, дореволюционные, каким-то образом не тронутые строительным бумом 1920-30-х годов и войной. Резьба на них неожиданно тонкая и вполне достойная Средней России:

29.


30.


Попадается и нечто более литовское, как на виленском Жверинасе:

31.


Мелкие детали же здесь в основном мрачны до суицидальности:

32.


33.


34.


И наконец дворы, чудесно сочитающие провинциальности и урбанистичность:

35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


Птичка-граффити кажет во двор:

43.


А во дворе - башенка, вокруг которой [livejournal.com profile] glebo_lj нагнал таинственности - даже старожилы не знают, что это и зачем. Больше всего похоже на голубятню.

44.


И в общем, уже постфактум, я подумал, что всё-таки "столичная" архитектура в Каунасе довольно провинциальна - маленькая столица тихой страны. Но в этом, пожалуй, и есть сильная черта литовского стиля - провинциально, но со своим лицом; без мировых шедевров - но всегда достойно.

45.


В следующей части - о ближайших предместьях, вокзале и Зелёной горе.

P.S.
Почему людей нет на улицах? Так элементарно - все в Старом городе и на Лайсвис-аллее! Посмотрите соответствующие посты и убедитесь!

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

Date: 2013-06-23 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
"Кауно" старше "Рагутиса" на 20 лет и это 2 совсем разных завода.
Хиппарь в башне играет на колоколах по субботам и воскресеньям с 16.00 по 16.30, причём, не только попурри из мировых рок-хитов 60-70-х, но и приплетает даже джаз. У чувака лучшая в мире работа.

Date: 2013-06-23 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, про хипаря исправил. Про пивзаводы - можно поподробнее?

Date: 2013-06-23 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Отсылаю к своему старому пивному блогу:
http://moigorod66.ru/blogs/blevnechog-zlobnava-shljagira/zavod-volfas-yengelman-ragutis.html
http://moigorod66.ru/search/tag/%EA%E0%F3%ED%EE

Date: 2013-06-24 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
На семнадцатой фотке евангелики делят помещение с полицейское школой.

Date: 2013-06-24 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Понял, сейчас исправлю.

Date: 2013-07-06 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
На 37-й фотке, там, где тусует молодёжь -- нефорский кабак "Underground Pub", ранее известный как "Antipop's Pub", владеют которым всё время почему-то русские (пару лет назад Руслан Адвокат перекупил его у Лёши Антипопса). А вот какое безобразие царит там порой внутри:



Наглядная иллюстрация типичного ковянского стиля, который я обозвал мрачным больным минимализмом.
Edited Date: 2013-07-06 12:40 am (UTC)

Date: 2013-06-24 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
умилила баскетбольная корзина на последней фотке :)

Date: 2013-06-24 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Баскетбол там везде :)

Date: 2013-06-24 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
нашел в себе силы написать у угасающего костра Ивановой ночи - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

Date: 2013-06-24 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! :)

Date: 2013-06-24 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
""Музей №1, и противопоставление Военного музея I Литовской республики с современными музеями оккупации говорит о многом.""

Военный музей и есть музей "оккупации"...

Date: 2013-06-24 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да там может быть даже одна и та же экспозиция, но название музея настраивает на совершенно иное восприятие. В моём понимании, "война" - это "борьба", "оккупация" - это "угнетение". "Музей того, как мы боролись" или "музей того, как нас гнобили".

Date: 2013-06-25 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Дык по понятиям литовцев их всегда гнобили...И не важно что сами звали "гнобителей" и не важно что "оккупация" ни как не подходит под действия СССР.Ну да бог с ними.В экспозиции много чего интересного,только вот подано и рекламы-ноль.А технические отделы-огромны,они за городом и в Вильнюсе.
кстати по вашим фото чётко можно определеить когда сделаны-отсутсвуют рядом с музеем "полковушка",асу-57 и "зис-3"..Убрали в этом году.

Date: 2013-06-24 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
История Литвы интересна, как впрочем, каждой страны – своя и неповторимая. У моего сына одно время в компьютере был пароль «Ольгерд». Я его спросила: « это кто такой?», он кратко ответил: « литовский князь». Теперь буду знать больше. Спасибо. В Каунасе много непривычной архитектуры, но много интересной и красивой. Мне понравилось фото 20, видимо душевно близко. Симпатичные деревянные дома на фото 29,30. Понравился бывший православный собор Ковенской крепости. Вот черные купола Владимирской церкви в Петербурге мне не нравятся. Не очень поняла по поводу Петербургского безумия в одном из предыдущих постов.

Date: 2013-06-24 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Баскетбольное кольцо – интересная деталь. В Петербурге, в районе Автово, во дворах тоже есть баскетбольные кольца и столы для настольного тенниса (там живут мои внуки, правда им это не надо, к сожалению). В 60-е годы в ВУЗах Петербурга был баскетбол в большом почете. Я училась в ЛИТМО (сейчас СПб университет ИТМО). Команда нашего института занимала первое место в соревнованиях между ВУЗами города. В нашей группе учились три профессиональных баскетболиста (вернее числились), институт с нами они не окончили, даже не знаю, куда они потом подевались. Когда были соревнования в нашем спортивном зале, мы ходили болеть. Происходило что-то невообразимое. Шведские стенки были облеплены студентами. Эта болезнь затягивает. Я даже сама стала заниматься баскетболом и играла во второй подгруппе любителей. В настоящее время, что приятно, команда программистов нашего ВУЗа не один раз была победителем чемпионатов мира по программированию.

Date: 2013-06-24 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Даже не прилично что то комментировать, феномен кастрации Литвы в Русских интернетах, чувство меры и пропорции путать с провинциализмом прогрессирует дальше. Пропущено всё. Впечатления только что легче становится дышать когда можно сказать Wilno, Kowno, Memel. Оставлена только "посредственная сталинка" и что там ещё. А ещё нас ждёт глухая дорога по обочине у Немана, так называемые замки, страшненький Шилутийский угол, разочеровавшая Клайпеда, изнемогающая Жемайтия. Становится скучно.
(Почему нет людей на улицах - потому что льёт дождь, а если они в старом городе значит это глубокий вечер, что здесь обсуждать, дождливое, серое убожество?)
Edited Date: 2013-06-24 11:42 am (UTC)

Date: 2013-06-24 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да вообще кошмар, кругом враги и очернители, которым литовская независимость как заноза.
Меньше эмоций. Если вы в моих постах видите только негатив, это проблемы вашего восприятия.

Date: 2013-06-24 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Может я ошибаюсь, но мне показалось гордое название Новый Город должна включать не только второстепенные и третестепенные пейзажи, но хотя какие то намёки про уважаемыми архитеткторами отмеченный уникальные архитектурные особенности. Это один из не многих в мире сохранившийся межвоенных архитектурных ансамблей. На пример с такими значимыми для Каунаса зданиями как Земельный банк (это часть площади и других пространств у Военного музея), где использовались сложные железобетонные технологии и Ромове офицеров было на много веселей, но это только моё мнение
Image
Image

Date: 2013-06-24 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Нет, а я что написал? Детальных разборов с именами архитекторов и перечислениями строительных нюансов я никогда не делаю, так как специалистом в архитектуре не являюсь. Или вам хочется восторженного тона и "а в рашке такого нет" через каждое слово?

Date: 2013-06-24 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Ничего мне не хочется (Каунас не тот город который теперь может чем то особенно хвастаться), но если так рассуждать, то наверно разве что отдалённого сравнения с тогдашней польской реальностью, латвийской, эстонской.
Edited Date: 2013-06-24 01:49 pm (UTC)

Date: 2013-06-24 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] snukis.livejournal.com
За земляка даже как-то неудобно :)

Date: 2013-06-24 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
а думаете мне самому удобно

Date: 2013-06-24 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com
В Риге — в отличие от Каунаса — местная "Статуя Свободы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B)" в советское время разрушена не была; её отстояла Вера Мухина (сама, кстати, коренная рижанка), лично знакомая с автором памятника Карлисом Зале (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8%D1%81). Я сам лично впервые увидел этот памятник в 1988 году — в целости и сохранности.

Date: 2013-06-24 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это я знаю. Вдобавок, рижская Свобода ещё держит три звезды - вполне советский символ.
В Молдавии большинство памятников румынской эпохи сохранились - например, Стефан Великий в Кишинёве.

Date: 2013-06-24 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com
Я просто сначала не понял, что Вы имели в виду, написав: «очень похожий на уменьшенный вариант монумента в Риге. Оба памятника - реплики 1989 года...» — слишком двусмысленная формулировка (непонятно, то ли имеется в виду рижский памятник, то ли два памятника в Каунасе). Три звезды в латвийской национальной символике символизируют (пардон за каламбур) три исторические провинции Латвии — Видземе. Курземе и Латгалию. Эту комбинацию из трёх звёзд можно увидеть в Латвии буквально повсюду.

Date: 2013-06-24 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] wlad11.livejournal.com
Какой прекрасный городок

Date: 2013-06-24 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] jurgis sakalauskas (from livejournal.com)
100 лет назад в Каунасе жыло немало русских, а на фотках 29 и 30 деревянные дома как раз они и строили для себя, только нюансов уже непомю. А здание 9 построен по мотивам знака Гедиминовичей -

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%BD%D1%8B

Date: 2013-06-24 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Собор святого Михаила Архангела ведь строили по проекту инженер-полковника К. Х. Лимаренко для гарнизона Кοвенской крепости http://www.archimede.lt/pastatas/98 Eikit ten dar paaiškinkit kaip kriminalitetas nevaržomai karaliauja tame mieste, o pagrindinis lietuvių pragyvenimo šaltinis pasienis ir viskokie šešėliniai verslai susiję su mašinų prekyba, nes man jau atsibodo.
Edited Date: 2013-06-24 09:05 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2013-06-25 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А вы пост про Лайсвис-аллею мой разве не видели? Присутствует там половина этих зданий.

Date: 2013-06-25 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Как там не было, но если есть планы и намерения до 2018 г. внести новый город в список UNESCO наверно не за одну Лаисвес Алею, находится эксперты которые говорят что довоенная архитектура в Каунасе интереснее чем в Брюсселе, Варшаве, Лондоне http://unesco.mfa.lt/index.php?3334261114
Edited Date: 2013-06-25 07:28 am (UTC)

Date: 2013-06-25 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
За Брюссель и Лондон не скажу, а вот польская межвоенка, судя по Западным Украине и Беларуси - уныла и примитивна. В том числе во Львове, который был 3 по величине городом второй Речи Посполитой. Потом, где я сказал, что архитектура Каунаса не интересна?

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:27 am
Powered by Dreamwidth Studios