varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Литва - один из редких примеров двуцентрической страны: Каунас, её "вторая столица", с населением 350 тысяч человек уступает Вильнюсу менее чем на треть, а их взамоотношения часто сравнивают с отношениями Москвы и Петербурга. Они совершенно различны даже внешне: в мягком барочном Вильнюсе основная форма - круг, а большинство линий кривые и витые; готический и модернистский Каунас - напротив, город прямых и углов, и даже стоит он на треугольной стрелке Немана и Няриса. Вильнюс - город всех цветов радуги, в Каунасе же господствуют два цвета - серый и красный (как тут не вспомнить два флага Литвы - триколор и Погоню!). Наконец, в отличие от космополитичного Вильнюса, который мне видится достоянием всего Великого княжества Литовского, Каунас - "национальная столица", литовцы здесь составляют 92% населения, и в советское время он имел репутацию города, куда русским лучше не соваться (так по крайней мере предупреждали моего отца, в 1970-е годы сверстники-литовцы в Зарасае). По словам [livejournal.com profile] glebo_lj, "Вильнюс - добрый, Каунас - злой", "Вильнюс - город разгильдяев, Каунас - город аскетов". Но в отличие от "доброго и космополитичного" Вильнюса, где нас никто не встретил, Каунас мы осматривали не наугад - с нами, поочерёдно, были один из лучших в ЖЖ знаток литовской истории Витас [livejournal.com profile] vyrud и уже упомянутый прожжённый нефер Глеб.

В Каунасе нет такого ощущения перевеса прошлого над настоящим, как в Вильнюсе, поэтому о лицах и деталях я напишу не в последней части, а лишь во второй. Всего о Каунасе будет 8 постов, и для начала как водится полюбуемся городом сверху - с костёла Воскрешения на Зелёной горе и высокого берега Немана, куда ведут старинные фуникулёры.

В панораме Каунаса хорошо заметен белый "небоскрёб" на вершине Зелёный горы (Жаликальнис) - это костёл Воскрешения (именно такой официальный перевод, так-то он Воскресенский), крупнейший на постсоветском пространстве образец церковного модернизма и памятник двум обретениям независимости, "воскрешению" литовского государства. В 1922 году, стоило только закончиться войне, на Зелёной горе появилась Малая Воскресенская церковь, построенная как "времянка" для будущего храма:

2.


Проектирование большого собора началось в 1926 году, когда окончательно улеглась пыль войн, а строительство начато в 1934-м. К 1940-му году храм с 70-метровой башней был почти достроен, став апофеозом "литовского стиля" в архитектуре (к коему принадлежат вот эти дома у подножья).

3.


Однако дальше война, потеря той самой независимости, памятником которой он был, атеистическая новая власть... В 1952 году недостроенный костёл стал цехом радиозавода "Шелялис"  - того самого, выпускавшего впоследствии знаменитые в СССР телевизоры (а по непроверенной информации - ещё и радиоглушилки). В те времена у него появились народные прозвища Радиокостёл, Святой Радиозавод...

4.


И лишь в 1990 году здание вернули верующим, однако на его реставрацию и отделку ушло ещё 14 лет. Малая Воскресенская церковь, построенная как времянка, в итоге заменяла большой собор 82 года, успев стать историческим памятником. Костёл Воскрешения же оказался символом обеих независимостей и ярчайшим образцом межвоенной архитектуры не только в Литве, но и во всех землях, отошедших к СССР во Второй Мировой.

5.


По соседству с мёртвым радиозаводом:

6.


Интерьер бел и минималистичен. Убрать лавки и колонны, добавить обшарпанности - ведь и правда готовый заводской цех. На верхнем ярусе находилась администрация, и "пойти в костёл" между собой рабочие называли визит к начальнику:

7.


7а.


Я очень люблю храмы середины ХХ века - как то, чего у нас нет и быть в принципе не может:

8.


Справа от алтаря - крестильная часовенка с макетом Зелёной горы:

9.


На крыше собора - смотровая площадка, куда за небольшую плату можно подняться на лифте. У входа - касса и сувенирная лавка, а в ней задумчивый старик Йонас Коклевичюс - "литовец, ставший сибирской легендой" (как написано в газете, которую он нам демонстрирует). За несколько минут у кассы он успел рассказать нам о том, что 30 лет прожил в Сибири, попав туда конечно же не по своей воле, причём видать не в городе, а где-то в глуши. А Сибирь - дело такое: кого она не сломала - того сделала сильнее, истории ссыльных 19 века от поляков и евреев до декабристов очень наглядно это подтверждают. И этот человек там стал бОльшим сибиряком, чем иные старожилы, и рассказывал нам, как его "ел медведь" (в смысле - задирал), а он сумел одолеть этого медведя с одним ножом: по его словам, в схватке с медведем можно выиграть несколько секунд, схватив его за язык - и нанести удар ножом в сердце. В Литву Коклевичюс вернулся в 1981 году. На крыше собора стоят его сибирские лыжи - широкие и отороченные мехом, благодаря которому они не съезжали назад:

10.


Крыша напоминает палубу корабля. На колокольню лифт пока не ездит:

11.


Но может это не насовсем? Например, в постах [livejournal.com profile] darriuss, бывшего здесь в 2009 году, упоминается, что часовня Святого Казимира, покровителя Литвы, закрыта (и закрывает вид на Старый город), однако сейчас она действующая и сквозь неё можно пройти на "балкон". На крыше вместе с нами - группа русскоязычных туристов, возможно откуда-то из другой части Прибалтики:

12.


Далее пойдём по кругу, по моей привычке, против часовой стрелки (каждый вид левее предыдущего), начав от колокольни. Северная часть Каунаса выглядит так - бесконечные коттеджи, которые пересекает капитальная застройка проспекта Саванорио (Добровольцев) - самой длинной улицы едва ли не во всей Литве (7км), по прямой соединяющей Старый город с автострадой.

13.


Среди коттеджей виден жёлтый купол старообрядческой Никольской церкви (1906) - староверов в Литве не так много, как в Латвии, но их присутствие заметно. Вдалеке - Национальный госпиталь, завершённый лишь в 1940-м году, крупнейший по размеру образец литовской межвоенной архитектуры, в отличие от костёла и органов власти, послуживший литовцам и при Советах.

14.


В одном из таких коттеджей - отеле "Аланта" - мы и жили. Тихий район, большой уютный номер под скошенной крышей, почти полное отсутствие других постольяцев - что ещё надо? А вдалеке, за глубокой долиной Няриса - обычнейшие серые микрорайоны, которыми застроена прилегающая к автостраде часть Каунаса.

15.


Сам Нярис отсюда не виден, а вот уходящий вдаль Неман просматривается. В Каунасе его ширина около 250 метров. Обратите внимание и на трубу - Каунасс не слишком индустриален, и всё же промышленность тут куда заметнее, чем в Вильнюсе:

16.


Между прошлыми кадрами - ещё и сам радиозавод:

17.


Тут хорошо видно устройство Каунаса - треугольник между двух рек, а вернее даже два треугольника один в другом - собственно берег и Зелёная гора. Рельеф в Каунасе сложный, планировка соответствующая - на машине мы тут регулярно плутали.

18.


Из крон на переднем плане выглядывает башенка заброшенной кальвинистской церкви, представляющей собой уменьшенную копию этого собора тех же лет (она видна, кстати, и на вводном кадре), за ней по прямой - труба дореволюционного пивзавода. А вдалеке Старый город, слева направо основные вертикали: Фара Витовта (Вознесенский костёл, рубеж 14-15 веков), барочный иезуитский костёл Франциска Ксаверия (1666-1720) и уже за краем горы накладывающиеся друг на друга башни Петропавловского костёла (1413-1624) и ратуши "Белый Лебедь" (1771-80). Но в целом Старый город отсюда почти не виден:

19.


Чуть ближе купол синагоги (1871-72). Ковно хотя и не был Северным Иерусалимом, а синагог сохранил побольше:

20.


Понемногу переводим взгляд на Новый город - основной вид с костёла. Вдали просматривается "самый длинный в мире" мост Витовта (почему, объясню позже), над которым вторая смотровая площадка этого поста. Купол справа принадлежит бывшему Сейму (1925-28, ныне филармония), а вот высокое белое здание слева - это на самом деле советский горком (вероятно, сильно перестроенный из довоенного литовского здания), с фасада столь унылый, что я его даже не снял. Ещё левее виден шпиль, кажется, бывшего губернского правления, до которого мы умудрились не дойти. А опять же левее купола Сейма чёрным треугольником виднеется шпиль костёла Гертруды (1502) - у Старого и Нового городов на несколько кварталов зона взаимопроникновения.

21.


Чуть-чуть левее - на переднем плане под флагом Военный музей (1936) со Стелой Свободы и корпусом Музея Чюрлёниса, один из композиционный центров Нового города. Рядом коричневый Нацбанк (1925-28), а слева хорошо виден Городской театр (1890-91, перестроен в 1922-25, ныне музыкальный):

21.


Вид строго на юг. Здесь в пейзаже господствуют две недостроенные гостиницы - "Турист" и "Республика", советские долгострои, которым в независимой Литве не нашлось ни инвестора, ни денег на снос. По словам Витаса, турбизнес в них инвестировать не будет - в "Туристе", например, большинство номеро без удобство. Но в этой части города они остаются доминантами, добавляя той самой атмосферы злого аскетизма, о котором говорил Глеб.

22.


Архитектура первой республики - прекрасная геометрия, я считаю! Это улица Мицкевича:

23.


Двор где-то в Новом городе:

24.


По мере удаления: Лайсвис-аллея (местная пешеходная улица и "витрина" города) со зданиями Первой республики; сталинская башня на проспекте Миндовга - 8-полосной (!) улицы вдоль набережной; пешеходный мост на Остров у берега Немана с отдыхающими людьми, на нём же из-за края кадра выглядывает Жальгирис-Арена, построенная к чемпионату Европы по баскетболу 2011 года. Что Литва - страна баскетбольная, а "Жальгирис" (литовское название Грюнвальда)  - команда из Каунаса, думаю, напоминать не надо. Совсе уж за Неманом - элеватор 1920-х годов:

25.


Ещё левее. У подножья костёла, видимо, бывшая промлощадка и не слишком заметная станция фуникулёра (второй дом слева). На горе видны вышки телерадиоцентра, основанного ещё в 1910 году как радиостанция Ковенской крепости. Хорошо виден склон Зелёной горы, отделяющий нас от ровного прямоугольного Нового города.

26.


Заброшенная гостиница, за ней мехмат Каунасского технического университета (основан в 1947-м, здание видимо старше), на заднем плане рядышком костёл Креста (1695-1700) бывшего монастыря кармелитов и пока что неопознанный завод времён Первой республики (вернее, мне о нём рассказывали, а я всё забыл!), за которым ещё один "самый длинный в мире" железнодорожный мост:

27.


Доминаната Нового города - Михайловский костёл, переделанный из православного гарнизонного собора Ковенской крепости (1890-91), такая вот специфика Литвы:

28.


Ещё левее, у подножья горы. Серое здание слева - бывший департамент госбезопасности (1932-34), а дальше... это действительно минарет. Татарская мечеть, по одним данным, построена в 1930 году президентом Антанасом Сметоной в благодарность татарам за верную службу, а по другим - в 1906. Обе версии по-своему логичны: до революции даже в глубокой России каждый губернский город комплектовался мечетью (скажем, Тверь или Архангельск), а в Ковно татары составляли 2% населения; в 1920-30-е годы литовские татары вновь напомнили, зачем их сюда позвал когда-то Витовт - из числа были многие офицеры литовской армии. Как бы то ни было, ныне основные прихожане этой мечети - чеченские эмигранты.

29.


Ну вот круг и замкнулся на Зелёной горе - ещё одна гимназия межвоенной эпохи и образец уже современной литовской архитектуры "Аушрос намай" (Дом Рассвета). В общем, если делать по новой моде "7 чудес Литвы", костёл Воскрешения войдёт в их число безусловно:

30.


А совсем рядом к костёлом, как уже говорилось, верхняя станция фуникулёра. Каунас - один из немногих постсоветских городов, где есть этот экзотический транспорт (я на фуникулёре катался только в Киеве), причём в отличие от Вильнюса, он здесь во-первых старый (1931), а во-вторых связует две городские улицы, а не две части музея-замка. Жаликальнис в межвоенное время активно застраивался особняками и виллами разбогатевших жителей новой столицы, ну а кроме того фуникулёр должен был максимально облегчить "дорогу к храму" из центра города.

31.


Внутри всё без внешних изменений со времён постройки, ощущение "привета из прошлого", причём даже не из советского. Проезд - то ли 1 лит, то ли пол-лита. К слову, мы сюда попали почти случайно - дождь настиг нас и Глеба уже внизу, и ближайшим местом, где его можно переждать, оказалась нижняя станция... однако пережидали мы в основном уже на верхней.

32.


Вагончик тут по сути лифт, даже без водителя, но с очень колоритным интерьером и плакатами об истории фуникулёра на окнах. Ходит он раз в 5 минут при наличии пассажиров... которых, сказать прямо, очень немного.

33.


Вид снизу вверх. Ещё на постсоветском пространстве фуникулёры водятся в Сочи, Владивостоке, Киеве, Одессе, Баку и Тбилиси, а старейший был в 1896-1920 годах в Нижнем Новгороде:

34.


Нижняя станция:

35.


А можно и по лестнице, их много и они очень живописны:

36.


Теперь перенесёмся ко второй смотровой площадке на занеманских холмах предместья Алексотас. Туда ведёт уже упомянутый мост Витовта (1914, пролёты восстановлены после войны), на момент постройки самый длинный в мире. Что за чушь - спросите вы? Даже без всяких Бруклинов и Ньюкаслов были к тому времени уже многокилометровые мосты через Волгу, Енисей, Амур... Но здесь был самый что ни на есть пространственно-временной континуум: дело в том, что на той стороне начиналась Сувалкия, административно часть Царства Польского, где на момент присоединения к России (жившей по Юлианскому календарю) действовал Григоринаский календарь, те самые "старый" и "новый" стиль. То есть, разница между двумя берегами составляла 13 суток, а путь по мосту формально - без малого две недели, причём и в будущее, и в прошлое!

37.


Потеряв Вильну, литовцы тем не менее смогли удержать половину Сувалкийской губернии, ту самую литовскую Сувалкию, и вскоре (да в общем-то уже в 1915 году, когда Ковно заняли немцы) с небывалой длиной моста было покончено, поэтому такое прозвище скорее за его деревянными предшественниками. На той стороне же район Алексотас, где у какого-то учебного заведения находится ещё одна смотровая площадка. Склон под ней отмечен гигантской "бабочкой" (кстати, заметьте сохранившиеся на мосту советские звёзды):

38.


Рядом второй фуникулёр (1935) - как я понял, Каунас единственный постсоветский город, где их два:

39.


Тут, правда, дела печальны: фуникулёр работает лишь в будние дни с 7:00 до 10:00 и с 13:00 до 18:00, мы же его увидели спящим:

40.


Верхняя станция:

41.


42.


Тут не так высоко, но зато прекрасно виден Старый город. Пойдём опять слева направо:

43.


Монастырь бернардинцев с Георгиевским костёлом (1471-1502) и католическая семинария (1863), крупнейшая в Литве и единственная действовавшая в СССР, занимающая бывший монастырь цистерцианцев.

44.


Почти крупным планом уже знакомые Фара Витовта (за ней крыша готического Дома Пяркунаса), иезуитский костёл с монастырскими корпусами и между его башен - башня Ратуши. Белые барочные башни в каунасской геометрии чуждо. За ними слева воссозданная круглая башня Ковенского замка и Троицкий костёл (1634, при семинарии), а справа - заброшенная Еврейская больница:

45.


Огромный Петропавловский собор - его длина порядка 80 метров, вполне возможно, что это крупнейший храм Литвы. На переднем плане - немецкая кирха (1683, башня 19 века) и солнечные часы-"смайлик" - квартал занят Каунасским факультетом (!) Виленского университета:

46.


Красные крыши, готические фронтоны Старого города - в нём есть Немецкий и Ганзейский кварталы соответственно. Чуть дальше башня бенедиктинского Никольского костёла (1495-1503) и его же барочные корпуса:

47.


А вот новый город отсюда виден куда как хуже. Крайний правый вид с костёлом Воскрешения я поставил на заглавный кадр:

48.


Следующая часть - о каунасском колорите, про людей и про чертей.

P.S.
Друзья-литовцы, да и все прочие тоже - просьба не кидать в комментарии большие фотоподборки, лучше давайте только ссылки на фото. Пост и так вышел огромный (в отличие от "Деревянного Идишланда", где я был только за), мне часто жалуются, что мои посты медленно грузятся - и поэтому не стоит его утяжелять. Но любые уточнения мне очень понадобятся для последующих постов об отдельных достопримечтальностях Каунаса.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Верхний город..
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-06-21 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] unclejosef.livejournal.com
Не знал, что на постоветском пространстве встречаются костелы такой архитектуры. а вот в Польше в Кракове и Белостоке я такие костелы видел. Спасибо.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-21 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 03:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikhail grishchenko - Date: 2016-02-06 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unclejosef.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] snukis.livejournal.com
Проверил информацию. В костеле все таки была не только администрация но и инструментальный (второй) цех (вот как здание из нутри выгледело перед ремонтом http://kaunas.lcn.lt/parapijos/prisikelimas/new_foto/vidus02_d.jpg). Последний раз в этой части завода я бывал в глубоком детстве, так что память подвела... Рабочие часто поговаривали «уду в костел» (т. е. к начальнику :).

30. в самом низу фотографии можно увидеть желтый забор гимназии (1930), в который вмонтированы фрагменты каунасской коньки, закрытой в 1929 г.

44. В Каунасе Гуманитарный факультет Вильнюсского университета появился после реорганизации (1949-1950 г.) Каунасского университета, во время которой был закрыт гуманитарный и теологический факультеты, а остальная часть разделена на политехнический и медицинский институты.
Edited Date: 2013-06-21 12:29 pm (UTC)

Date: 2013-06-21 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] snukis.livejournal.com
(Извините, что поправлял комментарий, почему-то к нему прилепился текст к другому посту.)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-21 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snukis.livejournal.com - Date: 2013-06-21 06:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] romanovz.livejournal.com
У Каунаса панорамка то не такая эффектная как в Вильнюсе.

Date: 2013-06-21 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] vilnews.livejournal.com
В Каунасе уже давно не 350 тысяч - по данным на 1 января 2013 г. в живых числились 306,888 человек. Сколько из них физически находилось в Каунасе, официальная статистика умалчивает.

Date: 2013-06-21 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А в Вильнюсе тогда сколько?
"Сколько фактически находятся", думаю, для больших городов не совсем верная формула - а сколько в Каунасе "фактически находится" людей из глубинки? Наверное, как минимум не меньше должно быть?

(no subject)

From: [identity profile] vilnews.livejournal.com - Date: 2013-06-21 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snukis.livejournal.com - Date: 2013-06-21 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laiptas.livejournal.com - Date: 2013-06-21 05:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] narumov.livejournal.com
Старик Йонас в костёле совершенно замечательный:)

Date: 2013-06-21 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот только я не уверен, что он действительно Йонас. Может, Йозепас, например. Мог неверно запомнить.

(no subject)

From: [identity profile] narumov.livejournal.com - Date: 2013-06-21 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-21 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-21 03:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snukis.livejournal.com - Date: 2013-06-21 04:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com
Судя по фотографиям, город красивый, атмосферный, а собор просто потрясающий, особенно внутри. Я видел только одну христианскую церковь с таким настоящим минимализмом: церковь благовещения в Назарете.

Date: 2013-06-21 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] rotweller.livejournal.com
какой индустриальный костел. он и вправду больше похож на цех

Date: 2013-06-21 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sfed.livejournal.com
Классный репортаж! Был в Каунасе в прошлом году целые сутки, но посмотреть удалось только Старый город. Удачи!

Date: 2013-06-21 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Мне почему-то Каунас больше Вильнюса нравится. Наверное, за "прусскую" готику. Точнее - за ее неожиданное сочетание с "польским" барокко. Но и вообще есть в статусе "бывших столиц" что-то манящее.
Фуникулер, который на Алексото, мне никогда не удавалось застать работающим. А то, что второй из них, который к костелу Воскресения, вполне официально называется "лифтом", меня всегда веселило ;-)

ПС. Да, и конечно же - запоздалое "спасибо" за деревянный Идишланд. Запарился уже искать эти фотографии по разнообразным англоязычным ресурсам.

Date: 2013-06-21 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На обратном пути папа хорошо сформулировал: "Вильнюс - самый красивый город Литвы, а Каунас - самый интересный". Мне он больше запомнился какой-то внутренней энергией, таким особым напряжением, которого нет у Вильнюса.

Liftai - это может значит просто "подъёмник", уже без таких тонкостей, фуникулёр там или лифт?

Надо же? А я эти фотографии за полдня собрал, при том что английским так себе владею :) Зря наверное не указал источники.
Edited Date: 2013-06-21 03:39 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-21 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snukis.livejournal.com - Date: 2013-06-21 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aleksey vladimirski - Date: 2014-10-15 11:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] i-l-d.livejournal.com
ууу, костёл шикарный, круто

Date: 2013-06-21 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Любопытно высказывания насчет "русским лучше не соваться" оно, мне кажется, отражает скорее настрой советчиков, нежели реальную ситуацию. Дважды была в Каунасе в дествтве, максимум с чем сталкивались - с отсутствием ответа при обращении по-русски. Но город помню плохо: в то время ездили туда в основном ради музея Чюрлениса.

Date: 2013-06-21 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ой, мне про Львов тоже самое говорил в (внимание!) Луцке, Мукачеве и Дрогобыче, так что это нормально.

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-21 08:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Если сегодняшнюю литовскую реальность я оцениваю так что "несмотря на множество проблем есть луче чем могло быть и я сам ожидаю" (требовать чего то больше не совсем адекватно и может быть не нормально, по тому что с реальностью надо считаться), то про Каунас можно сказать что он мог быть "гораздо луче". Я лично этой "Каунаской аномалии" не понимаю, там живёт не мало родственников, я сам учился но не понял почему он так выделяется на фоне остальной Литвы. Это сразу видно по сравнению хоть с Алитус, хоть Кедайняй. Где начинается Каунас словно заколодованая территория, даже природа обшарпанности своя, другая чем в Вильнюсе, какие то характерные пятна и цвет. Наверно неким способом действует "магический треугольник" расположенность между двумя реками или что то ещё. Энергетика Каунаса это нечто "очень литовское", иногда комичное, иногда трагичное но какое то "природное", "естественное", абсорбирующее, все эти пейзажи с реками, лесами, холмами. Попадая в Каунас можно испытать шок, но почему то чем больше там находишься тем интереснее.

Date: 2013-06-21 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vyrud.livejournal.com
Из хороших новостей: начали благоустроиство территорри вокруг костела. К концу октября должны закончить, как и улицу рядом. Она в принципе и была запланирована на этот год.

Date: 2013-06-21 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати - вы мне, кажется, рассказывали историю завода на фото №27 вдалеке. Каюсь - забыл :) Можете напомнить, хоть ключевые слова?

Date: 2013-06-21 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vyrud.livejournal.com
Да, мануфактура Тилманса, работает с 1870 года. Желтое здание - мартеновский цех, построенныи в 1914. Сейчас как и все советское время завод "Пяргале". Сейчас более разнообразная продукция, раньше делал только винты , но практический для всех копаблей СССР.

Date: 2013-06-21 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
К.Г. Паустовский в своем очерке "Ветер скорости" (цит. по Собрание сочинений в 6 т. - М, 1958, Т.6. --с.565) пишет, что жители Каунаса называли собор "костелом святого Элеватора".
А кроме упомянутых городов с фуникулёрами есть еще канатная дорога в Пятигорске (два вагона), которую тоже называли фуникулером в путеводителях и подъемник в Светлогорске (не работает более 15 лет).

Date: 2013-06-22 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
С удивлением для себя обнаружил этот текст в сети. (Там еще доставляют вопросы для студозиусов перед чтением текста)


К ночи засияли огни Каунаса. Начался спуск к Неману среди таких поднебесных ив, что ночь под ними сразу стала во много раз плотнее. Даже сильные автомобильные фары не могли отогнать эту ночную темноту за край шоссе. Ранним утром я вышел на балкон гостиницы и увидел на горе над Каунасом исполинский костел из красного кирпича, похожий на элеватор. Над кирпичным остовом костела вздымался большой черный крест. Зрелище было угрюмое. Мне рассказали, что костел этот начал строиться во времена буржуазной Литвы, но закончить его не успели. Внутри костел пуст. Жители Каунаса прозвали его «костелом святого Элеватора» — «свентэго Элеватожа». Появление этого кирпичного ковчега над Каунасом не вяжется со всем видом города - старого, уютного и губернского. Этот губернский облик Каунас сохранил до наших дней.

Есть города, где кажется, что все жители хорошо знают друг друга. Такое же впечатление остается от Каунаса. Этот город патриархальный в хорошем смысле слова. В вечер приезда мы пошли поужинать в ресторан. Официанты были добродушны и деликатны. Оркестранты играли под сурдинку, и не надо было кричать, чтобы расслышать друг друга. За соседним столиком юноши, похожие па студентов, попросив разрешения у соседей, тихо напевали литовские песни.

У Каунаса - старые художественные традиции. Лучшие литовские народные вышивки и вязанье - из Каунаса. В Каунасе жили и работали художники Добужинский и Чурлянис.

Мне рассказывали, что в Каунасе была лучшая в мире коллекция бабочек всех стран земного шара. Она не уступала в ценности и красоте хорошей картинной галерее. Ее собрал ученый, уроженец Каунаса (фамилию его я, к сожалению, забыл). Он объездил весь мир, особенно долго прожил на островах Тихого океана и вернулся под старость в свой родной город. Куда девалась эта коллекция - никто не знает.

В одном из магазинов Каунаса я видел картину неизвестного местного художника — портрет девочки. Картина поражала чистотой и спокойствием красок, бледным и очень серьезным лицом маленькой девочки. Но фон у картины был странный. Он был составлен из больших кругов, окрашенных в бледные цвета. И я подумал: не ученик ли Чурляниса написал эту картину? Чурлянис был замечательным живописцем. Многие его картины, правда, фантастичны, как сны. Но если отбросить их, то у Чурляниса останутся удивительные вещи. Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо, как это сделал Чурлянис в серии своих картин «Знаки Зодиака».

Я запомнил еще одну картину Чурляниса - «Сказка». Волшебник держит в ладонях хрустальный граненый шар. Вокруг - ночь. Шар излучает напряженный магический свет. Он прозрачен. Внутри шара виден старинный город, переливающийся, как алмаз, всеми красками радуги. Почти все картины Чурляниса хранятся в Каунасе.

(no subject)

From: [identity profile] Антон Уманский - Date: 2013-06-22 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2014-02-09 11:36 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Злого аскетизма псто, посоны.)) Вот умеешь ты красиво города подавать, мой мимимиметр зашкаливает, лол.
Пройдёмся по фотограммам...
Фотки 6 и 17. Радиозавод далеко не мёртв, жизнь там бурлит, как мало где. Первый этаж полностью занят магазинами, остальные помещения занимают многочисленные офисы. Поскольку арендная плата одна из самых низких в городе, поселились там самые экзотические конторы: аэробика, секты (сахаджа-йога, например), студии звукозаписи (из одной мне подарили советский бобинник нулевого класса), был даже огромный техно-клуб, занимающий половину этажа. Работал там и авангардный клуб "Insait", куда съезжались злые аскеты со всего мира поиграть нойз для трёх-десяти человек. Ещё радиозавод знаменит тем, что там работал вандал Бронюс Майгис, обливший серной кислотой "Спящую Данаю" в Эрмитаже в знак протеста против советской оккупации, в ковянском диссидентском иконостасе занимающий чуть ли не следующую ступеньку за самосожженцем Ромасом Калантой. Майгис жив и сейчас, обитает в доме престарелых в сельской глуши и даже написал мемуары на русском языке, насколько знаю, пока не изданные.
Так, мне нужно в магаз успеть до закрытия, продолжу через полчасика...

Date: 2013-06-21 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Неопознанный завод на 27-й фотке -- "Pergalės" ("Победа", вроде, не та, что в 1945-м, другая). Он ещё царских времён, кажется. Там работал дедушка моей жены, так что я неплохо осведомлён о нравах, царящих в этом гнезде порока, лол. Дядя Вася, сибиряк и ветеран японской кампании, больше всего любил ночные смены, во время которых работяги занимались почти исключительно пьянством. Завод до сих пор функционирует, вытачивают там на токарных станках всякую металлическую хрень, довольно часто имеются вакансии рабочих специальностей. Кстати, модные сталинские пятиэтажки на набережной Немана построены как-раз для рабочих "Победы", съехавшихся со всех концов России после войны, до сих пор на районе можно встретить ветхих русских бабушек за 80-х. Также завод построил гаражный кооператив на краю города в Панемуне.

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-21 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-21 08:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com
Каунасский факультет Виленского университета? А я, вроде бы, лет 20 назад слышал в выпуске новостей, будто бы в Каунасе был воссоздан университет, действовавший там в период Первой Республики. Неужели его соединили с Виленским?

Date: 2013-06-21 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Нет, на фотографии каунасский филиал вильнюсского. Каунасский университет Витовта Великого -- совсем другая контора, как юридически, так и финансово.

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-21 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-21 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-21 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-06-22 10:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-21 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] gerry-r.livejournal.com
Все таки завод в костеле и при нем - Каунасский радиозавод, с 1980 - "Банга". А "ШИлялис" - это только самая известная его продукция.

... а вот на фотке 36 - дом, в полуподвале которого после войны ютилась семья моей мамы. Даже окошко видно...
Edited Date: 2013-06-21 09:24 pm (UTC)

Date: 2013-06-21 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sssilentium.livejournal.com
Спасибо! Интересно очень про Литву, какой-то импонирующий тихому человеку мир.
А из Каунаса родом мои пра- и прапра-. В гражданскую войну бежали в Белоруссию.
(deleted comment)

Date: 2013-06-22 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Все это понятно (и интересующемуся историей Литвы достаточно известно).
А вот что представлял собой Каунас во времена ВКЛ?

Date: 2013-06-22 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com
Каунас имеет одну общую черту с такими городами, как Санкт-Петербург, Бонн или Стамбул: во всех этих городах присутствует атмосфера потерянного столичного статуса. А, вообще, таких бицентричных стран, как Литва, в мире очень мало. По крайней мере, в Европе я могу назвать, разве что, только Турцию, где соперничают Анкара и Стамбул. А вот Германия, к примеру, полицентрична: на роль "второй столицы" там претендуют и Франкфурт, и Мюнхен, и Гамбург, и Кёльн с Дюссельдорфом (между прочим, Кёльн и Дюссельдорфом издавна соперничают и друг с другом в пределах земли Северный Рейн — Вестфалия). То же самое можно сказать и об Италии, где с Римом соперничают Милан и Неаполь; и об Австрии (где Вене противостоят Зальцбург и Инсбрук), и о Нидерландах (с Амстердамом там соревнуются Роттердам и Гаага). О Швейцарии я уже молчу: там, вообще, Берн столицей является лишь формально; а, с другой стороны, такой же почти столичный статус имеют и Цюрих, и Женева, и Лозанна.

Date: 2013-06-22 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В принципе где я припоминаю ярко выраженный двуцентризм? Из крупных стран это конечно Россия (Москва-Петербург), Китай (Пекин-Шанхай). Ещё можно вспомнить Турцию (Стамбул-Анкара), Казахстан (Астана-АлмаАта), Вьетнам (Ханой-Хошимин), ну и всякое по мелочи. А вот для Европы тип очень редкий, может разве что Испания (Мадрид-Барселона) и Португалия (Лиссабон-Порту)?

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 08:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] josef kats - Date: 2013-06-22 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dutschke-today.livejournal.com - Date: 2013-06-22 08:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-22 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] olavinlinna.livejournal.com
когда я приехал в Вильнюс был легком недоумении, когда приехал в Каунас тоже.
из этого недоумения я так и не выбрался махнул рукой и просто использую вильнюский и каунасский аэропорт.

Date: 2013-06-22 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] d-20-veld.livejournal.com
Ну не сказал бы что чисто по геометрии Мицкявичуса более выражена.Как вам чёткая с востока на запад Лайсве Аллея(Николавеский проспект)?
Кстати "Желтый купол " старообрядческой церкви...сгорел.Совсем недавно.
Ещё фактик о доменанте-православный собор Архангела Михаила доблестные литовцы хотели снести в 30-х годах.Даже типа референдума сделали..Но не срослось,благорозумее взяло верх.
...Опа,какой "Петропаловский собор"???Это же старейшее здание Каунаса,готический собор Витаутаса Великого.
Про мост верно,самый длинный в мире."знатоки" на этом вопросе засыпались.Кстати место тоже интересное,на этом месте самая старая переправа.Наполеон и до крестоновцев-все там старались переправиться.


И глупость про "Каунас злой"...108 десантная,вертолёторемонтныйц и танкоремонтные заводы,п\я ...так что русских тут хватало.:))

Date: 2013-06-23 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] nordprod.livejournal.com
Каунас с самолета:

Date: 2013-06-23 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] olster28.livejournal.com
Не пойму, центральная часть попала или нет. Вот Вильнюс рассматривал, когда низко пролетали над ним - очень много знакомого разглядел

Date: 2013-06-23 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] olster28.livejournal.com
Я тоже, увы, на втором не покатался. А в пером даже проходят концерты)

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios