varandej: (Default)
[personal profile] varandej


...Литовский язык "на слух" похож то на английский, то на русский, то на немецкий, то на испанский, а в костёле службу на литовском легко принять за службу на латыни. Дело в том, что он наиболее близок, насколько это можно сказать о существующем ныне языке, к индоевропейскому праязыку, от которого произошли и латынь, и английский, и русский. Длинные слова, мягкие переливы гласных, и конечно буковка "s" в конце доброй половины слов - письменный литовский, напротив, не спутать ни с чем.
Ещё литовцы были последними язычниками Европы, приняв Крещение лишь в 1387 году (а жемайты и вовсе в 1417) - то есть на пике своего могущества Великое княжество Литовское имело языческую верхушку, и видимо поэтом вплоть до Люблинской унии оставалось самым религионзно-терпимым государством Европы.
А ещё в Литве самый высокий в мире уровень самоубийств, и этому рациональных объяснений нет.

Эти три факта я привёл как иллюстрацию непохожести литовцев ни на один другой народ. Частично я коснулся этой темы в прошлой части, посвящённой природе и деревне Литвы, теперь же посмотрим на город, а вернее на неповторимый литовский стиль в архитектуре ХХ века, скульптуре, художестве...

Пожалуй, первая особенность литовского искусства - это его узкоспециализированность: сколь совершенно оно в одних сферах, столь и слабо в других. Например, в старой Литве было великолепное барокко (которое я обильно показал в постах из Вильнюса), но очень слабый классицизм (в отличие от России) и не слишком выдающийся ренессанс (в отличие от Польши). В современной Литве меня почти нигде не зацепила монументальная скульптура - зато какие потрясающие вещи литовцы творят из дерева! И первое, о котором я расскажу, проявление "литовского стиля" - деревянные кресты и каплицы:

2.


Скорее всего, эта традиция в Литве появилась задолго до её Крещения и плавно перетекла из язычества в католицизм - вообще, пожалуй, ни в одной стране мира крещение не проходило так гладко и бескровно. Как и во многих других странах, будь то греко-католическая Западная Украина или православная Молдавия, кресты тут стоят вдоль дорог, на площадях, в церковных дворах, и лишь на могилах крестов такой формы я не припомню. В старину кресторезы были отдельным видом ремесленников, и как правило странствовали по всей Литве, от церкви к церкви, Самым известным из них был Винцас Свирксис (1835-1915), от которого сохранилось около 50 крестов, в основном в музеях Вильнюса и Кедайняя. Вот только в Вильнюсе мы в музей не успели, в Кедайняя он оказался закрыт, и всё же единственный крест Свирксиса мне попался в музее Чюрлёниса в Каунасе:

3.


Однако в ЮНЕСКО не зря внесены не сами кресты, а их традиция как "нематериальное наследие" - и в постсоветское время традиция живёт и процветает, и новые кресты не отличить от старых.

4.


5.


Крест-Солнце, крест-Мировое древо... Силу этих образов не выразишь словами. А вот под Шяуляем есть целая Гора Крестов - их здесь десятки тысяч, если не сотни. По одной версии, это стихийный народный мемориал жертвам восстаний 1830-х и 1860-х годов, а по другой, на мой взгляд более убедительной - языческое капище, превратившееся в христианскую святыню.

6.


В советское время, ясное дело, кресты строить запрещали, но людей, у которых руки чешутся что-нибудь вытесать, в Литве видимо всегда хватало. Кто-то продолжал тайком резать кресты, но нашлось и немало умельцев деревянной скульптуры. Расцвет её пришёлся на 1970-е годы, когда видимо выросло привыкшее к советскому строю поколенье, но многие из этих скульптур могут быть и современными. Вот Витовт по дороге в Старый Тракай:

7.


Вот бортники тащат колоду у музея пчеловодства в Аукштайтском национальном парке:

8.


Чертовщина всякая на Горе Ведьм в Юодкранте (Куршская коса):

9.


И конечно знаменитые черти из каунасского музея. Любовь литовских резчиков к чертям тоже явно имеет глубокие корни - ведь только в христианстве был поставлен знак равенства между "демоном" (низшим духом) и "бесом" (т.е. безоговорочным злом).

10.


Но во всём этом я вижу эту языческую связь с землёй, способность разглядеть в дереве и Бога, и чёрта, и великого князя, и простого смертного.

11.


Но и "прикладной" деревянной резьбы тут немало... причём, опять же в отличие от России, резьбы как орнамента здесь почти не встретишь.

12.


Далее можно вспомнить и живопись. В Литве был как минимум один художник мирового масштаба - конечно же, это Миколаус Константинас (Кастукас) Чюрлёнис, творивший на рубеже 19-20 веков. При этом он был ещё и музыкант, а в искусства пришёл "из народа", точнее из деревни под Друскининкаем, попав в школу искусств Огинского, которую тот открыл для крестьянских детей в своём поместье Риетавас. И картины его очень хорошо выражают дух Литвы - всё простое, сдержанное и странное, но с очень, очень глубокими эмоциями:

13.


По словам [livejournal.com profile] glebo_lj, в Литве и сейчас талантливых художников и музыкантов очень много. Например, в Аникщяе я совершенно случайно попал в музей Станиславаса Петрашки, местного художника (а прежде простого электрика), создававшего картины из каменной крошки. Другая техника, другая эпоха - но вот это ощущение странной простоты и глубоких эмоций под ней тоже есть:

14.


Далее - архитектура, которая в годы Первой республики тут также была весьма самобытной :

15.


В принципе слегка похожий стиль я в больших количествах видел в Харькове - такой переход от модерна к конструктивизму. Архитектура 1920-30-х годов, хотя и замышлялся как интернациональная, наоборот получилась едва ли не самой "национальной" в истории человечества - польский, финский, румынский, немецкий, советский функционализм/конструктивизм/модернизм легко отличить невооружённым глазом, даже если не можешь выразить конкретных признаков. Литовский в этот список можно добавлять смело:

16.


Центром этой архитектуры стал, конечно же, Каунас - второстепенный губернский город, враз превратившийся в столицу государства. Подозреваю, в 1920-30-е его центр напоминал одну сплошную стройплощадку. Литовцы же впервые даже не с 1795, а вообще во всей своей истории получили своё национальное государство без давления ни то что империй, но и более развитых дружественных культур (как польская или западнорусская). Вот первый образец новой литовской архитектуры (1923) в Каунасе:

17.


Рядовая застройка:

18.


Ещё образец в Шяуляе - но прямо скажем, за пределами Каунаса в Первой Литовской республике строили немного:

19.


Однако тонкая грань между модерном и конструктивизмом тут порой давала отклонения в обе стороны. Литовский модерн той эпохи (или как его здесь называют?) едва ли не более самобытен - ведь ни спутаешь ни с русским модерном, ни с "национальным стилем" Германии, ни со сталиансом:

20.


21.


Иначе строили в Клайпеде (но там, скорее всего, большинство архитекторов как были немцы - так и остались) и Тельшяе - столице Жемайтии. Здесь всё куда как интернациональнее и более всего похоже на финский функционализм:

22.


Национальный стиль по-жемайтски:

23.


И как апофеоз - православная церковь в стиле кубизма (в Клайпеде, впрочем, есть и церковь в стиле немецкой "новой вещественности"!)

24.


А вот советская архитектура Литвы меня, честно говоря, разочаровала. Я почему-то думал, что традиция здесь была непрерывной от Первой республики до наших дней и дальше, но нет - в ней был серьёзный разрыв, видимо связанный с эмиграцией (или арестом?) лучших архитекторов. Как я понимаю, здесь были шедевры скорее планировки (тот же Лаздинай), но сама советская архитектура в Литве какая-то скучная и неоригинальная. Ну да, есть конечно несколько неплохих образцов в Вильнюсе, Каунасе и курортном Друскининкае, но не более:

25.


Ну, разве что вот эти пятиэтажки-"ёлочки" в Ниде - а мне казалось, что вся Литва была застроена так:

26.


Но преобладают по окраинам небольших городов такие вот краснокирпичные коробки:

27.


Оживляют картину футуристические водонапорки вида "причал для НЛО":

28.


А вот что в Литве действительно мне очень понравилось - это архитектура Второй республики, то есть современная. Она тут заметно отличается от того, что я видел в России, Беларуси, Украине, Казахстане, Молдавии... точнее, на уровне отдельных зданий пересечений немало, но сама тенденция совершенно другая. Главное, что бросается в глаза - полное отсутствие ориентализма, столь оскорбляющего наших эстетов "турецкого стиля", заполонившего постсоветские города. Нет здесь и ничего похожего на белорусский "агроренессанс" (об этом много у Дарриусса). Архитектура новой Литвы - это в первую очередь хай-тек, причём очень сдержанный:

29.


При этом, скажу прямо, настоящих шедевров тут немного, и в России или Казахстане встречаются отдельные куда более яркие образцы. Виленский Деловой квартал, задуманный конечно и как витрина этой архитектуры - отнюдь не самый удачный её пример:

30.


Дело скорее в среднем уровне - да, без шедевров, но и откровенно уродливая новостройка в Литве редкость. В основном тут строят примерно вот так (впрочем, 9/10 современной архитектуры сосредоточены в Вильнюсе, Клайпеде и Каунасе - именно в таком порядке!):

31.


Но даже классический хай-тек - всё же не главное в новой литовской архитектуре. Думаю, по аналогии с био-теком давно пора вводить понятие этно-тека, и вот с его образцами у меня пожалуй и ассоцируются литовская архитектура в первую очередь.

32.


33.


34.


Блестящее стекло, натуральная доска, металл, кирпич и черепица. Хаотически расположенные окон, простота формы. Всё то же ощущение "живой земли". Пожалуй, апофеозом литовского этно-тека я бы назвал вот этот дом в Клайпеде - цитируя Дарриусса, "то ли фах-тек, то ли хай-варк":

35.


А вот деревянный костёл в Ниде... вроде бы, что-то подобное встречается на островах Океании:

36.


Но есть, конечно, и совсем неудачные примеры - например вот этот билдинг в худших отечественных традициях и видом, и расположением (самый центр Вильнюса).

37.


А ещё в Литве очень любят всякие инсталляции из подручных материалов, попадающиеся даже в сельской глубинке. Хорошая их подборка есть у [livejournal.com profile] renatar, но внесу свои 5 копеек и я:

38.


39.


40.


41.


42.


43.


В основном это именно что уличная скульптура - а вот более привычных от Украины до Казахстан "сантехников", "электриков", "девушек с ноутбуками" тут как-то не припоминаю. Бывают инсталляции и прикладного характера - скажем, цветники тут часто делают в лодках или мельничных жерновах:

44.


А можно и валун во дворе положить - в самом центре Вильнюса:

45.


Честно говоря, не знаю, что из показанного выше типично для Европы или каких-то её стран (Скандинавия, Британия?), но вот для бывшего СССР тут не типично ничего. Другим впечатлением от Литвы стало то, как основательно она переориентировалась на запад. Но об этом - реалиях современности - в следующей части.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. От Старого Тракая до Караимской слободы.
Тракай. Озёра и замки.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и городской колорит.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Шанцы.
Алексотас и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

Date: 2013-06-16 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] fesma94.livejournal.com
Но есть, конечно, и совсем неудачные примеры - например вот этот билдинг в худших отечественных традициях (c)
По мне так вполне нормально.

Date: 2013-06-16 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Валун от ледника наверно остался. Это не "положить", а "не стали убирать" просто.

Date: 2013-06-16 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mannaz-russia.livejournal.com
Всякое может быть, но вряд ли с ледника да не в чистом поле :)

Есть ещё музей камня даже в Литве. И не только там камни таскают.

Date: 2013-06-16 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mannaz-russia.livejournal.com
http://www.muziejai.lt/Skuodas/akmenu_muziejus.ru.htm

Date: 2013-06-16 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] avtolit.livejournal.com
С большим интересом прочитал и первую часть общего обзора, и вторую. Спасибо

Date: 2013-06-16 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Ты верно подметил основную тенденцию литовской культуры: узкая специализация и крепкий средний уровень. Ярких безумных гениев Литва рожает крайне редко, новые "Битлз" здесь вряд ли появятся, но в редких малораспространённых жанрах и стилях литовцы чувствуют себя очень уверенно и весьма заметны на мировом уровне. Например, в Литве хорошее минимальное техно и ска-панк, а модный нынче в узких кругах шумовиков стиль шиткор фактически появился в крохотном буколическом Бирштонасе, а развился в столь же провинциальной Йонаве, в Мариамполе почему-то много микроволны самого высокого качества и т.д. Живописцы так же склонны к формалистическим сектантским экспериментам, чьи грязные каляки-маляки получают положительные рецензии искусствоведов, но простому народу чужды и непонятны, писать же в реалистической манере, хотя бы ради денег, художники совершенно не склонны, так что нового Рембранта в Литве ждать тоже не стоит.

Date: 2013-06-16 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Да, Dr. Green, например. Правда, в последние годы как-то упустил их из вида...

Date: 2013-06-16 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
не знаю насчёт Dr. Green, но есть знаменитые EYETOFUCK и старые блудодеи Oral Climax :D

Date: 2013-06-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Шутка про ORAL CLIMAX понравилась -- типичный ска, ага.)) Отличная банда была, кстати...

Date: 2013-06-17 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Грины самые известные, но есть же и SLOPPY LIVIN', и TAI KA, и целый легион разных ска-банд, практически все из Вильнюса, что характерно.

Date: 2013-06-17 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] hurdahurda.livejournal.com
О живописи в общем Вы точно заметили, но один новый Рембрандт в Литве всё таки есть - Шарунас Саука. Он, кстати, живет в глубинке - в Аукштаитий, а одна его работа висит в президентуре (она знаменуемая тысячелетию Литвы и изображает всякие деятели истории Литвы):
http://allday2.com/index.php?cstart=2&newsid=452442

Image

Image

Image

Date: 2013-06-17 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Какая ЖУТЬ!
Но с Рембрандтом я бы его сравнивать не стал, разве что габаритами баб.

Date: 2013-06-17 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Саука, скорей, исключение, подтверждающее правило. Или вот, к примеру, в каунасской академии в этом году на курсе Грюшиса защитил на отлично диплом бакалавра потрясающий гиперреалист из Йонавы Леонид Алексейко, очень техничный, собрался оставаться на магистратуре, но даже по имени-фамилии видно, что не литовец, а вообще полуармянин-полуукраинец.
(deleted comment)

Date: 2014-05-07 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Я немного утрировал. Сам, к примеру, дружу с молодым гиперреалистом Леонидом Алексейко из Йонавы, даже имею свой портрет его работы, но так-то Литва больше с Флюксусом ассоциируется...

Date: 2013-06-16 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] makaronov.livejournal.com
насчет самоубийств: рациональное объяснение быть должно, это не может быть совпадением или мистикой.. Я бы предположил, что на неустойчивую психику влияют такие накладывающиеся друг на друга причины:

- климат (частые дожди и мало солнечных дней)
- невысокий уровень доходов даже по сравнению с Польшей
- возможно, проблемы с трудоустройством (не уверен, но возможно)
- многие друзья и знакомые эмигрируют, что сужает круг знакомых, разлучает пары и, вероятно, заставляет оставшихся чувствовать себя аутсайдерами
- проколы гос. политики в этом вопросе
- много активных, не склонных к самоубийствам граждан уехало, что повысило "концентрацию" склонных к депрессии
- эффект "снежного кома", ведь считается, что самоубийство несколько заразно.

Судя по этой (http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide_rates/en/index.html) статистикие, уровень самоубийств в Литве сравним с российским. Наверно, нужно учитывать, что в РФ много регионов, и хотя в среднем по стране уровень самоубийств ниже литовского, но в отдельных регионах (http://www.languages-study.com/demography/russia-suicide.html) он превышает литовский.

Не так много северных стран с уровнем жизни, аналогичным литовскому. Странно, что в Эстонии уровень самоубийств сравнительно низок.
Edited Date: 2013-06-16 01:48 pm (UTC)

Date: 2013-06-16 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да нет, во-первых статистика устарела и Россия давно уже не в топ-10. А во-вторых, с уровнем жизни это никак не связано - сейчас первая десятка такова:
Гренландия
Южная Корея
Литва
Гайана
Казахстан
Беларусь
Китай
Словения
Венгрия
Япония

Date: 2013-06-16 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
А Норвегия где? Вроде тоже в первых рядах была.

Date: 2013-06-16 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Как всегда, забыл ссылку.
Вот:
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_suicide_rate
Норвегия теперь на 36-м месте, а вот Финляндия таки в первой двадцатке.

Date: 2013-06-16 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] makaronov.livejournal.com
У меня официальная статистика ВОЗ 2011 года вызывает больше доверия, чем полуанонимная статистика на Википедии, которую может корректировать любой желающий. Например, если можно выносить Гренландию с ее 50-тысячным населением (что особенно странно в статистике на 100 000 жителей) в отдельный от Дании пункт, то почему бы не вынести таким же образом какой-нибудь депрессивный регион РФ?

В странах Азии свои причины самоубийств (например, растущая инфантильность).

Я бы не стал говорить о том, что уровень жизни не влияет на статистику самоубийств.

Date: 2013-06-16 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Литва очень комфортна для стариков, но малопригодна для молодёжи, которая в основном и кончает счёты с жизнью. Уехать тусоваться в Берлин или Лондон -- прекрасное лекарство от депрессии, но не всем под силу. Легализация марихуаны могла бы заметно снизить количество суицидов.

Date: 2013-06-16 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати, насчёт стариков - всё забываю спросить: а какие примерно в Литве пенсии?

Date: 2013-06-16 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
В среднем, где-то тысяча литов, бывают и больше, т.е. примерно, как зарплаты у половины страны. Если учесть, что у стариков своё жильё, т.е. не нужно залазить в ипотечную кабалу, дети выросли, да и запросы, в целом, невелики, на похороны можно не откладывать, потому что государство оплачивает погребальные расходы, то жизнь пожилых людей достаточно беззаботна, хоть и не могут себе позволить кругосветные круизы, как немецкие или американские пенсионеры.

Date: 2013-06-17 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] hurdahurda.livejournal.com
По моему - ещё одной причиной "популярности" суицида в Литве может быть и "традиция" -
- самоубийствами свои поражения часто заканчивали при язычестве: оборона замка Pilėnai (в 1336 году - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B9), когда защитнки покончили сами сабой - это до сих пор принимается как идеал.
- "лесные браты" опосаясь питок (чтобы при питках непредали других) и плена, тоже очень часто пускали себе пулю в лицо (чтобы работники нквд непознали их и не предпринели мер против близких).
- да и в 1972-ом, в Каунасе один парень - Ромас Каланта (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0,_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81) покончил собой из-за антисоветских побуждениях. Этот факт потом вызвал крупные анитсоветские манифестации.

Date: 2013-06-16 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] bu33er.livejournal.com
Цветник в лодке.... Хы! 8-)

Date: 2013-06-16 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Ну, валунов в разных местах предостаточно в той же Беларуси:) наследие ледникового периода.

А похожую гору крестов я заметила под Белостоком, кстати. Надо будет как-нибудь выбраться.

Date: 2013-06-16 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] silent-koma.livejournal.com
Очень интересно и красибо. Спасибо!

Date: 2013-06-16 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Фото 23 "Национальный стиль по-жемайтски", наверно не совсем точно, дворец епископа скорее стиль Ватикана, а обшарпанность тоже их забота, с приходом нового папы Римского, который за бедность наверно настоящее епископство так и должно выглядеть. Настоящий стиль Жемайтии это кафедральный собор, хотя это не 20 век, его не давно обновили, редкая двухэтажная архитектура, два главных алтаря и народный барокко, сделан местными мастерами, по тому не имеет аналогов. Хотя обшарпанность и крест как "символы Жемайтии" мне кажется начинает создавать не совсем правильный стереотип или тенденцию про Жемайтию. А потом эти разговоры про суицид, не знаю кто занимает какое почётное место, но слышал что самоубийства больше популярны не среди молодёжи а в сельской местности. Можно теперь рассматривать причины, по моему главная та что по всем направлениям отмирает эта форма жизни. Хотя мне не кажется что жизнь в провинции такая безнадёжная, как и в городах. Происходит разные мероприятия, бесплатные концерты и прочее, в той же Клайпеде, Каунасе, Вильнюсе. Это тоже какой то "литовский стиль".

Date: 2013-06-16 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Согласен, что современная архитектура в Литве прекрасна!
Очень удивило то, как много ее в сравнительно небольшой Клайпеде. А здание на 31 фотке мне тоже весьма понравилось, самое запомнившееся мне во всей Литве.

Date: 2013-06-16 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] astra-nat.livejournal.com
Спасибо за интересный репортаж

Date: 2013-06-16 11:58 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Спасибо. :-) Некоторые такие вещи можно и в Латвии увидеть, типа камня в центре города или современной архитектуры.

Date: 2013-06-17 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
письменный литовский, напротив, не спутать ни с чем.

Кроме, разве что, латышского! :)
(Ну, за исключением "игриков", конечно. Но они же в латгальском представлены изрядно)

Date: 2013-06-19 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Честно говоря, показалось, что современная архитектура не особенно оригинальна. Хаотичность размещения окон, простота форм это сейчас в моде в Европе. Также как и вкрапления цветных панелей на стеклянных фасадах, двойные фасады. Некоторые детали (вроде черепицы) может и отличают Литву от европейского тренда. И вот "Фах-тек" первый раз вижу.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 08:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios