varandej: (Default)
[personal profile] varandej



Итак, все прошлые 9 частей я показывал Вильнюс времён Великого княжества Литовского - собственно Старый город и его многочисленные предместья. Но ВКЛ было поглощено Россией в 1795 году, и хотя Вильно достался нам третьим по величине городом после Петербурга и Москвы (53 тыс. жителей), а в 19 веке, утратив столичность, он рос относительно медленно, всё же к началу ХХ века с населением 157 тысяч человек он ещё входил в первую двадцатку городов Российской империи. На холмах западнее Старого города вырос Новый город, губернский Вильно, и его лицо пусть и совсем другое, чем у старых районов - но такое же неповторимое.

О Новом городе - следующие три части.

Довольно забавно, путешествуя на автомобиле, заезжать посмотреть на вокзал - но без вокзала впечатление о любом городе будет неполным. Железная дорога подводит южную границу и Старому, и Новому городам, а за ней предместье Науйнинкай с несколькими церквями (в т.ч. старообрядческой) и историческими кладбищами, на одном из которых, кладбище Россу - покоится сердце Юзефа Пилсудского. На привокзальной площади находится также и автовокзал, и в принципе вид у неё оживлённый. Но хотя Вильно был одним из первых губернских городов, услышавших паровозный гудок - в 1860-62 годах тут прошла Петербургско-Варшавская магистраль - вокзал здесь довольно невзрачен:

2.


В принципе ничего удивительного в этом факте нет - в Риге и Таллине вокзалы так вообще советские "коробки". Но в Вильнюсе тут своя предыстория: 19 января 1945 года станция была разрушена взрывом поезда, перевозившего взрывчатку, при этом погиб 91 человек: в принципе случай на войне не редкий и далеко не предельный (в Галифаксе в 1917 году, например, аналогичная катастрофа унесла несколько тысяч жизней). Старый вокзал 1860-х годов постройки, судя по фотографиям, примерно повторял очертания нынешнего:

2а.

Несмотря на скромные размеры Литвы и ограниченность её железных дорог (восток вне зоны интересов, на западе колея другая), трафик тут в принципе большой: дальние прямые поезда на Москву и Петербург, транзитые туда же и ещё в несколько городов из Калининграда, дневные в Клайпеду, Шяуляй и Минск, множество электричек в Каунас, Тракай, Кяну и многие другие места. Самое дальнее, откуда можно уехать поездом - Адлер и Челябинск. А вот на Ригу и Таллин, как ни странно, прямых поездов тут нет.

3.


Забавная штуковина в холле вокзала - похожее я видел в Кишинёве:

4.


Подробно обследовать вокзал я поленился, но на платформу всё-таки вышел. С этой стороны, надо сказать, я уже видел гораздо больше зимой, из окна поезда Москва-Калининград - многие здания, заснятые там, здесь в кадр так и не попали (скажем, огромное "царское" депо). Тем более, насколько я понимаю, для фотографа вероятность быть заподозренным в чём-то нехорошем на литовских вокзалах хоть и очень мала, но есть, а за мной ненавязчиво приглядывал охранник. Тем не менее, вот сам вокзал со стороны путей - сохранился навес, что не может не радовать:

5.


Польский рельсобус - ныне основной транспорт на Литовских железных дорогах. Ещё тут есть чешские двухэтажные вагоны, а на заднем плане видна привычная русскому глазу рижская электричка. Весь подвижной состав выкрашен в красно-серые цвета (как, впрочем, теперь и у нас!). Вообще, на "Лиетувос Гележинкелеяй" много интересного, я бы мог сделать отдельный "железнодорожный" пост, но всё же рассказывать о железных дорога, путешествуя на автомобиле - профанация.

6.


Вдалеке внушительных размеров паровоз - опять же сверхтипичный для бывшего СССР памятник. Но здесь обратите внимание на сетчатые заграждения и на запломбированный спуск с виадука на прошлом кадре - это платформа для калининградских поездов. Мало того, что забор - там ещё и камеры через каждые несколько вагонов, в общем мышь не проскочит!

7.


Взрыв поезда в 1945 году, судя по всему, случился примерно на месте нынешнего виадука - советские там сам вокзал и примыкающее с той стороны здание (кажется, почтово-багажный терминал). С другой стороны административный корпус станци вполне аутентичен с 1860-х годов. На крыше символ Вильнюса Железный Волк "завывает, как сто волков" (эту легенду я пересказывал в самом первом посте о Вильнюсе).

8.


Практически от вокзала видны доходные дома Нового города, здесь донельзя напоминающие Петербург:

9.


Там скрываются старейший за пределами Старого города костёл Святого Стефана (1600) бывшего монастыря мариавиток, о котором я узнали лишь по возвращении и бывший ДК Железнодорожников, ещё один обязательный атрибут станций постсоветского пространства. Закорючка на фасаде намекает, что ныне это рок-клуб "Крюк" ("Каблис""), вотчина виленских панков, колоритную историю которого в комментах рассказал [livejournal.com profile] glebo_lj:

10.


Но при взгляде на эти доходники обольщаться тоже не стоит - от вокзала они тянутся всего на пару кварталов, а дальше ещё на добрый километр центр Вильнюса выглядит так:

11.


12.


13.


14.


Грязноватый частный сектор, деревянные домики, депрессивного вида фабрики и дома, едва отличимые от фабрик, и только появляющиеся в этой части города новостройки. Раньше здесь находились машиностроительные заводы всесоюзного значения - если помните, "нишей" Прибалтики тогда была всякая электроника, но прибалтийскую промышленность постигла та же участь, что и промышленность всего СССР. Губернский Вильно явно имел несколько центров роста (вокзал, Погулянка, Лукишки, Старый город), а эти районы оказались между ними - в общем от вокзала до Новогрудской улицы толком и смотреть нечего. Но именно в этом районе мы и жили, в гостинице "e-GuestHouse" на улице Тараса Шевченко - вместе с несколькими офисами отель расположен в бывшей промзоне, но: недорого (45 евро в сутки за двухместный номер с раскладушкой для третьего), очень чисто, на завтрак шведский стол, в общем неплохой вариант.

15.


Центр же начинается постепенно, если идти на восток (к Старому городу) или север (к Погулянке). Надо сказать, в нетуристических местах Вильнюс не сильно отличается от российских миллионников типа Екатеринбурга, присутствуют и облезлость, и вытоптанные газоны, и фантики с окурками:

16.


Здесь преобладает "кирпичный стиль" конца 19 века, причём бросается в глаза материал - не более привычный красный, а исключительно жёлтый кирпич, покрытый въевшейся за полтора века сажей. Как пояснил [livejournal.com profile] vyrud, этими домами Вильнюс обязан кирпичным заводам в предместье Дварчёнис, работавших с 1888 года на местной жёлтой глине. В таком облике здесь целые кварталы и улицы:

17.


18.


19.


Прошли по краешку старого города близ улицы Пилимо:

20.


Как мне нравятся эти ветхие, но уютные виленские дворы! Тут каждая вторая подворотня - "дверь в лето":

21.


Атмосферный город, всё-таки:

22.


По этой узкой улочке мы и вышли на Погулянку. Вид в сторону Старого города, в перспективе Францисканский монастырь:

23.


При Речи Посполитой здесь, на песчаных холмах, был уютный сосновый бор и поляны, куда виленцы из тесноты старого города ходили погулять - отсюда и название. Надо сказать, "погулянки" вообще характерны для русскоязычных городов Речи Посполитой - этот топоним есть как минимум в Даугавпилсе и во Львове, но в Вильно звучит как-то особо органично. Ближе к концу 19 века территория пошла под застройку, и здесь сложился ещё один центр Нового города вдоль улиц Большой и Малой Погулянки (ныне соответственно Басанавичюса и Калиновского). Басанавичюс - "отец" литовской независимости, в ноябре 1905 года организовавший Великий Вильнюсский сейм, а 16 февраля 1918 года подписавший акт восстановления литовской государственности. Большая Погулянка, в Вильнюсе занимавшая нишу Тверской (тем более она и переходила в дорогу на Каунас и Клайпеду), его именем названа не случайно. Вверх, в сторону Нового города, открывается такой вот донельзя московский вид (справа, к слову, не абы что, а Министерство культуры - они тут все какие-то камерные):

24.


Чуть выше - один из редких польских домов. Как я уже замечал, польской межвоенной архитектуры в Вильно крайне мало (как, кстати, и румынской в Кишинёве).

25.


Но главная доминанта этой части улицы - 7-этажное управление Литовской железной дороги (1907), строившееся как дирекция Полесских железных дорог (пересекавших нынешнюю Беларусь несколькими линиями с юга на север до Ровно и Брянска). Масштаб впечатляет даже по меркам Москвы, Петербурга или Киева.

26.


Справа - украшения одного из доходных домов дальше по улице, слева - памятник "Мальчик с галошей" (2007) условно-французскому писателю Ромену Гари, который на самом деле был простым виленским евреем Романом Кацевым из дома по соседству (но во Францию переехал ещё подростком в 1928 году).

27.


Напротив очень симпатичный Театр на Погулянке (1912-13), строившейся в губернской Вильне как польский, а ныне русский. В польское время он успел побыть местным Большим театром.

28.


Выше всё на том же перекрёстке - огромный и грузный доходник (1897-1900), который своей историей как нельзя лучше отражает образ Северного Вавилона - им владели староверы Пименовы, в 1915 году (при немцах) в нём открылась первая литовская гимназия, а в 1925 - Еврейский научный институт (ныне базируется в Нью-Йорке).... впрочем, о еврейском наследии Вильнюса расскажу в отдельном посте.

29.


Донельзя виленская подворотня:

30.


А двор примерно как в Москве - опрятный и бездушный:

31.


Новый город вполне можно было назвать и Верхним. В перспективе Погулянки видны купола и колокольни Старого (нижнего) города:

32.


На высшей точке тогдашней Вильны в 1913 году (300-летие Романовых) построена Романовская церковь Константина и Михаила - и это было символично, ведь начатая ещё при Владимире Красно Солнышко и Ярославе Мудром русско-польская борьба, в Великую Смуту едва не кончившаяся превращением России в польскую колонию типа Украины, была выиграна именно при Романовых - удивляюсь, как эту церковь не снесли при Пилсудском подобно собору в Варшаве? Ну а сейчас её даже реставрируют, за лесами что-то рассмотреть невозможно, фотография из википедии:

33.


Портал на фоне новостройки. До чего же приятна в Литве современная архитектура!

34.


Идём дальше. Двери Нового города:

35.


Жилые дома - так и не догадаешься, сталинские или польские. Обратите внимание и на поток машин - и Погулянка, и окрестные улицы в тот вечер стояли в глухой, почти московской пробке.

36.


Вид делается всё провинциальнее:

37.


На дороге вдруг вырастает часовня Святого Гиацинта, или Яцека (1901, основана в 1501 году). Яцек Одровонж - легендарный миссионер, выходец из Моравии, отправившийся на восток из Польши, за время пути снискавший славу чудотворца и обросший легендами. Но достоверное, например, что в 1228 году он ухитрился основать доминиканский монастырь в Киеве (см. в этом моём посте).

38.


Ветхо, уютно, провинциально:

39.


А вот уже и городская застава (1819), с 1929 года занятая трансформаторной будкой. Здесь заканчивался губернский Вильно.

40.


Дальше мы переместились на Малую Погулянку, вернее продолжающую её улицы Чюрлёниса (Закретскую). Тут стоит сказать, что как и на Антоколе, мы упустили в этом районе очень много, а если точнее - толком не осмотрели саму Малую Погулянку, в окрестноситях которой есть, например, памятник Фрэнку Заппе, разрушенное при Советах лютеранское кладбище с часовенкой (а надо было всего-то Романовскую церковь обогнуть!), одно из зданий Еврейского музея... Но ещё раз говорю - такой город за такой короткий срок не увидеть и не воспринять целиком.

41.


На улице Чюрлёниса одну сторону занимали всевозможные посольства (они вообще любят такие тихие зелёные места у центров), а другую... В общем, мы попали не абы куда, а на местные Воробьёвы горы:

42.


Как и Московскому в своё время, Виленскому университету к середине ХХ века стало тесно в корпусах Старого города, и значительная его часть переехала на зелёные холмы ближе к окраине. Корпуса в основном типовые сталинки (кроме корпуса на кадре выше - он построен в 1860-е годы для Виленского военного училища, закрытого в 1918 году), а на лужайке вот какая-то студенческая движуха:

43.


Из построек больше всего запомнилась обсерватория. Главная обсерватория университета (1969) же располжена под Молетаем примерно в 80км от Вильнюса, и ныне её называют не иначе как Литовский космодром - в 2007-2009 годах при ней открыли Музей этнокосмологии научно-фантастического облика.

44.


С университетской территории неплохой вид на город - внизу Нярис, справа высотки Лукишкеса... а вот основной "даунтаун" в Шнипишкесе отсюда за ними не виден:

45.


Улица Чюрлёниса же ведёт в крупнейший виленский парк Вингис в излучине Няриса, возникший на месте усадьбы Закрет (основана Радзивиллами, сгорела в войну 1812 году, уцелела Репнинская часовня - первый русский храм Вильно, 1796), более всего известный как место проведения литовского Праздника Песни - думаю, что-либо пояснять об этой красивой традиции всех трёх стран Прибалтики не требуется. Но дело было к вечеру, хотелось успеть побольше, и мы пошли обратно в сторону центра. Мимо задворков университета:

46.


Каких-то особнячков  за заборами (к слову, в советское время улицу Чурлёниса предпочитали всякие партийные шишки, чем пользовались студенты, периодически вывешивая разные протестные плакаты там, где "адресат" их точно заметит):

47.


Под гору в Лукишкес, за костёлом которого маячат те самые небоскрёбы Шнипишкеса:

48.


О Лукишкесе и проспекте Гедемина, этом виленском Крещатике - в следующей части.


ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Природа и этнография.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

Date: 2013-06-11 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vyrud.livejournal.com
Ета часть города мне как то всегда ненравилас своим бесполезным хаосом :)

а в 1925 - Еврейский научный институт (ныне базируется в Польше).... впрочем, о еврейском наследии Вильнюса расскажу в отдельном посте.

нет, не в Польше сейчас YIVO (http://www.yivoinstitute.org/), в Нью-Йорке, где же ещё :)

на улице Чурлиониса жили все главные руководители Лит. ССР. И рядом с их домами были и факультеты университета, говорят студенты всегда любили етим воспользоватся - например плакат повесить чтоб видели. Хотя ето не настоящий кампус - есть ещё вильнюский кампус на самом конце Антакалниса. Етот специально построенны.

Date: 2013-06-11 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] idemidov.livejournal.com
Ха, ещё бы. Что этому институту в Польше делать? Евреев в Польше сейчас... аж тысяча человек.
Это вообще возможно самая этнически однородная страна Европы.
Так поляки под шумок ВМВ технично избавились и от немцев, и от евреев, и от украинцев. Поучиться можно.

Date: 2013-06-12 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, всё внёс в пост.

Date: 2013-06-11 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] bambuch.livejournal.com
причём бросается в глаза материал - не более привычный красный, а исключительно жёлтый кирпич
В Риге кстати также, интересно почему?

Date: 2013-06-12 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Насколько я понимаю, цвет кирпича определяется цветом глины. Такие в Прибалтике породы.

Date: 2013-06-12 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Мало что раздражает меня в Вильнюсе больше, чем здания из грязно-желтого кирпича.
Даже после пескоструйной очистки они кажутся, на мой взгляд, неотвратимо-отвратными :(
Думаю, дело тут не в глинах: наиболее древние кирпичные постройки, что в Вильнюсе, что в Риге. выполнены из нормального такого красного кирпича. А вот в середине 19 века пришла эта желтая фигня и задержалась чуть ли не до наших дней.

Date: 2013-06-12 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Насколько я знаю, изначально красный кирпич сюда завозили извне. Глины в Прибалтике вообще мало, всё больше песок, так что я даже не уверен, что это именно глина, а не какой-нибудь суррогат из подручных материалов.

Date: 2013-06-12 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
изначально красный кирпич сюда завозили извне.

Спорное утверждение.
Например, Екатеринентальский дворец в Таллинне стопроцентно выстроен из местного красного кирпича (это было первое полностью кирпичное здание в городе, до того застраивавшегося местным серым доломитом) - для изготовления кирпича в Копли был выстроен кирпичный завод.
Конечно же, это начало 18 века. Но ведь к тому времени уже был выстроен (и даже уже разрушен почти до нуля в ходе Северной войны:-) ) краснокирпичный готический Тарту, Вильянди, уцелевшие Рига и Пярну...Да и в той же Литве - возможно, фигурный клинкерный кирпич для св.Анны и экспортировался, но кто бы стал экспортировать его в количествах, необходимых для строительства замков?
Я не большой специалист по почвам Прибалтики, но, насколько помню из университетского курса, различие между североэстонской и южноэстонской готикой заключается именно в том, что первая - из серого доломита, вторая - из красного кирпича. Потому что с природным камнем в Лифляндии было уже туго (за исключением нынешних эстонских островов), а вот с глиной - никаких проблем.
Откуда же взялся отвратительно-желтый кирпич 19 века? Понятия не имею. Может, он в производстве был дешевле? Может, до 19 века не знали технологии его изготовления? Одним словом, для меня это загадка пока.

Date: 2013-06-12 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] vyrud.livejournal.com
Желтый кирпич Вильнюса результат завода в пригороде Дварченис, открылся в 1888 году. А там такая глина. Раньше кирпич делали в сторону Тракай, из той глины красный получается. Например в Каунасе нет старых желтых кирпичей ибо нет такой глины вокруг. Желтый кирпич совесткого периода - результат продукции крупного завода недалеко от Шяулиай. Етот кирпич по всей Литве тогда возили. Кирпичи конечно местные в основном были. Из стареиших кирпичных заводов можно назвать "Roku keramika" (краткая история завода по русский http://www.rokukeramika.lt/rus.asp?f1=590&f2=592) - на етом месте 400 лет кирпич делают.
Что-то похожее и в Латвии - есть места где красная глина, ест где желтая. Но вот камня у нас деиствительно мало ...

Date: 2013-06-12 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Спасибо за пояснение.
Теперь я понял, почему у меня в Каунасе больше глаз отдыхает - там желтого кирпича меньше :)

Date: 2013-06-12 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Действительно, как всё просто оказалось. Для России и Украины жёлтый кирпич совсем не характерен - старые дома обычно краснокирпичные, советские - из серого силикатного кирпича.

Date: 2013-06-12 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
Красные озерно-ледниковые глины встречаются в Калининградский области (Черняховский и Правдинский район, реже - Гурьевский (р-н Лугового)).
А желтокирпичные здания постройки начала 20-го века обычны для старых кварталов городов Кавказских минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск). И карьеры там ещё в середине 90-х действовали. Но кирпич продавался преимущественно либо красный, либо силикатный...

Date: 2013-06-12 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] calendulae.livejournal.com
Краснокирпичные псевдо и готические церкви, на мой вкус выглядят органично, но дома лучше из желтого (телесного) кирпича. С трудом, например, представляю в Риге здание университета красного цвета. Во время бума югендстиля не было проблем с любым материалом , однако, красный кирпич применяли редко. Скорее всего все же мода диктовала цвета.

Date: 2014-01-21 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] rita rain (from livejournal.com)
Вернули в детство. Я (и мой отец и бабушка) родились в доме который вы запечатлели на 17. снимке. 38 лет я не была в Вильнюсе. От всей души благодарю за этот удивительный вернисаж. Кстати, Ромэн Гари родился и рос на Погулянке (Басанавичус) о чем он написал очень подробно в своей книге.

Date: 2014-06-30 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] julius gucevicius (from livejournal.com)
к вашему сведению, костел св. Анны, жемчужина "пламенеющей готики" тоже изначально был построен из желтого кирпича )) местная глина такая )))

Date: 2013-06-11 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nof-nof.livejournal.com
а на вокзале вроде бы была экспозиция про вильнюсское метро :))
спасибо за некоторые фото, я по Басанавичаус-Погулянке в январе каталась почти каждый день, что-то видела в окно троллейбуса, но детально не разглядеть оттуда

к слову о заставе: http://www.vilniusbunkers.narod.ru/rus/2sar.htm
(нашла, когда начала читать один текст, где как раз присутствует "польская" топонимика, там было про Белые Столбы, ну и потом уже проидентифицировала их с местом, мимо которого троллейбус тоже проезжает :))
Edited Date: 2013-06-11 09:27 pm (UTC)

Date: 2013-06-11 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Паровоз на 7-м фото избавлен от советской символики, заметьте.

А так, совершенно удивительная и более приятная русскому глазу грань Вильнюса.

Date: 2013-06-12 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Более понятны в том числе и различия: если Старый Вильнюс совсем ни на что у нас непохож, то здесь есть много точек сравнения.

Date: 2013-06-12 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
фото 42 и 46 - это Виленское военное училище (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5), здание на 42 выстроено самими юнкерами. Сейчас там мед-фак Виленского университета (на 46 - био-фак)
Image
Edited Date: 2013-06-12 06:33 am (UTC)

Date: 2013-06-12 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Я и смотрю, что здание явно не сталинка, первая мысль была, что университет стал переезжать ещё при поляках. Внёс в пост.

Date: 2013-06-12 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
34, 41 - вот как надо строить!

Date: 2013-06-12 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, современная архитектура там приятная.

Date: 2014-06-30 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] julius gucevicius (from livejournal.com)
ну далеко не вся... например у Зелёного моста - страшный стеклянный монстр, как и на горе Таурас. Что эти дебилы-архитекторы употребляли?..

Date: 2013-06-12 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Практически от вокзала видны доходные дома Нового города, здесь донельзя напоминающие Петербург:

По мне так Петербург, все же, слишком "северный".
Вильнюс же именно в этом районе казался мне неуловимо "южным", вроде Киева или Одессы, возможно - Варшавы или Будапешта (но поскромнее последнего по масштабам).
Может, причина в обилии балконов и балкончиков на фасаде.

Date: 2013-06-12 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У меня ассоциации с Питером вызвал только этот квартал у вокзала. Проспект Гедемина слегка напоминает Киев, Большая Погулянка - Москву, но в остальном Вильнюс не похож ни на что из виденного мной ранее (особенно на исторически близкий Львов).

Date: 2013-06-12 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Про "Kablys", он же "Железный крюк" с десятой фотки, стоит рассказать поподробнее...
С приходом независимости, новые власти резонно решили, что у железнодорожников не может быть никакой культуры и передали огромное здание панкам, чтоб они ломали не Алюмнат, а менее ценную сталинскую архитектуру. С обретением нового статуса, на фасад был присобачен огромный крюк из ржавого железа, смотревшийся поначалу дико, но со временем стал восприниматься вполне органично. Я ещё застал время, когда в большом зале проходили массовые рок-концерты, даже помогал убирать там строительный мусор, но вскорости там стало находиться небезопасно для здоровья, и сэйшена стали мутить на огромной сцене, где спокойно помещались и музыканты, и зрители, оградив её от ветхого зала тяжёлым бархатным занавесом. Потом концертная деятельность переместилась в просторный подвал, где смастерили уютный "Green Club", по совместимости, репетиционная точка модной ска-банды Dr. Green, а на сцене установили стол для пинпонга, напольный футбол и настоящий батут, который пришлось убрать из-за частых переломов костей пьяной и накуренной публики. К тому времени сквот "Barbora" возле башни Гядиминаса был разогнан и сквоттеры без затей переместились на второй этаж "Каблиса", где зажили большой дружной семьёй с многочисленными кошками и собаками. Параллельно там проводились шумные тусовки, на одну из которых забрели менты в гражданской одежде, увиденное им очень не понравилось (на каждом шагу сворачивались и курились косяки), помахав корочками, строго вопросили у основы: "Ребята, а вы не оборзели?!", ребята ответили, что есть немного, короче, панков выгнали, а здание выкупила коммерческая фирма, которая решила перестроить его под казино, вовсю велись ремонтные работы, но случившийся пожар свёл все усилия на нет, дальнейшие инвестиции посчитали нецелесообразными, так что теперь там полигон для пейнтбола. Панкам же удалось отстоять свой подвал и теперь там находится клуб "XI20" -- одна из самых душевных андерграундных площадок Европы. Интерьер там таков:
Image
Edited Date: 2013-06-12 11:23 am (UTC)

Date: 2013-06-12 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В который раз вношу в пост ссылку на весь твой коммент :)

Date: 2013-06-12 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Причём, до Каунаса ещё не добрались.))

Date: 2013-06-12 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Kablys - моя молодость! сколько там концертов было в своё время, пока на Pro-Pain не обвалилась штукатурка, а потом на Overkill'ах пожар не случился :D

Date: 2013-06-12 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Концерты там и сейчас чуть ли не ежедневно, а все пожары вряд ли кто-то способен сосчитать. Здание держится молодцом: 20 лет его уже панки расшатывают, а оно всё никак не сломается -- крепко раньше строили.))

Date: 2013-06-13 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Вот тебе бальзам на раны. Дрызг моды теперь в "Каблисе" -- называть друг-друга говном, т.е. принципиально ничего не изменилось, лол.

Date: 2013-06-13 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
я когда то тоже был законодателем мод :D , в году 98-99 ходил на металовые концерты ... в костюме с галстуком :D. можешь представить как со стороны выглядит делающий stage diving в таком виде :D

Date: 2013-06-13 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Согласен, это стильно и молодёжно. Но вот на что обратил внимание, это что Ленина в Разливе всегда рисуют при полном параде: в костюме-тройке, отутюженные стрелки, застёгнут на все пуговицы, галстук, кэпка, на умняке пишет что-то в блокнот, возможно, "Детскую болезнь левизны в коммунизме", а вокруг говнище, лошадки пасутся, шалашик, мошкара, искры от костра -- каков дендизм!!

Date: 2013-06-12 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
новые власти резонно решили, что у железнодорожников не может быть никакой культуры и передали огромное здание панкам, чтоб они ломали не Алюмнат, а менее ценную сталинскую архитектуру.

Это, однозначно, "пять"! :-) Особенно уточнение "резонно" :-)
Мне под тем крюком в мае 1997 года чуть было не настучали в репу, но пиво как-то сгладило межнациональные недпонимания и мое категорчисекое неприятие "травы" :-)
Edited Date: 2013-06-12 11:26 am (UTC)

Date: 2013-06-13 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Хех, я в то время часто там зависал, запросто могли пересекаться.

Date: 2013-06-12 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] laiptas.livejournal.com
Да, XIX в. как бы прошёл Вильнюс стороной, ни одного более мене интересного дома.

Date: 2013-06-13 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А проспект Гедемина? Один отель "Жорж" чего стоит!

Date: 2013-06-12 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vilnews.livejournal.com
"А вот на Ригу и Таллин, как ни странно, прямых поездов тут нет".
В конце 199-х рельсы разобрали и продали в металлолом - вот и нет поездов.

Date: 2013-06-14 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Спасибо за информацию, а то я стала недоумевать, помню, что на туристском поезде мы ехали из Ленинграда (в то время) в Ригу, потом из Риги в Вильнюс, из Вильнюса на автобусе в Каунас, где ночевали в гостинице. Из Каунаса в Паневежис съездили на автобусе. Из Каунаса же мы вернулись в Ленинград. Наш поезд доставили из Вильнюса в Каунас без нас. Давно это было.....

Date: 2013-06-13 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] stroganov.livejournal.com
Замечательно описали. район вокруг вокзала- район моего школьного детства...
Для не жившего в Вильнюсе просто великолепно...Спасибо...

На снимке 9 как раз улица того самого Шопена, который не композитор был...))
И на ней видно здание ( в середине левого ряда) где когда-то была 27 русская средняя школа г. Вильнюса. в которой я и учился...

Для полноты восприятия вокзального комплекса - в центре площади до 1962 года стоял памятник Сталину....http://stroganov.livejournal.com/82491.html#comments

Снимки с 11 по 22 - это конечно центром города назвать нельзя... По московским масштабам эти места можно считать центром - оттуда до пл. Кудирки примерно 15 мин. пешком быстрым шагом...Это бывшая промзона, там в советские годы находились известные на весь СССР предприятия - Эльфа, Спарта, Всесоюзный завод радиоизмерительных приборов (ВЗРИП)... Ничего этого там сегодня уже нет...(

Памятнику Гари конечно в каком-то смысле условный, но эпизод с калошей им описан достаточно документально в книга "Обещание на рассвете"

Да, и театр на Погулянке не только в польское время, но и в советское был театром оперы и балета...
Меня туда еще школьником на балеты водили...))

Date: 2013-06-13 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо!
Кое-что внёс в пост.

Date: 2013-12-16 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Эта часть города очень специфична и требует некоторых уточнений для понимания как, почему, что и где.
Постараюсь кое-что прояснить.

Но ВКЛ было поглощено Россией в 1795 году, и хотя Вильно достался нам третьим по величине городом после Петербурга и Москвы (53 тыс. жителей), а в 19 веке, утратив столичность, он рос относительно медленно, всё же к началу ХХ века с населением 157 тысяч человек он ещё входил в первую двадцатку городов Российской империи.

Начну с некоторых общих уточнений. Да, город и вправду был третьим, но население было намного больше чем говорилось. В основном из-за того, что населения кагалла не считали. На это еще в начале 19 века указывал историк города Балинский, говоривший, что на самом деле население Вильнюса в его время вовсе не десятки тысяч, а более сотни тысяч. Не стоит забывать, что Виленский Императорский Университет был еще и самым крупным в Европе и тысячи студентов здесь снимали жилье.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Балинский,_Михаил_Игнатович

Вот, пожалуйста, его Статистическое Описание города от 1835.
Image

Тут Балинский разказывает как при Жигимонте Августе, который жил в Нижнем Замке Вильнюса, население города было 100 000. Современные авторы более склонны к числу в 150 000 жителей в Вильнюсе в середине 16-го века.
Image

Указывает, что в начале 19 века (а он современник) не все жители города пересчитаны и какие районы полностью пропущены (и указывает их население):
Image

Image

Image

Image

Image

тут начинает обьяснять, что кварталы евреев игнорирует статистика, которые парафии полностью пропущены и т.д.:
Image

Image

Image

тут еще указывает на сотни татар (магометан, как пишется) рода в Лукишках, которых тоже не посчитали:
Image

Потом на первые года 20 века в городе жило не 155 тыс., а 209 тыс. жителей, число, которое еще немного подросло присоединив к городу де-факто задолго до того (столетиями) городские Жверинас и Антакальнис, но потом рост как-то замедлился если не совсем остановился (через 10 лет население оставалось примерно таким-же, около 210-220 тыс.). Вот что интересно, так это размер города. Так в 1863 город занимал лишь 895 га, в 1875 - 1376 га, в 1901, после присоединения Жверинаса - 1550 га, в 1913 уже 5000 га (присоединяли Павильнис, Бельмонт, Вилкпеде и пр. районы), а в 1915, после присоединения Веркяй - 9800 га, в 1919 - 10 400 га, что было больше Москвы. (из книги А.Р. Чаплинскаса)

Теперь можем переходить к Новому Городу т.е. Науяместису. :)
Edited Date: 2013-12-16 09:47 pm (UTC)

Date: 2013-12-16 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Довольно забавно, путешествуя на автомобиле, заезжать посмотреть на вокзал - но без вокзала впечатление о любом городе будет неполным. Железная дорога подводит южную границу и Старому, и Новому городам, а за ней предместье Науйнинкай с несколькими церквями (в т.ч. старообрядческой) и историческими кладбищами, на одном из которых, кладбище Россу - покоится сердце Юзефа Пилсудского.

Ну как, кроме сердца Пилсудского, которое там якобы покоится (давно ясно что там уже десятки лет ничего нет), там еще покоится Йонас Басанавичюс (http://ru.wikipedia.org/wiki/Йонас_Басанавичюс), Микалоюс Константинас Чюрлёнис (http://ru.wikipedia.org/wiki/Микалоюс_Константинас_Чюрлёнис), Пятрас Вилейшис (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пятрас_Вилейшис) и все его братья (Йонас (http://en.wikipedia.org/wiki/Jonas_Vileišis) и Антанас (http://en.wikipedia.org/wiki/Antanas_Vileišis)) и их семьи (как Емилия (http://www.bernardinai.lt/straipsnis/2013-02-16-rasa-baskiene-emilija-vileisiene-lietuvos-karaliene-be-sosto/95459)) - все известные культурные деятели, Габриелюс Ландсбергис-Жемкальнис (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ландсбергис-Жямкальнис,_Габриелюс), Балис Сруога (http://ru.wikipedia.org/wiki/Балис_Сруога), Мечисловас Давайнис-Сильвестрайтис (http://lt.wikipedia.org/wiki/Mečislovas_Davainis-Silvestraitis), Миколас Риомерис (http://lt.wikipedia.org/wiki/Mykolas_Romeris), Казис Борута (http://ru.wikipedia.org/wiki/Казис_Борута), Борисас Даугувиетис (http://ru.wikipedia.org/wiki/Даугуветис,_Борис_Францевич), Петрас Цвирка (http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвирка,_Пятрас), Юозас Таллат-Келпша (http://ru.wikipedia.org/wiki/Таллат-Кялпша,_Юозас), Кипрас Петраускас (http://ru.wikipedia.org/wiki/Кипрас_Петраускас), Марк Конрад Соколовски (http://ru.wikipedia.org/wiki/Соколовский,_Марк_Данилович) (лучший в Мире гитарист 19 века) и многие другие, так что не совсем понятно выделение того, что там не покоится и вызывает интерес лишь у польских ультранационалистов из Варшавы, как якобы самого важного. :)

Забавная штуковина в холле вокзала - похожее я видел в Кишинёве:

Штуковина не только забавная, но это еще и макет Вильнюсского метро. Так, каждый час, эта дорога поднимается и на следующий час виден макет подземного тоннеля, который там спланирован, подземных переходов и предлагаемого метро.
http://www.vilniausmetro.lt/en/

В самом-же вокзале, на 2 этаже, находится замечательный музей литовских железных дорог, а рядом со зданием с волком находится экспозиция подвижного состава того-же музея.

Взрыв поезда в 1945 году, судя по всему, случился примерно на месте нынешнего виадука - советские там сам вокзал и примыкающее с той стороны здание (кажется, почтово-багажный терминал).

До 1945 там имелся пешеходный виадук в стиле модерн с укашательствами в том стиле. Дом рядом с царскими депо вовсе не советский, а польский межвоенный функционализм конца 30-х.

Вообще, на "Лиетувос Гележинкелеяй" много интересного, я бы мог сделать отдельный "железнодорожный" пост

Который стоило бы начинать из Панеряйского железнодорожного тоннеля, которому 150 лет и он второй по возрасту для Российской Империи после Каунасского или-же из депов в Лентварисе или Новой Вильне (оба города родились около Вильнюса в 1860-х благодаря железной дороге).

Там скрываются старейший за пределами Старого города костёл Святого Стефана (1600) бывшего монастыря мариавиток, о котором я узнали лишь по возвращении и бывший ДК Железнодорожников, ещё один обязательный атрибут станций постсоветского пространства. Закорючка на фасаде намекает, что ныне это рок-клуб "Крюк" ("Каблис""),

Каблис в подвале, само здание уже 3 года как крытый скейтпарк (первый в регионе). Если есть скейт, бмх или ролики, всегда можно зайти, а если нет, всегда можно зайти посмотреть на трюки других. Кстати, всемирно известный Натас Каупас ведь тоже литовец:
http://en.wikipedia.org/wiki/Natas_Kaupas

Edited Date: 2013-12-16 10:45 pm (UTC)

Date: 2013-12-16 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Но при взгляде на эти доходники обольщаться тоже не стоит - от вокзала они тянутся всего на пару кварталов, а дальше ещё на добрый километр центр Вильнюса выглядит так:

Для того, чтобы другие могли начать оболщатся, стоило показать то здание с башней-луковицой или доходный дом Хаи Леи Креммер, огромную 6-этажную громадину с тремя подьездами, выстроенную в 1911-1912 в стиле модерн... Ведь таких масштабных зданий даже в Москве единицы, зачем надо было это нарошно пропускать...
Потом новые знания в стиле нео-модерн рядом тоже интересные:
http://oslonamai.lt/en/
так будет полностью выглядеть вся территория вместо деревянных халуп уже через 5 лет.

Грязноватый частный сектор, деревянные домики, депрессивного вида фабрики и дома, едва отличимые от фабрик, и только появляющиеся в этой части города новостройки.

Это не правда. В районе обосновалось более 10 лофтов, концентрация вполне Нью Йоркская, даже Москва проигрывает. Здесь прямо кишат разные дизайнерские студии, альтернативные клубы и так далее. Лофты были популярны еще у Юргиса (Джорджа) Мачюнаса (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мациюнас,_Джордж), друга Джона Ленонна и Йоко Оно (их предметы смотрите в вильнюсской галерее Йонаса Мекаса (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мекас,_Йонас)). Кстати, рядом со зданиями Осло намай, что я дал ссылку вверху, следующим летом будит еще один памятник Джону Леннону, а пока можно в Ужупис зайти и посмотреть на сквере на скульптуру ему из какого-то оштукатуренного пенопласта.

Раньше здесь находились машиностроительные заводы всесоюзного значения - если помните, "нишей" Прибалтики тогда была всякая электроника, но прибалтийскую промышленность постигла та же участь, что и промышленность всего СССР. Губернский Вильно явно имел несколько центров роста (вокзал, Погулянка, Лукишки, Старый город), а эти районы оказались между ними - в общем от вокзала до Новогрудской улицы толком и смотреть нечего. Но именно в этом районе мы и жили, в гостинице "e-GuestHouse" на улице Тараса Шевченко - вместе с несколькими офисами отель расположен в бывшей промзоне, но: недорого (45 евро в сутки за двухместный номер с раскладушкой для третьего), очень чисто, на завтрак шведский стол, в общем неплохой вариант.

Ну как, эти якобы заводы планетарносоюзного значения это тотальное прошлое, отсталое и не интересное прошлое. Рекомендую вам в следуюший раз найти заводы Standa Ltd (Švitrigailos 4-39), Brown-Shape Precizika, что находится рядом с этими убогими советскими монстрами и поинтересоватся, что эти заводы по настоящему Европейского значения производят. А если уж на то пошло, можно посетить и другие суперсовременные производства Вильнюса, выстроенное после 2005, вместо того чтобы пускать занудные сплетни на весь интернет. Так, предлагаю примерно следующие производства: завод солнечных батарей в Висоряй, три завода лекарств в Висоряй, завод ферментов и завод лекарств в Верхних Паняряй, завод каменной ваты Paroc в Нижних Панеряй и несколько заводов мебели, что производят для ИКЕА на миллиарды литов там-же, завод компактдисков с блу-рэй в Шнипишкес, заводы лазеров в том-же Новом Городе и др. местах (можно показать и институты полупроводников и физики низких температур, что в Новом Городе), завод полупроводниковых кристалов по Молетскому шоссе и мн. др.

Только одних производителей лазеров в Вильнюсе:
http://www.ltoptics.org/index.php?page=en-members

Говоря-же о тех зданиях, можно вспомнить и некогда один из крупнейших радиозаводов, известный с 1930-х:
http://www.sb.by/post/155127/

«Минерва» дает лицензию

1930–е годы в Европе были временем экономической стагнации. Вильно являлся провинциальным городом Польши, промышленной и культурной окраиной. Исключением стало дело предпринимателей с улицы Виленской. В 1934 году их бизнес переносится на улицу Генерала Станислава Шептыцкого (теперь — Шевченкос (Тараса Шевченко), 16) и под маркой «Электрит» здесь начинается выпуск приемников по лицензии венской фирмы «Минерва». В 1936–м фабрика стала крупнейшим производителем радиоаппаратуры в Польше. Здесь работали 1.100 человек. В год с конвейера сходило 54 тысячи приемников. И по сей день целы стены того здания, где создавались чудеса техники.
Edited Date: 2013-12-17 12:16 am (UTC)

Date: 2013-12-17 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] pavilnys.livejournal.com
Прошли по краешку старого города близ улицы Пилимо:

За последние пару месяцев там (три фото) начали и уже наполовину построили это:
http://www.vingriunamai.lt/ru/

Басанавичюс - "отец" литовской независимости, в ноябре 1905 года организовавший Великий Вильнюсский сейм, а 16 февраля 1918 года подписавший акт восстановления литовской государственности. Большая Погулянка, в Вильнюсе занимавшая нишу Тверской (тем более она и переходила в дорогу на Каунас и Клайпеду), его именем названа не случайно.

Улица названа отнюдь не случайно, да. В польском театре прошла Вильнюсская конференция под руководством Басанавичюса.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вильнюсская_конференция
Кстати, еще в примерно 1920 были созданы эскизы памятника Басанавичюса как раз для этой улицы. Да и вот еще, ничего странного, что Басанавичюс еще был жив, ему еще при жизни стояли памятники не только в центрах уездов, но и в Каунасе.

Но главная доминанта этой части улицы - 7-этажное управление Литовской железной дороги (1907), строившееся как дирекция Полесских железных дорог (пересекавших нынешнюю Беларусь несколькими линиями с юга на север до Ровно и Брянска). Масштаб впечатляет даже по меркам Москвы, Петербурга или Киева.

Опечатка, здание строилось в 1899-1901 годах. По проекту должно было быть с башнями по середине, а эта боковая 7/8-этажная часть должна была заканчиватся эдаким фаросским маяком в 5 этажей (итого 12/13-этажей намечалось в 1899 году), но из-за недостатка финансов, здание до сих пор стоит недостроено...

Справа - украшения одного из доходных домов дальше по улице

Фасады здания реставрировали две недели назад, теперь идут работы внутри. Дорогие квартиры через полгода.

На высшей точке тогдашней Вильны в 1913 году (300-летие Романовых) построена Романовская церковь Константина и Михаила

Месяц назад поменяли купола, скоро позалотят.

Вид делается всё провинциальнее:

Не правда, рядом находится один из нескольких кварталов Юзефа Монтвилы (http://ru.wikipedia.org/wiki/Юзеф_Монтвилл), где еще в конце 19 века воплощались идеи города-сада Говарда и др. http://ru.wikipedia.org/wiki/Город-сад
Этим тогда город был прогресивнее многих даже крупных городов Западной Европы, так как Вильнюсские колонии очень ранние. Всего их есть множество: 1) по ул. Миндауго; 2) по ул. Шалтиню; 3) вот эта между Басанавичяус и Чюрлёниса (все три в Новом Городе); 4) Пиромонт в Шнипишкес; 5) колония Лукишкю; 6) колония Расу; 7 и 8) две колонии железнодорожников в Нижнем Павильнис.

В 30-х поляки еще пристроили колонию сблокированных домов по ул. Косцюшкос, виллами застроили Жверинас и Валакупяй.

Ветхо, уютно, провинциально:

Месяц назад эти здания реставрировали.

А вот уже и городская застава (1819), с 1929 года занятая трансформаторной будкой.

Примерно 2 месяца назад заставу наново оштукатурили, а базарчик цветов сделали как в Париже (крытый, с газовыми фонарями, брусчаткой и т.д.).
Edited Date: 2013-12-17 01:24 am (UTC)

Date: 2016-02-05 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mikhail grishchenko (from livejournal.com)
Вот и мне Вильнюс и литовские железные дороги показались поживее, чем в соседних Латвии или Эстонии. Поезда и станции были несравненно цивильнее и ухоженне, но это было в 2008 году. В Эстонии с этого времени ЖД привели в порядок, как в Латвии не знаю.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 08:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios