varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Итак, в прошлой части мы прошли по главной "оси" Старого Вильнюса - улицам Пилес, Диджёйи и Аушрос-Варту. Теперь - просто бесцельно погуляем по улочкам и дворам Северного Иерусалима. Почти все яркие памятники, обильно разбросанные по этим кварталам, я оставляю на следующую часть - сейчас же просто среда Старого Вильнюса: роскошь магнатских дворцов и ветхость обжитых дворов.

Первое, что надо понимать о Старом Вильнюсе - он очень разный и в нём реально живут люди. Оно и немудрено: в относительно небольшой столице огромный район с 70 кварталами и полутора тысячами зданий не превратить в город-музей при всём желании. Старый город многолюден, переполнен машинами, от которых едва успеваешь заскочить на узкий тротуар, и определённо нуждается в создании хотя бы нескольких пешеходных улиц. Планировка у него весьма хаотична, но помимо "оси" трёх улиц стоит отметить два полукольца на месте бывших укреплений: внутреннее из улиц Вильняус и Вокечу (Немецкой) и внешнее из улицы Пилимо (Валовой).

2.


Вильняус - самое популярное в Литве название улицы, своя Виленская есть едва ли не в каждом городе, и сам Вильнюс не исключение... правда, если в других городах аналогом этого названия было бы "Московская", тут - "Москворецкая", всё же не будем забывать, что имя городу дала река. Вильняус - одна из самых капитальных и оживлённых улиц. Здесь же можно оценить, что и в Литве хватает любителей "парковаться как олень". Вид в сторону проспекта Гедемина - по сути сюда уже захлёстывает Новый город с его доходными домами рубежа 19-20 веков:

3.


Некое общественное здание (1911):

4.


И грифоны на его крыше:

4а.


Странный дом, который можно было бы принять за бывшую синагогу, кабы не 80-метровая длина:

5.


И один из красивейших храмов Вильнюса - костёл Святой Екатерины (1703) бышего монастыря бенедиктинок, тянущего отсюда на несколько кварталов и известного с 1620 года. Памятник перед ним - композитору Станиславу Монюшко; памятников в Вильнюсе вообще много, но они как-то невыразительны.

6.


Облик храма, как и всего Вильнюса - более поздний: в 1737, 1748 и 1749 годах столица Великого княжества Литовского была разрушена тремя большими пожарами. И хотя стиль "виленского барокко" честнее было бы назвать "витебским барокко" (известна даже его родина - городок Глубокое в Беларуси), именно восстановление Вильны лучшими архитекторами ВКЛ дало большую часть его шедевров и определило тот облик города, что мы знаем теперь. Впрочем, в самой Вильне "виленское барокко" не совсем чистое: в идеале оно обходится вообще без украшений, достигая эффекта одной только пластикой - но без лепнины и скульптур представит виленские храмы невозможно! Самым выдающимся его мастером был Иоганн Глаубиц, построивший в нынешнем виде например костёл Святых Иоаннов (см. пост о Виленском университете), ворота Троицкого монастыря и убранство Духова монастыря (см. прошлую часть) и множество шедевров по всему ВКЛ вплоть до Полоцкой Софии. Эта церковь в нынешнем виде - тоже его творение:

7.


Рядом - Малый дворец Радзивиллов 16-17 веков, занятый музеем музыки, кино и театра. У него ещё и красивый аркадный дворик, куда я заглянуть забыл.

8.


Всего у Радзивиллов в Вильнюсе было 8 или 9 дворцов - я уже упоминал готический дворец прямо в Нижнем замке (разрушен в русско-польскую войну), Кардиналию на Замковой улице (разрушен в Великую Отечественную), дворец на Кафедральной площади, в 1860-е переделанный под губернское правление... Ну а здесь, на Вильняус, в паре кварталов от Малого дворца стоит ещё и Большой (1653), ныне принадлежащий художественному музею.

9.


Радзивиллы произошли то ли от бояр, то ли даже от жрецов - первые из них носили языческие имена, и собственно Радзивилл крестился как Николай, языческое имя оставив в качестве фамилии. Со временем род разделился на три ветви - одинаково могущественных, но порой исповедовавших даже разные религии. Их "головными офисаоми" были Несвиж и соседний Мир в Беларуси, Олыка на Волыни, Биржай в Литве. Они принесли в Речь Посполитую архитектуру барокко; увлекались кальвинизмом и лютеранством; участвовали во множестве войн, в том числе с Россией, и были в ВКЛ и Польше гетманами, кастелянами, маршалками, канцлерами, старостами и только в короли так и не выбились... а впрочем, им это было и не надо, Великое княжество Литовское и так де-факто принадлежало им (почти дословно цитирую [livejournal.com profile] darriuss!).
А вот сразу четыре магнатских дворца в одном кадре на перекрёстке Университетской и Святых Иоаннов - Бжостовских (полукруглый справа), Гурецких, Завишей и Пацов (по мере удаления, слева):

10.


Кадр же снят от ещё одного дворца Пацев, ныне занятого представительством Польской короны в ВКЛ посольством Польши в Литве. О Пацах, ещё одной фамилии с чисто литовскими корнями, я уже писал в прошлой части. Если владения Радзивиллов охватывали всю Речь Посполитую и часть Пруссии, то Пацы отметились в основном непосредственно в Литве - зато на каждом шагу и в первую очередь как строители роскошнейших храмов. Их дворцов в Вильне тоже немало:

11.


Также из этнически литовских родов можно вспомнить Гаштольдов (Гаштовтов), когда-то соперничавших с Радзивиллами и Кезгайлов, особенно отметившихся в Жемайтии. Но большинство литовских родов имели славянские корни: Сапеги, Тышкевичи, Ходкевичи, Огинские и многие другие, например пресёкшиеся в 17 веке Острожские - хозяева Волыни. Были потомки великих князей в удалённых колониях - Любартовичи на Волыни, Кориатовичи в Подолии. Были магнаты и остзейского происхождения - Тизенгаузы, Плятеры... причём если литовские магнаты владели землями и в Польше, то у польских в Литве таких прав не было по условиям Люблинской унии, а ведь там были не менее сильные фамилии - Потоцкие, Любомирские, Жолкевские, Конецпольские... ими пестрит Западная Украина. Каждый род имел и "центральную усадьбу" - ординацию, которая переходила по наследству только к старшему сыну и не могла быть ни продана, ни заложена - как Несвиж у Радзивиллов, Острог и Дубно у Острожских, Рокишкис у Тизенгаузов и другие. Помимо ординации, большинство магнатов владели десятками поместий и городов, и конечно же имели дворцы в столицах - Вильне, Варшаве, Кракове, а зачастую ещё Вене, Кёнигсберге, Берлине. Под Россией одни роды сдали позиции (например, Радзивиллы, за открытое сопротивление и поддержку Наполеона лишившиеся большинства имений), другие - как Тышкевичи и Огинские - напротив, преуспели. Вот например дворец Тышкевичей (1840) на углу Тракайской и Пилимо:

12.


И в целом каждый магнатский род своим наследием достоин небольшого государства - с правящей династией, а зачастую несколькими (ведь роды дробились на ветви), со столицей (т.е. ординацией), со своими городами и народами, с архитектурным и иным наследием, с неожиданными поворотами истории. Частенько магнаты имели собственные армии и использовали их друг против друга, да и просто позволяли себе такое, за что в России, Англии или Франции монарх бы подверг их четвертованию. В сущности, магнатский род и был государством, "шляхетская демократия" представляла собой ни что иное, как упорядоченную форму феодальной раздробленности, в конце концов и сгубившей непобедимую некогда Речь Посполитую. Вдобавок, магнаты страх не как не любили торговать, и по причине слабости купечества, поручали это дело евреям, армянам, караимам - так и возник польско-литовский Идишланд. В России того же времени сопоставимым могуществом обладали не бояре и дворяне, а купцы типа Строгановых - в этом и разница двух славянских держав. Однако история очень красива... В Речи Посполитой на момент раздела шляхта составляла 10% населения, и через многоуровневую систему сеймов и сеймиков жила в условиях полной демократии - потенциально даже самый мелкий шляхтич мог участвовать в государственной жизни и избирать короля.

13.


А вот на Татарской улице ещё один неопознанный по происхождению дворец, занятый Министерством охраны края (т.е. обороны, если по-нашему) - второе по роскоши, после президентского дворца, гражданское здание в Старом городе.

14.


Но вернёмся к виленским улицам. Как уже говорилось, Старый город тут обитаем и разнообразен, в нём много совсем не туристических уголков, но повсеместно теснота и узкие тротуары. Однако тут немало мест, где пейзаж не изменился со времён I Речи Посполитой. Деревянные ставни, черепичные крыши, цепочки мансардных окон, цветники на балконах, обшапарнные подворотни, просевшие от времени стены и напоминающие о столичности флаги министерств и посольств. Вот просто кадры улиц, без комментариев:

15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


Немножечко деталей. Вот крайне насыщенный ими ракурс на Виленской:

22.


Пан внизу и коза вверху:

23.


Советские вкрапления:

24.


Довольно странный Рыцарь-с-зонтиком на дворце Умястовских, что напротив дворца Тышкевичей с кадра №12:

25.


Современный креатив:

26.


27.


Но в целом, Вильнюс - не Львов и даже не Киев, какой-то особой перегруженности деталями тут ждать не стоит. Чаще всегео это обыкновенные лепнина с цветочками-ангелочками, даже скульптурные элементы тут редкость - что отличает дома от чрезвычайно пышных храмов. Но при этом виленский пейзаж не выглядит скудным, упоминавшийся выше прицип "виленского барокко" достигать эффекта одной пластикой тут в самих городских улицах.

28.


Но увидев что-то такое, как на прошлом кадре, лучше задрать голову - над этими узкими и малоэтажными улицами довлеют храмы, напоминающее о прошлом небольшой империи:

29.


Конкретно это - собор Святого Духа (1749-70) бывшего Доминиканского монастыря, раскинувшегося ещё на пару кварталов и известного с 1408 года. Нынешний собор - уже пятый на этом месте, и в нём ещё один роскошный интерьер Глаубица под куполом не совсем правильной формы, прозванном "ушная раковина Бога" (однако самый высокий в городе - 51 метр). Под собором обширная система подземелий с захоронениями монахов, магнатов, жертв чумы-1710 и войны-1812. Увы, мы сюда не зашли - за один раз обойти и тем более воспринять все виленские храмы нереально.

30.


И это тоже Старый город:

31.


Даже интересно, какого возраста здание вот этой гимназии на углу Доминиканской и Виленской. Ведь может быть и советская, и польская межвоенная:

32.


Но впрочем, улицы - ещё пол-дела. В подобных городах (Петербург, Львов, Одесса, Харьков, Кишинёв и другие) одной из главных достопримечательностей неизменно остаются дворы. Виленские дворики - это не питерские "колодцы", не одесские "сады внутри кварталов", но вполне достойны своим колоритом и тех, и других. Заглянем для начала в несколько подворотен, почти с "красной линии" улиц:

33.


34.


35.


В основном дворы Вильнюса очень неухожены, но бывают и исключения:

36.


В подъезды заглядывал мало - но местами оно того стоит:

37.


Местами вид у дворов очень мрачный:

38.


Среди многих других покажу два двора, особенно мне запомнившихся. Первый - где-то на улице Тилто, то есть между проспектом Гедемина и Нярисом. Там находится небольшой Георгиевский костёл монастыря кармелитов, запечатлённый на вводном кадре, и увидев в подворотне контрфорсы, я подумал, что это проход к нему.

39.


Вместо этого я оказался в таком вот чудном месте:

40.


На табуретке под лоджией сидела женщина, и по её взгляду было ясно, что она бы сказала "Нечего тут снимать! Идите куда шли!", если бы знала наверняка, на каком языке обращаться к туристу.

41.


Со вторым двором, соединяющим Францисканскую и Немецкую (Вокечу) вышло ещё интереснее. Спускаясь по улочке, я сфотографировал другой дворик, занятый летним кафе... а через минуту меня нагнал интеллигентного вида человек с кофейным стаканчиком в руке, и сказал:
-Я, кажется, знаю вас из интернета! Вы Варандей? - как я понял, он был как раз в том самом кафе и увидел, как я фотографирую. Он сильно спешил, но успел посоветовать мне зайти в подворотню напротив, что я тут же и сделал. Откровенно говоря, меня первый раз вот так узнают на улице, и на впечатление от старого двора наложилась ещё и накрывшая меня эйфория. А двор - вернее, цепочка из трёх дворов - правда стоил того:

42.


43.


44.


45.


Напоследок - ещё пара видов на Старый город с холмов Нового города. Костёл Святой Екатерины и замок:

46.


Шпили кирхи и православной церкви в католическом городе:

47.


В следующей части - о самых запомнившихся мне объектах Старого города.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь)
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

Date: 2013-06-08 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Премило.

Date: 2013-06-08 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Смотрю на первую фотографию.... и не узнаю где это, хотя там 100% был и не раз, не два и даже не двадцать, а сотни раз... Это улица Тилто?

Date: 2013-06-08 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это как бы вид на её "устье" близ Кафедральной площади.

Date: 2013-06-08 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Любая твоя фотка из Вильны без всяких комментариев у меня в мозгу имеет мгновенную привязку "что,где,когда". А тут думал целых 10 минут :( ... 7 лет, срок немалый, постепенно становлюсь чужим этому городу.

P.S. фото 31-32 Гимназия (Саломеи Нярис или в простонародье Саломейка) на Виленской 32. Типовой проэкт, 1951 г.; построена в 1961-1964 гг. При поляках там было всё забито старой постройкой. Бульвара на Немецкой, до второй мировой тоже не было.
Edited Date: 2013-06-08 02:59 pm (UTC)

Date: 2013-06-08 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Гимназия (Саломеи Нярис или в простонародье Саломейка) на Виленской 32. Типовой проэкт, 1951

???
Точно 1951 год? У нас в Эстонии в ту пору школьные здания возводили в духе сурового сталинского ампира. Неужто литовцы были настолько продвинутее?
(Всегда, кстати, был уверен, что это не типовой проект, а специально разработанный именно для этого выбомбленного участка Старого Вильнюса...)

Date: 2013-06-08 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Информация с официального сайта гимназии.
Вильну практически не бомбили, и насколько знаю очень серьёзных боёв в самом старом городе не было, в отличие от окраин. Её сожгли. Я видел довольно много послевоенных фотографий, там именно пожжено, а не разбомблено, стены фактически целые были. Просто после войны, насколько знаю, старый город долго не восстанавливали , вплоть до конца 50-х, а потом часть зданий вместо того чтобы восстановить, просто разобрали.
Edited Date: 2013-06-08 09:04 pm (UTC)

Date: 2013-06-08 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, в совершенно неожиданном месте тебя узнали.

Date: 2013-06-08 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Интересно что сейчас из себя представлял бы из себя Виленский старый город, если бы не было поджёгов и штурма города летом 1944, а так же взрыва состава с боеприпасами на вокзале в январе 1945. Можно сказать одно - он бы производил несколько другое впечатление нежели сейчас.
Edited Date: 2013-06-08 02:17 pm (UTC)

Date: 2013-06-08 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А так ли много было утрачено? Старый город выглядит очень цельным, судя по всему погибли единичные здания типа Кардиналии или Большой синагоги.

Date: 2013-06-08 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Утрачено ОЧЕНЬ МНОГО, не менее 30-40%. Построено очень много новодела в 90-х, например 3 здания слева от Никольской церкви, это новодел 94-98 годов и так далее. Ты наверно обратил внимание что много скверов, много советской постройки, Немецкая улица - бульвар (там всё было застроено как в термитнике до 1944). Все было бы по другому, никаких скверов бы не было - весь старый город был бы плотно застроен.

Date: 2013-06-08 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но какие из знаковых памятников и доминант утрачены?

Date: 2013-06-08 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Утрачена доминанта необычайно плотной застройки, сейчас такое ощущение не создаётся. Повторюсь ещё раз, представь что все скверы что ты видел, все свободные пространства, сейчас бы отсутствовали и везде были бы узкие улочки и закоулки. Тяжело судить что лучше, а что хуже... Просто город бы воспринимался - по другому :)
Edited Date: 2013-06-08 03:44 pm (UTC)

Date: 2013-06-08 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tomasp.livejournal.com
<<< Но большинство литовских родов имели славянские корни: Сапеги, Тышкевичи, Ходкевичи, Огинские и многие другие, например пресёкшиеся в 17 веке Острожские - хозяева Волыни.

Тышкевичи стали истинно богатыми уже после развала Республики обоих народов. Огинские тоже "прославелис" только в конце дороги этого государства, когда начали гражданскую войну против Сапег. Сапеги, Острожские и Ходкевичи почти всегда были богатыми и влиятельными, это правда. Но всё-таки в лучшие веки Великого Княжества Литовского, в стране господствовали Литовские роды. С времён Кревской унии, вплоть до середини 16 века, единственные Радвилы подходили близко по богатству и влиятельность к семьям Гоштаутов и Кесгайлов. Кесгайлы - старосты Жемайтии, слали крупнейшие числы солдат в армию ВКЛ. Гоштауты например, в 1440 послали поляков на три буквы и выбрали подростка Казимира Ягелона Великим князем Литовским, вместо короля Польши Владислава Варненчика, инициировали и профинансировали создание Литовских Статутов, и т.д. А ведь были ещё и Гедгауды, и Манвиди, и другие.

Заявленые, что большинство литовских родов имели славянские корни, необоснованные, и просто не правда.


<<< И хотя стиль "виленского барокко" честнее было бы назвать "витебским барокко" (известна даже его родина - городок Глубокое в Беларуси)

Вильнюсское Барокко так называется из за того что этот стиль сформировался в Вильнюсе и главные архитекторы были Вильнюсцы (Глаубица, Жебраускас и несколька другых). Где был построен первый костёл в этом стиле не имеет никакого значения.

Date: 2013-06-08 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, про Гаштольдов и Кезгайло я как-то забыл. За пределами Литвы на землях ВКЛ их следы не очень заметны. Подредактировал абзац.

По личным впечатлениям от путешествий по двум странам, для Беларуси "виленское барокко" более характерно. Самый цельный его ансамбль (Старый Витебск) и самый выдающийся "чистый" образец (костёл в Березвечье под Глубоким) также были там, но уничтожены при Советах. В Литве "виленское барокко" всё же не совсем "чистокровное", очень много лепнины и украшений, в то время как там основной упор на пластику. При этом ни в коем случае не хочу принизить красоту Литвы, но конкретно этот стиль всё же больше ассоциируется с Беларусью.

Date: 2013-06-08 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
Гаштольды случаем не Гоштовты(Гоштауты)?
Edited Date: 2013-06-08 02:56 pm (UTC)

Date: 2013-06-08 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nof-nof.livejournal.com
Vilniaus не может быть от названия реки, она другого рода, было бы Vilnios

двор на Тилто отличный, сама туда в январе забрела случайно, возвращаясь в гостиницу у Зелёного моста

про первое фото: а не видели "картину" Добужинского на Ратушной? :)
(на Отрыве это был отличнейший КП)

Date: 2013-06-08 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] hydrocianid.livejournal.com
к сожалению только на литовском , фотомонтажи-сравнения как выглядили улицы в 1944 и 2009 http://www.viv.lt/vilniaus_top_10/10_dingusio_vilniaus_vaizdu (http://www.viv.lt/vilniaus_top_10/10_dingusio_vilniaus_vaizdu)
Edited Date: 2013-06-08 09:20 pm (UTC)

Date: 2013-06-10 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] danlux.livejournal.com
На вид Европа и Европа...
Но я уже хочу туда!

Date: 2013-08-24 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] zhirmunka.livejournal.com
Министерство охраны края - бывший монастырь иезуитов. Главная часть монастыря выходила на ул. Св. Игнасия, а та что на Татарскую - хозяйственная часть. После касации монастыря постройки забраны в казну и хозяйственная часть перестроена в присутствие - лучший подъезд-подход. Так и получилось. Что касается названий, то могут быть лингвистические несоответствия, связанные с тем, что все название в сущности переводы с польского. ul. Wileńska переведена как Вильняус. Самый яккий пример - ул. Наугардуко. Главная улица Нового города была названа Новогородская, по польски Nowogródska, а переведена как Наугардуко, то есть от Новогрудка.

Date: 2016-10-22 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] earth-quaker-2.livejournal.com
не подскажете, где сделан снимок 28?

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 7th, 2026 04:12 am
Powered by Dreamwidth Studios