varandej: (Default)
[personal profile] varandej



О Бабьем Яре я впервые прочитал давным-давно, ещё в раннем детстве, и не знал ещё, что он находится в Киеве, но знал, что это было место чудовищных злодеяний, учинённых фашистами. Наверное, сам я сюда бы никогда пошёл - но в сентябре я приезжал в Киев не один, и инициатива этой прогулки также была не моя. Мы сюда попали аккурат в годовщину тех событий, и у Меноры встретили уцелевших киевских евреев, а потом отправились к древней Кирилловской церкви, которую также покажу здесь.

Прямо у Бабьего Яра с 2000 года действует станция метро "Дорогожичи", над которой нависает Киевская телебашня - построенная в 1968-73 годах без использования строительных кранов уникальным методом "сверху вниз" (то есть во время строительства башня медленно росла над городом, как дерево), это вторая по высоте телебашня бывшего СССР, 9-я в мире и высочайшая в мире решётчатая конструкция (385м). Телебашня видна со всего Киева, но глядя на неё издалека, я не задумывался о том, что она отмечает Бабий Яр.

2.


Так и не разобрался, как соотносятся между собой исторические районы, в которых он находился - Дорогожичи, Сырец и Куренёвка. Но это едва ли не самое высокое место Киева с многочисленными оврагами, что-то вроде московского Тёплого Стана, и сам Бабий Яр до трагедии был известен как просто крупнейший в Киеве овраг. Главная в этом районе улица Елены Тилиги ведёт на север, к Кирилловской церкви - туда мы и пошли. С одной стороны пятиэтажки, с другой парк, и мы даже не сразу догадались, что это и есть Бабий Яр:

3.


Честно говоря, я не хочу рассказывать о том, что здесь творилось - в интернетах можно без проблем найти и подробные описания того, как уничтожали людей, и бесстрастные исторические справки... Не найти только точных цифр, потому что их никто не знает - только в самом начале здесь было расстреляно более 30 тысяч человек за 3 дня, но позже фашисты проводили здесь массовые расстрелы не раз, трупы сжигали и размалывали, и в общем оценка масштабов трагедии - от 70 до 200 тысяч человек. Спастись удалось лишь 29 людям - в основном тем, кто успел прыгнуть в яму с трупами до своей очереди, спрятаться среди этих трупов, и ночью уползти. Четверо из этих 29 ещё живы - трое в США, одна в Киеве. До середины 1960-х о Бабьем Яре старались не вспоминать - сейчас говорят, что по причине антисемитизма, но ведь и Дня Победы до 1965 года не праздновали... скорее вспоминать о кошмарах войны просто не хотели. На месте концлагеря, захоронений, недостроенного человекоперерабатывающего завода (ну, где мыло и крахмал из трупов делали) устроили парк, сам овраг превратили в промышленный отстойник (чем это обернулось - ещё расскажу), и лишь в 1976 году открыли первый мемориал. С тех пор тут появился десяток памятников. Почти у входа в метро - памятник уничтоженным здесь детям (1997 или 2001).

4.


Ещё тут есть памятники православным священникам, призывавшим к борьбе с фашизмом и само собой тоже казнённым; душевнобольным, с расстрела которых (752 человека) 27 сентября 1941 года и начался здешний конвейер смерти, памятник остарбайтерам, пленным немцам (???), а вот уже в южной части парка - крест в память расстрелянных 21 февраля 1942 года украинских националистов из ОУН (621 человек), среди которых была та самая Елена Тилига - поэтесса-эмигрантка, жившая в Польше и Чехии, в 1930-е полагавшая фашистов освободителями от ненавистной "красной заразы" и вернувшаяся вместе с ними (хотя и нелегально) в Киев.

5.


И наконец мы вышли к главному мемориалу, поставленному в 1976 году - этот участок парка находится южнее "Дорогожичей", за улицей Мельникова:

6.


Композиция предельно ясна - ров, в который падают обречённые:

7.


Один из мрачнейших памятников, что я видел. Говорят, после его установки зарубежные евреи сильно возмущались, что здесь никак не отражена национальность большинства убитых. А в то же время, так ли это важно? Здесь убивали ЛЮДЕЙ, и памятник - людям.

8.


9.


10.


Рядом ещё два памятника - "Миру, искалеченному нацизмом" и еврейке-подпольщице Татьяне Маркус, которая под видом грузинки Маркусидзе, дочери расстрелянного большевиками князя, тайком уничтожила несколько десятков фашистских офицеров (например, работая в столовой и подбрасывая в еду отраву или ещё на военном параде кинув гранату, спрятанную в букете цветов). Вычислить её не могли очень долго, и по легенде, рядом с одним из убитых она сама оставила "автограф" - а может, не легенда, а такое странное самоубийство... Красный забор на заднем плане - ограда старинного Лукьяновского кладбища, где похоронены в том числе жертвы советских расстрелов 1930-х годов.

11.


Дальше мы снова пошли на север, расчитывая через парк выйти к Кирилловской церкви, и набрели на Менору - второй (1991) памятник Бабьего Яра, у которого было неожиданно людно:

12.


Оказалось, что меня угораздило приехать в Киев в годовщину первых расстрелов, чему и был посвящён проходивший здесь митинг под флагами Украины и Израиля. Люди со сцены говорили речи - кто-то по-украински, кто-то по-русски:

13.


А среди собравшихся не менее половины были те самые киевские евреи - кто-то из оставшихся здесь (ведь окончательно Киев утратил еврейское начало лишь в 1990-е), кто-то наверняка приехал и из Штатов, Израиля, Германии... Иудеи (евреи и хазары) жили в этом городе больше тысячи лет.

14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


Потом на трибуну вышел очередной оратор, и если все остальные говорили тихо и сдержано, этот начал реально ОРАТЬ, примерно как тот дед, который бродит по московскому метро и орёт, заглушая поезда, об "иудах, продавших Россию". Орал он, разумеется, о преступлениях большевизма, которые "тоже не стоит забывать" (мне вот интересно - а на митингах, посвящённых жертвам большевизма, преступления нацизма не забывать - призывают?), и о том, что "украинцев убивали за то, что они украинцы! За то, что говорили по-украински! За то, что носили вышиванку!" (про себя думаю: "а русских убивали за то, что они русские, говорили по-русски и носили ушанку!"). В общем, у нас (а моя попутчица была вообще-то из другого украинского города) от такого повяли уши и мы ушли в глубину парка. Позже от знакомой киевлянки узнали, что этот же оратор - поэт и в советское время "писал стихи про Ленина в толстые журналы".

24.


В "шатровый храм" я заглянул и даже сделал кадр, хотя он вышел и нерезким, а задублировать уже не дали:

24а.


Дальше мы углубились в парк, исполосованный оврагами. Так же примерно выглядели и те самые овраги до расстрелов.

25.


Но расстрелы были не последней трагедией Бабьего Яра. Как уже говорилось, после войны в овраге (откуда трупы к тому времени извлекли) устроили промышленный отстойник, куда кирпичные заводы сливали пульпу. Проект спустили из Москвы, и он подразумевал перекрытие оврага бетонной дамбой; в Киеве решили сэкономить и после "доработок" дамбу построили уже земляную. 13 марта 1961 года, во время таяния снегов, её прорвало - причём не сверху, а снизу, и вниз по улице Телиги на Куренёвку сошёл натуральный сель высотой до 14 метров. По официальным данным погибло 147 человек - чуть меньше, чем в Крымске; по неофициальным - 1,5-2 тысячи, но последним я не очень-то верю. За рассказом о Куренёвской трагедии обычно следует обличение советской системы, допустившей техногенную катастрофу, но давайте не будем забывать про Бхопал-1984, Лондон-1952 или Техас-Сити-1947 - техногенные катастрофы были всегда и везде, потому что всегда и везде находятся воры, бездари и разгильдяи.
По одной из городских легенд, плотину разъел человеческий жир, пропитавший в период расстрелов дно оврага. В общем, Бабий Яр - проклятое место. Пойдём лучше в Кирилловскую церковь:

26.


Эту церковь, посвящённую Кириллу и Афанасию Александрийским, довольно далеко от города построил в 1139 году занявший киевский престол великий князь Всеволод Ольгович из Чернигова как усыпальницу Ольговичей. При церкви вплоть до Екатерининской эпохи действовал монастырь. В 1730-40-е церковь была перестроена в стиле украинского барокко Григоровичем-Барским - типичная судьба для древнекиевских храмов.

27.



Заснять её адекватно достаточно сложно:

28.



Колоколенка снесена в советское время, новая - в архитектурном стиле "сделай сам":

29.


А вот детали очень хороши:

30.


Особенно двери, в одну из которых мы и вошли:

31.


Главной достопримечательностью Кирилловской церкви считаются её росписи: в 1880-84 годах здесь были обнаружены и расчищены уцелевшие фрагменты домонгольских фресок. Пространство между фрагментами решили записать новыми фресками, над комплексом которых работало около 30 художников, в том числе никому тогда ещё неизвестный студент Михаил Врубель, впрочем, оцененный по достоинству и создавший важнейшие фрески. Таким образом, Кирилловская церковь соединила в себе все три эпохи киевских расцветов - Древнюю Русь, Гетманскую Малороссию и рывок конца 19 века к будущей столичности.

32.


Ныне церковь в общем пользовании музея (с 1929 года) и Московского патриархата, и фотографировать внутри запрещает именно музей - как и в принадлежащем ему же Софийском соборе. Тем не менее, темнота помещений и немногочисленность смотрителей способствует нелегальной съёмке. Скажу честно - это было через 2 недели после провала в Казахстане, и мне хотелось хоть как-то отыграться:

33.


Да и просто тут очень красиво! Причём модерновые фрески совершенно затмевают древние:

34.


35.


Люблю русский модерн, но всё же недобрый он какой-то, пугающий, тревожный. Его посыл - "Что-то приближается!".

36.


Древности, как часто бывает, лучше всего сохранилась в алтаре:

37.


А после этого кадра меня таки заметила смотрительница, и мы ушли. На улице хлынул холодный ливень, а у меня сдали нервы - то ли от напоминания о казахстанском провале, то ли от чёрной ауры Бабьего Яра.

38.


P.S.
Надеюсь, все понимают, что попытки разжигания, оскорбления в адрес любой национальности, оправдания нацизма и прочее я буду пресекать без предупреждения?

КИЕВ-2012
Киевский метрополитен.
Верхний город.
Виды с соборных колоколен.
Ярославов город с Михайловский Златоверхий собор.
Софийский собор.
Владимиров город, Пейзажная аллея и Андреевский спуск.
Химеры Верхнего города. Киев эпохи модерна.
Подол.
Контрактовая и Почтовая площади.
Улицы и церкви.
Берег Днепра.
Гора Щекавица и окрестности.
Печерск.
От "Арсенальной" до Лавры
Закоулки и укрепления Лавры.
От Лавры до Госпиталя.
От Косого капонира обратно к "Арсенальной".
Новое Строение. Костёлы, синагога Бродского, Бессарабка.
Окраины.
ВДНХ (Экспоцентр Украины)
Китаевская пустынь.
Бабий Яр и Кирилловская церковь.
Парк "Киев в миниатюре".
....далее ещё.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-04-25 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] ordoteutonicus.livejournal.com
Спасибо, очень интересно.

Date: 2013-04-25 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] wlad11.livejournal.com
фрески шикарны, да

Date: 2013-04-25 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com
Стоит прочитать книгу Кузнецова "Бабий Яр" (только в неподцензурном полном варианте) - это очень ярко написанный правдивый рассказ, как жил Киев во время немцев, в первый свой период "евроинтеграции". Описано там так, как оно было на самом деле, и описанным в тексте поэтам-профессиональным патриотам такие книги точно не понравятся, так как зверства тогдашних псевдопатриотов в вышитых украинских рубашках там описаны очень хорошо.

Date: 2013-04-25 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] anvtr.livejournal.com
Плюсану к книге. Да, очень страшная вещь.

(no subject)

From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо!
Действительно, две несоединимые вещи рядом и на местности и в одном рассказе.
Историю росписи Кирилловской церкви 19 века в свое время копала сравнительно глубоко, и замечу, что Врубель был не одним из 30, а единолично создал центральные фрески. Так что в смысле мрачности я бы сказала, что дело не в модерне, а в личности Врубеля. Если интересно, могу дать ссылку на свой пост.
И второе. Изображу из себя злобного тролля и спрошу: на чем основано мнение, что "окончательно Киев утратил еврейское начало в 1990-е"?

Date: 2013-04-25 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее, русский модерн у меня больше ассоциируется с такими как Врубель.

Как и везде в бывшем СССР - уехали.

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-04-25 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-04-25 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-04-25 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2013-04-25 03:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kopanga.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com - Date: 2013-04-25 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-04-25 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] manul-a.livejournal.com - Date: 2013-04-25 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2013-04-26 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2013-04-26 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] manul-a.livejournal.com - Date: 2013-04-26 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] govorilkin.livejournal.com - Date: 2013-04-26 04:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] grey-fluffy.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-04-25 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com
Говорят, катастрофа в Куреневке по времени практически совпала с закрытием Хрущёвым Киево - Печерской лавры ... что наводит некоторых на определённые размышления ...

Date: 2013-04-25 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Совпадение на совпадении...

(no subject)

From: [identity profile] dim dremkov - Date: 2013-04-25 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com - Date: 2013-04-26 03:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] questrum.livejournal.com
Куреневская трагедия случилась 13 марта - а именно 13 марта 1945 года Хрущев издал распоряжение увековечить Бабий яр, впоследствии отмененное Сталиным. также телецентр построен точно на месте Еврейского кладбища, основаного еще в 19 веке. оно было почти уничтожено при немцах - памятники использовали для сооружения печей по сжиганию трупов в Бабьем яру
(deleted comment)

Date: 2013-04-26 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com
Да не НКВД, а НКИД - наркомат иностранных дел.

Date: 2013-04-25 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Э-э-э-э, или я не умею читать или ты ошибся. Кирилловская церковь не может быть по дороге на Чернигов, он в другой стороне.

Date: 2013-04-25 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Точно, ошибся.
Ну что, теперь: "Мы то тебе верили, мы думали. что ты проверяешь информацию, а ты оказывается шарлатан и гонишь третьесортный продукт-копипасту из википедии!!! Мы уже третий день в шоке!!!"

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2013-04-25 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com - Date: 2013-04-25 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2013-04-25 02:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Спасибо большое за рассказ, Илья! У меня не хватило времени и сил добраться сюда в 1999 году, хотя и очень хотела.
Сразу вспомнила о книге Кузнецова "Бабий Яр" и о его жизни на Куреневке во время войны. Кстати, мама писателя жила (кажется, до самой кончины) всё в той же местности, на Петропавловской улице.
А на месте Бабьего Яра был Сырецкий концлагерь, посему погибали там люди разных национальностей, очень много там погибло и пленных.

Моя киевская подруга рассказывала, что некоторые киевляне не хотели получать квартиры(им давали отдельные взамен коммунальных) в 1960-е года в этой местности, как она выразилась "никто не хотел жить на костях".

Date: 2013-04-25 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] 22he-travnya.livejournal.com
Для протокола: немного инфы о запечатлённых вами людях.

Тут (1 (http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/50083820.2be/0_d387f_dcb92af_XL.jpg), 2 (http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/50083820.2be/0_d3892_1af5e006_XXL.jpg), 3 (http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/50083820.2be/0_d3893_63c31686_XL.jpg))
http://ru.wikipedia.org/wiki/Блайх,_Яков_Дов

Тут (http://img-fotki.yandex.ru/get/5637/50083820.2be/0_d388b_45861e3e_XL.jpg) - рядом стоят:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлычко,_Дмитрий_Васильевич
http://ru.wikipedia.org/wiki/Левитас,_Илья_Михайлович

Тут (http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/50083820.2be/0_d3891_db171982_XL.jpg) в костюме
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чечетов,_Михаил_Васильевич

Date: 2013-04-25 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
страшное и тяжелое место.не удивил кстати деятель распинавшийся о злодеяниях большевиков.вот такие лицемеры и орут про незалежность...

Date: 2013-04-25 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Уманский (from livejournal.com)
В Золотоншу не собираетесь? У меня дед был оттуда родом. Почти вся его родня погибла осенью 1941-го...

Date: 2013-04-26 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, там довольно интересное место с древним монастырём.

Date: 2013-04-25 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] melanyja.livejournal.com
Спасибо за рассказ. Была там давно, памятников не помню совсем.
Там ведь не только евреев расстреливали, действительно. Украинская поэтесса Олена Тилига там погибла.

Date: 2013-04-25 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] malysh87.livejournal.com
Позволю себе с Вами не согласиться по "обозначению национальностей"...

Очень важно различать жертв войны и жертв геноцида. Даже несмотря на то, что эти события происходили параллельно и тесно связаны. Но это концептуально разные вещи. Как с юридической так и с морально-этической точки зрения.
Писать про тысячи советских граждан просто нечестно.

Собственно Холокост был запретной темой в Союзе. Это и объясняет то, что на территории где жертв Холокоста было так не мало практически нет памятников этому событию, а люди правда не понимают, что между "советскими гражданами" и "евреями" (в данной ситуации, разумеется, а не вообще) есть, как говорят в Одессе, "две большие разницы" (вот, например была некрасивая история с Змеиной Балкой в Ростовской области (http://www.inopressa.ru/article/18may2012/lemonde/holocaust.html))

Ну и хотел бы ещё к этой статье отослать, где написано о текущем состоянии дел в Бабьем Яру.. (http://www.snob.ru/profile/11632/blog/58575)


А отчёт прекрасен! Да.. Как и Киев ) Спасибо!

Date: 2013-04-25 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Хотя евреи составляли и большинство погибших в Бабьем Яру, тут убивали и военнопленных, душевнобольных, украинских националистов, по строго этническому принципу - ещё и цыган.

Цитировать "Инопрессу" вообще моветон, с тем же успехом можно процитировать высказывания "Первого канала" о США. Сайт, используемый как "пятиминутка ненависти" Оруэлла, куда собирают концентрированно всю грязь, которую пишут в западных СМИ о России. А то что именно за последние 15 лет антисемитизм у нас практически сошёл на нет - это там вряд ли напишут. По пунктам с этой статьёй спорить даже не хочется, я конечно понимаю что украинцы или литовцы в понимании француза те же русские, и всё же так чётко выстраивать причинно-следственную связь: "раз крупнейшие захоронения жертв Холокоста на территории бывшего СССР - в Холокосте виноват антисемитский СССР" - откровенная мерзость.
Edited Date: 2013-04-25 06:11 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-25 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com - Date: 2013-04-25 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com - Date: 2013-04-26 05:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-26 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-27 04:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-27 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-29 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-29 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dim dremkov - Date: 2013-04-25 08:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-26 04:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] laubsaege.livejournal.com - Date: 2013-04-25 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] joel polischuk - Date: 2015-12-07 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-26 07:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-27 04:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-27 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malysh87.livejournal.com - Date: 2013-04-29 07:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] babs71.livejournal.com - Date: 2013-04-29 01:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] iz-chicago.livejournal.com
Спасибо за столь обстоятельный рассказ о Киеве. я люблю этот город, и многие места на твоих фото исходил много раз собственными ногами. Кирилловская церковь - одна из мойх любимых. Бабий Яр - место и вправду проклятое. Памятники замечательные. Надеюсь, что ты меня не забанишь за цитату Виктора некрасова :-))

На митинге памяти погибших в Бабьем Яру евреев из толпы раздался крик: "Здесь лежат не только евреи." на что некрасов ответил: "да, но только евреи были убиты лишь за то, что были евреями." В этом принципиальная разница.

Кстати, технологии фашистов и советской власти были отработаны. Во многих городах немцы расстреливали массово в глубоких оврагах, чтобы не рыть их самим сохранить драгоценное топливо. А советская власть устраивала там свалки или парки.

Date: 2013-04-25 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ещё цыгане были расстреляны за то, что были цыганами, и душевнобольные за то, что были душевнобольными.
Последний абзац вообще не понятно о чём.

(no subject)

From: [identity profile] iz-chicago.livejournal.com - Date: 2013-04-25 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashka1965.livejournal.com - Date: 2013-05-01 03:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-25 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] iz-chicago.livejournal.com
Отвечу на пост, который был удален. Белорусские деревни уничтожались не по этническому принципу. Кроме того, я нигде не утверждал, что убивали только евреев. Но уничтожение евреев - глобальное преступление против всего человечества, не вмещающееся в голову любого нормального человека. Точно так же, как в первую мировую погибли многие-многие миллионы, в том числе, и в результате этнических чисток, но геноцид армян превзошел все мыслимое, как по масштабу, так и по уровню изуверства младотурок.

Date: 2013-04-25 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dim dremkov (from livejournal.com)
Дорогожичи - чуть ближе к центру. Сырец - за улицей Елены Телиги (Коротченко). Куренёвка - внизу, это дальняя часть Подола.

Дорогожичи вроде второе по высоте место в Киеве, самая высокая точка - в переулке у метро "Арсенальная". Но разница невелика - всего два метра.

Date: 2013-04-29 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] Павло Блізніченко (from livejournal.com)
Вторая по высоте точка Киева находится на Борщаговке. Высота - 198,8 метров. Это гора, на какой стоит Святошинский ЗАГС.

Date: 2013-04-25 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] yu-mon.livejournal.com
Илья, спасибо за прекрасный рассказ. Видела Бабий яр очень давно, впечатление было тоже - гнетущее, страшное место...

Date: 2013-05-01 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] sashka1965.livejournal.com
Конечно, это же чистилище...

(no subject)

From: [identity profile] yu-mon.livejournal.com - Date: 2013-05-01 05:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-26 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] czerjoszyn.livejournal.com
Тот, кто обличал коммунистический режим на том митинге, тоже был по-своему прав. К такому огромному количеству жертв причастна и советская власть. Когда Красная армия оставляла Киев в сентябре 1941 года, последними из города уходили диверсанты из НКВД, заложившие накануне взрывчатку во всех домах на Крещатике и прилегающих улицах, а затем взорвавшие всё это уже после отступления с помощью дистанционного управления. Немцев во время этой диверсии погибло не более 40 человек, зато мирных киевлян погибло на пожарах и под завалами более тысячи человек (точные данные привести никто не может). Огненный вихрь поглощал всё новые и новые кварталы и немецкая оккупационная администрация ничего не могла сделать, чтобы его остановить, так как все водонапорные башни были взорваны перед отступлением, а вся пожарная техника вывезена. Ответственность за это чудовищное преступление немцы возложили на местных евреев (групповая ответственность), и если раньше — в оккупированных Варшаве, Львове, Черновцах, Виннице — евреев просто сгоняли в гетто, то в Киеве впервые окккупантами был устроен настоящий акт геноцида, с которого и началось «окончательное решение еврейского вопроса». Преступления нацистов давно уже осуждены, но можно ли оправдать тот политический режим, который, находясь в паническом страхе перед возможностью лишиться власти, готов отправить та тот свет миллионы своих же сограждан?

P.S. Вот здесь помещены воспоминания об оккупированном немцами Киеве без идеологических догм и стереотипов (http://www.babyblog.ru/user/mitroha/3028224). Оккупантов я не оправдываю, однако и «свои» оказались ничуть не лучше.

Date: 2013-04-26 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Слушайте, Вы сейчас занимаетесь ничем иным, как ОПРАВДАНИЕМ нацизма. Да в общем и Гитлер наверное не такой уж и плохой, он просто мужественно защищал Европу от коммунизма? Евреи и без подрыва центра города уничтожались в Бердичеве, Минске, Вильнюсе; фашисты бы использовали любой повод, а если бы повода не дали - устроили бы какую-нибудь провокацию. И если вы верите на слово мемуаром с "хорошими, культурными, щедрыми и заботливыми немцами" и "русскими зверьми, расстреливающими беженцев и насилующими медсестёр", то почему бы мне не верить на слово мемуарам, где немцы плохие, а наши - хорошие?

А впрочем, чем больше читаю мемуаров о войне, тем больше понимаю, что Украина была союзницей Гитлера и относиться к ней надо как к одной из стран Оси. К слову, и оратор, которого вы оправдываете, не только обличал коммунистов, но и занимался ваши любимым делом - "монополизацией страданий". Сколько советской властью было уничтожено русских? А там речь шла о том, что советская власть уничтожала по национальному признаку конкретно украинцев, что само собой (не будем прикидываться дурачками) подразумевало "русские уничтожали украинцев", ибо никакой советской власти давно уже нет, а влепить эту речёвку кому-то было надо.


Вот заелозили-то пещерные русофобы и антикоммуняки...
Edited Date: 2013-04-26 09:51 am (UTC)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2013-04-26 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashka1965.livejournal.com - Date: 2013-05-01 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashka1965.livejournal.com - Date: 2013-05-01 03:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-26 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
Спасибо Илья за долгожданный цикл о Киеве, после него появилось желание посетить второй город ( после Одессы ) в стране , летом обязательно съезжу на недельку по твоим местам ( кроме Бабьего Яра , не хватит мужества его посетить, я и в Краков после фильма Спилберга не заезжаю )

Date: 2013-05-01 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sashka1965.livejournal.com
Тяжело смотреть где своих мочили?

(no subject)

From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com - Date: 2013-05-01 03:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-04-26 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Да уж, место, конечно, страшное. Интересно, я не знал эту историю о расстрелянных ОУНовцах; в общем, за что боролись, на то и напоролись, что тут ещё сказать...

Date: 2013-04-27 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] otr-ok.livejournal.com
пару фактов:
* расстрелы проходили не на месте основного большого памятника. Это место выбрано именно как удобное для памятника по причине близости крупного перекрестка. Основные расстрелы проходили в районе миноры
* украинские власти хотят включить Кириловскую церковь в список Юнеско, но те не спешат мотивируя "вы и так почти Софию просрали"
(deleted comment)

Date: 2013-05-01 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да тут все жиды, кроме тебя. Таки пошёл в баню, мерзький гёй.

Date: 2013-10-01 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] father-of-blind.livejournal.com
Варандей!
До чего же качественные и объективные статьи у тебя!
Вообще-то я не люблю комментировать различные материалы блоггеров, но тут не сдержался – ты молодец!
Очень увлекательно смотреть твои фото и читать твои описания.
Касательно Бабьего Яра был поражен книгой Кузнецова «Бабий Яр» где он описывает как жил в Куреневке во времена событий в Бабьем Яре. И теперь хочу туда приехать. Не знаю когда получится, но хоть с твоей помощью пока так посмотрел. Спасибо огромное!!!!

P.S. почитал комменты всяких тут про национальности убитых: Варандей! я с тобой!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 11:58 am
Powered by Dreamwidth Studios