varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Едва ли не самая известная достопримечательность Молдовы - Орхей: руины самого древнего в стране города в невероятно красивом месте. Но на самом деле Орхей (или, на русский манер, Оргеев) - это давно уже не город, а местность вдоль реки Реут, вполне сравнимая с Кодрами. Дело в том, что Орхей, основанный ещё в домолдавские времена и сменивший несколько "слоёв", одним из которых была Золотая Орда, в 1636 году по указу Василия Лупу ("Волка"), последнего молдавского господаря, правившего дольше нескольких лет, был перенесен на 18 километров вверх по течению Реута. Так что теперь в Молдавии два Орхея: новый - город (33 тыс.  жителей) в 40 километрах от Кишинёва у развилки дорог на Сороку и Бельцы, и Старый - городище между сёл Требужены и Бутучены. Так вот, "достопримечательность №1" - это именно Старый Орхей, а я сейчас расскажу про Новый: почему-то есть мнение, что смотреть в нём нечего, а между тем это едва ли не самый хорошо сохранившийся уездный город Бессарабской губернии.

В Старом Орхее я, разумеется, тоже был, и о нём, а также о селе камнетёсов Бранешты, ещё расскажу в последующих трёх частях. Очень прошу прочитать этот абзац несколько раз и не писать мне комментариев о том, что я де не туда съездил.

Добраться в Орхей из Кишинёва едва ли не проще, чем во многие районы на столичных окраинах: маршрутки с Центрального автовокзала ходят каждые 15-20 минут, и это не считая проходящих - так как город стоит на главной в стране развилке, таковых ежедневно десятки. Примерно через 40 минут после выезда впереди открывается вот такой вид - слева дорога на Бельцы (идущие туда маршрутки на автовокзал Орхея не заезжают), справа - собственно Орхей, через который лежит дорога в Сороку:

2.


Центр города с перспективой трёх церквей - и ни про одну из них, кроме центральной, я так и не нашёл информации. Красная церковь на переднем плане стоит у развилки, и если едете на бельцкой маршрутке - экскурсия по городу начнётся примерно от неё. Средняя Дмиитриевская церковь - уже за Реутом, и считается главной достопримечательностью городка. На самом деле главной достопримечательностью я бы назвал уездный центр - но его отсюда полностью закрывают деревья:

3.


Ну а открывает центр та же самая церковь Дмитрия Солунского, ровесница города (1634-36), одна из трёх в Молдове постройка старше 18 века (другие две - церкви в Кэприяне и Каушанах) и единственный в стране памятник эпохи Василия Лупу, при котором особенно активно строились Яссы. Впрочем, визуально церковь довольно невзрачна и явно расчитана на оборону:

4.


Вдобавок, вне времени службы оказались закрыты даже её ворота, а окружает церковь забор порядочной высоты - я, при очень неплохом росте, едва-едва сумел сделать кадр, держа фотоаппарат на вытянутой руке над головой:

5.


Во дворе церкви - ещё и здоровенный крест неопределённого времени, постамент которого сооружен к 300-летию основания города при румынах... а кто стоял на постаменте, ещё увидите позже:

6.


Ещё с поездки в Бельцы я успел запомнить, что Орхей очень зрелищен с бельцкой трассы, и потом решил, прежде чем идти в центр, полюбоваться городом с той стороны. Через улицу от Дмитриевской церкви уже начинаются луга:

7.


И хотя "фасад" города образуют многоэтажки, неповторимость облика ему придаёт крутой холм, почему-то напомнивший мне казахстанские сопки:

8.


Долина Реута славится своими каменоломнями, и в карьерах над городом скорее всего когда-то добывали котелец:

9.


Прямо по курсу - заброшенный завод и еврейское кладбище. Два памятника двух ушедших отсюда цивилизаций:

10.


Довершал картину дельтаплан расцветки болгарского флага, весь вечер круживший над городом и лугами - почему, поймёте чуть позже.

10а.


До киркута я так и не дошёл, я вообще не любитель кладбищ. Такие кладбища есть во многих старых городах и бывших местечках Бессарабии, которые к началу ХХ века были еврейскими на 50-70%. Список известных уроженцев Оргеева говорит о многом: например, поэт Симха Бен-Цион, французский скульптор Моисей Коган (погиб в Освенциме), аргентинский поэт Хакобо Фихман, первый мэр Тель-Авива Меир Дезингоф и даже известный и довольно противоречивый израильский политик Авигдор Либерман.

11.


На горе - ещё одна неопознанная церковь. Впрочем, все они, кроме Дмитриевской, довольно невзрачны и явно второй половины 19 века, поэтому интересны лишь как часть оргеевского пейзажа:

12.


Ну а до меня ветер доносил музыку и весёлые крики - это центр города, слева ДК, прямо за деревьями автовокзал:

13.


В общем, в Орхей я попал аккурат на день города - и надо было видеть, как искренне веселился у этих каруселей народ:

14.


А ДК, между прочим, не сталинка, а ещё одна работа Семёна Шойхета (цирк и ДК ЖД в Кишинёве) 1970-х годов. Тут впечатляет не столько само здания, сколько сюжеты - я почти влюбился в эту незакомплексованную колхозницу:

15.


Уж не знаю, с праздником это связано или нет, но Орхей мне показался очень опрятным. Вообще, среди виденных мной молдавских городков он едва ли не самый уютный - Бельцы слишком индустриальны, Сорока слишком цыганская, а в других городах маловато старины:

16.


От ДК я вышел на площадь Василия Лупу с типовым зданием примэрии. Румынский дом в левой части кадра - на вводном кадре, только с другой стороны. На стене примэрии справа - изображения собора в монастыре Курки близ Орхея, куда я опять же не успел:

17.


Памятник Лупу, между прочим, поставлен в 1936 году - к 300-летию города, и изначально стоял на том самом постаменте у Дмитриевской церкви. Эта площадь была застроена лишь при Советах, перед примэрией стоял, само собой, Ленин - на его место господаря перенесли в 2000 году. Но вообще, Молдавия - едва ли не единственная страна из присоединённых накануне войны, где советская власть не стала уничтожать некоторые памятники эпохи "буржуазной свободы" - Стефан Великий (1928) в Кишинёве, Василий Лупу здесь... Впрочем, это ведь были герои давно минувших дней, к тому же построившие прекрасные отношения с Россией.

18.


Василий Лупу, в отличие от Стефана Великого и Петра Рареша, в Бессарабии оставил очень мало следов. Но его правление в 1634-53 годах было последним "островком" стабильности в бесконечной чехорде господарей, державшихся на престоле максимум несколько лет с опорой на иноземных покровителей. При Волке активно строились Яссы, ставшие столицей ещё в 1574 году, он пытался подчинить себе Валахию и Трансильванию, с Россией вёл торговлю и тайные переговоры о союзе против турок, а вот с украинскими казаками Лупу не дружил, открыто поддерживал Польшу (хотя в армии Хмельницкого сражались молдаване-добровольцы), за что в итоге и был бит союзом казаков и татар, после которого заключил с Хмельницким мир с даже выдал свою дочь Росканду за его сына Тимофея. Бояре и воеводы, дружившие с польской шляхтой, тут же подсуетились и при помощи Валахии и Трансильвании организовали заговор, которым правление Лупу и оборвалось. "Бояре-сволочи" для Молдовы вообще всегда было актуальнее, чем для России - страна несколько веков жила в непрерывной делёжке власти, а ведь даже несколько сильных господарей подряд могли бы сделать её главной державой Балкан.

19.


Площадь Лупу пересекает и улица Лупу, главная в Орхее - собственно, город вытянут вдоль неё на 7 километров, в ширину же в среднем меньше километра. Я, однако, для начала свернул на улочку за домом с вводного кадра. Люди после дня города ждут маршруток на окраины и в сёла:

20.


Оргеевские дворики:

21.


22.


23.


Та же улица парой крутых зигзагов спускается вниз, в глубокую ложбину какого-то ручья, скорее всего текущего в Реут из Оргеевского озера - оно небольшое и прилегает к спальным районам. На горе - винзавод "Шато Варталей", а за ним можно было бы дойти к старообрядческой церкви (отсюда не видна):

24.


Домики:

25.


Улочки:

26.


Котельная с толстенной трубой и то ли румынским, то ли даже дореволюционным корпусом:

27.


А вот медицинский колледж уже точно румынской эпохи - типовой проект школы, такие мне попадались несколько раз:

28.


Описав круг, я вышел с другой стороны от площади Лупу на одну из боковых улочек. Уездный Орхей тянется где-то на километр от площади до Дмитриевской церкви, и в основном его архитектура сосредоточена выше улицы Василия Лупу. Из 7 уездных городов Бессарабии (Аккерман, Бельцы, Бендеры, Измаил, Сорока, Хотин) Оргеев сто лет назад был самым маленьким (12 тыс. жителей), но при этом выглядит куда внушительнее, чем уездные районы Сороки или Хотина, а главное - гораздо целостнее. Причём "на глаз" где-то 2/3 его застройки - царского времени, остальное - румынского:

29.


30.


31.


32.


33.


34.


И да, на улицах действительно было настолько пустынно - однако где все оргеевцы находились в это время, я уже показал. Правда, по этим улочкам с громкими воплями носилась компания школьников лет 13-14, и честно говоря меня их присутствие напрягало - редкий случай в Молдове, вообще-то страна совсем не гоповая.

35.


Одна из двух улиц, на которых стоит этот райончик, проходит прямо по задворка улицы Лупу. Вот, скажем, гостиница - а не румынская ли она, часом? Фасад-то 100%-советский, я его даже фотографировать не стал, но вот со двора - напоминает межвоенный функционализм:

36.


Или вот апсида ныне православного храма, подозрительно похожего на бывшую кирху:

37.


С юга же обе уездные улицы замыкает костёл (1902-04), пожалуй самый большой и красивый в насквозь православной Молдове:

38.


Бессарабия, как часть Новороссии, в 19 веке была исключительно многонациональна - тут жили и немцы, и поляки, и болгары, и греки, позванные правительством царской России - кто-то на плодородные земли, кто-то - подальше от турецкого ига. Тем не менее, костёлы для Молдовы не типичны, и конкретно этот - заслуга здешних бояр польского происхождения, четы Григория Долино-Добровольского и Чезарины Бокарской - по фамильной легенде, которую мне поведал в комментариях Александр Деордица, первый построил церковь в селе Бравичены, вторая - костёл в Оргееве.

39.



Рядышком ещё одна церковь - а ведь вполне могла быть болгарской или греческой:

40.


41.


Так я снова вышел на улицу Лупу, примерно в квартале от Дмитриевской церкви, и пошёл обратно в сторону площади. Застройка улицы в основном довольно унылая. Уже упомянутая бывшая кирха (?) глядит на неё фасадом - и вот кирхе в уездном городке как раз можно не удивляться, в Молдове немало и экс-немецких сёл:

42.


Снова пересёк площадь Лупу. В основном центр Орхея застроен вот такими вот сталинками-малоэтажками, очень характерными для Молдовы:

43.


Хотя в целом уездный Оргеев гораздо обширнее тех двух улиц - но почему-то за их пределами не образует единой ткани - лишь россыпь отдельных домиков в советской застройке. За площадью Лупу почти в ряд стоят три памятника. Перый - жертвам репрессий (для Молдовы самый чёрный год - 1949, когда отсюда было депортировано как минимум 35 тысяч человек, ну а в публицистике и спорах цифры варьируются вплоть до величин с шестью нулями):

44.


Следующий - жертвам Чернобыля. Крест на атоме впечатляет:

45.


И наконец - героям Великой Отечественной:

46.


Самым дальним пунктом по улице Лупу стала действующая синагога характерной для Бессарабии архитектуры:

47.


Неподалёку ещё один дом - я гадал, румынский или современный, и оказалось, всё-таки новодел. Но очень неплохой:

48.


По параллельной улице ниже улицы Лупу я стал возвращаться на автовокзал:

49.


50.


51.


52.


Последний в Оргееве кадр я снял около дома культуры:

53.


А меньше, чем через час вернулся в Кишинёв. В общем, запомнился мне этот городок - пренебергать им в путешествиях по Молдавии явно не стоит.
В следующих двух частях - о Старом Орхее. Я туда ездил в другой день, да и добираться из Кишинёва легче, чем отсюда.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Бранешты.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

Date: 2012-12-07 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] dem-2011.livejournal.com
Спасибо Вам большое за очень интересный рассказ. Сколько раз ездил мимо, а вот только сейчас смог полюбоваться Оргеевом. Сейчас уже вряд ли смогу вообще поехать, уехал из Молдавии в 2002 году. В Старом Орхее, разумеется, побывал не один раз и даже наблюдал там полеты дельтапланеристов.

Date: 2012-12-07 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я давно уже заметил: если все про какой-то город мне говорят, что там смотреть не на что - значит, туда-то мне и надо :) В Молдове подобное мнение слышал про Бельцы и новый Орхей, в итоге оба стали для меня открытием.

Date: 2012-12-07 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] dem-2011.livejournal.com
Хорошее видно издалека. Люди привыкают к тем местам, где они живут, и не замечают красоты.

Date: 2012-12-07 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Когда будете в Грузии, не пропустите Душети. Специально для Вас город.

Date: 2012-12-07 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Уже читал Ваш пост оттуда и хотел сказать, что под вступлением - подписываюсь :)
Правда, в Грузии мне в любом случае материалов на месяц хватит, думается.

Date: 2012-12-07 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Сохранились ли в городах Молдавии памятные доски советского периода на зданиях?

Date: 2012-12-07 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
По-моему нет, хотя я особо не приглядывался. Но думаю, даже если они были идеологически не чуждыми, их сняли в связи с латинизацией языка.

Date: 2012-12-07 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dem-2011.livejournal.com
В Кишиневе все памятные доски поснимали, вернее - посбивали, даже и не советского, а русского периода, например, о пребывании Федора Шаляпина, доска висела со стороны улицы Гоголя, там где помещение городской библиотеки, там раньше была гостиница, где останавливался Шаляпин. На Арке Победы тоже посбивали все надписи, а ее воздвигли еще в царское время, во славу русского оружия. В парке Пушкина, возле остановки, была гравировка на облицовочном камне о том, что "в этом месте в 1905-06 гг. собирались революционеры". К сожалению, точно текст не помню, но интересно то, что после вакханалии 1989 года и далее эта надпись оставалась, ее просто никто не замечал. Интересно бы сейчас взглянуть. Наверно, в других городах тоже все уничтожили, но в Приднестровьи, думаю, остались.

Date: 2012-12-07 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Спасибо!

Интересно, эти доски (фото 2005 года) -

https://picasaweb.google.com/HomaLudens/Chisinau#5153160993982937986

https://picasaweb.google.com/HomaLudens/Chisinau#5153161062702414738

тоже убрали (фото 2005 года)?

Date: 2012-12-09 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] dem-2011.livejournal.com
Надпись на Болгарской часовне сделана в советское время, помню, эту часовню отреставрировали и она была в прекрасном состоянии. Если эта надпись и осталась, так только потому, что молдавский богослужебный язык остается кириллическим, при использовании некоторых греческих букв. После распада Советского Союза эту часовню передали молдавской православной церкви и там теперь служат (до этого было просто музейное сооружение). На часовне с барельефом Бернардацци доска плохо просматривается, так что не могу прокомментировать. Остальное - памятники архитектуры, но комментировать не буду, хотя возникло много мыслей. Кишинев, по сути, был раньше южнорусским городом и строился по плану (как Вы заметили, верхняя часть города имеет ровные улицы, расположенные перпендикулярно). Когда Россия открывала посольство, то первоначально планировали открыть его в каком-нибудь особняке, благо таких немало было в Кишиневе и когда-то они были во владении русских купцов, но румыны утащили все документы, так что пришлось строить новое здание. Но это уже другая история.

Date: 2012-12-11 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] benia.livejournal.com
На сентябрь 2012 — на месте (https://lh3.googleusercontent.com/-2KBcBJh7qSM/UGyUAqD_SUI/AAAAAAAADao/Oyr6SE13ShM/s780/IMG_4327.jpg).

Date: 2012-12-07 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] leorer.livejournal.com
Еще Авигдор Либерман из Оргеева:
http://lamerkhav.wordpress.com/%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%88/

Date: 2012-12-07 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, внёс в пост.
Просто про Бен-Циона и Фихмана я и раньше что-то слышал хоть краем уха, с Дизенгофом хоть чётко ясно, кто это такой. А насчёт Либермана - просто поскольку я живу в России, тонкости политики современного Израиля от меня довольно далеки. Но ведь наверное израильтян среди читающих этот пост не так уж мало, так что спасибо за дополнение!

Date: 2012-12-07 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] iaminthesilence.livejournal.com
Отличный пост спасибо!

Date: 2012-12-07 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] deorditsa.livejournal.com
У меня коллега из Оргеева. Показал ему, так он ещё столько интересностей рассказал. Его бабушка с дедушкой очень хорошо знают историю края и много могут пересказать о виденном. у них дома даже целый архив. У дедушки даже брал интервью какой-то польский ресурс о том, как он лично видел как расстреливали евреев во время войны, когда он пас корову. После увиденного год не разговаривал.

Поправки:
фото №28 - не школа, а медицинский колледж
фото №48 - это новодел последних 10 лет. в нём распологается частная клиника.

Теперь по костёлу:
Костёл построила боярская семья: муж Григорий - православный и построил православную церковь в Оргееве, а жена полька-католичка и одновременно построила Костёл.

Костёл был заброшен и частично разрушен до недавнего времени, когда в Оргеев приехали 2 старушки - потомки тех самых бояр. Они восстановили костёл в первозданном виде и регулярно приезжают из Польши.

Сейчас бабушка коллеги варит картошку и когда доварит, посмотрит в свои архивы даты и имя жены боярина.

Date: 2012-12-07 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] deorditsa.livejournal.com
Картошка доварина и поправлю уже самого себя:

Григорий (русский) и Чезариана (полячка) были министрами императора Николая ("миништрий луй Ымпэратор Николай" сказала бабушка Мария).

В 1859 году Григорий построил православную церковь в селе Бравичены (под Оргеевом), а Чезариана - костёл в Оргееве в 1904.

Их внучки Александра и Ирина сейчас живут в Бельгии (а не в Польше) и раз в год обязательно приезжают.

Date: 2012-12-07 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Слушай, а фамилию их она не назвала?

Date: 2012-12-07 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] deorditsa.livejournal.com
Нет, не назвала, но представь себе!!!:

Сегодня к нам в офис зашёл человек, после того как он ушёл, беседовавший с ним мой коллега удивлённый подходит ко мне и говорит: "Знаешь кто это был? Это священник из той церкви в Бравиченах, которую построил этот Григорий. Я упомянул о костёле и он сразу назвал фамилию этой семьи. Но я (он-коллега) забыл... на "Б" или на "Д" русская фамилия" - говорит.
В общем бабушке он сейчас звонить уже не хочет почему-то, но сказал, что узнает фамилию и скажет.

Date: 2012-12-08 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] deorditsa.livejournal.com
Григорий Онуфриевич Доливо-Добровольский и его жена Цезарина Фоминична Бокарская

Date: 2012-12-07 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
А про церкви ничего не знаете? А то я что-то не могу найти, ни по-русски, ни по-румынски.

Date: 2012-12-07 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] fiodorescu.livejournal.com
"Бояре-сволочи" для Молдовы вообще всегда было актуальнее, чем для России - страна несколько веков жила в непрерывной делёжке власти, а ведь даже несколько сильных господарей подряд могли бы сделать её главной державой Балкан.

Ну, главной державой Балкан стать не смогли бы так как Балканы южнее Дуная. Есть какие-то корреляции, но Балканы всё таки далеко.

Силой региона Молдавия была при Штефане Великом - двоюродный брат правителя Валахии Влада Цепеша(Дракула).
В военом отношении сильнее Молдавии была только Османская империя.
Дело в том что Валахия и Молдавия первые в Европе стали давать свободы крестьянам, и потом позже первые в Европе отменили крепостное право.
Штефану нужна была армия. Для этого он дал свободу крестьянам, которые до того собирались в армию только под контролем бояр.

Но Штефан не был таким добряком как некоторые себе представляют. Это был очень жестокий и беспощадный человек, он превзошёл в этом своего кузена.
Свободные крестьяне стали называться разеши, до сих пор в Румынии и Молдове есть сёла с такими названиями.
Они свободные но если кого встречали без оружия(любого), то по закону его можно было убить и за это не будет наказания.
Так культивировался слой населения которые могли быть сразу созваны в большую армию(старше 14 лет), при относительно небольшой территории.
Молдавия единственная страна в регионе которая могла себе позволить применять тактику выжженной земли с отравленными колодцами на пути врага.

Были разгромлены все армии соседних государств, обычно в 3 раза превосходящие по численности.
Крымский хан потерял почти всю свою мужскую родню, остатки гнали далеко за пределами Днестра на восток, хотя так же как и поляки были союзниками в разные периоды. Феодализм.

Османы оказались более настойчивы и не считались с потерями. Перед смертью Штефан кажется завещал жить в мире с турками(как прагматичный вывод).
Первый поход осман с 80 000 войском был полностью разгромлен. В войско османов входили и болгары копьеносцы из Румелии.
В записях турков сказано что это самое большое поражение за всю историю турков.
Тогда для битвы Штефан нанял вдобавок 5 тысяч секеев(малый народ в Карпатах). Они отходя сдерживали янычар в лоб вместе с тяжеловооруженными солдатами Штефана, и в нужный момент по османам ударили с флангов из леса, непрерывно обстреливая из огнестрела.

Валахи не вступали в битву, и увидев исход обратили оружие против турков(они раньше вели ожесточённую войну при правителе Мирча Старый(Mircea cel Batran, один из проспектов Кишинева).
Турки потеряли 45 000 человек. Все многочисленные пленные турки, за исключением нескольких принцев, были посажены на кол. За принцев потребовали выкуп.

После этого поражения сам завоеватель Константинополя решил лично вести армию на Молдову(150-200 тысяч).

Монастырь Путна где похоронен Штефан, тоака(ударный инструмент монахов):

[Error: unknown template video]

Date: 2012-12-08 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
А как выглядит этот музыкальный инструмент - ТОАКА ?
_ искал и не нашел, на слух такое впечатление что стучат по деревянному чурбану

Date: 2012-12-08 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] fiodorescu.livejournal.com
на слух такое впечатление что стучат по деревянному чурбану

Ещё называется словом семантрон.

[Error: unknown template video]

Есть свой вариант семантрона у басков:

[Error: unknown template video]

Date: 2012-12-08 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
Таки да, и бревно может быть музыкальным инструментом , исполняют виртуозно...мастера !
озорные ребята монахи однако, вспомнился фильм с Челентано , " Укрощение строптивой"... - "а я тогда бью в колокол"

Date: 2012-12-07 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com
Какой приятный город.
Идеальное место для отдыха, чтобы расслабиться :)

Date: 2012-12-07 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, городок довольно приятный. А памятники буржуазной эпохи сохранялись и в Прибалтике - но только деятелям культуры. Хотя в Риге статую свободы оставили.

Date: 2014-01-05 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] volgota.livejournal.com
Гостиницы там есть, не знаете?

Date: 2014-02-11 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] Алла Шарапова (from livejournal.com)
спасибо автору! Это мой родной город:) Мой любимый город, когда высаживали вдоль дорог розы, на главной улице,еще когда не существовало гостиницы"Кодру" багоухали жасминовые кусты и на ее месте была булочная,где хлеб надо было брать вилкой и придерживать бумажной салфеткой, такие были в столовках, а ныне, в Киеве можно купить в центре , в лоречке перепечку(сосиска в тесте) с такими"салфетками времен советского детства" и магазин "молочный" ...далее за магазинами сквер Горького с его памятником. На фото 37- справа художественная школа, где я делала первые шаги к пониманию композиции, прямо- вход в ЗАГС для подачи заявления:), а центральный вход/выход , на тогда именуемую ул. Ленина на фото 42, где женихи сносили своих новонареченных на руках ,и был на моей памяти веселый случай,когда жених споткнулся на ступени, упал с невестой, но не уронил ее, а так и поднялся с нею на руках :) Женились тогда по субботам и если это происходило летом, то выходили специально к моменту росписи молодых, зеваки. Можно было стоять на противоположной стороне улицы, в тени каштанов, рассматривать наряды и мечтать, что ты тоже будешь совсем скоро, лет так через...много, такой же принцессой, Нет! Даже краше!:) а слева на фото, уж не помню что там было, но я там оформляла годовую подписку на журнал "работница/крестьянка/здоровье" и "Комсомолку".
на фото 41 церковь св. Николая. Конечно в годах 60-70-х она выглядела совсем иначе((( И была там вовсе не церковь, а школа спортивной гимнастики(!) И где сейчас находится алтарь была "параллоновая" яма. ???? Кто отрабатывал прыжки "с коня" поймет...:) А у колонн девчонки делали растяжку... Да, вот так, религия-то не существовала тогда...Вот такой вот соцреализм!

костел

Date: 2014-11-17 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] konstantin konstantin (from livejournal.com)
Узнал фамилию сестёр ... Тут очень занимательная история тут ещё есть ихнии двоюродный брат живущий в Канаде он и был инициатором всего проекта по реставрации у них в те времена был шикарнейшии дворец поместье чезарина была племянницей самого Столыпина ещё много интересных вещей .жаль от поместья осталисьннекоторые руины но я удостоился увидеть его в первозданном облике красота просто а обделка из внутри шокирует и это ещё в те времена но его разгромили во время воины для переправы танков ... Вот как то так в краце

костел

Date: 2014-11-17 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] konstantin konstantin (from livejournal.com)
Узнал фамилию сестёр ... Тут очень занимательная история тут ещё есть ихнии двоюродный брат живущий в Канаде он и был инициатором всего проекта по реставрации у них в те времена был шикарнейшии дворец поместье чезарина была племянницей самого Столыпина ещё много интересных вещей .жаль от поместья осталисьннекоторые руины но я удостоился увидеть его в первозданном облике красота просто а обделка из внутри шокирует и это ещё в те времена но его разгромили во время воины для переправы танков ... Вот как то так в краце

Date: 2016-05-04 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] larisa pavlidi (from livejournal.com)
Фото нр 28 это не медучилище, в Педагогический колледж, в довоенные времена Шкоала де Литере, к стати, выпускала много знаменитых педагогов, и министров. Есть конечно погрешности, а ведь можно было просто найти кого-то из местный и спросить. В общем понравилось, неплохо описали...

Date: 2016-05-04 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] larisa pavlidi (from livejournal.com)
Да, и еще, то что назвали зданием примэрии, или мэрии, это здание районного совета, а рядом библиотека, здание датирует 18 веком. Примэрия, или мэрия находится дальше по улице, рядом с рестораном Примэвара (весна), и рядом с входом в парк. Жаль что вы его не увековечили, хотя тогда он был в запустении, зато теперь красота, чистота!
Домики одноэтажные, немного похожие на синагогу, это еврейские дома, их было много в Орхее, почти весь центр был ими населен.

Date: 2016-05-06 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_svetka/
Спасибо большое, это мой родной город :-) Я там прожила до 17 лет (1992 год), правда многое помнится совсем иначе или не помнится совсем. Столько старинных зданий - я их в детстве воспринимала фоном, не замечала. Только ностальгия по такой архитектуре осталась, я же думала что это везде так.
В здании с черепичной крышей на фотографии 17 когда-то был детский мир. А там где леса за ним - кинотеатр.
Памятники жертвам репрессий и Чернобыля - новодел, а вот памятник героям войны я помню с детства. А за ним - моя школа :-)
Спасибо!

Date: 2016-09-06 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] elena light (from livejournal.com)
фото 12 - православная церковь , построенная на территории городского больничного комплекса. Гостиница целиком советской постройки, точно знаю .. папа строил. каменоломни или как мы его называли карьер , был активно действующим вплоть до развала Союза. А лично мне больше нравилось , когда памятник Василию Лупу стоял на родном месте, на территории церкви . Когда приезжал в Оргеев открывался потрясающий вид , казалось что он тебя лично встречает.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 12:46 am
Powered by Dreamwidth Studios