varandej: (Default)
[personal profile] varandej


По легенде, однажды на охоте в кодрском лесу господарь Стефан Великий пощадил загнанную косулю... а через несколько минут его нагнал гонец и сообщил о рождении дочери Анны. Господарь воспринял это как добрый знак, и основал церковь, само же это место прозвали Косулиной (или Козьей) поляной, а коза по-молдавски - "капра". По другой версии, здесь едва ли не с 1420-х годов находилась одна из резиденций ни то господарей, ни то митрополитов - Кодры с их густыми лесами имели отличный как рекреационный, так и оборонительный потенциал. Это был первый монастырь, и даже больше - первый форпост молдавской культуры в степной Бессарабии, один из так называемых Воеводских монастырей, и это не близость Кишинёва способствовала расцвету Кэприяны, а наоборот - близость Кэприяны сделала Кишинёв достойным губернского статуса. Наконец, в 1821 году здесь устроил резиденцию и был похоронен митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони), который и привёл Бессарабию в Московский патриархат, что окончательно определило роль Кэприяны как центра новой митрополии. Более того, и в постсоветская время этот монастырь возродился первым - в 1989 году. Для крошечной Молдовы он значит примерно то же, что для России - Сергиев Посад, для Армении - Эчмиадзин, для Англии - Кентербери. Ну а кроме того, здесь сохранилась средневековая Успенская церковь, одна из трёх таких на всю Молдову, да при том самая крупная.

Прошлую часть, в которой мы проехали монастыри Суручаны и Кондрица, я завершил поворотом на Кэприяну с юга. На бумажной карте этот поворот обозначен как просёлка, но на практике тут несколько километров отличной дороги. В одном месте даже устроена смотровая площадка с парковкой - вон стоит наш белый "Ситроен". Хорошо виден лес, покрывающий Кодры, а Кэприяна лежит в глубокой овальной долине, отделённой этими лесами от перенаселённого внешнего мира:

2.


Вот только с самой площадки панораму Кэприяны закрывают деревья, поэтому пришлось лезть на ближний склон. Туман уже не скрывает село - село лежит под туманом:

3.


Собственно монастырь, по меркам России небольшой, а по меркам Молдавии просто гигантский. Слева та самая Успенская церковь (правда, колоколенка и купол - 1820-х годов), которую окружают дом митрополита, собственно митрополия и трапезная, справа здоровенный Никольский собор (1903):

4.


Левее, в центре села - ещё и приходская церковь, данных о которой я не нашёл - все поисковики забивает информация о монастырских храмах. Тем не менее, она велика и красива, ну а построена скорее всего где-то ближе к концу 19 века:

5.


Спускаемся в село - в основном оно вполне типично для Молдовы, разве что чуть более ухожено. По мере приближения к монастырю появляются всякие примечательные объекты:

6.


Вот это, например, не паломническая гостиница, не музей и даже не магазин - а контора Кэприянского лесничества:

7.


Ждут в селе явно не только паломников, но и туристов, и молодожёнов:

8.


Обитель стоит у пруда. Солнце над нею пытается пробить туман:

9.


Вообще, место перед монастырём очень красиво и фотогенично. Вид через пруд на горы, с которых мы приехали:

10.


На задворки монастырского хозяйства:

11.


На автобусную остановку - маршрутки сюда ходят из Кишинёва вроде бы каждый час:

12.


За остановкой цирк с конями стадион с конями и коровами и горы, в которые мы уедем - за ним Ворничаны. Собственно, не будь мы на машине, я бы пошёл через тот лес напрямик - это всего около 4 километров.

13.


Вход в монастырь. Честно говоря, ничего не знаю о возрасте всех этих зданий, включая корпуса и ворота. И если последние почти наверняка построены в середине 19 века, с корпусами всё сложнее. Я утверждал в одном из постов, что в Молдове не сохранилось гражданских зданий дорусского времени - но эти корпуса вполне могут быть именно таковыми:

14.


У ворот много попрошаек, что для Молдовы совсем не характерно, а также монах, опять же собирающий подаяния:

15.


Вот она - Успенская церковь. Сейчас её обычно датируют 1545 годом, эпохой Петра IV Рареша, но в принципе разброс в датах более ста лет - археологам здесь известны фундаменты построек времён Александра Доброго (1420-е годы), а по стилю эта церковь вроде как ближе всего к эпохе Стефана Великого. Как бы то ни было, сравниться с ней в возрасте в Республике Молдова может лишь Успенская церковь в Каушанах, но та - маленькая и полуподземная, а здесь полноценный храм почти как в монастырях румынской Молдовы. Трёхконховую композицию ("трилистник") не спутать ни с чем:

16.


Церковь не раз повреждали землетрясения - они здесь часты и ощутимы (например, в 1821 году страну тряхнуло дважды) поэтому верхняя часть церкви опрокидывалась и перестраивалась много раз, приняв нынеший облик в 1820-е годы:

17.


Приглядитесь к стрельчатым окнам - все три их пары оформлены по-разному. А "домик" у церкви - это склеп митрополита Гавриила. Внутри, вроде бы, очень красивое убранство с резным иконостасом, но церковь оказалась закрыта:

18.


Рядом - дом Митрополита (1826):

19.


Корпус с часами - 19 века, на старых фотографиях он уже есть, а Никольского собора ещё нет. Что в нём - узнать опять же не удосужился, но он находится на закрытой территории, и скорее всего строился как администрация Молдавской митрополии:

20.


Напротив дома митрополита, по другую сторону Успенской церкви - зимняя Георгиевская церковь 1840-х годов. А больше похожа на каменный вариант церкви-хаты времён турецкого ига:

21.


Мимо её апсиды монастырская улочка ведёт к дальним воротам:

22.


Монастырские корпуса выглядят как явные новоделы... но судя по всё тем же старым фотографиям, все они 19 века, стояли уже до постройки Никольского собора. Вместе с Георгиевской церковью они делят нижнюю террасу монастыря как бы на три дворика:

23.


За оградой - хозяйственная часть монастыря:

24.


Над всем этим довлеет Никольский собор. Служба из него транслируется по громкоговорителям, и отдельные порывы ветра доносили её даже на смотровую площадку! Что особенно нас всех впечатлило - служба читалась поочередёно на трёх языках - молдавском, греческом и церковно-славянском:

25.


Собор, как уже говорилось, освящён в 1903 году, и является едва ли не крупнейшим в Молдове. Но как же была обособлена архитектура уже в Бессарабской губернии! Ведь легко подумать, сравнив его с русскими церквями, что строила этот собор независимая страна. Кажется, такой архитектурной вольности в 19 веке себе не могла позволить ни одна из православных епархий и митрополий в империи (Грузинская и Армянская церкви не в счёт - это уже другие патриархии).

26.


Думаю, вы уже хотите спросить "А люди-то где?!" - на самом деле людей в монастыре немало, просто я снимал так, что их не видно... Впрочем, в какой-нибудь Почаевской лавре так снять в принципе невозможно, так что для главного монастыря целой страны тут довольно пустынно. Зато в соборе - не протолкнуться, и настроение на этой службе такое было величесственное, что я таки расчехлил фотоаппарат. Обратите внимание - на левом столпе сам Стефан III, не зря же его полный титул - Стефан Великий и Святой:

27.


...Как уже говорилось, Кэприяна - единственная в Бессарабии из Воеводский монастырей. Ну а в Большой Молдове ту же самую роль играет монастырь Путна под древней Сучавой, основанный Стефаном Великим и ставший его усыпальницей.
В целом же, здесь хорошо видна минитюрность Молдовы - самый главный, самый крупный и самый богатый монастырь страны в России или Украине не казался бы даже просто большим и людным.

28.


От монастыря мы поехали к приходской церкви. Кэприяна - ещё и Село Белых Заборов, её пейзаж в Молдове не спутать ни с чем:

29.


Вблизи церковь впечатляет обилием троиц. Найти бы о ней хоть какую инфу...

30.


Рядышком аутентичнейшая среднемолдавская хата с верандой:

31.


Последнюю в Кэприянах остановку сделали на противоположном выезде:

32.


Монастырь отсюда не виден, но  зато Солнце взяло таки верх над туманом:

33.


34.


До чего ж красивая страна!

35.


Здесь же и очень характерный лужок - ведь как уже говорилось, название Кэприяна можно перевести как Косулино или Козье. Козы стали последним впечатлением от этой долины:

36.


37.


38.


В следующей части - Ворничаны: деревянная церковь, кладбище и природа Кодр при ярком Солнце.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

Date: 2012-12-04 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] seriivolk1.livejournal.com
а коза по-молдавски - Capra
лучше написать " а коза по-молдавски Капра ( capra )", так как слишком легко читается по-русски сарга и кто-то может не вникнуть что это латиница.

Date: 2012-12-05 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] sdvsamara.livejournal.com
Да, я именно сарга и прочитал... Если бы не ваш комментарий, то не понял бы при чём тут Кэприяна.

Date: 2012-12-05 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, пожалуй что резонное замечание, переправил.

Date: 2012-12-05 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com
Нет ли фото храма 1545 г. внутри?

Date: 2012-12-05 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я же написал, что нет.

Date: 2012-12-05 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] v-st.livejournal.com
Пишут, что изначально местность называлась Киприяна, возможно в честь игумена Ишновецкого монастыря.

Корпус с часами - дом настоятеля, дореволюционной постройки.

Image (http://imgur.com/wN3Wz)

Жилые корпуса тоже возможно старые, вот на фото они видны.

Image (http://imgur.com/Zuwrg)
Edited Date: 2012-12-05 07:54 am (UTC)

Date: 2012-12-05 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так. Если с часами - корпус настоятеля, то с колоннами тогда что? Я в одном месте видел упоминание о "доме митрополита (1826)", и ближе всего к этому визуально дом с колоннами. Вообще, наверняка эта информация есть на молдавском.

Date: 2012-12-05 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] v-st.livejournal.com
Поверхностно погуглил, пока не нашел. Нашел только любительское фото дома с часами с подписью "резиденция митрополита". Потом поищу получше.

Кстати, "церковь-хата" - это бывшая трапеза. Так что может быть дом с колоннами сейчас выполняет роль трапезной. Может он изначально был резиденцией настоятеля, пока не построили тот с часами. Надо покопаться.

Date: 2012-12-05 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] deorditsa.livejournal.com
Фото №9 завораживает. Закажу себе у художника такой пейзаж :) Можно?

А мне Каприяна запомнилась ещё и надписями из которых я разбирал только словосочетание "самодержца Всероссийского", как например тут:

Image (http://deorditsa.livejournal.com/pics/catalog/799/1579)

Date: 2012-12-05 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Можно, конечно :)
А мне из этих фото больше всего нравится последняя, с козлом :)
Надписи вот не приметил...

Date: 2012-12-05 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
да, № 9 просто сказочный

Date: 2012-12-05 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] av-otus.livejournal.com
Насчет Никольского собора: никакая не обособленная архитектура, а общеимперский византийский стиль того времени. Конкретно - удешевленная реплика конкурсного проекта Спаса на Крови, выполненного И.С.Китнером и А.Л.Гуном. Аналоги были во Влоцлавске (Влоцлавек - Польша) и Фергане, оба разрушены. Сам этот тип разрабатывался еще питерцами Д.И.Гриммом и В.А.Косяковым (см. церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове.
Что касается средневековых молдавских храмов с боковыми "ушами", то этот тип имеет византийское происхождение и был очень популярен в Сербии и Румынии в XIV-XVI веках (это так, примитивное изложение). В этом смысле Молдова - далекая окраина, до которой он со временем дошел.
Edited Date: 2012-12-05 09:40 am (UTC)

Date: 2012-12-05 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так я об этом писал - мне ваших замечаний к тому посту очень не хватило!
http://varandej.livejournal.com/507875.html
Тут скорее не только этот собор, а общая картина - в Молдове начала ХХ века много зданий с местной спецификой, особенно в монастырях.

Date: 2012-12-05 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] av-otus.livejournal.com
Ну не всегда хватает времени что-то писать, хотя большинство молдавских постов Ваших я просмотрел, некоторые достаточно подробно.

Date: 2012-12-05 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Всё равно молдавский вариант византийского стиля довольно сильно отличается, скажем, от петербургского и киевского.

Date: 2012-12-05 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] av-otus.livejournal.com
Чем же? И где он - то есть, чтобы о нем говорить как о явлении, надо иметь круг памятников. Вот в Румынии был свой вариант византийского стиля, но это уже другая история, другое государство уже в то время.
Кстати, киевского варианта тоже никакого нет. Понимаете, если в Петербурге нет прямого аналога Владимирского собора, это еще не значит, что собор в Киеве отражает местную специфику. Он отражает, во первых, те представления о стиле, которые получили его создатели в процессе учебы (а учились они в Петербурге), а во вторых, сложную историю изменения первоначального проекта. По крайней мере, черт украинской национальной архитектуры в нем нет. В принципе, византийский стиль по всей империи был примерно один. Естественно, как и в любом стиле, в нем создавались как типичные, так и своеобразные вещи. Если принимать индивидуальные черты единичного памятника за местное своеобразие, можно далеко зайти. Например, собор в Иркутске должен был отражать иркутскую специфику византийского стиля, так как такого собора не было в Петербурге, Киеве и др. городах. Но ведь никакой иркутской специфики нет!
Мы в институте архитектуры постоянно боремся с приезжающими из регионов аспирантами, которые хорошо знают свою архитектуру, но не умея поставить ее в общий контекст, упорно выискивают несуществующее своеобразие.
А про византийский стиль есть хорошая книга Ю.Р.Савельева, где собрана куча иллюстраций, способных все сразу расставить по местам.
Edited Date: 2012-12-05 09:26 pm (UTC)

Date: 2012-12-05 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] klangtao.livejournal.com
Грузинская церковь в те годы ещё не была автокефальной.

А Никольский собор, да - с одой стороны типичный псевдовизантийский стиль, с другой, ярко выраженный местный колорит в его рамках.

Date: 2012-12-05 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] yu-mon.livejournal.com
Очень интересно и красиво! Я только что увидела эти посты...
Спасибо Вам!)

Date: 2012-12-05 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ismail-kievskiy.livejournal.com
Спасибо, монах очень колоритный.

Date: 2012-12-05 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lassiriel.livejournal.com
Замечательные посты о Кодрах. Спасибо Вам огромное!
Скажите, пожалуйста, а "троицы" -- это такое местное название для распятия с предстоящими (Богородицей и Иоанном Богословом)?
И еще обратила внимание на контрфорсы у монастырских построек и конторы лесничества. Это тоже какая-то местная архитектурная особенность, или у нее есть практическое значение (например, для защиты от тех же землетрясений)?

Date: 2012-12-05 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] silviya-m.livejournal.com
Хочу добавить, если позволите, немного информации по сельским Храмам в Молдавии, но также хочу предупредить, что это не документально-историческая архивная информация, а чисто народная, так сказать. В любом селе в Молдавии, если подойти к местному жителю этого села и спросить, когда у них празднуеться Храм, то Вам точно ответят - такого-то числа в такой-то праздник: например в селе, где я родилась он праздновался 23 сентября на Сынтэмарию (Святая Мария - точный перевод, в день рождения Пресвятой Богородицы, если ещё точнее) Бабушка моя говорила, что Церковь в селе в этот праздник освящена была, а значит и основана. А вот год основания, думаю, тоже где-нибудь в церковных книгах и указан. Праздник Храм праздновался обязательно в каждом селе и в советское время сколько я себя помню там, всеми жителями села включая партийными деятелями, учителями и.т.д:) Это при том, что Церковь в селе не действовала - была закрыта под музей, но батюшка с матушкой жили в деревне и служили на дому, так сказать - их ещё приглашали на крещения, свадьбы, освятить дом и прочее. Также помню, как в один год были приглашены некие художники (кажеться практиканты-художники из Института Искуств из Кишинёва) для проведения ресставрации внутри церкви - росписи на стенах они восстанавливали и мы детьми ходили глазеть на ЭТО с раскрытыми ртами:) Ещё я хочу заметить, что ни в то время, ни в мои приезды сейчас, не видела ни одной разрушенной церкви, храма, не припомню ни одного акта вандализма, так сказать, святотатства над ликами святых или разрушения крестов или троиц.

Date: 2012-12-05 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Монастырь показался каким-то зажиточным, даже похожим на Троице-Сергиеву лавру по статусу. На 26 фото справа - Владимир Святой, что тоже символично.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 03:04 am
Powered by Dreamwidth Studios