varandej: (Default)
[personal profile] varandej
О казахстанских городах и весях рассказ без фото у меня всё-таки не клеится. В сущности, я давно заметил, что любой текст у меня начерно пишется сначала в подсознании, и вот тут-то черновикам уже не стать чистовиками. Иное дело - внезапная поездка на Алтай.

...Конечным пунктом эвакуации из Казахстана стал Барнаул, где меня встретила и пустила переночевать [livejournal.com profile] happy_lis. Но ещё в Рубцовске, уняв шок, осознав, что я в России и все опасности остались за границей, я решил ехать в Горный Алтай. Скажем даже по-другому: я решил ехать на Беловодье. А поисками этой легендарной страны я занимаюсь уже очень давно, и интерес к ней у меня лежит совсем не в плоскости путешествий. Когда и как возникла легенда о Беловодье, никто точно не знает. Я слышал версию, что она появилась в 18 веке, когда русские староверы селились на Бухтарме, в южных предгорьях Алтая. В те годы Китай уничтожил Джунгарию, которой принадлежали эти земли (а граница казахских и монгольских кочевий проходила по Иртышу), и староверы просто обосновались там, где не занято. И якобы, уцелевшие монголы, буддисты, рассказали им про Шамбалу, и эта легенда была переосмыслена на русский манер. Буддисты знали, что Шамбала - внутри, ну а христиане решили, что она - за горами.
Беловодье - это страна истинной веры, благочестия и вольной воли. Путь туда - по пустыням, морям, тайге и заоблачным перевалам, и дойти туда возможно лишь с Божьей помощью. А потому живут там только честные люди, над которыми за ненадобностью нет никакой власти, и всё делается "за совесть", а не "за страх".
Бухтарма должна была стать завершающим элементом путешествия по Казахстану. Над её верховьями нависает Катунский хребет, который с большой натяжкой можно было бы назвать и Главным Алтайским хребтом. Это на нём Белуха (4500м), высшая точка Сибири. Белуха - священная гора, и Рерих воспринимал её как Северный Кайлас. И вот за Белухой-то бухтарминцы и локализовывали страну Беловодье - в Уймонской долине, которая пока ещё в составе России.
Туда я и решил ехать из Барнаула, и принял ещё одно странное решение - ехать туда без фотоаппарата.


...Прибыв из Рубцовска в Барнаул, я сразу пошёл в справочную автовокзала и спросил, когда завтра первый рейс до Усть-Коксы - нынешнего центра Уймонской долины. Автобус Барнаул-Мульта выходит в 7:15, а туда прибывает вечером. Кроме того, мне сказали, что это погранзона, и для поездки туда в справочной нужно зарегистрировать паспорт. Через пять минут мне выдалиштрих-код и бланк заявления на въезд в погранзону, заверив, что пропуск выдают на месте. Со штрих-кодом я пошёл в кассу, и за 1060 рублей купил билет на Беловодье.

Дальше была короткая прогулка с [livejournal.com profile] happy_lis по Барнаулу, в основном в лесок за Новый мост, и долгие интересные разговоры в её квартире, где я оборонялся от чрезвычайно игривой собачки конструкции "фигня на ножках". Ну а утром на автовокзале я сел в автобус... и поехал. В этом автобусе, в дорогах туда и обратно, мне предстояло провести без малого 30 часов. Особенно запомнились двое водителей - как мне показалось, братья.
Из 15 часов пути первые 5 часов я ждал, когда всё это кончится. Пейзажи Алтайского края потрясающе однообразны - часами видишь лишь поля да лесополки, и больше ничего. По дороге из Рубцовска в Барнаул каждая последующая лесополка была желтее предыдущей. Через три часа проехали Бийск - огромный, шумный, местами не менее внушительный, чем Барнаул. Ещё через час - Сростки, где всё указывало (в прямом смысле слова) на Шукшина, памятник которому хорошо виден на сопке. Ещё минут через сорок начался Алтай: справа, за Катунью, как маяк, возникает одинокая гора Бабырган высотой около километра, а местность понемногу начинает идти складками, всё более даже не высокими, а частыми. Долго ехали по Горно-Алтайску - длинному и зажатому между сопок, довольно уютному городу, ответвляющемуся на 7-8 километров от Чуйского тракта в селе Майма. О дальнейшем пути по тракту и колорите Алтая я уже писал год назад, там же в конце поста по ссылкам о Бийске и Барнауле. Однако в тот раз в Усть-Семе мой автобус заворачивал налево, в Чемал. Теперь же - направо, по мосту за Катунь. И как только мы пересекли эту быструю реку с её водой неземного бирюзоваого цвета, я наконец осознал, куда я еду. И если первые 5 часов пути я ждал, когда всё это кончится, последующие 10 часов я хотел, чтобы это никогда не кончалось.

Алтай оказался не так уж высок. Я так и не увидел "белки" (как тут называют ледяные вершины), и судя по всему всё действительно красивое тут запрятано вдали от дорог. В этом удивительный контраст с Тянь-Шанем, неприступные хребты которого нависают над Алма-Атой. Но сранивать Алтай и Тянь-Шань - это как сравнивать Венецию и Нью-Йорк. Второй - грандиозный, довлеющий, преисполенный холодного величия. Первый - изящный, вычурный и одухотворённый. Я бы даже сказал - уютный. И в отличие от в общем-то мёртвого Тянь-Шаня, Алтай буквально пронизан земной жизнью и неземной энергией. Здесь на каждой сопке сидит дух, и приглядевшись, их легко увидеть. Между камнями и деревьями словно натянуты нити, едва светящиеся в воздухе. Я почти слышал, как говорят между собой все эти горы, реки, долины - только говорили они на незнакомом мне языке. "Шёпот земли" в той поездке я уже ощущал на заброшенных городищах Южного Казахстана, но на них говорила История, а на Алтае - Вечность. И в общем, Алтай не зря называют "пупом земли" - мне казалось, что за этими горами скрыто ни то Мировое древо, ни то винтовая лестница, связующая сквозь Землю ад и рай.

Дорога была долгая, затея обречённая по качеству сильно менялась от района к району. Где-то асфальт был почти идеален, где-то ехали со скоростью 10-15км/ч. Местность вдоль древнего Чуйского тракта достаточно густо населена, сёла конечно стоят не одно за другим, но между ними самое большее километров по двадцать. В сёлах этих живут в основном алтайцы - о них я писал в постах по ссылкам выше. Довольно странный народ, в 1906 году едва ни создавший новую "религию спасению" - бурханизм. Как и многие коренные люди Южной Сибири, безусловные представители монгольской расы, алтайцы довольно красивы, особенно девушки. Говорят, что пьют безбожно - но такие, видимо, в автобусах не ездят. Алтайские сёла от русских не слишком отличаются - те же избы да заборы, но есть одна характерная деталь: аилы. Это деревянные юрты, сибирский феномен времён русской колонизации, по сути просто курные избы в виде юрт. Правда, аил от обычной деревянной юрты отличает высокая шатровая крыша, и больше всего он похож на гуцульскую колыбу. Сейчас это летние кухни, причём не редкость и новенькие аилы с частично стеклянными шатрами. В общем, самая характерная черта алтайских сёл - торчащие тут и там многогранные дощатые конусы. А вот церквей на Алтае почти нет, я видел лишь одну, да и то только строящуюся - на сопке над главной площадью села Усть-Кан.

От нечего делать общался с попутчиками. Был среди них усатый дядька-вахтёр, возвращающийся сюда с Сахалина. Много говорил о курганах, о вратах, что непременно откроются в этом году, о кержаках-староверах. Я вспомнил, что в горной тайге ещё есть заимки и селения, жители которых не выходили в большой мир едва ли не с дореволюционных пор. Он ответил, что лично знает две такие заимки, но обещал никому не говорить, где они.
На закате проехали Усть-Кан, расположенный в потрясающе красивой долине, и как все виденные мной алтайские сёла-райцентры - очень цивильный. А уже в сумерках, преодолев очередной перевал, начали спускаться в Усть-Коксинский район. На въезде - КПП, отмечающий погранзону. Мне и ещё нескольким людям, не являющимся жителями района, выдали пропуска - впрочем, мне таковой нигде не понадобились. И уже в темноте я сошёл на центральной площади села Усть-Кокса.

Кокса - хоть и село, но гостиниц в ней несколько штук: Алтай живёт туризмом. Гостиница "Аргут" нашлась в паре сотен метров от остановки автобуса, и за 600 рублей я снял там половину двухместного номера без удобств (пообещали никого не подселять). Гостиница оказалась очень уютной, и как я понимаю, выросла из дома владеющей ей семьи. Однако первым, что случилось там со мной, был сильнейший приступ удушия. Уж не знаю, что это было: то ли последствия ночи в квартире с кошкой (у меня аллергия), то ли прорвался стресс, то ли даже горная болезнь - незаметно, пологими склонами, вы забрались на высоту около полутора километров над уровнем моря... о чём я догадался, впрочем, лишь на обратном пути, когда проснулся утром в автобусе от боли в ушах, тем более что перевалы были ещё выше. В общем, я "до утра провалялся в аду да бреду", а к утру вышел на главную улицу и побрёл в сторону Верхнего Уймона. Гостиница же, как оказалось, стояла прямо на берегу быстрой и чистой Коксы (в переводе - Синяя вода).

Большую часть села, до развилки, я прошёл пешком - никто не подбирал. За развилкой же меня подобрала первая же машина с молчаливым и очень вежливым водителем. До Уймона вообще-то можно дойти и пешком, там километров 8, и где-то на полпути из-за первых гряд Катунского хребта ненадолго показывается Белуха... но я её, конечно, не узнал.

Уймонская долниа сразу показалась мне не такой, как все те долины, что проезжал днём ранее автобус. Во-первых, здесь почти не живут алтайцы, не видно ни раскосых лиц, ни аилов. Во-вторых, здесь уже не кажется, что дух сидит на каждой сопке - вся долина освещена каким-то одним мощным источником света, в котором духи просто меркнут.  Ну а чем Уймонская долина на весь остальной Алтай похожа - это своей сказочной красотой и дикостью. Впрочем, тут совсем другой воздух - горный, прозрачный, отдающий ледяной синевой.
Сам Верхний Уймон оказался совсем небольшим селом, и внешне мало отличался от любого другого села сибирских старожилов. Незыблемые избы, старые машины и повозки, удалые люди. По селу бродил одинокий пьяница, просил копеечку - как в стародавние времена, где каждое село обязательно имело ровно одного пьяницу, которого все жалеют. На въезде строилась деревянная школа. Магазины позакрывались к обеду, зато композиционным центром Уймона была пекарня. На главной улице, по которой проезжал и мой автобус, почти в ряд стоят три музея: музей Рериха, краеведческий музей и музей староверия.

Рерихи, как известно, сделали Уймон своей алтайской базой во время Великой Азиатской экспедиции. Ныне это место паломничества их последователей, раз в год устраивающих тут слёт. Музей занимает частично воссозданный (за полвека он из двухэтажного стал одноэтажным) дом крестьянина-старовера Атаманова, где Рерихи квартировали. Атаманов был целителем-травником, и Рерих отождеставлял его со святым Пантелеймоном. В доме воссозданы интерьеры, висят репродукции картин, но главное для меня было общение с сотрудниками: как часто бывает в глубинке, в музее работают люди, преданные своему делу. Когда я их спросил о Беловодье, для них это был лишь синоним Шамбалы, которую искать надо только внутри.
Музей староверия оказался закрыт, и мне объяснили, как искать его хозяйку, Раису Павловну. Хозяйка работала в огороде, и честно сказала, что сегодня она не может провести экскурсию. Но всё же поговорила со мной немного, и тоже рассказала о Беловодье, что знала. Она сказала, что староверы здесь себя зовут "добрыми", а других - "мирскими". И что сам Уймон был основан теми, кто Беловодье искал и не нашёл. Это меня потрясло: целое село, основанное теми, кто искал страну мечты. Люди приходили сюда издалека, искали дорогу, и не найдя - так и оседали здесь. И я их понимаю...
К моему удивлению, за двести лет в Уймоне сложилось мнение, что Беловодье - как раз-таки за горами, "между Бухтармой и Китаем", то есть там, где изначально думали, что оно в Уймоне. Дорога же туда, говорят, "три дня голодной степью да двадцать дней морем". Рассказывала о людях, которые увидели ворота с вечера, заночевали, а утром лёг туман и они уже не смогли их найти. О женщине, которая ушла и не вернулся, но спустя год написала письмо родным, что живёт хорошо, а где живёт - не сказала. По словам Раисы Павловны, староверы говорят, что Беловодье - это Добро. Спрашивала она их, что они добром называют, а староверы ей отвечали: "Вот Трофимов мост построил, чтобы люди по нему ходили - вот это и есть добро!". Спрашивала: а что, неужели Уймон злые люди основали? Отвечали: "Помилуй Боже, какие же злые? Просто мысли в дороге не те их посещали". Не злые люди Беловодья не нашли - а обычные...
А ещё в музее Рериха я купил книжку "Сокровенное сказание о Беловодье" - текст там короткий, снабжённый иллюстрациями-картинами Рериха, и по легенде это сказание передавалось из поколения в поколения монахами со времён древней Руси и записано было в 1893 году в Успенском монастыре в 60 верстах от села Заметчина Моршанского уезда Тамбовской губернии. Якобы, князь Владимир Красно Солнышком помимо шести посольств (к германским латынянам, к византийским православным, к волжским мусульманам, к хазарским иудеям, и ещё к двум не упомянутым) снарядил и седьмое посольство в страну Беловодье, которое возглавил странствующий монах отец Сергий, живший в Царьграде и раз в три года заходивший в Киев. Посольство ушло и кануло в небытие, и ишь спустя 49 лет в Киев вернулся старый монах, пришёл к князю, и рассказал о том, как хаживал на Беловодье. Это и был отец Сергий, который дошёл туда один - все остальные или погибли, или отступились. Далее в тексте подробно расписан его маршрут, выбор дорог на развилках по косвенным признакам типа севшей бабочки или преградившей путь змеи. Вот что он сказал о Беловодье:
"Страна Беловодье не сказка, но явь. В сказаниях народов она зовётся всюду по-иному. В дивных обителях там пребывают лучезарные, кроткие, смиренные, долготерпеливые, сострадательные, милосердные и прозорливые Великие Мудрецы - Сотрудники Мира Высшего, в котором Дух Божий живёт, как в Храме Своём. Эти Великие Святые Подвижники, соединяющиеся с Господом, и составляют один Дух с Ним, неустанно трудятся, в поте лица своего, совместно со всеми небесными Светлыми Силами на благо и пользу всех народов земли. Там Царство Духа Чистого, красоты, чудных огней, возвышенных чарующих тайн, радости, света, любви, своего рода покоя и непостижимых величий. Много людей отовсюду стремятся в Страну Заповедную, но каждые сто лет проникает туда лишь семь позванных, из них шесть возвращаются, уноуся с собой скоровенные знания, развитие новых чувств, сияние души и сердца, как я, - и только один остаётся."
Говорят, как Беловодье в древней Руси мог быть известен далёкий Тибет. Тем более его самоназвание - Бод.

Я долго бродил вокруг села, по скалам и лесам. Сидел на берегу Катуни, глядел на её пороги. В лесах народ собирал грибы. Из-за гор постепенно наползала туча, и ветер устроил в Уймоне настоящую пыльную бурю. Я пошёл вдоль речки Уймон, которую легко было бы перейти вброд, куда глаза глядят. Небо затянуло, горы скрыла серая мгла, но мне казалось, что ворота Беловодья где-то совсем рядом. В деревне Тихонькая километрах в пяти от Уймона мне попалась маршрутка, которая шла из Горно-Алтайска куда-то за Мульту, и на ней я доехал к последней. Мульта оказалась гораздо крупнее, чем Уймон, но более неряшливой и современной. Я вышел к берегу реки Мульты, такой же бирюзовой и быстрой, как Катунь. Через Мульту было перекинута два подвесных моста - старый, с деревянными опорами, где над рекой висели канаты без досок, и советский, металлический, рассчитанный на проход автомобиля. Под дождём, уже в сумерках, я влез на сопку. А когда спускался, вдали выглянуло закатное Солнце, озарило долину и одинокую ледяную вершину, выглядывавшую из-за хребта... впрочем, со стороны, противоположной Белухе.
В 19:30 в центре Мульты, меж двух магазинов, я сел в тот же самый автобус, которым приехал сюда, и утром был в Барнауле. А из Барнаула я почти сразу рванул на несколько часов в Новосибирск... но это уже другая история.

....В начале я упоминал, что не брать с собой фотоаппарат было моим осознанным решением. Конечно, когда-нибудь я вернусь туда с фотоаппаратом, но сейчас, после потери фотографий из Казахстана, я был готов отложить его в сторону. И знаете, я ощущал удивительную лёгкость. Я был там собой. Я сам не заметил как, но фотоаппарат из инструмента превратился сначала в орган питания, а затем - в ярмо. Он стал меня направлять, он сделал меня Варандеем. Он и заманил меня в ловушку на Джунгарских воротах. Так что думаю - мне стоит иногда ездить без фотоаппарата.

Date: 2012-09-22 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] skydrinker.livejournal.com
Эх, жаль я не знал что вы были проездом в Барнауле... с удовольствием бы присоединился к прогулке

Date: 2012-09-22 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да знаете, после всех мягко говоря неприятных приключений в Казахстане я был не в том настроении.
В Барнаул я ещё когда-нибудь вернусь, в моих планах большое путешествие по Алтаю.

Date: 2012-09-22 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com
Вы были без фотоаппарата, а старообрядцы из Барнаула давно и успешно фиксируют красоты тамошней природы, вот здесь можно полюбоваться (на самих староверов тоже):http://altai-starover.ru/gallery/

Date: 2012-09-22 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Благодарю! Очень красивые и живые фотографии.
Но у меня там были другие задачи, более личного характера.
(deleted comment)

Date: 2012-09-22 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com
Там у вас не староверы, а, похоже, сектанты - виссарионовцы (возглавляются б. сов. милиционером, объявившим себя "Христом"):(
(deleted comment)

Date: 2012-09-22 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] o-apankratov.livejournal.com
Это дело известное. А я про тех, кто на ваших фото ...

Date: 2012-09-22 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvarium.livejournal.com
около двух веков, пожалуй, если не больше, живут на Алтае кержаки, это и есть староверы. А виссарионовцы - это так, современная затеи

Date: 2012-09-22 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Завидую... Хотя о Беловодье у меня кое-какие свои мысли, которые я может быть когда-нибудь тут ещё изложу.

Date: 2012-09-22 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Хм, Город Солнца детектед

Date: 2012-09-22 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] mikka.livejournal.com
Насчёт фотоаппарата - ярмо согласен. Потому в 2008 году во время полного солнечного затмения принципиально не фотографировал - техника всё равно для хороших снимков слабая - их я могу и в инете сколько угодно посмотреть; а вот собственные ощущения от явления явно потеряются - и ни разу не пожалел об этом. Хотя многие знакомые удивляются: "Как?! На затмение съездил и не снимал?!".
Что касается района Усть-Коксы - да, там действительно с дорог ничего, кроме достаточно обычных гор не видно. Всё начинается после 1-2 дней пути по одной из долин в горы - и зелёные озёра, и ледники, и величественные вершины. Вообще, из всех гор, где я был, наиболее сильно запали Алтай и Кодар. Но совершенно по-разному: Алтай - это нечто величественное, неизменное, при этом дающее умиротворение и отдохновение; Кодар же впечатляет своей ужасающе мрачной грозностью - находясь среди этих гор понимаешь, что человек здесь лишний - ему здесь не место.

Date: 2012-09-22 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я бы не сказал, что собственные ощущения совсем уж теряются. Но фотоаппарат вносит совершенно ненужное беспокойство. Вот скажем видишь ты красивый дом сквозь деревья, видишь во всех деталях и в общем... но сфотографировать из-за деревьев не можешь и от этого заводишься. Или опять же сквозь мелькающие деревья видишь из окна поезда красивый пейзаж, поражаешься его красоте... и кусаешь себе локти, что на фото-то выйдут только деревья! Без фотоаппарата можно спокойно и в своё удовольствие ходить по музеям, где съёмка запрещена, любоваться интерьерами действующих соборов, мечетей, Ташкентского и Бакинского метрополитенов, с фотоаппартом же - опять же будешь страдать, что запрещают.

Я, увы, все горы видел только от подножья, кроме Карпат, Крыма и Южного Урала, да и те обжиты до вершин. Тем не менее, от Алтая ощущения похожие. А вот Тянь-Шань оставляет чувство даже не грозности, а такого холодного отрешённого величия, безразличного к человеку. Ну и конечно он поражает своим "фасадом", сразу поднимаясь над степью на несколько километров. Зато Джунгарский Алатау выглядит действительно грозным и неприступным, этакой естественной крепостью.

Date: 2012-09-22 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mikka.livejournal.com
Про ощущения (точнее возможность их отсутствия) я конкретно про затмение писал. Полная фаза чуть больше 2-х минут была, а за это время хотелось и корону в бинокль посмотреть, и вспыхнувшие звёзды увидеть, и заревым кольцом полюбоваться.

Date: 2012-09-22 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] khorenyan.livejournal.com
спасибо, отлично написано

Date: 2012-09-22 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Приятно слышать!

Date: 2012-09-22 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
чудесный рассказ. спасибо. почаще не пользуйтесь фотоаппаратом:-) тем более, что самое красивое и интересное все равно сфотографировать невозможно.

Date: 2012-09-22 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Наверное, всё-таки возможно... Но всю красоту мира не сфотографируешь.

Date: 2012-09-22 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
наверное, это у каждого по-своему. я фотографирую для памяти. как записываю в записную книжку. памятники архитектуры, музеи, вещи и все из мира вещей фотографировать можно, а вот природу и людей сложно. там все такое... ощущательное. я все равно фотографирую на память. потом можно взглянуть на фотографию - она самая обычная. но может дать толчок воспоминаниям.

Date: 2012-09-22 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] erema-o.livejournal.com
Замечательный прочувствованный рассказ... спасибо!
Алтай приоткрывается понемногу, всякий раз заполняя душу без остатка.

Date: 2012-09-22 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Алтай - это живое существо.
Собственно, в Сибири всего три сущности постоянно наделяют такими чертами - Алтай, Енисей и Байкал.

Date: 2012-09-22 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Спасибо, хорошо получилось.

Date: 2012-09-22 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне тоже нравится :) Но вот о части маршрута до Джунгарских ворот не получается.

Date: 2012-09-22 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] mu-pankratov.livejournal.com
В 19-м веке, по стране, бродило очень много жуликов, называвших себя- "епископами Опаньского царства из Беловодья" где сохранилась не поврежденное християнство и иерархия. Даже попов ставили среди староверов. Народ искал священство и мошенники тут, как тут! А купцы етих проходимцев, просто золотом осыпали.))) Есть много рассказов. Уральские староверы, так воопче организовали почти кругосветное путешество. Хочу посоветовать почитать -
Хохлов Г.Т. "Путешествие уральских казаков в Беловодское царство"
Санкт-Петербург. Тип. "Герольд". 1903. - с. 109.
В январе 1898 года решением съезда уральских казаков на поиски мифического "Беловодского царства" была отправлена группа казаков из трех человек. Путь лежал до Одессы по железной дороге. Затем морским путем Константинополь, Афон, Кипр, Иерусалим, Порт-Саид. Суэцкий канал. Через Цейлон, Индокитай, Японию казаки добрались до Владивостока. По Амуру до Шилкинской крепости. Пересекли озеро Байкал. Затем от Иркутска по железной дороге. Домой возвратились в ноябре 1898 года.


http://www.twirpx.com/file/676042/

Date: 2012-09-22 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Благодарю! Очень ценный материал!

Date: 2012-09-22 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
Церкви на Алтае попадаются довольно часто. Почти все - новые.

В Мульте есть, кстати, молельный дом старообрядцев.

Date: 2012-09-22 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне вот как-то не попадались, кроме Горно-Алтайска и Чемала.

Date: 2012-09-22 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvarium.livejournal.com
кержаки имели молельни, жили в основном по Чарышу, в Колывани и дальше. Самые ближние были в Колывани

Date: 2012-09-22 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Если ты ехал через перевал по Кукую, их там действительно нет. Хотя в Черге вроде что-то стоит. А вот если бы по Чуйскому тракту на Туекту и потом через Ябоган - несколько штук насчитал бы.

Date: 2012-09-22 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
В таких путешествиях носи с собой ингалятор - удушье снимать...

Date: 2012-09-22 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да надо бы, но как-то забываю... Говорят, в старину многие моряки не учились плавать, чтобы не искушать судьбу.

Date: 2012-09-22 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] d-a-r-k-i-y-a.livejournal.com
Мне кажется, без фото этот текст даже лучше. Да и возможно тексты вообще лучше без фото читать...

Date: 2012-09-22 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Этот - да, но потому, что он ближе к художественной прозе. В основном же мои посты в другом формате, который я называю "субъективный путеводитель".

Date: 2012-09-22 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо.
Очень захотелось туда попасть.
Горная болезнь, сколько знаю, на полутора километрах не проявляется.
так что берегите себя.
С другой стороны, возможно именно такая поездка была нужна в качестве "реабилитации" после казахских проблем.
А про ярмо - золотые слова.

Date: 2012-09-22 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, душу я там хорошо подлечил. Насчёт горной болезни - я всё-таки астматик, а предшествовашую ночь ещё и ночевал с кошкой, то есть аллергеном. То есть, к качеству воздуха я в принципе чувствительнее.

Date: 2012-09-22 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nikola-rus.livejournal.com
>>....В начале я упоминал, что не брать с собой фотоаппарат было моим осознанным решением. Конечно, когда-нибудь я вернусь туда с фотоаппаратом, но сейчас, после потери фотографий из Казахстана, я был готов отложить его в сторону. И знаете, я ощущал удивительную лёгкость. Я был там собой. Я сам не заметил как, но фотоаппарат из инструмента превратился сначала в орган питания, а затем - в ярмо. Он стал меня направлять, он сделал меня Варандеем. Он и заманил меня в ловушку на Джунгарских воротах. Так что думаю - мне стоит иногда ездить без фотоаппарата.

Я так уже давно понял, что Смотреть и Снимать одновременно невозможно.

Date: 2012-09-22 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну кстати тут не соглашусь, вспоминая опыт своих поездок. Смотреть-то можно, но куда именно смотреть - решает фотоаппарат.

Date: 2012-09-22 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nikola-rus.livejournal.com
И вообще рассказ снабжённый картинками это намного лучше, чем куча картинок с пояснениями.

То есть по мне рассказы вроде этого были бы даже интересней ваших обычных фотоотчётов. Добавить бы сюда всего 5-7 снимков и было бы самое то. Хотя я конечно понимаю, что это намного сложней сделать, чем просто фотоотчёт.

Date: 2012-09-22 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, всё-таки мои основные посты я не считаю "картинками с подписями", и считаю, что там тоже главное текст. Как если этот текст сделать чуть менее эмоциональным, раза в два объёмнее, а картинок в него впихунть 40 штук. В тех постах картинки ещё и уравновешивают всякую краеведческую и географическую информацию.

Date: 2012-09-22 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nikola-rus.livejournal.com
Не, я не говорю, что у вас плохо было, а в смысле указать разницу - можно отталкиваться от снимков, а слова больше как дополнение. А можно наоборот.

Date: 2012-09-22 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я это так и не воспринял :)
Но всё-таки всегда считал, что главное у меня - текст, а фотографии служат пусть и необходимым, но всё-таки дополнением, облегчающим его восприятие и избавляющим меня от необходимости словесных описаний.

Date: 2012-09-22 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Хороший рассказ!
Алтай — моя, так сказать, дальняя родина. Мой дедушка родился в селе Старо-Тырышкино неподалёку от Бийска.

Date: 2012-09-22 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Меня с Алтаем ничего не связывает, я уральский :)

Date: 2012-09-22 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Спасибо за рассказ, наводит на размышления…. Интересная поездка, можно позавидовать. Мистика и красота.
Всего несколько дней
В окружении гор,
Где Белуха царит
Над страной Беловодья.
Не забудем с тобой
Синеву тех озер.
Многоцветье лугов,
Кучерлы полноводье.
Все вместит наше сердце,
Запомнит навек,
Будет звать нас с тобою
Вернуться обратно.
К чистоте этих гор,
К бирюзе этих рек
Полетят наши мысли,
Устремленные в завтра.
С. Блошенко.

Date: 2012-09-22 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, поездка вышла очень интересной, несмотря на невозможность поделиться этим в полной мере.

Date: 2012-09-22 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvarium.livejournal.com
Из Рубцовска в Барнаул на поезде ехали или другим транспортом?

Date: 2012-09-23 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На автобусе (5-6 часов). Дневной поезд ходит один раз в день, ночные мне не годились.

Date: 2012-09-22 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Ого! Легенда о Беловодье на родине моих предков записана!

Date: 2012-09-24 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mactyb.livejournal.com
Посмотрите на рисунки алтайского художника-графика Николая Чепокова - на них алтай тоже живой, как и вашем тексте, те же духи везде ) http://ln1.livejournal.com/29533.html

Date: 2012-12-12 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] lastochkanata.livejournal.com
Интересно было почитать ваши впечатления. Я была в Горном Алтае несколько раз, но не дальше Семинского перевала. А вы вон куда забрались... Мне кажется, Алтай - такая неизведанная страна, что даже страшно подумать, что там в ней таится, за пределами хоженых туристических маршрутов...

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 06:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios