varandej: (Default)
[personal profile] varandej


"...В то время гуцулы шайкой ходили по тем местам, и у  них были любезные тут... Иная  ждет, ждет своего карпатского молодца, думает, что он уже  в  тюрьме  или убит где-нибудь  в драке, - и вдруг он один, а то с двумя-тремя товарищами, как с неба, упадет к ней. Подарки подносил богатые - легко же ведь доставалось все им! И пирует у нее, и хвалится ею перед своими товарищами. (...) Рыжий  был, весь рыжий - и усы, и кудри! Огненная голова. И был он  такой  печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. (...) Их обоих и повесили вместе - и  рыбака  и  этого  гуцула. Рыбак  шел  на  казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и курит, руки в  карманах, один ус на плече лежит, а другой  на  грудь  свесился.  Увидал  меня,  вынул трубку и кричит: "Прощай!.." - так писал о гуцулах Максим Горький в "Старухе Изергиль", и из этого отрывка я впервые узнал, что живёт в украинских Карпатах такой народ. То, что я узнал о гуцулах в дальнейшем, оказалось ещё интереснее, и не зря именно в Гуцульщине я решил завершить путешествие по Карпатской Украине.

Хотя гуцулы живут и в Закарпатье, всё же в первую очередь Гуцульщиной называют Прикарпатье в Ивано-Франковской области, нависающие над Коломыей Горганы и Черногору. Мою поездку сюда можно было бы озаглавить как Путь Наверх: от Коломыи до двухкилометровой вершины горы Поп-Иван. Ступенями этой лестницы стали старые гуцульские сёла с потрясающе красивыми названиями - Яремча, Ворохта и Верховина. С Яремчи, ныне курортного городка (7,5 тыс. жителей) и начнём - рассказ о ней в одной части не поместился. Здесь же - небольшой "гуцульский глоссарий".


Вообще, прежде, чем читать эти посты, очень советую посмотреть фильм Сергея Параджанова "Тени забытых предков" по одноименной повести Михаила Коцюбинского - даже не как элитарное кино, а как этнографическую зарисовку. По крайней мере мне ничто другой не дало такого цельного образа гуцулов - наверное, самого странного из всех восточно-славянских субэтносов. Чем-то они напомнили мне поморов - оторванность от "большой земли", архаичность и потрясающе своеобразный быт, приспособленный к необычным для восточных славян условиям (там - море, а тут - горы). Чтобы отличить гуцула от "просто украинца", с ним достаточно поговорить полчаса - совсем другой темперамент. Гуцулы лихие, и заводятся с пол-оборота - как верно заметила [livejournal.com profile] kisa_s_kogtem, о политике с обитателями горных сёл лучше не заговаривать. Версий происхождения гуцулов немало, самая экзотическая - что это потомки фракийцев, загнанных историческими бурями в горы и принявших постепенно славянский язык. Самый известный фракиец - Спартак, так что это очень серьёзное утверждение.

2.


На кадре выше - гуцульские народные костюмы в Ужгородском музее. Обязательный атрибут - бартка, лёгкий топорик на все случаи жизни. А на кадре ниже - пожалуй, самый экзотический гуцульский предмет, один из их символов - трембита. Деревянная труба без вентилей и клапонов, обёрнутая берестой, и главное - длиной в среднем в человеческий рост, хотя известны 4- и даже 8-метровые трембиты. Правильная трембита делалась из дерева, расщеплённого ударом молнии, что вроде как сказывалось на качестве звучания. Но самое интересное то, что изначально это был не музыкальный инструмент, а средство связи в горах - громкий и тонкий голос трембиты слышен за километры, и с их помощью перекликались на полонинах чабаны.

3.


Чабан - как нетрудно догадаться, пастух. А полонина - небольшое высокогорное пастбище и хутор при нём. Точнее, хутора на полонинах появились в ХХ веке, с развитием дорог, а в старину чабаны работали там вахтовым методом: весной (обычно 6 мая - в Юрьев день) селяне смешивали свои отары, доверяли их чабанам, и чабаны (организовавшись в ватагу) со скотом уходили в горы, где овцы отъедались сочной травой до осени. Большинство полонин имели свои названия, и именно им Карпаты обязаны своими голыми вершинами-"куполами". Ну а где овцы - там брынза, ещё одна неотъемлемая часть гуцульского быта.

4.


На полонине было и своё особое жилище - колыба. По сути дела ни что иное, как деревянная юрта, и как этот тип жилища, распространённый в Сибири 19 века у русифицировавшихся туземцев, сформировался здесь - загадка. Впрочем, скорее всего просто сходства задач: сезонное жилище для всей ватаги, в центре которого находился очаг. На очаге зажигалась ватра - священный огонь, который должен был гореть весь полонинный сезон, и в любой ватаге был специальный человек, обязанный его поддерживать. Угасшая ватра - позор (ганьба!) и дурной знак.

5.


Впрочем, ватра - ещё пол-дела. Куда удивительнее то, что у гуцулов вплоть до ХХ века было живо шаманство. Колдунов-целителей называли мольфары, и с лёгкой руки Коцюбинского это слово закрепилось за гуцульскими колдунами вообще. На самом деле они мало того, что делились на солнечных и лунных (т.е. "добрых" и "злых"), так ещё и ворожили самыми разными вещами, имея узкую специализацию - от погоды (горомники, хмарники) до людских чувств. Была и чёрная магия, некое подобие "куклы вуду", и колдун-антигерой из "Теней забытых предков", хотя и называтся мольфаром, выступат в роли то горомника, то чёрного мага. А последний мольфар Михаил Нечай погиб всего год назад - 81-летнего старика зарезал один из посетителей, шизофреник из Львова, мотивировавший свой поступок защитой христианства. Но отпевал колдуна православный поп...

6.


Другой гуцульской ипостасью были опришки - "народные мстители", а проще говоря разбойники, которые при этом своих не трогали, и специализировались на панских поместьях да купеческих обозах. Началось это движение в 16-17 веках, когда Речь Посполитая пыталась насаждать здесь крепостное право, и многие гуцулы, не смирившись, ушли в леса, начав партизанскую войну. Самым известным опришком был Олекса Довбуш, "карпатский Робин Гуд", орудовавший по горам в 1740-е годы и убитый предателем. Его тут очень любят - "скалы Довбуша", на которых я был, далеко не единственные. Некоторое количество опришков по лесам ходило почти постоянно, и в старину считалось почётным "отслужить" среди них - молодые гуцулы уходили к опришкам временно, от нескольких недель до нескольких лет. И в общем немудрено, что гуцулы оказались самыми непокорными к советской власти.
Национальное жилище под стать таким нравам - гражда, хата-крепость, приземистая и с глухими наружными стенами:

7.


Большая часть всего этого своеобразия в ХХ веке ушла в прошлое. Сохранилась разве что клановость и патриархальность - говорят, в здешних сёлах всё ещё родители решают, с кем вступать в брак детям. В то же время, не раз слышал о раскованности гуцулок, и говорят, зачастую здесь брак заключают с одним человеком ("по воле родителей"), а живут с другим ("по любви"). Ну а колоритная гуцульская культура оказалась востребована, стала одним из главных брендов Западной Украины, и не случайно многие вдали отсюда думают, что "гуцулы" и "западенцы" - это одно и то же. Много материалов о гуцулах здесь.

8.


В общем, такой вот красивый и романтический край ждал меня в последние три дня путешествия. От Львова до Коломыи - всего 3,5 часа на поезде черновицкого направления, поэтому ночь перед броском сюда прошла почти что без сна. О Коломые я расскажу в самом конце, да и моё пребывание там по дороге "туда" ограничилось вокзалом - приехал, сдал лишние вещи в камеру хранения на три дня, а там и венгродизель подошёл. Одну половину вагона занимали туристы, другую - крестьяне и сельские бабушки. Я подсел к последним, и вскоре начал звереть - сельские бабушки общаются ОЧЕНЬ громко. За окном тянулось живописное предгорье:

9.


И постепенно надвигались горы. Всё-таки Карпаты не зря деляется на Внешние и Внутренние - "фасад" у них здесь:

10.


В одном месте вдоль путей этак на полкилометра тянулись вот такие конструкции - мне показалось, фрагменты мостов узкоколеек. Но зачем они здесь в таком количестве? Загадка...

11.


Ближе к Яремче проехали Делятин с внушительным вокзалом, показанным в этом посте. Грязный тарахтящий вагон венгродизеля я покинул на станции Дора:

12.


Вообще, осматривать гуцульские сёла (включая выросшие до городов) очень удобно: в большинстве своём они представляют собой узкую ленту длиной в несколько километров. Просто высаживаешься и идёшь по прямой несколько часов - на этой прямой будет 9/10 всего интересного. Так и Яремча  вытянута вдоль Прута на 8 километров, от присёлка Дора (внизу) до присёлка Ямна наверху. Сразу оговорюсь, что до Ямны я не дошёл, а Дора вдобавок вытянута перпендикулярноо Яремче на 2-3 километра по узкой долине речки Каменки.

13.


И прямо над станцией нависает Михайловская церковь (1844), вполне характерный образец гуцульского зодчества:

14.


Характерна в том числе и металлическая обшивка с чеканкой - это поветрие уже современное, но массовое в этих краях. Местные краеведы к нему относятся как наши - к сайдингу и ядовито-синим кровлям, но для меня - такой же колорит, как и сама архитектура гуцульских церквей.

15.


Столь же характерно и греко-католическое убранство, и доброжелательное отношение к фотосъёмке, и всеобщая набожность. Начиналась служба:

16.


На краю обрыва за алтарём - могила Антония Казновского, местного священика, рукоположенного в 1900 году самим Андреем Шептицким, умершего в 1959 году в возрасте 84 лет в мариупольской тюрьме и перезахороненного здесь в 2006 году.

17


Отсылки к Шептицком в Доре вообще регулярны - в 3 километрах выше по долине Каменки уже в наше время была построена Петропавловская студитская церковь с музеем Шептицкого - и то, и другое создал греко-католический священник Яков Свищук. Но я идти 3 километра в гору поленился, и решил спускаться к трассе, вдоль которой и вытянута Яремча:

18.


По трассе я и шёл последующие два часа (и полтора поста). Обратите внимание на остановку - с 1970-х годов в Ивано-Франковской области популярна архитектура, которую я бы назвал "неогуцульским стилем". Она прекрасно соединилась с советской - просто любимая фигура у здешних архитекторов не параллелипед, а треугольник:

19.


Но много и старых домиков... правда, это не гуцульские гражды, но вполне местное зодчество 1920-50-х годов:

20.


21.


22.


23.


Через пару километров я набрёл на ещё одну отсылку к Шептицкому - Ильинский студитский монастырь. Студиты - греко-католические монахи, но в отличие от василиан, "греческое" у них преобладает над "католическим", а за основу взят устав Студийского монастыря в Константинополе, на который и в России ориетировались до конца 15 века. Центр студитства - Уневская лавра, а их возрождению способвтвовал именно Шептицкий.

24.


Ну а Ильинский монастырь в Яремче построен при поляках, в 1937 году, и его можно было бы считать связующим звеном между "гуцульской сецессией" Австро-Венгрии и "неогуцульским" стилем Советского Союза... Вот только это не гуцульская, а бойковская традиция - церкви, похожие на пагоды, строили только бойки.

25.


Разве что колодец - но и тот скорее всего современный:

26.


Да резная дверь Ильинской церкви:

27.


Тем не менее, зайти внутрь надо обязательно! Такого необычного убранства я ещё не видел:

28.


Помимо резьбы и орнаментов, главное здесь - иконы. Приглядитесь - они не нарисованы, а выжжены! Даже не знаю, есть ли подобное ещё хоть где-то.

29.


Продолжаем путь. Справа от трассы, за монастырём и домиками - железная дорога, а слева, в глубокой долине - Прут:

30.


Вот ещё хорошая парочка - лесовоз и трейлер. Первые в Карпатах так же обыденны, как на Русском Севере; вторые тоже нередки - всё же Карпаты буквально кишат туристами:

31.


От Ильинского монастыря до собственно Яремчи - довольно скучная и почти не застроенная местность. А Яремча встречает вот такими вот сказочными домами - вид у неё невероятно цивильный:

32.


Да и по личным ощущениям, Яремча - западно-украинский курорт №2, попроще, чем Трускавец, но куда масштабнее всего остального. Ещё слышал (понятно, разумеется, в каком контексте), будто бы в одной Яремче строится больше, чем во всей Донецкой области... но честно говоря, не заметил. То ли не туда смотрел, то ли это какая-то подтасовка фактов.

33.


Ещё у въезда в центр запомнился вот этот домик (в большинстве своём такие заняты готелями, ресторанами, туристическми офисами и иногда музеями):

34.


Пожарное депо в неогуцульском стиле:

35.


И загадочная деревянная башня. Как сказали в комментариях - тренировочная вышка всё тех же пожарников:

36.


За прутом - живописный каменный яр, прозванный за свои очертания Слон. Скал в Карпатах, прямо скажем, немного - но по делу:

37.


Очень характерная текстура - такая же в знаменитых гипсовых пещерах Подолии:

38.


Чуть дальше - довольно оживлённый автовокзал, по соседству с которым Успенская церковь (1884):

39.


С гор взирают чьи-то хаты:

40.


В общем, мы дошли до центра. Дальше - в следующей части.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава и скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван.
Путь домой
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
Киев. Вокзал и Днепр.

Date: 2012-08-06 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] pigdeon.livejournal.com
36. И загадочная деревянная башня. Каланча? Скважина?
Учебно-тренеровочная, "штурмовая", башня для пожарных. Сооружение на переднем плане: "стенка" - элемент полосы препятствий.

Date: 2012-08-06 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Спасибо! Маленькое уточнение - "Верховина" в смысле названия села - неисторическое название. По-настоящему оно Жабье (Жаб'є), но эта жаба кого-то напугала и поселок перекрестили.

Date: 2012-08-06 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] klangtao.livejournal.com
"Ритуал вуду" у Параджанова взят из литературного первоисточника - одноименной повести М. Коцюбинского. Гуцулы вроде бы считают и книгу, и фильм достаточно аутентичными.

Date: 2012-08-06 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Не так уж особо. Г.Хоткевич (автор гуцульских пьес, повести "Каменная душа" и "Довбуш", режиссер гуцульского театра) специально выискивал промахи Коцюбинского. Например, у главзлодея смешаны специализации - он начинает как горомник (отводит грозу), потом переходит в черную магию, а вообще мольфар должен лечить.

Date: 2012-08-07 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я думаю, этот колдун там является неким собирательным образом, воплощением.
А получается, "мольфары" - это не общее название гуцульских колдунов, а только знахари-целители?

Date: 2012-08-07 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Да, мольфары занимались только и конкретно лечением, причем зачастую без каких-либо магических обрядов. Хмарник, громник - совсем другая специализация, а насылание порчи посредством куклы (она и помимо вуду весьма использована в подобных процедурах) - третья. А вот заклинания Палагны, это когда она обнаженная идет в определенное место, где раньше что-то спрятала, - это подлинное.

Date: 2012-08-08 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
С запозданием, но всё же внёс исправления в пост.

Date: 2012-08-07 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] klangtao.livejournal.com
Кстати в украинской серии телеигр Ключи от форта Байяр (http://ru.wikipedia.org/wiki/Форт_Байяр_(телеигра)) локализованный, так сказать, аналог Старца Фура, сыгранный покойным Богданом Ступкой, именовался именно Мудрым Мольфаром :)

Date: 2012-08-07 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] oranzhopa.livejournal.com
Г.Хоткевич (автор гуцульских пьес, повести "Каменная душа" и "Довбуш", режиссер гуцульского театра) специально выискивал промахи Коцюбинского

Уверен: часть несведущих читателей думает, что Михаил Коцюбинский и Гнат Хоткевич - галицийские, а то и вовсе гуцульские писатели.

Между тем, Коцюбинский родился (1864) и вырос в Винницкой области, а главный отрезок его жизни - в Чернигове и Одессе, а Хоткевич родился (1877) и практически всю жизнь прожил в Харькове.

Date: 2012-08-07 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Это те несведущие читатели, которые вообще знают о их существовании :-) Подлинно капитально Гуцульщиной занимались галичане - В.Гнатюк и В.Шухевич.

На всякий случай - это другой Шухевич, хоть и родственник.

Date: 2012-08-06 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Вспомнил песенку-коломийку (кстати, коломийки - это еще одна изюминка гуцульской культуры). Как раз про распущенность гуцулок и набожность гуцулок:
Йшла гуцулка через річку,
Та й підняла ногу.
Гуцул думав - то каплиця
Й помолився Богу.

Date: 2012-08-06 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
<< Как раз про распущенность гуцулок и набожность гуцулок>>
а вот еще одна <<изюминка гуцульской культуры>> коломыйка:

Як була я молода,
Та й була я ризва,
по канату через хату,
сама на ..й лизла
Edited Date: 2012-08-06 06:25 pm (UTC)

Date: 2012-08-06 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vart-ua.livejournal.com
Правильное название города ЯремчЕ

Но много и старых домиков... впрочем, это не гуцульские гражды, а скорее образцы "закопанского стиля" межвоенной эпохи, польского аналога "деревянного модерна". Яремча уже в те времена начала превращаться в дачное место:

Закопанский стиль в Яремче есть, но на ваших фото (20-23) типичная местная архитектура, очень распространенная в горных районах И-Ф области. Многие из этих домов построены после войны

Ещё слышал (понятно, разумеется, в каком контексте), будто бы в одной Яремче строится больше, чем во всей Донецкой области... но честно говоря, не заметил. То ли не туда смотрел, то ли это какая-то подтасовка фактов.

Более чем в Луганской и это данные по Яремчанском городском совете в который входят пару окрестных деревень вместе с Буковелем.
Вы, наверное, еще больше удивитесь, но в одной Ивано-Франковской области строится столько же, сколько и в Донецкой, Днепропетровской и Запорожской области вместе взятых

Вот мой старый фотоотчет (http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=843378&page=2) из Яремче, пожалуй, именно оттуда услышали о масштабах строительства в городе


Date: 2012-08-06 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Непохоже на правду.
Днепропетровск:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3608/varandej1.2c/0_1739a_5d65ebaf_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/3511/varandej1.2d/0_173bf_aa908f17_XL
Донецк:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5806/varandej1.161/0_863b2_28d6b081_XL

Либо сравнение по какому-то одному классу (скажем, что гостиниц тут строится больше - наверняка), либо в Восточной Украине строительство замерло в последние годы. Ну не видно в Яремче никакого особого строительного бума. Трускавец строится гораздо активнее.

Date: 2012-08-06 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] vart-ua.livejournal.com
Сухая статистика

http://pollotenchegg.livejournal.com/87882.html

http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1203805&page=13#247

Date: 2012-08-07 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] oranzhopa.livejournal.com
Тут (http://ru-politics.livejournal.com/43197038.html?thread=599924590#t599924590) ещё больше фактов.

Date: 2012-08-07 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, причём как "правильных про-западенских", так и "неправильных про-донецких" :)

Date: 2012-08-07 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще, конечно, это странно. Видимо, в первую очередь за счёт частного сектора.
Ну или просто у меня в России другое представление о том, как выглядит "много строят".

Date: 2012-08-06 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Спасибо большое, Илья. Особенно хотелось увидеть Яремчу, так как достаточно известный посёлок.

Date: 2012-08-06 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Я гуцул и ти гуцул
Оба ми гуцули
У колгоспi не робили
В партiї не були

Был я в этой Яремче, но ночью, вписывался в отеле у вокзала, так что практически ничего не видел. Так вот она какая, Яремча...

Date: 2012-08-07 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это ещё не сама Яремча, а её предместья. Про центр пост выложу сегодня.

Date: 2012-08-06 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] aunt-millicent.livejournal.com
Скажите, пожалуйста, а что на первой фотографии? Очень похоже на монастырь сестер св.Винсента, где я когда-то была в гостях...

Date: 2012-08-07 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее всего он и есть, но точно не знаю.

Date: 2012-08-07 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] aunt-millicent.livejournal.com
По крайней мере, очень похож. Спасибо, совершенно не ожидала когда-то ещё увидеть это место. Помню, что гуцульские места поразили меня тем, что там, по сравнению со Львовом, гораздо больше было суеверий (например, не хотели одновременно с монахинями идти по мосту и вообще, встречу с ними расценивали, как дурной знак) и некоторой бытовой набожности (все до единого здоровались не иначе, как "Слава Исусу Христу").

А Яблунив Вам не попался по дороге?

Date: 2012-08-06 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Илья, скажите, пожалуйста, а что за могила под деревом (фото №19)? Этого мужчину убила молния?

Date: 2012-08-07 02:07 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Почему молния? Более вероятно - погиб в ДТП.

Date: 2012-08-07 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
Я просто увидела, что около дерева, а то, что дорога рядом не поняла.

Date: 2012-08-07 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mara-persona.livejournal.com
Года три назад я в Ильинский монастырь попала на престольный праздник. От же душевно было! Такой народ красивый, многие одеты были по-старинному... крестный ход открывали два трембитаря – местный колорит! :))

Date: 2012-08-07 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, я похожую сцену наблюдал в Турке:
http://varandej.livejournal.com/476217.html
Но вот трембитаря увидеть, а точнее услышать - по-хорошему завидую! Я-то трембиты видел только в музеях, сушёные.

Date: 2012-08-07 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mara-persona.livejournal.com
А вот не сушёные! Если её из музея достать, то можно дудеть! :) Но звуки трембиты – это, объективно говоря, не очень-то музыка. Хотя есть умельцы, которые чуть ли не джаз на трембитах лабают.

И по поводу мутности рек: вода не бывает полностью прозрачной из-за взвеси мельчайших частиц... я забыла, как называется эта горная порода – такие беловато-серые камни в реке повсюду, вода их ворочает, скребёт друг о друга и эту "пыль" сама же и несёт.

Date: 2012-08-07 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Можно сказать, что гуцулы изобрели рацию. А вообще, в России гуцулов мало, но они весьма колоритны даже среди сверхурбанизировнного Подмосковья.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 05:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios