varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Говорят, однажды армянское радио спросили: "Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой Закарпатской области?", на что армянское радио ответило: "Можно, и он там уже не за горами!". И хотя местные жители называют свой край Прикарпатьем или Подкарпатьем, всё же - в отличие от Закавказья, Зауралья, Заволжья - оно остаётся Закарпатьем, с какой стороны ни взгляни. Часть восточно-славянского мира, отделённая от него горами.
Закарпатье оставляет чувство затерянного мира. Как назвал его кто-то из галицких писателей сто лет назад - "мир, заколоченный досками". Но при этом - тихий, уютный, открытый и переполненный наследием богатой истории. Об истори и колорите и пойдёт сейчас речь.


Для начала: Закарпатье - это не горы. Горы постоянно маячат где-то на горизонте, но до них достаточно далеко. Более того, так как Закарпатье стоит на сгибе Карпат, они здесь с разных сторон - то на севере, то на востоке, то даже на юге и западе. Но само Закарпатье - это предгорья:

2.


Более того, Закарпатская область - ещё одна из самых маленьких на Украине, всего 12 тыс. квадратных километров (в 4 раза меньше Подмосковья!), но при этом достаточно длинная - от Ужгорода до Рахова более 250 километров. А как результат, Закарпатье очень тесное, шаг влево - шаг вправо, и наткнёшься на край:

3.


При крошечном размере, Закарпатье граничит аж с 4 государствами: Польша (углом к углу, и потому её влияние тут не ощущается), Словакия (видна из Ужгорода), Венгрия, но едва ли не половиной своей протяженности - Румыния. Здесь находится Чоп - наряду с Брестом, западные ворота СССР, близ которого как раз сходятся границы Венгрии и Словакии. Очень красноречив указатель в центре Берегова:

4.


Второе свойство Закарпатья - оно очень южное. Разительный контраст даже с соседней Галичиной! Если делить всю Европу только на "север" и "юг", то по ту сторону Карпат ещё север, а тут уже безусловно юг. В здешних городах есть что-то даже средиземноморское, как минимум балканское - не зря же именно отсюда переселились на Адриатику хорваты? А в сельской местности поражает обилие виноградников:

5.


К слову, и на туристических развалах здесь постоянно предлагают домашние вина. А село Среднее под Ужгородом славится своими винными подвалами.

6.


Если же говорить о природе, то очертания подступающих гор тут очень характерны. Это так называемый Вулканический (или Выгорлат-Гутинский) хребет, обрамляющий Украинские Карпаты с юга. Ведь Карпаты - горы молодые, а вернее "возрождённые" (то есть когда старые горы вновь поднимаются), здесь бывают достаточно сильные землетрясения, а по внутренней стороне Карпат протянулась ещё и цепочка потухших вулканов. Заросшие вулканические купола не спутать ни с чем:

7.


А так как они на памяти человечества не извергались ни разу и вряд ли ещё когда-нибудь будут, люди довольно быстро нашли им применение. На вершину потухшего вулкана можно водрузить крест:

8.


Сельскую церковь:

9.


Но лучше всего - замок! Это, кстати, Мукачево, и обратите внимание, как серая панель встречается с красной черепицей:

10.


А черепичные крыши в Закарпатье действительно любят. Если по ту сторону гор дома предпочитают крыть металлом или шифером, в Закарпатье не менее половины жителей частных домов сохраняют верность благородному материалу:

11.


Хотя постепенно на смену домиками тут приходят особняки, по словам более знающие людей, достигающие в высоты пяти этажей. По крайней мере трёхэтажные - полная обыденность:

12.


Строят их себе в основном гастрбайтеры, возвращающиеся из США, Италии, Потругалии, Польши, России с хорошими деньгами. Здесь высокая рождаемость, немало многодетных семей, да и просто менталитет такой: буду ходить голодным - но чтоб хата хоть на сантиметр выше была, чем у соседа! Многие из этих особняков строятся годами, и каждый сезон кто-то из их обитателей ездят на заработки. Говорят, зачастую жителям этих дворцов не хватает денег на их отопление, и зимой они ютятся в какой-нибудь самой маленькой комнате. В сёлах магазины стройматериалов не менее популярны, чем продуктовые...

13.


Хотя местами попадаются и явно старинные хаты с крышами почти до земли. Только вместо соломы теперь шифер:

14.


А заработки для закарпатских русин были основной специализацией испокон веков. В Колочаве есть даже памятник "зробитчанам" - говорят, ещё до Первой Мировой половина мужчин в селе ездила на заработки, и многие были застигнуты на чужбине войной. Но по той же причине в Закарпатье так спокойно, чисто и уютно - люди возвращаются сюда отдыхать, восстанавливать силы перед работой в чужой стороне.

15.


Старая механизированная мельница где-то между Береговом и Виноградовом. А в селе Лисичево, например, сохранилась даже вододействующая кузница 17 века с собственным названием "Гамора".

16.


А в целом от здешней плотности населения, гигантских сёл, сменяющих друг друга, натурально рябит в глазах. Вот показательный вид - на переднем плане город Хуст, затем поле, затем какое-то село... а за ним, можно не сомневаться, снова поле:

17.


И даже роскошные особняки не могут скрыть нищету этого края. По официальным данным, Закарпатская область, наряду с Луганской - самый бедный регион Украины, и если по её городам и сёлам гулять пешком, разговаривая с людьми - понимаешь, что это действительно так. На этом кадре, кстати, ещё один реликт - Боржавская узкоколейка:

18.


Речь на улицах этих сёл слышна самая разная - украинская, русская, венгерская, румынская, чешская (туристы)... Тезис о какой-то особой русскоязычности Закарпатья не подтвердился, многие здесь не понимают по-русски, чего почти не встретишь в Галиции. Но при этом украинцы здесь образуют особый субэтнос - русины, или угрорусы, чей язык/диалект и культура обособлены настолько, что некоторые даже выделяют их в отдельный, четвёртый восточно-славянский народ, а родословную возводят к тем самым "белым хорватам", коих я уже не раз упоминал. Но в целом, Закарпатье - это классическая "многонациональная общность", представители населяющих его народов друг на друга похожи больше, чем на обитателей внешнего мира, и так сразу понять, кто перед тобой - украинец, мадьяр или румын - человеку со стороны непросто (хотя друг друга они, конечно, опознают сразу).

19.


О межнациональных отношениях здесь мне судить сложно. Как мне показалось, мадьяры держатся особняком, но при этом с украинцами уживаются хорошо, а вот к у всех румынам отношение неважное - они тут считаются "себе на уме". Уже в Рахове под вечер местный пацан со мной разоткровенничался и рассказал, как румын-прораб продал его и ещё нескольких человек в рабство в Краснодарский край, где они без малого год трудились на ферме в скотских условиях, пока кто-то не сбежал и не достучался до краевых депутатов. Но это что я знаю с чужих слов: при личном общении румыны произвели впечатление спокойных и доброжелательных, но немного депрессивных людей, а о мадьярах (хотя общался с ними тут не раз) ничего сказать не могу, никаких особых эмоций они у меня не вызвали. Только венгерский язык "на слух" очень красивый и странный.

20.


Ещё один представитель здешней этнографической мозаики - цыгане. Их тут реально много, и выглядит они просто донельзя стереотипно:

21.


Крупнейшая цыганская община - в Берегово, где их около 6% населения. Я слышал, что в закарпатских городках есть и жутчайшие цыганские посёлки, своим обликом напоминающие африканские трущобы, где люди натурально живут под навесами и не действуют никакие (кроме собственных, цыганских) законы... но мне то ли повезло, то ли не повезло.

22.


Портрет молодой цыганки:

23.


Делами они тут они занимаются тоже более чем стереотипными - попрошайничают, гадают, и ладно если коней не крадут. А когда по возвращении в Галицию мне поплохело, была даже версия - сглазили! А попрошаек в Закарпатье и без цыган очень много. Точнее, ОЧЕНЬ много. Особенно даже не у вокзалов, а в исторических центрах, где ходят туристы. В среднем в таких местах ко мне подходили раз по 5 в день, я подавал по гривне, и в ответ на возмущение, что ж так мало?, спокойно отвечал: "Да ты знаешь, сколько раз сегодня ко мне уже подходили? Если я каждому буду давать по 5 гривен, скоро сам без денег останусь!".

24.


Интересно, кстати, что по официальным данным украинцы здесь составляют 79% населения, венгры - 12%, румыны и русские по 2,5%, цыгане - 1%. Но при этом в Береговском районе венгров около 76% (в том числе 48% в самом Берегове), в Ужгородском - 33%, в Виноградовском - 26%, румын же по 11-12% в Тячевском и Раховском районах, то есть маршруты большинства туристов пролегают как раз через этнические анклавы. В горных районах же доля доля украинцев близка к 100% (ещё чуть-чуть русские затесались)... впрочем, гуцульско-бойковская Верховина - это уже не Закарпатье, в этом посте её (точнее, Рахов и Колочаву) трогать не будем.

25.


Как и вся Западная Украина, Закарпатье пронизано религией - все эти каплчики, кресты, церквушки и часовенки стоят вдоль дорог десятками, а кладбища похожи на витрины. Облик сельских церквей здесь очень характерен - "кирхоподобная" композиция, и очень часто с такими вот башенками о пяти шпилях:

26.


Крестово-купольные храмы встречаются крайне редко, и в основном это новостройки:

27.


Точных данных о религиозном составе Закарпатья я не нашёл, но здесь хорошо видно присутствие православия (в первую очередь Московского патриархата), римо- и греко-католичества и реформатства. Вот очень показательный кадр - костёл, униатская церковь и православный собор в стиле Храма Христа Спасителя:

28.


Причём и униатство здесь - также не Украинская греко-католическая церковь, господствующая в Галиции, а особая, местная Русинская греко-католическая церковь. Она была образована в 1646 году Ужгородской унией, которую подписали епископ Мукачева и 63 священника. В 1664 году к унии присоединилось и само Мукачево, а в 1713 году - Мараморош. ныне РГКЦ состоит из трёх независимых друг от друга частей - Мукачевской епархии (центр которой в 1775 году перенесен в Ужгород), Чешского экзархата и Питтсбургской архиепархии в США.

29. Крестовоздвиженский собор в Ужгороде - главный греко-католический храм Закарпатья:


Центром православия же остаётся Николаевский монастырь в Мукачеве, и как видите, равняться архитектурой на Россию здешние православные начали ещё в 19 веке:

30.


Кроме того, я упоминал неких "реформатов". Это тоже интересный феномен, венгерские протестанты, коих в самой Венгрии 20%, причём их центр - Дебрецен, крупнейший город восточной Венгрии, то есть в Закарпатье этот процент вероятно ещё выше. Оформившееся в 1529-1646 годах в Швейцарии и Нидерландах, реформатство - одна из форм кальвинизма, даже возглавлял эту церковь одно время сам Жан Кальвин. Если лютеранство исходило из "разрешено всё, что не запрещено" (Библией), кальвинизм - наоборот, "запрещено всё, что не разрешено", а как результат, кальвинистские церкви были самыми жестокими едва ли не во всей истории христианства. По крайней мере кальвинистская инквизиция отправила на костры в разы больше народу, чем католическая - в том числе в Америке 18-19 веков. И в общем, мне было страшновато заходить в храм с именем Кальвина на дверях - сейчас обвинят ещё в безнравственности, заклеймят железом да закуют в ярмо на центральной площади! Нет, на самом деле это конечно дела далёкого прошлого, и в церкви встретили меня очень доброжелательно (хотя шла служба, а я фотографировал):

31.


Ещё церковь где-то между Береговом и Виноградовом:

32.


А в целом, венгерское присутствие тут очень хорошо ощущается. В Береговом и Виноградовском районе даже надписи все продублированы на венгерском, а порой не продублированы на украинском:

33.


Шандора Петёфи тут увидишь не реже, чем Тараса Шевченко:

34.


А на всех важных для мадьярского прошлого местах висят вот такие вот ленточки расцветки венгерского флага. Пора бы уже рассказать и историю....

35.


Вообще, сама Венгрия - это настоящий феномен Европы. Более того, украинцы всё же её называют правильнее - Угорщина. Или, если угодно, Угория. Или Югория. Или - Югра. А дело в том, что давным-давно в степях Южного Урала кочевали угорские племена, участвовашие в том числе в походе гуннов на Рим. Но где-то в 9 веке с родных мест их выжили башкиры (вернее, их предки). Часть угорцев откочевала на север, в болота Оби, и их потомки - ханты и манси. Другая часть, при поддержке Хазарии, ушла на запад. В 896 году мадьяры под руководством вождя Арпада перевалили через Карпаты, вторглись на плодородную равнину Среднего Дуная, и добив остатки Аварского каганата, обосновались там. Последний был в основном славянским государством - авары (обры) составляли лишь элиту (куда, правда, славян не допускали). По легенде, Ужгород основан в 872 году князь Лаборц, и вероятно от его мадьярского названия Унгвар происходит название "угры" ("венгры"). Один из венгерских атрибутов - турул, древний мадьярский тотем, скульптура орла в агрессивной позе. Такие массово устанавливались в 1896 году, к 1000-летию перехода через Карпаты, и сохранились в Ужгороде и Мукачеве:

36. Ужгородский замок.


Но и государством Венгрия стала не сразу - мадьярские варвары задали порядочного шороху всем соседям, и на место их поставили лишь немцы в 955 году в битве на реке Лех. К концу 10 века Венгрия обретает границы и правящую династию Арпадов, 5-й представитель которой Геза окончательно объединил мадьярские племена, изменил принцип престолонаследования (власть переходила только к старшему сыну), и наконец в 974 году крестился у монаха-бенедиктинца, рукоположенного лично Папой Римским - это было важно, так как Венгрия не попала в орбиту Германии. Наконец, в 1000 году его сын Иштван Святой провозгласил Венгрию христианским государством (причём несмотря на то, что миссионеры работали ещё лет 30, крестя мадьяр понемногу, язычники бунтовали нескоклько раз), стал его первым королём, а впоследствии - небесным покровителем. Так в Европе возникла новая держава:

37. Мукачевский замок.


Но за Карпаты борьба Венгрии с Русью и Польшей только начиналась. Граница проходила то по водоразделу, то по одному подножью, то по другому. После Монгольского нашествия, которым Венгрия была разрушена не меньше, чем Русь, Галицко-Волынское княжество ненадолго овладело Закарпатьем, а сто лет спустя - Венгрия всей Галичиной. Примерно с тех времён сюда начали переселяться уже именно восточные славяне - сначала колонисты, затем (когда захорошело уже в Галичине) - беженцы. Но жили русины там незаметно, в основном в деревнях. А все архитектурные памятники Средневековья здесь оставила Венгрия. Старейший из них - Горянская ротонда домонгольской эпохи на окраине Ужгорода:

38.


Ещё очень характерны венгерские костёлы 14-15 веков, позднее ставшие реформатскими церквями. Такие есть в Хусте и Тячеве, а также сёлах Бене и Четфалва под Береговом, причём у тячевского и четовского храмов очень необычное убранство. Отсюда же и столь популярная композиция башни с 5 шпилями:

39.


Ну и конечно замки. Нигде на Украине, да и наверное во всём бывшем СССР не увидеть столько именно средневековых замков, ставших за это время больше похожим на формы выветривания. Я видел замки в Невицком, Виноградов и Хусте, но не мнее достойные есть в Среднем (под Ужгородом), Королёве (под Виноградовом), да и наверное где-то ещё.

40.


Другой венгерский термин, которым я буду тут пользоваться ещё не раз - комитат. В переводе с латыни - "графство", сложившаяся ещё в 14 веке территориальная единицы Венгрии. Очень приблизительно, это уезд, которым управляла одна аристократическая династия. Систему комитатов в Венгрии пытались стереть не раз, но она возрождалась, и к началу 20 века в Транслейтании (то есть венгерской части Австро-Венгрии) был 71 комитат. Упразднена эта система была лишь в 1918 году, но старые исторические границы ещё ощущаются. В Закарпатье частичо входят 4 комитата - Унг, Берег, Угоча и Мараморош, и параллельно с ними я расскажу дальнейшую историю.




Самый западный - комитат Унг (Ужанский) с центром в Ужгороде (Унгвар). От Ужгорода простирается в основном на север (Перечин, Великий Березный), в его горной части жили в том числе украинцы-бойки. Около половины его территории ныне осталось в Словакии. В 1318-1684 годах Унгом владел род Другетов. Унг первым из земель Украины оказался во властм Австрии, которая тогда ещё не Австрией называлась, а просто владениями Габсбургов: в 1526 году Османская империя захватила Венгрию, разбив её войска на реке Мохач. И хотя появление такого плацдарма значило возможную катастрофу для всей Европы, в 1526 году именно Габсбурги под шумок отхватили Унг. Он и сейчас выглядит куда более "австрийским", чем остальное Закарпатье:

41. Узкая улочка в Ужгороде.


Следующий комитат, настоящая сердцевина Закарпатья - Берег, и его центром де-юре был Берегсас (Берегово), а де-факто - Мункач (Мукачево). После Мохачской битвы он оказался в составе Трансильвании, которая была турецким вассалом, но всё-таки не "под турками". С 1630-х годов им владели две династии - Ракоци (Мукачево) и Бетлены (Берегово). Но в 1687 году вновь случилась битва на реке Мохач, в которой сокрушительное поражение от Габсбургов потерпели уже сами турки. Для Османсой империи это было начало конца, а для Габсбургов - триумф: они получили права на Земли короны Святого Иштвана, то есть Великую Венгрию, куда входили также Трансильвания и Хорватия. Венграм в состав империи, впрочем, не очень хотелось, но и Габсбурги их спрашивать не стали - так началась новая война.

42. "Белый дом" - дворец Ракоци, а позже Шенборнов в Мукачеве.


Венгерские повстанцы издавна имели своё название "куруцы" ("крестоносцы") - ещё в 1514 году местные феодалы решили поднять крестьян на "крестовый поход", но в последний момент испугались турок, попытались сдать назад и получили крестьянское восстание. Куруцы в 17 веке были кем-то вроде украинских гайдамаков, а их последним оплотом в Закарпатье был Мукачевский замок, а последним лидером - Ференц II Ракоци, ныне один из венгерских национальных героев. Окончательно покорив Венгрию в 1711 году, австрияки изгнали и Ракоци, и Бетленов, и передали комитат Берег лояльным Шенборнам.

43. Центральная площадь Берегово.


Следующий комитат - Угоча, самый маленький во всей старой Венгрии (1,2 тыс. квадратных километров - это на треть больше Москвы в пределах МКАД), да ещё и разделённый современной границей. Его центром и единственным городом был Севлюш (с 1946 года - Виноградов), а владельцами - род Перени, самый известный представитель которого Жигимонт Перени отличился в революции 1848 года. Именно после этого Австрия стала Австро-Венгрией, то есть двуединой конфедерацией. Причём делилась она по речке Лейте - на Цислейтанию (в обиходе Австрия) и Транслейтанию (в обиходе Венгрия), которая включала те самые Земли короны Святого Иштвана.

44. Дворец Перени в виноградовском парке.


Последний комитат, занимающий примерно половину Закарпатья, но при этом ещё разделённый по реке Тиса между Украиной и Румынией - Мараморош. Его центр - Сигету, остался у румын, но напротив него стоит украинское Солотвино, древний центр солеварения, а нефоциаильной столицей стал Хуст. Мараморош - это уже настоящая Трансильвания, одно из самых глухих её мест, со всех сторон окружённое горами с единственным "входом" по долине Тисы. Не было у него и явных хозяев. Он за горами даже относительно всего остального Закарпатья. Но - где ещё увидишь такой оксюморон, как например деревянные готические сельские церкви?

45. Церковь в селе Александровка под Хустом.


В 1918 году Австро-Венгрия распалась окончательно, и на её руинах возникла в том числе Венгерская Советская Республика (так и представляю: "что это в конце концов такое - эти неудачники ханты и манси получат коммунизм, а мы нет?!"), просуществовавшая 4 месяца, и в её составе была автономия Русская Краина с центром в Мукачеве. Разромили Советскую Венгрию румыны, а Закарпатье вовсе передали Чехословакии по требованию чуть ли не самого Вудро Вильсона. В 1918-38 годах Чехословакия состояла из трёх сегментов: Чехия (Прага), Словакия (Братислава) и Подкарпатская Русь (Ужгород). Наследие тех времён - чехословацкий функционализм, в том числе Галагов, правительственный квартал Ужгорода:

46.


И по сравнению с другими восточно-славянскими землями здесь был рай земной. Без великих экспериментов и репрессий (как в СССР), без "санации" и "пацификации" (как в Польше), без румынских произвола и закручивания гаек. Чехословакия была в те времена одной из богатейших стран Европы (ведь ещё до Первой Мировой на Богемию приходилось 80% обрабатывающей промышленности в Австро-Венгрии), а Подкарпатскую Русь чехи решили сделать своей витриной. Это был "золотой век" Закарпатья, и если бы Красная Армия вошла сюда в 1939 году....

47.


Но ведь ещё до пакта Молотова-Риббентропа было Мюнхенское соглашение, по которому Англия и Франция сдали Гитлеру в Чехословакию, которую он распотрошил на пару с Польшей, ещё не понимавшей, что через год её ждёт то же самое. Судеты достались Германии, Силезия - Польше, а в Закарпатье вернулись венгры. 15 марта 1939 года грекокатолический священник и общественный деятель Августин Волошин провозгласил независимость Карпатской Украины (до этого уже полгода как бывшей непризнанной венграми автономией), но просуществовала она всего лишь около суток. Тем не менее, Волошин - один из главных героев Закарпатья, примерно как в Галиции Бандера:

48.


Тем не менее, в состав Советского Союза Закарпатье вошло в 1944 году. Это оказалось к лучшему: во-первых, советские методы и идеология изменились за время войны (например, отношение к религии), а во-вторых после всех пережитых ужасов люди были бы раду любому, кто принесёт сюда мир. Тем более в Закарпатье не было ничего подобного ОУН-УПА, русины в принципе не были настроены воевать дольше, чем будут воевать с ними. Закарпатье превратилось в тихую окраину Советского Союза, куда всё доходило в слегка изменённом и адаптированном виде. В постсоветское время Закарпатье стало одной из "кузниц кадров" для Верховной рады, а кроме того, местные идеологи воспринимают его как своего рода "внутризападенскую оппозицию", противопоставляя себя Галиции. Достаточно сказать, что накануне "Оранжевой революции" Янукович набрал здесь во втором туре 44% голосов - больше, чем в Сумской или Полтавской областях (карта). Есть и довольно активные течения за признание русинов отдельным народом и создание в Закарпатье республики типа Крыма, и Вы ещё увидите, как сейчас заведутся при упоминании этого факта многие комментаторы... хотя об истинном масштабе русинского сепаратизма судить не могу - может, это такие же маргиналы, как например "ингерманландцы" в Питере.

49.


Тем не менее, например, Закарпатье неофициально живёт по среднеевропейскому времени, и на вопрос, скажем, "Во сколько будет автобус?", вполне могут переспросить "По Киеву?". Впрочем, тут и машин со среднеевропейскими номерами какое-то неописуемое количество - словацких, венгерских, румынских, чешских... У многих с соседями родственные связи, а безвизовость Украины способствует тому, что жители бывших митрополий катаются сюда на выходные. Да и украинские туристы Закарпатье просто обожают и ездят сюда в огромных количествах.

50. Чешский трейлер в Колочаве, одном из красивейших сёл высокогорной части Закарпатья:


...А в целом, здесь сложно поверить, что всё это было. Здесь потрясающий покой и умиротворение, переходящее в разгильдяйство. Ощущение какой-то сонной расслабленности. Большой мир - он там, за горами и за границами, а здесь такая тихая уютная впадина, и все исторические бури проносятся высоко-высоко над ней. Но самое удивительное другое: хотя эти земли никогда не принадлежали Руси и всем её производным по-настоящему, и больше тысячи лет были под властью одной державы (пусть даже она сама порой становилась чьей-то колонией), за какие-то полвека, а скорее даже в первые несколько лет русины вновь интегрировались в восточно-славянский мир.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала к замку.
Ужгород. Замок и скансен.
Ужгород. Старый город.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкое.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина.
Гуцулы. Карпатские горцы.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.
.


Date: 2012-07-23 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] govorilkin.livejournal.com
"ребят в глазах" может "рябит глазах"? ;)

спасибо за пост

Date: 2012-07-23 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, опечаток у меня тут довольно много :(

(no subject)

From: [identity profile] govorilkin.livejournal.com - Date: 2012-07-23 03:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nekfcieh.ya.ru (from livejournal.com)
Предвкушаю следующие посты!
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] nekfcieh.ya.ru - Date: 2012-07-23 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-07-23 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nekfcieh.ya.ru - Date: 2012-07-23 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-07-23 04:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
<<<15 марта 1938 года грекокатолический священник и общественный деятель Августин Волошин провозгласил независимость Карпатской Украины, но просуществовала она всего лишь около суток.>>>

Тут ошибочка.

Автономия Карпатской Украины была провозглашена 8 октября 1938, а 15 марта 1939 года - независимость. Правда, действительно, просуществовало это "государство" всего несколько дней, будучи смятым венграми. Уже 18 марта правительство ушло в Румынию.

Date: 2012-07-23 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, исправил. Не сразу разобрался в нестыковке с датами...

Date: 2012-07-23 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Кстати, именно русинские говоры в равнинной части Закарпатья практически не услышишь - они распространены, преимущественно, в горах. На равнине же народ говорит на украинском с сильными вливаниями русской лексики и определенными венгерской и румынской. Правда, акцент у них при этом бывает ну очень сильным - зачастую трудно понять текст, состоящий из литературных слов :)

А вообще, конечно очень удивительно, что в этом регионе сохранилось славянское население, учитывая многовековой отрыв "братьев" и сильнейшую политику румынизации и венгризации.

Date: 2012-07-23 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот кстати да, последнее я держав всё это время в голове, но как-то забыл упоминуть. Сейчас внёс в пост, последними строчками.

(no subject)

From: [identity profile] oranzhopa.livejournal.com - Date: 2012-07-23 08:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Рыбчанская - Date: 2014-01-10 06:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com
Случай с Закарпатьем в составе Чехословакии был, пожалуй, единственный в истории украинских земель, когда колония получала выгод больше, чем отдавала.

Date: 2012-07-23 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А поздний СССР?

(no subject)

From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com - Date: 2012-07-23 06:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Лучший обзорный очерк про Закарпатье, что мне попадался.

Date: 2012-07-23 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Ну уж думаю, это слишком сильно сказано :)

(no subject)

From: [identity profile] e-g-o-r-i-u-s.livejournal.com - Date: 2012-07-23 08:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
"зробитчанам" -> "заробитчанам"

Отличный край Закарпатье! Мой любимый! Жалко только, бывать там приходится очень редко - слишком далеко, нет у меня возможности тратить 24 часа на поездку в одну сторону.
Именно в Закарпатье я в свое время увидил первых в своей жизни людей, которые говорят на каком-то незнакомом языке в естественной среде их обитания. Это были венгры-рыбаки на берегу Латорицы в Мукачево. С тем пор очень полюбил Карпатскую Украину.

Date: 2012-07-23 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, по нашим меркам 24 часа пути - это немного :) По крайней мере в пределах допустимого.
А я первых людей, говоривших на незнакомом языке в своей среде, увидел в своё самое первое путешествие - в Татарстане. И тоже, кстати, очень его люблю.

Date: 2012-07-23 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lozovjaga.livejournal.com
Вставлю свои пять копеек насчет Закарпатья и ОУН-УПА - пишу по памяти, не приводя Авторитетные Источники, может в чем то и ошибся, но общая концепция такая:
Как никак оккупация венграми Карпатской Украины было по моему первым вооруженным столкновением Второй мировой(ну или перед ее официальным началом). И заслуга в том что оно было именно вооруженным, а не походило на простой разгон местной раздухарившейся интеллигенции - именно ОУН. При этом основная масса рядовых бойцов была из местных(хотя руководство по большей части галицкое). Уцелевшие в той передряге переходили на советскую сторону уже в августе-сентябре 1939 и простодушно объявляли о своих полититических симпатиях - ну а что сражались за Украину против мадяр, какие могут быть претензии. Поэтому большая часть закарпатского актива ОУН в конце концов оказалась где-то под Воркутой, ну или в том направлении. С началом советско-германской мясорубки правда им предоставили возможность записаться в чехословацкую дивизию, что выжившие и сделали. В составе этой воинской части освобождали Харьков(есть у нас улица имени Людвига Свободы - чеха-командира, ждем пока наконец появится и проспект им. ОУН) и Киев.
А в это время на западноукраинских землях началось массовое разворачивание подполья. И лишь в Закарпатье - тишина. Дело в том, что значительную долю оккупационных войск по всей Западной Украине составляли именно венгры, которым немцы поручили следить за порядком. И видимо между руководтством ОУН и венгерским командованием существовала негласная договоренность - первые не лезли в Закарпатье, зону приоритетную для Венгрии, а те взамен на многое закрывали глаза в других регионах Украины. Вот и получилось, что героический миф УПА не затронул сие тихое межгорье. А первым настоящим освободителем стала Красная Армия

Date: 2014-02-01 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] phobos-ocean.livejournal.com
>>> проспект им. ОУН

В Харькове? Никогда этого не будет.

Date: 2012-07-23 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ddorset.livejournal.com
Очень согласен с тезисом "Закарпатье - Южная Европа". В одной из своих поездок по Карпатам в феврале месяце выезжали из Яремче, напрочь по самое небалуйся засыпанного снегом, а к обеду были в районе Мукачево-Ужгород - настоящее лето, сняли куртки, свитеры. Луга все в изумительно зелёной траве. Реально на "Машине времён года" проехались. А через час - Ужокский перевал нечищеный, снег по... барышням по пояс, в общем. Закарпатье, конечно, совсем отличается от Прикарпатья.

Date: 2012-07-23 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Уточнение: Закарпатье вошло в состав СССР в июне 1945 г. по договрённости с Чехословакией.

Date: 2012-07-23 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну фактически-то Красная Армия там с 1944 года была.

Date: 2012-07-23 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com
Варандей, за оте 4 комитата в юго-западном углу карты "великой венгрии" - хорваты голову снесут кому угодно. Впрочем оно исторически верно - и Лика,и Загреб и Риека вошли в состав венгерского королевства после страшной междуусобной войны (Елена Прекрасная подмогнула) 8-))))

УПД.Даже 5 - там и Вараждин затесался !

И спасибо за репортаж. Очень толково и интересно написано.
Edited Date: 2012-07-23 05:36 pm (UTC)

Date: 2012-07-23 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это карта не Великой Венгрии, а системы комитатов на начало ХХ века.

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2012-07-23 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-07-23 06:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Не понравилась погода в тех местах поздней весной. Тучи и влага просто стоят и никуда не движутся неделями. Заехал в санаторий - сразу простуда и полторы недели кашля и насморка. Удивило, что закарпатский украинский - совсем не украинский, местные друг друга понимали больше по жестам. Может, поэтому местный народ показался малообщительным. Да и вообще, в 87-м году на русских в тех местах смотрели уже искоса (в отличие от остальной Украины и даже Львова). А еще поразило, что кругом в ходу уже было польско-чехословацкое обращение "пан", "пани". И впервые в жизни в одном из тамошних магазинов увидел прообраз "продавца-консультанта" - девушка быстро подошла: "Что угодно пану?" и стала рассказывать обо всем ассортименте одежды, который есть, уточняя детали. То есть, торговали там уже не по-советски.

Забыл добавить - в столовых у них был бесплатный хлеб! Я спросил в придорожной столовке, сколько стоит хлеб - люди почти обиделись: "Деньги за хлеб? Как можно? Берите сколько хотите!"
Edited Date: 2012-07-23 06:25 pm (UTC)

Date: 2012-07-24 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я в октябре на такую же погоду попал в Подолии и Буковине. Горы же, поэтому если ветер приносит пасмурную погоду, она просто застаивается там. А наблюдения очень интересные. Вообще, есть такое чувство ото всей Западной Украины - она не чужая, но вот что там была советская власть, поверить сложно.

Date: 2012-07-23 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Вроде бы по количеству общин и приходов в Закарпатской области лидирует Московский патриархат. Вторые - местные униаты (кстати, имевшие официальный статтус в советское время). А на третьем месте - кальвинисты.

Что касается закарпатских номеров, то из всей Украины они в Москве мне попадались чаще всего, после Донецка. Да и прямые автобусы Москва - Ужгород и Москва - Берегово ходят, не говоря уже о поездах. А за исторический обзор спасибо огромное, ты только не упомянул про то, что в конце 17 века австро-турецкая граница отодвинулась от Карпат до самого Белграда. А в 1920-е годы в Ужгороде жило довольно много эмигрантов из России, осевших там после революции.

Date: 2012-07-24 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Из Закарпатья, как я понимаю, активнее всего на заработки ездят. Но в то же время это кузница кадров для Рады, как и Донбасс. Думаю, дело в одной из этих причин.

(no subject)

From: [identity profile] pollotenchegg.livejournal.com - Date: 2012-07-24 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2012-07-24 08:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-23 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
Очень хорошо написано.
Был в тех краях в 1980 году.
Удивило почти полное отсутствие русского языка — либо украинский (довольно своеобразный), либо венгерский.
Запомнилась «Загальноосвітня школа з угорською мовою навчання».
В Берегове на центральной площади все вывески были только на венгерском (потом оказалось, что на обороте есть и украинский текст).

Ссылка по теме:

Подробный разбор национального состава Закарпатья и его политических вкусов см.: http://easternwestern.livejournal.com/5368.html (на украинском с флеш-анимацией).

Date: 2012-07-24 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Ознакомлюсь.

Date: 2012-07-23 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nathaliespb.livejournal.com
"Разромили Советскую Венгрию румыны" -видимо, разгромили, ром им вряд ли выдавали. :)

Илья, спасибо большое за новый интереснейший репортаж. Великолепно написано.
Места очень красивые, необычные.

Повторюсь, мои родители + дядя и тётя были в этих местах (ездили на машине по Закарпатью в 1972 году), покажу маме ваши репортажи - для сравнения с тем временем. По воспоминаниям, никаких "национальных" приключений не было. Был только один сюжет, когда мой папа за хлебом пошёл в перукарню, логично предположив, что это производное от пекарни.
В некоторых местах удавалось, помимо русского, объясниться на венгерском - мой дядя его знает на разговорном уровне - так как несколько лет там служил, а потом и работал (его предприятие тесно сотрудничало с венгерской электрокомпанией).
Edited Date: 2012-07-23 09:47 pm (UTC)

Date: 2012-07-24 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] easternwestern.livejournal.com
>>Но при этом украинцы здесь образуют особый субэтнос - русины, или угрорусы, чей язык/диалект и культура обособлены настолько, что некоторые даже выделяют их в отдельный, четвёртый восточно-славянский народ
Та пле... нету никакого субэтноса "русины". Реальные субэтносы - лемки, бойки и гуцулы, культура и речь у каждого субэтноса существенно отличается, живут они по обе стороны Карпат, а не только на Закарпатье.
Русины - официальное название украинцев в Австро-Венгрии. ВСЕХ украинцев. В паспорте жителей Галиции, Буковины и Закарпаття так и написано было "русин". После образования УНР, а затем УССР, большинство стран(Германия, Польша, Румыния, СССР) переименовало украинцев в украинцев. А вот Чехословакия оставила "русин". Вызвано это было возможно тем, что СССР не скрывал что планирует обьединить всех украинцев в УССР. В конце концов это частично себя оправдало, СССР окупировал Галицию и Буковыну еще до войны, а Закарпатье тогда не тронул.
То есть на Закарпатье русини официально стали украинцами на 30 лет позже, а в Словакии они русины досихпор. Субэтноса русины не существует, ну либо тогда вся Западная Украина - это русины.

Date: 2012-07-24 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
сами Русины себя украинцами не считают, я общался с Русинами и разделяю их позицию,
т.к. украинские националисты полностью отрицают их как этнос.
_ а они есть _ http://www.karpatorusyns.org/
Вообще идея создать моноэтническое государство украйына, утопична и обречена на провал,
большинство людей в стране - неукраинцы и украинский язык и псевдокультуру отторгают ...

(no subject)

From: [identity profile] easternwestern.livejournal.com - Date: 2012-07-24 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-07-24 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] easternwestern.livejournal.com - Date: 2012-07-24 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitriy morozov - Date: 2015-12-14 07:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-24 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
очень хороший пост .
а фото 18 с дизелем, чем-то напомнило Индию :)
наверное дизель там ходит редко , если торговая площадка - ж/д полотно
Радует брусчатка на улицах и площадях, она неотъемлемое дополнение к архитектуре...
у нас в Одессе к сожалению брусчатка стремительно исчезает
Edited Date: 2012-07-24 02:51 am (UTC)

Date: 2012-07-24 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] Алесь Краковский (from livejournal.com)
Это не дизель, а узкоколейка (почти трамвай).

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2012-07-24 10:53 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-24 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] josef kats (from livejournal.com)
Огромное спасибо за пост!
Так полчуилось, что дней десять просматривал подборку "желтых" ( в смысле-цвета обложки) путеводителей серии "Дороги к прекрасному", приобретенных оптом еще осенью и почему-то зачитался имено тем, что посвящен Закарпатью. Качество фотографий оставляло желать лучшего и я, конечно, решил поискать современные снимки так заинтересовавших меня памятников в сети...Увы, ничего толкового не нашел. А сегодня зашел в жж - и наткнулся на ваш отчет о путешествиии. Надеюсь, так и буду теперь недельки полторы - читать по главе из старого путеводителя и заглядывать к вам за иллюстрациями к прочитанному.

Date: 2012-07-24 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] naina-gorynych.livejournal.com
Здесь уже мало кто понимает, что такое "желтая" серия (как и "белая") :) Из того путеводителя далеко не все памятники сохранились, увы.

Date: 2012-07-25 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Большое спасибо за интересный и очень содержательный рассказ!

Date: 2012-07-25 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] oboguev.livejournal.com
> по сравнению с другими восточно-славянскими землями здесь был рай земной... Подкарпатскую Русь чехи решили сделать своей витриной. Это был "золотой век" Закарпатья

Карпатская Русь в чешском ярме (http://www.angelfire.com/nt/oboguev/images/cr.htm)

Date: 2014-01-10 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] Ирина Рыбчанская (from livejournal.com)
Согласна на все 100%

Date: 2012-07-26 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] taira-koremochi.livejournal.com
Отлично. Коротко и ясно по столь разнообразному краю.

Date: 2012-07-28 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] pan-baklazhan.livejournal.com
Подпишусь под похвалами - очень толковый и объективный рассказ о Закарпатье.
Всё же поправка - ПРИкарпатьем тут никто край не называет (это так именуют полуофициально Ивано-Франковскую область). Подкарпатьем - только русины, которые таки да - местные фрики, типа ингерманландцев. То есть, по факту русинов как минимум половина населения, но они за время от 1946 года (не 44-го) украинизировались, смешались с украинцами и по последней переписи только 10.000 человек (из потенциальных 600-700.000) назвались русинами. Поэтому русинская карта не играет, несмотря на попытки ею сыграть и из Москвы, и местными деятелями. А вот идея автономии края популярна - обособленность его от Украины даже чисто географически имеет место, не говоря уж об истории.

И насчёт бедности. Статистика - то да, по ней половина населения на субсидии живёт. Но ты сам видел, как строятся вокруг. Заробитчанские деньги, доходы от интенсивного овощеводства, от приграничной торговли и контрабанды - они ж в статистике не отражаются. Посему считать край одним из беднейших некорректно - надо сравнить, например, с Черниговской или Кировоградской областями, где реальная бедность...

Date: 2014-01-10 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] Ирина Рыбчанская (from livejournal.com)
Еще всю статью не прочитала и уже позвольте не согласиться. Что значит, мы называем свой край Прикарпатье, когда на самом деле - это Закарпатье???????? Мы и называем Закарпатье Закарпатьем, а Прикарпатье - это Львовская и Ивано-Франковские области. Закарпатье - вовсе не Прикарпатье, а ЗАКАРПАТЬЕ!!!!!!!!!!!!

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 08:56 am
Powered by Dreamwidth Studios