varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Эти сооружения уже мелькали на некоторых кадрах из прошлых постов. То, что я здесь покажу - не какая-нибудь святыня, не пантеон, не элитный некрополь. Это самое обычное, я бы даже сказал, довольно невзрачное сельское кладбище в окрестностях Балхаша (о котором напоминают трубы медного комбината). Я видел тысячи таких кладбищ, одно из которых сейчас покажу и вам.



Вот так кладбища выглядят издалека - на первый взгляд, весьма неприглядно:

1.


Сооружения на могилах называются мазары, и выглядят довольно по-разному - мавзолеи, ограды; из красного кирпича, силикатного кирпича, сырцового кирпича. Главное, чтобы у каждого после смерти был дом:

2.


На переднем плане - солончак, здесь это не более необычно, чем у нас - болото:

3.


Это действительно не кладбище, а некрополь, в прямом смысле слова - "город мёртвых". Ну, ладно, не город - аул. Отражение аула в Реке Времён:

4.


5.


И не поймёшь издалека, пять лет этим мазарам или пять веков. В основном это памятники второй половины ХХ века, особенно к северу от Балхаша, где казахи со времён Средневековья не имели оседлых селений.

6.



7.


Хотя сырцовые руины могут быть и старше - но самое большее конца 19 века:

8.


9.


В ограде - обычный могильный холмик:

10.


Далее без комментариев:

11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


Ящерка. А вообще-то здесь водятся такие твари, при мысли о которых нашего родного энцефалитного клеща хочется поцеловать. Например, скорпионы. Или каракурт - маленький чёрный паучок, укус которого чреват в лучшем случае двумя неделями страшных мучений. Или фаланга, она же сольпуга - членистоногая тварь размером с крысу с огромными жвалами, которыми ту же самую крысу сожрёт только так. Как рассказывал один преподаватель в моём институте: "Было у советских геологов в Средней Азии такое развлечение - поймать скорпиона и сольпугу да посадить в банку. Разница в том, что скорпион сначала жалит, потом ест, а сольпуга ПРОСТО ЕСТ". К сожалению или к счастью, мы видели только милых ящерок:

23.


Покидаем кладбище. Сколь скучны и невзрачны казахские аулы, столь роскошны некрополи. Отношение к могилам у казахов - примерно как отношение к хатам в Западной Украине: лучше не доесть, но чтобы было краше, чем у всех соседей. Это верно: в хате жить недолго, а в мавзолее - вечно.

24.


25.


26.


27.


И надо видеть, с каким почтением казахи относятся к этим кладбищам. Проезжая мимо них, частник в своей машине обычно выключает магнитолу, и людя беззвучно молятся, глядя по мусульманскому обычаю на сложенные ладони. Кладбище - в каждом ауле, а часто попадаются и одинокие мазары в степи. Сельские мечети же редки и невзрачны. Мусульмане из казахов очень условные, и я бы сказал, что настоящая религия Казахстана - культ предков.

28.


Неподалёку - ещё одно кладбище, видимо советское, хотя ведь и мазары строились в 1970-80-е годы. Скорее, здесь хоронили русских - всё же сказывает близость индустриального Балхаша:

29.


По дороге мы с [livejournal.com profile] d_a_r_k_i_y_a набрели на траншею, рассекавшую степь от горизонта до горизонта:

30.


Выбирались просто: чуть-чуть взбираешься на один склон, разбегаешься и по инерции взбегаешь на другой.

31.


Зона отдыха и покоя...

32.


Следующий блок статей - о Жезказгане и его окрестностях.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №1. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.



Date: 2012-05-26 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Т.е. они без крыш и фактически это просто большие ограды?

Date: 2012-05-27 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Почему же, бывают и с крышами, даже на этом кладбище есть парочка. Тут всё зависит от возможностей хозяина - всё же крышу класть гораздо сложнее и дороже, чем просто стены.

Date: 2016-10-20 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] Григорий Гаврилов (from livejournal.com)
Интересный факт. Очень много мазаров в джезказганской степи выглядят так, как будто их сторили по одному чертежу с мелкими вариациями. Мой покойный отец немало поездил и полетал в этих степях. А объяснение очень простое: их строил один человек, то-ли русский, то-ли украинец, весьма вероятно из ссыльных. В советском Казахстане это было проще простого: человек числился где-то на предприятии, где его никто не видел, а занимался (и неплохо зарабатывал!) подобными услугами для непростых людей. Причем его, как эстафетную палочку, передавали друг-другу. А после его смерти, кажется в 80-х, в облике мазаров наметился разнобой.

Date: 2012-05-26 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Посмотрел в Гугле про сольпугу. Ужаснулся.

Date: 2012-05-27 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] gonadinov.livejournal.com
да чё такого ?
Image
- и не ядовитые они ...

Date: 2012-05-27 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] rus-turk.livejournal.com
Совершенно верно. Не ядовиты и трупным ядом не отравляют.
Впролне безобидны, да и кусают не особо болезненно.

Date: 2012-05-27 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но страшная аж жуть.

Date: 2012-05-29 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] gonadinov.livejournal.com
ну это на любителя ...
я вот люблю насекомых ...

Date: 2012-05-27 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Хотите, чтобы меня кондратий приобнял?.. :)

Date: 2012-05-27 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Ну я кагбэ вообще насекомых не жалую...

Тем паче, с такой озорной внешностью!

Date: 2012-05-27 12:13 am (UTC)
From: [identity profile] gonadinov.livejournal.com
отличный репортаж !
как то они не аккуратно строят эти свои дома мёртвых "тяп-ляп" всё.

Date: 2012-05-27 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] glebo-lj.livejournal.com
Видимо, не профи строят, а сами родственники, оттого и кладка корявая.

Date: 2012-05-29 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] gonadinov.livejournal.com
- ну это понятно, но всё равно создаётся ощущение, что построено как то, опять же повторюсь "тяп-ляп", из каких-то остатков ... сараи для скота наверное лучше построены ... , хотя не могу утверждать, не видел ...........

Date: 2012-05-27 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] astrahanfoto.livejournal.com
Они точно знают все.

Date: 2012-05-27 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] skydrinker.livejournal.com
жутковатые места

Date: 2012-05-27 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Мдя, страшноватые...:)
Не Донской некрополь, конечно.

Date: 2012-05-27 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это как бы сельское кладбище, причём отнюдь не самое богатое..\

Date: 2012-05-27 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Да знаешь, любое нагше дервеенское кладбище поуютнее выглядит:). А тут одни кирпич, глина, пыль...

Date: 2012-05-27 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Здесь и деревья не растут, и даже трава - только колючки...

Date: 2012-05-27 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Я и говорю - никакой красоты:)

Date: 2016-10-20 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Григорий Гаврилов (from livejournal.com)
На чужой манер хлеб русский не родится. Так и культурные представления у всех народов могут сильно отличаться.

Date: 2012-05-29 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] gonadinov.livejournal.com
вот вот !

Date: 2012-05-27 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] volos-t.livejournal.com
Еще добавлю что кладбища расположены на самых видных и удачных местах и поближе к дорогам. Едешь по трассе, а самих сел и не видно, одни кладбища. В небольших селах кладбища выглядят богаче, чем сами села. Дома стоят полузавалившиеся, потрепанные, а кладбище выложено из нового силикатного кирпича. В России мусульманские кладбища выглядят иначе.

Когда в Чарынском каньоне встретили вот такую бяку - http://farm8.staticflickr.com/7002/6526744691_6746e03e04_b.jpg размером с ладонь, то жутко испугались. Сначала подумали, что это что-то типа сальпуги. Дома выяснили, что это гигантский сверчок.

Date: 2012-05-27 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
фото просто жуть , сейчас эта тварюка выскочит из-за бугра и сожрет собаку

Date: 2012-05-27 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Жесть, всё-таки жуткая там природа, в Средней Азии... В Сибири, при всех морозах и зверях, как-то человечнее.
Что кладбища полностью затмевают сами аулы - согласен.

Date: 2012-05-27 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] volos-t.livejournal.com
В Сибири не надо иметь большие размеры, чтобы напугать. До осени в лес нет никакого желания выходить из-за клещей. С каждым годом очередь укушенных в больницы все больше и больше. Лучше бы они были размером с этого сверчка. Так хоть видно было бы чего боишся :) Везде своих гадов хватает.

Date: 2012-05-27 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще, слышал, что в Сибири ежегодно от энцефалита мрёт больше народу, чем от всяких тропических лихорадок в Амазонии.

Date: 2012-05-27 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Людей это милое насекомое не жрёт?.. о_О

Date: 2016-10-20 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] Григорий Гаврилов (from livejournal.com)
В казахских семьях, особенно сельских, обычное дело иметь 5-6, а то и поболе детей. Когда умирает аксакал, у него уже полсотни внуков и правнуков, большая часть заняла место под солнцем, имеют доход. А ведь есть еще и боковые связи: сватья, девери и т.д, выражаясь нашим языком. На похороны своего родственника никто не пожалеет ни средств, ни сил. Моего отца, хоть и русского, хоронило половина Сатпаева, (даже движение по ул. Независимости было временно перекрыто). нам с матерью не позволили потратить ни копейки, плюс собрали огромную по тем временам сумму. Это не русские, которые могут разругаться с родными братьями/сестрами из-за наследства до драки.
Edited Date: 2016-10-20 12:19 pm (UTC)

Date: 2012-05-27 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zz.livejournal.com
Верно. А для полноты картины надо было добавить фото парочки маленьких аулов....)

Date: 2012-05-27 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, как-то не догадался. Но аулы у казахов исключительно невзрачные. Например, в прошлой части у меня несколько кадров из аула Кент.

Date: 2012-05-27 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Не экономят казахи землю под кладбища. Видимо, жизнь в просторной степи сказывается.

Date: 2012-05-27 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, в этом преимущество степи - строй где хочешь, езди где хочешь...

Date: 2012-05-27 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] d-a-r-k-i-y-a.livejournal.com
А ведь и правда, "разрешений" на строительство им не надо? Приехал - построил, где посчитал нужным. Красота...

Date: 2012-05-28 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] tramarim.livejournal.com
Ща, размечтались!
Приедут и снесут нафиг! Особо если возле крупных городов.

Date: 2012-05-27 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] residum.livejournal.com
Мы когда в Астрахань стопом ехали через Волжский, сначала очень долго недоумевали на эти домики:) А ещё степь - видно далеко. И смотришь - там на горизонте эдакий гномий аул - думаешь - что ж это такое:) Потом нам уже друзья объяснили, что казахская традиция хоронить такова...

Date: 2012-05-27 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, в Астраханской области они встречаются:
http://varandej.livejournal.com/190784.html

Date: 2012-05-27 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] roshicka.livejournal.com
спасибо. очень интересный репортаж.

Date: 2012-05-27 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ele-x.livejournal.com
Видел что то похожее, Кладбище, через дорогу жилые дома. Кладбище гораздо лучше выглядело, чем дома.

Date: 2012-05-28 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] pattu.livejournal.com
интересно про кладбища. вообще про всё интересно, спасибо.

Date: 2012-05-28 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] tramarim.livejournal.com
Будете в Астане, прогуляйтесь на тамошее кладбище.
Но у нас не только мазары строят - на кладбище, которое в центре, там памятные камни в большинстве своем.

Date: 2012-06-02 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] osya1962.livejournal.com
Кладбища такие неприютные потому что казахи их не посещают, нет у них такого обычая приходить в родительские субботы, ухаживать за могилой как у русских, приносить цветы и свечки. Хоронят покойника до захода солнца, заворачивают в кошму или ковер и в солончаки или суглинки кладут, какая уж там у них земля,а все же лучше, чем в подмосковной глине склизнуть и поминают не как у нас - приходят все кто знал умершего, без большого застолья - покушал немножко, погоревал с родственниками,да и убрался по своим делам.
Ну, некоторые товарищи тут такие пугливые - там фаланга размером с крысу, только и ждет как бы человека сожрать и пуговицы выплюнуть.

Date: 2017-05-04 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] vmulder.livejournal.com
Интересно) я кстати тут тоже был

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 10th, 2026 11:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios