varandej: (Default)
[personal profile] varandej


...В Казахстане нет столь типичного для постсоветских стран "музея оккупации". Во-первых, потому что и русских они оккупантами не считают, а во-вторых, мне кажется, разница менталитета: быть в оккупации - стыдно, казахи же "вольные люди" Великой Степи, а их предки сами могли кого угодно оккупировать. Поэтому и русское господство здесь трактуют как вполне добровольное ученичество. Но между тем, вряд ли есть страна, сильнее пострадавшая от сталинизма - тут и чудовищный голод 1932 года, ополовинивший казахскую нацию, и Карлаг - один из самых больших и мрачных островов ГУЛага, устроенный в 1930-50-е годы в самом сердце Великой Степи. Я уже писал когда-то про Экибастуз, ещё напишу про "внутренний" Карлаг вокруг самой Караганды, про Жезказган и Балхаш, но сейчас речь пойдёт про АЛЖИР - "Акмолинский лагерь жён изменников родины", крупнейший из женских лагерей, и в каком-то смысле самый страшный.
Просто потому, что он едва ли не единственный в ГУЛаге создавался для заведомо невиновных.

Столица АЛЖИРа находилась примерно в 40 километрах от Астаны, и в карлаговские времена называлась просто "26-я точка", в 1976 году получила тёплое название Малиновка, а в 2005 была переименована в Акмол (ведь город Акмола чуть раньше исчез с карт). От самого лагеря ничего не осталось, но здесь находится мемориал, отчасти выполняющий и роль казахского "музея оккупации". Кроме того, погуляем и по самой Малиновке - казахскому варианту "ближнего Замкадья".


Малиновка стоит на Кургальжинской трассе, проходящей краем через Левый берег. До самого Кургальжина - более 150 километров, и он служит центром одноимённого заповедника, охраняющего степи и плавни Северного Казахстана и входящего даже в Фонд ЮНЕСКО. Кургальжинской маршруткой, которая ходит раз в два часа, я и ехал в Малиновку - причём, что меня поразило, название "Акмол" не используют даже дикторы автовокзала, да и кассирша, когда я спросил билет до Акмола, посмотрела на меня как на туземца. Малиновка - довольно крупный ПГТ (10 тыс. жителей), но стоит она примерно в километре от трассы. А на пустыре между трассой и посёлком в 2005-2007 годах и построили мемориал:

2.


Слева направо вагон-теплушка, стилизованная вышка с участком периметра, собственно музей в виде кургана, и довольно странное сооружение, известное как Арка Скорби. Арка красивая, спору нет - но со скорбью по крайней мере у меня никак не ассоциируется. Вид в обратную сторону - напротив мемориала администрация посёлка:

3.


...История АЛЖИРа началась в 1937 году. В СССР и раньше (с 1926 года) было уголовное понятие ЧСИР ("члены семей изменников Родины"), подразумевавшее родственников осуждённого к высшей мере по политическим статьям, проживавших с ним совместно или бывших на его иждивении, но те ЧСИРы подлежали "всего лишь" пятилетней ссылке. Однако в 1937 году, как известно, случилась массовая "чистка рядов", были расстреляны тысячи "троцкистов и изменников Родины" , членов семей которых надо было куда-то девать. Так и возник в 1938 году АЛЖИР, принявший сразу около 8 тысяч женщин. Даже с позиций сталинизма это выглядит запредельно: да, возможно многие из узниц были "заражены" идеями своих мужей, сыновей и отцов, и всё же все они были отправлены сюда за то, чего официально сами не совершали. Курсив не случаен - всё-таки на других безвинно осуждённых хотя бы вешали сфабрикованное дело.

Первый объект мемориала, ещё до Арки Скорби - теплушка:

4.


Снабженная зачем-то техническими данными:

5.


И пояснением. Насколько оно достоверно, судить не берусь:

5а.


Внутрь можно заглянуть - судя по всему, левая половина отвечает за реальность, а правая - за какие-то сложные аллегории:

6.


7.


Рядом - стилизованный участок периметра с вышкой: такой был сооружён заранее, а всё остальное (включая жилые бараки), как утверждается, узницы уже строили сами.

8.


На подступах к музею - мемориальные камни. Слева - от Литвы, Украины и Польши:

9.


Справа - от Грузии и Азербайджана:

8.


Далее - две скульптуры. Слева - "Отчаяние и Бессилие", и как сказано в пояснительной табличке, эта скульптура олицетворяет человека, оставшегося на свободе и потерявшего надежды помочь близким, отправленным в неволю.

9.


А справа - "Борьба и Надежда", олицетворяющая узницу, у которой впереди страшные годы, но сумеет ли она их пережить - в её руках. Если смотреть с позиций не истории, а чистого искусства и философии, в этом что-то определённо есть - о внутренней свободе, которая при потере свободы внешней становится единственным оружием против неволи.

11.


И наконец - вход в музей. Если сам музей оформлен в виде кургана, вход - в виде подземного хода:

12.


Впечатляюще сделано, что, впрочем, в казахстанских музеях не редкость:

13.


В самом музее фотографировать запрещено - увы, это тоже типично для Казахстана. Официально фотографировать дозволяется только "в рекламных целях", но избалованные государственным вниманием карлаговские музеи с гордостью отвечают, что в рекламе они не нуждаются. Тем не менее, в музее очень кстати оказалась школьная группа, отвлекавшая на себя внимание смотрителей. Вот так "курган" выглядит изнутри:

14.


Здесь ещё две композиции - металлический "Цветок жизни" внизу и "Свобода и неволя" под потолком. В музее два этажа, и первый повествует о тяжкой жизни казахов при царизме. Именно так: нигде не говорится прямым текстом, что казахам плохо жилось именно под русской властью - "царизм" как источник "колониальной политики" спокойно переместился из советских учебников в учебники независимого Казахстана. В других музеях Казахстана регулярно подчёркивается, как многому русские научили казахов... и это в общем-то правда. А о том, как от "царизма" страдал русский мужик, вся школьная программа по русской литературе 19 века. Со стороны казахов это благородно.

15.


В маленькой комнатке у лестницы - о пост-сталинских бедах, сваливших на Казахстан по вине советской власти - Семипалатинский ядерный полигон, гибель Аральского моря, разного рода экологические катастрофы от пыльных бурь на целине до падения ракет с Байконура. А лестница с глазами ведёт на второй этаж, где и находится карлаговская экспозиция:

16.


Здесь много всего - непосредственно у лестницы интьеры:

17.


18.


19.


Снабжённые вот такими табличками. Драматический стиль изложения может и хорошо подействует на школьников, но у взрослого человека, на мой взгляд, вызовет скорее неприятие. По мне так о страшных вещах лучше рассказывать предельно ровно - прозвучит куда страшнее, чем так:

19.


Карты, документы, статистика. Фотография саманного барака (в сибирских лагерях бараки были хоть бревенчатыми!) и кусок кизяка - сушеного прессованного навоза, основаного печного топлива в Степи:

20.


Фотографии узниц - как не трудно догадаться, представительницы интеллигенции тут составляли большинство. Чего я не смог выяснить - это отправляли ли в АЛЖИР уголовниц.

21.


22.


Но самый страшный стенд - о детях:

23.


Их судьбы тоже были разные - кто-то оставался у неосуждённых более дальних родственников, а кто-то отправлялся в специальные детские дома. Особенно впечатляют детские письма с воли - маме за колючую проволоку:

24.


В общем, из музея я выходил под впечатлением, и прежде чем идти дальше, ещё обошёл курган - к Стене Памяти:

25.


И кто бы что там про меня ни думал, я никогда не был апологетом сталинских репрессий. Неприятие вызывают в первую очередь те выводы, которые через них обычно пытаются навязать, будь то современная политическая возня, пересмотр итогов Великой Отечественной или делигитимизация России как цивилизации. Здесь, как мне показалось, организаторы музея сумели выдержать эту грань - не так чётко, как в Перми-36, но достаточно. Хотя, признаюсь честно, после Музея Первого Президента в Астане любые антитоталитарные музеи в Казахстане смотрятся немного странно.

От музея я направился в посёлок по подрастающей аллее. Обратите внимание на строящуюся церковь:

26.


У начала аллеи - надпись:

27.


И ещё один памятник. Упавшая красная звезда с решёткой в трещине - такой специфически казахстанский символ, позднее она встречалась мне и на других мемориалах.

28.


А все хрущовки в Малиновке снабжены датами. Это уже другая эпоха: в Казахстане особенно хорошо заметно, как Время Невольников сменилось Временем Энтузиастов. Наверное, ни в одной больше республике нет такого контраста между ранним и поздинм СССР - если в первом Казахстан был задворками, то во втором - витриной.

29.


Главная площадь Малиновки с воинским обелиском:

30.


На крыше дома - очень красивые часы:

31.


Атмосфера потрясающе расслабленная и умиротворённая - азиатская расслабленность и тишина малого города накладывается на пристоличную зажиточность:

32.


В Астану, как оказалось, можно вернуться не только кургальжинской маршруткой - от базара ходят "Газельки" по заполнению, а от площади за акиматом - частники, причём судя по нерегулярности - даже не извозчики, а просто любой местный житель, едущий в город, может в общепринятом месте набрать попутчиков за плату. Здесь разговорился с интеллигентным, но твёрдым человеком из Волгограда - как оказалось, это предприниматель, в Астане по работе уже полгода, и он был очень рад встретить земляка. Посидели немного в его машине, поговорили о жизни, о работе, о моём безрассудстве, он показал со своего телефона фотографии из Тараза и Туркестана, на которых отпечатались призраки - и мне хотелось верить, что это не глюки телефона и не оптические эффекты. Довёз бы меня и в Астану, но в Малиновке он был по делам, ждал какого-то бюрократического решения около акимата, поэтому я уехал на частнике.

33.


В следующей части отправимся в Долинку - центр всего Карлага в 40 километрах от Караганды.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Кент и дорога к нему.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область)
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.



P.S.
Ввёл новый тэг "Невольничье", посвящённый историческим лагерям, тюрьмам, каторге, ссылке и прочим подобным вещам, включая ГУЛаг и построенные им объекты (в том числе такие, где сейчас о ГУЛаге не напоминает уже ничего).

Date: 2012-05-21 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
Спасибо. Прабабушка жены прошла через АЛЖИР.

Date: 2012-05-21 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com
Вот что, оказывается... И тут переименовали. То-то смотрю у вас в анонсах "Акмол" и не понимаю, откуда это взялось.

Что касается саманных бараков - этот стройматериал вполне успешно противостоит внешним температурам. У моих бабушки и дедушки (Шортандинский район, может быть, вам это о чем-то говорит... поселок Пригородный, или 36-я точка) был дом из самана, в нем было тепло зимой и очень-очень прохладно летом.

Date: 2012-05-21 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-parmenid.livejournal.com
А кстати. Насколько в современном Казахстане осуществляется геноцид/дискриминация русских? Говорили ли Вы с местными на эту тему?

Date: 2012-05-21 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Об этом уже было говорено несколько раз, повторяться лень. Почитайте, например, здесь - сам пост и комментарии, там представлено несколько точек зрения.
http://varandej.livejournal.com/454581.html

Date: 2012-05-21 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-parmenid.livejournal.com
Спасибо, почему-то пропустил тот Ваш пост.

Date: 2012-05-22 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] al-khanjar.livejournal.com
Очевидно, вам очень хотелось бы, чтоб осуществлялась как можно сильнее...

Но поспешу разочаровать - это не так...

Date: 2012-05-21 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nesuprantu.livejournal.com
На самом деле, и признание преступлений сталинизма, и "пересмотр итогов войны" - а скорее возможность свободной дискуссии на тему ее итогов, а не ситуация - чуть-что - "не троньте память ветеранов!" (Что кстати верно и для обратного мифа про войну, как в той же Балтии - не троньте "жертв кровавой советской машины") - это способность цивилизации к рефлексии, показатель ее "взрослости". А позиция типа ну и что что Сталин поубивал столько людей - зато какую индустриализацию провел, закачаешься (как мне заявил один профессор с факультета международных отношений МЕТУ в Анкаре) - это детский сад.

Date: 2012-05-21 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне не нравится то, что всё это подаётся в связке. Примерно так (утрировано):
-Репрессии сталинизма полностью обесценивают победу в "так называемой" Великой Отечественной войне.
-Я не считаю, что победа в ВОВ обесценена.
-Аааааа, так ты сталинские репрессии оправдываешь, совкодрочер хренов!
Edited Date: 2012-05-21 03:10 pm (UTC)

Date: 2012-05-21 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nesuprantu.livejournal.com
Верно.
Правда, часто работает и обратное. Утверждение, что Сталин тиран и убийца, встречает реакцию типа не черните великий лик Сталина - он нас привел к великой победе...

Date: 2012-05-21 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Признание преступлений сталинизма — это одно дело. А вот пересмотр итогов войны — это, по-моему, вещь абсолютно недопустимая. И дело даже не только в памяти (хотя и в ней тоже), а в том, что эти итоги (в том числе и в плане того, что Кёнигсберг и Курилы отходят к нам) были призваны положить конец войне. И как бы попытка пересмотра этих итогов не привела ещё к какой-нибудь войне.

Date: 2012-05-21 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nesuprantu.livejournal.com
Не понимаю, что значит пересмотреть итоги в вашем понимании? Собраться и решить что СССР не выиграл, а проиграл в войне)Даже если бы кому-то этого очень сильно вдруг захотелось - пришлось бы пойти на уж слишком грандиозную историческую фальсификацию.
А про память... память у всех разная. И в том числе, на мой взгляд, и поэтому во многих странах бывшего СССР такой крен в другую сторону по поводу памяти о войне, потому что их пичкали на протяжении всех советских лет одной "единственно верной и правильной" версией событий войны, которая с их жизненным опытом (с тем что они реально пережили в эту войну) могла не совпадать координально.
Edited Date: 2012-05-21 05:57 pm (UTC)

Date: 2012-05-21 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] yuridmitrievich.livejournal.com
Мне кажется, что решили затратить средства на этот мемориал для прекращения разговоров о том как много всего было сделано при Сталине и как мало делается сейчас.

Date: 2012-05-21 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вы это так говорите, будто это единственный мемориал жертвам ГУЛага в бывшем СССР....
Edited Date: 2012-05-21 03:10 pm (UTC)

Date: 2012-05-21 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Заметно влияние Яд Вашема в организации музейного пространства, подборе объектов экспонирования (вагон, коридор и барельефы, арки, камни). По-моему, очень хорошие скульптуры мужчины и женщины. Не поняла, что должна символизировать девушка современного вида, сидящая на нарах в вагоне. Спасибо, очень интересный пост.

Date: 2012-05-21 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Хм, мне про Яд-Вашем в голову бы не пришло, так как с их мемориалами я не знаком. Ну что же, в Казахстане заимствование идей со всего мира - часть национальной стратегии, так что тут вполне логично.
Девушка в теплушке, по-моему, не современная, по крайней мере такие головные уборы сейчас не носят. Но в целом, учитывая, что музей более пропагандистский, чем информационный, это вполне может олицетворять что-то вроде "представьте себя на их месте".

Date: 2012-11-07 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] vopole.livejournal.com
да нет же, дама в штатском - это прообраз этих жен. вот-де, были они все из себя дамы утонченные, при мужьях, которые все-имели-все могли, а теперь вот где они, на нарах. скорее всего, это даже не насмешка, а просто - почувствуйте разницу, раньше они длинные ноги в узких юбках в театре вытягивали, шляпки носили, а теперь им приходится на швейной машинке работать, а они в жизни не знали, что своими руками шить можно, а не к портнихе ткани приносить и заказы делать. у моей бабушки так и случилась, она только в лагере научилась шить на машинке и сразу почти - армейское обмундирование (времени не было на экперименты, план нужно было гнать, если больше 120% не выдашь, жрать совсем нечего будет) и да, точно так, русский платок, которым перевязываешь тело, чтобы хоть как-то согреться, - это она только там узнала, правда, была она не в Карлаге, он чуть позже возник, всего лишь на пару месяцев позже ее осуждения на те же 8 лет как ЧСИРа.

Date: 2012-05-21 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Хорошо, что они, в отличие от прибалтов и украинских националистов (с их пропагандой про голодомор), понимают, что русские переносили те же тяготы, что и они.

Date: 2012-05-21 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Разница в том, что от прибалтов Россия на востоке, а от казахов - на западе.

Date: 2012-05-21 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Тоже верно.

Date: 2012-05-21 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Интересно, спасибо!

Date: 2012-05-21 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
7 - а нет фотографии женщин в платьях покрупнее? Какая-то она подозрительная, хотелось бы рассмотреть подробнее.

Date: 2012-05-21 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
http://img-fotki.yandex.ru/get/6300/50083820.1fa/0_b1e7d_14b80b94_orig

А подозрительная - чем? Не в Третьим Рейхе ли снято?

Date: 2012-05-21 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Да, бывали ведь такие случаи.

Date: 2012-05-21 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ага, и жертв геноцида армян в Турции за депортированных татар и чеченцев выдавали, и жертв поволжского голода - за жертв голода 1930-х годов, знаем-знаем. Ну а конкретно здесь что думаешь?
Edited Date: 2012-05-21 04:26 pm (UTC)

Date: 2012-05-21 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Ничего не думаю - ракурс больно неудачный. Я думал хоть фон можно будет разглядеть, но там всё сливается.

Date: 2012-05-21 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Одинаковые платья, конечно, очень подозрительны, напоминают скорее не лагерную робу, а больничную одежду, но ничего конкретного сказать нельзя.

Date: 2012-05-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] severr.livejournal.com
////Но между тем, вряд ли есть страна, сильнее пострадавшая от сталинизма - тут и чудовищный голод 1932 года, ополовинивший казахскую нацию, и Карлаг

если бы еще и сами русские не сочиняли и не впаривали эти бредни казахам

Date: 2012-05-21 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я надеюсь, Вы не записываете меня в либералы-русофобы? А то я уже привык, что мне постоянно приписывают радикальные взгляды противоположного лагеря :)

Расскажите подробнее, в чём именно заключаются бредни?

Date: 2012-05-21 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Мемориал странный, но впечатляющий.

Кстати, до 1936 года члены семей "врагов народа" страдали довольно мягко - обычно это была или высылка за 101-й километр, либо ссылка в такие города, как Вологда, Томск или даже Сталинград. Совершеннолетним детям было ещё легче - максимум исключение из комсомола или из вуза.

Date: 2012-05-21 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nesuprantu.livejournal.com
Это прям как в анекдоте про Ленина, мальчика и бритву - "а ведь мог бы и бритвой-то полоснуть"

Date: 2012-05-21 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Илья, а вход в этот музей-мемориал платный?

Date: 2016-12-22 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] Татьяна Клебан (from livejournal.com)
Я прожила сорок лет в этих местах.Так смешно слушать о притеснении казахами....все наши предки прошли через жернова Карлаг- Алжир- Степлаг....не приведи,Господь ,повторения...

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 10th, 2026 11:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios