varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Павлодар на Иртыше - ещё один сибирский купеческий городок, при Советах ставший казахстанским областным центром, шестым по величине городом страны (330 тыс. жителей). Здесь в равной степени интересны купеческая и позднесоветская архитектура, а кроме того, в почти лишённом электротранспорта Казахстане Павлодар слывёт "трамвайной столицей". Да и просто это один из самых приятных городов, что я видел, казахский аналог Белгорода или Ровно - компактный, уютный и очень благоустроенный.


История Павлодара, как и большинства городов в Северном Казахстане, проста и линейна. В древности (9-11 века) тут была "летняя столица" кочевого Кимакского каганата, а затем почти семь веков - голая степь. В 1716 году севернее по Иртышу казаки под руководством Ивана Бухгольца заложили Омск, но этому предшествовала проигранная битва с джунгарами примерно на месте нынешнего Павлодара. Тем не менее, в тот же год чуть севернее была заложена Ямышевская крепость, а в 1720 году - Коряковский форпост, прикрывавший добычу соли на местных озёрах. К 1838 году форпост разросся до станицы Коряковской, а в 1861 - сначала заштатного, а через несколько месяцев и уездного города, который назвали в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. В 1890-е годы развитие Павлодара подстегнул купец Артемий Деров, наладивший добычу угля на озере Экибастуз и даже протянувший оттуда железную дорогу к Иртышу, но в целом к 1917 году здесь жило чуть более 7 тысяч человек. Тем не менее, уже в 1938 году Павлодар стал областным центром, а резко пошёл в рост, как и большая часть Северного Казахстана, с освоением целины. Ныне это один из из главных промышленных центров Казахстана, но рискну предположить, что в первую очередь его кормит, как и сто лет назад, угольный Экибастуз. При этом огромная промзона с нефтезаводом, тракторным заводом, несколькими ТЭЦ видна лишь на карте, где-то за железной дорогой - в центре их влияние никак не ощущается.
Первая же достопримечательность Павлодара - его вокзал:

2.


В кадре - почти весь вокзальный комплекс: Новый вокзал (1981), Старый вокзал (1950-е), часовая башня-стела на площади, трамвайный терминал и автовокзал левее границы кадра. Был ещё деревянный Самый Старый вокзал, построенный в 1924 году, когда сюда пришла железная дорога из Славгорода (Алтайский край), но он сгорел в 1990-е. До 1953 года Павлодар оставался тупиком, пока не построили железную дорогу на Акмолинск через Экибастуз.
В Новом вокзале - очень впечатляющий "космический" интерьер, но зимой невыносимо холодно:

3.


Он же со стороны путей. Павлодарский вокзал имеет практически абсолютного двойника в Сургуте, отличающегося только интерьером (сургутский вокзал изнутри представляет собой что-то вроде амфитеатра). В углу кадра - проволочная дата, вбитая в пол у лестницы, ведущей к главному выходу на платформу.

4.


На привокзальной площади - трамвайное "кольцо", и активности здешних трамваев позавидуют даже Сибирь и Украина. Павлодарский трамвай в цифрах впечатляет: 86 километров путей, более ста вагонов, 19 маршрутов. Эта система самая молодая в Казахстане (1965), но наверное самая разветвлённая и активная. Учитывая, что с электротранспортом здесь полный швах (троллейбусы я видел только в Петропавловске, трамваи теоретически есть в Темиртау, Усть-Каменогорске и Алма-Ате), для Казахстана это настоящая достопримечательность.

5.


Так в основном выглядят трамвайные пути в городе - выделенная линия, огороженные платформы. Павлодар отличается исключительной компактностью, его жилая часть - неправильный прямоугольник размером где-то 6,5х3,5 километра, даже в спальных районах сохранилась дореволюционная планировка с разбивкой на прямоугольные кварталы с длинными прямыми улицами - в общем, трамвай тут действительно идеален.

6.


Интерьер вагона. Несмотря на активность, состояние машин довольно убитое - своих трамвайных производств в Казахстане нет, почему не закупают (ведь есть на выбор Россия, Европа и Китай) - не ясно. Кроме того, обратите внимание на заиндевелые окна, и на то, что пассажиропоток в трамваях небольшой - как и везде, народ предпочитает маршрутки.

7.


Вдоль трамвайных путей я и направился в центр. Это очень просто - у дворца "Шанырак" (он же ДК Железнодорожников) с севера на юг город пересекает широченная улица Кутузова, которая делит Павлодар почти пополам. Почти всё интересное - между этой улицей и Иртышом:

8.


Здесь Павлодар - советский многоэтажный город, примечателен разве что вот этот сквер с колоннадой и характерным для Казахстана флагштоком. Это начало улицы Суворова, главной городской оси "запад-восток":

9.


Отсюда недалеко до Новой мечети, также известной как Мечеть имени Махшура Жусупа Копеева, казахского поэта и философа 19 века. Кадр снят с другой стороны (то есть улица Кутузова за мечетью), но отсюда она выглядит особенно впечатляюще - при всей простоте своей композиции, это одна из лучших мечетей Казахстана:

10.


Со стороны улицы Кутузова же открывается вот такой вид, и я очень люблю ракурс, для подавляюще большей части Исламского мира выглядящий оксюмороном - мечеть среди заснеженных сосен. А сосен в Павлодаре правда много - природа здесь совершенно сибирская.

11.


А так мечеть выглядит вблизи, напоминая даже что-то индустриальное, и воздух вокруг неё словно наэлектризован:

12.


В квартале от мечети - не менее впечатляющий Дворец Пионеров (как эти заведения в Казахстане называют сейчас - увы, не в курсе):

13.


Весь комплекс - в общем-то типового проекта (например, недавно почти такой же видел в украинском Луцке), но поставлен и оформлен очень красиво. Всё-таки в Казахстане позднесоветская архитектура отличается собственным неповторимым стилем, в который эти здания хорошо укладываются.

14.


15.


Напротив - Дом Дружбы (к слову, название уже перевожу сам):

16.


И очень симпатичные часики на фоне многоэтажек:

17.


Сверившись с заранее распечатанной картой, я вышел на улицу Сатпаева, параллельную улице Кутузова и берегу Иртыша - это главная магистраль непосредственно исторического центра:

18.


По ней я пошёл на юг, где начинались первые домики уездного купеческого Павлодара:

19.


В том числе ещё одна неожиданная в Казахстане вещь - синагога, принадлежащая люббавичским хасидам (более известны как "Хабад"). Открылась она в 2001 году, но был ли у неё дореволюционный предшественник - предполагать не берусь:

19. (извините за повторяющийся номер, это опечатка, которую мне лень исправлять)


Уездный город в Павлодаре - это буквально несколько кварталов вдоль Иртыша и трёх ближайших к нему улиц. Тем не менее, его застройка сохранилась довольно целостно, и поддерживается в хорошем виде. Ничего сверхвыдающегося нет, но для Казахстана и это немало. Больше всего впечатляют деревянные детали:

20.


Впрочем, традиции художественного оформления фронтонов здесь не изжиты и в наше время:

20а.


У перекрёстка с улицей Луначарского - Белая мечеть (1905) типично сибирской композиции "мусульманская церковь". Таких мечетей немало и в Северном Казахстане, и на юге Западной Сибири, и мне дажее известен их "общий предок" в селе Ембаево под Тюменью. Как и в других северо-казахстанских старых городах, здесь была крупная татарская община.

21.


22.


Дом при мечети:

23.


По улице Луначарского...

24.


...я вышел на улицу Ленина, вдоль которой сосредоточено где-то 4/5 сохранившейся застройки Старого города. Явно новодельные торговые ряды слева так и называют - "Старый город", и появление здесь неокупеческого зодчества не может не радовать. Справа же самое роскошное здание в уездном Павлодаре - Торговый дом Дерова (1896), того самого, основавшего угольные копи в Экибастузе.

25.


Левее границы кадра же, в створе улицы Луначарского - Русский драмтеатр имени Чехова, образованный в 1944 году. Отсюда и необычная композиция: в его основе два здания 1890-х годов, одно из которых в 1920-е стало кинотеатром, а другое - рабочим клубом. Тем не менее, признать здесь театр, если бы не афиши, было бы довольно сложно:

26.


Южнее улицы Луначарского - если я не ошибаюсь, дом купца Охапкина начала ХХ века:

27.


На задворках театра - небольшой заснеженный сквер, живо вызвавший у меня ассоциации с последней сценой "Иглы" (там, напоминаю, дело было в Алма-Ате). У входа - впечатляющий памятник жертвам атомных катастроф:

28.


По краям - каменное зверьё:

29.


А в центре... Как оказалось, памятник Ленину в Караганде - всё-таки не единственный уцелевший в казахстанских облцентрах. Правда, в Павлодаре Вождь миниатюрный, но зато памятник ему один из старейших в Союзе, и поставлен был, судя по всему, местными татарами - вообще, парадокс, но именно уральские и сибирские татары были в авангарде строительства памятников Ленину, причём зачастую ваяли Вождя очень нетривиально (Уфа, Челябинск).

30.


Но вернёмся на улицу, и пойдём теперь на север. Дом Дерова (торговый ряд и пристроенный далее особняк) ныне занят краеведческим музеем:

31.


Чуть дальше - хотя и позднесоветский, но довольно интересный Дом Печати. Был бы он не 1960-х, а 1920-х годов - цены б ему не было!

32.


Здесь я свернул к Иртышу мимо педколледжа, выросшего из Владимирского училища (1888). Утверждается, что его основал в 1872 году опять же Деров - только видимо не Артемий, а его отец:

33.


Ещё один образец неокупеческого зодчества:

34.


И лестница, ведущая на заиндевелый иртышский пляж:

35.


Иртыш в Казахстане проявил истинно сибирское упрямство, наотрез отказавшись замерзать в 25-градусный мороз. На закате река представляла собой инопланетное зрелище:

36.


Иртышский закат стал для меня едва ли не самым ярким впечатлением Павлодара:

37.


38.


А видели бы вы, какое там течение! Немудрено, что Иртыш, будучи шириной с Москву-реку, полноводностью сравним с Камой или Печорой - вода здесь несётся быстрее бегущего человека:

39.


С другой стороны хорошо видны новостройки, за которыми притаился Благовещенский собор. Близко к нему подойти я не успел, снять с более удобной точки - тоже:

40.


До революции главным храмом Павлодара был Троицкий собор (1893), построенный, разумеется, на деньги Артемия Дерова, а также мещанина Дмитрия Асямова.

40а.


Дальше я опять вернулся на улицу Ленина. В перспективе виден дом Сорокина (1890), ныне музейное фондохранилище:

41.


Деревянный Народный дом (1902), фактически кафе-чайная, где проводились всякие мероприятия для скучающих уездных жителей:

42.


Деревянный Павлодар тоже интересен:

43.


44.


Но как и вся уездная часть - слишком уж камерный, всего несколько домиков. За домом Сорокина уездная застройка прерывается, улица снова входит в панельный многоэтажный город, поднявшийся на освоении целины. На главной площади - небольшая высокая набережная, с Иртыша наползает ледяной туман, из-за которого я и не заснял церковь. За Иртышом же - пустота, нет даже дач, не говоря уж о каких-то городских предместьях.

45.


Главная площадь выглядит примерено так: в центре - всякие весёленькие фенечки, по краям - официозные дома. Это, если я не ошибаюсь, городская администрация, за которой пристроилась областная библиотека:

46.


А это - областной Акимат времён поднятия целины:

47.


Чуть дальше по улице Сатпаева - Почтамт 1970-х годов (увы, точную дату не нашёл) с часовой башней, самое оригинальное советское здание в городе, живо напоминающее ранний конструктивизм:

48.


49.


Рядом - также довольно интересный "Темирбанк" за памятником Канышу Сатпаеву:

50.


Вот таким мне запомнился Павлодар, место встречи Казахстана и Сибири:

51.


Дальше я поужинал в очень приятном ресторанчике "Тарелка" на перпендикулярной Иртышу улице Лермонтова, на который набрёл совершенно случайно. Из-за короткого светового дня и отсутствия апетита по утрам, завтракал я стабильно с наступлением темноты, и не сказать, чтобы это было особенно мучительно - зато на еде с вечера не экономил. Кстати, в казахстанских ресторанах принято включать чаевые в счёт - это 10%. Ну а после я сел на трамвай и ещё четыре часа кантовался на холодном вокзале, ожидая поезда в Семипалатинск.

О Семипалатинске, самом историческом городе Северного Казахстана - следующие три части. Но это уже после Нового года, с которым всех и поздравляю. Впрочем, до полуночи 31 декабря я ещё кое-что напишу, как минимум традиционное подведение итогов.

ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.

Date: 2011-12-30 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Традиционно очень любопытно :)

Я там вроде не комментировал ничего, но всю серию читаю с большим удовольствием.
И с общим недоумением по поводу стремления современной застройки походить на постсоветский стиль, не позволяющий городам обретать индивидуальность.

Мечеть, похожая на боеголовку ракеты - супер :)

Date: 2011-12-30 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну есть ведь и второе направление, которое я называю "неокупеческим", особенно популярное именно в Западной Сибири и Северном Казахстане.

Аналогия с боеголовкой - тоже в точку, хотя мне она в голову не приходила. В общем, очень интересное сооружение с множеством трактовок. Мечетей в Казахстане строят мало - но красиво.

Date: 2011-12-30 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Да, симпатичность казахстанских мечетей для меня является неким откровением ))

"Неокупечество" в целом радует, как и на фото этого рассказа, но непохоже, что бы это была общеархитектурная идея - иначе бы к такому стилю стремились бы многие постройки, государственные объекты, например.

Date: 2011-12-30 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Про преимущество Иртыша над Волгой по полноводности непонятно... У Волги в устье среднегодовой расход воды 8000 кубометров в секунду, у Иртыша - 3000.

Date: 2011-12-30 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надо же! Я был уверен, что в месте слияния Обь и Иртыш примерно равноценны. Позор мне как выпускнику геофака...

Date: 2011-12-30 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Так может и примерно равноценны (я не искал) :) Но всё же Иртыш считается притоком Оби и его устье находится именно при впадении в Обь. А Объ в устье конечно Волгу превосходит.

Date: 2011-12-30 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Очевидно, Волга в разных местах очень различна по расходу.
По крайней мере Верхняя Волга уж далеко не полноводная река.

Date: 2011-12-30 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Полноводность рек обычно сравнивают по расходу воды в устье. Иртыш же тоже не сразу большой рекой становится. Конечно, если сравнивать Иртыш в Павлодаре с Волгой в Твери, то преимущество будет за Иртышом :) Но это неправильно. Насколько я понимаю, Варандей просто под Иртышом имел в виду связку Иртыша и Оби. А у Оби близ устья около 13 тыс. кубометров расход.

Date: 2011-12-30 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ruspics.livejournal.com
Ну так и я о том же, что субъективное восприятие накладывает отпечаток - к тому же я не думаю, что много людей держит в голове расходы крупнейших рек )))

Date: 2011-12-30 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
всё-таки я бы не назвал трамвайные пути на твоем фото выделенной линией - на них же машины могут заезжать

Date: 2011-12-30 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну во всяком случае они слегка приподняты над мостовой, и столбы стоят посредине. Специально заехать, конечно, можно - но пробку объезжать себе ж дороже.

Date: 2011-12-30 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
а там пробки бывают? :)

Date: 2011-12-30 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Судя по этому фото, не могут:
http://transphoto.ru/photo/226694/

Date: 2011-12-30 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну, на пузотёрке трудновато, но даже на "Жигулях" - легко. Только не нужно :)

Date: 2011-12-30 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Ну, физически машины много где способны ездить :) По тротуарам, в том числе)

Date: 2011-12-30 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ага. Но только у них там, похоже, места и так полно :)

Date: 2011-12-30 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это середина дня субботы в составе "длинного уик-энда" (4 выходных с пятницы по понедельник). Что там в будни - не знаю.

Date: 2011-12-30 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] kitmoshko.livejournal.com
А у меня большая часть фото не открылась.

Date: 2011-12-30 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У меня всё открывается. Попробуйте через другой браузер, обычно помогает.

Date: 2011-12-30 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Самый иллюстративный кадр по мне - это вид набережной. Все сразу ясно.

Date: 2011-12-30 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Что именно?

Date: 2011-12-30 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Кадр 45. Что город на реке, не слишком старый, с человеческой набережной (что у нас не догма) и в то же время компактный.

Date: 2011-12-30 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] airebis.livejournal.com
Пресновато как-то. Не вызывает желания посетить город.

Date: 2011-12-30 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это замечание относится к городу или к репортажу?

Date: 2011-12-30 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] airebis.livejournal.com
К городу конечно :)
Репортажи с удовольствием смотрю.

Date: 2011-12-30 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] bolshoymike.livejournal.com
Ну, пресновато-не пресновато, но я бы сказал, что в целом город внешне выглядит получше многих областных центров в России. Причём прослеживается "астанизм", явное желание не отстать от столицы хотя бы в надлежащих масштабах. В России знаю только два города, которые стремятся жить в ногу с Москвой - это Новосибирск и Екатеринбург. Там даже акают по-московски))))

Date: 2011-12-30 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
И в чём тут "астанизм"? Обычный, просто очень ухоженный провинциальный город.
Мне он напомнил Белгород:
http://varandej.livejournal.com/377632.html

Date: 2011-12-30 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] kobrick.livejournal.com
Как красиво!
Особенно мечеть и Иртыш.

Date: 2011-12-30 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] mental-vortex.livejournal.com
спасибо! очень хорошо у вас получилось. дворец пионеров им. катаева сейчас называется дворцом школьников.
павлодар на самом деле очень уютный.
From: [identity profile] besttodayru.livejournal.com
Уважаемый varandej!

Ваш пост признан очень интересным и добавлен в "Репортажи дня" на сайте "BesTToday.ru: лучшее в блогах": http://besttoday.ru/

Ваш пост можно найти по адресу: http://www.besttoday.ru/photoreports/

Date: 2011-12-30 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] marinella29.livejournal.com
Дворец пионеров давно благополучно переименован в Дворец школьников, но по старой памяти его все называют Домом пионеров ) а Дом дружбы строили лет пять, если не больше - при мне так и не открыли.
"сквер на задворках театра" - это парк Горького. у меня все детство прошло рядом с этим каменным зверьем )
о, и моя бывшая работа в кадр попала )
жаль многие купеческие дома отреставрировали - в прежнем виде они мне нравились больше.
ой, и почтамт тоже во что-то неузнаваемой превратился....
еще очень интересно было бы пройтись по ул. Карла Маркса, как раз от парка Горького - там тоже можно увидеть старые деревянные домики и храм, и дойти до Речпорта )

еще раз спасибо!
очень интересно было прогуляться вместе с Вами по родным местам )

Date: 2011-12-30 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vandrauniczy.livejournal.com
А я сначала Ленина не признал (прежде чем начать читать текст - посмотрел на фотографию). Подумал, а чего они Калинина в камне увековечили...

Date: 2011-12-30 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
А мне город понравился, более человеческий, не такой инфернальный, как Экибастуз. Вполне мог бы находиться где-то в России, я очень слабо ощутил казахстанский колорит, скорее сибирское что-то проскальзывает.

Date: 2011-12-30 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, город более человеческий на вид и вполне ухоженный.

Date: 2011-12-30 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
Спасибо! Очень интересный отчёт!

А "мусульманские церкви", как мне кажется, распространены в деревнях Татарстана.

Date: 2011-12-30 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Интересный город с разнообразной архитектурой. А типовый дворец пионеров у нас в Харькове на Салтовке стоит, сразу признала! С наступающим НГ, Илья!

Date: 2012-07-12 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] giesgrat.livejournal.com
22:43
Если бы я приехал в этот город http://giesgrat.livejournal.com/6831.html

Date: 2012-10-11 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg tau (from livejournal.com)
[quote]Интерьер вагона. Несмотря на активность, состояние машин довольно убитое - своих трамвайных производств в Казахстане нет, почему не закупают (ведь есть на выбор Россия, Европа и Китай) - не ясно. Кроме того, обратите внимание на заиндевелые окна, и на то, что пассажиропоток в трамваях небольшой - как и везде, народ предпочитает маршрутки.[/quote]
Вообще то наиболее предпочтительны трамваи а не маршрутки...основной транспорт.

Date: 2013-12-19 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] ilyassov.livejournal.com
Уютный, чистый, ухоженный, светлый, яркий город. самое то для жизни. Даже не знаю, какой ещё город может сравниться с Павлодаром. Будь он на пару лвл покруче - это вообще было бы классно. Я кайфую только от одного ощущения, что живу в Павлодаре (ну, когда жил был там). Возможно, вы можете уличить меня в снобизме, но прямо с какой-то гордостью, что ли, произносишь - павлодарский. Я из Павлодара. Да так, в Павлодар надо поехать. Хотя гордиться особо и нечем)). Название ведь тоже хорошее. От Павлодара прям-таки веет аурой благополучия, солидности. Да и вообще народ там в основной своей массе довольно культурный. Недели две назад загорелся желанием переехать туда, но обстоятельства пока не позволяют воплотить эту мечту в жизнь, хотя наполовину цель уже достигнута)

Date: 2014-09-11 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ed ger (from livejournal.com)
Там я зародился как человек и ум и Очень горжусь этому!

Date: 2015-10-29 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rust2008.livejournal.com
Пост очень давний, но не удивляйтесь комментарию - открыл Ваш ЖЖ для себя совсем недавно)
В многоэтажке с правому стороны кадра на фото №9 живу я)) Знал бы в те времена - возможно, помог бы сделать пребывание в Павлодаре более комфортным)) Хотя, скажу я Вам, путешествие в зимние морозы в этих краях тот еще экстрим. До сих пор не забуду свое пребывание в Семипалатинске 35-градусную трехдневку))

***Иртыш в Казахстане проявил истинно сибирское упрямство, наотрез отказавшись замерзать в 25-градусный мороз***
А тут дело не в упрямстве. Совсем наделеко, в городке под названием Аксу расположена электростанция, которая сбрасывает горячую воду (я так понимаю, техническую) в Иртыш. По-моему, Иртыш полностью замерз лишь в экстремальные 48 градусов, которые здесь пару ночей простояли года два-три назад.

И соглашусь с комментарием выше: трамваи здесь все-таки основной общественный транспорт, в часы пик очень много сдвоенных вагонов, и они всегда полные. Видимо, это просто Вы попали в такое время.
Edited Date: 2015-10-29 03:32 pm (UTC)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:18 am
Powered by Dreamwidth Studios