varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Все кругом пишут о завтрашнем, но закончить рассказ мне всё-таки надо. В последней части галицко-волынской серии отправимся в село Унев в нескольких километрах от городка Перемышляны под Львовм, где в укромной долине между холмов стоит самая настоящая лавра, шестая в восточно-славянском мире. От других пяти - Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Почаевской и Святогорской - она отличается хотя бы тем, что принадлежит не православным, а греко-католикам. И в отличие от перечисленных лавр с их столпотворением и роскошью, Уневская лавра - тихая уединённая обитель.

Итак, в прошлой части я дошёл из Перемышлян в Унев пешком - это километров пять. Не учёл я лишь того, что сам Унев вовсе не зря при Советах и до 2003 года назывался Межгорьем - село представляет собой извилистую улицу, растянутую по долине на 3-4 километра.



О том, что эта улица ведёт к главному монастырю целой конфессии, не напоминает почти ничего - обыкновенное село с разбитым асфальтом, стадами кур и гусей, добродушными крестьянами. Даже обилие "малых форм" вроде крестов и капличек ни о чём не говорит - ими усеяна вся экс-австрийская часть Украины:



В центре села - кладбище, с окрестных холмов видимое за несколько километров:



И очень красивая церковь-новостройка, посвящение которой я узнать забыл. Скорее всего, она имеет прямое отношение к Лавре:



Рядом - Народный дом, здесь это название часто используют вместо "дом культуры" или "клуб посёлка":



Местные говорили: "Идете просто до хреста и наливо!" (т.е. "прямо, до креста и налево"). Вот крест, поставленный в 1896 году в честь 300-летия Брестской унии, в которой и возникла Украинская греко-католическая церковь:



А дальше - опять никаких намёков на лавру, идти по прямой ещё километра полтора:



На холмах - ещё какие-то памятники:



Ещё одна церковь на холме, причём явно не новостройка - но и оней информации не нашёл, все поисковики выдают по запросам только саму лавру:



Ну вот и пришли. В общем, лучше ездите сюда автобусом (из Львова, от автостанции №6 в конце Лычаковской, 4 рейса в день, все с заходом в Перемышляны):



Когда именно возник Уневский монастырь, теперь уже точно не скажешь, но ещё в 14 веке Унев упоминался как крупный религиозный центр. Опекал его Фёдор Любартович - сын того самого Любарта, строителя Луцкого замка. завершивший полувековую польско-литовскую войну за Галицко-Волынское наследство: Галичина осталась за Польшей, а Волынь - за Литвой. Для монастыря такая опека не прошла даром, он окреп, став одним из центров галицкого православия, в 1542 году получил статус архимандрии, а в 1549 был разрушен татарами и остроен уже как каменная крепость. Затем Унев одним из первых принял унию, и 17 век стал временем его расцвета, в 1648-1770 годах даже действовала Уневская типография, одна из лучших на востоке Речи Посполитой.



В 1790 году, уже в австрийскую эпоху, монастырь был упразднён, а здания стали резиденцией Михайло Левицкого - епископ, а позднее митрополит УГКЦ, правивший до 1858 года. Наконец, в 1898 году за Унев взялся сам Андрей Шептицкий - греко-католический митрополит, правивший всю первую половину ХХ века и умерший в 1945 году от серднечного приступа. Шептицкий успел пострадать и от польских, и от советских, и от фашистских властей, но его не зря считают едва ли не духовным отцом Западной Украины. Именно Шептицкий дал Уневу статус лавры, причём монахи тут не василиане (как в большинстве греко-католических монастырей), а студиты. Понять отличия монашеских уставов непосвящённому человеку довольно сложно, но если вкратце, устав Студийского монастыря в Константинополе - более строгий, архаичный и восточный, именно он господствовал в России до 16 века (борьбы иосифлян и нестяжателей).



Лавра состоит из двух дворов, за первыми воротами - внешний. Внутренний - каре жилых корпусов с дворцом митрополита (1816), скрывающее внутри Успенский собор (1549-57).



Как видите, монастырь отличается действительно идеальным состоянием, но при этом без чувства "евроремонта" - настоящая черепица, деревянные рамы, дорожки вымощены брусчаткой. Перед входом - часовня-звонница 1630-х годов:



На холме - деревянная церковь Климента и Леонтия, явный новодел, но очень хорошо стилизованный под прикарпатское зодчество. За церковью - пасека: у Лавры очень крепкое хозяйство.



Общий вид Лавры сверху - хорошо видно, что у неё есть и третий, закрытый для посторонних двор, и что это действительно монастырь-крепость. Не случайно в войну здесь с благословения Шептицкого укрывались евреи.



В 16 веке был ещё и внешний пояс укреплений, от которого уцелел фундамент брамы напротив ворот митрополичьего дворца:





Святой источник - говорят, вода здесь по-настоящему чудодейственная:



Вход в монастырь, за которым сразу вход в собор:



Последний также отличается пугающей мощью и неприступностью - храм-донжон, или даже храм-бункер. Внутри простое, но очень красивое убранство с нервюрным сводами, но при этом фотографировать там запрещено - первый раз такое вижу у греко-католиков! То ли статус Лавры обязывает к строгостям, то ли студийский устав:



На котрфорсе - герб Шептицких. К какому из двух Шептицких - Андрею (начало ХХ века) или Афанасию (начало 18 века) он относится, точно не знаю - но скорее всё же ко второму.



Слева от собора - корпуса 18 века с росписями на стенах. Плитку подметают трое монахов "в штатском":







Напротив фасада - галерея, а в галерее настоящий музей:







Самый ценный памятник здесь - ренессансное надгробие Ванька Лагодовского, возобновившего обитель в 16 веке. Таких на всю Украину известно три - ещё Константина Острожского (было в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, сохранились обломки) и Адама Киселя (в церкви села Низкиничи под Нововолынском)





Продолжает галерею коридор в Митрополичьем дворце, украшенный современными и историческими фотографиями униатских святынь, деятелей, событий:



Церковная лавка тоже имеется, и очень большая:



В общем, неожиданно тихое место. Говорят, паломническая гостиница летом всегда занята полностью, а зимой только по выходным - но в ней всего двести мест. Уневская лавра, оставаясь греко-католическим монастырём №1, не относится к числу главных паломнических центров. Говорят,совсем другое дело - Зарваница, столпотворением не уступающая Почаевской лавре. Сравнивать же Унев с Почаевом, как мне кто-то советовал - не совсем корректно.



От монастыря я поднялся на Чернечью гору, где едва ли не с 11 века стояло укреплённое селение - сохранились остатки валов, кусочки домонгольской плинфы (тонкого кирпича), но что это было точно и когда исчезло, единого мнения нет. Там же монастырское кладбище, где мне было приятно просто посидеть и полюбоваться закатом сквозь кресты и стволы:



На земле "казацкий крест" 17 века - напоминание о Хмельничине:



Спустился я к заднему двору, перейдя по мостику речку Гнилая Липа:





Здесь есть курган с крестом - наверное, чья-то братская могила:



Непонятный мегалит, похожий на трон:





Я не знаю, есть ли ещё в мире места, подобные Западной Украине, где мирно сосуществует такое количество христианских конфессий: православные трёх церквей, греко-, римо- и армяно-католики, лютеране, баптисты и всякие сектанты, староверы (у которых роль лавры играет Белая Криница), армяне, а может и кто-то ещё. А всё вместе, в сочетании с крестьянским селом, где люди пашут поля на лошади, складывается в какую-то совершенно непвоторимую гармонию - и этим ощущением Западная Украина порой напоминает Русский Север.



Из Унева я выбрался, напросившись в машину к супружеской паре из Перемышлян - ждать автобуса два часа не хотелось. А из Львова я поехал ночным поездом в Житомирскую область, о которой рассказал в самом начале серии. Круг замкнулся. Это был мой третий приезд в Западную Украину, и уверен, что не последний - на очередь Карпатский регион по обе стороны гор и "работа над ошибками" (то есть пропущенными местами) в Галиции, Подолии, Буковине, Волыни...

А завтра вечером уезжаю совсем в другие края. В Казахстан...

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Червоноград. Шахтёрский край в Галичине.
Сокаль и Жвирка.
Белз. Средместье и Замочек.
Белз. Люблинское предместье и Заболотье.
Немного Галиции.
Свиржский замок.
Перемышляны. Обыкновенный городок.
Унев. Шестая лавра.

Date: 2011-12-09 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Очень красивый, добротный монастырь! Такое состояние, вне времен и страстей! Природа очень красивая, поля, прелески! Очень насыщенная и интересная поездка у Вас получилась! Попутешествовала вместе с Вами. Большое спасибо, пролили свет на запутанную историю края. Удачной и интересной поездки в Казахстан, буду ждать новых рассказов!

Date: 2011-12-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо!
Да, история здесь правда запутаннее некуда.

Date: 2011-12-09 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
>>>О том, что эта улица ведёт к главному монастырю целой конфессии, не напоминает почти ничего

Унив является главным монастырем УГКЦ формально, в реальности он "первый среди равных"(Крехив и Гошив мало ему чем уступают).

Главным местом паломничества для греко-католиков является находящаяся в Теребовлянском районе Тернопольской области Зарваница. Стендами с указанием в каком направлении к ней двигаться и сколько еще километров осталось заставлена вся область )

Date: 2011-12-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Про Зарваницу я упоминал, и даже ссылку поставил на статью википедии. Когда-нибудь и туда доберусь, и в саму Теребовлю.

Date: 2011-12-09 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Компактная, красивая.

Date: 2011-12-09 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
а может и кто-то ещё
Не знаю, к сожалению или нет (как по мне, так к сожалению), но современность весьма в этом смысле упрощена сравнительно с прошлым. Тогда мы могли дополнительно похвастать наличием иудаизма самых различных направлений, армян тоже было побольше, были и караимы со своей странной религией. Жаль, с исламом не сложилось, я бы не возражала, появись где-то еще и мечеть с муэдзином :-)

Date: 2011-12-09 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну, места соприкосновения христианства-ислама-иудейства в мире ещё есть, например Израиль или Стамбул.
А вот есть ли где-то ещё места, на которых соседствует такое количество разновидностей христианства - я даже не знаю.
А ислам лучше прижился в Беларуси, свой татарский субэтнос, десяток деревянных мечетей в разных городах. Но зато там никогда не было армян.

Date: 2011-12-10 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Да наши армяне тоже успели почти полностью ассимлироваться еще до середины 20-го века. Уже тогда там только и осталось, что необычно звучащие фамилии.
Но вот еще в Вашу копилку, в доказательство того, что и местные жители иногда не в силах разобраться, кому принадлежит некая церковь. Есть у нас (все тот же Самбор) один храм, где на одном этаже собираются представители одного патриархата, этажом ниже - другого (только не спрашивайте меня, какого, я вообще путаюсь в таких вещах :-) ) Настоятели этих вроде-бы-разных-храмов - родные братья.

Date: 2011-12-10 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Сейчас есть в количестве 8 тысяч человек. Видимо, при Союзе понаехали.

Date: 2011-12-10 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] olgaolh.livejournal.com
Христианство и ислам тесно соприкасаются в Болгарии. По горной дороге в христианский Рильский монастырь сплошные поселения болгар, предки которых приняли ислам, сохранив себе жизнь. Мечети мелькают одна за другой.
Еще я обратила внимание на особенность болгарской христианской веры в небольшом приморском городе Поморие. На многих воротах домов – коттеджей и на стволах многих деревьев по городу прикреплены фотографии умерших родственников, которые могут висеть по 10-15 лет. Я даже не поняла, когда они их снимают.
Спасибо за отчет о поездке, за интересные фотографии и очень насыщенный исторический материал. Что касается религии, то не устаю удивляться и любоваться красотой многочисленных разнообразных архитектурных воплощений в церквях, костелах, мечетях, синагог, монастырей и лавр.
Осмыслить в короткий срок историю и разновидности христианства на Западной Украине представляется сложным.


Date: 2011-12-09 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Тоже не могу церковь найти, может, ещё кто знает.

Date: 2011-12-09 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Эх, сглупил я, что поленился подойти...

Date: 2011-12-09 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Это же (http://img-fotki.yandex.ru/get/4423/50083820.1c4/0_a2246_db80c9f3_XL) надгробие Ванька Лагодовского, возобновившего обитель (XVI в.). Из таких ренессансных надгробий на Украине ещё известны только на могиле Адама Киселя (http://www.art.lutsk.ua/art/nizkinich/photo.jpg) и Константина Острожского (http://litopys.org.ua/ivakin/ivps38.jpg).

Date: 2011-12-09 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Внёс в пост! Не знал о степени его ценности.
А где теперь надгробие Острожского? Я его не помню в Остроге или Дубно...

Date: 2011-12-09 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Находился в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры. В 1941 году практически разрушено вместе с собором( сохранилось фрагментарно, правда не знаю, где сейчас находится. А надгробие Киселя до сих пор находится в Свято-Успенской церкви в селе Низкиничи Волынской области.

Date: 2011-12-10 12:14 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, тоже внёс в пост!

Date: 2011-12-09 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Счастливого пути тебе, Илья! Лавра интересная и тихая. А студийский устав отличается от остальных католических тем, что он православный, восточного происхождения, и господствовал в России до борьбы иосифлян и нестяжателей.

Date: 2011-12-09 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо!
Сейчас внесу в пост про устав.

Date: 2011-12-10 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Тут интересно то, что митрополит Андрей с братом Климентом фактически были основателями сегодняшних студитов и сам Андрей Шептицкий приложился к составлению их Типика. Этот акт, кстати, вполне можно рассматривать в контексте обращения эпохи к образцам прошлого - подтверждения значения томизма или григорианского пения на Западе, или активные розыски в области церковных древностей христианского Востока. Вообще их считают более ориентированными на славяно-византийскую традицию, чем василиан. И не жалующими латинские влияния.:)
Присоединюсь к пожеланиям удачной дороги.

Date: 2011-12-10 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Да, совершенно верно. Студиты, кроме прочего, были задуманы как некое противопоставление василианам, которые к тому времени уж слишком сбились на иезуитский лад. Что любопытно, противоставление "восточников"-"западников" сохранялось в УЕКЦ вплоть до 45 года, Шептицкий был "восточником", станиславский епископ Хомишин - "западником". А в 30-х годах они вообще резко противостояли по вопросу о целибате духовенства.

Date: 2011-12-10 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
Плюс редемптористы.

Главный пункт противостояния между "восточниками" и "западниками"( в лице Хомышина) состоял в возможном переходе на григорианский календарь в богослужебной практике.

Date: 2011-12-10 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
По поводу целибата тоже было нехилое противостояние. Один из выпускных курсов, кажется, Перемышельской духовной академии вообще отказался от посвящения.

Date: 2011-12-10 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Ну, в некотором роде это противостояние и сейчас есть. Хотя и на несколько другом уровне. Плюс, я знаю случаи попрекания студийством кардинала Гузара.
Почему, иезуитский лад? Я бы не сказал, что латинизация не-латинских обрядов в КЦ как-то особо связана с иезуитами.

Date: 2011-12-11 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Не латинизация конкретно, а именно устав и вообще принципы деятельности ордена василиан во многом копировали аналогичные иезуитские. Они ведь и обучение устраивали за иезуитскими образцами, и реформирование (как же оно называлось - Добромыльская реформа, кажется) происходили при участвии иезуитов.

Date: 2011-12-11 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
случаи попрекания студийством кардинала Гузара
В сущности, по той же причине: нельзя отдавать предпочтение какому-то одному течению, необходимо как-то их гармонизировать.

Date: 2011-12-09 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] valery-medved.livejournal.com
счастливого пути и спасибо за рассказ!

Date: 2011-12-09 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Уютно. Плодотворной поездки в неизведанные земли!

Date: 2011-12-09 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Карпаты буду ждать с нетерпением. Потому что в памяти сохранились очень своеобразные храмы, а фотоаппарата тогда не было.:(

Date: 2011-12-09 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Там вообще, как я понимаю, своеобразия хоть отбавляй. Но это не раньше лета...

Date: 2011-12-10 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
С большим интересом прочитал но только пост но и (особенно!) комментарии.

Date: 2011-12-10 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
>>>но при этом фотографировать там запрещено - первый раз такое вижу у греко-католиков! То ли статус Лавры обязывает к строгостям, то ли студийский устав

Я думаю это вызвано тем что там находится чудотворная икона. Фотографировать, если очень хочется, можно, но только не демонстративно и без вспышки. Вспышки отвлекают людей и могут со временем вызвать повреждение полотна.

Date: 2011-12-10 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Не знаю, не появилось ли какое-то новое веяние, но ярлычки с запретом фотографирования я уже видела в нескольких греко-католических храмах.

Date: 2011-12-10 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gella-volvo.livejournal.com
УнИв разве не от унии. Тогда почему у Вас УнЕв ?

Date: 2011-12-11 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Название "Унів" вовсе не от "унии". Это слово со старославянским корнем.

Date: 2011-12-11 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] gella-volvo.livejournal.com
С каким? Что значит? И значит УнЕв правильно?

Date: 2011-12-11 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
По одному из предположений, корень этот значит нечто вроде "богатый", изобильный". Так ли это доподлинно, сказать не умею, но название довольно древнее, во всяком случае, более старое, чем переход монастыря в унию.
Думаю, что по правилам передачи звуков в украинских названиях, вполне допустимо по-русски писать "Унев" Как Київ-Киев.

Date: 2011-12-10 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
Спасибо Илья очень красивый репортаж , ощущение тихой обители передано отлично,
особенно понравился последний снимок, где над куполами инверсионный шлейф от самолета

Date: 2011-12-10 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
много желто-блакытных прапоров на шестах понатыкано...
я привык у нас над парадными их видеть, довольно часто, с траурными ленточками,
траурных дней наукраине больше чем праздничных.
В России просто ни кому в голову не придет у себя возле дома втыкать Российский флаг :)
да и в Новороссии я такого не встречал

Date: 2011-12-11 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
А Вы приедьте когда-нибудь в Мукачево и посчитайте венгерские флажки в Паланке.

Date: 2011-12-11 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
венгерские в Паланке это понятно, нацменьшинство на чужбине, свой родной флаг ...
а вот ж/б почему? ведь вроде у себя на батькёбвшыне, 20 рокыв нэзалэжднозти, или вуйки никак не могут поверить и привыкнуть к внезапно свалившемуся с неба счастью - незалежднозти, вот и втыкают от избытка чувств

Date: 2011-12-11 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Венгерские ленточки в Паланке повязывают вовсе не местные жители, а венгерские туристы. Почему-то им это нужно. Точно так и нам это зачем-то нужно. Может, не поверите, но я еще застала времена, когда в школе могли отчитать ребенка за то, что он на уроке труда наклеил желтую звездочку на синюю бумагу.
Оффтопически - Вы никогда не слыхали о суперпопулярной львовской музыкальной группе конца 70-х, назвавшейся "Вуйки"? Поинтересуйтесь, пожалуйста, почему она избрала это название.

Date: 2011-12-11 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
У нас как-то в Одессе Львовских фолкмузыкантов не слыхать, их громкая слава до нас не доходит...Хотя если бы из украины в Одессу приехала группа с таким экзотическим названием ,,Вуйки,, то безусловно это бы привлекло внимание одесситов, ходили бы байки от том что мол ,,сам своими глазами видел как к филармонии подъехал лесовоз и
стали разгружать ...бревна смэрэки ??? - нет, трембиты,,

Date: 2011-12-11 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Пожав плечами скажу - дело ваше. И на этом, позвольте, закончим разговор.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:18 am
Powered by Dreamwidth Studios