varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Так сложилось, что "под Россией" на Волыни не было больших городов: губернский Житомир располагался за её историческими пределами, а большинство уездных городов (за исключением более крупного Ровно) насчитывали от 8 до 15 тысяч жителей, и примерно равны Луцку были Кременец, Острог, Ковель, Изяслав... Луцкий старый город, раскинувшийся вокруг замка в излучине Стыри, по сути и остался уездным - маленький и очень ветхий, но с многочисленными памятниками средневекового расцвета.

Хотя в прошлой части мы вышли в Старый город под стенами замка, но сейчас пойдём со стороны ещё не показанного Нового города по пешеходной улице Леси Украинки.

Провести чёткую границу между Старым и Новым городами Луцка довольно сложно: уездно-средневековый район ограничен Ковельской улицей, но при этом огромный Троицкий собор стоит на Театральной площади у самого проспекта Воли. Собор и площадь я покажу лишь в следующей части (эта и так перегружена), но именно оттуда в центр ведёт местный арбат - улица Леси Украинки:



Здесь перемешаны постройки межвоенного времени, когда Луцк резко поднялся, став центром воеводства:





И типично русская эклектика, которая у меня больше ассоциируется с купеческим Поволжьем:





Боковые улицы уже почти целиком "польские" - скорее всего, в уездном Луцке на месте этих домов стоял частный сектор:



Идя от Театральной площади, сверните направо во вторую по счёту улицу - увидите местный Домик Петра. У первого императора биография была не в меру богатой, помотался по свету он немало, любил демонстративную скромность, и "домики Петра I" есть и в десятке российских и не российских городов. Чаще всего на эту роль ставят просто единственный сохранившийся на весь город дом той эпохи, но в Луцке явно было, из чего выбирать - так что вполне вероятно, этот император действительно был здесь:



Идём дальше по улице Леси Украинки. Скульптуры:





В квартале от Ковельской - монастырь тринитариев (1729), ордену принадлежавший недолго, а в собственности города служивший то тюрьмой, то больницей. Здание на самом деле П-образное в плане, и рядом ещё один точно такой же фасад. В проёме правее здания открывается хороший вид на крепость:



Как мне показалось, в качестве променада улица Леси Украинки не слишком удалась - благоуйстройство свелось к отсутствию проезда и грубой бетонной плитке, поесть толком негде, на первых этажах в основном магазины и турагентства - улица производит впечатление скорее торгово-деловой, чем прогулочной. Ещё интереснее будет, если свернуть во дворы - вот этот двор, например, почти напротив площади с верхнего кадра:



Луцкая изнанка по-настоящему впечатляет своей ветхостью на грани трущобности, которая по мере приближения к замку только нарастает. Более того, и двор на верхнем кадре по карте значится как параллельная променаду улица Горького. Чуть дальше по ней я наткнулся на заброшенный кинотеатр, причём так и не смог определить "на глаз", какого он времени - польский или советский:



Следующая улица - Богдана Хмельницкого, автомобильный "дублёр" улицы Леси Украинки, и едва ли не единственная увиденной мной в Луцке крупная улица с брусчаткой - всё-таки чаще здесь предпочитают асфальт.







Обе улицы выходят на Ковельскую у так называемой площади Братский Мост, которую, впрочем, опознать можно только на карте - ни моста, ни даже площади я здесь не заметил, зато в перспективе Ковельской открывается отличный вид на крепость. От Братского моста расходятся ещё три улицы: Даниила Галицкого (фактически - продолжение улицы Леси Украинки), Драгоманова и Братковского. Последняя - самая живописная и самая ухоженная в Старом городе, ведёт прямиком к Петропавловскому костёлу:



Больше всего понравился вот этот домик неопределенного возраста, но легко подумать, что в нём жил какой-нибудь средневековый купец. Как и Каменец-Подольский, Луцк сохранил немало зданий 16-17 веков, но точно так же большинство из них утратили изначальный облик, а то и просто сохранили с тех времён лишь фундаменты.



Вообще, как-то так получилась, что "чистый" центр вдоль Братковского и начала Драгоманова я толком обойти забыл. Особенно жалко, что не прошёл по улице Драгоманова, где сохранился дом семейства Косач (если кто не понял, Лариса Косач - это Леся Украинка, и в этом доме она выросла) и музей-аптека... известная опять же тем, что Леся там покупала лекарства, когда болезнь (туберкулёз костей) только начинала одолевать её. Впрочем, с творчеством Леси я всё равно не знаком (в оригинале я не осилю, а в переводе поэзия уже не поэзия), поэтому и позволил себе такой промах.



Как видите, "чистый" центр довольно интенсивно зарастает новостройками - но хотя бы под старину и не слишком большими. На самом деле масштаб своей ошибки я понял лишь при написании поста: сейчас начнут местные ругаться на то, что я, такой-сякой, целенаправленно пытаюсь их город очернить и ухоженные улицы в центре не показываю ну конечно же специально! А в целом в этой части Луцк очень похож на Гродно.
Краешек местной площади Рынок, по сути просто оазвилка Галицкого и Драгоманова:



Довольно оживлённая Галицкого - главная ось "старого города". Застройка на ней, правда, весьма эклектичная - в кадре типовая советская баня, пара уездных домиков и синагога-крепость 17 века:



В квартале друг от друга стоят две православные церкви. Почти на перекрестке с Ковельской, между Рынком и Братским Мостом - Крестовоздвиженская, построенная в 1619 году как центр Луцкого братства на средства Гальшки Гулевичивны, одной из основательниц аналогичного братства в Киеве. Православные братства в Речи Посполитой возникли на рубеже 16-17 веков как один из ответов на униатство: хотя формально православие здесь никто не запрещал, не принявшие унию приходы старались ликвидировать любыми условно-законными средствами, не говоря уж о том, что к 17 веку у польско-литовских православных почти не осталось влиятельных меценатов. Сопротивлялись православные тоже законными методами: братство и склонить к унии сложнее, чем отдельный приход, и общий денежный фонд позволял поддерживать школы, больницы, типографии. На Волыни мирная борьба двух конфессий была особенно интенсивной: так, местный епископ Афанасий Пузина в те же годы умудрился перейти из греко-католичества назад в православие.



К началу 18 века униатство победило почти во всей Речи Посполитой, и в 1713 году Луцкое братство закрылось, а здания перешли василианами (унитаским монахам), которых отсюда выгнали в 1795 году... правда, ненадолго - в 1803 монастырь сгорел, и восстановили его опять же греко-католики, которые здесь оставались вплоть до ликвидации унии в 1833 году. Новым хозяином стали евреи, устроившие здесь магазин, В 1865 здания вновь перешли православным, церковь было решено разбирать и строить заново, но тут опять случился пожар... В общем, нынешним обликом церковь обязана реставрации 1888 года, и аутентична здесь только апсида. По изображениям старых руин видно, что это был характерный для Западной Украины храм-крепость.



От улицы Даниила Галицкого здесь отходит улица Гальшки Гулевичивны, по которой мне надо было пройти пару сотен метров - тогда бы я увидел Армянскую церковь (1427), сгоревшую в 1845 году и отстроенную лишь в 1954 уже в качестве жилого дома. Впрочем, о том, что это был храм, сейчас не напоминает уже ничего, но жить в шестисолетних стенах... Как выглядела эта церковь в лучшие времена, остаётся только догадываться, но вряд ли ярко - на Волыни не было таких армянских общин, как в Галиции и Подолии, и в Луцке они оказались лишь потому, что это был большой и богатый город.


(из украинской Википедии)

Вторая православная церковь на улице Галицкого - Покровская, основана была ещё Витовтом, нынешнее здание 1625 года (как и Крестовоздвиженская, явно расчитана на оборону), а облик - и вовсе 1870-х. Ныне это кафедральный собор Московского патриархата на Волыни.



Был в этих краях и ещё один храм, опять же указывающий на "литовское" прошлое - караимская кенасса, да при том деревянная, да при том 18 века. Караимы - один из самых загадочных народов, испокон веков живший в Крыму и оттуда в эпоху мусульманского господства разошедшийся по городам Великого княжества Литовского. Их осталось менее тысячи человек, но у них собственная религия караизм - то ли очень обособленная ветвь иудейства (по крайней мере евреи караизм не признают), то ли вообще четвёртая среди авраамических религий (христианство, ислам, иудейство). Как бы то ни было, в Литве, Беларуси, Украине и Восточной Польше сохранилось немало кенасс - караимских молельных домов. Луцкая считалась старейшей на Украине вне Крыма... но сгорела в 1972 году.


(из украинской Википедии)

Зато осталась улица Караимская, которая спускается к лютеранской кирхе:



На Волыни со времён Великого княжества Литовского были сильны позиции протестантов, в первую очередь лютеран, к которым Российская империя (где до 1/4 высшей элиты составляли этнические немцы) относилась очень благосклонно. На Волыни в 19 веке поселились и немецкие колонисты, которые по всей империи успели зарекомендовать себя прекрасными фермерами. Построенная в 1906 году луцкая кирха едва ли не самая большая на Украине, и уж точно самая высокая. Ныне она называется Дом Евангелие "Храм Христа Спасителя" и принадлежит баптистам. Кажется, 11-го ноября (день моего приезда) там был какой-то праздник - у церкви стояло два больших автобуса, внутри было не протолкнуться. Но весёлая баптистская служба, больше напоминающая концерт, оставляет неизгладимое впечатление.



Дом Пастора того же времени:



За кирхой - колоритнейшая Лютеранская улица с частным сектором начала ХХ века:



Украшение одного из домов:



Улица обрывается прямо в лугах у Стыри, где мне повстречался вот такой вот автораритет... Впрочем, в украинской глубинке реально встретить и "Победу" на ходу, и даже трактор времён первых пятилеток.



По этой улице я пошёл совершенно случайно - и каково же было моё удивление, когда в её конце я обнаружил небольшой Дом-с-Химерами:



У меня было две мысли, что это такое: или мастерская скульптур, или особняк цыганского барона. Первый вариант оказался ближе к истине - это дом Николая Голованя, местного скульптора, чьи работы я уже показывал в первой части. Это, конечно, не столь авангардно, как творения Николая Мазура в Хмельницком, но гораздо ближе к искусству в традиционном смысле слова. В скульптуре я понимаю мало что, но смотрится здорово!









Правда, есть сведения (в том числе даже здесь), что часть скульптур хозяин вывез со старого католического кладбища...

Далее я вернулся на улицу Галицкого. Её длина - около 600 метров, а сколько всего интересного! Концентрация древностей тут достойна Старого Львова вокруг площади Рынок. Изнанка же здесь куда более ветхая и колоритная, чем на улице Леси Украинки:





А эта вот стенка - на самой что ни на есть красной линии:



Завершает улицы синагога Малый Замок (1624-33), она же Большая и Главная. Синагоги в Западной Украине в те времена почти всегда строились с расчетом на оборону, почти все имели ренессансные завершения... но Луцкая синагога ещё и официально была частью городских укреплений и использовалась как крепостная башня. Композиция с башней на углу очень необычна - я знаю о чём-то подобном в белорусском Быхове. Ещё один отголосок литовского прошлого...



На стене синагоги - мемориальная доска жертвам Холокоста, внутри - спортивный клуб. Почти от синагоги начинается автомобильный мостик, а за речкой Стырь - предместье Гнидава. Я здесь свернул и пошёл в другую сторону, к замку, в самое сердце Старого города в конце улицы Драгоманова:



Здесь примечательна Волынская семинария Московского патриархата в корпусах Доминиканского монастыря (1728):



А окрестные кварталы просто поражают своей запущенностью. Особенно дворы у стен Окольного замка, которые я облазил в поисках прохода к Чарторыйской башне. Скажем, вот в этом дворе (он же на этом кадре) первым, что я ощутил, был запах кипятка и мокрых перьев. С одной стороны двора я увидел курятник, с другой - гусятник, а в ржавом гараже сидела женщина и ошипывала куриную тушку. Только удивило меня не это (тем более что в 1990-е годы и моя бабушка держала кур, и процесс их превращения в суп я наблюдал на даче десятки раз), а то, что мне ещё не случалось такого видеть - курятники в самом центре крупного города!



Даже после Житомира, Николаева с его мёртвыми верфями, Луганска, о бедности которого знает вся Украина, Луцк меня поразил своей... ну скажем так, экономической депрессивностью. Я как-то этого не ожидал: ведь и граница рядом, и Луцкий автозавод не простаивает (только делает теперь не "советские джипы", а маршрутки), и поля кругом возделываются исправно, но вот как есть... Особенно велик контраст с цветастым и чистеньким Ровно. Так что у нынешней Волыни две столицы: одна экономичееская, другая - культурная.



Да, прежде чем писать, что де я очерняю Украину - ознакомьтесь, что ли, с трущобами Астрахани. Прилегающий к замку район Луцка напомнил мне именно астраханские слободы... но только стоит иметь в виду, что в Луцке это по сути всего пара кварталов.
В третьей части - о польском Новом городе, разительно непохожем на эти районы.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Немного Галиции.

Date: 2011-12-03 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
В Гродно тоже почти в центре есть курятники. По крайней мере были до недавнего времени :) Что поделать - это нормально практически для любого города, выросшего из средневекового, но не доросшего до столичного статуса и сохранившего частный сектор в окрестностях центра.

Date: 2011-12-03 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Гродно?
Надо же... Ни в России, ни в Беларуси такого не видел, разве что в совсем частном секторе типа "деревня внутри города", а здесь ведь двухэтажные домики... То есть, может быть это и правда есть везде, но не в таком количестве.

Date: 2011-12-03 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Да, частный сектор, хотя, не так давно еще недалеко от ул. Советской (на нонешней Траецкай) были вот такие двухэтажки без удобств (у меня одноклассница там жила давно-давно) и там некоторые кур держали, а то и кроликов. Теперь там все отремонтировали, реконструировали, облагородили.

Date: 2011-12-03 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Как раз читала воспоминания некоего поляка, проведшего военные годы в Париже. Так тогда и парижане держали кур, и не только кур, но и свиней также :-)

Date: 2011-12-03 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Ну, во время войны это был вопрос выживания. Думаю, в Питере бы держали, если бы возможность была.

Date: 2011-12-03 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Ленинграде вот всемирно известный снимок:
http://newtimes.ru/upload/medialibrary/33b/156-60-01.jpg

Date: 2011-12-03 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] brune-hilda.livejournal.com
Ага. Просто с животными сложнее.

Date: 2011-12-03 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
среди элиты немцев было много - да, но протестантов считанные единицы (Бирон, и все пожалуй) в РИ сделать карьеру при дворе на уровне империи, не будучи православным было практически невозможно, вышеуказанный персонаж скорее счастливое исключение (на местном уровне, разумеется, протестантов было гораздо больше)

Date: 2011-12-03 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Всё равно я так думаю к другим немцам, не настроенным делать карьеру при дворе, они относились благосклонно.

Date: 2011-12-03 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
А как же "большой квартет" министров Николая Первого - граф фон Бенкендорф, граф Нессельроде, граф Клейнмихель и барон Канкрин?

Date: 2011-12-03 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
Бенкендорф был православным...

Date: 2011-12-03 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com
По поводу дома "с химерами". Некоторые скульптуры автор делал сам, некоторые - это надгробия старого польского кладбища.

Date: 2011-12-03 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот это ничего себе! А кладбище, я так полагаю, как раз за Лютеранской улицей было?
Можно какую-нибудь ссылку, а то вносить такую информацию в пост без проверки не хочу.

Date: 2011-12-03 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com
Не знаю про ссылку и кладбище. Мне про все это рассказала его соседка: минут 40 рассказывала про хозяина и его дом. Что территорию под дом он захватил незаконно, что он всех достал и редиска (нехороший человек).
А то, что могильные надгробия с латинскими надписями возле дома сложены - это 100% я видел. Может даже и фотки есть, надо дома посмотреть.

Date: 2011-12-03 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com
http://www.castles.com.ua/lut.html
Тут есть, только на украинском языке.

Date: 2011-12-03 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, теперь добавил.
Мне это почему-то напомнила "дом Сутягина" в Архангельске: там один предприниматель, в прошлом вроде бы бандит, построил 12-этажный деревянный особняк, с которого было видно Белое море. Кончилось всё тем, что башню снесли из соображений безопасности - если загорится и рухнет на другие дома (а стоит ли говорить, что предместья там целиком деревянные), будет катастрофа. Сходство же в том, что дом был почти официальной достопримечательностью Архангельска, а местные жители про хозяина говорили примерно то же, что соседи про Голованя.

Date: 2011-12-03 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Это был лучший дом города. Это я про дом Сутягина.

Date: 2013-01-05 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] cektop-0.livejournal.com
Доброжелательные соседи- это так по-человечески. Как и совестливо-порядочные журналюги :) Лучше б им было, если б эти надгробные плиты разбили кувалдами и закопали.

Date: 2011-12-03 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
На Волыни в 19 веке поселились и немецкие колонисты, которые по всей империи успели зарекомендовать себя прекрасными фермерами.
Чехов также было немало, уехали в послевоенные годы. А к "засилью Косачей" можно прибавить также улицу Драгоманова - он ведь Лесе родной дядя по матери :-)

Date: 2011-12-03 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Чехи вроде бы католики в основной массе? Или там именно чехи-протестанты селились?

Date: 2011-12-03 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
На Волыни чехи были католиками. Касательно преобладания лютеранства - нет, протестанты в основном принадлежали к разным кальвинистским деноминациям.

Date: 2011-12-03 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Нет, вроде бы католики. Они, впрочем, не особо религиозный народ, но оставили о себе память как об очень искусных земледельцах. да и вообще об хороших соседях, там и смешанные браки были очень нередки.

Date: 2011-12-03 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] gfdkbr9.livejournal.com
Отличные фотографии - улицы и вправду полупустые - все уехали на заработки в другие страны? ЕСть в Луцке какая-то экономика

Date: 2011-12-03 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да нет, на самом деле город вполне людный, просто я кадры стараюсь ловить без прохожих.
Экономика там есть, даже промышленность. ЛуАЗ сейчас делает микроавтобусы, его изделия в диких количествах можно видеть почти в любом городе Украины. Так что причины такой бедности даже и не совсем понятны. Ну или просто неблагоустроенность.

Date: 2011-12-03 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kitmoshko.livejournal.com
в тёплый солнечный летний день мне показалось там красивее...
хотя понимаю, что ты более близок к реальности....
спасибо за пост...

Date: 2011-12-03 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В тёплый солнечный день почти любой город красивее, исключения я могу по пальцам пересчитать.
Мне в Западной Украине с погодой обычно не везёт.

Date: 2011-12-03 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] glas-vekov.livejournal.com
>>>Православные братства в Речи Посполитой возникли на рубеже 16-17 веков как один из ответов на униатство

Все было наоборот - уния возникла не в последнюю очередь как ответ на ставропигийские братства. Это, в конце концов, можно из хронологии понять.

Date: 2011-12-03 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Очень понравился домик на фото №5. Оригинально реставрирован домик №4, верхушка такая древняя! А стихи Леси Украинки даже в переводе звучат хорошо:
Уста твердят: Ушел он без возврата,
Нет, не покинул, — верит сердце свято.
Ты слышишь, как струна звенит и плачет?
Она звенит, дрожит слезой горячей.
Здесь в глубине трепещет в лад со мною:
«Я здесь, я здесь всегда, всегда с тобою!»
И в песнях ли хочу избыть я муку,
Иль кто нибудь сожмет мне нежно руку,
Иль задушевный разговор ведется,
Иль губ моих губами кто коснется —
Струна звенит, как эхо надо мною:
«Я здесь, я здесь всегда, всегда с тобою!»
(Уста твердят: Перевод А. Островского.)
Спасибо за пост! И комментарии всегда читать очень интересно!

Date: 2011-12-03 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Уста говорять: «він навіки згинув!»
А серце каже: «ні, він не покинув!»
Ти чуєш, як бринить струна якась тремтяча?
Тремтить-бринить, немов сльоза гаряча,
Тут в глибині і б’ється враз зі мною:
«Я тут, я завжди тут, я все з тобою!»
(http://myslenedrevo.com.ua/studies/lesja/works/verses/alone/035ustagovorajt.html)

Date: 2011-12-07 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
тремтить-бринить...тремтяча...русскому уху тяжело уловить музыку этих строк :)
перевод значительно выразительней на мой взгляд...
что поделать, переводчики часто бывали большими стилистами чем авторы, кого не печатали при совке, те перебивались переводами... А.Тарковского при жизни не издавали, позволяли переводить ,,поэтов,, Кавказа и Средней Азии

Date: 2011-12-07 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Дело вкуса. Леся Украинка, как не живущая при совке, на услужливых переводчиков не уповала. Кстати, Байрон в переводах тоже имеет более совершенные рифмы, чем в оригинале: неизбежно теряя в выразительности или передаче игры слов, переводчики компенсировали это рифмами.
(deleted comment)

Date: 2012-07-26 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Так, а вот обзываться не надо. Предупреждаю по хорошему, но ПОСЛЕДНИЙ РАЗ. Ведь не посмотрю на все симпатии и хорошие комментарии к внеукраинским темам - заблокирую вслед за проф.украми.

Date: 2011-12-03 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Город очень напомнил наши областные города в период 93-99 годов. Особенно кадром с шестисотым Мерседесом на фоне обшарпанного двора.

А по поводу кур - осенью 2004-го я сам слышал пение петухов на улице Сонина в Курске. Это почти у Знаменского собора, то есть центрее некуда.

Date: 2011-12-03 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати да, в именно Курске что-то такое припоминаю. Он меня из сельхозжизни другим потряс: по дороге к Триумфальной арке из окна троллейбуса где-то на полпути между центром и окраиной увидел двух козлов, преспокойно пасущихся на газоне. Причём частного сектора вокруг не было, скорее сталинки.

Date: 2011-12-03 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Ну такого я тогда в Курске не помню. Зато прикольнее.

Date: 2011-12-04 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] albokarev.livejournal.com
Армянская церковь была очень простая - прямоугольная постройка с толстыми стенами и под высокой двускатной кровлей, без особых признаков культового здания.

Семинария в доминиканском монастыре - не Московского Патриархата, а Киевского.
Луцк вообще один из основных центров "филаретовцев". У РПЦ МП в нём только Покровская церковь - ну и пара новопостроенных в последние годы на окраинах.

А вообще "старому городу" Луцка как раз фатально не повезло в царское время. Ему и до этого не очень везло, но в большинстве случаев основные постройки хотя бы XVIII века уцелели, а тут и они почти все повыбиты. В основном из-за катастрофического пожара в 1845, после которого не были восстановлены, а впоследствии - в 1860-70-х - разобраны - постройки городских католических монастырей. Сложно даже сказать, есть ли город на Западной Украине, которому не повезло бы в большей степени.
Костел доминикацев - снесли, костел бонифаторов - снесли, костел кармелитов - снесли, костел тринитариев - снесли. Костел бригиток - в 1890-х капитально перестроен и занят под тюрьму. Уцелели только костел иезуитов и костел бернардицев (ныне кафедральный собор УПЦ КП).
Тогда же, в 1890-х, сломали руины православной Дмитриевской церкви - тоже предположительно, XIII-XIV веков постройка была. Хорошо ещё Воздвиженскую не снесли окончательно.


Date: 2011-12-04 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
И это тоже роднит Луцк с городами Белоруссии...

Date: 2012-02-13 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] romek pawluk (from livejournal.com)
"Семинария в доминиканском монастыре - не Московского Патриархата, а Киевского."
Уважаемый albokarev, это не так. В быв. доминиканском монастыре находится как раз семинария московского патриархата ("сабодановская" или если угодно "сабодановцев").
"У РПЦ МП в нём только Покровская церковь" - Тоже неправда. У РПЦ нет в Луцьку ни одной церкви, Покровка принадлежит Украинской ПЦ МП.
Edited Date: 2012-02-14 08:52 am (UTC)

Date: 2012-02-13 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] romek pawluk (from livejournal.com)
Очень классный репортаж - интересный и объективный.
Кстати, заброшенный конотеатр построен еще поляками до второй мировой войныв 1939 году (это даже памятник архитектуры).
О Братском мосте - Вы просто не заметили его фрагментов. На этом месте был мост через реку Глушец (рукав Стыри, образующий остров). На этом месте мост был очень давно, но в 1930-х был построен капитальный железобетонный мост. Его назвали мост Казимира Великого (раньше он назывался Василианским, по имени близлежащего монастыря). На новом мосту стояли 4 бюста известных польских писателей - уроженцев Волыни.
Советы разобрали мост где-то в 1960-х годах, реку засыпали, бюсты исчезли.
А где-то в 1990-х годах во время реконструкции порщади были открыты фрагменти моста и установлена ограда.
Вот фото
http://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Photo/Ukraine.Lutsk/IMG_0092.jpg
http://chubik71sv.narod.ru/lutsk/bratskimost.jpg
Edited Date: 2012-02-14 08:49 am (UTC)

Date: 2012-03-02 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] pavel kustov (from livejournal.com)
www.znznb.com (http://www.znznb.com)
зайдите из Луцка пожалуйста!!!

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:18 am
Powered by Dreamwidth Studios