varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Продолжаем путь во Волыни с востока на запад, всё глубже в её историю - ведь так сложилось, что последние семьсот лет центр Волыни, напротив, постепенно смещается с запада на восток, от приграничного Владимира-Волынского до соседнего с Киевом Житомира. Но дольше всего, в 1324-1795 и 1921-39 годах (то есть почти весь польско-литовский период) столицей Волыни был Луцк - ныне центр Волынской области (255 тыс. жителей) в 70 километрах западнее Ровно.

От Луцка я, в общем, не ждал чего-то особенного, и может быть поэтому он превзошёл все мои ожидания. В Западной Украине я бы в плане достопримечательностей поставил его на третье место - после Львова и Каменца-Подольского (правда, пока я не был в Ужгороде), но при этом как и вся Волынь, Луцк сильно обособлен от остальной Украины: если навести марафет в агроренессансном стиле - будет самая что ни на есть Беларусь. О Луцке я расскажу в трёх частях: замок, Старый город и Новый город (т.е. сложившийся в межвоенное время). Начнём с замка - редкой на постсоветском пространстве полностью сохранившейся крепости 14 века, тем более - литовской крепости.

Так как вокзал и автовокзал в Луцке очень далеко от центра, будем считать, что Вы приехали на маршрутке (конечно же на "Богданчике", которые теперь выпускает ЛуАЗ) сразу к замку. Вот так он выглядит в перспективе Ковельской улицы, разделяющей Старый и Новый город, нависает над Центральным рынком. Да и по сути дела это не замок, а крепость, как в Каменце-Подольском - замками Украина обязана полякам, а здесь строили литовцы, да ещё и на месте древнего детинца.



Луцк (Луческ) известен с 1085 года как один из "Червенских городов", за которые в 11 веке Ярослав Мудрый воевал с Болеславом Храбрым. Большинство этих городов (Чевень, Велынь, Сутейск, Угровеск) ныне исчезли, из ныне существующих за Польшей остались Холм и Ярославль (не наш!), за Украиной - Луцк и Броды. Вплоть до 14 века Луцк был крепостью на восточных подступах к Владимиру, его не раз осаждали киевские князья и монгольские темники, и наконец в 1320 году завладел Гедемин, который спустя 4 года отдал город своему сыну Любарту, сделавшему Луцк новой столицей Волыни. До 1383 года Волынское княжество под властью Любартовичей было фактически независимым, вело войну с Польшей за Галицко-Волынское наследство, и в отдельные периоды (не дольше нескольких лет) в подчинении Луцка оказывались даже Львов и Галич. Наконец, в 1383 году Витовт окончательно присоединил княжество к Литве.



И нынешняя Луцкая крепость, она же замок Любарта, она же Верхний замок - целиком и полностью памятник эпохи Волынского княжества - 9/10 её ансамбля созданы в 14 веке: нижний ярус въездной башни и отдельные участки стен Любартом (1352-66), большая часть укреплений - Витовтом (1370-85), в более поздние времена - ренессансные верхушки башен и здания внутри крепости. В восточно-славянском мире единственный конкурент Луцкой крепости за звание "старейшей полностью сохранившейся" - псковской Изборск, не говоря уж о том, что это едва ли не единственная аутентичная литовская крепость (в отличие от замков в белорусской Лиде и литовском Тракае, на 2/3 воссозданных).



Крепость совсем небольшая - то ли круг, то ли треугольник около 110 метров в поперечнике. Литовские крепости отличались крайне малым количеством башен - скажем, у замков типа Лиды или Крево было вообще всего по 2 башни на углах. Здесь их чуть больше - а если точнее, три. Интереснее всего въездная Любартова башня: три первых этажа - самая древняя часть укреплений (времён Любарта), пятый этаж с ренессансным аттиком -  самая поздняя (16 век). В 18 веке башня получила капитальный ремонт, была укреплена контрфорсами, древние арки ворот заложили кирпичом (видимо, к ним до этого вёл деревянный мост), а новые ворота пробили ниже - сквозь цоколь:



Вид Любартовой башни изнутри. В деревянном домике у подножья - касса (вход в замок платный), а на заднем плане видна верхушка Чарторыйской башни Нижнего замка, до которой мы дойдём в конце поста.



От ворот открывается вот такой вид - впереди Владычья башня (всё, что я не снабжаю датой - 1370-х годов) и Дом Епископа, он же "поветное (уездное) казначейство" (1814):



Большая часть крепости изнутри выглядит так - в центре крипта Богословской церкви 12 века, а на заднем плане Стырова башня (название от реки, на которой стоит город - Стырь!). Как ни странно, сходить в ту часть крепости я почему-то напрочь забыл.



Непосредственно к Любартовой башне примыкает ещё одно очень интересное место: "шляхетский дом" (1796, изначально уездная канцелярия), ныне занятый краеведческим музеем, и фундамент древнего княжьего дворца:



Луцкая канцелярия непрерывно работала более четырёхсот лет, со времён Свидригайло до 1840 года, выписав такое количество документов, что по преданию один переписчик в 20 веке только составляя список их заголовков успел протереть рукой дубовый стол. А княжеский дворец примечателен в первую очередь событиями 1429 года, когда в Луцке прошёл уникальный для восточно-славянского мира съезд средневековых монархов, длившийся ни много ни мало 13 недель и посвящённый вопросам помощи Византии (или же раздела её наследства) и борьбы с новой напастью - турками (которые, как известно, через пару десятилетий стали единоличными хозяевами просуществовавшей более тысячи лет Византийской империи). Список делегатов впечатляет: польский король Ягайло, великий князь литовский Витовт, великий князь московский Василий II с митрополитом Фотием, император Священной Римской империи Сигизмунд, датский король Эрик Померанский, тевтонский гроссмейстер Пауль фон Русдорф, валашский господарь Дан II, папский легат и византийский посол. Все, само собой, с многочисленными свитами. До чего они договорились и договорились ли до чего-то вообще, я не знаю, но светопреставление судя по всему было знатное.



Сейчас на фундаменте дворца, где они заседали, стоит пара макетов средневековых орудий и непонятная шахматная доска с фигурками в человоческий рост. Вообще, всяких инсталляций и украшений в Луцком замке очень много, и здесь просто не могут не проходить периодически какие-нибудь рыцарские фестивали.



Ещё парочка метательных машин и печатный станок середины 20 века украшают Дом Епископа:



Последний не случаен: на верхнем этаже Епископского дома - второй посещенный мной за эту поездку музей книгопечатания (после Острога). Больше всего запомнился макет печатного станка 15 века и интеллигентный и прекрасно владеющий русским языком хранитель Юрий Наумович, с которым мы ещё встретимся чуть позже. А вот "Острожской Библии" здесь не оказалось...



Владычья башня же для туриста самая актуальная. В её нижнем ярусе - темница:



К третьему ярусу ведёт шаткая и довольно стрёмная деревянная лестница, ведущая на стену (обратите внимание на трубы из земли - о них позже):



Третий ярус можно пройти насквозь, но там (а также на четвертом ярусе) находится небольшой и крайне насыщенный  музей колоколов, где стенды с исторической и технической информацией едва ли не интереснее самих экспонатов:



Из окон четвёртого яруса как на ладони Старый город, над которым возвышаются Петропавловский костёл (1616-39, изначально иезуитский коллегиум), лютеранская кирха (1906, ныне баптистская) и Покровская церковь (1625, основана ещё Витовтом):



А из бойниц на замковой стене прекрасно виден базар. Это соседство отмечали многие туристы, почти всех оно коробило - почему этот грязный рассадник мелкого криминала прямо под древними стенами?



Почему-почему - да потому что где-то здесь он был и в Средние века! Кто знает - может быть, этот рынок непрерывно существует со времён князя Любарта, а то и Древней Руси. И торгуют на нём в наше время отнюдь не сувенирами...



Вдалеке просматривается Троицкий собор (1737-57) на Театральной площади, в центре Нового города:



За безразмерным парком имени Леси Украинки в пойме Стыри - Волынский университет имени Леси Украински в корпусах сталинского обкома (1950-52). Такое обилие посвящений Ларисе Косач-Квитке (так Лесю звали на самом деле) не случайно - писательница провела в Луцке большую часть детства и молодости, и здесь же началась её долгая болезнь.



С другой стороны, за башней Любарта - крыши Старого города, за которыми виднеется фронтон Доминиканского монастыря (1729), ныне Кирилло-Мефодиевской семинарии Московского патриархата:



За Стырью (1,5км по прямой) просматривается неопознанная церковь, судя по архитектуре - начала 20 века, да только странная какая-то... Может быть, в межвоенный период построена, при поляках:



В Луцком замке можно не только взойти на стену, но и спуститься под землю. Правда, это можно сделать только с группой, а групповая экскурсия (даже на одного) стоит 50 гривен (200 рублей). Я решил - не такая это большая сумма, чтобы жалеть о несделанном. В кассе меня долго отговаривали, а потом позвали уже упомянутого Юрия Наумовича из книжного музея.



Под "кровлей" в середине замкового двора - руины цекрви Иоанна Богослова (1165-70), одной из первых каменных церквей на Волыни, простоявшей до 18 века. За это время она многократно горела, перестраивалась, передавалась униатам, и наконец в 1775 году была окончательно разобрана греко-католическим митрополитом Сильвестром Рудницким для строительства нового собора, но затем митрополит внезапно умер, и церковь на этом месте канула в небытие. Осталось лишь то, что к тому времени ушло в культурные слои:



Изначально же церковь могла выглядить примерно вот так (причём вероятно именно такого цвета):


(из украинской Википедии)

Луцкая церковь имела много уникальных особенностей - например, это чуть ли не единственный домонгольский храм с одной апсидой, к которой к тому же еще в 12 веке пристроенна часовня ( остался обломок стены) - то ли склеп, то ли крестильная. Алтарь занимал около 40% площади храма - собственно, уцелел фундамент только алтарной части. А столпы отличались нишами необычной формы, о назначении которых единого мнения нет до сих пор.



Сохранились и кое-какие остатки фресок, из представленных в крипте особенно интересна вот эта - слева можно различить то ли коня, то ли грифона с так и не дорисованными крыльями (а из непредставленных - лик Христа 15 века):



Рядом - огромная коллекция разных археологических находок:



За апсидами - некое подобие некрополя, который с 12 века находился в самой церкви. В деревянных ящиках на заднем плане покоятся теперь знать и высшее духовенство средневекового Луцка, чьи останки были найдены при раскопках, а в нише под плитой - построивший церковь князь Ярослав Мстиславович, чей скелет был опознан по отверстию в скуле от попадания стрелы (как гласит летопись, он был убит в битве с кочевниками именно так). По словам экскурсовода, плитой могилу накрыли недавно - среди туристов находились экземпляры, пытавшиеся туда залезать и сфотографироваться едва ли не в обнимку со скелетом.



Вообще, Юрий Наумович рассказывал очень много, подробно и интересно... и честно говоря, меня мучает завесть за то, что я почти всё забыл, даже не уверен, что имя князя указал верно. Видимо, всё-таки мне надо начинать использовать диктофон...



За собором - огромный подземный склеп 18 века, изначально предназначвшийся для тех самых останков в деревянных ящиках. Но как уже говорилось, из-за смерти митрополита грандиозная реконструкция униатского монастыря оборвалась, а храмовый некрополь так и остался во временном захоронении. Помещение же, предназначавшееся склепу, в 19 веке использовалась для хранения городских припасов. Кирпичные трубы, торчащие из газона - его вентиляция.



Покидаем замок - вот такой вид открывается практически из его ворот:



Это уже территория Окольного, или Нижнего замка, по сей день обособленная от Старого города - сюда не ведёт оживлённых улиц, единственную Кафедральную улицу от параллельной улицы Драгоманова отделяет неплохой перепад высот и контуры древней стены, а входов в этот район всего несколько. Застройка почти сельская, запущенность впечатляющая:



На разных концах Кафедральной стоят монастырские корпуса шариток (у Петропавловского костёла, не заснял) и бригиток - оба 16 века, оба уже давно не используются по назначению:



Бригиток, по преданию, изгнали в 1845 году за избыток целомудренности: в одном из монастырских зданий случился пожар, но монахини отказались пускать мужчин, прибежавших тушить огонь, в свою обитель - а в результате выгорело пол-города. Вид на те же постройки из бывшего посада, практически от берега Стыри:



Самое впечатляющее в Окольном замке - безусловно, Петропавловский костёл, звонница которого стоит прямо на месте бывших ворот:



Построенный в 1616-39 годах Джакомо Бриано и сильно перестроенный в 1730-е годы, вплоть до упразднения ордена это был главный храм волынских иезуитов. Как уже говорилось в одном из прошлых постов, иезуитские монастыри с коллегиумами (то есть институами), массово появившиеся в Речи Посполитой после Люблинской унии по инициативе Стефана Батория - самые роскошные и масштабные ансамбли большинства польско-литовских городов, особенно в православных регионах, где работы у иезуитов было выше крыши. Впрочем, в Луцке самая интересная часть костёла всё равно под землёй - пять этажей подземелий, из которых два затоплены, а на трёх других множество открытых захоронений... Мне не повезло, в день моего приезда спуск в крипту был закрыт.



Во дворике с "внешней" стороны - судя по всему, выставка или магазин скульптора Николая Голованя, с домом которого мы ещё познакомимя в следующей части.



Сзади к собору примыкает огромный комплекс бывших корпусов иезуитского монастыря и коллегиума, ныне занятых техникумом. Преемственность - от коллегиума к колледжу! Вот так они выглядят с "внутренней" стороны:



С "внешней" вид куда как эффектнее - гигантские здания 17 века довлеют над ветхими дворами Старого города:



И здесь хорошо видно, что корпус построен в основном на месте крепостной стены 15 века, от которой чудом уцелел короткий участок с Чарторыйской башней, затерянной во дворах между Кафедральной и Драгоманова, причём сама башня видна только с последней. Подойти к ней не так-то просто - и лазейку я нашёл не с первой попытки (кажется, следующий двор после показанного на кадре выше), и вблизи стеной полюбоваться не удалось - может быть, вон те ребята и безобидные были, но подходить в безлюдном месте с фотоаппаратом в руке к компании 5-7 пацанов - сами понимаете...



Впрочем, как-то незаметно мы уже вышли из Окольного замка в Старый город. А о Старом городе я расскажу уже в следующей части.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцк. Замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Немного Галиции.

Date: 2011-12-02 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Главная башня понравилась, красивая.

Date: 2011-12-02 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это да.
*в сторону* Очень надеюсь, что 2 комментария за 2 часа - от поломок ЖЖ, а не потому что пост нечитабельным вышел :)

Date: 2011-12-03 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Видишь - комментариев уже больше:)

Date: 2011-12-02 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да, Луцк такой неожиданно и для меня интересный город оказался. А вот в подземелье я зимолй не попал о чем очень жалею. Говорят под костелом подземелья идут в три этажа (это те, которые не затоплены).

Date: 2011-12-02 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Самым сильным впечатление от Луцка для меня стал даже не замок, а закоулки вокруг него. Ну и музей волынской иконы, конечно.

Мне то же самое про костёл говорили, но как-то не верится - слишком уж масштаб грандиозный.
Ждём, что Дарриусс скажет - он там был :)
А зимой в крипту, значит, вообще не водят? В Гродно вот аналогичным образом устроенная Нижняя церковь открыта круглый год и по музейному билету... правда, там она тупо в деревянный сарай упакована.

Date: 2011-12-02 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Зимой как-то там поскучнее.

Для меня самым необычным зданием стала конечно эта синагога-крепость недалеко от замка. Страннейшая архитектура и притом XVI век.

Date: 2011-12-02 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Зимой почти везде "поскучнее", я буквально несколько городов могу вспомнить, где зимой красивее, чем летом.

А синагога - по-моему, вполне типичная для Западной Украины. Они почти все строились в 16-17 веках с расчетом на оборону, и почти всегда с ренессансным аттиком. Если не ошибаюсь, это называется "жолкевский тип". В Луцке, правда, интересно то, что синагога была по совместительству ещё и крепостной башней.

Date: 2011-12-02 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Ты прямо по всем "Русям" уже побывал и по Черным и по Белым и Червонным и по прочим :)

Date: 2011-12-02 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это да... Получается, что хуже всего у меня сейчас исследована из них Малороссия, то есть Средняя Украина.

Date: 2011-12-02 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
В Чернигов заедь обязательно а то ты в Батурине был а в Чернигове нет а он дорогого стоит.

Date: 2011-12-02 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Почему же не был? Был, только в 2004 году, и фотографий у меня оттуда штук 5 или 7 плёночных :)
Правда, действительно многого не видел, так как информации тогда было меньше, а искать её я умел хуже.

Date: 2011-12-02 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
один из моих прадедов родом оттуда. ездил несколько лет назад с дочерью. жутко депрессивное впечателние от родины предков. меня там реально плющщило.

Date: 2011-12-02 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это да, такой нищеты в крупном городе мне видеть ещё не случалось. В следующей части об этом напишу подробнее.
(deleted comment)

Date: 2011-12-03 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
согласен с вами

Date: 2011-12-02 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
Закоулки там отменные. Не сразу нашёл вход в замок. А крипта зимой, увы, закрыта.

Date: 2011-12-02 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Да, очень жаль!
Для меня, к примеру, именно подземелья Собора Петра и Павла стали самым ярким впечатлением от Луцка.

Date: 2011-12-02 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Буде повод вернуться...
Я хотя и не в Европу пока не ездок, а в 2002 году успел побывать не только в Праге, но и в Кутной-Горе с её знаменитым "костехранилищем" монастыря урсулинок.

Date: 2011-12-03 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] homalegens.livejournal.com
С другой стороны, пусть так, зато благодаря правильному (верю, что это так) режиму хранения и показа вся эта красота будет доступна людям дольше.

Date: 2011-12-02 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Креспость красивая и нетривиальная. С "мозаичной" "рэстаурацией" в Лиде не сравниться, тут очень сильно чувствуется аутентичность. Да и город колоритный: с самым старым рынком на Украине и фургоном ГДР-овского производства на 7 фотке от конца.

Date: 2011-12-02 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] larisa-zv.livejournal.com
Интересный замок! Мысль о рынке понравилась, веет древностью! ЖЖ не очень хорошо работает сегодня!

Date: 2011-12-02 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Люблю вот такую преемственность в гораздо большей степени, чем "чистое искусство" :)

Date: 2011-12-02 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
И впрямь, ЖЖ плохо работает, я вот только сумела открыть. И, по своей вредной привычке, чуть-чуть уточню
в 1320 году захватил Гедемин, который спустя 4 года отдал город своему сыну Любарту,
В настоящее время вроде бы согласились, что не хахватывал. Любарт получил этот город и Владимир Волынский тоже, женившись на дочери предыдущего князя. Вот только не могу вспомнить, Андрея Юрьевича или Льва Юрьевича. А его сестра была замужем за последним галицко-волынским князем, Юрием Тройденовичем, так что там все дела семейные :-)
А та "уездная канцелярия" - это знаменитейшая Луцкая канцелярия, проработавшая без перерыва 400 лет, со временн Свидригайла. Благодаря ей. мы и знаем об этих замечательных историях раннего модерна. А выписала она документов столько, что некий энтузиаст, несколько десятилетий переписывающий одни лишь их заглавия, протер до дыр - нет, не рукавы пиджака, а дубовый стол, за которым работал.
И огромнейшее Вам спасибо, страстно люблю этот город и Волынь вообще.

Date: 2011-12-02 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вам спасибо!
Исправлю на "городом завладел Гедемин".
А про Луцкую канцелярию никогда раньше не слышал. Сейчас внесу в пост.

Date: 2011-12-03 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Понять не могу, отчего ее надлежащим образом не популяризируют. Заглянула в интернет - и лишь кое-где спорадические упоминания, вот как здесь (http://www.thisisukraine.org/index.php/uk/what-to-see/zamky/57-lutskyy-zamok.html) Полтора миллиона документом, а те из них, которые успели изучить (они по большей части вошли в архив ЮЗР) произвели подлинный переворот в общепринятых представлениях о раннем модерне.
Вброшу я, пожалуй, цитату одного из историков (П.Троневича) об этом замечательном учреждении, прошу только прощения - она на украинском языке, а я боюсь что-то потерять при переводе.
«Луцька замкова канцелярія працювала до 1840 року, тобто, якщо рахувати від часів Любарта, рівно 500 років. Шкода лише, що документи, написані нею до 1539 року, згоріли під час тогорічної пожежі замку. Та все ж за роки після пожежі канцелярією було написано 1167 актових книг, в яких загалом зберігається біля 1 млн. 500 тисяч записів. Серед них ми знаходимо інвентарні описи міст, сіл, замків і маєтків; багато судових справ, які висвітлюють різні аспекти життя людей, а також пов’язані з важливими подіями і відомими особами – від заяви першодрукаря Івана Федорова до універсалів гетьмана Мазепи. Багато відомих людей, як от Іван Виговський і Павло Тетеря працювали свого часу в Луцькій замковій канцелярії.
В ХІХ ст. далеко поза межами Волині були відомі легенди про незвичайного канцеляриста з Луцького замку Якова Коженьовського. За тридцять років невтомної праці він прочитав усі документи, що зберігалися в архіві канцелярії, і склав їх список або реєстр. Цей список ледве помістився у 25 томів товстих книг. А в його родині довгий час зберігався канцелярський стіл, протертий до дірок ліктями писаря Коженьовського.
Створена в 1840-х роках Київська археографічна комісія вивезла луцькі гродські книги до Києва, в центральний державний історичний архів. Тоді ж вчені-історики почали їх оприлюднювати і готувати до друку. Значна частина документів була опублікована в багатотомному виданні під назвою «Архив Юго-Западной России». Значна частина книг була втрачена в роки 2 світової війни. І, як не дивно, біля шестисот томів збережених до сьогодні луцьких актів ще не прочитані і не видрукувані. Так що багато цікавих сторінок нашої історії лишаються ще невідомими і чекають на своїх дослідників»

филологическое

Date: 2011-12-03 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] peterone.livejournal.com
Кстати, а вам известно точно, почему название башни звучит как "Стырова"? Ведь название "Стыр" по-украински (древнерусски?) - мужского рода. Те поля за рекой находятся "за Стыром". Это потом, видимо, российские картографы своеобразно поняли на слух объяснения местных жителей типа: "Оце рiчка Стир". :-)
Так же и название реки гОрынь (здесь таки мягкое "нь") - мужского рода: "за Горинем/до Гориня".
Вообще историю неправильного понимания российскими картографами украинских названий можно рассказывать долго и увлекательно :-)

Date: 2011-12-03 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Вдогонку - вспомнила историю, почему корпуса монастыря бригиток перестали использоваться по назначению. Это, оказывается, из-за их чрезмерной скромности.
В 1845 г. в монастыре по недосмотру загорелась дымовая труба, а, поскольку погода была сухая и жаркая, начался пожар. Горожане немедленно сбежались тушить его, но сестры-монахини не разрешили мужчинам вход в монастырь. В результате выгорело полгорода.
В наказание, сестер-бригиток изгнали из Луцка в Дубно, а обгоревшие корпуса перестроили и позже использовали как тюрьму.

Date: 2011-12-03 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Внёс в пост и про бригиток, и про канцелярию.
Да, всё-таки не могу я писать о Западной Украине и Беларуси (да и о любом другом регионе) с той же глубиной, что о России: всё время, силы и объём поста уходят только на осмысление само собой разумеющихся с точки зрения местного жителя вещей, а на всякие детали и предания уже не остаётся.

Date: 2011-12-03 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Уверяю Вас - Вы чрезвычайно много делаете! А полностью все рассказать нельзя, да и (старчески брюзжа) читатели нонешние предпочитают картинки, а не буквы :-)
Появится повод приехать еще раз :-)

Date: 2011-12-03 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] sstass.livejournal.com
Вот немного фото из крипты http://rudpunk.livejournal.com/156324.html

Date: 2011-12-03 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Жесть...
Спасибо, сейчас внесу в пост.
Но с финальным выводом авторы категорически неправы. Из очевидных достопримечательностей нет в Луцке только австро-венгерщины.

Date: 2011-12-04 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] blacktroll.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно и фото отличные!

Date: 2011-12-05 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] Алесь Краковский (from livejournal.com)
ЛуАЗ выпускает Богданы, а Эталоны - это Борисполь.

Date: 2011-12-05 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот было у меня подозрение, что я ошибся. Всё ждал, когда же кто-нибудь укжает :)
Исправил.

Date: 2012-02-25 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] konstantin kamyshanov (from livejournal.com)
Спасибо за ваш труд. Я проектирую храмы. И ваш труды мне оказались очень полезны и интересны. Архитектор Константин Камышанов. Рязань. Желаю вам всего самого доброго

Date: 2012-04-05 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] lad-dal-lad-dal.livejournal.com
интересно очень, даже учитывая что я в Луцке родился и прожил часть жизни

Date: 2013-01-05 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] cektop-0.livejournal.com
Спасибо за репортажи! Не хотелось лезть с поправками, но не удержался.. Вставлю пять копеек :) на счёт рынка под зАмком. Его не могло быть в средние века, мало того, его не было и до ВОВ: там было болото- как и на месте парка им. Леси Украинки- и протекала река Глушец. К середине 1930 поляки построили дамбу, осушили эти места и реку прикопали. Хотя, конечно, Ваша версия романтичнее :)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 01:53 am
Powered by Dreamwidth Studios