Ровно

Nov. 26th, 2011 03:33 pm
varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Ровно - оно и есть ровно. В смысле - каких-то выдающихся достопримечательностей или неповторимого колорита здесь нет, но представление о том, как выглядит областной центр Западной Украины, оно даёт почти исчерпывающее. Добавить роскошной архитектуры и переплетения культур - получатся Черновцы; греко-католической набожности - Тернополь; гигантских рынков - Хмельницкий. Всё остальное же, вплоть до численности населения (247 тыс. человек), планировки и топонимики, напоминает все западенские областные центры сразу.

История Ровно незамысловата: с 1283 года известно село с таким названием, где в 1479 году здесь обосновалась княгиня Мария Несвижкая, решившая при своей усадьбе строить городок и даже в 1492 году выбившая для него Магдебургское право. В общем, редчайший пример города, основанного женщиной, после её смерти так и остался захолустьем, второстепенным владением Острожских, Замойских, Конецпольских, и наконец с 1723 года - Любомирских, которые сделали Ровно своей главной резиденцией на Волыни. Реально же город пошёл в рост в 1873 году, когда оказался на перекрестке железных дорог. До статуса областного центра он созрел лишь к 1939 году, а в 1941-44 годах успел даже побыть столицей всей Украины.



Станция ныне пустынна - транспортный узел сместился на 12 километров южнее, в Здолбунов, через который я сюда и забрасывался (главное не мешкать - электричка приходит через несколько минут после московского поезда). По этим заросшим путям легко подумать, что и само Ровно в таком же состоянии, но это не так - мне оно показалось одним из самых благоустроенных и оживлённых городов Украины.



Ровенский вокзал (1952) - едва ли не единственный в Западной Украине представитель "высокого сталианса" в этом жанре. Вообще, не считая австрийских вокзалов-дворцов во Львове, Ивано-Франковске и Черновцах и полуавстрийского-полусталинского вокзала Тернополе и сталинских в Ковеле и Чопе (которые я не видел), железнодорожная архитектура на Западенщине весьма уныла, и ровенский вокзал здесь выделяется очень сильно:



Местность к вокзалу примыкает в основном предельно унылая - хрущовки, парк в пойме речки Устье, глазу просто не за что зацепиться. Тем неожиданнее обнаружить здесь деревянную Успенскую церковь, которая хорошо видна с ведущей к центру улицы Мира слева по улице Шевченко - это старейшее здание города (1756) и очень характерный образец волынской школы деревянного зодчества:



И в общем, так как по сторонам смотреть всё равно не на что, по дороге от вокзала в центр сделаю небольшое лирическое отступление: да, ярких особенностей в Ровно я не заметил, но всё же здесь есть некоторое количество интересных деталей. Самая, пожалуй, запоминающаяся из них - раритетные троллейбусы "Шкода 9т", выпускавшиеся в 1961-82 годах. Учитывая, что в Ровно троллейбус запустили в 1974 году, можно предположить, что они бегают здесь всё это время, и на них приходится более половины троллейбусного парка (43 машины из 77) - то есть, на крупных улицах их наблюдашеь постоянно:



Другая деталь, напоминающая о том, что мы на Волыни - деревянные киоски, представленные в основном на главной улице:



Но самая, пожалуй, запоминающаяся особенность ровенской архитектуры - это невероятное обилие советских мозаик, инсталляций, витражей и прочего. Вообще, подобные украшения в Западенщине любят, в малых городах их частенько можно увидеть на торцах австро-венгерских зданий, но в изначально советском областном центре Ровно их количество и качество увеличиваются на порядок.
На перекрестке с вводного кадра:



В заречной части города на главной улице:



Стена Ровенского завода высоковольтной аппаратуры на задворках железнодорожной станции - сюда приводит виадук от вокзала:



И наконец витраж на автовокзале, расположенном почти на окраине у дороги на Киев (так же расположены, к слову, автовокзалы в Житомире и Луцке):



Между тем, минут через 10-15 ходьбы от вокзала улица приводит к площади Просвещения, опять же насквозь позднесоветской. Выделяется только обком, причём не изначальной архитектурой, а её реновацией:



К Соборной улице отсюда ведет бульвар Директории, за улицей Мира сменяющийся бульваром Независимости - в совокупности "Бродвей". Два бульвара соединяет подземный переход с ещё одним советским артефактом:



Бульвар Независимости упирается в задворки кинодворца "Украина", фасадом глядящего уже на площадь Независимости, по противоположной стороне которой (то есть у меня за спиной на этом кадре) проходит Соборная улица:



Соборная - это главная городская ось, часть дороги из Киева в Луцк. Название своё она вполне оправдывает - на ней стоит не менее трёх разных соборов. Первый - наискось от площади Независимости, Воскресенский собор (1890-95), верхний и нижний храмы которого делят Киевский и Московский патриахаты соответственно. Интересная деталь - псевдозвонница, где вместо колокольного проёма икона.



Сходим сначала в сторону Киева, мимо перекрестка с заглавного кадра - здесь находится основной межвоенный район, архитектуру Второй Речи Посполитой я теперь узнаю с первого взгляда:



Помню, как год назад меня поразил обилием качественного сталианса Тернополь, который я осматривал при ещё более унылой погоде. В итоге больше половины тернопольских "сталинок" оказались польской постройки, и кстати я до сих пор эту ошибку в том посте не исправил. Добавим сюда и то, что и сталинская архитектура немного отличалась в разных частях СССР, обыгрывая какие-нибудь местные особенности от готических башенок до бухарских порталов. В общем, "сталинский стиль" - на самом деле явление международное, и до- и послевоенная архитектура к западу от границы 1939 года отличается немногим сильнее, чем к востоку. Возможно, эти дома строили для разных государств одни и те же архитектуры. При какой власти построен вот этот дом - на глаз не определишь.



Ещё здесь есть очень красивый Центральный парк с необычайно старыми деревьями и множеством абстрактных скульптур:





А километрах в двух от площади Независимости улица приводит ко второму собору - Покровскому Киевского патриахата. Это новострой конца 1990-х, едва ли не самый большой в Западной Украине... правда, ни точных дат постройки, ни высоты в метрах мне найти так и не удалось. В ясную погоду храм виден почти по всему городу:



Рядом по-западенски ухоженное и открытое внешнему миру кладбище с деревянной церковью Святого Степана (1848) на могиле генерала Степана Красовского:



Далее вернёмся на площадь Независимости, но пойдём пока не по Соборной на запад, а по перпендикулярной улице Короленко (точнее, официально это площадь - просто очень узкая и длинная) к, пожалуй, самому знаковому месту Ровно - нынешнему зданию краеведческого музея (1839):



Это последняя уцелевшая постройка усадьбы Любомирских "Лебединое озеро" - как уже говорилось, некогда центра их многочисленных волынских владений. Любомирские были одним из влиятельнейших родов Речи Посполитой, в 18 веке - едва ли не богатейшими людьми в государстве, в Польше есть несколько их замков и дворцов, в основном исключительно роскошных. Ровенский дворец в стиле рококо был, конечно, гораздо скромнее - но тоже очень достойным. В Первую Мировую усадьба была разрушена, и после войны поляки почему-то не стали её восстаналивать. Музейное здание уцелело, видимо, потому, что тогда его занимала гимназия. Парк же, официально названный Комсомольский, восстановили уже при Советах, и по сведениям darriuss, летом на Лебедином озере водятся чёрные лебеди:



К музейному двору примыкает невзрачная бетонная плита - под ней скрывается, пожалуй, самая мрачная страница истории Ровно. 20 августа 1941 года небольшой город сделался столицей нового территориального образования - Рейхскомиссариата Украины. Труднопроизносимое немецкое слово можно перевести примерно как "доминион" или "протекторат". Причём "эта" Украина включала земли до Волги и Оки - такие города, как Саратов, Царицын, Орел и Тамбов, но не включала Галицию (которая стала непосредственной частью Третьего Рейха), Транснистрию (отданную Румынии) и Крым, который также должен был войти непосредственно в Третий Рейх - карта здесь. Всего нацисты успели создать два таких рейхскомиссариата - Украина и Остланд со столицей в Риге, включавший Прибалтику и Беларусь. Правда, в отличие от Остланда, нацисты никогда не контролировали всю территорию рейх-Украины. Гауляйтером Украины был назначен Эрик Кох, его резиденция занимала всё то же здание усадьбы-школы-музея, а бетонная плита на его задворках - вход в бункер.



В украинском протекторате творилось много странных дел и чудовищных злодеяний. Бункер Гитлера "Вервольф" под Винницей, все 4086 строителей которого (включая немцев-инженеров) были расстреляны, а сам фюрер провёл там в совокупности четыре месяца и по никем не подтверждённой легенде там велась разработка немецкой атомной бомбы. Массовые казни евреев в Киеве, Бердичеве и многих других городах. Да и как жилось самим украинцам под германским сапогом, многократно описано в мемуарах и прозе. В современной историографии, как водится, спорят о том, был ли этот Рейхскомиссариат шансом на обретение независимости для Украины (ведь там и украинский язык имел официальный статус, и валюта своя была - карбованцы), но вот мне как-то не очень верится, что расправившись с СССР, Гитлер бы отдал славянам-"унтерменшам" в полновластное пользование столь вожделенный чернозём. Как бы то ни было, 10 ноября 1944 года Рейхскомиссариат Украина официально прекратил своё существование.



За улицей 24 Августа от усадьбы уходит бульвар с школьным зданием, занимающим целый квартал, к которому с обеих сторон шли толпы школьников. В перспективе бульвара просматривается нечто, что я сначала принял за цирк, но судя по викимапии - склад:



Теперь опять вернёмся на площадь Независимости, и теперь уже просто пойдём по Соборной на запад, никуда не сворачивая. Через квартал от площади Независимости - Театральная площадь с огромным музыкально-драматическим театром (1960), памятником писателю-националисту (и даже коллаборационисту) Власу Самчуку и гостиницей "Украина":



Да, ещё и подземным торговым центром, стеклянная кровля которого торчит из узорчатой плитки:



Дом за "Богданчиками" (или это "Эталончики"?) меня озадачил - судя по верхней части конкретная сталинка, но внизу детали больше напоминают польскую архитектуру. Весьма вероятно, польский дом 1920-х годов, сильно порушенный в войну и надстроенны при Советах:



В основном же Соборная выглядит так:



Новостройка слева - ещё не законченный многофункциональный комплекс с памятником Марии Несвицкий. На его задворках - Школьная улица, где рядом стоят две синагоги 19 века - Большая переделана в спортзал:



Малая вполне аутентична:



На задворках Соборной местами попадаются и ошмётки уездного Ровно, как правило не более нескольких домиков подряд:



Соборная выводит к третьему собору - костёлу Святого Антония (1890-99) в необычном для постсоветского пространства англо-ирландском стиле (который здесь приобретенный - война лишила костёл островерхих башен). С 1939 года эта органный зал, скульптуры на фасаде похожи на советские, а вот часы возможно и аутентичны:



За костёлом начинается довольно длинный мост через речку Устье и железную дорогу, между которыми находятся рынок (надо заметить, гораздо более упорядочный и опрятный, чем виденные мной ранее базары западенских облцентров). На берегу Устья хорошо видны вокзальчик и тепловоз ТУ2 - как не трудно догадаться, это Детская железная дорога, то есть "тренажер" для юных железнодорожников и аттракцион для всех остальных. Ее длина - 2,5 километра, вся она проходит вдоль речки, и периодически повреждается наводнениями. Подробный рассказ читайте у darriuss.



Посмотрим назад - костёл над уездными домиками, и уходящая в туман Соборная со скучными ухоженными зданиями. В общем, типичный ровенский пейзаж:



Почему-то на Украине распространено мнение, что Ровно должно быть ровным, и даже более того - что это единственный город Западенщине с простым рельефом. Что ж, по мне так самые плоские областные центры Западенщины - Ивано-Франковск и Хмельницкий, самые холмистые - Львов и Черновцы, а Тернополь, Луцк и Ровно примерно равноценны. Ровно уместнее было бы называть Плавно - так как по обе стороны от долины Устья пологий и постепенно увеличивайшийся уклон.
В основном Заречье выглядит так - почти как центр, но куда менее ухоженное:



В пейзаже господствует церковь-новостройка на параллельной улице - рискну предположить, что греко-католическая:



И в общем, я уже не помню, кто озадачил меня идеей найти "самый неинтересный областной центр Украины", но идея мне понравилась. За последний год я убедился, что это не Луганск (часть 1, часть 2), который таковым считают обычно - он просто слишком далеко; не Николаев (часть 1, часть 2), не Житомир (раз, два). Явным кандидатом я бы назвал Хмельницкий, а точку на этих поисках поставли бы именно в Ровно... если бы не один храм в Заречье:



Это Петропавловский костёл, построенный в 1934-35 годах для гарнизона Войска Польского. Редчайший в бывшем СССР образец модернистского храма - таких не наберётся и десяток. Да и просто храм в стиле модернизма (функционализма, конструктивизма) мне интересен просто как то, чего в России не то что нет - а быть не может.



Костёл принадлежит римо-католикам, и на его заднем дворе я впервые увидел кальварию - "крёстный путь", имитация Виа Долороза, где отмечены разные эпизоды Страстей Христовых. В больших городах типа Вильнюса  кальвария обычно проходит по соответствующим храмам, но в глубинке и сёлах, или например в гарнизонном костёле необходимые знаки или даже часовенки ставятся прямо во дворе:





Кальвария проходит мимо фонтана:



Который стоит напротив 5 мемориальных плит: Голодомор, Чернобыль, Катынь, и вот эти две, попавшие в кадр - левая гласит приблизительно "Памяти 1864 человек, среди которых было много поляков, расстрелянных гестапо в Ровно 18 ноября 1943 года, а также всех мучеников Волыни и Полесья, особенно жертв ГУЛага", а правая - "Памяти нерождённых детей, у которых забрано право на жизнь" (речь, то есть, про аборты).



Продолжаем путь по кальварии:



Выводящий к апсиде костёла:



Вся прогулка по Ровно у меня заняла 3-4 часа. Наверное, что-то я упустил, а впечатления сильно испортили дождь и туман (самое интересное - хотя серость меня сопровождала почти всю поездку, дождь это был единственный). Вообще, не первый раз ловлю себя на мысли, что не люблю областные центры Западной Украины и Беларуси, их атмосфера даже при наличии первоклассной архитектуры (как Гродно или Черновцы) наводит на меня непреодолимую скуку - пожалуй, единственные исключения здесь Луцк с его ветхостью и Могилёв с его драйвом, ну и конечно же Львов. Всё-таки для меня Западная Русь - это в первую очередь малые города, бродить по которым я мог бы, наверное, бесконечно.

Так что рассказ о Ровно, без которого всё равно впечатление о Волыни нельзя назвать полным, можно считать прологом. В следующей части едем в Острог.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина и Острожские
Ровно. Столица Волыни.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Старый город.
Дубно. Замок и окрестности.
Южная Волынь
Кременец.
Почаев. Колорит.
Почаев. Архитектура.
Волынская область.
Берестечко и его поле битвы.
Луцк. Замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Сокальщина.
Немного Галиции.

Date: 2011-11-26 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
В Ровно был только на вокзале (и не такой уж он малодеятельный).

А вот насчет самого неинтересного облцентра - говорят Кировоград сейчас сильно деградировал, может он?

Date: 2011-11-26 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
В Кировограде и Черкассах, которые тоже кандидаты, я не был. Но судя чужим фотографиям в russiantowns, они вполне достойны хотя бы Житомира, причём Кировоград как будто бы даже интереснее Черкасс.
http://russiantowns.livejournal.com/tag/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4
http://russiantowns.livejournal.com/tag/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B

Да, ну и думаю не надо пояснять, что благоустройство я достопримечательностью не считаю, и нищей грязный город с быдлом и совком, но качественной архитектурой (даже если она сильно обшарпана) мне интереснее, чем город без единой соринки, где все друг другу улыбаются и все 3,5 памятника архитектуры отреставрированы по последнему слову научной мысли :)

(no subject)

From: [identity profile] yapet.livejournal.com - Date: 2011-11-26 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com - Date: 2011-11-27 07:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Красивый и уютный маленький город.
Я, правда, был в нем летом, так что мне он запомнился куда более ярким.

Date: 2011-11-26 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] blacktroll.livejournal.com
Любой город красив по-своему. тут что-то есть неуловимо жизненное.. со своими радостями и печалями.

Date: 2011-11-26 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com
Вообще, не считая австрийских вокзалов-дворцов во Львове, Ивано-Франковске и Черновцах и полуавстрийского-полусталинского вокзала Тернополе, железнодорожная архитектура на Западенщине весьма уныла,--------------а какже построенный в 2000-х гг роскошный вокзал в ужгороде? а сталинские дворцы в ковеле и чопе? поболее будет

самый гористый среди облцентров все же киев, если его считать облцентром :)

стоить еще обратить внимание что большое число мозаик на коммунистическую тематику, серпы и молоты на жд вокзале, спокойно существующие в Ровно, вряд ли дожили бы до наших дней в галицких областях. там подобное в глаза не бросается нигде в посещаемых местах (кроме кладбищ), а ведь наверняка было раньше. так что различия в менталитете волынян и галичан и тут заметны

Date: 2011-11-26 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну Киев всё-таки не Западная Украина, а а Восточной большинство городов действительно достаточно ровные (я, правда, не был в Полтаве).

Про Ковель и Чоп как-то забыл, внёс в пост. В принципе есть и ещё несколько неплохих вокзалов-сталинок (тот же Здолбунов), но всё же с Россией не сравнить, у нас шедевры вокзальной архитектуры не редкость даже на второстепенных линиях.

Мозаики и прочие советские артефакты, кстати, в Галичине не такая уж редкость.
Бучач:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/varandej1.e3/0_5a706_1c4240be_XL
Борщёв:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/varandej1.e7/0_5ac06_7844e815_XL
Чертков:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/varandej1.e5/0_5a88e_2311627c_XL
И так далее. Наверное, прямо идеологизированные они всё-таки откулапали, но абстрактные и "народные" - оставили. Хотя по многим видно, что их уже давно никто не реставрировал.

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
>> костёлу Святого Антония (1890-99) в необычном для постсоветского пространства англо-ирландском стиле.

Так у него после войны верхушки башен снесли, была довольно заурядная неоготика.

>> Сейчас я бы не повторил той ошибки, и сразу бы заметил, что это не сталианс, а польский неоклассицизм 1920-30-х годов. И вот эта "якобы сталинка", даю 9 к 1 - польская:

Я бы дал столько же, что это поздняя сталинка, особенно учитывая, что "Водник" переехал в Ровно из Киева в 1959 году, а это как раз его главный корпус. На довоенных фотографиях города этого здания по крайней мере я не видел, а ведь оно должно было быть там одним из самых крупных (если не самым).

Date: 2011-11-26 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Может быть так и есть... Пожалуй, исправлю на немного другую мысль. В конце концов, сталианс ведь тоже сильно отличался в разных регионах.

Date: 2011-11-26 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] airebis.livejournal.com
А что, не так уж и плохо. Может особой изюминки нет, зато уютно и ухоженно.

Date: 2011-11-26 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com
А мне Ровно понравился. Был летом.
Хотя по вашим фото он очень печален. Претензии не к вам - к погоде:)

Date: 2011-11-26 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nin-gen.livejournal.com
Так я так и не понял, какой обл. центр на ваш взгляд "неинтереснее", Ровно или Хмельницкий?
А какой их крупных российских обл. центров, которые вы посетили, наиболее неинтересен?
Эрих Кох

Date: 2011-11-26 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] illustr.com (from livejournal.com)
Хмельницкий лучше. А знаю оба города.

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] illustr.com - Date: 2011-11-26 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-sapunov.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ukraineson.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com - Date: 2011-11-26 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-11-27 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Роман Недошковский - Date: 2011-12-14 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-11-27 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naina-gorynych.livejournal.com - Date: 2011-11-30 10:36 am (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lexrom.livejournal.com
Холмистее-ровнее Харькова?

P.S. Ты уверен, что церковь там не св.Стефана?

Date: 2011-11-26 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Харьков теперь тоже Западная Украина?
В нескольких местах указано как святого Степана, в том числе на викимапии.

(no subject)

From: [identity profile] lexrom.livejournal.com - Date: 2011-11-26 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 04:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] cuvka-burka.livejournal.com
Ни одной красивой девушки на снимках!
Так себе,похоже городок!

Date: 2011-12-09 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] black0wolf.livejournal.com
Всі поховалися від сирої погоди)

Date: 2011-11-26 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] illustr.com (from livejournal.com)
У вас неправильно описан Воскресенский собор.
Центральная часть, где вход - это Киевский патриархат. Сбоку, подвальное помещение - Московский патриархат. Когда Кирилл приезжал в Ровно, он посещал только это подвальное помещение.

Date: 2011-11-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ок, внёс в пост.

Date: 2011-11-26 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com
Варандей, ,здание. удивившее вас - скорее всего сталинка 53-56 годов постройки.

Date: 2011-11-27 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Скорее, 1956-1959 годов, ещё с элементами сталинианса, но без штукатурки.

(no subject)

From: [identity profile] fatracoon.livejournal.com - Date: 2011-11-27 08:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Насчет удивительного здания соглашусь с предыдущими ораторами - чем не сталинка? Вспомни похожие дома в Нижнем Тагиле на проспектах Ленина и Строителей.

Date: 2011-11-26 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если бы не порталы первого этажа, показанные кадром ниже.

Date: 2011-11-26 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Вокзал, судя даже по двум снимкам, интересен деталями и очень неплох. А как там внутри? Не заходил? Как интерьеры?

Date: 2011-11-26 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Внутрь заходил, но не снимал - в зале было человека три пассажиров, две уборщицы и сторож, незаметно щёлкнуть бы не получилось. О вокзале есть подробный пост Дарриусса:
http://darriuss.livejournal.com/595378.html

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-11-26 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-26 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-11-26 08:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-26 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] trill-i-poot.livejournal.com
пожалуйста, напишите правильно слово "коллаборационист" (у вас оно написано с ошибками и немного портит в общем хороший пост)
спасибо.

Date: 2011-11-26 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ок, исправил.

(no subject)

From: [identity profile] Алесандр htc - Date: 2011-11-27 01:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-11-27 10:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алесандр htc - Date: 2011-11-28 12:48 am (UTC) - Expand

Date: 2011-11-27 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nordprod.livejournal.com
Мне Ровно почему-то понравилось. (Хотя да, из украинских облцентров один из слабых). Некоторое количество полячшины и дореволюционки ты явно упустил (например, казармы к югу от костела), да и с погодой (в отличие от меня) явно не повезло.

Date: 2011-11-27 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да мне оно в общем тоже понравилось. На мой взгляд, это такой украинский аналог Белгорода. Уютно, но смотреть почти (ПОЧТИ) не на что.

Date: 2011-11-27 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] wwvvwwvv.livejournal.com
мне кажется, или дорожное покрытие на многих фото довольно качественное?
(все посты про украину пока полностью не прочитал)

Date: 2011-11-27 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, дороги в Ровенской области весьма неплохие, в соседних областях гораздо хуже. Да и в принципе регион выглядит зажиточным.

(no subject)

From: [identity profile] black0wolf.livejournal.com - Date: 2011-12-09 02:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-11-27 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] antishirman.livejournal.com
Да, Ровно очень херовый город. Село какое-то.

Date: 2011-11-28 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] Алесандр htc (from livejournal.com)
Сам ты херовый.

(no subject)

From: [identity profile] black0wolf.livejournal.com - Date: 2011-12-09 02:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-09 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] black0wolf.livejournal.com
Погода невдала(
Рівне красиве місто!

Date: 2012-01-03 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] w-alex-l.livejournal.com
"При какой власти построен вот этот дом - на глаз не определишь."
Сталинка. Ну а козырёк над входом - современный.

Костёлов в стиле конструктивизма у нас довольно много. Наиболее известный - Матери Божьей Остробрамской (1938 г.) на ул. Лычаковской во Львове.
Также можно вспомнить и костёл в Сокале.

Date: 2012-02-27 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] однокласник ровно (from livejournal.com)
Внимательно прочитал ваши записки невнимательного. Сразу бросаются в глаза Ваша неосведоленность. (костёлу Святого Антония - - война лишила костёл островерхих башен) - отмечу что во время войны храм сохранил свою целостность, о чем подтверждают многие снимки на момент освобождения города в 1944 году от немцев. Купола были снесены по указу советского правительства после войны а не в 1939. Органным залом он стал в конце 80-х, до этого в нем располагались увеселительные заведения и кинотеатр .Советской властью уничтожались все католические храмы в области, они и сейчас сохранились в огромном количестве и разрушенности. Советами поддерживалась исключительно православная церковь, чему и служит подтверждением православный Воскресенский собор. В которой ранее советскя власть располагала музей атеизма.
Как другие комментаторы заметили вы называете истинно сталинки польскими домами ( :-()
Протестанскую церковь вы назвали греко-католиками, хотя креко-католическую церковь вы не заметили за костелом св.Антония.
И еще одна грубая ошибка - у вас изображен костел святых апостолов Петра и Павла в Ровно, а не Петропавловская церковь в Заречье.
Ну и последнее - Ровно это не Западная Русь. Западная Русь русь заканчивается на границе Житомирской и Ровенской области. Ровно - это восточный польский город, о чем советская власть старалась всячеки забыть и уничтожить всех свидетелей. В округе есть множество населенных пунктов с величайшими памятниками войны 1812 года, всем героям и мученикам. Но увы эти памятки в архивы советской культуры не входят. Так что ищите сами. Есть такое село Тайкуры ( с польского Тайные горы), раньше было городом с магдебургским правом и всем соответствующим. А кто про это что слышал ?

Date: 2012-03-08 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] makedonskiiiii.livejournal.com
Был во всех областных центрах Украины. Ровно на уровне с Житомиром делят первое место по неинтересности. Ну редко бывает чтобы так и не увидеть ни одного интересного здания. Реконструкции площадей в Ровно делаются как делался евроремонт в 90-х. Ужасная тротуарная, никакой эстетики. Также реконструируются здания, без изюминки, не современно. Очень Ровно мне напомнило райцентр огромным количеством хрущёвок, усеянными по всему городу.

Сорри ровенчане, не хотел никого обидеть.

Date: 2014-04-12 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] Василий Гудзий (from livejournal.com)
Весьма вероятно, польский дом 1920-х годов, сильно порушенный в войну и надстроенны при Советах: Комментарий-Это сталинка, построенная в 50-х годах. У меня есть фотографии этого района до и после войны

Date: 2014-09-08 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] msp-rovno.livejournal.com
Шикарные фото! Автору браво!

Date: 2015-07-19 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] fon-butterfly.livejournal.com
Станция ныне пустынна - транспортный узел сместился на 12 километров южнее, в Здолбунов

Ровно и Здолбунов - фактически (и в административном плане) единый ж/д узел, ничего никуда не смещалось. Просто после СССР меридиональных перевозок стало гораздо меньше, а широтные остались; потому в Здолбунове "движ" несколько больше.


раритетные троллейбусы "Шкода 9т", выпускавшиеся в 1961-82 годах. Учитывая, что в Ровно троллейбус запустили в 1974 году, можно предположить, что они бегают здесь всё это время

Не просто бегают - самый первый, открывавший движение, вполне на ходу.



Image

Но всего их 31 (+1 служебный, тягач-эвакуатор).


При какой власти построен вот этот дом - на глаз не определишь.

Однозначно в 50-х. Напротив и чуть ниже - улица Пушкина, до войны была границей города.


едва ли не самый большой в Западной Украине... правда, ни точных дат постройки, ни высоты в метрах мне найти так и не удалось

Хм... Вики (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%28%D0%A0%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%29) же!

Заложен в 1991-м, выведен на проектную мощность освящён в 2001-м, высота 55.


бульвар с школьным зданием, занимающим целый квартал, к которому с обеих сторон шли толпы школьников. В перспективе бульвара просматривается нечто, что я сначала принял за цирк, но судя по викимапии - склад

Там две школы:

Image

Школа-лице1 №2 и (под красной крышей) гуманитарная гимназия №1.
В длину метров едва 100, в ширину едва 30. До целого квартала далеко. )))
А "цирк" - это планировавшееся и начатое при СССР новое здание межшкольного учкомбината, недострой выкупил магазин стройматериалов Керамбуд" ("Керамстрой").


Весьма вероятно, польский дом 1920-х годов, сильно порушенный в войну и надстроенный при Советах

Полностью в советское время построен. Там разные хитрые подвалы, так что всё строилось с котлована.


С 1939 года эта органный зал, скульптуры на фасаде похожи на советские

Органный зал с конца 80-х, до того был кинотеатр "Глобус" - всё время крутили мультики...
Статуи - 90-е, знаю точно, ибо знаком со скульптором.


распространено мнение, что Ровно должно быть ровным, и даже более того - что это единственный город Западенщине с простым рельефом

Центр города был расположен на отделённом рвом острове, "Ровно" - "от слова "ров". Затем один из рукавов не то засыпали, не то взяли в трубу (он от Лебединого озера и площади Короленко уходил через Соборную вглубь).

Image
(Красная линия - ров, синий овал - костёл св. Антония, зелёный - Воскресенский собор).


В основном Заречье выглядит так - почти как центр, но куда менее ухоженное

Кстати, никто эту половину города Заречьем не называет. Разные части города имеют свои народные названия, но пополам город не делит никто.


рискну предположить, что греко-католическая

100% - протестанты, но не помню, то ли методисты, то ли реформаты ("парная" - за костёлом, который органный зал, во дворах).


последняя уцелевшая постройка усадьбы Любомирских "Лебединое озеро"

Лебеди тут в конце 70-х появились, так что называлось всё по-другому. А сама усадьба - дворец или замок - находилась там, где сейчас стадион. У вашего коллеги [livejournal.com profile] darriuss в рассказе о Ровенской детской ж/ж стадион сфоткан через реку:
Image
Так вот он прямо на месте замка.
Того самого замка, где происходили события короленковских "Детей подземелья" (они же "В дурном обществе").
Edited Date: 2015-07-19 01:12 am (UTC)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 02:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios