varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В стране всевозможных Лесозаводсков, Никелей и Сланцев любое название с индустриальным корнем вызывает тоску. Сразу представляешь себе хрущобы, сараи, дымящую трубу. Вот и Петрозаводск, столица Карелии (270 тыс. жителей), как-то не располагает, и лишь чуть-чуть задумавшись, понимаешь - всё не так просто: а что могли делать на заводе, давшем название городу? Петрозаводск, заложенный в 1702 году, был флагманом петровской индустриализации, этакой "Северсталью" 18 века, а к 1784 году заводская слободка разрослась и благоустроилась до такой степени, что стала губернским городом. В 1940-56 годах бывший завод и вовсе успел побыть столицей Карело-Финской ССР, то есть городом одного уровня с Киевом, Минском, Ташкентом, с прицелом на то, чтобы стать первой столицей Советской Финляндии...

Туристов в Петрозаводске немерено - ведь это ворота Карелии вообще и Кижей в частности. Мой рассказ о Петрозаводске будет состоять из трёх частей, и заводской истории будет посвящена вторая. В первой и третьей же осмотрим вполне себе баяновые места - центр города и Онежскую набережную.

Карелия - регион и в наше время децентрализованный, а сто лет назад тем более: в губернском Петрозаводске жило всего 12 тыся человек... Впрочем, в 10 раз больше, чем в Олонце, по которому губерния называлась. Да и то немногое, что было, в основном уничтожила война. Вот таким его увидел Прокудин-Горский, причём практически от вокзала:



Ныне этих церквей не существует, равно как и изб: обликгорода сложился в период Карело-Финской ССР, поэтому Петрозаводск - город сталианса. Начиная с вокзала (1951):



Одна из достопримечательностей вокзала - надпись Petroskoi на фасаде. Карелы - единственный из российских народов, чей язык имеет латинскую письменность. Как это получилось, не совсем понятно: с 1820-х годов карельская письменность была на основе киррилицы, в 1931-37 переводилась на латиницу, а в 1940 году на язык был фактически наложен запрет - официальным языком КФССР стал финский. Если я не ошибаюсь, именно отсутствие официального статуса позволило карелам, перевести свой язык на латиницу и в таком виде сделать официальным уже в постсоветское время. Как бы то ни было, карел в республике около 10% населения, и даже в глубинке встретить надписи на карельском - редкость. Впрочем, в деревнях Западной Карелии довольно много людей говорят по-карельски в повседневной жизни, а помимо карел в республике есть ещё один древний угро-финский народ - вепсы, живущие на Онежском озере южнее Петрозаводска.



У вокзала больше всего запоминаются интерьеры, особенно зал ожидания с бронзовыми цветами. Августовским вечером больше половины людей в зале были туристы - парочка групп с рюкзаками и байдарками, довольно много и одиночек. Напротив меня, например, сидели две женщины азиатской внешности, как выяснилось позже - японки. Одна сухая, молчаливая, с гордым взглядом - настоящая самурайка; другая - кругленькая, смешливая, очень открытая. Я разговорился с ними, пытался рассказать о японских рабочих, строивших эту железную дорогу в 1916 году, о сохранившихся географических названиях (вроде слободки Япония в Кандалакше)... Не знаю, поняли ли они меня, тем более, как известно, с английским у японцев обычно туго.
Рассказывал я им и про Кончезеро: "In Germany or Sweden places like this are museums, UNESCO objects, but in Russia it's just a ruins" ("В Германии или Швеции такие места - музеи и памятники ЮНЕСКО, а в России - просто руины").



Вид на вокзал из города. Здесь понимаешь, что туризм в Карелии - это примерно как нефтегаз в Югре или сельское хозяйство в Ставропольском крае. В Карелии каждая сосна сфотографирована и выложена в интернете хотя бы одной тургруппой, не говоря уж о валунах и избах. История Олонецких заводов - пожалуй, самая невостребованная карельская грань.



Прямо от вокзала начинается местный проспект Ленина, в перспективе которого видно Онежское озеро (точнее, его залив):



И в общем, стандартный маршрут по Петрозаводску выглядит так: проспект Ленина - Круглая площадь - проспект Маркса - площадь Кирова. Проспект Ленина - довольно мощный, но не слишком оригинальный сталинский ансамбль 1950-х годов:



Интересных зданий здесь почти нет:



Но сам по себе город сразу оставляет очень приятное впечатление - не богатый, не роскошный, но просто уютный, с человеческим лицом. Здесь есть спокойствие и достоинство Русского Севера, но без лишней суровости (как в Мурманске) или заунывности (как в Архангельске). По-моему для жизни Петрозаводск годится куда лучше, чем для туризма.



Вот ещё парочка городских особенностей (кадры, правда, сняты совсем в другом месте). Во-первых, фонари - почти все они тут на старых сетчатых столбах, напоминающих опоры трамвайной сети. Что вдвойне странно - трамваев в Петрозаводске никогда не было:



А ещё тут и там попадаются вот такие деревянные тумбы с театральными афишами - выглядит очень культурно. Уличные таблички - наоборот, почти все снабжены рекламой. Однако республика бедная, а поддерживать город в надлежащем виде надо - и лучше наверное так, чем никак: дома без табличек в центре попадаются очень редко.



Минут через 10-15 ходьбы от вокзала достигаешь трёх деревянных домов:



Об их происхождении я слышал две версии: по одной, это были дома железнодорожного ведомства (1916), по другой же всё намного интереснее - это так называемые "оккупационные дома", построенные где-то между 1941 и 1944 годом. Петрозаводск оккупировали не немцы, а финны - идея объединить Карелию с Финляндией была популярна по обе стороны границы. При финнах город назывался Яанислинна ("Город на Онего"), здесь находилась комендатура, а кроме того, финны устроили в Петрозаводске 7 концлагерей. Не "лагерей смерти" - такого финны даже не планировали, зато предполагали после войны выдворить славян в германскую зону оккупации. Через лагеря прошло 65 тысяч человек, в том числе 24 тысячи - местных жителей (остальное - военнопленные), среди которых были и дети. И мягкой эта система была только в сравнении с нацистской - от голода и болезней погибло около 1/3 заключённых, намного больший процент, чем на Беломоро-Балтийском канале.
Впрочем, может и зря я рассказываю об этом именно здесь - более вероятно, что домики всё-таки 1916 года:



А их судьба уже несколько лет висит на волоске: есть планы их снести и построить очередной бизнес-центр. Общественность за них борется с попеременым успехом. Назначение домов много раз менялось - в том числе Горсовет (в прошлом) и Министерство образования Карелии (ныне).



Последний дом глядит фасадом на гостиницу "Похъёла" - главный отель Карело-Финской ССР. Вообще, сталинские супер-гостиницы особенно запоминаются в городах, пониженных в статусе - видимо, их строили в числе первых зданий. Название пусть не удивляет: в переводе это значит всего лишь "Северная".



Но кроме того, Похъёла - это карело-финская Гиперборея, северная страна из "Калевалы", куда главные герои несли волшебную мельницу Сампо, и именно страна Похъёла, где вечная ночь и холод, была одним из прототипов толкиеновского Мордора. "Гранд-Отель Мордор" - звучит неплохо!



Проспект ведёт дальше, и там ещё много интересного - например, костёл Божьей Матери Неустанной Помощи начала ХХ века, но я туда уже не ходил. Только "воротами" в самом конце полюбовался, в сумерках возвращаясь с набережной:



У "Похъёлы" я, как и все нормальные туристы, повернул направо - в сторону Круглой площади. Почти напротив отеля находится очень интересная парочка ресторанов: "Карельская горница" и "Суоми". Они имеют общую кухню, два меню, но "Суоми" попроще и потише, а "Карельская горница" пафоснее и с живой музыкой. Как следует из названий, там подают карельскую и финскую кухню, причём как традиционную, так и современную - ну например оленина, тушенная в пиве с брусничным вареньем. Цены приличные даже после Москвы, но очень вкусно и необычно. Жалко, что не догадался попробовать мясо-рыбной похлёбки - пожалуй, самого странного карельского блюда.
От "Похъёлы" до Круглой площади (она же площадь Ленина) - всего несколько сотен метров:



И она действительно круглая:



Мы уже в непосредственной близости от Петровского завода, и эти здания связаны с ним напрямую: в 1770-е годы, когда завод отстраивался после сорока лет простоя уже как Александровский, в 8 корпусах на этой площади разместилась его администрация. Впрочем, уже в 1784 году их передали администрации новой губернии, причём слегка перестроив - получилось два длинных корпуса и два флигеля (за Лениным). В северном корпусе (на кадре выше) разместили Присутственные места (ныне Министерство культуры Карелии), а в южном - Губернаторский дворец (ныне музей, сохранились интерьеры 1840-х годов):



Между ними - памятник Ленину авторства Манизера. У ворот бывших Присутственных мест - исключительно экспрессивные львы, вероятно отлитые тут же, на Петровском заводе:



А Ленин глядит на воинский мемориал, за которым парк. От площади расходятся две улицы - направо улица Энгельса мимо дома Горного начальника (1786) ведущая к заводу:



Налево - проспект Карла Маркса к следующей площади:



По нему, вдоль парка в долине Лососинки пока и пойдём. Квартал между проспектами Маркса и Ленина - пожалуй, единственный относительно завершенный ансамбль Карело-Финской столицы:



Например, на параллельной улице Дзержинского есть Главпочтамт (1948) - как мне показалось, самое интеренсое советское здание Петрозаводска. Но туристы на ту улицу зайти догадываются редко, и я не оказался исключением...


Отсюда (копирайт сохранён).

Так что пойдём дальше по Карла Маркса. Парк в пойме Лососинки расступается, и внизу открывается футбольное поле, где на всеобщем обозрении тренировался ФК "Карелия":



Вдалеке видны купола собора Александра Невского (1826-32), а чуть поближе - Завод. Тот самый, с которого начался город, едва не ставший столицей шестнадцатой ССР. Уже давно не металлургический, а тракторный, да и к тому же, кажется, мёртвый.



Выходим на площадь Кирова, которая некогда была Крепостной и Соборной. Мощный сталинский дом времён Карело-Финской ССР уже обращён к ней фасадом, а в палатке у его подножья я покупал себе пирожки - кажется, это самая вкусная уличная выпечка, которую я когда-либо ел. Кстати, в Карелии почти в любом городе на улице можно купить калитки - характерной формы ("лодочкой") пирожки с какой-нибудь шапкой (картошка, крупа, творог - причём крупяные самые вкусные).



Здание на заднем плане делят кукольный театр и Национальный театр Карелии, и маленьким оно кажется только с одной стороны:



В основном же площадь выглядит так:



Здания напротив - две гимназии: мужская (1790, ныне Художественный музей) и женская (1858, ныне дом карельского музыкального ансамбля "Кантеле"). Если же посмотреть чуть правее - увидишь грандиозное здание Музыкального театра Карелии (1955). Вот это действительно почти столичный масштаб!



Огромное пустое пространство также не случайно - некогда здесь стоял ансамбль аж из трёх храмов. Самый большой, но и самый тривиальный из них - Собор Святого Духа (1860-72), местный ХХС, снесенный в 1936 году:



Два других храма самопроизвольно сгорели ещё в 1924, а в архитектурном плане были куда интереснее. Деревянная Петропавловская церковь, похожая на пагоду, была срублена, по преданию, при участии самого Петра Первого - то ли в 1703, то ли в 1719 году.



Полудеревянный Воскресенский собор освятили в 1800, причём он стоял на месте более раннего храма и изначально (до постройки каменного собора) назывался Свято-Духовским. Тоже исключительно оригинальный храм, прямых аналогов которому я и не вспомню. Вообще, в городах-заводах часто строились совершенно неповторимые церкви, но и масштабы сносов в таких местах были куда больше, чем в среднем по Союзу.



И в общем Свято-Духов собор мне не жалко, а эти две церквушки небольшие и деревяннные - почему бы не воссоздать их в центре площади? Церковь воссоздавала с нуля и гораздо более масштабные храмы... Пока же остаётся любоваться Музыкальным театром, который и должен был заменить собор в Карело-Финской столице. И безотносительно утраченного, скажу - любоваться тут есть на что:







И размер, размер... Это здание достойно Минска или Киева, и остаётся самым наглядным памятником "столичного" периода:



В скверике на той стороне, откуда сняты эти кадры - домик 18 века, ныне занятый администрацией Кижей. А изначально тут было Ремесленное училище, и явно производственный корпус на заднем дворе - всего лишь токарная мастерская начаала ХХ века при нём:



А за сквериком - заводской пруд. К заводу в следующей части и отправимся.

Олонецкий горный округ
Петрозаводск. По центру (Петроскои и Яанислинна).
Петрозаводск. Петровский Завод.
Петрозаводск. Набережная.
Марциальные Воды и Кончезерский завод.

Date: 2011-09-03 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
пожалуй, единственный относительно завершенный ансамбль Карело-Финской столицы:

К этому фото, пожалуй, можно добавить, что ты снял здание МВД Карело-Финской ССР, а ныне - МВД Карельской республики :)

PS. Сорри. Уточнил по викимапии. Хотя здание и 1951 г., но министерство сюда переехало позже, в 1982 г. А раньше был Петрозаводский горисполком.
Edited Date: 2011-09-03 10:00 pm (UTC)

Date: 2011-09-03 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне вот очень жаль, что не догадался на улицу Дзержинского свернуть. У почтамта башня со шпилем - но почему-то её напрочь не видно с окрестных улиц.

(no subject)

From: [identity profile] conlaich.livejournal.com - Date: 2012-08-07 08:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-03 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] budet-wam.livejournal.com
классно , я часто бываю в этом городе , но все как то быстрей-быстрей..
надо будет в следующий раз выбрать денек и тоже побродить..
А по поводу перевода Яанислинна надо будет посмотреть поподробней, по фински Линна это замок , крепость - например Савонлинна (округ-земля замка ) , Олавлинна ( замок святого Олафа )

Date: 2011-09-03 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
К Петрозаводску почти у всех такое отношение: перевалочная база из других регионов в карельскую глубинку.

Date: 2011-09-03 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hrenov-drummer.livejournal.com
Насчет "Гранд-отель Мордор" - взоржал :) Имели неосторожность остановиться там, будучи в Петрозаводске проездом. Удивились несоответствию довольно высокой цены и откровенно советских интерьеров, сантехники и прочего. Машина времени, как она есть, ничего, похоже, не поменялось с 60-х.

А если не секрет, фотографии сгоревших храмов откуда? Разве в начале века была цветная фотография?

Date: 2011-09-03 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] budet-wam.livejournal.com
ценники там и правда отмороженные - в Карелии одноместка - четыре с половиной тыра ))) мрак.

Date: 2011-09-03 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Была :) Это Прокудин-Горский, один из её изобретателей, для своего времени делавший беспрецедентные по качеству снимки.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

А насчёт отелей - в том-то и парадокс, что отели за 1000-1500 как правило не просто не хуже, а даже лучше отелей за 3-4 тысячи. Как правило, дорогой отель в России - это типа статус, туда серьёзных людей организация селит и всё такое. Остальные достоинства уже как бы не требуются. В отличие от отеля средней стоимости, которому ещё надо доказать, чем он лучше других отелей за те же 1500.

Date: 2011-09-03 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] budet-wam.livejournal.com
да - крепость на Онеге.
Онежское озеро Ääninen.
Крепость - linna.

Date: 2011-09-03 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] olster28.livejournal.com
Это не подростки, а игроки ФК Карелия

Date: 2011-09-03 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ок, исправил.

(no subject)

From: [identity profile] olster28.livejournal.com - Date: 2011-09-03 11:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cr2.livejournal.com - Date: 2011-09-04 06:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-04 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] illustr.com (from livejournal.com)
Холодно после таких фоток.

Date: 2011-09-04 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На самом деле довольно тепло было, просто водяная пыль в воздухе.
From: [identity profile] petrozz.livejournal.com
мы в июне обычно празднуем ...

Date: 2011-09-04 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, по ходу дела я правда дал непроверенную информацию. Сейчас залез в те источники, откуда, как мне запомнилось, её взял - и обнаружил, что там этого не написано!
Только у меня речь шла не про 15, а про 27 мая.

Date: 2011-09-04 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
город понравился, удивило изрядное (чисто северное) малолюдство на улицах...
там еще памятник Державину замечательный в парке, и Петру Великому на набережной (про остальные ужастики-подарки умолчу, подарки есть подарки)

Date: 2011-09-04 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А вот эти два памятника я как раз и проглядел в этот раз (Петра видел в прошлый приезд в июне-2004).
Ну кстати мне Петрозаводск малолюдным не показался - вполне нормально для дождливого для в 200-тысячном городе.

(no subject)

From: [identity profile] manul-a.livejournal.com - Date: 2011-09-04 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-09-04 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] manul-a.livejournal.com - Date: 2011-09-04 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-09-04 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-09-04 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] periskop.livejournal.com - Date: 2011-09-04 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-09-04 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-09-04 06:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-04 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] aelirenna.livejournal.com
А в Павловске тоже есть такие львы:
http://domir.ru/l-art/images/pavlovsk/pavlovsk259.jpg

Получается, их из Петрозаводска везли?

Date: 2011-09-04 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну не совсем такие, поза чуть-чуть другая.
Они просто отливались на чугунолитейных заводах, которых и в Петербурге было немало.

(no subject)

From: [identity profile] aelirenna.livejournal.com - Date: 2011-09-04 08:27 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-04 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] b-s-d-1.livejournal.com
В СССР названия железнодорожных станций дублировались на национальных языках в союзных республиках, но не дублировались в автономных.

Мне кажется, именно со времён Карелии - союзной республики названия всех железнодорожных станций ещё в 1990-е годы были двуязычными.
Примеры: http://sbchf.narod.ru/30/ot-kar.html
Беломорск, Маленьга, Руйга двуязычные, Кочкома уже нет.

По поездке в 1997 году - я помню, что были совершенно дикие дублирования: "Меdvegja Gora" и "Segega" (хотя правильно Karhumäki и Sekee).

Но в 2000-х годах железная дорога стала искоренять финский язык со зданий вокзалов. И к нынешнему моменту его убрали практически отовсюду. Видимо, Петрозаводск - единственное исключение.

Date: 2011-09-04 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Да, в 1999 году это меня просто поражало - почти заграница. Впечатление усиливало преобладание (уже тогда!) иномарок на карельских дорогах - даже в Петрозаводске их в процентном отношении было около половины, а среди лесовозов - практически 90%.

В 2005 году уже были правильные названия в Медвежьей Горе и Сегеже, но в Кеми почему-то было Kemm, а не Kemi.

Date: 2011-09-04 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] b-s-d-1.livejournal.com
Я нередко представлял, как "весело" было бы, если бы статус Карелии не понизили в 1956 году. И в 1991 году она становилась, как все прочие республики, независимым государством, сейчас были бы пограничные станции Токари и Малошуйка, а безвизовый транзит на Мурманск был бы предметом политического торга...

Date: 2011-09-04 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне то же самое представляется... Причём именно "безвизового", так как это получилась бы четвёртая страна Прибалтики. Вопрос в том, что бы карелы и финны делали с 85% нетитульного населения?

Кстати, хотел спросить о другом направлении: где Вы ночевали в Баку во время своих поездок туда? Есть идеи (пока очень смутные) путешествия в те края, опять же по старопромышленной теме (нефть и всё ей порождённое, ну и + древности и природа, конечно). Но помимо всех опасностей, обнаружил, что там и цены на гостиницы похлеще московских...

(no subject)

From: [identity profile] b-s-d-1.livejournal.com - Date: 2011-09-04 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varandej.livejournal.com - Date: 2011-09-04 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] selenoglaska.livejournal.com - Date: 2011-10-17 11:52 am (UTC) - Expand

Date: 2011-09-04 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com
Петрозаводск - классный город. Один из моих любимых. Зимой там правда рассвет - в 11 закат после 2 дня. Плюс сыровато. Но люди - спокойные, культурные и приятные. Финны мне говорили, что в финском названии Яанислинна - "линна" означает "крепость". Яанис - имя собственное. Например, "Таллин" - это (вроде как) "Датская крепость"

Date: 2011-09-04 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне Архангельск и Мурманск всё-таки ближе. Петрозаводск - приятный город, но всё-таки слишком уж какой-то домашний.
Насчёт "линна" - ведь и в русском языке "город" частичный синоним "крепости".

(no subject)

From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com - Date: 2011-09-04 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dreihan.livejournal.com - Date: 2011-09-12 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-kowalski.livejournal.com - Date: 2011-09-12 04:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-04 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Приятный город. Столбы тоже понравились, кстати, кроме Карелии они ещё в Питере имеются (на Новочеркасском проспекте от начала (где должен быть газо-скр-ёб) до Республиканской улице, они там чуть ли не довоенные).

Но в ВВП Карелии туризм занимает всё-таки не первое место, как на Псковщине, а третье - после лесопромышленного комплекса и ГОКа в Костомукше.

Date: 2011-09-04 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Гостиница "Советская" была построена ещё до войны - в 1999 году там продавалась сувенирка с надписями "60 лет нашей гостинице", что для того времени было непривычно.

Date: 2011-09-04 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
"Советская"? В смысле "Северная"? Надо же, думал - послевоенная.
Насчёт ВВП - при сравнении Карелии и Псковщины это видно. Туризм всё-таки отрасль по сравнению с проиышленностью очень малоприбыльная (если это не что-то вроде Лас-Вегаса или Баден-Бадена).

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-09-05 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] selenoglaska.livejournal.com - Date: 2011-10-17 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2011-10-17 03:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-09-05 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] nord-ursus.livejournal.com
В добавление к одному из комментариев выше: Я тоже недавно пытался представить независимую Карелию, которая могла бы существовать, если бы статус КФССР не понизили. Мурманск был бы вторым Калининградом... Кстати, примечательно, что во времена существования КФССР на гербе СССР был лозунг ещё и по-фински (Kaikkien maiden proletaarit, liittykää yhteen!).

А ещё хотелось бы спросить. Сохранился ли в Петрозаводске памятник Отто Куусинену, и видели ли вы его?

Date: 2011-10-17 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] selenoglaska.livejournal.com
Конечно сохранился, он ведь еще довольно свеженький, 1973 года: http://tinyurl.com/6xderlu
Edited Date: 2011-10-17 12:07 pm (UTC)

Date: 2011-09-06 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com
Главпочтампт действительно чумовой. Разумеется, я его тоже не видел.

буэнос!

Date: 2011-09-09 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] hokein.livejournal.com
буэнос!
чем страдаете,

Извени тут попросили что бы я пригласил пройти один опрос. Сори если помешал.
Если появится интерес заходите почаще или даже подписывайтесь. Image

Опрос №2. Средства передвижения (http://opros-2011.livejournal.com/1575.html)


Итак БЛОГ опросов LiveJournal (http://opros-2011.livejournal.com/)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 07:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios