varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В третьей части осмотрим районы южнее Старого города, за Витьбой, на месте бывших Нижнего и Верхнего замков. Древнерусская Благовещенская церковь, мемориал Победы, улица Ленина, "Славянский базар".

Вот так выглядит панорама района с Кировского моста. Слева направо: гостиница "Витебск", Благовещенская церковь (1120-е), монастырь тринитариев (начало 19 века), мемориал Победы, известный как "Три Штыка":



Очень живописен холм с советскими зданиями. В январе-2007, когда еще не был воссоздан Успенский собор, этот элемент скайлайна показался мне самым эффектным:



Место, где стоит Благовещенская церковь, носит название "площадь Тысячелетия Витебска", вот только до тысячелетия немного не дожили все ее архитектурные памятники: здесь была церковь, костел и одна из крупнейших в Белоруссии синагога. Всё это снесли в 1960-е годы, а вернули из небытия пока только Благовещенскую церковь (1992-97), к которой добавилась деревянная церковь Александра Невского совсем не белорусского типа:



Правда, к 1960-м годам она выглядела совсем иначе - много раз перестраивалась, переосвещалась, и в итоге стала чем-то вроде Спасо-Преображенской церкви полоцкого Ефросиньина монастыря. Воссоздали ее в изначальном облике - такая затянувшаяся на 30 лет "реконструкция со сносом". Хорошо видна граница между новоделом и аутентичными фрагментами 12 века:



У церкви очень необычная кладка из чередующихся полос плинфы и камня. Похожим образом строились византийские церкви, но "ритм" полос у них совершенно другой. Вообще, как уже говорилось в постах про Полоцк, архитектура Полоцкого княжества отличалась большим количеством "экспериментов с формой" - так как Полоцк дистанцировался от Киева и борьбы за престол, здесь и строили без оглядки на столицу. Хотя известно не так много образцов полоцкого каменного зодчества, они достаточно разнообразны.



О других утраченных памятниках я расскажу отдельно, пока же пойдем дальше. От церкви я направился по живописной улице Калинина к мемориалу Победы:







Вскоре оказавшись в парке с музеем военной техники:







А вот и собственно Три Штыка (1974) - на удивление впечатляющий, при всей своей примитивности, обелиск Славы.



Конечно, позднесоветскую монументалистику принято ругать - и в общем я пожалуй согласен, что подавляющее большинство памятников Победы сделаны очень бездарно. Но всё-таки не все без исключения.  Например, подойдем к подножию Штыков - да это же модернистский костел!



А посмотрим наверх изнутри, от Вечного огня - это уже что-то космическое. Короче, нет "неправильных стилей", есть только личный талант автора:



От мемориала хорошие виды - в том числе на уже показанный со всех остальных точек Кировский мост с "воротами" Задвинья. Прямо у подножья - еще один мост с трамвайной линией и самая высокая в Витебске новостройка:



А дальше по Двине - море частного сектора. Кстати, цвет неба - не дефект обработки:



С другой стороны - площадь Победы, считающаяся самой большой в Белоруссии (390х170 метров). Действительно, несколько крупнее минских площадей, а вот с гродненской Советской площадью сравнение уже не однозначно. Дом на заднем плане в народе называют Баян - даже "ушки" по бокам имеются, полуофициальная достопримечательность города. А непонятная конструкция - демонтаж новогодней ёлки.



Налево уходит улица Ленина, по которой я и направился обратно в центр:



Ее дальняя часть - полностью позднесоветский ансамбль. Но надо сказать, весьма впечатляющий. Улица отличается шириной - по три полосы в каждую сторону - очень странно, что это не проспект.



Не устаю восхищаться позднесоветской архитектурой Белоруссии. Но это и не удивительно: модернизм не приветствовал украшения и прочие излишества, оригинальность достигалась в первую очередь формой здания и пластикой. В общем, на примере "виленского барокко" ясно, что белорусам эта техника вообще близка:



Начинается старинная застройка, а улица идет под уклон к долине Витьбы:



Из-за огромной ширины и холмистого рельефа улица Ленина имеет одну из самых эффектных перспектив, что я видел:



Вид назад:



Здесь расположен бывший монастырь тринитариев, а ныне Покровский собор. Основан в 1758 году, отстроился при Александре Первом, при Николаев Первом (1831) отобран у католиков, использовался как приют, позже как тюрьма, а в 1858 году наконец передан православным и немного перестроен. Хотя в целом самый невзрачный из старых витебских храмов:



А в низшей точке улицы расположен "Славянский базар":



История этого Международного фестиваля искусств, особенно популярного в 1990-е и начале 2000-х, началась еще в 1987 году, когда в Витебске организовали площадку для проведения Всесоюзного фестиваля польской песни. Судя по всему, это была попытка ввести в Белоруссии что-то вроде Праздников Песни, которыми славилась советская Прибалтика - одни из самых грандиозных культурных событий СССР собирали сотни тысяч слушателей. Затем по понятным причинам затея оказалась неактуальна. В 1992 году был проведен первый "Славянский базар" - песенный праздник России, Украины и Белоруссии. В тот момент это было крайне своевременно - еще не отпустил шок от распада СССР, а идея совместного праздника вселяла надежду. Успех фестиваля превзошел все ожидания, и "Славянский базар" стал ежегодным. Девиз его действительно очень светлый: "Через искусство - к миру и взаимопониманию".



Позже фестиваль расширил географию, став международным. О художественных достоинствах участников "Славянского базара" судить не берусь, так как в популярной музыке понимаю довольно мало (предпочитаю русский и англосаксонский рок 1970-90-х), но всё-таки судя по списку призёров, тут не такая воинствующая попса, как на "Евровидении".

Нынешний комплекс "Славянского базара" построен в 2007 году - в прошлый приезд я как раз застал реконструкцию. На холме над Летним амфитеатром - областная администрация в бывшем Духовном училище (1902), перед которыми "Витебский биг-бен" - один из новых символов города:



Вид строго вниз по склону:



И панорама Старого города:



Интересны постройки и по другую сторону Летнего амфитеатра, представляющие собой комплекс музеев. Здание слева - дореволюционная (1897) электростанция (ныне музей книги), а стеклянная башня "Духовской круглик" возведена в 2007 году:



Стоит она не где-нибудь, а над фундаментом Духовской башни Верхнего замка, построенного в 1330-51 годах по приказу Ольгерда. В Витебске было целых три замка - Верхний (здесь), Нижний (около Благовещенской церкви) и более поздний Взгорский (16 век, над Старым городом). Снесли их, слава Богу, не при Советах, а разобрали на камень еще в 18 веке.



Смотреть в башне особенно не на что, но здесь просто уютно. Правда, вход платный (около 30 русских рублей).





А отсюда уже и до Ратуши рукой подать - взгляд назад:



Напротив Рыночной площади - мостик Витьбу, за которой позднесоветский концертный зал:



Дома на улице Ленина севернее Рыночной площади:



Дальше на север мы пойдем в следующей части. Там же о вечернем городе, трамваях и архитектурных утратах.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Старый город.
Витебск. Южная часть центра.
Витебск. Разное.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.
Смоленск-2010.
Соборная гора и панорамы.
Старый город.
Вдоль крепости: запад и юг, восток и север.
За пределами крепости.
.
(deleted comment)

Date: 2011-01-27 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
На вокзале есть как правило. Но кроме обменника не поменяют нигде.

Date: 2011-01-27 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вас дезинформируют :)
Я менял рубли в любом банке - ни разу не отказали. А собственно обменников очень мало.
(deleted comment)

Date: 2011-01-27 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Банков полно в любом городе, в маленьких городках их даже больше на единицу поверхности, чем в больших. В общем, никаких проблем с обменом валюты. Кроме того, что банки закрыты по выходным (как минимум по воскресениям) и праздникам - в это время поменять валюту значительно сложнее. Курс отличается несильно (96-102 белорубля за 1 российский), так что лучше поменять большую сумму при первой возможности.

Date: 2011-01-27 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Да-да-да, ночью поменяй попробуй. Или после 19.00.

Date: 2011-01-28 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Места надо знать :) В любом крупном магазине есть, и работают часто до 23.

Date: 2011-01-28 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
Обменники не только в банках. Мы, например, наткнулись на обменник в минском центральном гастрономе. В ТЦ "Немига" есть обменники. И т.д.

Date: 2011-01-27 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Пару ремарок:

Комплекс "Славянского базара" просто исключительно удачно размещен в городе. В центре, не на виду, удобно, аккуратно.

На станции в Витебске и Полоцке был? Обратил внимание что основной поток грузов - цистерны в сторону Прибалтики. Догадываешься, чья это нефть и нефтепродукты? :) Из грузового движения - почти исключительно они.

"Три штыка" действительно неплохие. Я тоже отметил.

Date: 2011-01-27 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это всё я заметил. И цистерны тоже... Я так понимаю, многие из них идут не в Прибалтику, а на Полоцкий НПЗ. Хотя туда наверное трубопроводом удобнее.

Про обменники ошибаешься)
Я меня в банках - никаких проблем не было, даже паспорт не предъявлял. Причем это касается и малых городов типа Слонима. Вообще, думаю, надо будет мне интереса ради протестировать обмен валюты в российских городах в следующий раз.

Date: 2011-01-27 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Чего это ошибаюсь? Менял в РБ нет (это на Украине это целый пласт рыночной культуры), банки ночью закрыты. обменники на вокзала, а где еще?

Date: 2011-01-27 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А почему нельзя менять валюту днём? :)
kngt ведь не про ночь спрашивал. Ты бы сразу пояснил, что имеешь в виду.

Date: 2011-01-27 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] exploreman.livejournal.com
Да вообще в Беларуси очень неплохо с пластиком. На многих автовокзалах карты принимают, не говоря уже о магазинах, гостиницах и ресторанах. Так что менять (если не хочется комиссию платить за обналичку) достаточно только иногда, для резерва.

Date: 2011-01-28 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] silverina1.livejournal.com
И неудивительно, что пластик во многих местах принимают! Ведь там носить с собой приличную сумму невозможно, кошелек распухает ))) Поэтому большинство белорусов с карточками и ходят... Практически в любом маленьком магазине можно расплатиться по карте, а у нас такое возможно в основном в супермаркетах.

Date: 2011-01-28 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Пластик много где принимают, потому что обязали его принимать на законодательном уровне. А народ постарше часто сразу з/п в банкомате снимает)

Date: 2011-01-28 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] silverina1.livejournal.com
Рефлекс, наверно )) У нас тоже многие так делают.

Date: 2011-01-29 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
+5! Вот так и надо, а то ждать пока рынок сам расставит невидимой рукой - жизни не хватит. Мало того, что населению удобно, ещё и оборот наличной денежной массы снижается - не надо станок включать лишний раз. А "народу постарше" законодательно запретим снимать всю сумму :)

Date: 2011-01-27 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Советская архитектура нетривиальная. А вот дореволюционки по сравнению с Гродно маловато (хотя конечно, не так как в Минске), хотя город был достаточно большим.

Date: 2011-01-28 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, с целостной дореволюционкой в Беларуси очень плохо даже в райцентрах.

Date: 2011-01-27 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей (from livejournal.com)
На "живописном холмике" мой дом! Где поменять деньги ночью, знаю только 2 места: вокзал и будка-обменник возле амфитеатра. Спасибо за экскурсию по родному городу!

Date: 2011-01-27 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
"Биг-Бен" понравился... фото бы побольше :(

Date: 2011-01-27 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mara-persona.livejournal.com
Военный памятник я бы не назвала "примитивным"! Простой – да, но насыщенный: идея Троицы плюс идея "космоса" (как вы её удачно обозначили), да ещё идея противостояния стихий (огонь, камень), да ещё "вознесение" (движение ввысь), да ещё собственно военная идея, штыки как таковые... в общем, тут многое сказано.

А возле "баяна" летом играют роскошные фонтаны с подсветкой...

Date: 2011-01-28 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Да, очень верно Вы всё подметили. Троица, Вознесение, космос - и всё это в рамках соцреализма! Вообще, я еще на Мамаевом Кургане подметил, что крупные мемориалы Победы по своему устройству очень напоминают капища. Это ведь и есть храмы, по крайней мере памятники "тому, что свято", и мне кажется при их создании в условиях атеизма включились память поколений, возродились традиции Руси Изначальной.

Date: 2011-01-28 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mara-persona.livejournal.com
Именно так, мемориалы и братские могилы по своей идее суть капища ("святое место" и "место памяти предков" одновременно); недаром же и обрядовая сторона (возложение венков, воинский салют и пр.) очень похожа на языческую.

Date: 2011-01-27 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrander.livejournal.com
Надеюсь после смены власти, когда к управлению государством и городом придут не деревенские колхозники, бывшие моляры и штукатуры, а образованные и культурные люди, которые понимают, что туристическая сфера в современном мире - самый важный и неисчерпаемый источник дохода, что история страны и своего города- то немногое, что необходимо оберегать как зеницу ока, что без национальной культуры и качественного образования развитие общества (в том числе экономическое) в принципе невозможно. Вот тогда, под бульдозер, справедливо, отправят пару десятков хрущеб в центре разрушенного войной и советами города, и "шедевров" типа "Витебского биг-бена"( Член горисполкома, так его называют в народе). Ибо без боли на это безобразие смотреть невозможно. Это же надо, так ненавидеть свой город, чтобы сносить уникальнейшие барочные ансамбли, и на их месте строить пирамиды, биг-бены, отели, стеклянные башни и т.д. Легко можно понять Шагала, который хоть и посвятил Витебску все творчество, так и не захотел в 70-е приехать сюда, в протест уничтоженному и изуродованному советами облику старинного и красивейшего, некогда, города...

Вот, что например было на месте "Витебского биг-бена" http://www.radzima.org/be/image_preview/36115.html

А вот что находилось у Благовещенской церкви (на фото она с огромной луковицей) http://evitebsk.com/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Dvina-vitebsk-xix.jpg

Таких примеров и мест в Витебске тьма. Утрачены десятки храмов и улочек. Витебск - настоящая атлантида, её только нужно заново открыть и показать миру...

Date: 2011-01-28 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Знаю и напишу в следующем посте.

Date: 2011-01-28 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Снова я. Ну, потерпите, про Витебск ещё одна часть осталась))

"здесь была церковь, два костела и одна из крупнейших в Белоруссии синагога. Всё это снесли в 1960-е годы"
--
Один костёл (св. Михаила) сгорел ещё в 1868 и был разобран. А вот синагогу не знаю точно когда окончательно разрушили, после освобождения в 1944 была в руинах (http://evitebsk.com/wiki/Файл:Kalinina-sinagoga.jpg).

"а в 1858 году отобран у католиков и опять же перестроен (например, получил купол)"
--
У католиков его отобрали в 1831, потом здесь был детский приют, потом женская тюрьма, потом здание костёла пустовало. А в 1858 отдали православным.

"городская администрация в бывшем Духовном училище (1880-е)"
--
Областная адм., 1902 год.

"мостик через овраг (или это Витьба?), за которым позднесоветский театр (видимо, оперный):"
--
Витьба) А "театр" - построен как дворец культуры, сейчас концертный зал. Оперным назвали из-за общих черт с минским оперным?

"электроподстанция" - это не подстанция, а полноценная электростанция (вырабатывала ток, а не распределяла). Питала не только трамваи, была единственной электростанцией города до начала 1930-х, когда под Оршей построили первую в БССР э/станцию по плану ГОЭЛРО.

Ещё раз спасибо за эту витебскую серию :)





Date: 2011-01-28 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, всё исправил.

Date: 2011-01-28 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Да, ещё про замки сейчас заметил. Там, где Духовский круглик это Нижний замок также. Нижний замок был с двух сторон от Верхнего, который был на Замковой горе, что срыта в 1880-е. Замковая гора находилась между ул Замковой и Витьбой.

Каменными стены замков были только до конца 14 века где-то. Витовтом, видимо, были разрушен. Потом два раза восстанавливался из дерева на старом каменном основании. Второй раз - московскими войсками в 1650-60-х. А сгорели замки при пожаре в 1708 (Пётр I приказал город поджечь), остатки в последующих пожарах.

Date: 2011-01-28 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
А что за розовая пирамида, видимая на макете и на некоторых фото?

Кстати, об обмене денег. На Украине частным образом русские рубли охотно берут, особенно бабки на станциях за пиво и вареники. В Белоруссии нам не выпало случая расплачиваться русскими деньгами. А вы ничего такого не замечали?

Date: 2011-01-28 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Пирамида - торгово-развлекательный комплекс "Марко-сити" (в стадии строительства).

Бабок на станциях у нас, потому брать некому :) Бабки есть только на рынке.

Date: 2011-01-28 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] mozhav.livejournal.com
интересна судьба Благовещенской церкви - если она была снесена в 60е, то откуда взялись вот эти довольно значительные фрагменты древней кладки?

Date: 2011-01-28 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Она была разрушена, а руины оставались. Потом обломки вывезли куда-то, но части стен остались. В 1970-х (то есть всего лет через 13 после сноса) эти части стен законсервировали. Ну а в 1990-х церковь восстановили.

Date: 2011-01-28 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] mozhav.livejournal.com
какая блин потеря. не знаете, её успели обследовать перед сносом? в литературе вроде ничего не встречалось..

Date: 2011-01-28 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Да, её несколько раз обследовали (акад. Павлинов, местные историки-археологи), начиная с 19 века. Перед сносом сфотографировали несколько раз, и вроде бы, обмерные чертежи сделали. Одна из фотографий перед сносом:
http://evitebsk.com/wiki/Файл:Blagovesch_posleVOV.jpg

Передний фасад на фото - наследие с времён перестройки её в двухбашенную барочную униатскую церковь.

Date: 2011-01-28 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] mozhav.livejournal.com
вот интересно - на фотографии законсервированных руин
http://evitebsk.com/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Blagovesch-ruiny.JPG
плинфы заметно больше, чем теперь, и западная дверь присутствует, и часть апсиды..

Date: 2011-01-28 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Да, восстанавливать не с нуля у нас не умеют. К старине лучше не подпускать. Работали же обычные строители..

Date: 2011-01-28 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ania-ba.livejournal.com
А что это за пирамида на снимке "Вид строго вниз по склону"?

Date: 2011-02-26 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
интересно, спасибо)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 10:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios