varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Осмотрев Задвинье (где находится вокзал), идем на левый берег Двины. Витьба делит исторический центр как бы на две части: на правом берегу - условный Старый город, на левом - территория бывших Верхнего и Нижнего Замков. Первая ныне примечательна кривыми улочками, "виленским барокко" и дворцом губернатора, где жил Наполеон; вторая - церковью 12 века, "Славянским базаром" и интересным советским ансамблем. Начнем со Старого города.

Вот такая панорама открывается с верхних этажей гостиницы "Двина" в левой башне сталинский "ворот" у Кировского моста:



Слева - Успенский собор базилианского монастыря (1743-77, перестраивался в 19 веке), справа - драмтеатр послевоенной постройки, а между ними устье Витьбы. Чуть дальше Ратуша и Воскресенская Рынковая церковь 1770-х годов. До 1930-х годов здесь был уникальный скайлайн из 9 барочных башен (ратуша и 4 костела), а до 2000-х над старыми домами одиноко торчала ратушная башня - оба собора воссозданы недавно.



Успенский собор, наряду с собором Франциска Ксаверия в Гродно мне показался самым величественным в Белоруссии. Построил его Иосиф Фонтана III, автор первого памятника "виленского барокко" в Глубоком, а в середине 19 века, когда собор передали православным, он получил черты классицизма и именно в таком виде воссоздан.



А вот и собственно вход на левый берег - впрочем, конкретно эти районы мы осмотрим в следующей части:



Небольшой Старый город за Витьбой зажат между Двиной и 6-полосной улицей Ленина - никогда еще не видел таких улиц в центрах нестоличных городов! Вот такой вид открывается с улицы от моста через Витьбу:



Местная Рыночная площадь с аутентичной Ратушей и воссозданной церковью. Обе они построены в 1770-е годы, но проект иногда приписывают Глаубицу (к тому времени умершему):


То же самое место в 2007 году.

Воскресенская церковь - безусловно, одна из красивейших в Белоруссии. Как все лучшие образцы "виленского барокко" (каждый раз так и хочется написать "витебского барокко"), отличается удивительной пластикой:



А вот пропорции необычные - базилика словно укорочена. Причем судя по старым фотографиям - так было изначально.



Витебская ратуша - одна из семи в Белоруссии (включая воссозданные), самая крупная и красивая. И что немаловажно - аутентичная:



Она по-прежнему выглядит композицонным центром города, а кроме того это еще и одна из самых больших ратуш Западной Руси (как мне показалось, крупнее только во Львове):



Ныне ратушу занимает музей, считающийся крупнейшим в Белоруссии. Меня он совершенно не впечатлил - большая часть белорусских древностей ныне хранится в российских музеях. 



Теперь пройдем вдоль Витьбы. Многоэтажки на заднем плане уже за Двиной:



В бесснежное время можно увидеть выложенное прямо на берегу панно:


(из "Витебской энциклопедии", хотя в Википедии этот кадр тоже есть)

Вид назад:



В здании у берега, особняке конца 18 века, ныне обитает Свято-Духов монастырь, известный с 1345 года и не раз менявший местоположение:



И устье Витьбы, благодаря водопадику не замерзающее:



Возвращаемся на Рыночную площадь по другому берегу, пешеходной улице Льва Толстого:





А это уже улица Суворова за Ратушей - территория бывшего Взгорского замка:



Взгляд назад:



Подворотня:



А в перспективе одной из боковых улиц - Успенский собор:



Дальняя часть Суворовской улицы:





Успенский собор был главным храмом базилианского монастыря - то есть принадлежал греко-католикам. В 1830 году униатство в России (кроме Волыни) было упразднено с правом перехода как в православие, так и в католичество по выбору. Самый большой в нынешней Белоруссии униатский собор был еще на рубеже 18-19 веков превращен в православную церковь с элементами классицизма.



Впрочем, это едва ли не лучший пример "русификации" польско-литовского храма - во-первых, без всякой псевдорусской аляповатости (могли ведь и кокошники налепить, и шатровую колокольню - сами по себе это вещи хорошие, но всему своё место!), а во-вторых выдержан строгий облик "виленского барокко". Думается, если бы Речь Посполитая существовала в эпоху позднего классицизма, там бы строили примерно так же.



Вообще, сравнивая Витебск в 2007 и 2011 годах, могу сказать, что воссоздание одного только Успенского собора абсолютно изменило городской пейзаж. Без него город выглядел как-то аморфно, распался как единое целое. С возвращением собора же вновь соединился в стройный ансамбль.
А еще думаю, что всё-таки в Белоруссию надо хоть раз съездить зимой: храмы, небо и снег почти одного цвета.



К собору примыкает жилой корпус, похожий на фабричный цех - но я почему-то забыл его снять. С другой стороны - гимназия (1803), в 1812 году бывшая госпиталем, в некоторых источниках (например, на "Глобусе Беларуси") указанная также как корпус.



С Успенской горы хорошие виды. На Двину с Кировским мостом и сталинским "фасадом" Задвинья:



На Витьбу с кукольным театром (бывший особняк начала ХХ века) и Покровский собор бывшего монастыря тринитариев вдалеке (начало 19в.):



Уже знакомые нам улица Толстого и Рыночная площадь:



Еще один символ города - "Славянский базар", а точнее крытый амфитеатр и арена, построенные для этого заменитого фестиваля. Башенка "Духовской круглик" содержит небольшой музей, а на холме городская администрация. Все вместе - территория бывшего Верхнего замка. Этот колоритный район мы осмотрим в следующей части, а всего замков в Витебске было аж три штуки: Верхний, Нижний и Взгорский.



Но особенно эффектна отсюда Воскресенская церковь:



От Успенского собора начинается улица Путна (не пугайтесь - это не опечатка с пропущенной буквой!), представляющая собой гибрид верхней набережной и парковой аллеи. Удивительно тихая и зеленая, проходящая по высокому двинскому берегу. Мне показалось, будто я забрел в какой-нибудь дом отдыха, что довершали гулявшие туда-сюда дедушки. В пяти минутах ходьбы от собора - Дворец Губернатора:



Построенный в 1772 году как особняк Кудиновичей, в 1811 году самое роскошное жилое здание Витебска стало губернаторской резиденцией. Чуть позже, с 16 июля по 1 августа 1812 года здесь жил сам Наполеон Бонапарт. Изначально полководец хотел здесь перезимовать, дать отдых солдатам, укрепить отвоеванные рубежи, а по весне с крепким тылом и новыми силами идти на Москву или Петербург. Однако потом решил, что всё идёт так замечательно, что лучше зимовать в Москве - и двинулся в сторону Смоленска. Не укладывается у европейских завоевателей в голове, что русские начинают по-настоящему драться только когда вражина пересекает много веков назад стертую границу Московского княжества, куда к тому же, напав на Россию летом обычно доходит как раз к холодам. В 1812 и 1941 годах сценарий был поразительно схож: сначала крайне успешный блицкриг в западных регионах, опьяняющие успехи, а затем внезапно обнаруживается, что на дворе зима с 40-градусными морозами, армия размазана по огромному пространству с бездорожьем, изначально дружелюбное население массово уходит в партизаны и под завоевателями горит земля, а регулярная армия полностью оправилась от поражений и даже стала еще сильнее, чем была.
А ведь останься Наполеон здесь на зиму - кто знает, как сложилась бы История.



Дворец я фотографировал мало и осторожно - ныне в нем обитает КГБ. По соседству - арт-центр Марка Шагала (не путать с домом-музеем в Задвинье):



И позднесоветское здание с интересным дизайном:



Колоритные виды на Задвинье:



Вдалеке - костел Святой Варвары (18в., облик 1880-х годов):



А вот так примерно выглядит граница Старого города:



Я ходил и севернее, но об этом в четвертой части. А в следующей - о южной части центра: домонгольская Благовещенская церковь, парк Победы, улица Ленина, "Славянский базар".

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Старый город.
Витебск. Юг центра.
Витебск. Разное.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.
Смоленск-2010.
Соборная гора и панорамы.
Старый город.
Вдоль крепости: запад и юг, восток и север.
За пределами крепости.
.

Date: 2011-01-27 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] maxim-yashin.livejournal.com
А виды с левого берега очень даже ничего, жаль по лени своей не перешёл через мост. Кстати в ратуше, помимо музея находится и смотровая площадка, оттуда прекрасные вида на Витебск.

Date: 2011-01-27 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не знал. Да и просто в музей я зашел уже когда стемнело.
Я миновать Задвинье никак не мог, так как езжу общественным транспортом, а там вокзал и автовокзал :)
У меня про него отдельный пост уже выложен.

Date: 2011-01-27 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Спасибо!

От меня некоторые добавления-исправления:

"Построил его Иосиф Фонтана III, автор первого памятника "виленского барокко" в Глубоком, а в середине 19 века, когда собор передали православным"
--
Православным его передали уже в 1799 году, а перестроили в самом начале 19 века. Отсюда, в общем-то, и черты классицизма.

"Здание у берега - жилой корпус конца 18 века православного Духова монастыря (известен с 14 века), утратившего церковь, но действующего:"
--
Вообще это жилое здание 19 века, а Духов монастырь здесь с 2001 года. Можно добавить, что в одном из соседних несуществующих ныне домов родился Лазарь Лагин, автор "Старика Хоттабыча".

А монастырь когда-то был на Духовской горе, там где сейчас башня - "витебский биг-бен" и облисполком.

"Собор окружают жилые корпуса - некогда базилианский монастырь был действительно огромен. Второй корпус, похожий на фабричный цех, я не заснял."
--
Тут надо сказать, что здание на фото не являлось жилым корпусом, а было построено в 1803 для народного училища (потом стало гимназией). В 1812 году в нём был госпиталь в котором лечился от ранения отец Михаила Лермонтова. Отсюда он писал письма будущей матери Лермонтова.

А вот второй корпус, действительно им был.

"Дворец я фотографировал мало и осторожно - ныне в нем обитает КГБ."

Оно там вполне миролюбивое) Только один раз дежурный помахал нам в окно, когда мы поздно вечером перед ним что-то пытались снять фотиком со штатива. А ещё меня перед ним в пионеры принимали)) Вообще новое здание КГБ уже строится, и во дворце будет музей.

Во дворце этом ещё и великий князь Константин (сын Павла I) умер от холеры.

Улица Путна начинается от сквера с памятником Героям 1812 года (странно, что вы его не показали :) ), но это совсем уж мелочи.





Date: 2011-01-27 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил.
Про КГБ - в общем-то так и думал, но решил лишний раз не рисковать. Начинались сумерки, и терять даже полчаса на объяснение совсем не хотелось.

Date: 2011-01-28 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ailcat.livejournal.com
На втором (вроде) снимке - ошибка:
в тексте "слева нправо" - а объекты описываются расположенные "справа налево"

Date: 2011-01-29 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил. Я иногда допускаю эту ошибку, особенно когда различия очевидны)

Date: 2011-01-27 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
>> До 1930-х годов здесь был уникальный скайлайн из 9 барочных башен (ратуша и 4 костела)

Больше было, больше. К Успенскому собору и Рынковой церкви, добавляются бернардинский костел св. Антония (на Рыночной площади), иезуитский костел св. Юзафа (на пл. Свободы), Фара (рядом с Благовещенской церковью), доминиканский костел св. Михаила (там же, правда он на фотографиях без башен, общая фотография тут) и к тому же неподалеку от последнего кластера на современной ул. Калинина была еще Воскресенская Заручевская церковь.

Самое интересное, что практически все из этого можно относительно безболезненно восстановить, надеюсь, Успенская и Рынковая церкви только первые ласточки. С ними Витебск стал другим: в скайлайне появились высотные акценты, были замкнуты перспективы ряда улиц, город действительно изменился и все это благодаря всего лишь двум зданиям.

Date: 2011-01-27 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, про "больше было" мне уже пояснил antonsm, но ведь костелы в окрестности Благовещенской церкви конкретной в эту панораму не попадали бы. Я обязательно расскажу об утратах отдельно.

Да, последнее действительно интересно и обнадеживает. Меня например очень удивлял этот огромный пустырь вокруг Благовещенской церкви.

Date: 2011-01-27 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, а вообще думаю если воссоздать все храмы в центре Витебска, он будет ярче, чем Гродно.

Date: 2011-01-27 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Первое, что могут воссоздать это Николаевский собор (бывш. иезуитский костёл) на пл. Свободы. Но денег на него ещё нет. Пока только памятный знак собираются установить.

Date: 2011-01-27 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
Ну в Гродно же тоже можно что-нибудь воссоздать. )

Date: 2011-01-27 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] antonsm.livejournal.com
Боюсь Гродно в подобном споре победит одним наличием четырех королевских дворцов, которые при нормальной реставрации/восстановлении закроют вопрос, какой из белорусских городов самый крутой по наследию раз и навсегда. ;-)

Но вас не зря тянет написать "витебское барокко" ;-). Потому как по количеству и главное качеству виленского барокко Витебск вполне мог соперничать с Вильной.

Date: 2011-01-27 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Ну мы тогда восстановим ещё Духовскую, Богословскую, Петропавловскую, Богоявленскую (Симеоновскую), Спасскую, деревянные витебской школы зодчества Ильинскую, Троицкую (Чёрную) и Троицкую Маркова монастыря (и вообще весь комплекс монастыря), Борисоглебскую и Георгиевскую церкви. И это ещё без некоторых малозначительных церквей. А также -- дворец в Лукишках, иезуитский коллегиум с часовой башней, костёл пиаров, синагогу из руин подымем, и ещё две каменных, что были восстановим. Пазмагаемся! :)))

Date: 2011-01-27 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
в Белоруссии всегда удивляет малолюдство на улицах (вот что значит партизаны! прятаться умеют), был в Минске на Пасху - ну просто вымерший город, по сравнению с Москвой просто безлюдный...
по сей день не пойму - куда они все тогда подевались :(

Date: 2011-01-27 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне с раннего детства запомнилась малолюдность советских городов, в первую очередь самой Москвы. Видимо, другой ритм жизни, накладывающийся к тому же на более спокойный темперамент. В стороне от главных улиц в Витебске и Могилёве поразительная тишина - не думал, что такое бывает в больших городах.

Date: 2011-01-27 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] serguntius.livejournal.com
Ага, это они, значит, набережную и водопадик на Витьбе строили прошлой зимой! Всё было перекопано и раздолбано, валялись какие-то трубы, и самосвалы прямо по руслу ездили...

Date: 2011-01-28 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ailcat.livejournal.com
Похоже на то. Я в Витебске был в 2005-2006, и первое, что резануло глаз на этих фото - Витьба как-то не так выглядела... И только посмотрев дальше - понял, что так неестественно выглядит: вот эта самая плотинка и мостик внизу - сильно изменили пейзаж...

Date: 2011-01-27 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
А что, на Ратуше ты не поднялся наверх, на смотровую площадку башенки? Я поднимался в 2005-м: очень интересный высотный вид Витебска, во все стороны. Думаю, тебе бы тоже понравилось и пригодилось для оценки.

Date: 2011-01-27 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Увы, я во-первых о смотровой площадке не знал, а во-вторых в музей пошел уже затемно.

Date: 2011-01-27 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
Понял. Посмотрю у себя ту фотосессию, возможно выложу у себя витебские виды со смотровой. Может, завтра.

Date: 2011-01-28 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ailcat.livejournal.com
Смотровая, увы, бОльшую часть времени закрыта (по крайней мере в 2005 и в 2006 - чтоб на нее попасть - нужно было иметь очень много везения)

Date: 2011-01-27 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] makeev-dv.livejournal.com
А что за водопадик на Витьбе? Плотина?

Date: 2011-01-27 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
По-моему просто декоративный элемент. Причем судя по комментариям - построен недавно.

Date: 2011-01-27 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Не, это плотина, чтобы поднять уровень воды в реке. Построена в прошлом году. Раньше Витьба напоминала ручей, теперь выглядит как река и на катамаранах можно покататься летом. Выше по течению есть ещё одна плотина, там река в озерцо разливается.

Date: 2011-01-27 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] schelkunov.livejournal.com
Да, плотина.

Date: 2011-01-27 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ania-ba.livejournal.com
Очень красивые храмы и ратуша.:)

Date: 2011-01-27 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kolllak.livejournal.com
да, ратуша приятная
а то минская как-то совсем не впечатлила

Date: 2011-01-27 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bacian.livejournal.com
Интересно сравнить ваши снимки с Успенской горы и фотографии оттуда же Прокудина-Горского:
http://ps-spb2008.narod.ru/1812_vitebsk.htm

Date: 2011-01-28 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] blacktroll.livejournal.com
Замечательный зимний репортаж!!!

Date: 2011-02-27 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
интересно, спасибо)

Date: 2011-06-30 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] hvojka.livejournal.com
Хотела откомментировать все 4 записи вместе, но не могу удержаться :-) Спасибо Вам за то, что так показали наш город! При том, что я его очень неплохо знаю, уже две или три фотографии заставили задуматься, "а где это?!" Я, например, не помню примыкающего жилого корпуса, мне казалось, что собор стоит совершенно обособленно.
Панно на Витьбе - не мозаичное, а рисованное, и без обновления оно в каком-то году даже начало зарастать мхом, поэтому выглядело совсем старинным.
А "Славянский базар" - это название фестиваля. Саму сценическую площадку чаще называют просто амфитеатром.
Но вообще так здорово, что гости города тщательно его рассмотрели!

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 01:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios