varandej: (Default)
[personal profile] varandej


В прошлой части сходили от Главной улицы налево, в аристократические австрийские районы, а в этой пойдем направо. Еврейский квартал, рабочие слободы, румынские церкви, функционализм и просто очень колоритные старые улочки. Для меня Черновцы - в первую очередь то, что сейчас покажу здесь.

Почти что от апсиды церкви Параскевы начинается Еврейский квартал, который в Черновцах самый обширный из всех, что я когда-либо видел:



Но пейзажи еврейских кварталов, где дома будто свалены в кучу, не спутать ни с чем.



По сути даже не квартал, а целый район, занимающий северо-восточную часть центра. В Черновцах, как и в малых городах и Галиции, и Молдавии, евреи составляли около трети населения - но Черновцы были центром провинции. Поэтому еврейская община здесь была одна из самых сильных и развитых в Австро-Венгрии, а город стал своего рода центром еврейской интеллигенции. В 1908 году здесь была проведена первая в истории конференция на языке идиш. И не случайно ансамбль Черновцов сложился после 1868 года, когда большая часть еврейских запретов была отменена властями - на еврейском предпринимательстве держалась экономика города.



Однако еврейский квартал в основном остался таким же, как был. Особенно хорошо это видно по его "изнанке". Вот так выглядит двор напротив фасада церкви Параскевы, то есть через улицу от еврейских районов:





А так выглядят дворы в домах за ее апсидой:









Двери:



Главная в еврейском районе улица носит название Анри Барбюса:



И мне из черновицких улиц понравилась, пожалуй, больше всего.



В Черновцах около десятка бывших синагог, но большинство из них невзрачны и не выделяются в застройке (например, желтое здание на кадре выше). На Барбюса расположена Большая синагога, основанная в начале 18 века, а в нынешнем виде построена в (с перерывами) 1792-1852 годах:



Кроме того, я уже рассказывал в прошлой части о синагоге "Темпль" (1877) перестроенной в кинотеатр "Черновцы" (1959). В иудействе как древнейшей из "религий Спасения" не раз случались расколы и реформации, в том числе несколько волн своеобразного "иудейского протестантства". В посте про Меджибож я уже рассказывал о хасидстве, возникшем в середине 18 века. А с 1820-х годов появился еще и реформизм, зародившийся в Германии в 1820-е годы. Как и хасиды, реформисты выступали против ортодоксального иудейства с его догматизмом и шовинизмом, провозглашая превосходство мировоззрения над обрядом, смысла над догмой, общечеловеческого над национальным. К концу 19 века мировым центром реформизма стали США, но в масштабах Австро-Венгрии Черновцам как центру еврейской интеллигенции, принадлежала особая роль.
О черновицких синагогах подробно рассказано здесь. Еще интересное здание рядом - еврейская больница, ведь в Европе ещё в Средние века евреям дозволялось заниматься только торговлей, юриспруденцией и медициной (так как эти области деятельности считались "не имеющими отношения к Богу"), поэтому лечили евреи не хуже, чем торговались:



В день моего приезда улице полным ходом шел ремонт. В отличие от асфальта или деревянных мостовых, брусчатку не заменяют, а перекладывают - то есть разбирают, обновляют слой под ней, и кладут камни на место. В начале улицы брусчатка как новенькая, а конец выглядит так:



Впрочем, не уверен, что брусчатка тут вообще когда-то была. Говорят, лет 10 назад в таком виде была большая часть Черновцов. И это конечно неправильно, но колоритно:





В конце улица круто поворачивает и уходит под гору, к железной дороге:



А за железной дорогой раскинулось нечто, для Западной Украины совершенно не характерное - промзона:



Малоизвестный факт, но Черновцы - еще и крупный промышленный центр. Причем не абы чего, а точного машиностроения, здесь несколько заводов с футуристическими названиями типа "Гравитон", впрочем в основном загнувшиеся. За железной дорогой - Черновицкий машзавод, специализирующийся на производстве нефтедобывающего оборудования (ведь рядом старый нефтяной район). Но такую индустриальную панораму с тянущимися на несколько километров цехами и трубами, и в России-то не в каждом городе увидишь.



Однако это был своего рода "выход за грань". Промзона видна с конца улицы и с нескольких дворов, а в таком жутком состоянии лишь последние метров 200. Стоит вернуться назад и пройти немного вверх - и вновь оказываешься в опрятном европейском городе:



Это Турецкая площадь, считающаяся старейшей в городе, оформившейся еще в период Османского господства. Мост в кадре, по одной из версий, построен в середине 18 века, а за грузовиком виден купол Турецкого колодца. По легенде, некий паша (наместник) влюбился в простую черновчанку, и решил заполучить ее руку и сердце оригинальным способом: выкопал колодец, но запретил им пользоваться всем, кроме нее. Девушка в знак протеста в этом же колодце и утопилась. А воду оттуда набирали еще ни один век...
Уже в наше время на площади установлена символическая ротонда - подарок Турции. Увы, о красотах Турецкой площади я узнал только дома, мост заснял случайно, а колодца вообще не увидел. Вот чужая фотография.



Параллельно улице Барбюса проходит улица Сагайдачного, образующая границу еврейского квартала:



Больше всего она запомнилась мне видами вниз, на экс-еврейские дворики и переулки:









Закончилась история еврейских Черновиц совсем не так, как заканчивались истории других еврейских общих Восточной Европы. В 1941 году Ион Антонеску (если кто не знает, это был румынский диктатор, союзник Гитлера) назначил мэром адвоката Траяна Поповича - видного представителя местной ителлигенции, который ещё при Австро-Венгрии нелегально ходил через границу слушать лекции в ближайшем румынском городе. Попович не только принял предложение, но и убедил сначала губернатора Буковины, а затем и самого Антонеску в том, что на евреях держится экономика Черновцов и репрессии против них не в интересах Румынии. Так в охваченной фашизмом Европе образовался небольшой оазис еврейской цивилизации, и черновицких евреев называли "народом Траяна", а самого Поповича - "жидовитул" ("ставший евреем"). Он спас более 20 тысяч человек, после войны же евреи разъехались из Черновцов мирно, как из других городов Советского Союза.



С Сагайдачного я повернул наверх, в треугольник улиц Школьной, Сучавской и Садовской:



Очень понравилось деревянное здание, явно стилизованное под османские дворцы - дом Адлерсберга конца 19 века, местный аналог деревянного модерна.





Затем я вышел на местную Русскую улицу - уже затрудняюсь сказать, какую по счету (Львов, Каменец-Подольский, Тернополь...):



И на каждой приходится объяснять одно и то же, потому что если это не объясню я, объяснят в комментах: "русскими" или "русинами" в Австро-Венгрии и Польше исторически называли всех православных восточных славян, из которых здесь жили только украинцы. Обычно такие улицы указывают на православный квартал, но в Черновцах здесь находилась греко-католическая Успенская церковь (1817, перестроена в 1937 году):



Русская и Сагайдачного соединяются несколькими кварталами далее, а близ их слияния находится Румынский квартал.



Место, с которого снят верхний кадр, расположено около Никольской церкви (1927-39) - одной из "визитных карточек" Черновцов. За необычную форму главок ее называют иногда Пьяная церковь:



Впрочем, уникален такой храм только за пределами Румынии, а в румынском зодчестве это весьма распространенный прием. У этой церкви был даже прототип - Успенский собор (1526) в Куртя-де-Арджеш, главный храм средневековой Валахии. Однако помимо уже всем известных кручёных барабанов, стоит обратить внимание и на черепичные орнаменты - по-моему, здесь они даже изящнее, чем на Университете:



Однако мало кто знает, что "Пьяная церковь" - лишь часть ансамбля двух Никольских церквей. Старая Никольская церковь расположена чуть дальше по улице Сагайдачного, за деревянными воротами:



Это типичный пример деревянного зодчества Буковины - "церковь хатного типа". С виду - просто деревянный дом, почти что амбар, но изнутри это классическая украинская трёхсрубка, просто срубы все одной высоты и под общей крышей. Такой тип сложился в эпоху турецкого господства - церковь-хата незаметна и легко восстановима. Вообще, утрата храмом специфических черт - результат длительного угнетения, самый яркий пример тут - синагоги, а в России татарские мечети и старообрядческие церкви. Церковь становится хатой тогда, когда жители изначально не предполагают, что смогут ее уберечь.



Однако в Буковине уцелели десятки хатных церквей, только в самих Черновцах и пригородах штук пять. Возраст большинства из них неизвестен: Старо-Никольскую официально датируют 1607 годом, но в последнее время более вероятным возрастом считается конец 18 века.



А дальше я просто гулял по тихим и (пока еще!) сухим черновицким улочкам. И в первую очередь я запомнил Черновцы такими.



Деревянные элементы каменных домов:



Одноэтажные домики, характерные для австро-венгерских "уездов" (в Ивано-Франковске есть такие же):



Орнаменты, украшающие многие крыши:



Колоритный румынский функционализм, восхищающий своей прямолинейностью:



Краешек центра:





Румынская архитектура лучше всего представлена именно в этих районах, образующих пояс между центром и окраиной - хорошо видно, что при Румынии Черновцы развивались, став третьим, а то и вторым городом страны по населению (112 тыс. человек, буквально на пару тысяч меньше Кишинёва и заметно крупнее, чем Яссы). Черновцы - пожалуй, лучший "заповедник" межвоенной несоветской архитектуры на Украине, о которой в трёх частях (первая, вторая, третья) читайте у [livejournal.com profile] darriuss.



Совершенно случайно набрел на красивейший собор в романо-византийском стиле, о котором ранее ни разу не слышал. Оказалось - Введенский женский монастырь (1904). Архитектура вполне достойна храмов в центре:города:



А еще через квартал вышел на Главную улицу, к воротам Городского парка. Впереди (уже западнее Главной) маячил шпиль костела Сердца Иисуса (конец 19 века), до которого я тоже дошел:



Румынское здание напротив костела:



Есть в Черновцах и еще один храм, до которого я не дошел, хотя трижды проходил в квартале от него - это Армянский собор (1869-75, Йозеф Главка), расположенный между Кафедральным собором и Успенской греко-католической церковью.
Вообще, упущений в Черновцах у меня оказалось очень много - но здесь они не страшны, так как этот город интересен не отдельными зданиями, а своей средой и атмосферой.
Вообще, не раз приходилось слышать, что Черновцы впечатляют даже сильнее, чем Львов. С этим я бы поспорил, но причину такого ощущения понимаю. Львов слишком большой, отдельные виды, дома, детали в нем просто теряются. А Черновцы, обладая почти такой же роскошной архитектурой и даже большей цельностью, соразмерны восприятию. В отличие от Львова, их легко увидеть и осмыслить как единое целое. А исторический центр можно за два дня исходить вдоль и поперёк.

В третьей части съездим на окраину, в район Гореча, где находится скансен народной архитектуры Буковины и церковь, построенная в годы турецкого господства.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. Главная улица и городская среда.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.

Date: 2010-11-16 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
Причём, насколько я понимаю, черновицких евреев (как и кишинёвских) во время войны в лагеря смерти не депортировали, и их исчезновение связано с массовой эмиграцией в 1988-1990 годах.

Date: 2010-11-17 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] czernowitz.myopenid.com (from livejournal.com)
депортировали в трудовые лагеря в Транснистрию, около 75 тыс из Буковины, половина вернулась обратно, но к 1947 почти 80% из них выехало в Палестину, нынешний Исраиль. Евреи, то есть 1/3 жителей города, это советские евреи, не австро-венгерские.
(deleted comment)

Date: 2010-11-16 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com
Кто "замазывает", где?

Date: 2010-11-16 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoyskitalets.livejournal.com
Собор женского Введенского монастыря напоминает формами главный собор монастыря в Новом Афоне, правда мужского, Абхазия! А Армянская церковь чем-то похожа на Армянскую церковь в Адлере!

Date: 2010-11-16 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kopanga.livejournal.com
эх нету времени все сесть и прочитать внимательно. обязательно прочитаю всю серию на досуге
From: [identity profile] origen-72.livejournal.com
Еще раз объясняю, "украинцы" появились в 1923 году, как изобретение Лейбы Бронштейна для обозначения граждан УССР. До УССР - никаких украинцев не было, были Русские.
From: [identity profile] ymblanter.livejournal.com
То, что Вы пишете, фактически неверно. Были малороссы, был язык. Конечно, очень хочется одним ударом и по украинцам, и по евреям, но в данном случае совершенно мимо кассы.
(deleted comment)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Извините, но оскорбление у меня тут запрещено.
Никакой политики)
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Как бы с Вами согласились румынские власти... Они с 1919 года доказывали местным украинцам, что никакие они не украинцы, а "рутяну".
From: [identity profile] czernowitz.myopenid.com (from livejournal.com)
неверняк, румынские власти изначально знали откуда украинцы-русины - сев. часть буковины, граничащая с Галицией, было местом куда эмигрировали галицкие русины, от гнёта польской шляхты, окатоличивания, и повышения налогов - в Молдавия была толерантная к православным
From: [identity profile] tin-tina.livejournal.com
Дело было гораздо более простым: украинцы вели себя слишком шумно, все время чего-то требовали: то прав для меньшинств вообще, то права преподавания на родном языке. А вот "рутяне" весьма легко поддавались румынизации, поэтому были куда удобнее.
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Да и евреев тоже не было, Лейба Бронштейн тоже был русским, чего уж там
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
А как же австрийский Генштаб? Я слышал, что украинцев выдумали в австрийском Генштабе!

Date: 2010-11-16 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну, промзоной я бы это не назвал :)
Вот настоящая промзона: http://community.livejournal.com/chelchel_ru/395628.htm :D

Еврейский квартал очарователен, как и трансильванские мотивы. Пожалуй, двух недель для осмотра может не хватить :)

Да, и зачем номера замазал? Lумаешь, будут судиться? Нет такого закона :)

Date: 2010-11-16 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ой, а то я промзон не видел?)))
Еще и такие есть:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3512/varandej1.32/0_176be_3e87aabc_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/3514/varandej1.32/0_176c0_3035ec87_XL
И такие:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4300/varandej1.a0/0_43174_723f67e6_XL
http://pics.livejournal.com/varandej/pic/002gw1e8
http://img-fotki.yandex.ru/get/4301/varandej1.a0/0_43173_1596669d_XL
И даже такие:
http://clck.yandex.ru/redir/dtype=stred/pid=106/cid=2544/path=sizes.orig/rnd=1272888569263/*http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/varandej1.90/0_3b303_9dcbb3a_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9/varandej1.90/0_3b305_8bb174de_XL

Просто в условиях Западной Украины у меня начинается реальный деффицит индустриальных образов. И любой завод с хотя бы одной бетонной (не краснокирпичной) трубой уже кажется гигантским :)

Да фиг знает зачем. Мне спокойнее. А квадратик повесить дело 5 секунд.
Вот лица так уже не заретушируешь без ущерба для кадра.

Date: 2010-11-16 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
ну вот, на трубы посмотрел - наше, родимое! :) Сердце и успокоилось.

Date: 2010-11-16 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Причем не абы чего, а точного машиностроения, здесь несколько заводов с футуристическими названиями типа "Гравитон". Почти все заводы сконцентрированы за железной дорогой, и судя по всему, большинство из них или мертвы или еле живы.

Точному машиностроению не нужны трубы и громадные промплощадки; завод этого профиля вполне может занимать одно невзрачное здание даже в центре города. То, что ты видел за железной дорогой - это один (но большой) завод, Черновицкий Машзавод (http://www.ukr-prom.com/id916/), выпускающий нефтяное оборудование. И он, похоже, в добром здравии, чего нельзя сказать о приборостроении, которое задушил Китай. Вот тот же Гравитон, судя по этой фотке (http://whasup.livejournal.com/144343.html), практически сдох: вместо производства там теперь торговый центр, ночной клуб и прочая арендная шелупонь.

Date: 2010-11-16 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
классно вот так прогуляться)

Date: 2010-11-16 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Радует, что за городом следят. На некоторых фотографиях Украину довольно тяжело опознать

Date: 2010-11-16 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Это благотворный результат масштабной кампании по подготовке к юбилею города в 2008 г.

Date: 2010-11-16 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kvastravel.livejournal.com
Были в начале лета 2007-го. По-моему, было не хуже.

Date: 2010-11-16 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Не спорю, мне и в далёком 1985 понравилось. Но зацените масштаб работ (http://www.bukovina.biz.ua/rub_detail.php?id=1) в 2008-м.

Date: 2010-11-16 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kvastravel.livejournal.com
Да, впечатляет. Вообще, Черновцы для нас тогда оказался открытием...

Date: 2010-11-16 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Румынское здание напротив костела

С твоей лёгкой руки, румынский функционализм запечатлеется в мозгу на всю жизнь :) Здание построено в 1936-38 гг. для общежития студентов универа, а теперь там несколько факультетов БДМУ (чьё главное здание - на Театральной площади).

Date: 2010-11-16 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
Спасибо за Черновцы!

Date: 2010-11-16 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Большая синагога основана в 1792 году, а в нынешнем виде построена в 1844-52 годах

Не хочу прослыть занудой, но твой же источник утверждает, что деревянная прото-синагога "була споруджена на початку ХVІІІ століття і спалена російськими військами у 1770 році". А потом евреи долго бодались с властями за право постройки капитального здания, и в 1844 на счетах появились первые деньги на эти цели. Завершили строительство в 1853.

Еще одна синагога на улице Барбюса

Сам объект как обычно не пропустил (http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/varandej1.f6/0_5d3dc_d47ca82e_XL) (жёлтое слева - синагога "Хевра Теилим"), но позорно назвал ферзя королевой (http://whasup.livejournal.com/4124719.html"). Хотя больница тоже еврейская :)

Date: 2010-11-16 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Уже в наше время на площади установлена символическая ротонда - подарок Турции.

Конечно, в наше: и двух лет не прошло! "Площадь Турецкого колодца была старым, заброшенным местом и здесь мало кто отдыхал. Но к 600-летию города Черновцы эту площадь практически отстроили заново". Причём, турки. И не только ротонду с фонтаном, а колодец, бюветы, цветочные часы и т.д. Мост тоже подновили как следует.
Желающие могут сравнить, что было до юбилея (http://alexjourba.livejournal.com/21634.html) и после.

Date: 2010-11-16 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] manul-a.livejournal.com
еврейский квартал изрядно частный сектор Воронежа напоминает...
(deleted comment)

Date: 2010-11-16 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А это не моё дело.
Взялся за гуж - не говори, что ингуш (с)
И еще тебя тут чего-то слишком много. 8 комментов из 25 - перебор.

Date: 2010-11-17 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] andy-babubudu.livejournal.com
"Очень понравилось деревянное здание, явно стилизованное под Трансильванию - скорее всего, румынское. Что это, я найти не смог, поэтому придется сейчас кое-кому поработать"

Это дом Адлерсберга, 80-90 года ХІХ столетия

Date: 2010-11-17 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо. Исправил.
А при румынах, видимо, модерн вообще не практиковался?

Date: 2010-11-17 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] andy-babubudu.livejournal.com
УЖЕ не практиковался. В основном это было ар-деко, функционализм и необринковяну.

maps.livejournal.com

Date: 2011-01-06 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ljonmap.livejournal.com
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/48.291076076552,25.943838357925//18611

Date: 2013-06-04 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] Макс Туровский (from livejournal.com)
Вчера случайно попал в ваш журнал путешествий и не могу оторваться. Спасибо вам за ваши очерки, особенно за адекватные и объективные посты об Украине.

Одно небольшое историческое дополнение про яркие орнаменты черепицы. Такие симпатичные черепичные крыши есть во многих городах Австро-Венгрии и появились они все примерно в районе 1896-го года. В этот год отмечалось 1000-летие Венгерского королевства и в честь такой солидной даты крыши самых важных зданий многих городов были украшены яркими черепичными узорами. Об этом рассказывала экскурсовод в Будапеште, где таких "помеченных" юбилейной черепицей зданий особенно много.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 12:37 am
Powered by Dreamwidth Studios