varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Хмельницкий - областной центр (290 тыс. жителей) и, как ни парадоксально, нынешняя столица Подолии, ведь даже Каменец-Подольский лишь райцентр Хмельницкой области. В прошлом - городок Плоскиров или Проскуров, известный с XV века. Областной центр сюда перенесли в 1954 году, и причины этого не совсем понятны. Приграничное положение Каменца было актуально лишь до войны, а положение в узле железных дорог не сделало областными центрами Ковель, Жмеринку, Коростень...
Словом, как и в случае с Кемеровом, скорее всего здесь стечение обстоятельств и человеческий фактор.

И если бы мне все в один голос не говорили, что Хмельницкий - "неинтересный", я бы наверное сказал это сам. Но всё-таки тут есть, на что взглянуть, хотя бы на фотографиях. Да и своими глазами, оказавшись проездом.

Больше всего Хмельницкий напоминает города Дальней России того же типа, что Киров (Вятка)СыктывкарЙошкар-Ола. Причем не современные, а этак начала 2000-х, когда лихие 1990-е уже подошли к концу, а нефтяной бум еще не начался. Да в сущности, это и есть Дальняя России, построенный советской властью ее анклав в Западной Украине.
Черт сходства очень много.
И скучноватая, подчеркнуто функциональная архитектура:





И мелкая промышленность прямо в центре города (на этот заводик, скажем, глядят областной суд и военкомат):



И кирпичная церковь Георгия Победоносца (1907) над железной дорогой:



И уездные домики в тени многоэтажек:



Причем иногда весьма занятные:





И довоенные двухэтажки:



И сталианс, свидетельствующий о том, что при Советах город явно прибавил в весе:



И попытка привнести "национальный" элемент в архитектуру многоэтажек - как и в Каменце-Подольском, они украшены балконами с орнаментом:



И отдельные образцы креатива в панельной серости:



И новостройки разной степени безвкусности:





Центр Хмельницкого - площадь кажется Независимости, дорогу к которой я спрашивал "Как пройти на Площадь?":



С хорошим сталинским Домом Советов нетипового проекта. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что это лучшая сталинка Западной Украины:



Вся площадь пешеходная, а проходящие по ее краям улицы небольшие и не слишком оживленные. Напротив Дома Советов - деревья, за которыми вот такая единая фасада:



От юго-восточного (правого спереди, если стоять спиной к Дому Советов) угла отходит улица Гагарина, представляющая собой симпатичный бульвар. На этой улице стоит ЗАГС, поэтому бульвар оформили весьма креативно:



Про эти лавочки я раньше не знал, и тем сильнее было удивление. Помимо меня тут ходило еще несколько человек с фотоаппаратами. Покажу лишь самые мне запомнившиеся:









Многие, как видите, украшены автографами кузнецов или спонсоров. И в общем, как мне показалось, очень хорошая идея. Окажетесь здесь проездом - не пропустите!



Бульвар выводит на улицу Грушевского, упираясь в довольно нетривиальные, при всей своей уездности, домики:



У обоих - замечательные фронтоны. Левый - дом с пентаграммой! Никогда еще такого не видел:



Правый скорее всего тоже украшен какими-то символами, которые я не понял.
Что всё это значит - не знаю. Для масонских дел вроде поздновато (архитектура тянет на начало ХХ века):



Если же пойти по улице Грушевского налево, то вскоре достигнешь памятника афганцем, который произвел на меня самое сильное впечатление:



Воистину, такой образ мог родиться только в бывшей колонии! Образ, я бы сказал, весьма спорный - но пронзительный. Пожалуй, самый яркий, наряду с екатеринбургским "Черным Тюльпаном" и минским "Островом Слёз" памятник интернационалистам:



А напротив, в парке Шевченко - психоделическая детская площадка:



На самом деле это работа Николая Мазура, местного авангардного скульптора, чьи творения украшают не только Хмельницкий, но и например набережную в Староконстантинове. Оценивать эти штуковины можно как угодно, но авангардизм на улице я лично не могу не приветствовать. Особенно порадовал вот этот гибрид дракона, крысы и водопровода:



По мнению [livejournal.com profile] yardkeeper , главная достопримечательность Хмельницкого, по которой он даже сделал отдельный пост. Как будто уторченный хиппи сумел заснять на фото свои глюки.

Официально же главная достопримечательность Хмельницкого - рынки:



В 1990-е годы Хмельницкий стал настоящей "столицей рынков", которые занимали в те времена до 1/3 его площади. Особенно известен базар "Толкучука", или "Туча", куда я не доехал (ибо расположен в стороне от центра, а от автовокзала - на противоположном конце города). Но видимо это нечто феерическое: на площади 18 га (треугольник со сторонами по километру) раскинулось 24 специализированных вещевых рынка, а общее число занятых там - более 120 тысяч человек (для сравнение, на Черкизоне было около 100 тысяч рабочих мест). Насколько я знаю, в России ничего подобного нет - чтобы рыночная торговля стала экономической специализацией города и двигателем его развития.
Правда, в последнее время рынков становится меньше, а цивильный торговых комплексов - больше. Масштаб их впечатляет даже после Москвы:



На той же самой площади - бывшая каланча. Время постройки я не нашел, но в любом случае первой половина ХХ века. Однако интереснее другое - в пожарном депо теперь кинотеатр!



Здесь же - две 16-этажные "свечки", построенные в 1978 году. Говорят, для своего времени был очень перспективный проект, да и просто в небольшом областном городе такие башни смотрятся необычно - это масштаб Киева и Минска:



А от башен недалеко до стоящего во дворе кирпичных пятиэтажек собора Рождества Богородицы (1822) - старейшего здания города, и единственного действительно интересного архитектурного памятника:



Очень удачный пример ампирной ротонды:



И в целом на всю эту прогулку у меня ушло около полутора часов. Конечно, Хмельницкий не сравнить ни только с Черновцами, но и даже с Тернополем. Однако говорить, что он совсем не интересен, я бы тоже не стал.
В основном же Хмельницкий такой:



В следующей части отправимся в Меджибож, где сохранилась средневековая крепость и похоронен Баал-Шем-Тов, основатель хасидства.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий.
Меджибож.
Восточная Подолия (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород.
Жмеринка.
Буковина (Черновицкая область).

Date: 2010-11-06 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] besttoday.livejournal.com
Уважаемый varandej!

Ваш пост признан очень интересным и добавлен в "Репортажи дня" на сайте "BesTToday.ru: лучшее в блогах": http://besttoday.ru/

Ваш пост можно найти по адресу: http://www.besttoday.ru/photoreports/

Date: 2010-11-08 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Боты доставляют: ещё ни одного комментария, а пост уже кагбе интересный.

Date: 2010-11-06 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
для маленького города - очень здорово! Много вкусных деталей, чистенько и приятно. Видно, не бедствуют? :)

Date: 2010-11-06 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну он по меркам Западной Украины не маленький - 290 тыс. жителей. Там все областные центры, кроме Львова (750 тыс.) и Ужгорода (120 тыс.), примерно на этом уровне (220-290 тыс.).
Про уровень жизни сказать ничего не могу. Западенские города в основном действительно довольно ухоженные и комфортные. Но в большинстве из них основной источник дохода - заработки за границей. И естественно, возвращаясь из Европы домой отдыхать, а не вкалывать, люди стремятся сделать среду комфортнее.
Но конкретно про Хмельницкий сказать ничего не могу - насколько я понимаю, он живет в основном на торговле, а не заработках.

Date: 2010-11-06 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] yardkeeper.livejournal.com
>>По мнению yardkeeper, главная достопримечательность Хмельницкого, по которой он даже сделал отдельный пост. Как будто уторченный хиппи сумел заснять на фото свои глюки.

Такого комплимента моим постам еще никто не делал :)

Date: 2010-11-06 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Надеюсь, ты "уторченного хиппи" не воспринял на свой счёт?)))
Я ведь в данном случае только впечатление от конкретного поста выразил.

Date: 2010-11-06 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] yardkeeper.livejournal.com
все равно классное сравнение получилось! И верное. Это тебе и впрямь, не "театральные сны молодого дворника" :-)

Date: 2010-11-06 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] yardkeeper.livejournal.com
странно, что ни один памятник давшему имя городу старику Проскурову Богдану Хмельницкому не попал в твой объектив. Один Богдан, на коне, восседает недалеко от площади. другой, типовой, с булавой, стоит перед вокзалом.

Скамеек креативных что-то не упомню. Может быть, не заметил, а может быть, недавно появились. Был там в 2007-м.

"Пентаграмма" во фронтоне - имхо, не так уж редко встречающийся советский переплет круглых чердачных окон. навскидку вспоминаю такие в Костроме и Красавино. Не обязательно переплет современен всему зданию.

а вообще Хмельницкий при всей своей архитектурной скромности показался в целом приятным городом. Категорически не считаю, что там нечего делать. вполне заслуживает посещения на пару-тройку часов (хотя мы по нему шлялись вообще почти шесть часов по жаре).

Date: 2010-11-06 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, про хмельницких Хмельницких - в точку. Но во-первых я к памятникам вообще равнодушен и фотографирую их редко, а во-вторых не успел. Хотя ночевал я в привокзальной гостинице, но и приезжал, и уезжал туда в сумерках.
Может и не редкий, но мне пентаграммы на домах видеть еще не случалось.
Скамейки, судя по всему, совсем свежие.

А в целом Хмельницкий действительно на удивление приятный город. Что довольно странно при специализации города-базара.

Date: 2010-11-06 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] yardkeeper.livejournal.com
>>мне пентаграммы на домах видеть еще не случалось

Эээ... а если назвать пентаграммы звездами?

Date: 2010-11-06 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] sicheslavets.livejournal.com
"Правый скорее всего тоже украшен какими-то символами, которые я не понял."
Возможно, этот дом принадлежал бывшему капитану флота, а этот символ - стилизованный руль парусника.

Date: 2010-11-06 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Для масонских дел вроде поздновато (архитектура тянет на начало ХХ века)

Конец 19-го. А насчёт масонских дел в точку: там сейчас Отдел капитального строительства МВД :)
Ул. Грушевского, 97. Сведений о владельцах не сохранилось. (http://proskurov.info/component/phocagallery/category/11-house)

Date: 2016-06-17 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] luckyman2008.livejournal.com
Это герб города - три скрещенные стрелы.

Date: 2010-11-06 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mikes68.livejournal.com
Однако нигде в России не видел таких огромных пешеходных площадей - в лучшем случае большую площадь пересекала проезжая часть

А вот я знавал в свое время ( сколько-то там лет назад, возможно сейчас что-то изменилось) две или три пешеходные площади в российских городах, которые просто потрясли меня своими размерами:
1) Театральная площадь в Саратове - в 2000-м году это было что-то вроде пресловутой Тяньаньмень в Пекине, хоть проводи смотр-парад всего Приволжского округа.
2) В Липецке - конфигурация практически такая же была в 1992-м году: здание админстрации и т.п.

3) По-моему, в Туле еще площадь такая, что хоть новое Борподинское сражение проводи.

Date: 2010-11-06 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А, точно - Липецк! И еще Самара. В общем, правда, уберу эту фразу.
Нет, большие пешеходные пространства - конечно, не редкость. Пермская Эспланада вообще вне конкуренции. Но обычно там хотя бы по краю проходит оживленная улица, какая-нибудь из главных городских магистралей. С этим условием могу вспомнить еще Тюмень, Новосибирск и еще много что.

Date: 2010-11-06 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] khimoza.livejournal.com
Спасибо, традиционно интересно!
Очень большая площадь довольно-таки напомнила Белгород... Не бывали?

Date: 2010-11-06 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Как ни странно, не был :) Белгород, Брянск и Пенза - последние непосещенные мной облцентры в Ближней России.

Date: 2010-11-06 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] aramis7.livejournal.com
интересно, спасибо)

Date: 2010-11-06 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] pussibaer.livejournal.com
здорово, очень интересно посмотреть на родной город чужими глазами

Date: 2010-11-06 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pussibaer.livejournal.com
но самый крутой памятник вы пропустили, это памятник барону Мюнхаузену во дворе моего дома, этот памятник зделал мой папа Image (http://pics.livejournal.com/pussibaer/pic/0002z6qh/)

Date: 2010-11-06 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ух ты! Действительно... Но я вообще город осмотрел довольно поверхностно.
А где этот двор?

Date: 2010-11-06 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] pussibaer.livejournal.com
этот двор в самом центре напротив нового здания из стекла так называемого либідь плаза, на 6й фотке с конца

Date: 2010-11-06 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kamienczanka.livejournal.com
Дякую, не знала про це, треба буде подивитися.

Date: 2010-11-20 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Если интересно, вот про Белую Криницу. Ну и просто финальный пост серии.
http://varandej.livejournal.com/327828.html

А еще я в перспективе на Волынь собираюсь. Пока примерно так себе представляю маршрут: Бердичев, Житомир, Овруч; Ровно, Острог с Таракановом, Дубно с Межиричем (или наоборот?), Кременец с Почаевом, Пляшева; Луцк, Владимир-Волынский с Зимно, может быть еще Любомль и Олыка. Всё вместе рассчитываю примерно на 8 дней.
Посоветуешь что-нибудь?

Date: 2010-11-22 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kamienczanka.livejournal.com
Я Волінь плохо знаю - далеко от меня слишком :)

Date: 2010-11-06 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pussibaer.livejournal.com
но вобще город конечно скучный,каменец мне тоже больше нравится

Date: 2010-11-06 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Я люблю такие пары городов.
Каменец - исторический центр Хмельницкого, Хмельницкий - новый город Каменца.

Date: 2010-11-06 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
За что люблю Варандея, он и в скучных местах мгновенно находит изюминку и не пропустит загадку там, где тысячи людей пройдут мимо.

Date: 2010-11-07 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] pussibaer.livejournal.com
это ты в точку попал, я многих вещей никогда не замичала, одна только пентограмма чего стоит

Date: 2010-11-06 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com
Спасибо!

Большого желания ехать в Хмельницкий не возникло, зато составил о нём представление. Памятник интернационалистам действительно очень интересный. Я бы даже сказал, неожиданный. На фоне прочего ландшафта.

Date: 2010-11-06 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот-вот, кто бы еще кроме это сделал? :) Ладно, гипербола...

микола мазур

Date: 2010-11-06 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] trohy-snihu.livejournal.com
http://poglyad.com/blog/21/271/

Re: микола мазур

Date: 2010-11-06 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А, так вон оно что! Сейчас внесу в пост.

Date: 2010-11-06 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] frankensstein.livejournal.com
Памятник афганцам приятно удивил. Действительно оригинально. Да и город выглядит довольно аккуратным.

Date: 2010-11-06 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-brut.livejournal.com
да, памятник сильный. у меня на втором месте - памятник в Черкассах. Прострелянная фляга. Мне кажется, круто.

Date: 2010-11-06 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshoi.livejournal.com
Неплохой город, судя по фотографиям. Для центральной Украины даже хороший.

Date: 2010-11-06 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-brut.livejournal.com
насчет пентаграмм. вот, пример, тоже неожиданный. http://mr-brut.livejournal.com/454838.html

Date: 2010-11-07 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
>> Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что это лучшая сталинка Западной Украины.

А мне все же Драмтеатр в Тернополе кажется интереснее, несмотря на свой архетипичный для сталинских театров облик. В хмельницком обкоме пропорции башни со шпилем, имхо, не слишком приятные.

>> У обоих - замечательные фронтоны. Левый - дом с пентаграммой! Никогда еще такого не видел.

У нас на опять же сталинских жилых домах в районе площади Победы пентаграммы на фронтонах.

Date: 2011-03-21 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mari4ka-4.livejournal.com
Спасибо за фото, с удовольствием посмотрела, места такие знакомые... ностальжи... Даже представила себе маршрут, по которому автор шел и делал снимки. Я вобщем-то в который раз безуспешно пыталась найти в интернете картины Миколи Мазура и удивилась, увидев такой для меня странный, я бы даже сказала, неприятный, комментарий к детской площадке в парке. Подобные скульптуры, кстати, есть еще в Комсомольском парке и около кинотеатра Силистра. Странно, что Вы не заметили Ангела скорби, Миколи и Богдана Мазуров который совсем недалеко от ЦУМа, в скверике.
А около Мюнхаузена, во дворе, мы с братом в студенческие времена курили, сидя на лавочке под ивами.
Image (http://fotki.yandex.ru/users/mariuka050/view/326609/)
Посмотреть на Яндекс.Фотках (http://fotki.yandex.ru/users/mariuka050/view/326609/)

Date: 2011-05-09 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Балаботкин (from livejournal.com)
А ведь и "психоделическая" детская площадка, и воин-пешка - работы одного и того же человека - Николая Мазура.

А скоро, на площади, возле "сталинки"-облисполкома будет крастоваться его очередное творение:
Image
http://www.proskurov.info/news/culture/7493-l-r-

Date: 2012-01-04 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] kengu-rut.livejournal.com
что можно посмотреть в окрестностях вокзала за часа полтора? :)

Date: 2013-07-21 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] terwik.livejournal.com
Перенесли – удобное географическое положение – в центре области
На второй фото – СБУ :)
Заводик на том месте существует уже около 100 лет
Центром считается больше все же Проскуровская, по которой Вы, похоже и не прошли.
На фотографии – продуктовый рынок, а не вещевой, которыми славится.
Год постройки пожарной части – 1956
В городе всего 4 такие свечки, строились по какой-то хитрой технологии, за полгода – коробку…
Жаль, что Вы в парке не побывали…

Date: 2016-08-17 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] viktoria soldatova (from livejournal.com)
Читала о Хотинской крепости, в которой побывала. Увидела, что есть и о Хмельницком, не смогла пройти мимо.
Я здесь родилась и выросла, живу до сих пор. "Это мой город, я люблю этот город"... Толкучка... Да, это было наше все до некоторого времени. Не пришлось мне, правда, там поработать... Но знаете, где я по-настоящему отдыхаю? Именно там, среди торговых мест и развалов. Именно потому и там, что больше некуда сходить, наверное :) Да, когда ко мне приезжают друзья, мне нечего им предложить... А они потому и приезжают, что у нас - толкучка. Многие студенты после окончания университета на вопрос: "Куда идешь на работу после учебы?" незамысловато отвечают: "На Тучу..."
А заводы, заводики и заводища - это наше все. Вы еще не все видели :)
А еще стоило бы посмотреть памятники Б.Хмельницкому. Рядом с той же площадью Незалежности (ок.Филармонии) находится один из них. Особенно примечательна половая принадлежность коня... Хотя сам Богдан тоже неплохо получился.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 12:37 am
Powered by Dreamwidth Studios