varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Я снова в Москве.
На вводном кадре изображена деревянная мостовая. Это отнюдь не самое красивое, что есть на Русском Севере. Но это как бы символ моего путешествия. Я до сих пор не могу прийти в себя от увиденного: больше всего на Пинеге и Мезени поражает не что-то конкретное, а сам факт того, что жизнь может быть такой. Там иначе всё: другой воздух и свет, другие люди и отношения, другие голоса и слова, там даже машины шумят иначе, так как дороги или грунтовки, или бетонки. Я три дня прожил без мобильной связи, пять дней - без асфальтовых дорог и городов. Я забыл чувство опасности перед людьми - на Севере даже гопники в основной массе искренне рады заезжему путнику, а вместо них докапываются шершни.
Я долго думал, как назвать эти места. Крайний Север? Да нет, он еще не крайний. Дальний Север? Тот же крайний... В конце концов я подумал, что края в стороне от железных дорог и туристических маршрутов уместнее называть Глубокий Север.

Впрочем, перед поездкой на Пинегу и Мезень был еще Каргополь, который тоже очень впечатлил меня и еще сильнее - моих попутчиков [livejournal.com profile] vanmeetin  и двух иностранцев. А между этими двумя сегментами вышла неприятность - "такого Великий Комбинатор еще не знал - впервые землетрясение встало на его пути!" (с) ("12 стульев"). На моём пути встал смерч, прокатившийся по югу Вологодской области (привет с Вад-озера!). Но обо всём по порядку.

Итак, вечером 24-го июня мы стартовали с Ярославского вокзала. Даже не так - МЫ стартовали. Впервые за долгое время я поехал в путь не один.



Немец Александер Брёднер, англичанка Изобель Палмер, блоггер и писатель Ваня Митин. Иностранцы - студенты, изучавшие в России русский язык. Изобель тут уже полгода, жила в Казани, русским языком владеет хорошо и Россию уже чувствует и понимает. Алекс тут недавно, по-русски говорит с трудом, но и ему здесь нравится.

Каргополь - это город, о котором я мечтал с тех пор, как услышал его странное название. Я давно хотел поехать сюда и провести тут дня 3. Каргополь - городок с довольно невзрачной купеческой застройкой, которая служит оправой для красивейших храмов Севера:



Но более того - не испорченный туризмом Каргополь намного лучше сохранил северный уклад, чем другие малые города. Деревянные мостовые, общественные прачечные на берегу Онеги, кучи дров во дворах, доброжелательные и миролюбивые жители - таким этот городок запомнился мне.



А еще - жара +34 градуса. До этого я попадал на такую жару лишь дважды - в Прикаспии и Запорожье. Не думал, что на Севере бывает так жарко...
В Каргополе мы через турфирму наняли машину с водителем, и два дня катались по сёлам Каргополья. Видели важнейшие из деревянных церквей:

Саунино:



Ширяиха (часть Ошевенска):



Архангело:



Красная Ляга:



И Большие Лядины, где еще не кончилась реставрация:



А также Ошевенский монастырь, часовни в Ширяихе и Низе, камень-следовик и озеро с лодкой-долблёнкой в Поздышеве, каменную церковь и деревянный мост в Погосте-Наволочном, руины деревянной церкви в Волосове и многое другое. Едва ли не сильнее, чем храмы, впечатляет просто быт северных сёл:





Наш водитель Саша Пушкин очень обрадовался, что к нему пожаловали иностранцы, и позвал нас в гости. На следующий день его жена напекла нам пирогов с брусникой, творогом и грибами и даже настоящий рыбник. Да и такого вкусного борща, как у неё в гостях, я не ел очень давно.
Потом Саша Пушкин позвонил своему другу - одному из рода Шевелёвых, и мы пошли к Шевелёвым в гости. О доме-музее Шевелёвых, старинной династии художников и мастеров, я читал - но что я, музеев не видел? Оказалось, что сами Шевелёвы по-прежнему живут в доме-музее имени себя, мастерят каргопольскую игрушку, плетут коробы и птиц счастья, пишут картины... Такого я еще не видел.
Старейший из ныне живущих Шевелёвых проводит экскурсию по музею своей династии:


Потом приехала дочь Саши Пушкина с молодым мужем, который предложил нам сходить в баню. Что мы и сделали с радостью. Дача на окраине Каргополя по своим интерьерам не сильно отличалась от музейной избы. В бани от души напарились берёзовым вениками, и немец Алекс почти без акцента кричал "Я ЛЮБЛЮ РОССИЮ!!!".

Конечно, на Севере люди вообще радушнее, чем на юге, в чём я убедился на Пинеге и Мезени. Но всё же к иностранному гостю это радушие возводится в квадрат. Я очень рад, что всё так прошло. Об этой части путешествия наверняка сделает подробный репортаж Ваня Митин со своим, более жизненным и менее историко-культурным восприятием:



На станцию Няндома мы вернулись из Каргополя 27-го поздно вечером.



По изначальному плану я должен был отправить Ваню, Изобель и Алекса в Вологду, а через 15 минут ехать в Архангельск, где меня ждала маршрутка в Мезень. Но на вокзале, как гром среди ясного неба, раздался голос диспетчера: "Поезд №16 Москва-Архангельск опаздывает ориентировочно на 3 часа".
Для меня это было шоком. Первая мысль была - поворачивать, но я вспомнил, что в Дороге поворачивать нельзя. Написав домой и попросив отца кинуть мне денег на телефон, я настроился утром в Архангельске переделывать программу.

Причина такой аномальной задержки поездов - смерч, прокатившийся по югу Вологодской области и повредивший железную дорогу. На последствия этого смерча мне удалось посмотреть сегодня утром, по дороге в Москву:



На протяжении нескольких километров лес переломан вот так и даже сильнее. Так что задержка всего на 3 часа - это не так уж и страшно... Однако в итоге я не попал в Карпогоры в Веркольский монастырь. 

В Архангельске я второй раз. На самом деле очень люблю этот город - при всей своей запущенности, очень светлый по своей ауре, очень северный и очень морской. Здесь ощущается близость Белого моря:



Запущенность непарадных улиц настолько феерична, что даже красива - прямо в городе реально можно собирать грибы:



Наконец кто-то занялся реставрация памятников - Гостиный двор уже почти сделали, здания рядом с ним в лесах:


Почти то же место в сентябре-2009.

Северная Двина - это чудо! Она шире Оби, а ветер гонит по ней волны как на море:



Да еще и с живым судоходством - как грузовым:



Так и рейсовым пассажирским - это здесь полноценный транспорт:



Архангелогородцы в своей среде:



Ну а из Архангельска я отправился мимо Малых Корел по трассе, которую строили в общей сложности 300 лет, завершив лишь в 2008 году:



На рейсовой "буханке" за 4 часа и 400 рублей я достиг Красной Горки - турбазы в Пинежском районе в руинах монастыря на вершине горы:



За 1000р. в сутки я снял номер в деревянном бараке слева. Номер был безобразен - как в общаге, если не хуже; но цена мне показалась адекватной: во-первых, очень вкусно кормили три раза в сутки, во-вторых постояльцев включая меня было трое, а в-третьих прямо с турбазы открывались такие виды, что я не уставал задаваться вопросом, как может быть НАСТОЛЬКО красиво?!



Ходил на экскурсии к скалам Пинежского карста:



Был в настоящей лиственничной тайге:



И даже лазил в пещеру (не один, конечно), где вдоволь поползал на карачках и на брюхе под сводами, налюбовался на гипсовые и ледяные натёки и как следует извазюкался в глине:



Это была моя пятая пещера (после Мраморной и Эмине-Баир-Хосар в Крыму, Кунгурской в Пермском крае и Шульган-Таш в Башкирии), и первая неокультуренная. В очередной раз убедился, что в спелеологи я бы не пошёл.

Дальше была Пинега - довольно приятный городок с купеческим центром и деревянным мостовыми:



И изумительно красивой набережной (та её часть, с которой снимался кадр, еще и убрана в деревянный сруб):



А из Пинеги мой путь лежал на Мезень. Я был удивлён тем, как легко туда теперь добраться. Ехать по грунтовке совсем не так сложно, как кажется, а 6-8 часов пролетают незаметно. Только цена страшная: 1200р. от Архангельска.
Я достиг села Кимжа - фантастического места:



Во всём селе, при том, что оно не заброшено - НИ ЕДИНОГО дома моложе 100 лет. При этом брошенных изб - буквально единицы. А еще деревянные тротуары, лодки-зырянки, две мельницы (самые северные в мире), и десятки крестов, расставленных по окрестным полям. Это место достойно ВКН ЮНЕСКО:



Правда, главное украшение Кимжи - Одигитриевская церковь, сейчас разобрана для реставрации. И не брошена гнить, как говорили некоторые - уже уложено 11 венцов. Правда, реставрация идёт с перерывами и попилом бюджета, а также вероятно с ошибками - но всё же идёт, и это лучше, чем обрушение, к которому церковь подошла вплотную.

В Кимже я ночевал в гостевом доме Нины Николаевны - женщина из Архангельска всю жизнь работала в организации туризма, дом на Мезени купила недавно, и практически в одиночку делает из него гостиницу. Пока в гигантской избе оборудованы две комнаты - в одной живёт хозяйка, в другой туристы. Обстановка - как в Малых Корелах, а Нина Николаевна сама готовит еду и всегда рада поговорить с гостем. 1000р. с человека в сутки - очень скромная цена, учитывая что на Мезени всего два места ночлега (а в гостинице номер стоит 1400р. без удобств, отопления, воды и света!).



Цивилизация только-только начинает просачиваться на Мезень - фантастически красивый край:



На гигантской и чистой реке - неестественное красные берега и обрывы, песчаные косы, а также речной прилив. Моста через километровое русло нет, поэтому работает паромная переправа:



Сама Мезень - маленький (3,5 тысячи жителей), нищий и безобразно запущенный город. После деревень (а я осмотрел две - Кимжа и Дорогорское) она выглядит очень неприглядно. Но кажется, это самый северный в России город, сохранивший дореволюционную застройку!



А еще Мезень на первом месте по средней продолжительности взгляда, остановленного жителями на мне. Но жители и тут очень доброжелатльны, хотя внешность местных мужиков в старом камуфляже может неподготовленного человека напугать. На окраине города уже начинается лесотундра:



Зимой сюда приезжают торговать ненцы, всего в 25км от Мезени одно из главных из святилищ. И здесь реально ощущается дыхание Арктики.

Из Кимжи я вместе с Ниной Николаевной (она по своим делам) вернулся в Архангельск. Туда тоже дошла жара, и после 8 часов пути я побежал на берег Двины, где добровольно, сидя в одних трусах на безлюдном пляже, встретил ливень с грозой:


А потом, сам мокрый гулял по мокрому городу:



Флаги на Морском-Речном вокзале:



И я сам на ветреной набережной Северной Двины:



Выбрать из своих путешествий лучшее по увиденным достопримечательностям я не могу. Но кажется, по эмоциональному наполнению это путешествию было пока безусловно лучшим у меня.

Скорее всего, напишу примерно такие посты:
1. Каргополь (2-3 части).
2. Ошевенск и дорога к нему (3 части).
3. Красная Ляга и Большие Лядины
4. Архангельская железная дорога (Няндома, всякие станции, переломанный лес).
5. Архангельск (1-2 части, дополнение к прошлогодним).
6. Мезенский тракт (дорога и виды, 1-2 части).
7. Пинежский карст (скалы, пещеры, тайга, 2-3 части).
8. Красная Горка.
9. Пинега.
10. Кимжа
11. Мезень (река, берега, переправы).
12. Дорогорское
13. Мезень (город).
Причём возможно Пинежско-Мезенскую часть я выложу сначала, а Каргопольскую - после.

UPD. Оглавление экспедиции.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009..
Мезенский тракт. Архангельск - Белогорский.
Пинежье.
Мезенский тракт. Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Мезенский тракт. Пинега - Мезень.
Кимжа и дом Нины Николаевны.
Дорогорское.
Мезень.
Эпилог. Архангельск. Ода Северной Двине.

P.S. Френдленту не читаю - только несколько журналов и сообществ отдельно. Если постили что-то интересное - кидайте ссылки сюда. Может и до ленты доберусь - но пока нет сил и желания портить себе настроение историями о том, кого где убили и что где сгорело.

Date: 2010-07-03 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо.
Посмотрю, но только не уверен, что мне будет, что сказать в комментах.

Date: 2010-07-03 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
:) Просто посмотри. Там про твоих любимых старооборядцев есть.

Date: 2010-07-03 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] malianov.livejournal.com
О, значит это смерч так поработал на участке Грязовец - Данилов.

Мы тоже были на Севере, хоть и не так глубоко. Посетили Кудемскую и Липаковскую УЖД, Архангело, Бережню Дуброву, Красную Лягу и Каргополь. У Виталия Громова фотки: http://community.livejournal.com/russkij_sever/1019647.html

Date: 2010-07-03 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, кажется именно там. Я с этим переломанным лесом даже видео заснял, только не знаю, как его выложить.

Посмотрю, но комментарий не обещаю, мне ведь часто бывает нечего сказать.

Date: 2010-07-04 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Очень красиво!
Жаль только, что без подписей. А Северодвинск, судя по всему, весьма интересный город. Я мог бы туда заехать в этот приезд, но подумал - не стоит без теоретической подготовки, а то многое не увижу.
(deleted comment)

Date: 2010-07-03 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну это так, только обзор вступительный :)

Date: 2010-07-03 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Здорово! Каргополь рулит!:))
Я Минск выкладывал, если интересно взгляни. У меня никого не убивали и ничего не горело:))

Date: 2010-07-03 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А Мезень рулит еще больше!
Про Минск посмотрю, только комментарий не обещаю.

Date: 2010-07-04 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com
Конечно!

(frozen)

Date: 2010-07-03 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
С возвращением, и спасибо за интересный репортаж!
Про френдленту с ужастиками лучше промолчу.. и ссылок не кину, зная как ты любишь Запад :)

(frozen)

Date: 2010-07-03 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Это еще не репортаж, а обзор.
Насчёт френдленты... Я уже давно уяснил, что "сранаярашка" - это не РФ, а Рунет. Потому что тут всё не то что катится в ср..ное г...но, а уже давно в нём утопло. Если честно, мне в реальной России намного комфортнее, чем в её ЖЖ-проекции.

А вообще, раньше слышал, что иностранцам у нас нравится.
Ну а в Каргополе посмотрел своим глазами, как именно и почему.

(frozen)

Date: 2010-07-04 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Да, обзор, но всё равно - деревянные церкви супер.
А вот цены - охренеть! За барак и недостроенную избу без удобств брать по 25 евро с носа - это жлобство. А нам это ещё и кажется "скромным" - привыкли к ценовому беспределу.
Иностранцам нравится у нас изредка отрываться, а вот посмотрел бы я на них, если б жили на постоянной основе :)

(frozen)

Date: 2010-07-04 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ты если уж хочешь поругаться, то хоть не домысливай за автора :)
Изба во-первых не недостроенная, её жилая часть полностью оборудована (две комнаты, коридор и веранда), а в хозяйственную можно не заходить. Во-вторых, изба вполне с удобствами - душевая кабинка и биотуалет. Но главное - там просто ХОРОШО. Уютно, тихо, красиво, и запах деревянного дома. А интерьеры как в этнографическом музее.

Изобель тут живёт уже полгода, и подумывает о том, чтобы остаться тут насовсем. Правда, ей проще - репетиторство английского с носителем языка стоит 1000р. в час. Конечно, она не знает многих "прелестей" нашей жизни, но а ты сам уверен, что знаешь все "подводные камни" жизни в Европе?

(frozen)

Date: 2010-07-04 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Я не настолько мизантроп, чтобы с утра ругаться :))
Просто сравниваю с ненавистной тебе Европой, где комнаты такого типа стоят 8 евро, а не 25, и поверь - там тоже уютно и хорошо. А за 20 - так будет просто рай, ещё и вкусным завтраком покормят :)
Про подводные камни я, естественно, не в курсе, но в том-то и дело, что они подводные - надо очень постараться, чтоб на них нарваться. А наши прелести тебя сами находят.

(frozen)

Date: 2010-07-04 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне ненавистна не Европа, а европоклонники.
Самих европейцев я уважаю очень сильно за то, какую цивилизацию они создали и что дали миру. А желание некоторых россиян (а также украинцев, белорусов и прочих) примазаться к ним на готовенькое не может вызывать у меня уважения.

Опять пальцем в небо - вкусный завтрак там тоже был :) А также обед и ужин. Для меня вот эта избушка в Кимже была раем. Не надо так безапелляционно рассуждать о месте, где ты не был.

Ну вот опять же не уверен. Еще раз говорю: англичанка, с которой я ездил, в России живёт уже полгода, и до сих пор не наткнулся ни на что такое, что могло бы её разочаровать.

(frozen)

Date: 2010-07-04 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] novotor.livejournal.com
Ну ладно избушка - туда хозяйка душу и силы вкладывает, вот там и хорошо. А барак на турбазе??
Почему же в России никак это "готовенькое" не возникает? Взять хорватов: получили в наследство такой же соцреализм, пережили войну, а глядишь - не прошло и 15 лет, как и у них всё готовенькое образовалось, даже капризные немцы на отдыхе кайфуют.
Англичанку специально спрашивал, что её тут напрягает? А то ведь сама жаловаться вряд ли станет.

(frozen)

Date: 2010-07-04 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
На турбазе меня сначала цена возмутила, как номер увидел. В общем-то, адекватная по российским меркам цена была бы рублей 200-300. Но + хорошо кормят три раза в день (а на еду у меня уходит тоже рублей 300 в день) + расположение в потрясающе красивом месте, уединение и тишина. То есть, по совокупности трёх факторов цена мне кажется адекватной.
Я когда пост о Красной Горке выложу, будет понятнее.

Спрашивал, спрашивал. Я её много о чём спрашивал.

Date: 2010-07-03 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egil-belshevic.livejournal.com
---прямо в городе реально можно собирать грибы---

Это можно делать на улицах практически в любом городе европейской средней полосы и, я полагаю, в других реионах тоже. В Москве они тоже есть, правда, есть я бы их побоялся.

Date: 2010-07-03 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну да, отдельные грибочки много где попадаются.
Но вот такое я видел только в Архангельске:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3713/varandej1.4a/0_1c0c7_d736cc06_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/3710/varandej1.4a/0_1c0c6_4989f105_XL
(в сентябре-2009).

Date: 2010-07-03 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egil-belshevic.livejournal.com
В Риге такое же видел и собирал не раз. Навозник как раз такой гриб, который городов больше села любит.

Date: 2010-07-03 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dixiegvo.livejournal.com
Хороший пост.

А так, Архангельск понемногу улучшается, дороги ремонтируются, хлам и старые дома убираются (особенно в центре). Всё в деньги упирается.

Date: 2010-07-03 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Хорошо, если так. Восстановить бы еще разрушенные храмы (может быть не совсем на своих местах) - ведь архитектурный ансамбль в Архангельске был уникальный! Хотя мне он всё равно нравится, очень колоритный город.

Date: 2010-07-04 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] dixiegvo.livejournal.com
Не знаю насчет разрушенных, что-то строится. Около Морского-речного вокзала тоже площадка, там вообще мегасобор будут делать.

Date: 2010-07-04 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вот это мне как раз не нравится, потому что строят новодел, хотя до Революции там стоял очень красивый собор 17 века. И лучше было бы воссоздать его в первоначальном виде. Хотя, в любом случае большой храм бы украсил набережную.

Date: 2010-07-04 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] dixiegvo.livejournal.com
Может, его по такому же образцу и будут делать, я не знаю.

Date: 2010-08-17 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] nightincat.livejournal.com
даже если собор будет по первоначальному образцу, здание Северного Морского Пароходства и Морской речной вокзал никуда не денутся. Вместо ансамбля получим эклектику.

Date: 2010-07-04 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] i-plombir.livejournal.com
После таких постов и влюбляешься в Север!! спасибо большое!!!

Date: 2010-07-04 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Дальше будет интереснее :)

Date: 2010-07-04 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] i-plombir.livejournal.com
Будем с нетерпением ждать!
(deleted comment)

Date: 2010-07-04 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо!
Для меня Каргополь несколько даже поблек после Мезени. Хотя это, наверное, лучший по сочетанию древностей и колорита город Русского Севера, и мне он очень понравился. Но вот после двух дней на Мезени вполне можно переосмыслить жизнь :)

Насчёт кнопки перепоста - не умею её ставить, тем более аккаунт у меня басплатный. И как-то уж очень эта кнопка у меня ассоциируется с ментофобией и прочей политикой.

Date: 2010-07-04 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] niktonigde.livejournal.com
Чудесный обзор!
Сразу хочется туда самому поехать, вдохнуть всю эту красоту.

Да, Россия нечто большее, чем Рунет.

Date: 2010-07-10 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] oushminalda.livejournal.com
дивно!
цены удивили

Отличные фото и репортаж!

Date: 2010-07-19 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kotoff-vasiliy.livejournal.com
Прекрасно! Великолепно! Обязательно нужно съездить!

Date: 2014-08-13 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] grannushka.livejournal.com
В, а не НА Мезень.:)

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 03:04 am
Powered by Dreamwidth Studios