Не знаю, нормально ли это - но периодически я возвращаюсь к одному и тому же проклятому вопросу: ЗАЧЕМ?
Какой смысл того, что я делаю, точнее, конкретно того, чему посвящен сей ЖЖ - путешествую по России?
Я давно уже уяснил, что условия (транспорт, ночлег, еда, безопасность) - второстепенны, и отсутствие комфорта не препятствие для посещения того или иного места. Меня напрягают грабительские цены и убогий сервис отечественных гостиниц, фотопаранойя и москвоненавистничество, риск получить по морде - но меня это не останавливает. В конце концов, климат в России тоже не сахар, так давайте не путешествовать из-за морозов и дождей!
Хуже другое: периодически я задаюсь вопросом, НА ЧТО я так рвусь посмотреть?
В России нет французской готики и английских замков, египетских пирамид и античных театров, индийских чудес и американской мечты. Не было их и до большевиков...
Самый старый храм - 11 века (не считая церквей Кавказа, там 10 век); ни одного моста, больницы, постоялого двора, цельного городского ансамбля старше 18 века; ни одного гражданского здания старше 15 века; ни одного архитектурного (выше культурного слоя) памятника древний цивилизаций; ни одного архитектора уровня Гауди или Бернини; плоский рельеф, низкая плотность населения, а стало быть и памятников.
Порой меня посещает мысль - а не являюсь ли я собирателем пустоты? Малоценного, глубоко провинциального и второсортного хлама, старья?
Я устал уже что-то себе доказывать. Мне просто нравится путешествовать. И всё же хочется во что-то верить.
Поэтому обращаюсь к вам с вопросом:
А что по-вашему в России является ПО-НАСТОЯЩЕМУ уникальным, выдающимся, неповторимым, достойным путешествия за тридевять земель? Достойным внимания не всяких дурачков вроде меня, а просто, объективно достойным?
Что угодно из того, что можно увидеть на местности: здания, ансамбли, культуры, исторические пласты и т.д.
P.S. Убедительная просьба не писать "коррупция", "беспредел", "несправедливость", "расслоение" и т.д. А то есть мнение, что уникально и не имеет равных у нас только это. Я с этим мнением знаком, озвучивать его не обязательно.
Какой смысл того, что я делаю, точнее, конкретно того, чему посвящен сей ЖЖ - путешествую по России?
Я давно уже уяснил, что условия (транспорт, ночлег, еда, безопасность) - второстепенны, и отсутствие комфорта не препятствие для посещения того или иного места. Меня напрягают грабительские цены и убогий сервис отечественных гостиниц, фотопаранойя и москвоненавистничество, риск получить по морде - но меня это не останавливает. В конце концов, климат в России тоже не сахар, так давайте не путешествовать из-за морозов и дождей!
Хуже другое: периодически я задаюсь вопросом, НА ЧТО я так рвусь посмотреть?
В России нет французской готики и английских замков, египетских пирамид и античных театров, индийских чудес и американской мечты. Не было их и до большевиков...
Самый старый храм - 11 века (не считая церквей Кавказа, там 10 век); ни одного моста, больницы, постоялого двора, цельного городского ансамбля старше 18 века; ни одного гражданского здания старше 15 века; ни одного архитектурного (выше культурного слоя) памятника древний цивилизаций; ни одного архитектора уровня Гауди или Бернини; плоский рельеф, низкая плотность населения, а стало быть и памятников.
Порой меня посещает мысль - а не являюсь ли я собирателем пустоты? Малоценного, глубоко провинциального и второсортного хлама, старья?
Я устал уже что-то себе доказывать. Мне просто нравится путешествовать. И всё же хочется во что-то верить.
Поэтому обращаюсь к вам с вопросом:
А что по-вашему в России является ПО-НАСТОЯЩЕМУ уникальным, выдающимся, неповторимым, достойным путешествия за тридевять земель? Достойным внимания не всяких дурачков вроде меня, а просто, объективно достойным?
Что угодно из того, что можно увидеть на местности: здания, ансамбли, культуры, исторические пласты и т.д.
P.S. Убедительная просьба не писать "коррупция", "беспредел", "несправедливость", "расслоение" и т.д. А то есть мнение, что уникально и не имеет равных у нас только это. Я с этим мнением знаком, озвучивать его не обязательно.
no subject
Date: 2010-02-24 11:09 pm (UTC)Природа. (Байкал, Корелия, Алтай)
no subject
Date: 2010-02-24 11:15 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:ЗАЧЕМ? НА ЧТО?
Date: 2010-02-24 11:21 pm (UTC)Для жителей Острова и Пыталово ваши заметки будут иметь значение через ста лет, даже если сейчас они больше склонны давать по фейсу. Для остальных - не очень, ну так остаётся ставить цель соответствующего размера.
Это только часть ответа. Та, которую знаю я.
Re: ЗАЧЕМ? НА ЧТО?
Date: 2010-02-24 11:30 pm (UTC)Но в данном случае вопрос касался того, что важно не только "жителям данного места".
Re: ЗАЧЕМ? НА ЧТО?
From:что важно не только "жителям данного места"
From:no subject
Date: 2010-02-24 11:38 pm (UTC)Поэтому говорю по-хорошему: троллинг и калометание тут не очень уместны. Предметом разговора я считаю историко-культурное наследие, а не политику и национальные комплексы. Как бы, речь шла о том, что достойно вне контекста государств и эпох.
Ваш комментарий сотру, для профилактики. Дальше сорить не советую.
no subject
Date: 2010-02-24 11:56 pm (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 06:23 am (UTC)В России мне частные домики нравятся больше всех кошмарных снов Гауди и египетских пирамид, вместе взятых, поэтому конкретно по теме ничего посоветовать, увы, не смогу.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 12:51 am (UTC)На разных уровнях растут разные деревья: необъятные многоствольные березы, можевельники, хвойники.Охраняет это Егорыч 8-34-296-305-52
Наблюдаются различные аномалии.
Кузбасс - есть входы в жуткой древности туннели... Крым - совершенно дикие пирамиды... Тот же Аркаим, хоть и затоптан уже порядком... В Московской области 10 лет назад откопали невообразимой красоты и древности город и... закопали. Мой приятель участвовал в раскопках. Теперь молчит, как рыба(((((
no subject
Date: 2010-02-25 01:18 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 02:22 am (UTC)У Вас - получается. Фотографируйте, что лично Вам интересно.
И мы, зрители, - заразимся этим и тоже что-нибудь хорошее сотворим:)
no subject
Date: 2010-02-25 08:48 am (UTC)Хотя речь шла и не об этом, всё равно приятно.
no subject
Date: 2010-02-25 03:14 am (UTC)-ууникальная природа, причем слава Богу есть места еще практически нетронутые, а потму и дикая тайга привлекает. Так же разнообразие природы, очень большое.
- исторические памятники -начиная от курганов, менгиров и т.д, до зданий различных веков
-народы, которых так много в России
-люди
Как то вот так)
no subject
Date: 2010-02-25 08:53 am (UTC)Ни в одной стране мира более не сохранилось европейское язычество (марийцы), абсолютно уникально наследие татар, вайнахов, Дагестана, Тувы, якутов, малых народов Севера (хотя бы тот факт, что слово "шаман", вошедшие во многие языки мира - эвенкийское).
Да, этот пласт очень важен и недооценен. Не понимаю до сих пор, почему наследие народов России так малоизвестно.
(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 05:47 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 09:11 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 06:05 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 06:43 am (UTC)Да и подход странный - путешествовать ради чего-то? Да просто ради того, что наш земной шар крутится, он разно- и многообразен. И везде дует свой ветер.
no subject
Date: 2010-02-25 08:57 am (UTC)Но в Великой Степи слишком мало сохранилось выше культурного слоя...
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 07:18 am (UTC)Если Вы хотите объективности, то посмотрите список ЮНЕСКО. Его, между прочим, иностранцы составляли. И там совсем не мало наших объектов.
Кстати, про французскую романику, которая на три головы выше Суздаля. Их, можно сказать, одни и те же люди строили. Андрей Боголюбский приглашал для этого мастеров из Европы. И, кстати, скорее всего, не самых плохих. В то время по уровню развития Русь не отставала от западной Европы. Только, опыта каменного строительства было мало. По понятным причинам.
no subject
Date: 2010-02-25 08:54 am (UTC)А вообще проблема надумана, необходимо лучше знать весь интернациональный контекст, тогда и своеобразие собственного наследия четко проявится, и станет ясно, что, например, наш Николай Львов не уступает англичанам 18 века, только сохранился хуже. Ну и т.д.
Везде надо ездить и все смотреть и все впитывать, а не замыкаться сознательно внутри границ, которые, надо сказать, не всегда и не везде соотвествуют историческим и культурным границам.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 07:18 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 09:12 am (UTC)Многие не понимают, что то, что Россия - не Европа, это главное достоинство с точки зрения иностранного путешественника.
Ведь если человек едет в Индию, Китай или Мексику - его интересуют в первую очередь сами по себе Индия, Китай или Мексика, а отдельные их древности уже после.
no subject
Date: 2010-02-25 08:48 am (UTC)no subject
Date: 2010-02-25 09:15 am (UTC)Да нет, чувства, что путешествия по России мне приелись, у меня нет. Слава Богу, у нас достаточно большие отличия между Югом и Севером :)
Если бы приелось - меня бы потянуло на Западную Украину или в Прибалтику.
(no subject)
From:no subject
Date: 2010-02-25 09:18 am (UTC)Постоянно слышу, что в архитектурном плане Россия уникальна своим конструктивизмом и деревянной застройкой рубежа 19-20 веков (именно этот период, несмотря на то, что имеются и более древние постройки - в это время происходит взаимоналожение народной и авторских традиций в архитектуре.
no subject
Date: 2010-02-25 09:27 am (UTC)Томск, Вологда, Астрахань, Тобольск, многие малые города - это наши Бамберг, Йорк и Толедо.
А так, я привык воспринимать как уникальные следующие пласты:
-православное зодчество 15-20вв. (после гибели Византии, когда Россия осталась величайшей православной державой).
-русские кремли (одни из самых крупных и сложных древних крепостей мира)
-деревянное зодчество в разных аспектах (и средневековые церкви, и рубеж 19-20вв.)
-промышленные памятники Урала 18-19вв..
-классицизм 18-19вв.
-конструктивизм 1920-30-х гг.
-сталинская архитектура (не уступает ар-деко и неоклассицизму ХХ века), в том числе Московское метро.
-наследие народов России (особенно татар, марийцев, вайнахов, Дагестана, Тувы, якутов, малых народов Севера).
-археологическое наследие Великой Степи.
Может и еще что-то.
no subject
Date: 2010-02-25 09:25 am (UTC)Что-то получилось сумбурно и длинно, прошу прощения.
no subject
Date: 2010-02-25 10:34 am (UTC)в Европе такого нет :)
no subject
Date: 2010-02-25 10:35 am (UTC)пока самое красивое из увиденных мной.
честно сказать, начала смотреть на нашу архитектуру немного другими глазами, после того, как у меня в гостях побывал иностранец :)
для него были необычными и кремль и церкви и метро :)
no subject
Date: 2010-02-25 12:42 pm (UTC)Имхо, человек путешествует просто потому, что он не может не путешествовать, вот такая у него потребность. Она, кстати, не у всех есть. Поэтому среди огромного количества людей в мире есть такие, которые никогда не сдвинутся с места для того, чтобы увидеть даже самую значимую достопримечательность - где бы она не находилась. И таких людей, вероятно, большинство. На них не подействует никакой "промоушен" страны - или региона - просто потому, что они не хотят сдвигаться с места. А для того, чтобы "отвязаться" от тех, кто пытается их куда-то пригласить - они могут то, что называется, "обесценить" любое место, любой город - в России, в Европе, в Китае - неважно.
Поэтому, относительно путешествий я вижу бОльшую проблему в том, вообще согласен ли человек куда-то ехать - или ему это нафиг не надо. На этом этапе отсеивается процентов 80 населения. Но они как-раз могут почитать книгу или журнал.
А среди остальных, более менее подготовленных и образованных, да, бывает что возникают дискуссии о том, куда именно ехать и где интереснее, выстраиваются всякие рейтинги, составляются списки "Сто мест, где надо побывать пока не умер" и так далее. Поскольку вся эта индустрия, все эти списки и рейтинги появились не в России - понятно, что туда входят, в основном, достопримечательности "западного мира". Это, безусловно, субъективно - так как рейтинги составляет один человек или узкая группа людей, они редко публикуют критерии, на основании которых выстроен рейтинг и т.п. Точно также вы можете составить список "Сто мест России где надо побывать, пока не умер" и никто не сможет вам возразить - вы автор, вы сами выбираете, какие места лучшие.
Для того, чтобы как-то обосновать "выбор" "лучших" достопримечательностей - необходимо огласить критерии их выбора - и не только критерии, но и способы измерения значений этих критериев, а еще добиться согласия всех "заинтересованных сторон" по поводу приемлемости этих критериев оценки. Это - если говорить формально-естественнонаучным языком.
А если говорить языком гуманитарным - то развитие искусства (заметим, что искусство - это только один, правда - сверхзначимый, фактор, который мы принимаем во внимание когда выбираем, грубо говоря "что посмотреть") имеет свою внутреннюю логику. Эта логика она не зависит от страны, она универсальная.
Так для меня храм Вознесения в Коломенском и, например, Мария деи Мираколи в Венеции стоят в одном ряду, не так важно, что один храм в России, а другой - в Италии. Важна внутренняя логика, гармония, идея и так далее... то, что делает памятник памятником.
И я, кстати, чувствую свою значительную необразованность в этой теме, чувствую необходимость прочесть или прослушать академический курс "Истории искусств" - иначе многое в путешествии не только не будет понято, но и не будет просто замечено.
А по поводу мнений о том, чем ценны наши памятники я присоединяюсь к мнению
И поэтому что касается - только архитектурных памятников, которые реально, на мой личный вкус и из того немногого, что я видел, "великие" - это Дмитровский собор во Владимире, Вознесение в Коломенском, Софийский Собор в Новгороде, Спас на Ильине улице в Новгороде. И они ценны именно переосмыслением идей, пришедших из Европы, их специфической, гениальной трансформацией на земле, где, на самом деле не было в достатке строительного материала и где не было традиции каменного строительства.
no subject
Date: 2010-02-25 04:44 pm (UTC)Храм Покрова на Нерли в моих глазах пока вне конкуренции=) А так да, соглашусь с lemantar - природа. Вот от природы, практически куда ни приеду, дух захватывает.
no subject
Date: 2010-02-25 05:41 pm (UTC)Не думаю, что ценность измеряется количеством сохранившихся памятников. Не знаю, сколько Нотр-Дамов я отдала бы за Покрова-на-Нерли. За Предтеченскую церковь в Соликамске или Никольскую в Ныробе (вот уж глушь-глушейшая) тоже бы поторговалась! Уникальность есть уникальность.
Мне кажется, есть ценность и в литературных описаниях городской среды, жанрах эссе-путеводителя. Такое чтение расширяет культурное пространство. Ваши репортажи, кстати, мне очень нравятся.
no subject
Date: 2010-02-26 12:51 pm (UTC)no subject
Date: 2010-02-27 04:53 am (UTC)Во-вторых, не знаю, понятно ли я выражу свою мысль, ...важна не каждая конкретная поездка. Важен объем информации, который остается в архивах и памяти после Ваших путешествий. Эдакая общая картина жизни, архитектуры, нравов, настроения и т.д. современной и старой России. Считаю, что Ваши рассказы - бесценны.
В свою очередь хотела бы предложить Вам сделать фоторепортаж о Сарове - закрытом городе на границе Нижегородской и Мордовской областей.
Сочетание церковных построек с современными может показаться очень интересным, если учесть, что на территории Сарова раньше располагалась Свято-Успенская Саровская пустынь, а город был создан для научной элиты, для проведения исследований в области ядерных испытаний...
no subject
Date: 2010-02-27 10:06 am (UTC)Да, это тоже. К тому же, я показываю, что в России есть что-то еще помимо бесконечной депрессии и разрухи. И даже скорее разруха и упадок уже не являются основным впечатлением. Что в общем красивого у нас больше, чем убогого.
Насчёт Сарова (Арзамаса-16) - вообще, это моя давняя мечта. Очень хочу увидеть, что представляет собой этот город. Когда-то я ехал на саровской маршрутке из Нижнего Новгорода в Дивеево, а потом на саровском (берещинском) поезде из Арзамаса в Москву. Было очень интересно поговорить с саровчанами.
А еще вроде бы именно в Сарове находится музей атомного оружия.
Но насколько я знаю, туда очень сложно попасть. Я слышал: только по приглашению при подтверждении родства. Ну или в командировку по работе. Оба варианта для меня никак не подходят.
Или я ошибаюсь, и Вы можете мне как-то помочь с посещением Сарова? Если так - я буду очень благодарен, и уж конечно репортаж сделаю :)
no subject
Date: 2010-02-27 09:16 pm (UTC)Численность в России составляет 73 человека (2002), из них на родине, в Ленинградской области — 12 чел., в Санкт-Петербурге — ещё 12 чел. В прошлом — достаточно многочисленный народ, давший название Водской пятине Новгородской земли. В середине XIX века (в 1848 г.) насчитывалось 5 148 вожан,[3] а в 1926 году их численность снизилась до 500 человек.
(frozen) no subject
Date: 2010-02-28 10:05 am (UTC)Сравниваю со своей поездкой в Италию: там в любом захолустье в любое время либо хороший концерт, либо крёстный ход, либо просто нарядный народ гуляет по улицам и в кафешках. Кто-то празднует день рождения, кто-то женится, а ты чувствуешь себя полноценным участником действа, хотя порой ни слова не понимаешь.
В общем, разочарован я своей исторической родиной (я русский, но родился в Одессе). Приняли капитализм в худших его формах, и разрушили всё аутентичное, даже натуральной еды почти не осталось. А природа, она хотя и красива, но фауны у нас почти не осталось. За границей диких зверей можно встретить не выходя из машины, а тут я за всю жизнь один раз видел лося и один раз - зайца :)
(frozen) no subject
Date: 2010-02-28 10:23 am (UTC)Я что ли не слышал этого не разу? Не знаю, в чём недостатки нашей провинции?
Зачем?
Еще раз мне сказать, что я лох, раз путешествую по этой мрачной гопожопе и быдлостану, не проявляя интереса к Ах-Европе, где все прекрасны, честны, благородны, добры и святы?
Извините, но я этот комментарий воспринимаю исключительно как попытку испортить мне настроение. Большое спасибо, Вам это даже на некоторое время удалось!!!
(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From:Почему Россия
Date: 2010-03-18 11:17 am (UTC)Много ездил по России. Спасибо работе, командировки бывают часто.
Везде находил много интересного. Часто жалел, что не захватил с собой фотоаппарата.
Каждый новый город, если есть хотя бы пару часов для бесцельного блуждания по улицам, поражает своим уникальным духом. Только нужно расслабиться и не "париться" от обилия "пятиэтажных хрущоб". Сквозь обыденный фасад проглядывает ИСТОРИЯ. Когда то давно, или недавно, что то случилось и люди остановились и стали жить в этом месте. И наполнили это место собой, как сумели, насколько у них себя было.
Поэтому трудно ответить на Ваш вопрос. В каждом месте это что то свое, вне зависимости Россия это, Италия или Афганистан.
В Благовещенске - очень крутая рассыпающаяся деревянная лестница на берегу Амура.
В Березниках - остатки усадьбы Юсуповых, попытка построить кусочек Петербурга на Каме.
В Белово - черный снег...
Это как поэзия. Увидел что то и почувствовал город, как стихотворение. И каждый раз это нужно делать заново.