varandej: (Default)
[personal profile] varandej
Начну понемногу постить обобщенные подборки о современной архитектуре из разных поездок. Моя задача в данном случае будет в том, чтобы показать: не все современное - безобразно. Отбор зданий в подборку - дело моего личного вкуса.



Первую часть я посвящаю православных храмам: ведь на протяжении тысячелетий именно храмы были "локомотивом" архитектуры в большинстве стран. В любой стране Старого света храмы - это основа архитектуры, ее важнейший пласт. Так что с них и начнем.

Охват - места, из которых есть фотоотчеты.
Порядок - географический, а не рейтинговый.

Рязань. Церковь Александра Невского на окраине.



Мурманск. Кафедральный собор:





Этот храм уникален тем, что был построен в 1986 году (Никольская церковь) и 1989 году (церковь Трифона Печенгского). Это первый в СССР крупный, официально построенный городской собор.
По своей архитектуре от всего, что есть в подборке, очень далек - памятник постмодернизма.

Липецк. Часовенка в городском парке, украшенная солярными знаками. Утверждается, что 2002 год, хотя, может быть, она была воссоздана:



Саранск.
Кафедральный собор Святого Адмирала Ушакова (!!!). Утверждается, что он безобразен по причине чрезмерной эклектичности, сочетаниям несочетаемого. Я не вижу этого. Исаакиевский собор тоже современники "чернильницей" называли.



Йошкар-Ола.
Часовня в центре города.



Йошкар-Ола.
Успенский собор. Возможно, воссозданный.



Йошкар-Ола.
Троицкая церковь, уникальная из-за своих национальных мотивов.









Тольятти.
Спасо-Преображенский собор. "Современный" он, по-моему, лишь хронологически - я бы сказал, что это образец историзма.





Гораздо более "современна" домовая церковь при епархии рядом с этим собором:



Собор Георгия Победоносца в Самаре - я бы тоже назвал его образцом историзма.



Типичные приходские церкви в Самаре - в таком стиле, характерном для всего города, их там выстроено уже несколько десятков:



Волгоград. Собор Всех Святых на Мамаевом Кургане.
На мой взгляд, этот храм потянет на "шедевр". Особенно гениальна его композиция: храм-крепость, что отражает суть храма-памятника Сталинградской битве (а также "всем погибшим во всех войнах").



Екатеринбург. Храм-на-Крови на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна Царская Семья в 1918 году. У храма очень интересное внутреннее убранство: отделка разноцветным уральским камнем и фаянсовые иконостасы.



Магнитогорск. Вознесенский собор.





Саракташ.
Свято-Троицкая обитель милосердия - целый монастырь, основанный еще в 1940-е годы, а в 1997 году полностью отстроенный заново.









Сургут.
Спасо-Преображенский собор.





Ханты-Мансийск. Воскресенский собор.



.Далеко не все из приведенных в подборке храмов кажутся мне удачными и интересными. Однако, все же налицо факт: в России построено довольно много храмов, время появление которых можно будет определить "на глаз" спустя 100-200 и более лет. В русской храмовой архитектуре появился узнаваемый стиль. Почему-то очень распространено мнение, что современная постройка хороша, если она выглядит так, как предки строили. А мне кажется, ценность новостроев именно в том, что предки бы так не построили (не уровень, а принцип имеется в виду).

Date: 2009-03-10 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] talibanych1.livejournal.com
Нет, Успенский храм в Йошкар-Оле - не воссозданный. Он построен с нуля.
А вот еще образец современной церковной архитектуры. Храм в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому в Богородице-Сергиевой пустыни:
Image (http://photofile.ru/users/talibanych/95167943/100158048/)

Возведение храма закончено в 2003-05, кажется, году...

Date: 2009-03-10 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] erema-o.livejournal.com
А что в этих храмах принципиально нового? Я вот чувствую, а выразить не могу.

Date: 2009-03-10 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Принципиально нового - ничего. Но они примечательны именно своей преемственностью в абсолютно другую эпоху.

У них более "агрессивные" силуэты, многие детали подчеркнуто современны (скажем, колокольня магнитогорского храма), они как-то по-особому динамичны, да и современный материал выдает.

Это самое интересное: тонкая, почти неуловимая грань между Вечностью и Эпохой.

Date: 2009-03-10 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] erema-o.livejournal.com
Очень хорошо сказано: между Вечностью и Эпохой.

Date: 2009-03-10 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А это общий принцип для всего Искусства (с большой буквы), на самом деле. В литературе то же самое: написать о вечном так, как можно написать только здесь и сейчас.

Date: 2009-03-10 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] talibanych1.livejournal.com
А что касается Вашей подборки... Все храмы, сфотографированные Вами, по-своему прекрасны... И величественные, и самые простые...

Date: 2009-03-10 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Но главное - это печать эпохи на них.
В том же Сургуте - нефть когда-нибудь закончится, небоскребы обрушатся от ветхости и морозов, 9/10 населения покинет город, шоссе зарастут травой, а Собор будет стоять. Как было во многих северных городах в прошлом.

Date: 2009-03-10 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] talibanych1.livejournal.com
Да, именно так

Date: 2009-03-10 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] the-kiteoff.livejournal.com
Спасибо за подборку. Много красивых Храмов во славу Господа построено, это отрадно.

Date: 2009-03-10 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да. И то, что по этим храмам видно сразу 2 вещи:
1. Они русские.
2. Они современные.

Date: 2009-03-10 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
спасибо!
Если не против, свои комментарии, в основном критические набросал тут:
1 фото Вы не подписали - вариант нео-русский или историзм, но пропорции довольно неплохо сохранены.
2 - рязанский храм - тут подобно первому храму, но вытянутые пропорции подкосили гармонию. Древние храмы не зря столетиями "вытачивались" - каждый кокошник был "на месте" - тут шлемовидные купола вместо утонченности силуэта, своим нагромождением только "утяжелили". может быть другой ракурс - не со стороны алтаря, был бы лучше.
3. Ну - про Мурманск можно только сказать - что 1986 г. - это не сладкое время, но с пропорциями архитектор не дружил - запихнуть на многогранник приземистые купола... Там место одному большому куполу. сделать богаче декор стен - и у собора появится привлекательность.
4. Липецкая часовня - резкая контрастность цветом и не то витражи, не то мозаики по краям барабана купола - совсем из другой оперы, что очень "режет" глаз. более спокойная расцветка подчеркнула бы приверженность традициям эклектики начала ХХ века.
5. Саранский собор не зря вершина безвкусия и сравнения с Исаакием не уместны. И питерский собор и собор Мадонны с цветком во Флоренции и ватиканский - их все называли чернильницами. Но пропорции там близки к золотому сечению - тут же - начинал поп, строил гардеробщик Большого театра, потом железнодорожник, потом жена мэра - это я так - образно - ни один из элементов не гармонируют друг с другом - еще бы в разные цвета покрасили - хоть посмеялись бы. А так - обидно за такие бешеные деньжищи выброшенные на смех курам!
6, 7 - видел "живьем" - грубая поделка в духе "дешево и сердито, зато с золотом" - и нео-византийский стиль опошлили, и нео-русский - и в чем - в часовне - да просто бы скопировали часовенки 1880-1900х гг - были типовые проекты выверенные до миллиметра..
8+. В целом - неплохо, если сравнить с предыдущими ужастиками, но перегрузили так кокошниками, что еще немного и стало бы похоже на строительную выставку вариантов декора для фасадов.
9. Тольяттинский собор - наиболее удачное в плане копирования пропорций здание - но опять - как батюшки добрались до разных вариантов золочения - я понимаю, что сельская-окраинная натура "прет" - "золото-бАгАтство" - но здания от этого только страдают... Пропорции барабанов и куполов несколько спорны, но в целом архитекторы не сплоховали.
10. Епархиальное здание - ну раз тупо копируете исторические стили, сделайте все одним ансамблем - нет, отгрохали конюшню а-ля ранчо-амбар, пару куполочков прицепили - и "какие мы современные"! В общем минус - особенно рядом с собором.
11.Самарский собор вроде как точная калька построек в нео-византийском стиле - таких десятки были по всей империи, фото-ракурс для оценки не самый подходящий.
12. Две другие самарские церкви - ну - с претензией, но довольно скромно, о вкусе тут особо не скажешь - завершенный храм "гуляет" - часть "оттуда", часть "оттуда"...
13. Волгоградский храм... - не знаю, идея хороша, но кирпич...а витражи, а двери. Хорошая идея, дешевый (по крайней мере на вид) кирпич, абсолютно не подходящие к стилю витражи. И дурацкие двери "как у новых русских"... А купола-шлемы и пропорции здания и храм-твердыня-крепость - очень ярко.
14. Екатеринбургский храм - та же песня - с претензией на новизну, а сохранившаяся колокольня старого собора, которая слева видна, все равно лучше. Памятник утраченным традициям церковного зодчества.
15.Магнитогорский хоть и не нравится, но тут люди фантазировали, причем от души - и народные традиции, и архит. классика. вот тут соглашусь - дело вкуса...
16. Саракташ - ну - не знаю - весело так - резиденция Деда Мороза. Храм с кокошниками нелепо накрыт крышей с многоглавием... как-то странно - не знали, как там купола поставить?
17. Сургусткий комплекс в плане пропорций хорош, по стилю можно разбирать и придираться - но не самый плохой образец историзма.
18. Ханты-мансийский комплекс напротив - если часовня и собор еще друг с другом, то ракета-колокольня (на свечу как-то не очень похоже) прилетела из другого места. И Храм Христа Спасителя в Москве, как объект для подражания - не самый лучший. Хотя этот собор - не самый плохой пример новоделов.

Date: 2009-03-10 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Упрекайте меня в дурном вкусе, но я не согласен почти ни с одним из утверждений. И даже спорить не хочу: вся эта теория близка к "измерению гармонии алгеброй".

Та же ситуация в любом виде искусства. В литературе тоже любимая форма отзыва на текст: "Произведение Х бездарно потому, что мы там не увидели Y, который был блестяще передан в произведении Z".

Date: 2009-03-10 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну и еще: покажите мне тогда, КАК НАДО. Фотографии в студию!

Date: 2009-03-10 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
ну - в моем комменте не было прямого упрека и личного оскорбления.
просто, я не одни год занимался историей искусств, и архитектурой, в частности, потому и решил, что столь старательно (в хорошем смысле) подготовленный пост может быть дополнен не только сладким комментариями а-ля "здесь русский дух, здесь Русь пахнет", но и определенной критикой...не поста, а тех объектов, которым он посвящен.
размещением фото для сравнения не буду заниматься - это как раз будет выглядеть, как - "поглядите, у Вас нет знаний, вкуса" и тп... Вы сами можете взять образцы храмовой архитектуры до 1917 г. и сравнить с новоделами, почитать искусствоведческие статьи. Но в Вашем посте, как я понимаю, не было цели глубоко анализа - просто выложили фотографии и высказали своё видение. Если мой комментарий оскорбляет пост - можете его удалить. Целью было не выпендриться, а показать многообразие взглядов на одну и ту же тему. При чем не просто обывательских взглядов...

Date: 2009-03-10 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да нет, что Вы! Комментарий очень полезен - просто я с ним не согласен.

А искусствоведческие статьи начала ХХ века во многом оценивали архитектуру модерна примерно так же: "на что были потрачены такие деньги и материалы?!". И вообще многие высказывания об архитектуре того времени (и научные, и художественные, и личные) можно цитировать и сейчас.
Так же ругали модерн как стиль и отдельные его постройки. Так же оплакивали "Москву, которую мы потеряли". И делали это тоже люди авторитетные и занимающиеся проблемой всю жизнь.

Поэтому я и не верю критике искусства. Почти никогда.

Date: 2009-03-10 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
ну - речь шла не о статьях начала века - вообще о материалах.
о в остальном - я придерживаюсь приверженности к симметрии, к тому же "золотому сечению" - отклонения от него часто чреваты уродством. только гении могут возвести некоторые вещи до понятия "эстетика безобразного". А так - часто безденежье и дурной вкус превращают храмы в позолоченные (причем не сусальным золотом) шкатулки....
А примеры эклектики - лучшие - возьмите остатки кремлевских храмов - Архангельский - тут и итальянское и русское, и Успенский... и домовой Благовещенский и 12 апостолов - что не храм - шедевр! ни убрать, ни добавить!
а критиковать надо всегда - иначе не будет развития!

Date: 2009-03-10 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] boroda-ruda.livejournal.com
если интересно, снимаю (http://www.flickr.com/photos/boroda_ruda/sets/72157608548428012/) храмы иногда

Date: 2009-03-12 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] grafinok.livejournal.com
Спасибо за пост, очень интересно. ССылку на Ваш пост разместил у себя хороший человек [livejournal.com profile] viktorianec, надеюсь, это не противозаконно :)

Date: 2009-03-14 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] olav-ragnar.livejournal.com
Спасибо за подборку, очень интересно. а не подскажете ли, где конкретно, на какой улице, расположены новые Самарские храмы? давно не был на малой родине, Георгиевский храм на спуске к Волге видел ещё только стороящимся.

Date: 2011-01-02 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] pvn123.livejournal.com
Спасибо.
Уникальная, богатая и интересная подборка храмов.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 02:24 am
Powered by Dreamwidth Studios