varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Ульяновск - самый, пожалуй, странный из областных центров Поволжья. Никому из путешествующих особо не нужный сейчас - и главная достопримечательность Поволжья лет 30 назад. Город, где погибли все храмы - но прекрасно сохранилось деревянное зодчество. "Красная Мекка" с огромным Ленинским мемориалом. Город на двух берегах Волги, где спокойно можно простоять 2 часа в пробке на мосту. Бывшее "Красное пятно России", где только в 2002 году была предприянта "шоковая терапия", а ныне жива атмосфера 1990-х.

В общем, не знаю, насколько Ульяновск интересен - но безусловно, оригинален. Предлагаю свой рассказ о бывшем Симбирске в двух частях: Родина Ленина и Мемориал Ленина. И прошу не пугаться обилия Владимира Ильича Ленина во всех видах - ведь все, что не было в Ульяновске его именем разрушено, было сохранено его же именем в беспрецедентных масштбах. Но для начала - всем читать расскаж [livejournal.com profile] av4   "Симбирск, не ставший Ульяновском", основанный на архивных фотографиях храмов. Ведь утраченные храмы Симбирска могли бы сделать этот город самым интересным между Казанью и Волгоградом.

Ульяновск (бывший Симбирск) был основан в 1648 году Богданом Хитрово как столица Большой Засечной черты - "Великой Русской стены", тянувшейся от Днепра до Волги. Крепость на вершине 120-метровой горы Венец была мощнейшая - даже Степан Разин с 30-тысячным войском не смог ее взять. В 18 веке Симбирск можно было считать главным городом от между Казанью и Астраханью. К концу 19 века же вдруг оказалось, что Симбирск, напротив, стал самым отсталым из губернских городов Поволжья - он уступил Саратову (250 тыс. жителей), Казани (200 тыс. жителей), Самаре и Астрахани (по 150 тыс. жителей) - в Симбирске жило всего 70-80 тысяч человек. Однако это был красивейший город с уникальными храмами - но в целом осталась у симбирян одна гордость: великие земляки, коими были Гончаров и Карамзин. В честь первого уже в 1912 году был построен дом-памятник. После Революции же выяснилось, что родом из Симбирска САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ЗЕМЛЯК в Советском Союзе. Последствия были очень масштабны. Важнейшие из них таковы:
1. Тотальное уничтожение храмов и вообще всего, что было не связано с Лениным и другими земляками.
2. Превращение Ульяновска в "город-музей Ленина" без чужеродных элементов.
3. "Красное пятно России" в 1991-2002 годах - попытка не пустить в область капитализм. Бабушки в плацкарте вздыхали: "Еще в 1997 году хлебушек по 16 копеек ели, и все к нам за хлебушком ездили", а молодые возмущались: "В 1997 у нас еда была еще по талонам!".
В 2002 году Ульяновск окончательно распрощался с красным прошлым - по одной версии, просто экономика региона не выдержала заботы о людях, по другой - задушили ее капиталюги проклятые.



Как бы то ни было, нынешний Ульяновск - один из самых бедных и депрессивных городов, что я видел. Зарплаты тут ниже, чем в Самаре и Казани в 2-3 раза, новостройки можно перечитать по пальцам, люди одеты ужасающе бедно (и к тому же очень много "коммунистических дедов" - в других городах этот типаж почти ушел в прошлое), городской транспорт ходит плохо (зато маршрутки носятся стаями), а в Москву я ехал с полным вагоном гастрбайтеров - первый раз вижу это зрелище во внутрироссийском сообщении.

Вокзал в Ульяновске - скучная советская "коробка", с очень интересным внутренним убранством, не характерным для брежневских времен - всякие панно (особенно с великими земляками), удивительные резные лавочки в зале ожидания... а также убогое оснащение: вместо табло используются рукописные таблички в окне справочной. Здесь же, на вокзале находится один из музеев Ленина на втором этаже (!). Вокзал расположен далеко от центра (около 20 минут на трамвае №4), а поезда делают в Ульяновске две остановки - на разных берегах Волги, так как пересечь ее бывает очень трудно (об этом отельно).

Чтобы попасть к Родине Ленина, надо ехать до улицы Железной Дивизии. Основной ориентир - немецкая кирха начала ХХ века:



Удивительно, что в городе, где уничтожались красивейшие храмы Поволжья, большевики пощадили в общем-то вполне тривиальную лютеранскую кирху. Впрочем, на этом парадоксы еще не заканчиваются: ведь из всех поволжских облцентров Ульяновск не имеет равных по сохранности деревянного зодчества:



Дом на кадре выше - жилой, не имеющий к музеям Ульяновска никакого отношения. Удивительно - утратив важнейшие свои памятники, город сохранил самый хрупкий исторический пласт - деревянное зодчество. Впрочем, отчасти этому способствует и то, что сюда до сих пор не пришли Большие Деньги.

Что уж говорить про Ульяновск музейный? Ведь еще в СССР музейное дело достило здесь небывалых масштабов, и возник уникальный для России музей - "Родина Ленина". Вход в нее - напротив кирхи:



Организаторам этого чуда показлось мало сохранить сами "Ленинские места" - они сочли нужным сохранить еще и пейзажи, которые мог видеть юный Володя Ульянов. А так как семья Ульяновых жила в Симбирске в арендном жилье, места жительства ее постоянно менялись. Один из "островков" и стал музеем-заповедником "Родина Ленина". И здесь две улицы и два квартала на окраинах старого Симбирска были сохранены в почти дореволюционном облике.







На параллельных улицах Ленина и Льва Толстого ниже улицы Железной Дивизии почти каждое здание - музей или культурное учреждение. Атмосфера передана поразительно - гуляя по улице Ленина (улица Льва Толстого в этом плане послабее), ощущаешь себя героем книжек Толстого или Чехова - подлинное погружение в прошлое. Увы, только мне помешало хорошо заснять все это разыгравшаяся метель:



Не меньше, чем пейзажи улицы, впечатляют пейзажи кварталов:







А по всей длине улицы расположены всякие интересные объекты, в которых организованы музейчики. Пройдемся по улице Ленина сверху вниз.

Самое крупное здание - доходный дом начала ХХ века. Володя Ульянов его еще не видел:



Маленький деревянный домик солидного возраста (1830-е годы), занятый реставрационным институтом, занимающимся охранной исторической застройки Родины Ленина:





Один из многочисленных домов Ленина. Если я не ошибаюсь, всего их 6 - три на Родине Ленина и три на Ленинском мемориале. Я бы на месте нынешних властей поставил памятник тому, по чьей вине Ульяновым не удалось закрепиться на одном месте и приходилось жить то там, то там:



Пожарный обоз (действующий):



Переулок за обозом ведет к усадьбе (здание - 1904-1930 года), в которой помещается музей фотографии



Одно из самых симпатичных зданий на улице - Мелочная лавка. Внутри музей с соответствующей экспозиций, а во дворе еще один - Столярная мастерская.



А вот это неприметное красное здание - Главный Дом Ленина. Ведь здесь Володя Ульянов провел наиболее длинный отрезок своего периода жизни в Ульяновске - почти все школьные годы.



Музей занимает две соседние усадьбы, под ними устроен подвал с гардеробом и экспозициями, а в самом музее, по словам работников, большинство вещей подлинные. И при всем противоречивом отьношении к Владимиру Ильичу, его отец, Илья Николаевич, вызывает у меня глубокое уважение - по всем посещенным мной домам Ульяновых складывается впечатление, что отец Ленина был человеком очень культурным, образованным, талантливым и ответственным. Об этом говорят и доски для "четверных шахмат" (оказывается, были и такие), и химическая лаборатория в комнате Александра Ульянова, и роскошные географические карты, висевшие в каждой комнате вместо украшений.



Илья Ульянов был героем эпохи Александра Второго: после реформы образования он был назначен инспектором по образовательным учерждениям Симбирской губернии (а до этого жил в Астрахани и Нижнем Новгороде), сумел поднять образование региона на очень высокий уровень (причем особое внимание уделял национальным школам, где предлагал развивать образование на родном языке), был человеком уважаемым в кругах русской интеллигенции. Убило Илью Николаевича время Александра Третьего - контрреформы разрушили дело его жизни, и он умер от инсульта. В общем, история семьи Ульяновых очень четко вписывается в историю России трех последгних императоров вообще.








А в целом улицу Ленина надо пройти от улицы Железной Дивизии до следующей полностью - это всего метров 400, но по всей протяженности атмосфера 19 века очень сильна. И именно 19-го - купеческого, мещанского, ямщицкого, а еще не начала 20-го - сюрреалистического, пролетарского, опьяненного модернизмом, прогрессом и ростом тяжелой промышленности. Будут на улице и еше кое-какие музеи - градостроительства, купечества и т.д.

Параллельная улица Льва Толстого сохранилась несколько хуже - но ее постройки по отдельности куда интереснее. И это уже 20-й век:





Еще один дом Ленина:



Немало на улице и интересных каменных домов - но их я не выкладываю, чтобы пост не вышел слишком большим. В одном из них - доме полицмейстера фон Брадке, расположен музей архитектуры модерна в Симбирске.



На его заднем дворе - две хозяйственных постройки в стиле деревянного модерна:



А за ними - одна из самых интересных достопримечательностей Ульяновска: реконструированный участок Большой Засечной черты.



Об этом сооружении, тянувшемся от Днепра до Волги и являющимся наши аналогом Великой Китайской стены, у меня уже был репортаж - фрагмент вала недалеко от Тамбова. Там описана и техническая сторона этой Черты - сооружения уникального и построенного пусть и скромнее, но гораздо УМНЕЕ, чем в Китае. Здесь же, в Ульяновске, бывшей столице Черты, в глубине музейного двора расположена реконструкция.



Ров, частокол, деревянная башенка. Вал такой крутизны, чтобы на него не смогла взойти поперек лошадь - ведь кочевники не имели пехоты. И такая линия, как этот 20-метровый участок, тянулась почти непрерывно на 2000 километров.





Внутрь башни можно зайти, заплатив отдельно в музее - смотрительница откроет ворота, проведет экскурсию и позволит подняться наверх. Внутри башни интересны образцы оружия (в том числе пищаль) и доспехи ногайца. Порадовало, что по заказу в башне и соседних постройках проводятся свадьбы и другие торжества "а-ля рюсс" со стрельцами и сбитнем.

Вообще же, на Родине Ленина около десятка музеев, в том числе такие, как "Метеорологическая станция Симбирска" или "Чувашская начальная школа". И вообще опыт полной музеефикации небольшого старинного квартала широко распространен в Европе и США, но для России "Родина Ленина" уникальна. И в общем-то это давно уже не "Родина Ленина" никакая. Музейщики же живут в постоянном страхе, что их закроют и снесут всю эту застройку в рамках борьбы с коммунизмом, но ведь чтобы обезопасить себя от идеологии, надо не так много - всего лишь поменять название.

На окрестных улицах (Железной Дивизии, Минаева, Толстого  в сторону центра) тоже сохранилось много интересных немузейных зданий (хотя нигде нет целостных участков больше 2-3 домов подряд). Например, дом актера на Минаева:



Мединститут, который я сначала принял за свежевосстановленную церковь, там же:



Дом Ливчака на улице Льва Толстого по дороге в центр:



Федор Ливчак, творивший в Ульяновске в начале ХХ века, был весьма нетривиальным архитектором. Например, свой дом он строил из пустотелых бетонных блоков - этот материал, мало уступавший по характеристикам дереву, он разработал и предполагал использовать в деревнях для возведения огнеупорных изб. Но планам о "деревне будущего" помешал его, можно сказать, сосед.

Другое произведение Ливчака - дом, ныне занятый Ульяновским университетом, возвышается по соседству. Стиль архитектора очень узнаваем, и его дома вполне могли бы быть "визитной карточкой" Симбирска.



Напротив - квартал  из трех конструктивстских зданий, который стоит обойти с разных сторон: очень красивы стрельчатые окна на фасадах, обращенных в противоположные стороны:



В наше время принято ругать новостройки, но в Ульяновске их почти нет - ни на окраинах, ни в "полуцентре" - за Родиной Ленина начинабтся пятиэтиажки. И увидеть бы это противникам современной архитектуры, да в такую вот погоду - кварталы серых коробок способны вогнать в тоску кого угодно.

Мы же пойдем дальше, мимо зданий с последних кадров, и вскоре достигнем улицы Гончарова. Но о главной улице города и Ленинском мемориале - в следующий раз.

Date: 2009-01-17 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
То, что показано - очень интересно.

и к тому же очень много "коммунистических дедов" - в других городах этот типаж почти ушел в прошлое
Можно ли поподробней описать этот "типаж"?
И кстати, я, кажется, догадываюсь, почему "дедов" в Ульяновске выжило много, а в Чите, скажем - практически никто. Можно, конечно, гневаться, на этот типаж, но попахивает это социал-дарвинизмом, причем с позиций молодёжного максимализма.

Date: 2009-01-17 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Во-первых, оценочности тут не было. Просто есть такой типаж: глубокий старик в старом-старом пальто, ушанке и валенках с калошами, с выпученными от злости глазами, который продирается через сугробы зимой и себе под нос бормочет о проклятых капиталюгах и сплошном тунеядстве, особую злость испытывая при виде кафе, салонов модной одежды, рекламных щитов и т.д. В общем, человек, который не смог и уже никогда не сможет адаптироваться в новую идеологическую среду.

Например, мой двоюродный дед в Перми из таких. Сам он был начальником цеха на металлургическом заводе, пенсия у него очень неплохая: 3 раза ездил в Европу (уже на пенсии, и не из Москвы, а с Урала), делала себе дорогие операции на глазах - но все равно от этих "дедов" отличается мало: ругает правительство, "капиталюг" и вообще. То есть этот типаж обусловлен именно неприятием новой идеологии, а не бедностью.

Насчет соотношения "комдедов" в Ульяновске и Чите... да в общем я бы не сказал, что в Ульяновске больше стариков. А уж в Москве комдедов всегда было заметно меньше, чем в той же Перми. Нет, дело тут в более позднем переходе в новую идеологическую систему - многие в Ульяновске все еще воспринимают нынешнюю власть как оккупантов. У них же 1997-й год на дворе!

Date: 2009-01-17 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
А почему он должен принимать новую реальность, если его активная жизнь была прожита в иной? Ему уже нет необходимости прспосабливаться, как тебе, а сравнивать отношение власти на житейском уровне он вполне может. А то, что их там много - так это потому, что в 90-е в Ульяновске не было допущено их массированного вымирания, как в Комсомольске-на-Амуре, Чите или Новомосковске.
Удивительно зло ты сказал насчет "коммунистических дедов", я очень удивился. Точно, юношеский максимализм явно ещё играет в голове. А я уж было подумал, что твои суждения стали более зрелыми.

Date: 2009-01-17 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не знаю, я не хотел в данном случае говорить зло... Просто было трудно отделаться от воспоминаний о персонаже из предыдущего ответа.

Бедность не порок

Date: 2009-01-17 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] akvalang58.livejournal.com
Я охреневаю..., чем беднее город, тем красивее. Может, у меня нетипичные понятия о красоте, может фотографы искажают реальность. Какой самый бедный город в России? Срочный фотодесант! Забогатеют, оштукатурятся, суки...

Re: Бедность не порок

Date: 2009-01-17 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Не, я бы так обобщать не стал.
Но вообще, мог бы порекомендовать по этому признаку Кызыл и райцентры Тувы))))

Re: Бедность не порок

Date: 2009-01-17 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] akvalang58.livejournal.com
Как-нибудь съезжу... Бабок надо накопить.

Re: Бедность не порок

Date: 2009-01-17 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А если серьезно, то всячески рекомендую Ивановскую область - беднейший "русский" регион в России вообще, а при этом вся область - музей под открытым небом: маленькие городки, старинные фабрики, села с очень хорошей сохранностью, заброшенные церкви... Сам я был там только в Плесе (который очень достоин - население его за 100 лет почти не выросло, и пейзажи мало изменились), а еще очень хороши, говорят, Шуя, Фурманов, Вичуга, Кинешма, Юрьевец и, специфически, Южа.

Re: Бедность не порок

Date: 2009-01-18 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] akvalang58.livejournal.com
Плёс, это где Левитан?

Re: Бедность не порок

Date: 2009-01-18 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] chur72.livejournal.com
здесь всё сложнее.
на содержание всей этой лепоты выделяются немалые средства из федерального бюджета. Причём не только в советский период, но и сейчас. Я слышал, что, например, на ремонт исторического деревянного фонда из местного бюджета не выделяется ни копейки, всё иддёт из Москвы.

А вообще есть такая тенденция. Если в городе не крутятся большие деньги, архитектурная среда цельнее.

Date: 2009-01-17 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] akubrik.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2009-01-17 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] darriuss.livejournal.com
Унылый по твоим словам Ульяновск в твоем же посте выглядит наоборот чрезвычайно интересным городом. )

Date: 2009-01-17 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
И кстати не первый раз уже так. Фотоаппарат не обманешь, а он у меня, видать, на позитив настроен!

Date: 2009-01-17 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] uchazdneg.livejournal.com
Губернский город, пусть он хоть трижды Ульяновск, не может быть скучным. В чем лишний раз и убедился.
Интересный пост и любопытные социальные наблюдения.

Date: 2009-01-18 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] chur72.livejournal.com
спасибо)

Date: 2009-01-18 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] batury.livejournal.com
очень интересно, спасибо.

Date: 2009-04-06 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] usama-ben-yorik.livejournal.com
Не знаю, что есть BAXI, но мне вот видится, будто на заду у трамвайчика написано ВАХ! :)

Date: 2009-04-06 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mik25.livejournal.com
Надо сьездить, пока стоит еще.

Date: 2010-03-04 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] maks-kostin.livejournal.com
Кстати, все новостройки в заволжье)) Микрорайон так и называется - "Новый город"! Треть населения проживает именно там. По поводу полной разрухи Вы правы! Я уехал оттуда в 1997! Кошмарные были времена! В прошлом году к нам приезжали знакомые оттуда! Рассказывают, что город развивается, причём ооочень быстро! Появляются новые рабочие места, растут з/п... Так что не всё так печально))

Date: 2011-06-19 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mari-luky.livejournal.com
Господин Варандей, позвольте с Вами не согласиться на счет "Унылого, депрессивного" города.
Как я поняла по Вашему фоторепортажу, Вы находились у нас не очень большое количество времени, да, притом были на не очень большом количестве улиц.
Да, у нас 2 центральных улицы в городе, да, в нашем городе недостаточно большие з\п, но город постоянно обновляется и развивается.
Конечно же, нужно учитывать дату написания поста, но все же - новостроек уже к тому времени было очень много. Как же Дальнее Засвияжье, Север города, Новый Город? В Центре есть новостройки, да даже в моем районе (Ближнее Засвияжье) снесли несколько домов и строят новые. К тому же, Вы попали к нам в город в ооочень "хорошее" время - зимой. Конечно же все будет серо и просто. Приезжайте к нам, например сейчас. Я думаю, Вас порадует облик нашего города сейчас: город "цветет" разнообразными клумбами, фонтанами, брусчаткой. Разные парки, здания по улице Ленина, Карла Маркса частично отреставрировали, ходить приятно. Я даже сама этому удивляюсь...
Так что не все так плохо, как говорится тут. Просто пожить нужно, походить подольше.)

ЗЫ: но вот вокзал, дааа, я бы сама уничтожила, после Самарского мне никакой не нравится.)

Date: 2012-07-10 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] vmnetwork2.livejournal.com
Ну в чем то автор прав, если сравнивать Ульяновск с другими городами, даже близлежащей Самарой то мы (Ульяновск собственно) проигрываем....
1) З.п. и вправду маленькие, из-за этого народ достаточно бедно одет.. согласен (на зимние вещи мало кто тратится .. на очень хорошие)
2) С транспортом беда
3) Про новостройки частично согласен, всетаки до тойже Самары далеко...

----------
сумки hermes (http://www.bag-boutique.ru/index.php?section=search&search=Hermes&nid=1) в интернет-магазине bag-boutique

Date: 2013-02-05 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
а вот сразу чувствуется,что автор сейчас стал опытнее,несколько по иному стал писать.вдумчиво что ли...да и фотографии здесь хорошие,но несколько наивные что ли...интересно было бы почитать "весенний пост" или "летний" того автора каким ты стал сейчас.

Date: 2013-04-12 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-schwab.livejournal.com
перечитал за вами, и даже обнаружил местами свои комментарии :-) Контраст с современными постами разительный))

Date: 2013-04-12 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] soullaway.livejournal.com
речь про Илью ведь?так он из простого путешественника превратился в краеведа.новый уровень))

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 03:18 am
Powered by Dreamwidth Studios