varandej: (Default)
[personal profile] varandej


Один из моих любимых типажей старого города - "купеческая республика", коих немало раскидано по Дальней России. Две трети наследия оставлены парой-тройкой влиятельных фамилий, сердце города - не храм и не крепость, а гостиный двор или пассаж, и почти отсутствует рядовая застройка: каждый дом - попытка какого-нибудь купчины заткнуть за пояс всех своих соседей, и такие дома слагают целые улицы. Особенно купеческими республиками были богаты удалённые от беспокойных границ и строгого центра периферии - Сибирь, Урал, Поволжье, Русский Север...
Троицк, о происхождении которого уже говорилось в прошлой части, на мой взгляд входит (вместе с Ирбитом и Бийском) в первую тройку "купеческих республик". Точнее, он куда многограннее, но эта грань - самая яркая: пожалуй, Троицк - самый богатый гражданской архитектурой город на всём Урале.


Но при этом сколько-нибудь системной информации о троицких красотах отвратительно мало. О многих исторических зданиях мне попадались только упоминания без картинки и адреса, а потому за точность свои комментариев не ручаюсь. Но - что есть. Большая часть Старого города вытянута вдоль улиц Гагарина, Советской, Ленина и Октябрьской, проходящих параллельно Ую и Увельке. По улице Гагарина в город въезжаешь из Челябинска, и все фотографии на ней я отснял ещё в августе-2009.
Начнём прогулку от Народного дома (1878), на протяжении всей своей истории использовавшегося по назначению, хотя и под разными названиями. А вот театром Троицк, в отличие от своего ближайшего соперника Ирбита, так и не обзавёлся.

2.


Тогда, в августе-2009, в Троицк мы приехали без всякого чёткого плана: нас с [livejournal.com profile] periskop встертили на челябинском вокзале [livejournal.com profile] vedmed1969 и [livejournal.com profile] polar_bee, усадили в машину к последнему, и повезли сюда без разговоров. Та прогулка по Троицку запомнилась мне чувством "неизведанного" - я как-то привык, что всегда знаю, что хочу увидеть в новом городе, а тут мы искали древности почти по наитию. На улице Гагарина попадались свои интересности, но какой-то исключительной цельностью или красотой она не отличалась, первое впечатление от Троицка было "крепкий середняк":

3.


4.


Зато чувство неизведанного, и ожидание, что из-за поворота вот-вот покажется НЕЧТО, я запомнил надолго:

5.


6.


7.


Затем мы разделились, я свернул направо на улице Климова, и вот тут-то историческая застройка вокруг начала сгущаться:

8.


9.


10.


И особенно впечатляло то, каким ветхим и пыльным выглядел город - было в его атмосфере даже что-то от Дикого Запада. Это Советская улица, на которой, к слову, с 2009 года успели починить тротуары и положить асфальт:

11.


Дом под шпилем - как я понимаю, новодел под старину, занятый рестораном и гостиницей "Гостиный двор". Гостиниц в Троицке несколько, в центре две, и обе с очень неслабыми расценками (около 1800р. за одноместный номер с удобствами). Из-за гостиного двора выглядывает краешек Троицкого Электромеханического завода, поглотившего целый исторический квартал на углу Советской и Малышева. Если точнее - отсюда видна лишенная минарета и купола мечеть №4, которую я подробнее покажу в третьей части. Зато прилепилась она к брандмауэру пассажа Яушевых - одного из самых роскошных зданий Троицка:

12.


В каждой "купеческой республике" особую роль играло 2-3 купеческие династии, контролировавшие большую часть городской торговли. При этом возможности выехать на ПМЖ в столицу или Европы у них обычно не было, поэтому они активно благоустраивали свой город - строили церкви, школы, больницы, мостили улицы и т.д., а как результат, спустя сто лет с их именами памятники архитектуры связаны через один. В Троицке сильнейшими династиями были Яушевы и Башкировы - каждой только жилых домов принадлежит по десятку. Ну а пассажи (говоря современным языком - многофункциональные торговые центры) были в начале ХХ века самым писком моды, и именно на них держались многие купеческие империи. Свой пассаж Яушевы в Троицке построили в 1910-13 годах:

13.


"Пассаж Яушевых" - это, конечно, не "пассаж Второвых", но и эта сеть магазинов вышла далеко за пределы родного города - здание яушевых пассажей сохранились ещё как минимум в Челябинске, Кустанае и Ташкенте, а может быть и где-то ещё. Вот например челябинский (1911) - о нём подробнее читайте у ssgen:

14.


Если бы я прошёл чуть дальше по улице Малышева - увидел бы ещё и пассаж Башкировых, правда с тех пор изменившийся не в лучшую сторону и также встроенный в электромеханический завод - как всегда, сказался недостаток информации, до поездки я был уверен, что пассаж Башкировых не сохранился, и лишь при подготовке поста наткнулся на его современную фотогафию:

15.


Башкировы, судя по всему, были несколько менее успешны, чем Яушевы - но поэтому гораздо больше концентрировали капитал не по Казаням и Ташкентам, а на родине. И ещё в 2009 году я был потрясён, когда набрёл по улице Климова за перекрёстком с Советской, на невероятно изысканную для уездного города гостиницу Башкировых (1909):

16.


К которой, к слову, примыкает Окружной казачий суд, мемориальная доска на котором повествует о том, что в Троицке родился в 1842 году Фёдор Плевако, знаменитый сто лет назад московский адвокат-философ. Сама же гостиница всю свою историю использовалась по назначению, но в 2009 году ночёвка в Троицке в наши планы не входила. За три года гостиница порядком изменилась:

17.


И одноместный номер с завтраком в ней стоит теперь 2100 рублей. Это выше моих возможностей, но история в Николаевке с ночлегом у селян высвободила мне около 1000 рублей, и рассудив, что жалеть лучше о сделанном, чем о не сделанном, я решил всё-таки ночевать здесь.

18.


Номер в гостинице тесноват - но с очень высоким потолком и приятным интерьром. Очень удобная сантехника - но я так и не нашёл кондиционер. Понравился завтрак - хотя заказывать его надо с вечера, заказать можно хоть всё меню сразу в нескольких экземплярах, и более того - завтрак могут принести прямо в номер. В общем, стоит ли ночлег таких денег - ещё вопрос, но ночевать здесь приятно, особенно в сравнении с теми клоповниками, которые ждали меня в Казахстане. В коридорах по стенам развешено множество старых фотографий Троицка, а модерновые интерьеры частично сохранились или были аккуратно реновированы (скажем, с заменой деревянных рам на точно такие же пластиковые) - вечером я ходил по гостинице как по музею:

19.


20.


Виды с верхнего этажа на городские крыши:

21.


Типично троицкий вид - на переднем плане купеческий дом, склады и лавки, а вдалеке царит минарет мечети Гатауллы-муллы (1896):

22.


Из моего окна же вид был таким - обычный троицкий двор, антиэстетике которых я ещё посвящу отдельный пост:

23.


А от гостиницы - всего один дом до Центральной площади, вид с которой показан и на вводном кадре:

24.


Под вышкой - уже упомянутый Окружной суд (ныне администрация), а правее, по другую сторону улицы Климова, здание городской управы (ныне почта), скромный вид которого говорит о том, что истинным хозяином тут было не государство, а купцы. Ещё на площади каким-то чудом затесался деревянный домик необычного облика - в 2009 я подумал было, что казахский, а сейчас не уверен:

25.


Огромное пустое пространство также не случайно - около 99 лет, с 1868 по 1967 годы, на этом месте стоял огромный Михайловский собор, ставший новым ярмарочным храмом вместо Троицкого Уйского собора:

26.


Зато ансамбль за собором сохранился, и ныне это самое ухоженное место в Троицке: бывший Торговый дом (1877), ныне занятый филиалом Челябинского университета:

27.


И П-образные Торговые ряды (1866-68), построенные вместе с собором. Как уже говорилось в прошлой части, до 1866 года в Троицке действовала таможня для товаров из Туркестана, поэтому грандиозные Троицкие ярмарки, длившиеся по четыре месяца, проводили на другом берегу Уя, напротив старого Троицкого собора (этот район показан в прошлой части). Однако затем таможню упразднили, и торговля переместилась на главную площадь. Примыкающий к Торговому дому участок рядов также принадлежит университету:

28.


Детали Торгового дома:

29.


30.


С другой стороны Торговые ряды выглядят совсем иначе. Пейзаж напоминает Дикий Запад:

31.


Дом ещё какого-то купца со своими торговыми рядами - здесь, на Октябрьской улице, в отличие от Советской ничего не изменилось:

32.


Напоследок вернёмся на Советскую и пройдёмся на запад, в сторону, противоположную пассажу Яушевых:

33.


34.


Парк имени Николая Томина - родившегося в этих краях красного командира, убитого в 1924 году в бою с туркестанскими басмачами:

35.


Самое большое в Троицке старое здание, ныне принадлежащее ветеринарной академии, о происхождении которого в итоге раскопал информацию [livejournal.com profile] alelikand - его начали строить вскладчину местные купцы для музыкального театра накануне революции... а достроили лишь в 1931 году как корпус ветакадемии:

36.


На перпендикулярной улице Володарского - ещё один весьма любопытный памятник ярмарочной эпохи. Помимо 8 церквей и 7 мечетей, в Троицке была ещё и одна синагога - для уездного города, не входившего в черту оседлости и зону сибирской ссылкки, случай уникальный. В советское время здание перешло на баланс ветеринарного института, а теперь, как видите, продаётся:

37.


Напротив - симпатичный дом 1920-х годов:

38.


И здесь уже хорошо видна поразительная запущенность Троицка, которой он напоминает многие другие "купеческие республики" - Ирбит, Бийск, Кунгур... Вот просто пейзажи обычных троицких улочек:

39.


40.


41.


42.


И скромное, но изящное деревянное зодчество:

43.


44.


Как вы могли заметить, важнейшими купцами Троицка были татары - на них в принципе держалась туркестанская торговля России. Троицк стал экономическим центром татарского мира, и в 19 веке превратился в оплот "джадидизма" ("обновленчества") - прогрессивного светского ислама и мусульманского просвещения. Троицк того времени называли "Уральской Меккой" - об этой его грани и будет следующая часть.

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Северный Казахстан (Кустанайская и Акмолинская области).
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Аркалык.
Астана. Осколки старых городов.
Акмол (Малиновка). Столица АЛЖИРа.
Боровое (Бурабай)
Кокшетау.
Сары-Арка (Карагандинская область).
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.

Date: 2012-05-13 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
о, ты всё-таки в гостиницу вписался, молодец! Ну что ж, хороший отчёт :)

Date: 2012-05-13 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] privalovsky.livejournal.com
Спасибо за отчёт. Никогда даже не догадывался, что Троицк настолько интересен.

Date: 2012-05-13 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] is-pain.livejournal.com
Неожиданно красивый город!

Date: 2012-05-13 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Такую гостиницу я был просто обязан протестировать. Да и по работе пригодится :)

Date: 2012-05-13 04:44 pm (UTC)

Date: 2012-05-13 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да, я тоже сильно люблю именно такие вот купеческие городки. Рекомендую Камышлов: производит очень приятное впечатление.
Но неужели Троицк такой же запущенный, как Ирбит? На Ваших фотографиях выглядит значительно лучше.

Date: 2012-05-13 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mercator.livejournal.com
Улицы прекрасны, но люди живут в этом городе? или райком закрыт все ушли...

Date: 2012-05-13 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] longlink.livejournal.com
Эх, жаль я не знад заранее куда ты едешь: я бы попросил зайти на одну улицу недалеко от ж/д вокзала и сфоткать один дом.

Date: 2012-05-13 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yapet.livejournal.com
Бийск видел краем глаза, действительно похож.

Date: 2012-05-13 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] saapin.livejournal.com
В Троицке я учился в техникуме. Давно это было. Мало что узнаю. Гостиницу узнаю. Кстати, театр в Троицке был, до войны даже очень известный.

Date: 2012-05-13 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] raskolbasnik.livejournal.com
родной городишко )))

Date: 2012-05-13 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Молодцы, что восстановили гостиницу. А продающаяся синагога - это напоминает скверный еврейский анекдот.

Date: 2012-05-13 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
"С другой стороны Торговые ряды выглядят совсем иначе. Пейзаж напоминает Дикий Запад" (c)

И немножко задворки ВДНХ. :)

А на фото №40 мне сперва показалось, что это какой-то нелепый человек то ли лезет в окно, то ли из него вываливается...

Date: 2012-05-13 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] alelikand.livejournal.com
Жаль, что ваш (и мой тоже) френд vedmed1969 не догадался обратиться ко мне - я бы познакомил вас с местными учеными-краеведами.

И еще несколько уточнений, с вашего позволения:
- "набрёл по улице Климова за перекрёстком с Советской, на невероятно изысканную для уездного города гостиницу Башкировых" - говорят, что Башкиров выстроил эту гостиницу "на спор", пытаясь доказать, что и в Троицке можно строить красиво, качественно и быстро
- "А от гостиницы - всего один дом (уже упомянутый Казачий суд) до Центральной площади" - здесь сейчас расположена администрация города, а напротив (в бывшем здании городской управы) - почта
- "Зато ансамбль за собором сохранился, и ныне это самое ухоженное место в Троицке: бывший Торговый дом (1877), ныне занятый филиалом Челябинского университета" - недавно писал пост с фотографиями про него - http://alelikand.livejournal.com/310967.html
- "Дом ещё какого-то купца со своими торговыми рядами - здесь, на Пионерской улице, в отличие от Советской ничего не изменилось" - это улица Октябрьская, а не Пионерская
- "Самое большое в Троицке старое здание, о происхождении которого я ничего выяснить не смог" - это один из корпусов местной Ветеринарной Академии
-

Date: 2012-05-13 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] periskop.livejournal.com
О как. Оригинальный поворот сюжета! Значит, ты переночевал там, и именно в ТОЙ гостинице!? Круто :)))

Date: 2012-05-13 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Безусловно, это один из самых недооцененных городов России.
Я в 2009 о нём и то случайно узнал.

Date: 2012-05-13 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кто запущен сильнее - Ирбит или Троицк - вопрос спорный, но оба далеко за рамками приличий. Разница в том, что Ирбит более глухой и провинциальный, поэтому там запущенность почти равномерная, а Троицк крупнее и солиднее, и там сочетаются как довольно приличные, так и буквально африканские места. Троицкой изнанке я хочу посвятить отдельный пост - увидите.

Date: 2012-05-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Людей я обычно не фотографирую, на общих планах они скорее мешают.

Date: 2012-05-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Попросите vedmed1969 - он туда давно собирается :)

Date: 2012-05-13 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А когда появился? Насколько я понимаю, уже после революции?

Date: 2012-05-13 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Мне тоже :) Но меня тут и так в антисемиты кое-кто записал, лучше не связываться.

Date: 2012-05-13 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, внёс в пост.
А чем было это здание ветакадемии изначально - известно?

Date: 2012-05-13 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Именно так, хотя жаба душила долго и упорно :)
Ну правда, ночевать в Троицке в другом месте - это примерно как ни разу не проехать на метро в Москве.

Date: 2012-05-13 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
У Троицка, Ирбита и Бийска вообще очень много общего. Включая, увы, жуткую запущенность в некоторых местах центра (Бийск тут, пожалуй, самый благовидный из трёх).

Date: 2012-05-13 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Кстати, если в Троицк соберёшься - черкни мне, я тебя попрошу сфотографировать два здания, которые я пропустил и теперь сильно об этом жалею. Одно упомянуто в этом посте - пассаж Башкировых на улице Малышева, а другое - знаменитое в прошлом медресе "Расулия" на улице Крохмалёва, 27 (Амур), ныне общага.

Date: 2012-05-13 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alelikand.livejournal.com
К сожалению я этого не знаю, но постараюсь уточнить и сообщить.

Date: 2012-05-13 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mira-slavina.livejournal.com
спасибо, очень интересно, особенно от рассказчика разбирающегося в предмете. обязательно просмотрю ваши другие экскурсии!

Date: 2012-05-13 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] odessa-2012.livejournal.com
Очень интересный город, для уездного, поразительные размеры архитектурной застройки, на мой взгляд сопоставимые с многими областными городами украины. Гостиница просто великолепна

Date: 2012-05-13 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mikaelrain.livejournal.com
о городе узнал благодаря реставрации гостиницы. хотелось бы видеть такое же отношение ко всей исторической архитектуре, всё-таки область не бедная, промышленности полно

Date: 2012-05-13 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nnfs.livejournal.com
Блиннн, как же здорово, что тот дом отреставрировали! Я прям переживала за него. Какие молодцы!

Date: 2012-05-14 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
зачем собираться? Я попрошу троицкого френда [livejournal.com profile] alelikand. К слову я совсем о нем забыл, когда ты приезжал - а зря.

Date: 2012-05-14 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] delboki.livejournal.com
Шейх Зайнулла Расулев (на РасулАев). Исправьте, пожалуйста.

Date: 2012-05-14 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] saapin.livejournal.com
Мне буквально недавно попадалось упоминание театра в Троицке в дневниках кого-то из великих. Кажется, у Всеволода Иванова. Посмотрю - дополню.

Date: 2012-05-14 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] svechka-2511.livejournal.com
И мой...

Date: 2012-05-14 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] vedmed1969.livejournal.com
...а еще лучше [livejournal.com profile] alelikand - он вообще там живёт :)

Date: 2012-05-14 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще, на Урале самая богатая архитектура именно в ярмарочных городах - Троицке и Ирбите. Губернские Пермь и Уфа гораздо скромнее, не говоря уж про Екатеринбург и Челябинск.

Date: 2012-05-14 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Там бы сначала хоть мусор убрать да улицы привести в порядок... Впрочем, с 2009 года положительные изменения присутствуют.

Date: 2012-05-14 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, для меня этого самого была неожиданность.

Date: 2012-05-14 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо, исправил. Как оказалось, такая опечатка не у меня одного :)

Date: 2012-05-14 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] vlatisa.livejournal.com
Спасибо, очень интересно! Вы знаете, хочется вот этой старины ! И разруха не пугает ( людей не видно - их не жаль, и нам там не жить...), а вот как памятник такой своеобразной купеческой архитектуры - это очень ценно. Понятно, что бюджет не позволяет сделать реставрацию всех зданий... Честь и хвала, что не пустили просто все под бульдозер, что проще-простого. Продавать, видимо, некому - никакие мариотты туда не поедут... А вдруг наступят лучшие времена, государство одумается, что наше прошлое - это наше все!

Date: 2012-05-14 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mingitau.livejournal.com
Спасибо за отчет! Троицк вношу в список городов России, обязательных для посещения.
Рекомендовал бы из купеческих городов Вольск (самый впечатляющий и разнообразный из мною виденных купеческих городов) и Минусинск.

Date: 2012-05-14 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] haha2raza.livejournal.com
спасибо за интереснейший рассказ)
поразительно прекрасные здания
резкий отток денег и активности из города поспособствовал их сохранности.
и гостиницу восстановили удивительно для нашего времени достоверно. как-то в ентральных областях реставрация больше похоже на строительство заново.

Date: 2012-05-16 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] vagrant-91.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно. Троицк - родной город моей бабушки. Прадед там жил, умер в 1980-м, там и похоронен. Сам я там не бывал, теперь захотелось съездить.

Date: 2012-05-19 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] alelikand.livejournal.com
Выяснил по поводу здания на 36 снимке. Его начали строить вскладчину состоятельные горожане (в том числе, скорее всего, и Башкиров) перед Первой мировой для музыкального театра. До войны оно так и не было достроено, а введено в эксплуатацию и передано Троицкой ветеринарной академии в 1930-31 гг.

Date: 2012-05-19 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Спасибо! Очень интересная история. Внёс в пост.

Date: 2012-05-21 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] igortroick.livejournal.com
Могу с фоткать назови адрес!!!!

Date: 2012-05-21 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] igortroick.livejournal.com
Мужик вылазит с заброшенного дома, как правильно сказал varandej за торговыми рядами идет улица Октябрьская одна из самых старых улиц города, а ней сохранились много старых зданий не все представляют историческую ценность из такого дома вылезал данный гражданин.

Date: 2012-07-05 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] delboki.livejournal.com
Театров в Троицке до революции было два ))) - русский и татарский. Оба профессинальные.
Татарская труппа потом - после 1917 -составила костяк Челябинского государственного.

Специальное здание русского театра не успели достроить. Революция помешала.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 08:06 am
Powered by Dreamwidth Studios