varandej: (Default)
[personal profile] varandej
Когда-то очень-очень давно, ещё в раннем детстве, то бишь в середине Девяностых, я видел некий советский мультфильм.
Я не помню ни его названия, ни его завязки, ни основного сюжета. Помню только его главный образ: некая далёкая и страшная планета, где живут динозавры и прочая мегафауна, и вот на этой планете то ли разбившийся звездолёт, то ли уничтоженная каким-то бедствием база землян... словом, в живых остались лишь дети - кажется, их было семеро, мальчиков и девочек. И вот они, оставшись одни на этой планете, даже как-то освоились, научились добывать еду, защищаться от чудищ, приручили какое-то несусветное страшилище с восемью ногами, восемью глазами и восемью рогами, везде таскали его с собой и называли почему-то Коза. И помню это общее настроение какой-то непроницаемой безнадёги: да, они остались живы, они научились выживать, они наверное даже сильнее окружающего зверья... но всё равно они здесь чужие, они одни такие во всём этом мире, они так и остались детьми, заблудившимися в лесу.
Ещё помню самую последнюю фразу оттуда: "...и там они ели муку, и она им не нравилось - но только они не знали, что это мука".

И вот в последнее время всё чаще ловлю себя на мысли, что вижу таким всё наше поколение родившихся на закате Советского Союза. Наш звездолёт потерпел крушение, и нас с детства учили жизни в чужом и враждебном мире, который обрушился на наших родителей, а было им в те годы столько же, сколько нам сейчас. Кого-то учили, что если хочешь жить - затаись и не ищи лучшей доли; кого-то - что если хочешь жить, умей лгать и предавать, кого-то - что будь собой наперекор всему, но почти никого не учили просто жить по-человечески. Потому что тогда это казалось невозможным. В итоге времена сменились, страшные годы давно позади. Но мы-то всё ещё приучены к жизни на планете чудовищ...

P.S.
Это ни в коем случае не полемический пост. Я, вот Лично Я, так вижу своё поколение. Это не позиция, а восприятие. Которое никому не навязываю и не доказываю.

P.P.S.
Извините, что с 8 марта не поздравляю. Как-то ничего не приходит в голову.

UPD1.
Огромное спасибо [info]kot_parmenid, который подсказал, что мультфильм - "Перевал" (1988), по Киру Булычёву. Там, конечно, всё было немного не так, но я в своём тексте ничего менять не буду.

UPD2.
Увы, комментарии придётся отключить. Путин, мать его, в ваших головах!

Date: 2012-03-08 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] anita-art.livejournal.com
какой необычный мультфильм.
тоже жду его называния)
сюжет похож на повелителя мух

Date: 2012-03-08 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] sinitzat.livejournal.com
А я вот не думаю, что "страшные годы давно позади", то есть, самые страшные, возможно, но не сказала бы, что "житиь стало лучше, жить стало веселее".

Вспомнилось: "Печально я гляжу на наше поколенье..."

Date: 2012-03-08 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Скорее, развитие темы: "детей на необитаемом острове" - ведь и "Повелитель Мух" был написан как полемика.
Теза: дети на необитаемом острове вырастут хорошим, без зла цивилизации.
Антитеза: дети на необитаемом острове вырастут плохими, так как зло это заложено в человеческую природу.
Синтез: какими бы они ни выросли, они останутся на необитаемом острове чужеродным элементом.

Date: 2012-03-08 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Давайте эту тему здесь не трогать. Ну не о политике же пост!

Date: 2012-03-08 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] galinacu.livejournal.com
Откуда было родителям знать, как жить "просто по-человечески"? Они так никогда не жили и узнать было не у кого.

Date: 2012-03-08 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Ну да, так и есть: звездолёт летел к Светлому будущему, но на полдороги кончилось топливо и двигатель сгнил - пришлось приземляться на первую попавшуюся планету, для жизни малопригодную.

Но ведь наличие причины не отменяет факта.

Date: 2012-03-08 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] anita-art.livejournal.com
но уже никогда не станут клонами своих родителей из "цивилизованного общества"?

даже не верится, что в 90-е что-то подобное снимали, ужке не терпится посмотреть!!

Date: 2012-03-08 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Вообще, интересно, какого это времени произведение. Мне кажется, это скорее конец 1980-х. Увидел я его году наверное в 1997.

Но опять же, не факт, что всё было так, как я запомнил. Может, окажется, что и не на что там смотреть.

Date: 2012-03-08 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-parmenid.livejournal.com
Мультфильм "Перевал". 1988 год, по сценарию Кира Булычева:
http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=3375

Date: 2012-03-08 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-parmenid.livejournal.com
Кстати, довольно редкий пример мультфильма в стиле "чернухи".

Date: 2012-03-08 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anita-art.livejournal.com
да, так бывает.
бывают ситуационные зрелища, очень синхронные с внутренним и от этого врезающиеся в память.
субективной многозначительностью.

все равно заинтриговали, любопытно же.)

Date: 2012-03-08 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] anita-art.livejournal.com
ааа, спасибо!

Date: 2012-03-08 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Опять же, не претендуя на обобщение, сугубо субъективное мнение.
Я скорее с позиции родителей, ибо в лихие девяностые мне было немного больше, чем вам сейчас, а дочери сейчас немного меньше, чем вам.
Но ее я спросить не могу - она сейчас далеко :))
Так вот, когда я думаю о том времени, мне оно кажется во многом светлее, чем нынешнее. Да, материально и житейски было очень непросто, но была надежда на будущее, была куча всего интересного, было больше искренности гораздо меньше вранья, цинизма и двуличия. Во всяком случае именно так воспринимался мир. Но конечно это очень субъективно. Возможно, мне просто суждено видеть мир сквозь розовые очки.
Опять же, глядя со своей колокольни на детство дочери, мне кажется, что в нем было гораздо больше свободы и гораздо меньше насилия, чем в моем. Мне кажется, что она прожила свое детство гораздо более по-человечески.
Но возможно, это только так кажется...

Date: 2012-03-08 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sinitzat.livejournal.com
Да я вроде и не о политике.
Просто не чувствую разницы между временем, когда "все это" обрушилось на родителей, и нынешним. Хотя стало чуть спокойнее, да.

Date: 2012-03-08 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alex1969.livejournal.com
Как всегда, во время перемен почти никто не живёт по-человечески. Старый смысл этого понятия уже утрачен, а новый пока не появился. С возвращением путина, думаю, не скоро появится...

Date: 2012-03-08 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] merry1978.livejournal.com
Думаю, это "Перевал" по первой половине романа Булычева "Поселок".
Мне всегда было непонятно, почему сделали только половину. Денег не дали?
Потому что без второй части романа уж очень смысл меняется.
И взрослые там были, хоть их и немного выжило.
Хороший роман.

Что касается нашего поколения... не знаю, я чуть старше, может поэтому, но как раз тяжкие 90-е во многом казались тогда менее тяжкими, чем сейчас. Потому что как раз тогда еще была надежда, что впереди светлое будущее. Не в смысле колбасы, а в смысле свободы. Потому что именно наши родители, которым было столько, сколько нам сейчас, были тогда на баррикадах. Это ведь то же самое поколение. И я помню это ощущение своего отрочества: "конечно, сейчас голодновато и трудно, но это нормально, это можно пережить, зато потом будет лучше". Сейчас этого оптимизма (пусть идеалистического, но все-таки) уже нет. Ни у нас, ни у них.

Date: 2012-03-08 04:08 pm (UTC)

Date: 2012-03-08 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А у меня сейчас есть будущее.
Только мне все кругом пытаются доказывать, что его нет. И это очень показательно.

Date: 2012-03-08 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Путин, извините, у вас в голове. В моей голове его нет, хотя и голосовал за него :)

Date: 2012-03-08 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
А я чувствую, и на мой взгляд она огромна.

Date: 2012-03-08 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] varandej.livejournal.com
Да, это он и есть, спасибо kot-pamenid. Я уже внёс в пост.

У меня есть будущее, и не надо мне доказывать, что у меня его нет.
А на баррикадах была малая часть населения. Большинство людей по все времена были аполитичны.

Profile

varandej: (Default)
varandej

January 2025

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021222324 25
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 02:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios