varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2016-06-22 05:49 pm

Донецк. Часть 5: Английская колония и Боссе



Показанный в прошлой части Новый Свет - это лишь половина Старой Юзовки. За неименеем большой реки её делил пополам сам металлургический завод, и районы за его площадкой на месте старых сёл Александровка, Ларинка и Масловка были известны как Заводская сторона или - по своей центральной части - Английская колония. Ныне это пожалуй самый колоритный в Донецке и очень лоскутный район, где перемешались старые дома англичан, коттеджи посёлка Стандард, индустриальные пейзажи и дворцы среди частного сектора.

Часть кадров - 2011 года, их можно отличить по летней растительности, более плотному трафику, а иногда и украинским флагам.

Всю неделю в Донецке трамвай №4 привозил нас на конечную у "Золотого Кольца", о которой я уже писал в прошлой части - это едва ли не самое оживлённое место Донбасса. С троллейбусного перрона хорошо видны холмы со стороны, противоположной центру, где среди многоэтажек возвышаются новенький собор (в 2011-м его ещё не было) и конструктивистский фасад бывшего ДК Металлургов (1929):

2.


Но чтобы туда попасть - надо сначала пересечь станцию Сортировочную, которая с одной стороны упирается в завод, а с другой в пруды на Бахмутке, тем самым разделяя город на "ту" и "эту стороны" не хуже большой реки. Мостов через неё не то чтобы много, главный из них известен как Бальфуровский путепровод - сам он построен в 1960-х годах взамен более старого, но название напоминает, что когда-то станция  Сортировочная была Бальфуровкой - в честь Арчибальда Бальфура, одного из главных акционеров "Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсокатного производств" после смерти его основателя Джона Юза. В 2016-м поснимать с Бальуфровского моста у меня не задалось, поэтому вот кадры 2011-го, изрядно устаревшие - на самом деле тут теперь нет ни тонких труб с рыжими хвостами (это были мартены, которые успели заменить электрометаллургией), ни тучи белого дыма из коксохимических цехов.

3. 2011


Сама эта железная дорога, тянущаяся вдоль прудов на Бахмутке - ни что иное, как первый на Донбассе подъездной путь длиной 11км, ответвляющийся от основной железной дороги недадеко от вокзала (который я показывал здесь). В другую сторону сквозь завод рельсы уходят к станции Мушкетово, то есть даже сейчас завод может вывозить свою продукцию хоть в Россию, хоть на Украину. А в первой части можно убедиться, что ДМЗ вполне себе работает.

4. 2011


Вид на Заводскую сторону, маленький копер принадлежит ветилляционному стволу давным-давно закрытой шахты имении Горького:

5. 2011


За мостом встречает Александровка, исток Донецка: как село она известна с 1778 года, и в ней же аж в 1842 году был заложен Александровский рудник - по приказу новороссийского губернаторого Михаила Воронцова для снабжения углём пароходов в портах его губернии. И если в центре главной была улица Артёма, то здесь - как полагается, Ленинский проспект, уходящий от "Золотого кольца" на десяток километров к окраинам. Первое здание за Бальфуровским мостом - цирк "Космос" (1969), вроде бы типовой, да не совсем - то ли исходный в серии, то ли с какими-то своими особенностями:

6.


Следующие несколько кадров не очень удачны - мы здесь так ни разу и не погуляли, всё снято из окна трамвая. Да и прилегающая к Сортировочной часть Александровки откровенно уныла и крупнопанельна. На углу с улицей Куйбышева - тот самый строящийся собор Петра и Февронии: ДК Металлургов давно уже превратился во Дворец Славянской культуры и письменности, то же и с парком, и вот на углу-то этого парка и строится крупнейший храм всея Донбасса, заслонивший от дороги памятник жертвам фашизма.

7.


Как я понимаю, всё это инициативы Виктор Нусенкиса - нынешнего владельца ДМЗ, выходца из местных греков (немало греческих сёл есть на юге ДНР и Донецкой области, сходясь к Мариуполю) и поборника православия и традиционных ценностей. Большинство новых церквей Донецкой епархии построены на его деньги, и в них даже явно начали появляться свои стилевые особенности - скажем, нигде, кроме Донбасса, я не видел такого оформления куполов:

8.


Напротив собора - школа №33, "сестра по несчастью" уже показанного краеведческого музея - летом-2014 в неё прилетело чем-то тяжёлым, и вид объятой пламенем школы стал одним из символов Донбасской войны. К счастью, дело было летом да ночью, поэтому никто из детей не пострадал, а с тех пор её успели восстановить - в апреле я как раз нблюдал последние этапы этого процесса.

9.


Дома на проспекте Ленина, частью явная дореволюционка, частью скорее конструктивизм. Обратите внимание, что на самом проспекте - плитка, вот любят её на Украине, а из прошлого кадра можно понять, что и при ДНР исправно перекладывают.

10.


11.


Закопченая электростанция явно дореволюционных времён, а ныне подстанция... дальше по проспекту ничего интересного уже не припомню, да и заворачивал наш трамвай на следующем перекрёстке:

12.


Так что свернём на юг, в Ларинку - тоже бывшее село Заводской стороны. Туда ведут перпендикулярные проспекту Ленина улицы Ткаченко (поближе к заводу) и Куйбышева (подальше). На последней, тем не менее, запомнилась внушительная сталинка-общага для рабочих ДМЗ:

13.


Да чуть поодаль водонапорка, близ которой мы и покинули трамвай:

14.


Хотя привлекла мой взгляд в тот момен не она, а домик за киоском "Союзпечати" с выпуклой надписью "Стандард. 1925г." на стене. Посёлок "Стандарт" из двух с половиной сотен домов, построенный одноимённым харьковским обществом в ещё даже не Сталино, а советском городе Юзово (переименован он ведь был в 1926 году) - это целая веха в истории Донецка и одна из любимых тем его краеведения. На заре социализма он строился по модной в те времена концепции "города-сада" с остроугольными пересечениями улиц, и был одним из первых советских градостроительных экспериментов. Каждый такой домик вмещал 2 семьи, каждая половина включала жилую комнату, кухню, погреб и санузел, и в общем-то имено так даже в наше время устроена большая часть российского "частного сектора", только в последнем удобства обычно на улице и дома деревянные. Ну а для 1920-х годов, когда юзовские посёлки носили звучные и совсем не случайные названия типа Шанхайка, Нахаловка, Собачевка или Кабздоховка, это и вовсе была роскошь. Другое дело, что расселить в Стандарт смогли лишь 300 семей, в то время как в очереди на улучшение жилищных условий стояло более 3000 - это о том, почему в СССР не строили коттеджи.

14а.


Вглубь Стандарда мы так и не пошли, хотя занимает он несколько кварталов между Куйбышева и Ленинским проспектом, частью на месте Английского кладбища, да и не знаю, что бы мы там увидели кроме таких же простеньких домиков. Колоритного вида учебное заведение напротив домов с кадров выше:

15а.


А вниз, к домнам ДМЗ, так и манила улица Ионова, образующая край бывшей Английской колонии:

15.


Слева - небольшой домик, возможно тоже оставшийся от Стандарда:

16.


А справа раскинулся целый квартал характерных приземистых домов, от вида которых на меня так и повеяло дымными фабричными городками из романов Диккенса:

17.


Это так называемые "четырёхрублевые дома" на 6 семей (дальше сведения отсюда), и при всей английскости облика жили в них вполне себе русские инженеры и управленцы, с годами игравшие всё более заметную роль на Юзовском заводе.

18.


Посредине на холме - Никольский собор (1896), бывшая церковь на Ларинке. Колокольня - новодел, в 2011 я застал её строящейся:

19.


При этом он числится кафедральным, то есть это или устаревшая информация, или в Донецке два кафедральных собора (второй - Преображенский на улице Артёма).

20.


При церкви была и русская школа, а вот на улице Ткаченко стоит Английская школа (1877) фасадом на завод, отделённая русской Ларинкой от собственно английского квартала:

21.


Который находится уже в следующей селе Масловка - по разделяющей два бывших села Тушинской улице вверх тянется целый ряд домов, в которых и жили англичане. В старой Юзовкеих называли "стеклянными" за непривычные огромные веранды, само собой в бурях ХХ века не уцелевшие:

22.


...Первым англичанином в этих краях был, конечно же, сам Джон Джеймс Юз (сейчас сказали бы - Хьюс), к тому времени уже старый и опытный промышленник с активами в Англии и Уэльсе. Говорят, он сам был первоклассным кузнецом и, говорят, в свободное от бизнеса время обучал кузнечному делу ларинских, масловских и александровских детишек: как можно видеть по прошлым постам, Донецк и ныне столица кузнецов. Концессию на завод и шахту он выкупил у полтавского князя Сергея Кочубея, владевшего здесь землёй, но видимо на радостях от российской безграничности возможностей в первый же год после пуска завода чуть не погорел: договор на поставку рельс с царским правительством был подписан ещё до строительства, а первая партия рельс оказалась откровенным браком, и суд встал на сторону заказчиков. Но дальше дела шли как по маслу, завод расширялся вслед за сетью железных дорог огромной империи, и хотя с годами тут становилось всё больше русских специалистов и управленцев, английская община Юзовки только росла, к началу ХХ века достигнув 350 человек, в Новом Свете была даже англиканская церковь (правда, видимо фотографий её снаружи не сохранилось в природе), а уезжали англичане по мере трёх русских революций. и тем не менее кто-то где-то да остался - вот например статья про до сих пор живущую в Донецке семью Блакберн, да и в одном из донецких городов-спутников нам повстречался человек с отчеством Джимович.

23.


Напротив - памятник на могиле погибшего в 1943 году полковника Виктора Масловского:

24.


А за сквером - собственно, главная проходная ДМЗ, и думаю, на кадре выше можно оценить, как перед ней пустынно (хотя то и был вечер воскресения). Мы к ней тогда не подходили, чтобы не провоцировать лишних вопросов, поэтому вот её вид в 2011 году:

25.


В эту сторону завод обращён электростанцией с градирней и высоченной трубой. Но самое интересное - церковь Игнатия Мариупольского (2003), которая потрясающе смотрится на фоне чёрных доменных печей (вот есть в их облике нечто инфернальное!). Нусенкис снабдил храмом даже заводскую площадку, а по слухам ещё и насильно загонял туда рабочих. К церкви с 2004 года прилагается ещё и детский "Городок Улыбок" с горками да каруселями, катком и даже мини-зоопарком. Работает ли он сейчас и как туда попадают не связанные с заводом люди - точно не знаю.

26.


Между тем, улица Ткаченко выводит на круглую площадь Ткаченко (официально - площадь Металлургов, но так её в Донецке никто не называет), окружённую стильными зданиями абсолютно не понятного "на глаз" возраста. Слева - Дом техники ДМЗ, в нём же обитает заводской музей, а на стене висит мемориальная доска Михаилу Курако - начальник доменного цеха Юзовского завода, в 1916 году он уехал на Кузбасс, где в 1920-м умер от тифа, а вскоре его дело продолжил так же отработавший много лет на донбасских заводах Иван Бардин. Далёкий Новокузнецк - в каком-то смысле сын Донецка.

27.


Ещё на площади есть часовая башня и заводоуправление через сквер от Дома Техники... наверное это всё-таки дореволюционка:

28.


На ещё один корпус заводоуправления из сквера глядит сам бронзовый Иван Ткаченко с биноклем в руке - уроженец Юзовки, разведчик и наводчик, погибший в Пруссии за пару недель до Победы.

29. 2011


Кадры площади и проходной 2011 года с обилием людей и машин и 2016 года со звенящей пустотой, казалось бы, "говорят сами за себя"... но всё же стоит учесть, что в 2011 мы были здесь в полдень рабочего дня, а в 2016-м - вечером в воскресение.

30.


Улица Ткаченко здесь круто уходит на юг, а мы пошли дальше вдоль завода, но местность там какая-то уж совсем тоскливая и невзрачная. Вот лишь больница №6, дончанам известная как Шлаколечебница - это не потому, что здесь плохо лечат, а от технологии, которую пытались в 1920-х годах внедрять для лечения рабочих на многих заводах - якобы, вода после гранулирования заводских шлаков приобретает свойства сероводородной минералки. Опять же не берусь судить об эффективности этого метода, но народное название Шлаколечебница осталось:

31.


А за больницей спрятаны краснокирпичные руины старейшего здания в Донецке (1873-74) - дома Юзов, с балкона которого прекрасно обозревался завод:

32.


Так же он известен как дом Свицына - после отъезда Юзов в нём жил новый управляющий их заводом Адам Свицын, а вообще заводские директора занимали особняк вплоть до войны, после в нём были всяческие заведения от роддома до цеха розлива газировки, а до нынешнего состояния особняк довели в постсоветское время. Какие отношения у его собственника с властями ДНР - я не знаю, но если плохие - то это вселяет надежду.

32а.


В 2016-м мы не догадались свернуть у больницы и вышли к дому кружным путём, увидев его с обратной стороны через мрачный пустырь. И ведь война вообще никак не повлияла на этот пейзаж...

33.


Дальше минут пятнадцать мы шли по разбитым, но весьма людным улицам с частными домами за двухметровыми заборами  - выше старых сёл лежат заводские слободки Закоп и две (Ближняя и Дальняя) Нестеровки:

34.


А там, как и было обещано, притаился дворец! Иногда его называют дворцом Бальфура (уже упомянутого в начале поста), но это ошибка - таковой в Юзовке действительно был, однако не сохранился. Здесь же хозяевами были Нестеровы - дворяне и владельцы шахт на своей земле. Дворец закончен в 1889 году, и когда-то имел вторую, более высокую, башню.

35.


Внутри разруха. Цилиндр слева - не печь-голландка, а винтовая лестница. При Украине дворец занимала контора, отвечавшая за светофоры, о чём напоминает рисунок на стене да обломки самих светофоров на заднем дворе. По словам прохожей, подошедшей к нам с вопросом "Что вы там делали?!" и быстро смягчившейся при виде мой аккредитации, в 2014-м контора съехала на Украину, прихватив с собой всё, что могли увезти, "даже обои содрали".

36.


Дворцовым конюшням повезло больше - в них уже много десятилетий жилой дом, и "люди в конюшне живут!" - известная тема для возмущений у обитателей окрестных домов. На заднем плане, кстати, вторая (из 4 или 5) площадка ДМЗ, с основной соединённая лишь железной дорогой.

37.


Мой трамвай стрелою красной
На изогнутой рельсе
С громом набирает высоту
... - через всё тот же невзрачный частный сектор мы вновь вышли на улицу Ткаченко:

38.


А высокий холм с дворцом Нестеровых отделяет от ДМЗ владения следующего завода "Донгормаш", причём "гор" в данном случае означает не "городской", а "горный" - там делают рудничное оборудование, и вместе с угольной (шахты и коксохимы) и металлургической эта отрасль замыкает "трёх китов" индустрии Донбасса. Завод и основали в 1889 как "чугунолитейный и машиностроительный" инженеры Боссе и Геннефельд, чтобы продавать его продукцию на окрестные шахты. Как "завод Боссе" (причём с ударением на последнем слоге, что странно, так как Эдуард Боссе был остзейский немец) он и известен чуть ли не до сих пор, по крайней мере окрестный район дончане по сей день называют Боссе. Завод исправно работал и при Украине, при ДНР украинский собственник закрыл предприятие и уволил всех рабочих, после чего ДНРовские власти национализировали "Донгормаш" и наладили там ремонт техники. Инженерно-технический центр "Горные машины" и вовсе побит войной:

39.


Чуть поодаль и облезлые дореволюционные цеха. В 1909-12 годах здесь работал слесарем, устроенный туда в возрасте 15 лет отцом, некто Никита Сергеевич Хурщёв, в 1914-16 годах перешедший работать на шахту (не в забой), в 1920-х годах заканчивавшийся рабфак показанного во второй части Политеха, а в 1954 отдавший Украине Крым, что в свою очередь через полвека вернулось на этот же завод прилётами мин.

40.


41.


Через бульвар за высоким забором стоит ещё один дворец опять же дворян-шахтовладельцев Рутченко (1890), а по некоторым данным, из него же руководил строительством завода Эдуард Боссе.

42.


Рядом брошенный кинотеатр, сгоревший ещё в 2008 году - тогда в нём обитала церковь "Слово Жизни", затем простетантам резко повысили арендную плату, и те съехали, по словам местных, спалив здание напоследок:

43.


А впереди самый натуральный "хаб" хитрой транспортной системы Донецка - с одной стороны от ларьков конечная трамвая №3, с другой - оживлённая улица Куприна, где снуют маршрутки и автобусы.

44.


И именно по этой остановке 22 января 2015 года был дан залп из миномёта как раз в тот момент, когда на ней стоял троллейбус. Погибло 8 человек (по другим данным - 15, но на памятнике увековечены 8 имён), но что странно - до позиций ВСУ отсюда порядка 15-20 километров, это самое сердце города, и прилетевший сюда боеприпас (небольшая мина) оттуда закинуть в принципе невозможно. В ДНР и России утверждают, что обстрел вели какие-то просочившиеся в город или даже завербованные из местных диверсанты, на Украине - конечно же, что "российские террористы сами себя бомбят". Вот что пишет на эту тему в комментариях местный житель [livejournal.com profile] sokura: "Тогда их было много и один из моих знакомых даже помог в задержании одной из таких групп. Они разъезжали в фургонах с частично вырезанной крышей, которую сверху затягивали тентом и со стороны машина выглядела нормальной и только сверху можно было почуять неладное, обратив внимание на брезент. Он заметил, позвонил в комендатуру и через 15 минут прямо у него под окнами группу и взяли. Вернее, как взяли - оставили одного, а остальных просто расстреляли".
Главный ужас в том, что обе версии сходятся в одном - 8 человек на этой остановке убили ради картинки в фейсбуке.

45.


По улице Куприна мы пошли снова вверх вдоль другой стороны завода. Неподалёку странные "дома-колбасы" на склоне, возможно ещё один градостроительный эксперимент раннего СССР:

46.


Кафе прямо из 1990-х:

46а.


И огромный донгормашевский ДК имени XXI съезда, близ которого мы сели на маршрутку да поехали назад:

47.


...чтобы вновь тут проехать на следующий день. Следующая часть о Донецке, на самом деле, главная - о его бескрайних рабочих посёлках.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр и МакНИИ.
Макеевка. Колония и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Луганская Народная Республика.
...посты будут.

[identity profile] glovacki.livejournal.com 2016-06-22 03:05 pm (UTC)(link)
Спасибо, маленькое уточнение: "...ответвляющийся от основной железной дороги чуть южнее вокзала..." - на самом деле чуть северней вокзала

[identity profile] varandej.livejournal.com 2016-06-22 03:09 pm (UTC)(link)
Разве? По викимапии выходит, что южнее. Но исправил на просто "недалеко от вокзала".

[identity profile] a-nadolinskiy.livejournal.com 2016-06-22 04:43 pm (UTC)(link)
6 Цирк "Космос" впринципе типовой, хотя во всех источниках фигурирует как "индивидуальный проект, отказавшийся от традиционного цирка с куполом". Название соответствует "космической" тенденции в те времена. Между прочим, архитектор был иной, чем в Воронеже, Луганске и т.д. где такие же внешне цирки...

Насчет "брусчатки" на Ленинском проспекте - это твоя ошибка, это тротуарная плитка, появившаяся там в 2004-2005 годах примерно. Градостроители считали, что это более устойчиво и необычно. Хотя, действительно необычно проезжую часть тротуарной плиткой покрывать...

17-18 Еще в троллейбусе говорил тебе, что с тех времен, хотя...

"сейчас сказали бы - Хьюс" - в интернетах разве что... Кстати, могила Юза заброшена, находится где-то в Великобритании, вроде бы, и как и дом Юза в Донецке забыта... Одновременно символично и печально...

"улица Ткаченка выводит на круглую площадь Металлургов (хотя вроде бы дончане так её не называют)" - как раз почему-то дончане ее называют площадью Ткаченко, хотя правильно площадь Металлургов.

"Завод исправно работал и при Украине, а теперь выглядит мёртвым" - боюсь открыть гостайну, но по-моему, там ремонтировали танки...

"этих людей убили ради картинки в фейсбуке" - э, нет. Дабы не провоцировать политический срач, выскажу, что это было сделано для того, чтобы "бахнуло". А кем, вопрос вторичный увы..(((

[identity profile] sokura.livejournal.com 2016-06-22 04:59 pm (UTC)(link)
" поборника православия и традиционных ценностей."
"Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатею попасть в царствие небесное". Нусенкис - тот ещё упырь.

" на самом проспекте - брусчатка"
Дело не в любви, а в крутом склоне. Дело в том, что по жаре на таком склоне асфальт просто съезжает по склону вниз и на дорогах с интенсивным движением (пр. Ильича, Ленинский пр., въезд на мост на Путиловке) укладывают брусчаткой или плитами. Раньше здесь лежали бетонные плиты, а лет 8-10 назад их заменили такой плиткой.

""Городок улыбок" ... Работает ли он сейчас и как туда попадают не связанные с заводом люди - точно не знаю."
Работает, но в сильно урезанном виде: только детская площадка и в зоопарке те животные, которых не удалось продать. Заводские проходят по пропускам. С собой можно провести 3-5 человек.

"Какие отношения у его собственника с властями ДНР - я не знаю, но если плохие - то это вселяет надежду."
Очень плохие. Если бы была возможность получения новых сертификатов качества и ещё некоторых документов, то уже давно бы отобрали за долги.

"Завод исправно работал и при Украине, а теперь выглядит мёртвым."
Иллюстрация к предыдущему комментарию. Его национализировали, но вынужденно - владельцы просто всех уволили и предприятие закрыли. Национализацией удалось запустить часть производства на ремонт военной техники, А ещё из-за провального (как это сейчас называют) "менеджмента" просрали серьёзный контракт на производство горного оборудования для Казахстана.

"Рядом брошенный кинотеатр, сгоревший ещё в 2008 году:"
Там была "церковь Слово жизни". Им подняли арендную плату, те отказались, им сказали выметаться и они сожгли здание.

"обстрел вели какие-то просочившиеся в город или даже завербованные из местных диверсанты"
Тогда их было много и один из моих знакомых даже помог в задержании одной из таких групп. Они разъезжали в фургонах с частично вырезанной крышей, которую сверху затягивали тентом и со стороны машина выглядела нормальной и только сверху можно было почуять неладное, обратив внимание на брезент. Он заметил, позвонил в комендатуру и через 15 минут прямо у него под окнами группу и взяли. Вернее, как взяли - оставили одного, а остальных просто расстреляли.

"И огромный донгормашевский ДК имени XXI съезда"
ДК им. Куйбышева такой же. И есть где-то ещё один - сразу не припомню где.

В одной из предыдущих частей в комментарии сначала написал, потому у меня был сбой со светом и забыл восстановить. Вы написали, что Донецко-Криворожская республика была (или могла стать) альтернативой РСФСР. Это не так - она выполняла ту же роль, что и сейчас ЛДНР - способ легализовать силовое и политическое влияние на территории украины. Именно оттуда шло формирование и снабжение армий Щорса, Ворошилова и других.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2016-06-22 05:01 pm (UTC)(link)
Про брусчатку сейчас исправлю.
По 17-18 - можешь дать какой-нибудь источник (с цитатой или ссылкой), что к Стандарту относятся конкретно эти дома? По всему (карты, материалы) выходит, что он в другой стороне, и тот домик на углу Ионова-Куйбышева крайний в эту сторону.
Про ремонт танков - ну мне тем более об этом писать не с руки.
По последнему не понял, что значит "бахнуло"? "Дало инфоповод", "всколыхнуло общественность" - так я это и имею в виду.

[identity profile] a-nadolinskiy.livejournal.com 2016-06-22 05:14 pm (UTC)(link)
"По 17-18 - можешь дать какой-нибудь источник (с цитатой или ссылкой), что к Стандарту относятся конкретно эти дома?" - источник не дам, извини.

Насчет "бахнуло" - это более широко и не в рамках нашей дискуссии, увы. Если очень кратко - это повод для возобновления полноценных боевых действий, там еще были "попытки", и "вдруг" Дебальцево...

[identity profile] varandej.livejournal.com 2016-06-22 05:18 pm (UTC)(link)
Спасибо, внёс в пост, очень интересные дополнения.
Ну а с какой целью эти диверсионные группы действовали? Посеять панику? Создать сюжеты для репортажей про "сами себя бомбят"?

По ДКР - ну по факту да, но формально всё же она отличалась от других республик принципом своей организации: не по населяющим национальностям, а на основе промышленного комплекса.

[identity profile] a-nadolinskiy.livejournal.com 2016-06-22 05:22 pm (UTC)(link)
"Рядом брошенный кинотеатр, сгоревший ещё в 2008 году:"
Там была "церковь Слово жизни". Им подняли арендную плату, те отказались, им сказали выметаться и они сожгли здание."

Работал когда-то с одним прихожанином этой "церкви". Как раз в кинотеатре была эта "церковь". Любопытный персонаж, после него и еще пары товарищей я вообще ни в каких богов не верю... Так вот, думаю, что хорошо.
А когда сгорело-то?

[identity profile] sokura.livejournal.com 2016-06-22 05:27 pm (UTC)(link)
В 2008-м.

[identity profile] a-nadolinskiy.livejournal.com 2016-06-22 05:34 pm (UTC)(link)
Наверное, в самом конце, ибо я бы об этом "акте" обязательно узнал. А об этом кинотеатре я еще от отца знаю, ему там нос сломали в драке в 1977...

[identity profile] sokura.livejournal.com 2016-06-22 05:35 pm (UTC)(link)
Изначально вся эта военная кампания была задумана с целью посеять панику у народа, что бы тот массово ломанулся в разные стороны. А укропия объявит, что безлюдная территория не имеет ни на что права и массово всё продать немцам, которые и были инициаторами войны. Поэтому было такое долгое топтание вокруг Славянска, армия не захватила тогда ещё беззащитные города, поэтому творились зверства с расстрелами мирных колонн беженцев, обстрелы городов и прочие преступления. В этой парадигме запускали и мобильные диверсионные группы, оснащённые 82 мм миномётами (вместе с боекомплектом весят всего 200-250 кг) и обстреливающие людные места. В августе 14 года и я оказался рядом с таким местом обстрела. Между мной и местом падения мин оказался жилой дом, поэтому я и не пострадал.
Кстати, мины упали в частном секторе у южной оконечности заводского террикона.

[identity profile] josef kats (from livejournal.com) 2016-06-22 05:35 pm (UTC)(link)
Никита Сергеевич Хурщёв, ....... в 1960 отдавший Украине Крым,

Ну, это вообще двойной ляп, для тебя, вроде бы, уж совсем не характерный.
Или это "наживка для троллинга"?!

[identity profile] sokura.livejournal.com 2016-06-22 05:37 pm (UTC)(link)
Я живу в районе Пожарной, поэтому подробностей не знаю. Узнал о событии постфактум и не уточнял.

[identity profile] josef kats (from livejournal.com) 2016-06-22 05:38 pm (UTC)(link)
Собор - квинтэссенция представления "солидный Господь для солидных господ" :-)
Вроде, даже какие-то перепевы Андреевской церкви киевской работы Растрелли? Но куда как бАХаче! Даже так - бАХачее!!!
Площадь с часовой башней понравилась. На фоне окружающего индустриального жесткача - так вообще мини-Питер почти

[identity profile] kneiphof.livejournal.com 2016-06-22 05:46 pm (UTC)(link)
47 ДК похожий в Калининнраде есть, да и из других городов аналогичные фотографии попадались. Стандартный проект?

[identity profile] a-nadolinskiy.livejournal.com 2016-06-22 05:48 pm (UTC)(link)
Да, поделом... Наверное, это тема отдельной дискуссии, но я с тех пор понял, что бог может и есть, но...
А эти деятели... (не хочу обидеть никого) пекутся о достатке и беспрекословном повиновении... И очень жаль ничего не подозревающих об этом членов этого "сообщества". Эххххх...

[identity profile] sokura.livejournal.com 2016-06-22 06:07 pm (UTC)(link)
Бог есть, но их бог - сатана.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2016-06-22 06:11 pm (UTC)(link)
Дату перепутал, а второй ляп в чём?

[identity profile] ukr-and-ukr.livejournal.com 2016-06-22 06:26 pm (UTC)(link)

К вопросу о том кто стреляет в Донецке
http://youtu.be/5nTlIFdtWCY

[identity profile] varandej.livejournal.com 2016-06-22 06:31 pm (UTC)(link)
Вы эту ссылку не мне давайте, а моему собеседнику, потому что я от вас нахожусь на равном удалении, вы оба можете быть штатными пропагандистами (Вы лично, к слову, больше на такового похожи именно из-за ссылок на все случаи жизни), остаются только вопросы веры. А вот если получится дискуссия - уже будем посмотреть.

[identity profile] kurosava-ad.livejournal.com 2016-06-22 06:35 pm (UTC)(link)
Грустно слышать про дом и могилу Юза, все таки основатель города, и к рабочим и инженерам относился не в пример нынешним владельцам. Восстановили б его дом как музей, да и с могилой чего придумали...
Но ведь наверняка сыщутся, как часто у нас бывает, любители покричать "англичанка гадит", и ничего не выйдет...

[identity profile] kurosava-ad.livejournal.com 2016-06-22 06:51 pm (UTC)(link)
Да, насколько я знаю, в том же Пскове лично видел (и в К-граде, к слову, тоже).
http://ru-sovarch.livejournal.com/650674.html - тут их целая коллекция))

[identity profile] albokarev.livejournal.com 2016-06-22 06:53 pm (UTC)(link)
Англиканская церковь в Юзовке была где-то в районе старого Преображенского собора - того, что разрушен.

Никольский храм на Ларинке имел статус кафедрального с 1988 до 2009 - с переноса центра епархии в Донецк и до окончания постройки Преображенского собора. Теперь архиерейская кафедра перенесена в Преображенский собор - владыка там служит. Но Никольский звание собора носит по-прежнему, тем более что епархиальное управление пока в корпусах при Никольском соборе сидит. Так что сейчас это "архиерейский собор". Замечу, от старины и в Никольском соборе практически ничего не осталось, это всё капитальная реконструкция начала 2000-х годов.

[identity profile] mmnt.livejournal.com 2016-06-22 07:02 pm (UTC)(link)
Видимо Крым всегда был исконно украинский, от веку, причем тут Хрущев?

[identity profile] josef kats (from livejournal.com) 2016-06-22 07:39 pm (UTC)(link)
В том, что на документе о передаче Крыма УССР подписи Хрущева нет.
Погугли оцифрованные газеты 1954 года - я когда на них в бумажной версии наткнулся, очень удивился. Потому что с детства слышал "Хрущевхохламкрымотдал". И совершенно забывал, что между Сталиным и ним, по факту, год Маленков официально рулил...

Page 1 of 4