varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2011-10-16 02:45 pm

Алтайский край. Сибирское Черноземье.



У Алтайского края, раскинувшегося по степям между Сибирью и Казахстаном, две основные ипостаси: исторический Рудный Алтай, и современная Сибирская житница. Первой посвящена большая часть моих алтайских репортажей - но сейчас речь пойдёт о второй. Сибирское Черноземье - в равной степени непохоже и на европейское Черноземье, и на таёжную Сибирь.

В основном Алтайский край выглядит так, и его пейзаж может не меняться сотнями километров:



Бесконечные поля и лесополосы, редкие дороги, и при этом - почти полное безлюдье. Поля вроде и есть, и явно возделываются, а кто их обрабатывает - не понятно. Не зря до 1950-х годов здесь в основном были дикие степи, пока Алтайский край не угодил в программу "поднятия целины" вместе с областями Северного Казахстана. И хотя эту программу по сей день ругают все, кому ни лень, в долгосрочной перспективе она дала свои плоды: на востоке России появилась своя житница, достойная Кубани или Поволжья. И так как "зерновой пояс" России растянут теперь на 4000 километров, страна застрахована от катастрофического неурожая.



Но хотя обо всём этом я знал и до поездки, такого масштаба я действительно не ожидал. Причём масштабы полей и в сочетании с малолюдностью хорошо объясняют, почему до Целины добрались лишь в середине ХХ века - хозяйство здесь невозможно вести без комбайнов:



Сейчас жалею, что не заснял ни одной стелы совхоза - совхозы в этих краях своим масштабом достойны административных районов.



Алтайский край - регион в основном земледельческий, стада попадаются - но относительно редко. Тем не менее, масштабы заготовок сена тоже потрясают. Таких огромных стогов, как в алтайских сёлах, мне видеть ещё не случалось - при том, что соломой тут крыши не кроют.



Начало октября - заготовленное летом сено вывозится с полей:



В предгорьях к полям постепенно добавляются и настоящие степи:





Вот так примерно выглядит "подводная лодка в степях..." предалтайских:



И в этих предгорных степях есть уже и настоящие сёла, основанные, скорее всего, "столыпинскими" переселенца сто лет назад:



Вид у них мрачноватый: ветхие дома, кривые заборы, и всё это среди жутких голых пространств:







На краю чужой земли - отсюда не так уж далеко до Китая и Монголии, а Казахстан и вовсе рядом:



И несмотря на сельскохозяйственное богатство, Алтайский край поражает своей нищетой. Он и по всем цифрам выходит одним из беднейших регионов России, а "на глаз" - тем более. Степные деревеньки местами выглядят ещё печальнее, чем в Средней полосе. Иногда попадается даже такое:



Нищета видна и по автопарку - с начала "нулевых" нигде не видел такой концентрации старых советских машин - даже "праворульки", обилием которых меня впечатлил Барнаул, по сельским дорогам почти что не ездят. Не редкость тут и транспорт, для русской глубинки совсем уж нехарактерный:



Судя по всему, крестьяне и совхозы на Рудном Алтае - это два разных мира, которые соприкасаются очень условно. "Совхозные" сёла здесь выглядят не в пример зажиточнее, да и живёт в них в несколько раз больше, чем в этих деревеньках.





Но там, куда не добрались комсомольницы-энтузиасты 1950-х годов, судя по всему, ничего не изменилось со времён "столыпинцев", и даже хуже - из пионеров непаханного чернозёма предалтайские крестьяне стали "бедными родственниками" на периферии социалистической житницы:



А города Алтайского края, за исключением нескольких, отличаются фантастической унылостью. Бесконечный, тянущийся на километры частный сектор советского времени, утопающие в зелени коробки из силикатного кирпича без малейших "этнографических" черт, и редкие-редкие, но столь же силикатные капитальные постройки типа управы или школы. Опять же, хорошо видно, что тут и городов до 1950-х годов почти не было. Вот так выглядит окраина Змеиногорска - такая же точно, как окраина Курьи или Поспелихи:



Есть тут, впрочем, и промышленность. В Заринске (ближе к Кузбассу) - коксохимичксикй завод, в Славгороде - химкомбинат, в Рубцовске - огромный и то ли почти, то ли совсем мёртвый тракторный завод... Но это не цельный промышленный комплекс, а отдельные предприятия, разбросанные на огромных пространствах.



Алтайский край выделяется ещё и тем, что занимает первое место в России по количеству районов - их тут 60 штук. Райцентров - столько же, а в каждом райцентре ещё и все полагающиеся атрибуты типа краеведческого музея. 60 городков и посёлков - и все похожи один на другой. Вот например центральная площадь ПГТ Курья, родины Михаила Калашникова:



Через это однообразное пространство проходит несколько железных дорог, в том числе легендарный Турксиб. А вот с автотранспортом плоховато - не считая магистральных направлений типа Чуйского тракта, автобусных рейсов тут мало, и ходят они почти всегда забитыми. Точнее, рейсов мало на каждом отдельном маршруте, а представьте, сколько маршрутов в регионе с 60 райцентрами? Так что в теории автобусов тут курсирует немерено, и расписания на автовокзалах бывают огромные.



Ещё одна здешняя особенность - Ленточные боры. Увы, оценить их во всей красе можно только из космоса:



Но это действительно отличные сосновые леса, тянущиеся по долинам небольших речек. Они образовались в результате довольно сложного геологического процесса, который кратко и без привлечения терминологии я здесь сформулировать не смогу - если кому интересно, геологическое объяснение тут. Ещё один вид на боры из Google Earth:



На севере - Бурлинский  бор длиной 100 и шириной 6-8 километров. Южнее - Завьяловский бор (110км), но самое впечатляющее - "вилка" из Касмалинского и Барнаульского боров, причём второй, как видите, уходит далеко в Казахстан - его длина более 550 километров, и именно там, где лента Барнаульского бора подходит к Оби, стоит сам Барнаул. Это не случайно: гигантский для своей эпохи (18 век) сереброплавильный завод требовал топлива.

А ещё в степях местами попадаются карьеры:



И я всё-таки расскажу про ещё одну грань Алтайских рудников. Дело в том, что их история насчитывает не без малого триста, а многие тысячи лет. С тех пор, как человек вообще научился выплавлять металл, предгорья Алтая стали одним из центров мировой металлургии, чему способствовала крайняя доступность руды:


(из Змеиногорского музея)


(из Змеиногорского музея)

С тех времен сохранилось немало - ведь у здешних кочевников не было даже вододействующих заводов. Руду и добывали, и обогащали вручную, и горно-обогатетильный комбинат 3-5 тысяч лет назад выглядел примерно вот так:


(Змеиногорский музей)

Обыкновенные камни с углублениями, в которых люди просто толкли руду другими камнями.




(Змеиногорский музей)

А затем плавили то, что получилось, в печах, сложенных из дикого камня, и разливали по формам:


(из Барнаульского музея)

Это была часть Великой Степи, и так получилось, что именно по границам последней в древности находились металлургические провинции. Металлургия Алтая умерла где-то в первом тысячелетии нашей эры, а вот в нынешнем Кузбассе металл продолжали ковать вплоть до прихода русских, снабжая им всю Степь. Сила кочевников была не только в многочисленности и свирепости, и даже не только в организованности и мобильности: говоря современным языком, степняки имели мощный военно-промышленный комплекс. В 21 веке, когда сами слова "выплавка стали" отдают ретроградском, совсем не очевидно, что веками побеждал тот, кто умел массово производить железо. Его было мало, ковать его было сложно хотя бы потому, что вплоть до середины 19 века люди не имели средств расплавить его до жидкости (ведь не случайно заводы были "железоделательные". а не "железоплавильные"), но зато железный меч легко пробивал бронзовые доспехи. Впрочем, как уже говорилось, железо на Рудном Алтае толком освоить не успели, эта история уже больше относится к Кузнецкой котловине, обладание которой фактически значило контроль над Великой Степью.
Но именно по следам древних шахт и плавилен в 18 веке было найдено большинство месторождений Алтайского горного округа.



"Из-за дальних гор, из-за древних гор...." - вид с дороги Курья-Змеиногорск.



А ещё над Алтайским краем проходит трасса космических пусков с космодрома Байконур, и по словам местных жителей, над тем же Змеиногорском иногда можно увидеть, как пролетает ракета.



В Змеиногорск далее и отправимся.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай.
Барнаул. Столица Рудного Алтая.
Барнаул. Проспект Ленина.
Барнаул. Старый город.
Алтайский край. Пейзажи и история.
Змеиногорск. У забытых рудников.
Саввушка. Скалы Колыванского озера.
Горная Колывань. Город камнерезов.
Горный Алтай.
.

[identity profile] vas-pop.livejournal.com 2011-10-16 11:00 am (UTC)(link)
Спасибо за Вашу работу.
Не со всем согласен в комментариях. Но против фотографий не возразишь.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 11:08 am (UTC)(link)
А с чем не согласны по тексту? Я-то как бы тоже на объективность не претендую :)

[identity profile] vas-pop.livejournal.com 2011-10-16 11:13 am (UTC)(link)
Бог с ними, с несогласиями. Главное - фото.
Я люблю Сибирь и много по ней ездил. Приятно увидеть её другими глазами.

[identity profile] airebis.livejournal.com 2011-10-16 02:00 pm (UTC)(link)
Солидарен :)
Комментарии порой спорные, но фотографии решают!

[identity profile] geo-petrovich.livejournal.com 2011-10-16 11:53 am (UTC)(link)
спасибо за очерк!

по ходу, нас одно и то же интересовало :О) в 2008-м по пути в Змеиногорск я специально останавливался в Алейске, чтоб проникнуццо степным Алтаем. Впечатления примерно те же

(а после Алтая йа ездил в Киселёвск - Новокузнецк, чтоб проникнуться... ну понятно)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 12:31 pm (UTC)(link)
У меня основным пунктом знакомство со степным Алтаем стала Курья, где развилка на Змеиногорск и Колывань. Хибара с бельём тоже там сфотографирована. А в целом, я ведь давно уже собираю материалы по промышленной истории, так что Рудный Алтай и Кузбасс не посетить не мог. Теперь про Нерчинск подумываю.
(screened comment)

Re: нищета присуща не только алтайским селам

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 02:05 pm (UTC)(link)
Ты меня, конечно, извини, но комментарий твой я закрою. Ибо хохлосрач за 4000 вёрст от Украины мне не нужен :)

[identity profile] yapet.livejournal.com 2011-10-17 07:21 pm (UTC)(link)
В Нерчинск знаешь ли попасть... Задачка. Ну т.е. выйти на Приисковой то можно но там дальше очень глухо.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 10:45 pm (UTC)(link)
Помню я твой репортаж...
Всё ещё хуже: Нерчинские заводы с Нерчинском объединяет только река Нерча, и не более. На самом деле между ними около 300 километров, и ехать к бывшим заводом и каторжным тюрьмам даже по другой дороге - бывшей КВЖД. Ближайшие станции - Краснокаменск и Борзя. Короче, если экспедиция состоится - это будет нечто.

[identity profile] yapet.livejournal.com 2011-10-18 04:22 am (UTC)(link)
А-а-а-а, ты именно в Нерчинский завод собираешься? Тогда еще интереснее. Да, это будет нечто, ты совершенно прав. Тур "почувствуй себя декабристом" :)

[identity profile] zverok-ala.livejournal.com 2011-10-16 01:33 pm (UTC)(link)
какие-то фантастические масштабы

[identity profile] olenik14.livejournal.com 2011-10-16 02:53 pm (UTC)(link)
фотки гуд. какая-то фантастическая заброшенность

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 06:40 pm (UTC)(link)
Именно "фантастическая"...

[identity profile] didinst.livejournal.com 2011-10-16 03:16 pm (UTC)(link)
Отличный репортаж.

[identity profile] nikodimitrij.livejournal.com 2011-10-16 03:16 pm (UTC)(link)
Спасибо! Возможно, я восприняла Ваши фотографии немного не так, но 3 года моего детства прошли в Алтайском крае, Советский район, поэтому я с удовольствием посмотрела на удивительные горные и предгорные пейзажи, на степные просторы. Удивилась убогости поселений, когда мы туда приехали, в начале 60-х, то крестьяне, да и вообще, весь народ, на Алтае жил гораздо лучше, богаче, чем в нашей Брянской области.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 06:40 pm (UTC)(link)
Ну как я упоминал, крупные совхозные сёла совсем не убогие, убогость начинается именно в деревеньках в стороне. Но там я не фотографировал, потому что там глазу не за что зацепиться.

[identity profile] kotoff-vasiliy.livejournal.com 2011-10-16 05:44 pm (UTC)(link)
Здорово! Отличный отчОт, как и всегда впрочем!)..А вы каким транспортом путешествуете?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 06:38 pm (UTC)(link)
Поездами, автобусами. Тут половина кадров снята на ходу, а половина - пока пытался уехать из Курьи в Змеиногорск автостопом (с автобусом не задалось).

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2011-10-16 07:42 pm (UTC)(link)
Спасибо за очень интересный фоторепортаж о таком скучном (в смысле пейзажа) месте. Про самое большое количество районов на Алтае - не слышал.

Ещё интересный факт: Алтайский край - ещё общероссийский лидер по темпам убыли автопарка за последние 10 лет. Хотя там в своё время в плане привоза машин очень постарались местные немцы, массово привозившие машины из Германии на продажу.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 08:39 pm (UTC)(link)
В общем, региону сильно не повезло с руководством. У меня такое впечатление от всего, что я там увидел.
А пейзаж я бы скучным не назвал: всё-таки участки нетронутой степи очень живописны.

[identity profile] ruspics.livejournal.com 2011-10-16 07:49 pm (UTC)(link)
Всё-таки великий труд ты делаешь.

И насчёт спорности комментариев в рассказе - думаю, это как раз та область повествования, которая должна сочетаться из объективности и субъективности одновременно, так что не вижу проблем :)

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-16 08:41 pm (UTC)(link)
Это да. В то же время воздерживаюсь в последнее время от суждений типа "город не понравился", потому что они означают только то, что увиденное в городе лично мне в данный момент пришлось не ко двору.

[identity profile] uchazdneg.livejournal.com 2011-10-16 09:50 pm (UTC)(link)
Очень распространенное заблуждение, что ленточные боры маркируют направления палеостока. Даже признанная профессура из числа мгушных четвертичников впадала в эту ловушку и впаривала нам, студентам. На самом деле, сток был не вдоль нынешних боров, а ... поперек. Боры маркируют выходы песчаных отложений на пологой моноклинали. При некотором размышлении и пространственном воображении это становится очевидным. Чередование слоев имеет фрактальный характер, по мере удаления от гор их ритмы уплотняются, вплоть до годичных ленточных глин на болотистых западносибирских просторах. А промежуточную фазу можно видеть в степной и лесостепной полосе - достаточно внимательно посмотреть на космоснимки, скажем, р-на оз.Чаны. В любом случае, ленточные ландшафты юга Западной Сибири и предгорий Алтая - абсолютно гурманский геоморфологический феномен. Уникальный в планетарном масштабе.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 04:57 am (UTC)(link)
Кажется, примерно понял и даже в пост внёс. Только читателю-то это надо не в геологической терминологии объяснять, так что не уверен, что "перевёл" правильно.
Но тем не менее, понятно теперь, почему они вытянуты параллельно Колыванскому хребту и по мере удаления от гор становятся толще и короче.

Жаль, что оценить их можно только из космоса. Хотя космонавтам в этом плане везёт, учитывая что трасса Байконура проходит как раз здесь.

[identity profile] uchazdneg.livejournal.com 2011-10-17 06:39 am (UTC)(link)
ОК, механизм образования ленточных боров не в геологической терминологии (см. ниже). Но сначала немного геологии:)

Осадконакопление на обширной предгорной равнине подчинялось ритмам, обусловленным таянием ледников, прорывом горно-речных долин, чередованием аридного и гумидного (засушливого и дождливого) климата. Образовалась ритмично-слоистая осадочная толща - предгорная моласса. Потом в силу колебательных движений земной коры (горы на юге продолжали расти) эти отложения подверглись пологому наклону в сторону Ледовитого океана. Но реки и ледники продолжали делать свое дело, и вскоре чересполосица слоев обнажилась на дневной поверхности. На песчаных прослоях выросли боры, на суглинистых - возникла степь.

Тот же процесс на пальцах:
Возьмем типичный ритмично-слоистый объект - вафельный торт. Наклоним его (поставив один край, например, на пару разделочных досок). Теперь аккуратно ножом (шлифмашинкой, пилой, болгаркой - кому как сподручнее) снимем верхнюю часть по горизонтальной плоскости. Получим те же слои, параллельные полосы, но уже довольно широкие.
Польем получившееся изделие водой и оставим на недельку в сырости. Увидим, как на хлебных прослоях буйно заколосилась плесень ("ленточные боры"), а прослои патоки покрылись белесым налетом ("степи").

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 06:50 am (UTC)(link)
А, понятно. Короче, лучше вообще не буду пытаться это излагать, дам ссылку для интересующихся на эти комментарии.

[identity profile] makeev-dv.livejournal.com 2011-10-17 02:26 am (UTC)(link)
Очень сильно напоминает Оренбургскую область. А ж/д казарма - один в один:

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 04:59 am (UTC)(link)
Да, Алтайский край похож на Оренбуржье, но более безлюдный.
У казармы - я так понимаю, типовой проект.
Вообще, в плане истории Рудный и Горный Алтай соотносятся как Средний Урал и Башкирия, а в плане природы - как Оренбуржье с Башкирией.

крестьяне на Рудном Алтае

[identity profile] zimasf.livejournal.com 2011-10-17 06:22 am (UTC)(link)
varandej спасибо за фото крестьян. Это помогает ощутить как и чем там живут люди. Сидя в кресле перед компом в цивилизации, местами забываешь, что многие люди живут как в прошлом веке. Фото людей ( их быт) помогают эту разницу увидеть.

По ссылке фото сделанные ( из под полы, из вагона поезда) в 1975 году. Там можно видеть быт советских людей. Меня удивило там количество людей в военной форме, и естественно очень бедно по сравнению с современной Москвой или Европы/США, но на уровне по вравнению с современным Алтайским краем.

http://iconotheque-russe.ehess.fr/album/9/

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 08:48 am (UTC)(link)
Это довольно известные фотографии.
Не стоит забывать, что в 1970-е годы уровень жизни был во всём мире намного ниже, чем сейчас, даже в США и Европе денег у людей было вряд ли больше, чем в нынешней России. Так что бедная одежда советских граждан вполне объяснима.

Что же касается крестьянского Алтая, то честно говоря я сам такого давно не видел. Да и на Алтае, как я в посте несколько подчёркивал, так выглядит люд только в небольших деревеньках, в крупных совхозных сёлах всё вполне цивильно. Если бы такие крестьяне попадались мне в любом регионе России, я бы их здесь и фотографировать не стал.

[identity profile] zimasf.livejournal.com 2011-10-17 07:46 pm (UTC)(link)
Ту я немного не соглашусь, в 1970х и даже раньше раньше народ на Западе жил лучше и богаче. У советских людей одежда не бедная, она лагерно нищая, с преобладанием военной формы ( выдавалсь бесплатно). Этот разрыв совсетские люди вперые увидели на Американской Национальной Выставке в Москве, 1959. По ссылке фото фото

http://vadaga.livejournal.com/11271.html

http://www.freedomcars.ru/wri/ussr.shtml

Советские люди о таком даже 1970 и 1980 мечтать и не могли. У меня есть родсвенники которы были на этой выставке. Там была сташная давка и непонимание того как это так мы победители ВОВ и самая страна лучшая в мире не можем позволить 9 даже высшему классу партапаратчиков) себе то что простой американский рабочий имеет.

Фотографии сделанные Jacques Dupâquier в 1970х в СССР, хорошо перекликаются в работами ( начало 1900х) Сергея Прокудина-Горского.


http://en.wikipedia.org/wiki/Sergey_Prokudin-Gorsky


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[identity profile] iskanderrus.livejournal.com 2011-10-17 07:25 am (UTC)(link)
начало октября - самое время для сенозаготовок. Почти как развесистая клюква звучит).
Все-таки самое время для сенозаготовок в Сибири - это конец июня - начало августа.
А то что на фото можно обозначить как процесс вывозки сена на базу с поля.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 08:44 am (UTC)(link)
Понял, исправил.

[identity profile] kuznetsov-ru.livejournal.com 2011-10-17 08:34 am (UTC)(link)
Очень похоже на Зауралье.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-10-17 08:45 am (UTC)(link)
Согласен. Но безлюднее, просторнее и беднее.

[identity profile] second-human.livejournal.com 2011-10-17 04:40 pm (UTC)(link)
похоже очень на Казахстан, где я родился и бывал часто в детстве. Будто снова вернулся в свою деревню )

[identity profile] don-serhio.livejournal.com 2011-10-17 05:19 pm (UTC)(link)
Спасибо. Интересно, красиво, но до боли печально

[identity profile] nathaliespb.livejournal.com 2011-10-17 05:25 pm (UTC)(link)
Родня по линии мамы живёт в селе Баево (это под Барнаулом). Село большое, на 95% - частные дома - у моей родни дом аж под номером 111 - и это только одна улица. Дом кирпичный, трёхэтажный, само село далеко не нищее.Занимаются продажей мяса, возят в Барнаул, у них свои заказчики. Видимо, нищета и запущенность идёт полосами.

[identity profile] vkulik.livejournal.com 2012-05-28 10:22 am (UTC)(link)
Впервые за 45 лет побывал на своей родине!!! Алтайский район, самый алтайский.. но честно говоря горько смотреть было на пустующий учительский дом и жалующихся на жизнь мужиков.. А ведь там такая красота пропадает!