varandej: (Default)
varandej ([personal profile] varandej) wrote2011-08-09 02:59 am

Столичные Молохи

Как уже говорилось, в ближайшее время я хочу завершить цикл "Молох".
Для тех, кто мой журнал читает недавно, поясню - это цикл путешествий, посвящённых промышленной истории. Не хард-индастриалу, как в прошлом посте, а той части российской промышленности, что сложилась до 1917 года, причём многие индустриальные гиганты 17-18 веков давно уже стали пасторальными сёлами.
Я уже изучил и показал такие промышленные районы, как Горнозаводской Урал, металлургические Донбасс и Поднепровье, текстильная Ивановщина и множество отдельных заводских городов и селений от верфей Николаева до лесопилок Беломорска - смотрите по тэгу. Ну а теперь пришёл черёд двух столиц, которые до Революции были по объёму производства наравне с Донбассом и Уралом.

А. Москва.
Ну, в Москве я живу, поэтому взять да поехать куда-та могу почти в любой день. А многое уже видел и фотографировал.
О самой специфической грани московского промарха я пока говорить не буду, но ещё напишу о ней отдельный пост.
А так... Какие дореволюционные заводы и промышленные районы, по-Вашему, в столице достойны осмотра? Мой список пока таков:
1. Московский газовый завод и Винзавод.
2. МЭЛЗ с его готическим корпусом и вообще вся Электрозаводская.
3. Электростанции на Раушевской и Болотной набережных.
4. "Красный Октябрь"
5. Трёхгорная мануфактура.
6. Мануфактура Станиславского на Таганке.
Главный вопрос - есть ли в Москве относительно цельные ансамбли пролетарских слободок?
Ну и просто очень жду советов. А если кто может меня провести на территорию - совсем хорошо!

Б. Петербург.
На питерский индастриал я заглядывался уже давно. Первый вопрос, который у меня возник, когда зимней ночью далёкого 2004 года я впервые подъезжал к Северной Пальмире и глядел из вагонного окна на заводские окраины: "А что же труб-то так много?!". Со стены Петропавловски я насчитал тогда более 40 труб, а ведь с Исаакия ещё больше видно! В общем, я наконец созрел для целенаправленной поездки к Питерским Молохам. В Северной столице я на следующей неделе проведу 3 дня, один из которых суббота. Это будет мой 10-й приезд в Петербург, и по такому случаю, питерские друзья - а не провести ли нам, наконец, развиртуализацию?!
Правда, кое с кем встречи уже оговорены.
Что же касается программы, то пока идеи такие:
1. Промзона вдоль Обуховской Обороны, с земли и с Невы.
2. Промзона вдоль Обводного канала.
3. Заводы вдоль залива: Кировский завод, Адмиралтейская верфь, промзона Васильевского острова, Галерная гавань.
4. Выборгская набережная.
5. Пороховые на Охте.
6. Колпино и Ижорский завод.
7. Промарх Петропавловской крепости.
Но и ограничиваться одним промархом мне не хочется. Хочу увидеть "Камчатку" и могилу Цоя, а может и его дом - да и вообще, места боевой славы Ленинградского рока. Невский лесопарк с воссозданной Вытегорской церковью. Может быть - Буддийский храм. Может быть - Кронштадт и Царскосельскую железную дорогу. Может - наконец, добраться в Павловск и Гатчину, где я каким-то образом не был. В общем, кто знает - посоветуйте мне что-нибудь небанальное в самом Петербурге или в окрестностях, но не дальше 2 часов пути от города. "Небанальное в окрестностях" - это что-нибудь типа Вырицы.

И ещё - гостиниц заранее не бронировал. Есть идея протестировать питерские хостелы. Поделитесь опытом, кто знает.
Ну и просто: если не в хостелах, ни в гостиницах мест не будет - куда податься?

[identity profile] kytovrusha.livejournal.com 2011-08-08 11:33 pm (UTC)(link)
Про п. 3 питерского списка: стоит посмотреть, кто в Питере нынче возит на судах вокруг Васьки - мы плавали позапрошлым летом, как раз с целью рассмотреть промзоны: http://1522.livejournal.com/51639.html?mode=reply. В Гатчине помимо парков и дворцов есть музей авиадвигателей и некий "Музей истории развития ядерной энергетики" - надеюсь, разведаем в эти выходные, пока не знаю, насколько он интересен. Отписаться о впечатлениях?
В эти выходные впечатлил форт "Красная горка", но это совсем не в духе Вырицы :) Недалече от Вырицы понравилось в Рождествено - пещерами в основном, не сам посёлок, и не особняк Набоковых, т.е. тоже иной жанр... Говорят, некоторым аналогом Вырицы является Сиверское, но через него скакали проездом несколько раз и ничего особо не видели, не скажу точнее.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:16 am (UTC)(link)
Спасибо. Про транспорт вокруг Васьки - ну, по крайней мере знаю, кого спросить.
"В духе Вырицы" - имеется в виду не что-то конкретное, а степень малоизвестности. Ну, в той же Вырице широко известна Казанская церковь с могилой святого, но ведь есть ещё община "чуриковцев", дворец Витгенштейнов, дворец олигарха Васильева, железная дорога внутри посёлка...

(no subject)

[identity profile] kytovrusha.livejournal.com - 2011-08-09 09:01 (UTC) - Expand

[identity profile] ruspics.livejournal.com 2011-08-08 11:41 pm (UTC)(link)
В Питере хорошо квартиру посуточно снимать. Предложений навалом - если что, могу подсказать тётушку, у которой уже несколько раз останавливался.
Лучший хостел, пожалуй, Пилау - около пяти углов находится и в целом приятный вроде.
http://www.hostelpilau.ru/ раньше места без проблем бронировали.

Из окрестностей, если на промышленность ориентироваться, однозначно лучше Кронштадта ничего не придумать :) Летом туда оптимально добираться рано утром от набережной у финляндского вокзала на метеоре, ну и часов до 8-9 этот метеор туда-сюда курсирует.

Ну а по Москве даже не знаю что сказать - ничего не приходит в голову. Разве что на Винзаводе, пожалуй, я ничего интересного не нашёл. Хотя архитектура там окей ))

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:18 am (UTC)(link)
Спасибо. Про Пилау подумаю, может даже заранее забронирую.
Кронштадт - крайне интересен, но там по-моему каждый квадратный сантиметр уже сфотографирова и выложен раз по 100. Да и я там был, так что не знаю, есть ли смысл туда ехать опять.

(no subject)

[identity profile] ruspics.livejournal.com - 2011-08-09 15:20 (UTC) - Expand

[identity profile] ruspics.livejournal.com 2011-08-08 11:42 pm (UTC)(link)
Корпуса завода Салют, некоторые, по крайней мере, тоже имеют интересное прошлое.

[identity profile] bolt16x40.livejournal.com 2011-08-09 01:52 am (UTC)(link)
В Москве? На проспекте Буденного? Кто ж тебя туда пустит?

(no subject)

[identity profile] ruspics.livejournal.com - 2011-08-09 15:18 (UTC) - Expand

[identity profile] yardkeeper.livejournal.com 2011-08-09 03:17 am (UTC)(link)
А про фабричные города московской области ты писал? Орехово-Зуево, Ногинск и т.п.?
А Морозовский городок в Твери?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:20 am (UTC)(link)
Про Высоковск:
http://varandej.livejournal.com/173283.html
В Орехово-Зуево может быть на днях заеду, дача в Покрове. Но скорее всего будет не до того.
В Морозовском не был, хотя наслышан.

[identity profile] deftpilot.livejournal.com 2011-08-09 04:20 am (UTC)(link)
если всё сложится, то могу предложить поездку в Питер на машине.
а сложиться должно вот что:
- нужен ли вам попутчик
- выходные ЭТИ? - 12-13-14-августа
- купили ли вы билет на поезд
- что-то еще

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:21 am (UTC)(link)
Увы, нет.
Во-первых, я туда еду в конце следующей недели. Во-вторых, на поезде, и к тому же ещё сначала в Петрозаводск заскочить на денёк хотел.

не совсем Москва

[identity profile] svetke.livejournal.com 2011-08-09 05:09 am (UTC)(link)
Балашихинская Хлопкопрядильная фабрика
(http://www.balaha.ru/news/balashiha/176/)

Re: не совсем Москва

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:22 am (UTC)(link)
Спасибо.
Да, это не совсем то. С поездов рязанского направления всегда любуюсь фабрикой в Раменском, по-моему она самая масштабная в Подмосковье.

[identity profile] lvandurak.livejournal.com 2011-08-09 05:30 am (UTC)(link)
Не знаю, как ты к Башлачёву относишься, но коли будет время советую кроме могилы Цоя и к нему заехать. Очень тихое и душевное место, если так можно про могилу сказать.
На Ковалёвском кладбище.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:23 am (UTC)(link)
Может быть... Теоретически, может быть я побываю и у дома, где всё закончилось.
СашБаш я очень уважаю, но постоянно слушаю буквально пару его песен, всё-таки не совсем мой автор.

(no subject)

[identity profile] myheyka-spb.livejournal.com - 2011-08-09 11:06 (UTC) - Expand

[identity profile] yapet.livejournal.com 2011-08-09 06:27 am (UTC)(link)
1. Дангауэровская слобода у м. Авиамоторная.
2. Жалко переколбасили всю бывш. шелковую фабрику Жиро ныне "Красная Роза" у м. Парк Культуры.

Рабочая слободка Трехгорки - это вроде нынешний Шмитовский проезд, если не снесли. Вообще тема по промарху не частая но и не редкая, надо еще подумать и вспомнить.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 08:24 am (UTC)(link)
Дангауэровка - хорошо, но немного другой эпохи.
Мне внизу очень ценный комментарий написали. По нему и буду ориентироваться далее.

(no subject)

[identity profile] yapet.livejournal.com - 2011-08-09 08:45 (UTC) - Expand

[identity profile] ymblanter.livejournal.com 2011-08-09 07:10 am (UTC)(link)
По-моему, незаслуженно забыт завод Михельсона, да и вообще вся Дубининская хороша. Непонятно только, что там без пропуска можно осмотреть, кроме фасада.

[identity profile] simaniv.livejournal.com 2011-08-09 07:22 am (UTC)(link)
Да, тоже хотел про Дубининскую написать :) Еще можно включить завод "Красный богатырь" в Богородском.
А из ближнего Подмосковья могу посоветовать Мытищинский Машиностроительный Завод, хотя там тоже просто так не побывать.

В Питере интересен музей горэлектротранспорта в трамвайном депо на Васильевском острове.

[identity profile] ruspics.livejournal.com 2011-08-09 03:22 pm (UTC)(link)
Трамвайное депо на ВО разве не разломали ещё?

(no subject)

[identity profile] simaniv.livejournal.com - 2011-08-09 15:27 (UTC) - Expand

[identity profile] homalegens.livejournal.com 2011-08-09 07:25 am (UTC)(link)
Навскидку так:

Москва.

I. Пролетарские слободы.
) ул. Усачёва/10 лет Октября;
2) ул. 1-я Дубровская/Мельникова.

II. Промышленная архитектура.

1) Бадаевский пивзавод;
2) Алексеевская насосная станция (ныне - завод "ВодоПибор");
3) Резиновая мануфактура на Краснобогатырской улице;
4) Мельница Эрландера на улице Жербунова;
5) Вагоноремонтный трамвайный завод на Волочаевской улице;
6) Текстильная мануфактура (Голутвинские переулки);
7) Ситценабивная фабрика Цинделя на Дербеневской улице;
8) ул. Ленинская слобода (заводы "Динамо", "Бари");
9) Павелецкая набережная, вид на противоположный берег Москвы-реки (нефтехранилища Нобелей).

Электрозавод утратил фасад в связи с остеклением.

Удачи!

[identity profile] mishbanych.livejournal.com 2011-08-09 07:36 am (UTC)(link)
А какая архитектура на нефтехранилищах? Там разве осталось что-то дореволюционного? Скорее интересна станция Симоново на берегу реки.

Что с Электрозаводом? Что-то сделали с готическим зданием??

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 08:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yapet.livejournal.com - 2011-08-09 08:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 08:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-08-09 08:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 08:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yapet.livejournal.com - 2011-08-09 08:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 10:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-08-09 18:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 20:10 (UTC) - Expand

[identity profile] mishbanych.livejournal.com 2011-08-09 07:30 am (UTC)(link)
Ну, я со своей стороны советую любимую фабрику "Свобода" - там и ДК рядом.
Плюс завод "Кристалл", завод "Водоприбор", щусевские трамвайные и автобусные депо, бывш. ситценабивную фабрику на Дербеневской набережной... ну ладно, разойдусь я так)

[identity profile] homalegens.livejournal.com 2011-08-09 08:12 am (UTC)(link)
"Кристалл" тоже не совсем промышленная архитектура - это изначально здание казённых винных складов. Хотя да, впечатляет.

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-08-09 08:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 08:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kopanga.livejournal.com - 2011-08-09 11:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kopanga.livejournal.com - 2011-08-09 11:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] varandej.livejournal.com - 2011-08-09 18:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 20:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kopanga.livejournal.com - 2011-08-10 12:35 (UTC) - Expand

[identity profile] kopanga.livejournal.com 2011-08-09 11:45 am (UTC)(link)
Можешь посмотреть офисный комплекс на Дербеневке на месте текстильной фабрики, как пример хорошего редевелопмента фабрики в офисы. Очень достойно.
Там же рядом холодильный завод - очень впечатляющее здание.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 06:12 pm (UTC)(link)
Как раз сегодня там и был. А вчера - в АРМА (бывший Газовый завод). Дербеневский комплекс гораздо грамотнее организован, зато в АРМА куда интереснее архитектура. Ну а вообще офисы в фабриках - это нечто метафизическое! Не зря говорят, что "офисный планктон - пролетариат постиндустриального мира".

(no subject)

[identity profile] homalegens.livejournal.com - 2011-08-09 20:13 (UTC) - Expand

[identity profile] mu-pankratov.livejournal.com 2011-08-09 11:54 am (UTC)(link)
Ето конечно не производство, но всё таки старина))). У нас в Храме (Никольский храм Тверской старообрядческой общины ,РПСЦ) на Белорусской (на против вокзала, возле выхода Метро на ул. Лесная) в подвале сохранились и до сих пор фунциклируют))) два отопительных котла, 1903 года выпуска, раньше отапливали весь квартал. Очень колоритно выглядят, да и сам Храм красавец.Надо только со старостой Александром Василечем договориться.
Вот маненько фот- http://mu-pankratov.livejournal.com/tag/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 06:11 pm (UTC)(link)
Спасибо. Да, это очень интересно!
Кстати, сейчас понемногу собираюсь с силами возобновить "староверческий цикл" своих путешествий. Когда разберусь ср старопромышленной темой - напишу об этих планах отдельно.

[identity profile] polikliet.livejournal.com 2011-08-09 02:42 pm (UTC)(link)
Серп и Молот, АЗЛК (Москвич), Карачарово, почему забыты огромные московские ТЭЦ? Уникальная Загорская ГАЭС? Южный порт?

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 06:08 pm (UTC)(link)
Это всё советская эпоха, а я в данном случае изучаю именно дореволюционный промарх, от Средневековья до 1917 года.
К слову, ТЭЦ - по-моему, самый интересный пласт московского промарха рубежа 19-20 веков. Сегодня обошёл четыре старых электростанции: на Раушевской, на Болотной, в Ленинской Слободе и на Пролетарке у моста.

[identity profile] dima1989.livejournal.com 2011-08-09 05:34 pm (UTC)(link)
Возле ЗИЛа есть остатки домов "рабочей слободки". Но это 1920-е. Да и весь район тот шикарен: АЗЛК, 1 ГПЗ, Микояновский мясокомбинат, Клейтук, довоенная ТЭЦ на Волгоградке. Только ещё лет десять назад там было полно непуганой гопоты. Как сейчас - не знаю.

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-09 06:06 pm (UTC)(link)
Как раз сегодня примерно там и гулял, в районе Ленинской Слободы. Ну и плюс у меня офис в "Омега-Плаза", но я там бываю раз в месяц :)

[identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com 2011-08-09 08:15 pm (UTC)(link)
Под Питером можно ещё Сетрорецк посетить. Там очень старый оружейный завод.

[identity profile] homalegens.livejournal.com 2011-08-09 08:31 pm (UTC)(link)
На Сестрорецкий инструментальный завод иногда бывают бесплатные экскурсии, но это надо на самом предприятии узнавать. Летом 2006 (август, вроде бы) по Сестрорецку были расклеены объявления об экскурсии (она то ли к дню города, то ли к дню завода была приурочена).

[identity profile] spyn.livejournal.com 2011-08-10 07:18 pm (UTC)(link)
быть может полезной ссылка по промышленным памятникам Питера http://kirill-kravchenko.narod.ru/werksdenkmal/index.htm

[identity profile] varandej.livejournal.com 2011-08-14 07:39 pm (UTC)(link)
Спасибо!
Этот сайт давно знаю, по нему в основном и готовлюсь к поездке.

[identity profile] televizora-bous.livejournal.com 2011-08-15 07:24 pm (UTC)(link)
Привет. Будешь в Питере, при возможности заедь в Шлиссельбург. Это км 60 где-то.
С жильём, думаю ты уже определился. А так, если что - нибудь нужно будет, звони, телефон, вроде у тебя есть.

[identity profile] aini-plaza.livejournal.com 2011-08-17 11:12 am (UTC)(link)
по хостелам можно спросить у меня)
только что вернулись из Альфа-хостел (к примеру: http://vkontakte.ru/club3760668)

хостел темноват, но более-менее нормальный. на мой взгляд, есть проблема со стоком в душевых - очень частая проблема для всех хостелов. общую чистоту хозяева стараются поддерживать.

также опробованный хостел, который нам понравился, http://www.bedandbike.ru/
он новенький (правда, мы были там в конце апреля 2011), светлый, приятный.

рекомендуемый выше хостел пилау внешне мне не понравился, т.к. кажется, темным и оттого некомфортным.

еще могу рекомендовать http://www.applehostel.ru/ - там светло, но всё довольно компактно.

http://www.cubahostel.ru/rus_prices.htm

на самом деле, хостелов в СПб очень много, средняя стоимость места (кровати) в высокий сезон 700р./4х или 6ти местная комната. 10ти местная может быть по 600. кухня, ванная, туалеты общие.

хостелы находятся в центре, окраинные выбирать нет смысла.

да и вообще, http://www.hostelworld.com/search?search_keywords=St+Petersburg%2C+Russia&country=Russia&city=St+Petersburg&

в общем, удачи!)